Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Кейс
В кейсе мы расскажем, как комплексная диагностика бизнеса помогла выявить проблемы, влияющие на мотивацию персонала и, как следствие, на эффективность реализации проектов, и как предложенные специалистами Группы решения многократно повысили производительность.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально
31 декабря текущего года истекают сроки подачи ряда форм в рамках страновой отчетности по трансфертному ценообразованию (CbCR). Налоговые специалисты Группы рекомендуют приступить к подготовке отчетности уже сейчас.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
ФНС России разъяснила, когда возможно уменьше…

ФНС России разъяснила, когда возможно уменьшение пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей

Налоговым законодательством установлено, что если налогоплательщик применяет УСН, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, то по итогам каждого отчетного периода он исчисляет сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Те, в свою очередь, рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания, соответственно, первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса). Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (п. 5 ст. 346.12 НК РФ).

Если уплатить авансовые платежи позже установленного срока (25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом), то на несвоевременно уплаченную сумму будут начисляться пени (п. 7 ст. 346.12, п. 3 ст. 58 НК РФ).

При этом Высший Арбитражный Суда РФ разъяснял, что порядок исчисления указанных пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли они в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, отражающей реальные финансовые результаты налогоплательщика (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Поэтому, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату таких авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Как поясняет ФНС России, такую позицию судов можно применять и в отношении авансовых платежей по УСН, если по итогам налогового периода сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период (исчисленная сумма налога, уменьшенная на уплаченную сумму страховых взносов и торгового сбора), оказалась меньше суммы авансовых платежей по налогу, подлежавших уплате в течение налогового периода (письмо ФНС России от 13 января 2020 г. № СД-4-3/101@).


Комментирует Василий Никитин, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

Позиция в части необходимости перерасчета суммы пеней в сторону уменьшения, в случае когда исчисленный налог по итогам налогового периода превышает сумму начисленных авансов при их несвоевременной уплате в бюджет, ранее была отражена в письмах Минфина России (от 22 января 2010 г. N 03-03-06/1/15, от 30 октября 2015 г. N 03-11-06/2/62714, от 4 сентября 2018 г. N 03-02-08/63001). Поэтому разъяснения, отраженные Налоговой службой в письме от 13 января 2020 г. № СД-4-3/101@, фактически поддерживают ранее изложенную позицию.

Несмотря на то, что контролирующие органы в целом согласны с обозначенной позицией, что исходит из выше приведенных писем, налоговым органам необходимо напоминать о перерасчете пеней.

В определенных случаях наличие задолженности перед бюджетом влечет для организаций возникновение некоторых проблем, которые, в свою очередь, могут привести к убыткам.

В качестве примера предлагаем обратиться к судебному разбирательству по делу N А47-11480/2016, в котором судами рассматривалось заявление Общества о взыскании убытков за счет средств казны Российской Федерации.

Общество понесло убытки в результате оплаты государственной пошлины и отказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, аргументированного наличием у Общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Задолженность Общества перед бюджетом возникла в результате того, что налоговый орган не произвел перерасчет суммы пени в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 4 п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Последствием указанных действий инспекции явилось наличие в информационном ресурсе «Сервиса предоставления Сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» не отражающих действительные налоговые обязательства сведений о наличии у Общества задолженности, в то время как эта задолженность фактически отсутствовала, и последовавший в результате этого отказ в переоформлении лицензии.

При вынесении решения суд отметил, что заблаговременно до обращения в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области с заявлением о продлении срока действия лицензии Обществом в адрес налогового органа направлено письмо, в котором указано, что налоговым органом не были учтены разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 и пени не были уменьшены соразмерно до сумм минимального налога.

Суд удовлетворил требования Общества и постановил взыскать с ФНС России убытки, понесенные Обществом, и судебные расходы. Судами апелляционной и кассационных инстанций решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Резюмируя изложенное, сообщаем, что несмотря на сложившуюся позицию существует риск того, что налоговый орган может не произвести необходимые перерасчеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налога, исчисленного Вашей организацией, оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода (которые не были уплачены своевременно), следует проконтролировать перерасчет суммы пеней налоговым органом.

Это можно сделать, обратившись в налоговый орган с запросом о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом, и при выявлении некорректно сформированной суммы пеней направить в налоговый орган обращение с просьбой произвести перерасчет. Такие действия позволят избежать или, по крайней мере, минимизировать неблагоприятные для организации последствия.



Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал «Гарант»

Автор материала
Василий Никитин
Налоговый консультант Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Выявление налоговых рисков: как подготовиться к проверке
Снижение суммы налоговых рисков в рамках трансфертного ценообразования в 200 раз

Другие публикации экспертов

Линара Хабирова
Руководитель отдела юридического сопровождения Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Возобновление налоговых проверок вкупе с потерями, который понес государственный бюджет, в том числе связанными с событиями начала 2020 года, заставляет предполагать, что в ближайшее время активность налоговых органов в части направления запросов и проведения контрольных мероприятий возрастет. О том, как своевременно и правильно реагировать на запросы со стороны контролеров, какими последствиями грозит несоблюдение сроков и как минимизировать риски - в статье Линары Хабировой, руководителя отдела юридического сопровождения Группы. 
Людмила Стрий
Заместитель руководителя практики Аудита и МСФО
Стандарт МСФО (IFRS) 9, вступивший в силу с 1 января 2018 года, полностью заменил МСФО (IAS) 39. Людмила Стрий, заместитель руководителя практики Аудита и МСФО, в своей статье разобрала особенности применения стандарта в контексте самых важных аспектов разработки файла e-tool для расчета резервов. 
Юлия Белогорцева
Партнер практики Оценки Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Результаты шестнадцатого рейтинга крупнейших оценочных организаций показали, что рынок вышел из стагнации и пошел в рост. О том, какие тенденции характерны сегодня для рынка оценочных услуг и развития каких направлений стоит ожидать в ближайшей перспективе - в комментарии Юлии Белогорцевой, Партнера практики Оценки и инвестиционного консалтинга для агентства RAEX-Аналитика.
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта