Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки (БАД) – это природные (идентичные природным) биологические активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
Российский рынок БАД
Основным фактором роста потребления БАДов стала пандемия COVID-19. На конец 2021 года аптеки предлагали порядка 3040 брендов БАД. БАДы от российского производителя занимают 77,5% в натуральном выражении, в денежном – 51,7%.
За первые три месяца 2022 года востребованность БАДов показала рост на 19,5% по сравнению с первым кварталом 2021 года. Если в январе 2022 года продажи БАДов составили 8,9 млрд руб., то в марте уже 13,2 млрд руб., с 33 млн упаковок до 39 млн упаковок.
В 2021 году было продано порядка 13,24 млн упаковок БАДов с витамином D, что на 39% больше предыдущего года. Такой динамики не показал ни один из рассматриваемых БАДов.
Одним из драйверов развития отечественного и западного рынка БАДов сегодня является тренд на расширение ассортимента пробиотиков у крупнейших производителей.
Бренды и крупнейшие производители БАД
Самым популярным брендом у российских потребителей как в 2020 г., так и в 2021 году является Солгар. Далее по популярности следуют Доппельгерц и Фармамед (Бак-сет).
Наибольший объем продаж у российской компании Эвалар. На втором месте находится Solgar Vitamin and Herb.
Проблемы рынка БАДов сегодня
- Производители и импортеры продукции должны наносить на нее средства идентификации и представлять об этом сведения в систему маркировки. Ранее планировалось вносить сведения в систему маркировки с 1 октября 2022 года, с изменением даты окончания эксперимента, соответственно, изменятся и сроки официальной маркировки.
- Серьезный рост цен на закупку сырья для производства БАДов (40-200% по состоянию на май 2022 года).
- Нарушения цепочек поставок.
- Неконтролируемый оборот БАДов в Интернете.
Соответственно, перечисленные проблемы БАДов сегодня сопряжены и с инфляцией, и с логистическими процессами, и со стоимостью на сырье, что приведет к удорожанию розничной цены на БАДы до 25-40%.
Выводы: перспективы развития рынка БАДов
Введенные против России санкции обусловили уход с российского рынка зарубежных производителей БАД, что позволит отечественным производителям создать адекватную конкурентоспособную альтернативу зарубежным аналогам. При этом та же конъюнктура сокращает их экспортные способности.
Прогнозируется, что рост цен на БАДы и снижение покупательской способности населения неминуемо приведут к снижению спроса, а потому во второй половине 2022 года рынок БАДов может просесть.