В рамках ФСБУ 28/2023 инвентаризация включает в себя проверку достоверности добавочного капитала как источника финансирования деятельности организации (подп. «б» п. 4, пп. «в» п. 18 ФСБУ 28/2023). Добавочный капитал — это не физические активы, которые можно пересчитать или взвесить, — это часть собственного капитала компании.

В этой статье разберемся, в чем заключается процедура инвентаризации добавочного капитала и какие документы при этом оформляются.

Что такое добавочный капитал

Добавочный капитал — это часть собственного капитала организации, образующаяся за счет поступлений, не связанных с уставным капиталом или с обязательствами перед третьими лицами. Он отражает дополнительную финансовую устойчивость компании и может использоваться для покрытия убытков, увеличения уставного капитала или иных целей, предусмотренных законодательством и учетной политикой организации.

Добавочный капитал может формироваться из таких источников, как:

  • разница между продажной и номинальной стоимостью акций (эмиссионный доход, Письмо Минфина от 15.09.2009 № 03-03-06/1/582);
  • переоценка основных средств и нематериальных активов (ФСБУ 6/2020; ФСБУ 14/2022);
  • при внесении учредителями (участниками) вкладов в имущество общества (Письма Минфина от 28.12.2016 № 07-04-09/78875, от 15.09.2009 № 03-03-06/1/582);
  • курсовые разницы, связанные с расчетами с учредителями по вкладам, а также связанные с пересчетом стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте и используемых за пределами РФ (ПБУ 3/2006);
  • прочие случаи, предусмотренные законодательством.

Уменьшение добавочного капитала происходит в случаях (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):

  • погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки;
  • направления средств на увеличение уставного капитала;
  • распределения сумм между учредителями организации и т. п.

Аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал» должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Что подтверждается при инвентаризации добавочного капитала

При инвентаризации добавочного капитала важно понимать: речь не о физической проверке, а о документальной сверке расчетов, оснований и корректности отражения операций в учете. Инвентаризация добавочного капитала проводится для подтверждения обоснованности сумм, отраженных в бухгалтерском учете и отчетности.

Когда проводится инвентаризация

Инвентаризация добавочного капитала входит в перечень обязательных инвентаризаций:

  • при проведении годовой инвентаризации;
  • реорганизации или ликвидации организации.

Как проводится инвентаризация добавочного капитала

Подготовка документов

При формировании и использовании добавочного капитала оформляются следующие документы, которые необходимо подготовить для проведения инвентаризации:

  • решения или протоколы общих собраний собственников. В них обязательно должны быть указаны сумма, цель, дата и форма внесения средств: деньгами или имуществом;
  • документы, которые подтверждают факт исполнения распоряжений собственников (бухгалтерские справки, акты приема-передачи и пр.): внесения средств или имущества, использование добавочного капитала;
  • документы, подтверждающие эмиссионный доход (протоколы собраний, отчеты об эмиссии, документы ЦБ);
  • документы по переоценке внеоборотных активов (приказы, отчеты оценщика, акты переоценки), связанные с ними расчеты и бухгалтерские справки;
  • иные документы.

Инвентаризационная комиссия анализирует:

  • бухгалтерский учет по счету 83 за отчетный период, то, какие виды движения осуществлялись по добавочному капиталу;
  • документы, связанные с этим движением.

Проверка обоснованности сумм

Комиссия сверяет:

  • корректность расчетов и отраженных сумм;
  • наличие подтверждающих документов;
  • соответствие отраженных операций действующим нормам бухгалтерского учета (ФСБУ 14/2022, ФСБУ 6/2020, ПБУ 18/02 и др.).

Оформление результатов

По итогам инвентаризации составляется Акт инвентаризации добавочного капитала, в котором фиксируются:

  • источники формирования добавочного капитала;
  • проверенные суммы;
  • выявленные ошибки или несоответствия (если есть);
  • предложения по корректировке (при необходимости).

Акт подписывается членами комиссии и передается главному бухгалтеру или руководителю организации.

Примерная форма Акта инвентаризации добавочного капитала

АКТ

инвентаризации добавочного капитала № __________

Наименование организации ___________________

Наименование источника формирования добавочного капитала

Сумма — всего

Изменения в капитале, руб.

подтвержденные документами

согласно расчетам в бухгалтерском учете

корректировки в связи с выявленными ошибками

Особенности отражения результатов

Если выявлены ошибки или необоснованные суммы, организация обязана внести корректировки в бухгалтерский учет. Это может потребовать:

  • внесения исправительных записей в бухгалтерский учет;
  • корректировки данных бухгалтерской отчетности (если ошибки существенны).

Вывод

Инвентаризация добавочного капитала — важная часть системы внутреннего контроля и финансовой прозрачности компании. Несмотря на то, что она не связана с физическим пересчетом активов, ее роль не менее значима: от корректности данных по счету 83 зависит достоверность всей бухгалтерской отчетности и финансового состояния организации.

Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты