Госзакупки — важная часть экономики государства, ведь на обеспечение государственных и муниципальных нужд выделяется большая часть бюджета. Но такая деятельность госорганов, регламентированная Законом № 44-ФЗ, строго контролируется. Аудиторские проверки помогают выявить ошибки, совершаемые госзаказчиками, пресечь их дальнейшее распространение и по возможности устранить коррупцию в этой сфере.

Что представляет собой процедура и как ее проводят

Проверка в сфере госзакупок выявляет правомерность действий заказчиков товаров, работ или услуг (далее ТРУ). Здесь важно не перепутать два похожих мероприятия:

  • аудит в сфере закупок — это независимая проверка, которую проводят как внешние контролирующие органы, так и орган внутреннего финансового контроля, цель которого — анализ и оценка закупочной деятельности, ее обоснованности и эффективности, при этом госзаказчик участвует в мероприятии, отвечая на вопросы контролеров и предоставляя им запрашиваемую информацию;
  • мониторинг — наблюдение, которое проводит Минфин, используя открытую информацию в Единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС) с целью обобщения и оценки закупочной деятельности, а также совершенствования законодательства. Здесь заказчик в мероприятии не участвует.

Аудиторской проверке подлежит информация за 3 финансовых года, предшествующих проверке.

В круг задач, стоящих перед аудиторами, входят:

  • наличие или отсутствие нарушения федерального, регионального и местного законодательства в сфере закупок;
  • правильность размещения информации о закупках, заключенных государственных и муниципальных контрактах, документах об их исполнении;
  • проверка обязательных отчетов и иной важной в этой сфере документации.

Аудит проводится в 3 этапа.

Подготовительные мероприятия

На этом этапе устанавливаются объект, предмет и субъект проверки, составляется перечень НПА в сфере закупок, список вопросов, ответы на которые должна получить аудиторская комиссия. Также определяются источники получения информации:

  • сведения о заказчике, документы о назначении контрактного управляющего, уполномоченного органа, иных ответственных лиц — от самого заказчика;
  • ЕИС — там можно проверить всю информацию о планах-графиках, проведенных закупочных мероприятиях, подлежащих размещению, контрактах, об их изменениях и исполнении, об отчетах заказчика (СМП, об объеме закупок российских товаров);
  • региональные информационные системы (АИС ГЗ, РИС и т. д.) — информация оттуда предоставляется заказчиками в электронном или бумажном виде;
  • электронные торговые площадки (Росселторг, Сбербанк-АСТ, РТС-тендер и т. д.) — там можно получить информацию о проведенных конкурентных процедурах.

В конце подготовительного этапа разрабатывается программа проверки.

Аудит

На основном этапе контрольного мероприятия проверяются:

  1. Планирование закупок заказчиком: проверяющие изучают планы-графики и изменения к ним, определяют, были ли у заказчика средства на проведение мероприятий и заключение контрактов.

    Какие нарушения могут быть выявлены:

    • Срок внесения изменений в ПГ: не менее, чем за 1 день до объявления электронного аукциона, открытого конкурса или запроса котировок.

    Важно! Многие региональные информационные системы запустили блокирующий контроль, не позволяющий заказчикам разместить процедуру раньше срока. Но бывает так, что заказчик внес корректировку непосредственно через ЕИС, и местная система пропускает закупку, т. к. в ней последнее изменение было произведено давно.

    • Противоречия с документами и информацией о закупке: несоответствие в наименовании объекта закупки (в ПГ оно одно, а в заявке на закупку — другое), в ПГ и в информации о закупке разные КБК.
    • Нарушения в выборе победителя процедуры: иногда комиссия заказчика выбирает победителем того, кто предложил наименьшую цену, игнорируя факт непредоставления в заявке необходимых сведений.
  2. Проведенные процедуры (аукционы, конкурсы, запросы котировок): способы, обоснована ли НМЦК, имеется ли экономия средств по результатам мероприятия и т. д.

    Здесь аудиторы выявляют больше всего ошибок. Например:

    • искусственное дробление лотов (по принципу меньше цена — меньше внимания к закупке);
    • напротив, объединение различающихся по характеристикам ТРУ в один лот;
    • отсутствие обоснование НМЦК либо выбор неправильного способа определения НМЦК, например, заказчик выбрал иной метод определения и пренебрег приоритетным;
    • составление ТЗ с ограничением конкуренции. Здесь аудиторы могут найти коррупционную составляющую, когда заказчик составляет требования исключительно под одного поставщика, с которым заранее договорились заключить контракт.
  3. Контракты (конкурентные и у единственного поставщика), размещенные в ЕИС.

    Особое внимание уделяется соответствию опубликованной информации контракту, соблюдению срока размещения изменений и исполнений, прикрепленной документации. Последнее — наиболее частое нарушение.

    Так, контролирующим органом — финансовым управлением Администрации города N — было выявлено, что информацию об исполнении контрактов, документы актирования по которым были подписаны в конце 2022 года, заказчик разместил 12 марта 2023 года. В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ срок размещения информации об изменениях и исполнениях составляет 5 рабочих дней.

  4. Закупки малого объема (до 600 тыс. рублей с годовым лимитом до 2 млн рублей или 10 % от СГОЗ), электронные малые закупки (не более 5 млн рублей с годовым лимитом в 100 млн рублей), которые не подлежат опубликованию в ЕИС.

    Сведения о них могут быть размещены в региональных информационных системах, но некоторые организации освобождены от размещения, тогда комиссия вправе запросить такие контракты и договоры, акты и платежные поручения к ним у Заказчика в бумажном виде.

    Чаще всего по малым закупкам (п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ) выявляются нарушения регионального и местного законодательства. Например, в Смоленской области заказчики обязаны проводить мини-закупки на региональном портале, если они превышают 3000 рублей. Также из нарушений:

    • искусственное дробление контракта свыше 600 тыс. рублей, чтобы заключить контракт по п. 4, а не проводить электронный аукцион;
    • превышение годового лимита;

    По электронным малым закупкам (ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ) чаще нарушают максимальную сумму, до 2023 г. она составляла 3 млн рублей.

  5. Наличие или отсутствие размещенных обязательных отчетов заказчика. Проверяют также, не нарушен ли срок, т. к. оба отчета должны быть размещены до 1 апреля года, следующего за отчетным.

    Основная ошибка, кроме срока размещения, это несоблюдение установленного минимума закупок:

    • для СМП — не менее 15 % контрактов с представителями малого и среднего бизнеса, но важно, чтобы в лоте электронной процедуры было прописано их преимущество;
    • для отчета по объему российских товаров — объем по каждому товару установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014.
  6. Иная информация (например, сведения о внеплановых проверках со стороны органов внутреннего контроля или ФАС).

Подведение итогов проверки

В заключении указываются все выявленные аудиторами нарушения, а также дается оценка:

  • целесообразности произведенных заказчиком затрат;
  • соответствию закупок установленным ограничениям и плановым показателям;
  • эффективности затрат — сопоставляются позиции планов-графиков закупочным мероприятиям и заключенным по их результатам контрактов.

В заключении могут быть прописаны рекомендации по устранению ошибок.

Кого проверяют

Проверке подлежат все заказчики федерального, регионального и местного уровней, указанные в № 44-ФЗ:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • ГКУ И МКУ;
  • госкорпорации;
  • ГУПы и МУПЫ;
  • автономные и бюджетные организации.

Проверить могут также коммерческие организации, которые приняли участие в капитальном строительстве с инвестированными средствами федерального бюджета.

Проверяющие органы

Аудитором выступает Счетная палата РФ и ее структурные подразделения на региональном и местном уровне. Кто конкретно будет проверять, зависит от уровня заказчика. Госзаказчиков федерального уровня проверяет сама СП, а муниципальное бюджетное учреждение, подчиненное органу местного самоуправления — финансовый орган муниципального образования.

Результаты проверки

Результат аудита оформляется в виде акта, в котором содержатся:

  • сведения о проверке, о заказчике, аудиторах;
  • основания проведения мероприятия;
  • вопросы, поставленные комиссией, и ответы на них;
  • выводы комиссии о проведенном мероприятии;
  • объем проверенных средств (включаются планы-графики, электронные процедуры, размещенные контракты и малые закупки);
  • нарушения, найденные в ходе проверки;
  • предупреждения, предписания по ним;
  • сведения о передаче информации правоохранительным органам, в случае серьезных нарушений;
  • рекомендации по их устранению;
  • факты воспрепятствования со стороны заказчика к получению аудиторами той или иной информации.

Акт может быть обжалован госзаказчиком, как правило, сроки и вышестоящий контролирующий орган также прописываются в документе. Один экземпляр передается руководителю проверенной организации, второй остается у аудиторов. С актом заказчик обязательно должен ознакомиться под подпись.

Сведения о проверке размещаются в ЕИС. Акт должен быть опубликован ответственным лицом аудиторской комиссии в течение 3 рабочих дней с момента его подписания.

Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты