Минфин России разъясняет, что его письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами (НПА) вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам и пр. руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области (письмо Минфина России от 24 июля 2019 г. № 03-02-08/55114).
Также отмечается, что зачастую опубликованные разъяснения Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного ответа.
Кроме того, распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (и пр.) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.
При этом выполнение налогоплательщиком (и пр.) письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса (о неначислении пени).
По мнению Минфина России, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям, а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. При этом такие разъяснения также не являются НПА, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для НПА.
Комментирует Мария Тимербаева, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
Вопрос об источниках права является одним из ключевых в правоприменительной практике. В российской правовой традиции на содержание налоговых правовых норм также влияет Минфин РФ посредством письменных разъяснений норм НК РФ. В своих разъяснениях финансовые ведомства не раз подчеркивали информационно-разъяснительный характер своих писем. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. При этом данные письма не ограничивают применение норм законодательства в трактовке, отличающейся изложенной в письмах.
Вместе с тем подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина, однако это касается не всех писем, а лишь тех, которые адресованы ФНС в рамках координации и контроля деятельности налоговой службы. К таким разъяснениям, по мнению Минфина, не относятся письма, адресованные налогоплательщикам по их запросам. Налоговые органы в ходе осуществления своей деятельности руководствуются разъяснениями финансовых ведомств, заставляя налогоплательщиков исполнять их неукоснительно. Однако суды не всегда поддерживают позицию налоговых органов, которые ссылаются на разъяснения Минфина России.
Так, например, обращаем внимание на прецедентное судебное решение: организация освобождается от уплаты пеней и штрафов, если она руководствовалась письменными разъяснениями Минфина России. При этом не имеет значения, кому были адресованы письма — данной организации или иному налогоплательщику. Данную позицию выразил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.04.19 № А32-1410/2018.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «ГАРАНТ»