Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Актуально
7 января 2021 года завершился период действия моратория на банкротства. О результатах действия правового механизма и возможных последствиях – в консультации специалистов практики Налогов и права.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 307-ФЗ в части оснований для проведения обязательного аудита. Об основных нововведениях и корректировках – в консультации экспертов практики Аудита.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
Проект нового регламента выдачи разрешений на…

Проект нового регламента выдачи разрешений на привлечение труда иностранцев

03 Февраля 2017

В связи с чем решено пересмотреть регламент?

Утверждение нового регламента, прежде всего, обуславливается произошедшей передачей функций ФМС, в связи с ее упразднением, структуре МВД России. Помимо того, что решаются вопросы межведомственного взаимодействия, централизация процессов выдачи разрешений и последующего контроля, упрощает саму процедуру легализации привлечения труда иностранных граждан, а также закрывает коррупционные лазейки и повышает уровень контроля за нелегальной миграцией.


Почему это решили сделать именно сейчас?

Сегодня Россия занимает второе место в мире по числу находящихся на ее территории мигрантов, численность которых составляет 7% от всего населения России. Число желающих въехать в Россию увеличилось по сравнению с прошлым годом на 80%. Поэтому усиление контроля за деятельностью трудовых мигрантов, особенно на волне борьбы с терроризмом, является чрезвычайно актуальным.

Наблюдаемый сегодня в европейских странах миграционный кризис, вызванный неспособностью этих стран адаптироваться к наплыву беженцев, пока еще серьезно не проявился в России. Но упразднение ФМС, расширение функций МВД в контроле за мигрантами, а соответственно и введение нового регламента выдачи разрешений на привлечение труда иностранцев, является важной превентивной мерой, способной не допустить развития миграционного кризиса в России.


Упростят ли такие меры процесс получения разрешений?

Регламент по сути не меняет самого процесса получения разрешений, кроме введения новой формы заявлений. Но процесс объединения ФМС и МВД способен существенно упростить выдачу/продление разрешений на привлечение труда иностранцев, для работодателей, сократив сроки рассмотрения этих заявлений.


Насколько сильно поменяется порядок их оформления?

Порядок оформления разрешений на привлечение труда иностранцев существенно не изменится, так как все механизмы, ранее существовавшие в ФМС, полностью перешли под управление МВД, вместе с сотрудниками.


Что думаете по поводу отмены печатей? Не увеличится ли количество фиктивных обращений от работодателей?

По новому регламенту Заявителю не придется заверять документы и их копии печатью, но и в действующем регламенте, печать ставилась лишь при ее наличии. Т.е. на количество обращений этот факт не будет оказывать влияния, так как сам перечень документов практически не изменится.


Какие предположения по поводу новой формы заявления? Будет ли она пересмотрена?

Вряд ли следует ожидать существенных изменений в форме заявления, кроме изменения «шапки», где вместо ФМС, будет поименован соответствующий орган МВД.


Чтобы хотелось изменить в существующем формате?

Существующий формат работы с трудовыми мигрантами в основном нацелен на выходцев из СНГ, которые формируют около 70% трудовых мигрантов. Поэтому от них сегодня требуется знание русского языка, истории и основ российского законодательства. Но работодатель не всегда заинтересован в русскоговорящих работниках, что создает основу функционированию коррупционных схем получения свидетельств о сдаче экзаменов.

Кроме того, существует серьезная проблема доступности услуг получения/ продления разрешений на работу для иностранцев в районах, удаленных от подразделений миграции территориальных органов МВД. Т.е. за разрешением работодателю и самому мигранту приходится неоднократно ездить в областной центр, что часто приводит к нарушению сроков, а соответственно к депортации добросовестного работника. Обеспечение доступности услуг в населенных пунктах по месту пребывания работодателя и мигранта, могло бы способствовать существенному сокращению числа нарушений действующего миграционного законодательства.


Позволят ли данные меры решить существующие проблемы с получением разрешений?

