В последнее время все чаще поступают вопросы, связанные с государственными оборонными заказами (ГОЗ). Министерство обороны Российской Федерации и другие государственные заказчики привлекают коммерческие организации (в т.ч. субъекты малого и среднего предпринимательства) к участию в своих проектах, поэтому бизнесу все чаще приходится сталкиваться с понятием «гособоронзаказ».
Что такое гособоронзаказ?
Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы, установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ.
Термин «гособоронзаказ» охватывает широкий спектр товаров и услуг. В рамках ГОЗ могут заказываться не только вооружение и техника, но и, например, продукты питания для военных. Вся продукция и услуги, предназначенные для нужд армии, могут быть отнесены к ГОЗ.
Заказчиком государственного оборонного заказа (ГОЗ) может выступать не только Министерство обороны РФ, но и такие государственные корпорации, как «Роскосмос» и «Росатом». Финансирование ГОЗ осуществляется за счет федерального бюджета, а формирование заказа (задания) происходит с учетом планов развития Вооруженных сил РФ. Для контроля за целевым использованием выделенных средств предусмотрены банковское сопровождение, государственный надзор и контроль со стороны Министерства обороны РФ.
Основными нормативными документами, регулирующими ГОЗ, являются Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также ведомственные приказы различных министерств и ведомств, включая Минобороны, МЧС, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Федеральное казначейство и ФАС.
Государственные закупки, регулируемые соответствующими законами, и государственный оборонный заказ — это разные понятия, которые не следует путать.
Госзакупки — конкурентный способ размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Ключевым документом, регулирующим отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ, Закон о государственном оборонном заказе).
Госзакупки по ГОЗ проходят в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, но по специальным нормам указанного 275-ФЗ. Закон о государственном оборонном заказе устанавливает порядок выполнения и контроля гособоронзаказа, права и обязанности участников сделок.
Государство строго регулирует ценообразование на продукцию (товар, работы и услуги) в рамках ГОЗ. Порядок регулирования регламентирует Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 (ред. от 03.09.2024) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»).
Закон № 275-ФЗ
Закон № 275-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования и контроля в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ). Он регулирует процессы формирования, размещения и исполнения контракта, отношения между участниками сделок и полномочия контролирующих органов.
Согласно закону, участниками ГОЗ могут быть только юридические лица, созданные по российскому законодательству. Головным исполнителем выступает юрлицо, заключившее с государственным заказчиком контракт по ГОЗ. Кроме того, в законе вводится понятие «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем для реализации ГОЗ. Такая кооперация включает всех участников, вовлеченных в выполнение заказа, при этом, такие участники едины в выполнении договорных условий, определенных контрактом государственным заказчиком, в противном случае, такие участники могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.
Основные обязанности головных исполнителей и участников коопераций:
- Определение состава исполнителей и обоснование их участия в ГОЗ.
- Заключение договора с уполномоченным (опорным) банком для сопровождения сделок.
- Обеспечение заказчику контролировать исполнение контракта.
- Обоснование формирования цен.
Также важным требованием является соответствие товаров или услуг условиям, сроков, прописанным в контракте.
При запросе заказчика головной исполнитель должен предоставить информацию о каждом контрагенте, привлеченном к выполнению контракта, в течение пяти рабочих дней.
Кроме того, исполнители обязаны регулярно предоставлять отчетность о расходах и каждый месяц сдавать регламентированный отчет в Министерство обороны РФ о ходе выполнения контракта. Для участников ГОЗ также является обязательным ведение раздельного учета.
Банковское сопровождение ГОЗ
Головной исполнитель должен в уполномоченном банке и открыть отдельный счет для выполнения государственного контракта (банковское или казначейское сопровождение). Это обязательное условие для участия в ГОЗ. Если у организации несколько контрактов, для каждого из них требуется отдельный счет. Такая же процедура предусмотрена для субподрядчиков, привлекаемых к исполнению заказа. Все счета, открытые в рамках ГОЗ, объединяются общим идентификатором, с помощью которого банк и ФАС отслеживают финансовые транзакции и передают информацию в систему контроля ГОЗ. Это сделано для того, чтобы обеспечить целевое использование выделенных средств: деньги должны направляться строго на расходы, связанные с ГОЗ, а любое нецелевое использование средств считается правонарушением.
Уполномоченный банк контролирует назначения платежей и отслеживает разрешенные и запрещенные операции. В случае выявления незаконных списаний банк имеет право приостановить операции по счету.
