В последние годы в России произошло множество изменений в системе образования, особенно в контексте международных образовательных программ, которые занимали достаточно большой сегмент как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях.
Образование в России, независимо от ступени, на которой вы находитесь: дошкольное, школьное, профессиональное, высшее, регулируется Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются принципы образования и система образовательных учреждений, основные программы, политика государства в отношении образования, его тенденции.
Решения Генеральной прокуратуры РФ: последствия для международных образовательных программ
До этого года образование в РФ строилось на принципах свободы выбора получения образования, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования.
Также в законе указано, что система образования в России направлена на взаимодействие с системами образования других государств и международного сотрудничества в сфере образования на равноправной и взаимовыгодной основе.
И до настоящего момента действительно российские школьники и студенты высших учебных заведений имели возможность не просто изучать иностранные языки, а получать образование в рамках международных программ, чтобы при желании переход в зарубежный университет был простым и понятным, основанным на общепринятой системе, без сдачи дополнительных экзаменов.
Этот подход обеспечивался несколькими способами. Во-первых, с 2003 года Россия была участником так называемой Болонской системы, которая является унифицированной международной системой образования, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Участие в ней позволяло студентам без верификации документов и специальных экзаменов, за исключением экзамена на знание иностранного языка, чаще всего IELTS, TOEFL (экзамены по английскому языку, о которых мы поговорим чуть позже), поступать в магистратуру, аспирантуру или переходить внутри первой бакалаврской ступени. Критерии оценивания были универсальными и понятными в любой точке мира.
В системе школьного образования была очень популярна программа Международного бакалавриата (International Baccalaureate), штаб-квартира которой находилась в Швейцарии. Это некоммерческая международная образовательная организация, обучение по программам которой ведется во всех странах мира на трех базовых языках: английский, французский, испанский и национальном языке страны, в которой находится школа. В России программа Международного бакалавриата реализовывалась на базе общеобразовательного российского стандарта. После окончания 11 класса выпускники получали сразу два диплома: российского образца и международный. Возможности абитуриентов Международного бакалавриата безграничны, более 5 000 мировых университетов открывают перед ними двери. В 2022 году в России функционировало более 50 школ международного бакалавриата.
Однако в течение этого лета произошли изменения, которые ознаменовали окончание периода международного образования в России.
05 июня 2025 года Решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации деятельность международной организации The British Council (Британский совет) признана нежелательной на территории РФ. Это британская структура, которая среди прочего занимается организацией экзамена IELTS — одного из самых популярных тестов по английскому языку. Это решение привело к запрету на сотрудничество с этой организацией и, соответственно, на получение любых аттестаций и сертификатов, выданных этой организацией.
25 августа 2025 года Решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации деятельность неправительственной организации International Baccalaureate (Швейцария) признана нежелательной на территории России. Это произошло за неделю до начала нового учебного года, когда и сами школы, и ученики готовились к финальному году к сдаче выпускных экзаменов, когда уже выбраны зарубежные университеты и программы, подготовлены документы для рассмотрения.
«Нежелательный» статус означает, что в России запрещена любая деятельность организации. За сотрудничество с ней граждане могут понести наказание — административное или уголовное.
Переход к новой системе образования: что ждет российские университеты?
При этом следует отметить, что уже с марта 2022 года на территории России было приостановлено проведение любых экзаменов с сертификацией иностранными организациями таких как IELTS, TOEFL, A-level и других международных экзаменов. Но до июня этого года любой желающий при необходимости получения такого сертификата (он нужен при поступлении в университет, оформлении на работу в иностранную компанию, получении рабочей визы) мог зарегистрироваться и сдать экзамен в любой ближайшей стране: Грузии, Армении, Казахстане.
Сегодня сдача экзамена и получение сертификата IELTS — административное правонарушение за сотрудничество с запрещенной в России организацией, штраф за которое составляет 15 000 рублей. Но для того, чтобы быть допущенным к экзамену, его необходимо оплатить, а это уже уголовное правонарушение, а именно финансовое взаимодействие с нежелательной организацией, которое по статье 284.1 УК РФ может повлечь наказание от штрафа уже в до 500 000 рублей до лишения свободы до 5 лет. При этом не имеет значения, где вы произвели эту оплату и где сдавали экзамен. Если вы — гражданин РФ, то несете ответственность по законодательству РФ.
Та же ситуация сегодня разворачивается и в российских школах. Школьные учреждения, которые совместно с российской программой преподавали и программу международного бакалавриата, срочно отказываются от всех международных программ, которые считаются нежелательными теперь на территории Российской Федерации организациями. Школы изымают учебники и все материалы, связанные с этими программами. Университеты, которые раньше освобождали студентов с сертификатом IELTS или TOEFL от прохождения программы по английскому языку (оценка зачитывалась в диплом автоматически), изымают эти сертификаты и переводят студентов на стандартный экзамен. Что будет с университетскими программами двойных дипломов, тоже неизвестно.
Все эти решения вызывают значительное беспокойство среди студентов и преподавателей всех образовательных учреждений, ведь профессиональное и тем более научное развитие невозможно без участия в международном научном сообществе. В настоящий момент многие студенты, рассчитывающие на продолжение образования в международных университетах вынуждены отказаться от своей мечты. Она больше не доступна только потому, что просто за сдачу экзамена по английскому языку можно попасть под административное или даже уголовное наказание.
В России в настоящий момент реализуется программа национального образования, которая была принята после отказа от Болонской системы, унифицированной международной системы образования, состоящей из бакалавриата и магистратуры. В России эта система применялась с 2003 по 2022 год. Болонская система всегда рассматривалась в РФ как спорная, не отвечающая всем потребностям российского рынка труда и экономики, но она была необходима для плавного перехода студентов для продолжения обучения в иностранных университетах.
С 2026 года все российские вузы перейдут на новую систему образования, которая будет состоять из трех уровней:
- Базовое высшее образование (4–6 лет): заменит бакалавриат и магистратуру. Длительность обучения будет зависеть от направления. Так, например, инженеры и юристы будут учиться 5–6 лет, IT-специалисты — 4 года.
- Специализированное высшее образование (1–3 года): дополнительная подготовка после базового уровня.
- Аспирантура сохранит продолжительность обучения без изменений в течение трех лет.
В этом году уже часть российских вузов ввела новую программу в действие, но те студенты, которые начинают свое образование в 2025 году будут учиться по смешанной системе. Последнее поколение бакалавров и магистров поступило в прошлом году и выпустится в 2028–2030 годах.
Будущее образования и международные возможности для студентов России
Время покажет, была ли необходимость в столь резкой отмене привычных экзаменов, возможности молодых специалистов подтверждать свой уровень знания языка без опасений быть привлеченными к административной и уж тем более уголовной ответственности. Но попасть в международный образовательный и научный кластер станет теперь намного сложнее.
Конечно, с развитием онлайн-образования расширился выбор и дистанционных курсов для изучения английского языка. Студенты могут воспользоваться программами, предоставляемыми зарубежными университетами или сертифицированными школами, многие из которых принимают вместо IELTS альтернативные тесты, такие как TOEFL или Cambridge English. Однако хотелось бы надеяться, что закрепленное в Конституции и Законе об образовании право на свободу выбора образования не будет ограничено административно-уголовными мерами.