
В 2017 году большинство компаний обязаны перейти на он-лайн кассы
С 1 февраля 2017 можно регистрировать только он-лайн кассы. То есть кассы, которые в режиме реального времени передают налоговикам по сети Интернет сведения о совершенных продажах. С 1 июля 2017 года нельзя применять старые кассы. Исключение – компании и ИП, которые оказывают услуги или платят ЕНВД или находятся на патенте. С 1 июля 2018 года он-лайн кассы обязательны для всех.
Основание. Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ.
Последствия. Нужно заложить в бюджет расходы на он-лайн кассы. Покупка одной он-лайн кассы обойдется примерно в 20 тыс. руб., модернизация старой – в 10 тыс. руб. Еще около 3 тыс. руб. в год нужно платить за услуги оператора связи.
Комментарий:
Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ изменил порядок применения ККМ для организаций и предпринимателей. Рассмотрим изменение этого закона для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения.
Во-первых, переход будет постепенный. На основании п 3, ст.7 Закона №290-ФЗ, можно добровольно применять ККТ нового образца с 15 июля 2016 года.
Вторая дата 1 февраля 2017 года. ККТ, зарегистрированный до этой даты в налоговом органе, перерегистрируется и снимается с учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 года (Закон №54-ФЗ).
А вот регистрация (перерегистрация) ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных электронного кассового чека (бланка строгой отчетности), с 1 февраля 2017 года не допускается.
Но это не предполагает освобождение организации и предпринимателей от необходимости выдавать покупателям бумажные чеки. Чек по желанию покупателя может быть выслан ему на электронную почту.
В связи с этими изменениями необходимо запланировать замену техники. На это у организаций еще есть время.
С 2017 года взносы будут администрировать налоговики
С нового года проверять и взыскивать страховые взносы будут налоговики. По сравнению со специалистами фондов у инспекторов больше опыта в проверках, анализе данных, судебных спорах. Поэтому эффективность сбора взносов вырастет. Тем более, что ФНС России уже рекомендовала подчиненным усилить работу зарплатных комиссий (письмо от 09.06.16 № ЕД-4-15/10246).
Основание. Глава 34 НК РФ.
Последствия. Переплату взносов по состоянию на 1 января нельзя будет зачесть. Компании придется разбираться с фондом по поводу возврата взносов, при этом текущие взносы придется платить уже по новым КБК. Это отвлечет оборотные средства компании, что нужно заложить в бюджет.
Недоимку по взносам налоговики будут взыскивать намного активнее специалистов фондов. В том числе путем принудительного списания с расчетного счета. Поэтому в бюджете нужно учесть расходы на погашение недоимок.
Во избежание доначислений нужно будет пересмотреть систему оплаты труда и отказаться от наиболее спорных выплат, которые ранее позволяли экономить на взносах. Это также увеличит нагрузку на компанию.
Комментарий:
Сложным может оказаться рубеж 2016-2017 года. Переплату налога в данном случае зачесть не получится. А возвраты денежных средств из фондов всегда занимали время. Поэтому у компаний еще есть время сверить расчеты и платежи с фонда и провести корректировку перечислений.
Так как ФНС только с 1 января 2017 года начнет выполнять функции по администрированию страховых взносов в ПФР и ФСС (кроме взносов «на травматизм»), то отчетность и «уточненки» за 2016 год нужно будет сдать в свои отделения ПФР и ФСС.
С 2017 года сведения персонифицированного учета будут представляться как в ИФНС, так и в ПФР. Причем, правило предоставления отчетности не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, действует и на Единый расчет по страховым взносам (сведения персонифицированного учета входят в состав расчета), предоставляемый ФНС.
При этом срок предоставления СЗВ-М изменен. Теперь на подготовку дается не 10 дней, а 15.
Срок уплаты взносов останется прежним – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
В свете этих изменений и контроля за начислением и уплатой налога со стороны ИФНС нужно пересмотреть систему оплаты труда. Подача корректировочного расчета всегда может стать поводом для внеочередной проверки ИФНС.
Лимиты по упрощенке вырастут
С 2017 года лимит по выручке для упрощенке вырастет с 79,74 млн руб. в до 120 млн руб. Это позволит большему количество организаций применять спецрежим. Лимиты для перехода на него также вырастут с 59,805 млн руб. до 90 млн руб.
Основание. Федеральный закон от 03.07.16 № 243-ФЗ, проект приказа Минэкономразвития (regulation.gov.ru).
Последствия. Необходимо пересмотреть денежные потоки между компаниями одной группы. Из-за повышения лимитов упрощенцы смогут прогонять через себя большие обороты, соответственно, меньше спецрежимников понадобится группе компаний для получения экономии.
Комментарий:
Внесенные поправки в главу 26.2 НК РФ Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ предполагают:
Во-первых, повышение лимитов доходов (п. 4, 5 ст. 2 Закона № 243-ФЗ). Предельная величина дохода для целей:
- перехода на УСН – 90 млн руб.;
- продолжения применения УСН – 120 млн руб.
Во-вторых, применение коэффициентов-дефляторов, действие которых до 01.01.2020 (ч. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ) приостановлено. Причем на 2020 год данный коэффициент установлен в размере 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).
Таким образом, полагаем, для предприятий с 2017 года для перехода на УСН необходимо руководствоваться предельным размером дохода, который с учетом индексации действует в текущем 2016 году и который не превысит 59 805 000 руб. (45 000 000 руб. x 1,329), а лимит в размере 90 млн руб. организация должна учитывать при переходе на «упрощенку» с 2018 года.
1,329 – Коэффициент-дефлятор (установлен на 2016 год приказом Минэкономразвития).
Что касается дохода, ограничивающего право на применение УСН, то:
- в 2016 году право на УСН утрачивается, если доходы за отчетный или расчетный период превысят 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,329);
- в 2017 году и последующие периоды до 2020 года (включительно) право на УСН утрачивается, если доходы за отчетный или расчетный период превысят 120 000 000 руб.
Ужесточают правила работы с контролируемыми иностранными компаниями
С 1 января 2015 года действует особый порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (гл. 3.4 НК РФ). Теперь Госдума рассматривает проект, согласно которому транснациональные компании с выручкой в 50 млрд руб. должны раскрывать ФНС сведения об активах, численности работников, выручке, расходах и налогах каждого участника группы. Это позволит налоговикам проконтролировать прибыль. Проект предполагают утвердить к концу 2017 года. Аналогичные проекты рассматривает и Евросоюз, намереваясь ввести их в действие к концу 2018 года.
Основание. Проект.
Последствия. Необходимо перепроверить маршрут денежных потоков между участниками группы. Его нужно изменить так, чтобы у налоговиков не возникло оснований для претензий. Для этого есть еще год.
Комментарий:
Ужесточение правил работы с КИК идет последовательно.
Согласно изменениям, внесенным этим законом в Налоговый кодекс РФ, налогоплательщики-резиденты РФ должны:
- в срок до 15 июня 2015 года уведомить налоговые органы об участии в иностранных организациях (если доля такого участия превышает 10%). В уведомлении раскрывались сведения о владельце, порядке владения компанией и доле его участия;
- в срок до 20 марта 2017 года (и далее – каждый год) предоставить уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК), отражающее сведения по финансовой отчетности компании, на основании которой налоговый орган принимает решение, взимать налог в РФ или нет. К уведомлению должны прилагаться: финансовая отчетность КИК или, в случае отсутствия, иные документы; аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если обязательное проведение аудита такой отчетности установлено;
- в срок до 30 апреля 2017 года предоставить налоговую декларацию об уплате налога.
Штраф за непредставление уведомления о КИК или предоставление недостоверных сведений в уведомлении составляет 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 129 НК).
Во избежание штрафов по причине неправильного определения оснований возникновения КИК, а также неверной оценки прибыли КИК и, как следствие, неверного расчета сумм налога к уплате стоит обратиться к профессиональному консультанту.
Еще есть время пересмотреть сложившуюся систему учета и внести корректировки.
С 3 октября компания не вправе выдавать зарплату реже, чем через 15 дней
Новая формулировка статьи 136 ТК РФ обязывает компании выплачивать зарплату каждые полмесяца и не позднее 15 дней после окончания месяца. Если между выплатами будет больше 15 дней, то компанию могут оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).
С 3 октября компенсацию за задержку зарплаты надо считать по-новому: исходя из 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки вместо 1/300. В пересчете на годовые проценты плата за задержку составит 24,33% (10% : 150 х 365 дн.)
Основание. Статья 136 ТК РФ.
Последствия. Сокращение периодов между выплатами зарплаты потребует перестроить денежные потоки. При этом погашать временные разрывы в них за счет задержки зарплаты станет слишком дорого. Поэтому компании придется искать более дешевые источники средств.
Комментарий:
Требование выплачивать зарплату не реже, чем каждые пол месяца, сохраняется и после 3 октября (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). При этом необходимо быть внимательными с трудовыми договорами. Во многих стоит общая формулировка: «заработная плата выплачивается не позднее 10-го и 25-го числа каждого месяца». По такой фразе не понятно, что является авансом, а что – выплатой зарплаты.
Кроме того, выплата зарплаты 15 числа месяца может иметь подводные камни. Это автоматически делает дату выплаты аванса 30-м числом месяца. А в некоторых месяцах – это последний день. Как известно, НДФЛ с аванса можно не платить, а перечислять его с выплатой основной зарплаты, если аванс выплачивается до истечения месяца, за который он выплачивается. В рассматриваемом случае придется перечислять НДФЛ дважды, что может вызвать путаницу и вопросы у налоговых органов.
Оптимально – четко зафиксировать даты выплаты аванса и зарплаты в трудовом договоре. Например, выплата за первую половину месяца – 25 число, а вторая половина – 10 числа.
Не получится уменьшить прибыль на убыток прошлых лет в полном объеме
Сейчас компании вправе уменьшить текущую прибыль на убытки прошлых лет в полном объеме, но только в течение 10 лет (п. 2 ст. 283 НК РФ). С 2017 года прибыль вправе уменьшать только на 30%, хотя и в течение неограниченного периода времени.
Основание. Проект.
Последствия. Компании, у которых накоплен убыток прошлых лет, придется изыскивать средства для уплаты налога на прибыль. Вовсе не платить в бюджет уже не получится.
Комментарий:
Если проект примут, то выплаты налога на прибыль резко увеличатся. Это нужно учесть в планировании бюджета компании.
Вклады от учредителей надо будет включать в доходы в налоговом учете
Сейчас вклады учредителей на пополнение чистых активов не облагается налогом на прибыль (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). С 2017 года законодатели намерены отказаться от этой льготы. Тогда избежать уплаты налога на прибыль смогут лишь те учредители, которые владеют не менее 50% уставного капитала (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Основание. Проект на портале regulation.gov.ru.
Последствия. Придется пересмотреть механизм пополнения активов. Либо получать средства от учредителей с долей более 50% уставного капитала, либо платить налог. Это потребует корректировки бюджета.
Комментарий:
Потребуется корректировка бюджета. Придется пересмотреть механизм пополнения активов.
С 2017 года вырастут пени за просрочку уплаты налогов и взносов
Сейчас за несвоевременную уплату налогов и взносов с компаний взимают 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. То есть 12,17% годовых (10% : 300 х 365 дн.). Это дешевле многих кредитов, поэтому компании закрывали разрывы в денежных потоках тем, что специально опаздывали с уплатой налогов.
Теперь законодатели намерены увеличить ставку пеней: с 31 дня просрочки пени взыскивать по ставке 1/150. Стоимость денег возрастет до 23,33% годовых (10% : 300 х 30 дн + 10% : 150 х 335 дн).
Основание. Проект.
Последствия. Придется искать более дешевые источники средств: кредиты банков, отсрочки поставщиков и т.д. Их стоимость нужно заложить в бюджет. При этом потребуется перестроить денежные потоки, чтобы на день уплаты налогов на счету компании были деньги.
Комментарий:
В первую очередь, это должно увеличить контроль за планированием и расходованием денежных средств компании. Какими это средствами достигается: автоматизацией процесса планирования, гибкой системой перераспределения потоков, созданием резервов или поиском «дешевых» денег – это выбор компании.
Через два года вырастет нагрузка по страховым взносам
С 2019 года взносы на обязательное медицинское страхование вырастут с 5,1% до 5,9%. При годовом фонде оплаты труда в размере 60 млн руб. повышение взносов составит 480 тыс. руб. (60 000 000 руб. х 0,8%).
Основание. Проект изменений в пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 03.07.16 № 243-ФЗ.
Последствия. Необходимо за два года найти источники средств для уплаты повышенных взносов.
Комментарий:
Здесь можно сказать только одно: конечно нужно учесть увеличение налоговых выплат при планировании бюджета организации. Но, отслеживая изменения законодательства, можно открыть появившуюся возможность для снижения выплат по налогам. Например, использование понижающих коэффициентов. Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, выплачивают на сегодняшний момент страховые взносы в размере 14%.
Увеличится федеральный МРОТ
С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда составит 7800 руб. вместо 7500 руб. Новый размер повлияет на размер пособий.
Основание. Проект изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (правительство внесло в Госдуму)
Последствия. Придется увеличить фонд оплаты труда на 2017 год.
Комментарий:
Изменение МРОТ повлечет за собой и увеличение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и, соответственно, сумм налоговых отчислений. Подобное увеличение необходимо учесть в бюджете компании.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), ФСС «Финансовый директор»