Если на специальном счете недостаточно средств для срочной оплаты, заказчик может пополнить его своими средствами, которые впоследствии подлежат возмещению. Перевести средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного исполнения контракта. Для этого потребуется предоставить в банк контракт, акты приема-передачи, платежные поручения, подтверждающие расход, а также другие необходимые документы и сопроводительные письма. После завершения всех обязательств по контракту счет подлежит закрытию.
Что такое раздельный учет и как его организовать
На первый взгляд раздельный учет может показаться простой задачей, однако он имеет ряд особенностей, которые отличают его от стандартного бухгалтерского и налогового. Например, здесь используется иной состав затрат и финансовых результатов (прибыли). Правильное ведение раздельного учета позволяет при необходимости подтвердить обоснованность использования средств и корректность установленных цен в рамках ГОЗ. Отсутствие раздельного учета или обнаруженные ошибки могут привести к серьезным санкциям для организации и ее руководителей — от штрафов по КоАП РФ до уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы (УК РФ).
Организация должна подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При его интеграции в бухгалтерский учет важно закрепить определенные правила и методы ведения. Соблюдение требований раздельного учета является основой (обязательным условием) для включения затрат в себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ. Изменение требований уполномоченных органов, в том числе уполномоченных банков, Федерального казначейства, ФАС России и прокуратуры, свидетельствует об усилении контроля обоснованности затрат и подтверждения их принадлежности к исполнению каждого отдельного гос. контракта, контракта.
Первым шагом является выбор метода учета затрат, расчета себестоимости, оценки продукции и распределения расходов. Затем следует определить перечень первичных учетных документов и убедиться, что все они содержат обязательные реквизиты, например, идентификатор государственного контракта для ГОЗ. Важно также составить плановую калькуляцию затрат и предполагаемую прибыль. Одним из ключевых этапов является выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ, что значительно упростит процесс.
При этом, в случаях, когда цена контракта определена в иностранной валюте, то учет ведется в рублях без отражения курса иностранной валюты, к составу затрат по такому товару (работам, услугам) по ГОЗ не относится курсовая разница при оплате стоимости такого товара (работ, услуг) в рублях по курсу соответствующей иностранной валюты.
Отчетность по государственному оборонному заказу
Организации, в которых работают военные представительства Минобороны РФ, другие государственные заказчики, обязаны регулярно предоставлять отчет о выполнении государственного оборонного заказа.
Ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, они подают отчет об исполнении государственного контракта (согласно Постановлению от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных представительств, предоставляют отчет по запросу Минобороны.
Основные правила составления отчета:
- Формируется отдельно по каждому контракту.
- Период отчетности охватывает время с даты заключения контракта до даты составления формы.
- Заполняется нарастающим итогом с указанием всех хозяйственных операций, движения денежных средств, взаиморасчетов, затрат и финансовых результатов.
- Отчетность ведется до полного исполнения контракта.
- Показатели стоимости указываются в рублях и копейках, а процентные значения — до десятых долей.
Как реализован раздельный учет ГОЗ в программах 1С
В настоящее время раздельный учет по государственному оборонному заказу (ГОЗ) реализован только в двух конфигурациях «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2».
Если для учета по ГОЗ используется «1С:Бухгалтерия 8» версии ПРОФ или КОРП, необходимо учитывать, что автоматическое заполнение отчетов по ГОЗ отсутствует, а раздельный учет придется настраивать вручную. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, выбирая наиболее подходящий способ для учета в рамках программы.
В «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2» раздельный учет реализован полностью и отвечает всем требованиям. Для его настройки следует включить функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:
- В разделе «Финансовый результат и контроллинг» нужно активировать «Финансовый результат по направлениям деятельности». Направление деятельности — основной инструмент для учета, который обеспечивает сквозную аналитику и упрощает сбор отчетности по каждому контракту.
- В разделе «Казначейство» необходимо установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».
- В разделе «Финансовый результат и контроллинг» нужно выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.
Также в карточке учетной политики следует задать метод оценки стоимости запасов по методу ФИФО.
Для ведения раздельного учета по ГОЗ применяется классификация направлений по типу деятельности. Доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная деятельность». При выборе «Контракт ГОЗ» становится доступна гиперссылка «Параметры контракта», где указываются планы выполнения контракта. Эти данные затем попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».