Анализ норм законодательства

Исходя из положений статьи 105.17 НК РФ следует, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК установлено, что контроль соответствия цен рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Налоговая служба считает, что в сделках, не относящихся к контролируемым, контроль соответствия цен может производится в рамках камеральных и выездных проверок.

В письме от 16 сентября 2014 г. N ЕД-4-2/18674@ указано следующее:

«Положения Кодекса лишь разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в Российской Федерации. Проверка соответствия цен в контролируемых сделках, в силу положений пункта 1 статьи 105.17 Кодекса, осуществляется непосредственно ФНС России, проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. Положения абзаца 3 пункта 1 статьи 105.17 Кодекса предусматривают запрет на осуществление проверок цен в ходе камеральных и выездных налоговых проверок только в отношении контролируемых сделок».

 

Сложившаяся судебная практика, позволяет инспекциям ФНС применять положения главы V.1 при проведении выездных проверок. Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2017 N Ф06-25851/2017 по делу N А55-25319/2016 сообщается 

«Если налоговым органом оспаривается соответствие отраженной в налоговом учете операции ее действительному экономическому смыслу, то отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки (взаимозависимость сторон сделки, создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции, использование особых форм расчетов и сроков платежей и т.п)».


Определение необоснованной налоговой выгоды не закреплено в налоговом кодексе, а отражено в Постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В постановлении указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.


В настоящее время в налоговый кодекс внесена статья 54.1, которая:

1. запрещает уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. устанавливает право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Таким образом, налоговая служба, выявив несоответствие стоимости арендных платежей рыночной стоимости, должна будет доказать совершение нарушения в соответствии со ст. 54.1 НК РФ.

Подробнее об услугах в области Трансфертного ценообразования

Судебная практика   

Суды поддерживают налогоплательщиков в случаях, когда инспекцией необоснованная налоговая выгода не доказана

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.06.2016 N Ф06-9303/2016 по делу N А72-11241/2014.

Между взаимозависимыми организациями был заключен договор аренды нежилого помещения. Несмотря на то, что сделка не попадала под критерии «контролируемой» налоговый орган привлек эксперта по оценке и указал на занижение стоимости арендной платы. По итогам проверки налоговым органом было вынесено решение о привлечение к налоговой ответственности.

Суд указал, что налоговый орган, сославшись на взаимозависимость участников сделки, не доказал факт получения заявителем необоснованной налоговой выгоды. При вынесении решения суд отметил следующее:

  • в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок;

  • сделка между взаимозависимыми лицами не соответствует критериям налогового контроля за ценами, стороны одновременно отвечают условиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ, а именно: указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

  • отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы недвижимого имущества сделанного экспертом оценщиком не может быть положен в основу для сделанных налоговым органом выводов, поскольку данный отчет составлен без учета требований раздела 5.1. НК К РФ, нарушает основной принцип - определения рыночной цены, установленный пунктами 4 - 9 статьи 40 НК.

 

Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2014 N Ф06-15959/2013 по делу N А72-16907/2013

 

В налоговом кодексе закреплено понятие симметричных корректировок, исходя из положений ст. 105.18 НК РФ применение симметричных корректировок возможно только для участников контролируемых сделок в случаях:

  • исполнения решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка,

  • осуществления самостоятельной корректировки налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ и представления налоговой декларации, в которой отражена соответствующая корректировка, и погашения суммы недоимки, возникшей в результате такой корректировки (при ее наличии).

Ответы на вопросы и выводы

Имеет ли право налоговая проверять цены между взаимозависимыми лицами?

На практике проверка соответствия применяемых организацией цен рыночным ценам возможна при проведении камеральной/выездной налоговой проверки в случае, если отклонение цен от рыночного уровня является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды. При этом само по себе несоответствие применяемых цен рыночным не может являться причиной доначисления налога.


Если обе компании, арендатор и арендодатель, используют один режим налогообложения (ОСНО) и зарегистрированы в одном налоговом органе, правомерно ли утверждение о получении арендатором необоснованной налоговой выгоде в виде вычетов НДС и расхода по налогу на прибыль, если арендодатель уплатил налог на прибыль и НДС?

При сдаче в аренду нежилых помещений на получение необоснованной налоговой выгоды могут повлиять следующие факторы:

  • организации применяют разные режимы налогообложения;

  • одна из организаций применяет пониженные налоговые ставки;

  • заключенный договор носит формальный характер и экономически не обоснован;

  • одна из организаций обладает признаками «технической».

В случае, если организация арендодатель и арендатор применяют один режим налогообложения, не применяют пониженные налоговые ставки, исполняют свои обязательства по договору, организации не несут убытки в результате исполнения заключенного договора и производят уплату исчисленных налогов в бюджет, мнение налогового органа о получении необоснованной налоговой выгоды, на наш взгляд, ошибочно.


Каков порядок корректировки начислений?

Учитывая то, что рассматриваемая сделка не является контролируемой, следует, что применение симметричных корректировок в рассматриваемой ситуации невозможно. Доначисление налоговым органом налога на прибыль (НДС) арендатору в результате уменьшения расходов (налоговых вычетов) по аренде при выявлении необоснованной налоговой выгоды (нарушения, предусмотренного ст. 54.1 НК РФ) не позволяет произвести корректировку дохода (исчисленного НДС) у арендодателя.


Имеет ли право ИФНС заявлять о том, что действия сторон согласованы с целью получения необоснованной налоговой выгоды?

Согласованность действий является одним из обстоятельств, которые налоговые органы могут использовать для доказательств получения необоснованной налоговой выгоды. При этом, само получение необоснованной налоговый выгоды требует доказательства со стороны налогового органа. Факторы, которые могут повлиять на получение необоснованной налоговой выгоды отражены в ответе на вопрос №2 настоящего письма.




Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», финансово-справочная система «Финансовый Директор»

Автор материала
Василий Никитин
Руководитель проектов практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты