По Вашим оценка, часто ли бывают такие ситуации, когда предприятие, столкнувшись с невозможностью закупить оборудование, пытается его заместить, открыв собственное производство?
Правительство активно стимулирует импортозамещение, софинансируя проекты создания отечественных производств аналогов импортного оборудования и комплектующих. Для этих целей предоставляются льготные инвесткредиты по ставке 3-5% годовых, что делает их весьма привлекательными для бизнеса. Поэтому замещение импортного оборудования и комплектующих только начинает набирать обороты.
Более 1,5 тыс. проектов импортозамещения в России уже завершены и сегодня активно реализуются новые. Пермский машиностроительный завод наладил производство компонентов к российскому самолетному двигателю ПД-14. МПО ВИНТ запустил серийное производство отечественных винторулевых колонок.
В Московской области, например, порядка 270 проектов, из которых в 2024 году будет запущено 80. Многие из них сосредоточены, в том числе, в IT-сфере, фармацевтике, электронике и легкой промышленности, на машиностроение приходится около 20 проектов с объемом инвестиций 39 млрд руб.
Часто в контрактах прописывается конкретное оборудование. Сейчас, когда многие виды иностранного оборудования не доступны, может ли поставщик просто так взять и заменить какие-то компоненты этого оборудования на собственные разработки или компоненты из дружественных стран?
Механизм обратного инжиниринга в России не применяется и по действующему законодательству нарушает авторские права. Изменения в техническую документацию может вносить только владелец торговой марки, но большинство иностранных компаний, ушедших из России, на это не идут.
Российские компании, столкнувшиеся с отсутствием оригинальных запчастей, для их замены пытаются использовать аналоги отечественного производства или закупают недостающие комплектующие в Китае. В ремонте используемого в производстве промышленного оборудования такое возможно. Однако есть нюанс, связанный с соблюдением требований безопасности при эксплуатации оборудования, установленных Таможенным союзом и Ростехнадзором. В соответствии с регламентами в ремонте должны использоваться только оригинальные запчасти, в противном случае компании может грозить штраф.
Другая ситуация наблюдается, когда проводится замена комплектующих, не согласованная с владельцем торговой марки, в оборудовании, предназначенном для перепродажи. В таком случае, новая деталь меняет характеристики оборудования и отличает его от оригинала, что законодательство считает фальсификатом. Поэтому компании, осуществляющие ремонт оборудования для продажи с использованием неоригинальных комплектующих, сталкиваются с исками о нарушении авторских прав.
В настоящее время российские законодатели работают над предоставлением возможности использования неоригинальных запчастей в ремонте импортной техники и оборудования, но пока новация обсуждается только в отношении иностранных автомобилей. Если закон изменится, то в перспективе он может распространиться и на другие сферы, включая промышленное оборудование.
Сколько времени занимает вывод на рынок собственной разработки? «Мовен НН» заявил, что освоил производство кожухотрубных конденсаторов в морском исполнении с тепловой нагрузкой 20 и 40 кВт. Сколько времени требуется, чтобы вывести эту разработку на рынок?
Разработка технической документации на новое оборудование, создание опытных образцов и их тестирование требует значительных затрат времени - от 1 до 3 лет, в зависимости от уровня сложности оборудования. Господдержка инвестпроекта и задействование усилий Минпромторга помогает существенно сократить сроки госрегистрации документации.
Много времени уходит на модернизацию производства или запуск нового. Некоторые проекты в этой сфере не доходят вовремя до завершения из-за возникших проблем. Кризисные явления последних лет вынуждают компании замораживать строительство и откладывать. Поэтому сроки от разработки нового оборудования до запуска серийного производства могут быть довольно длительными.