Что на самом деле происходит на рынке косметики в РФ в этом году?

В прошлом году на долю отечественной косметической продукции, с учетом локализованных производств зарубежных брендов, приходилось около 38% рынка, «санкционные войны» существенно изменили российский рынок. Из общего числа «недружественных» стран только США на законодательном уровне ввели ограничения на продажи косметики в Россию, а восьмой пакет санкций, принятый ЕС, ограничил закупки из России косметики, но не запретил ее поставки в нашу страну. Однако возникшие после февральских событий логистические проблемы, сложность осуществления трансграничных платежей из-за санкций в отношении ряда российских банков, а также отказ ряда ведущих косметических брендов поставлять свою продукцию в Россию создали стимулы для импортозамещения в отрасли. Положительную динамику демонстрирует выпуск уходовой косметики, который за 9 месяцев 2022 года увеличился на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но есть и отрицательное виляние санкций: российская косметическая отрасль закупает из-за рубежа около 5 тыс. наименований сырья, используемого в производстве косметики. Несмотря на то, что большинство каналов закупок удалось переориентировать на Индию и Китай, зависимость от импорта сырья из ЕС остается высокой. По этой причине многие отечественные производители косметики вносят изменения в рецептуру и меняют ассортимент выпускаемой продукции, отдавая предпочтения органическим ингредиентам.

Будут ли дороже теперь товары вернувшихся топ-брендов, каков будет ассортимент на прилавках и в косметичках женщин России?

Люксовые бренды косметики с уходом из России потеряли около 10% своей выручки, что на фоне надвигающейся на Европу рецессии и снижения потребительского спроса из-за разразившегося энергетического кризиса для них практически невосполнимо. Поэтому возвращение пяти из ранее ушедших топ-брендов объясняется стремлением не только вернуть занимаемые ранее позиции на российском рынке косметики, но и занять ниши, освобожденные конкурентами.

Запрет параллельного импорта продукции этих брендов позволит оградить покупателей от контрафакта, но ожидать существенного снижения цен на люксовую косметику не следует.

Параллельный импорт, который отменили теперь, как будут сбывать?

Когда антироссийские санкции только обсуждались, продавцы люксовой косметики активизировали закупки, заполнив склады в России на следующие полгода. Поэтому параллельный импорт еще не полностью выместил с полок магазинов косметики сделанные ранее запасы. При этом Минпромторг не запрещает продавать ввезенную через параллельный импорт продукцию, однако через три месяца ее можно будет легально ввезти в Россию только по лицензии от правообладателя.

А что в этом году происходит с российским косметическим производством на фоне санкций и в сложившихся условиях «волатильного» импорта?

Эффект импортозамещения в косметической отрасли весьма заметен. За 9 месяцев 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более чем в пять раз увеличилось производство лосьонов для ухода за кожей лица и в 2 раза – за кожей тела, в 3,3 раза повысился выпуск уходовой косметики для макияжа, на 74% - кремов для бритья, на 27% – средств для очистки кожи и на 13% – кремов для ног.

Тем не менее, разрыв цепочек поставок сырья для производства косметики из-за санкций привел к тому, что выпуск отечественных пудр за 9 месяцев 2022 года упал в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство шампуней и кремов для лица сократилось на четверть. Падение объемов выпуска наблюдалось и в производстве кремов для рук на 10%, детских кремов – на 11%, средств для макияжа губ и глаз – на 4%.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Известия»

Автор материала
Анна Крысина
Директор практики Финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты