
Система KPI сегодня внедряется не только на предприятиях, но и в госструктурах. По KPI оценивается работа губернаторов, работников региональных и городских администраций, и многих других госслужб. Использование этой системы планируется ввести также в деятельность правоохранительных органов. Для своих сотрудников KPI намерен внедрить и Банк России. Но даже у госструктур отмечено отсутствие единых методик и стандартов оценки KPI, и каждый орган устанавливает систему самостоятельно. Отсутствие каких-либо нормативов внедрения KPI в госслужбах может привести к тому, что этот инструмент будет использоваться не как стимул эффективной работы для рядовых сотрудников, а как механизм обоснования повышения заработных плат руководителям госструктур и их департаментов.
Результаты внедрения KPI в российском бизнесе подтверждают эффективность системы:
Рост продаж компаний, применяющих KPI, составляет около 10% благодаря достигаемому улучшению качества обслуживания клиентов;
Рост числа постоянных клиентов, снижение их оттока (практика показывает, что снижение оттока клиентов лишь на 5%, обеспечивает рост прибыли уже до 15%);
- Сокращение издержек обращения на 10-20%, опять-таки благодаря формированию портфеля постоянных клиентов и ускорению обработки каждой сделки;
- Существенное повышение производительности труда благодаря построению механизмов, способствующих росту мотиваций сотрудников;
- Рост конкурентных позиций бизнеса и пр.
Подавляющее большинство российских компаний либо уже применяют KPI, либо собираются ввести его в перспективе. Однако практика показывает, что система KPI в основном используется в качестве механизмов материального стимулирования производственного и сбытового персонала и практически не применяется в оценке эффективности работы других служб.
На многих предприятиях возможности применения этой системы для материальных поощрений сотрудников АУП ограничены установлением бонусов и надбавок при достижении запланированного финансового результата. Однако, такой подход лишь косвенно влияет на эффективность работы АУП и не является действенным стимулом для каждого в стремлении достичь этого результата. «За бортом» внедряемых в бизнесе KPI остаются, в том числе, финансовые службы. Основная проблема заключается в сложности определения критериев оценки эффективности работы руководителей и сотрудников планово-финансовых отделов, бухгалтерии и прочих подразделений финансовых служб.
В этой связи используются два основных подхода к разработке системы KPI:
функциональный – наиболее распространенный метод, основанный на оценке качества выполнения сотрудником своих функций. Такой подход применяется в большинстве случаев, он основан на четком определении профессиональных компетенций сотрудника и установлении критериев оценки эффективности их выполнения;
процессный – менее распространенный, но наиболее эффективный подход, позволяющий оценить вклад каждого участника производственного процесса в результаты его реализации. Этот подход имеет применение на предприятиях, имеющих возможность оценить результаты каждой сделки, например, в рекламном бизнесе, проектировании, консалтинге, оптовой торговле, сервисном обслуживании и т.д. При этом каждая сделка разбивается на этапы, а финансовый результат распределяется между сотрудниками, принимавшими участие в реализации этой сделки. Доля вклада финансовых служб в результаты сделки предусматривается исходя из осуществленных трудозатрат на реализацию каждого отдельного процесса и/или их комплекса.
Также часто встречается смешанный подход, в котором оценивается функционал каждого сотрудника, но также предусматриваются дополнительные бонусы за достижение предприятием определенного финансового результата. Такой подход, по нашему мнению, является оптимальным для разработки системы KPI для руководителей и сотрудников финансовых служб предприятия.
Сегодня система KPI для работников финансовых служб существует в основном на крупных и средних предприятиях. При этом размер бонусов за выполнение KPI составляет в среднем 25%-40% к фиксированной заработной плате.
Различается размер бонусов в отраслях и в регионах. В наиболее рентабельных сферах бизнеса – в строительстве, в торговле, в энергетике, в нефтегазовой отрасли и в финансовом секторе размер бонусов, рассчитываемых по KPI может составлять 50%-75% к фиксированной заработной плате. В то время как в других отраслях он едва достигает 20%-25%.
В Москве и Санкт-Петербурге размер вознаграждений, выплачиваемых по KPI для работников финансовых служб, в два раза выше, чем в регионах, и часто больше, чем фиксированная оплата.
Разброс в размере вознаграждения по KPI также наблюдается в зависимости от должности, занимаемой сотрудником. Наиболее высокие показатели надбавок, рассчитанных по KPI, у руководителей финансовых подразделений, более низкие – у рядовых сотрудников.
Однако общим для проанализированных практик применения KPI для работников финансовых служб является то, что фонд оплаты труда на предприятии существенно не меняется даже при использовании поощрительной системы, определяемой в зависимости от эффективности работы сотрудников. Система KPI чаще всего призвана эффективно перераспределить фонд заработной платы по известному принципу «от каждого по способностям, каждому по труду».
Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», FD.ru