Если разрешения на привлечение труда иностранных граждан будут выдаваться непосредственно в населенных пунктах пребывания работодателя и мигранта, то процесс получения разрешений станет намного проще. Соответственно сократится число нелегальных мигрантов, а также повысится эффективность контроля соблюдения миграционного законодательства в каждом муниципальном образовании. Возможно произошедшее объединение ФМС и МВД в перспективе позволит сделать услуги получения/продления разрешений более доступными.


Чтобы хотелось добавить в новый регламент?

Текущий регламент, так же, как и новый, не затрагивает вопросов социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, помимо необходимости получения сертификата по сдаче экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства. Также низкий уровень информированности о механизмах действия, приостановления действия разрешений на привлечение труда иностранных граждан. зачастую является основной причиной нарушения законодательства для предприятий, привлекающих трудовых мигрантов.

Кроме того, участие многофункциональных центров предоставления госуслуг также ограничено лишь информационной функцией, хотя именно этот центр мог бы выступить посредником между МВД и работодателями, а также мигрантами в процессе выдачи/продления разрешений. Это бы полностью исключило коррупционную составляющую этих услуг, а также упростило бы механизм получения/продления разрешений, сделав его доступным «в одном окне».


Какие меры по-вашему – излишни? Что нужно пересмотреть?

По нашему мнению, существующий сегодня механизм сертификации знаний русского языка, истории и основ российского законодательства для трудовых мигрантов должен быть полностью пересмотрен и заменен эффективными системами их социальной и культурной адаптации.

Например, сегодня трудовой мигрант, приехавший на работу в отдаленный район любого из российских регионов. не может легально получить такой сертификат, так как аккредитованные обучающие центры практически все расположены в административных центрах субъектов федерации. Процесс адаптации может потребовать нескольких месяцев, а это невозможно при такой удаленности от места работы. Поэтому такой мигрант вынужден искать возможность приобретения «липового» сертификата.

Опыт развитых стран показывает, что наиболее приемлемой формой адаптации трудовых мигрантов является создание специализированных курсов в местах их проживания, что позволяет трудовому мигранту учиться и работать одновременно. Такой подход делает процесс адаптации более эффективным.


Как вы оцениваете перспективы принятия законопроекта? Высока ли вероятность?

Учитывая, что законопроект не вводит никаких особенных новшеств, и обусловлен лишь структурными преобразованиями ведомств, препятствий на пути к его принятию, скорее всего, не будет. Однако данный регламент несовершенен, поэтому в ближайшей перспективе ждем внесение в него существенных изменений, продиктованных практической целесообразностью их внедрения.


Как вы считаете, не будет ли следующим шагом – пересмотр квот по найму иностранцев?

Система квот с 2015 года постепенно заменяется патентной системой, при которой мигранты, обладающие патентами, имеют те же права в трудоустройстве, что и российские граждане. Квотирование применяется лишь для работников из стран, с которыми установлен визовый режим и число таких квот постепенно сокращается. На снижение количества квот в регионах сказывается также то, что сейчас нет необходимости получать квоту на привлечение высококвалифицированных работников, а также по бесквотным специальностям. Поэтому в ближайшей перспективе мы не ожидаем существенного пересмотра квот по найму иностранцев.


Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ№» (GGI), журнал «Расчет»

Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Другие публикации экспертов

Линара Хабирова
Руководитель отдела юридического сопровождения
7 января 2021 года завершился период действия моратория на банкротства. О результатах действия правового механизма и возможных последствиях – в консультации специалистов практики Налогов и права.
Александр Силаков
Руководитель практики Налогов и права
Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля, которая привлекает все большее внимание бизнеса. Так, с начала текущего года к системе присоединились более 100 предприятий. О выгодах и рисках новой формы взаимодействия с налоговыми органами – в консультации специалистов практики Налогов и права.
Кузнецова Виолетта
Заместитель директора HR-департамента
Распространение COVID-19 вынудило бизнес перевести своих сотрудников на удаленную работу. Действующим законодательством порядок перевода работников на дистанционку не был определен, однако с начала следующего года вступят в силу изменения. Подробнее о новых правилах дистанционной занятости – в материале Виолетты Кузнецовой, Заместителя руководителя HR-департамента Группы.
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта