В ноябре крупнейший производитель подсолнечного масла в России — «Юг Руси» - перешел под контроль московского ООО «Ресурс», которое связывают со структурами владельца «Агрокомплекса» им. Н. И Ткачева, экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева.
По вашим оценкам, насколько активы «Юга Руси» привлекательны и интересны и с чем вы связываете их продажу? Кто, по вашему мнению, был больше заинтересован в сделке – покупатель или продавец и почему?
В сентябре прошлого года «Юг Руси» избавился от 200 тыс. га земельных активов в Ростовской области, Краснодарском крае и Волгоградской области, назвав их непрофильными. В то время как в мае 2023 года компания собиралась приобрести племенной завод «Комсомолец», являющийся владельцем крупнейшего в Забайкалье банка сельхозземель площадью 188 тыс. га. Возможно, сделка по приобретению «Юга Руси» структурой, связанной с «Агрокомплексом им. Н.И. Ткачева» объясняется стремлением перевести бизнес на Дальний Восток, став ближе к покупателям из стран АТР.
Активы «Юга Руси» весьма привлекательны для «Агрокомплекса», и позволит диверсифицировать продуктовый портфель не только в оптовой, но и в розничной торговле, осуществляемой им через собственную торговую сеть.
Как оцениваете возможную стоимость сделки? Если создавать такой бизнес, как у «Юга Руси» с нуля, какие бы потребовались инвестиции?
Экономисты оценивают стоимость сделки в 40 млрд. руб., но нет сведений о том, конкретно какие активы перешли новому владельцу, а какие были выведены в другую структуру. Но если предположить, что бывший владелец планирует создать новый бизнес в ДФО с нуля, включающий полный цикл от выращивания масличных культур до реализации на экспорт фасованного масла, то указанной суммы хватит на строительство и запуск двух-трех заводов, вместо имевшихся девяти.
На ваш взгляд, насколько сложны в проведении такого рода сделки и видятся ли какие-то возможные специфические нюансы именно по этой сделке?
«Юг Руси» специализируется на производстве растительного масла, другие бизнесы, входящие в структуру, являются для компании сопутствующими либо вовсе непрофильными. В то время как «Агрокомплекс», изначально выстраивался, как многопрофильная структуру, объединяющая полный цикл от растениеводства и животноводства до переработки и реализации сельхозпродукции оптом и в розницу. Приобретая активы «Юга Руси», новый владелец имеет возможность в достаточно короткий срок встроить их в работу своего холдинга.
Как оцениваете потенциальные сложности интеграции бизнеса «Юга Руси» в структуру «Агрокомплекса», учитывая масштабы бизнеса? Не видится ли потенциальных рисков потери управляемости, в частности из-за необходимости новых компетенций (в таком масштабе переработкой масличных «Агрокомплекс» ранее не занимался)?
У «Агрокомплекса» не должно возникнуть проблем с присоединением производителя растительных масел, так как у компании уже есть накопленный опыт в развитии своей вертикально интегрированной структуры еще и в горизонтальном направлении, активно расширяя продуктовый ассортимент. В данном случае объектом сделки является успешно функционирующая компания, непрерывно модернизующая производство, полностью обеспеченная требуемой складской и транспортной инфраструктурой. Поэтому сложностей со встраиванием нового бизнеса не должно возникнуть.
В целом, на ваш взгляд, нет ли рисков снижения управляемости в «Агрокомплексе», учитывая то, как активно расширяется компания за счет сделок?
Активное расширение за короткий срок не приведет к снижению управляемости, если новые структуры смогут встраиваться по наработанной схеме, опираясь на имеющийся опыт. Множество бизнесов, успешно работающих под управлением «Агрокомплекса», свидетельствует о наличии такого опыта.
Какой вам видится синергетический эффект для «Агрокомплекса» от этой сделки?
Даже если бизнесы разные, но сконцентрированы водной сфере, то они способны гармонично дополнять друг друга, тем самым обеспечивая синергию. Например, являясь одним из лидеров на мясомолочном рынке и в производстве сахара, «Арокомплекс» владеет одним из крупнейших в России земельным банком, имеет разветвленную розничную торговую сеть, 90% товаров которой представлены продукцией компании. Встраивание в вертикальную структуру еще одной цепочки, берущей начало в выращивании масличных культур и заканчивающейся реализацией растительного масла в магазинах собственной сети, поможет «Арокомплексу» расширить ассортимент, сгенерировать добавленную стоимость по всей цепочке, повысить выручку и прибыль.
По вашим оценкам, насколько сильные бренды у «Юга Руси» и стоит ли новому владельцу попробовать расширить линейку брендов за счет выведения нового?
Бренд подсолнечного масла должен обеспечить популярность у покупателя. В этом смысле большинство брендов «Юга Руси» достаточно сильные. С другой стороны, бренд подсолнечного масла может также играть на повышение популярности торговой сети, его продающей, и для этого «Агрокомплексу» имеет смысл диверсифицировать линейку брендов, добавив в него свой собственный.
Если говорить о других сделках структур «Агрокомплекса», проведенных в последнее время, можете ли выделить какую-то как самую интересную/ наиболее перспективную с точки зрения синергии и т.п.?
С точки зрения синергии наибольшую эффективность обеспечивает сделка по приобретению у «Юга Руси» банка земли сельхозназначения, позволяющая обеспечить сырьем производства, интегрированные в структуру «Агрокомплекса». Большие площади позволят проводить сев, ориентируясь на изменение структуры производства и рыночной конъюнктуры.
В то же время развитие собственной розничной торговой сети «Агрокомплекс Выселковский», включающей уже 590 магазинов, позволяет завершить вертикальную интеграцию и получить синергию не только на этапе производства, но и в сбыте продукции.