За проверяемый налоговый период организация применяла УСН, при этом в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

Инспекцией были проведены камеральные проверки по результатам которых был доначислен налог, пени и штраф. Не согласившись с доводами проверяющих, организация обратилась в суд, однако суды всех инстанций не поддержали позиции налогоплательщика, а решения инспекции были признаны правомерными. Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации заявителю было отказано в передаче кассационной жалобы общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Тем не менее, организация обратилась в инспекцию о возврате излишне уплаченного налога, пеней и штрафа. Налоговый орган вынес решение об отказе в возврате налога в связи с тем, что переплата не подтверждена проверяющими (факт излишней уплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за проверяемый период не подтвержден камеральной налоговой проверкой).

Позицию налоговой инспекции поддержало УФНС России, оставив жалобу налогоплательщика без удовлетворения и указав, что доначисления по камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций по УСН за проверяемый период являются правомерными и подтверждены решениями судов. А значит, и основания для возврата излишне уплаченного налога отсутствуют, ведь это не подтверждено камеральными налоговыми проверками.

ФНС России согласилось с решением УФНС России и оставила жалобу налогоплательщика без удовлетворения. С текстом решения по жалобе можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России в разделе «Решения по жалобам».


Комментирует Марина Волохова, руководитель проектов налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

Прежде чем заявлять о возврате или зачете переплаты налогоплательщик, конечно, должен удостовериться, что переплата действительно существует. Для этого он вправе заявить налоговому органу о своей позиции относительно исчисления налога, в том числе и путем подачи исправленной или дополнительной «декларации». Ст. 78 НК РФ устанавливает процедуру на тот случай, если налоговый орган извещен о наличии переплаты, но налогоплательщик не выразил четко своего предпочтения: желает ли он вернуть излишне уплаченную сумму налога или зачесть ее как предстоящий платеж.

Согласно абз. 2 п. 3 ст.и 78 НК РФ налоговый орган, получив данные о возможной переплате, обязан назначить сверку налоговых платежей. По результатам сверки составляется акт. Он подписывается представителями налогового органа и налогоплательщика.

По смыслу пп. 3 и 4 ст. 78 НК РФ налогоплательщику в этом случае предлагается определить, желает он получить сумму переплаты или зачесть ее как предстоящий платеж. С учетом результатов сверки налоговый орган принимает соответствующее решение.

Таким образом, НК РФ предусматривает специальную процедуру разрешения вопроса о переплатах. Эта процедура должна применяться независимо от того, как налоговый орган получил сведения о переплате: из специального заявления или из «декларации» о переплате.

Налоговый Кодекс РФ не предусматривает проведения камеральных проверок в порядке ст. 88 НК РФ в отношении деклараций о переплате.

Согласно ст. 82 НК РФ камеральная проверка — это форма налогового контроля. Контроль проводится за выполнением налогоплательщиком своих обязанностей. Поскольку подача декларации о переплатах — право, а не обязанность налогоплательщика, то обоснованность требований налогоплательщика о возврате (зачете) переплат должна проверяться в рамках специально предусмотренных процедур, а не при налоговом контроле.

Стоит указать еще и на решения судебных инстанций, в которых суды указывают, что налоговый орган не вправе отказать в возврате налога на том основании, что в отношении поданной декларации проводится камеральная проверка.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.12.2013 по делу N А57-3806/2013 суд указал, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога проведение камеральной налоговой проверки. Право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля не влечет безусловного отказа в возврате сумм излишне уплаченных налогов.

Аналогичные выводы содержат: Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2009 по делу № А55-12407/2008; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу № А26-2386/2008; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 по делу № А26-2387/2008.




Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «ГАРАНТ»

Вам также может быть интересно:

Автор материала
Марина Волохова
Руководитель проектов Налогового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты