Автомобильный рынок в России: основные показатели
Рынок новых автомобилей начиная с 2016 года и далее в течение двух лет показывал высокий темп роста, но в конце 2018 года вступил в фазу стагнации. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей на конец 2019 года сократились на 2,5% – в стране было продано 1 млн 634 тыс. новых легковых автомобилей.
По данным Автостата, в 2019 году емкость рынка в денежном выражении обновила рекорд и достигла 2 трлн 540 млрд рублей (+ 5,6% к результату 2018 года). При этом продажи импортных машин просели всего на 0,6% (до 221 тысячи штук) – в данном секторе рынка по-прежнему самый широкий ассортимент моделей. Автомобили отечественного производства, к которым относятся Datsun и Шеви Нива, за год потеряли 1,9% спроса, а иномарки российской сборки - 2,9%.
Самым тревожным симптомом рынка эксперты считают сокращение «народного» сегмента легковых автомобилей класса B+: -4,5%, до 596 тысяч автомобилей. Класс C+ сократился на 20% и впервые уступил по объему продаж старшему сегменту D+: 79 тысяч против 89 тысяч машин в прошлом году. Доля кроссоверов и внедорожников за 2019 год подросла еще немного - с 45 до 47%. А премиум-сегмент расширился с 8,9 до 9,5% рынка.
Российский рынок автозапчастей: характеристика отрасли
В России около 55 млн. автомобилей – все они требуют регулярной замены частей, подверженных износу, либо вышедших из строя вследствие аварий. В таких условиях, естественно, повышается спрос на автозапчасти.
Наиболее высокие темпы роста рынка наблюдаются в Москве – здесь продается около 20% всех запасных частей. Стоит отметить, что рост отечественного рынка автозапчастей продолжается, в то время как в мире он стремительно падает, что связано с ужесточением экологических требований.
Около 35-37% всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке на достаточно высоком уровне – колеблется в диапазоне от 62,5 до 65%.
Отечественный рынок автозапчастей подразделяется на:
-
первичный (ОЕМ) – реализует комплектующие, предназначенные для производства автомобилей на заводе;
-
вторичный (автомаркет) – реализует запчасти в автомагазинах.
Вторичный рынок автозапчастей в России занимает приоритетную позицию, тогда как за рубежом доминирует первичный рынок.
Значительная часть автовладельцев не обладает достаточными знаниями для подбора качественных лицензионных деталей, в результате чего рынок автокомпонентов, объем которого в России превышает 1 трлн руб., притягивает производителей контрафакта. По оценкам ТИАР-Центра, в 2019 году доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов составила порядка 31%. По оценкам экспертов, это сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом.
Крупнейшие производители и дистрибьюторы автозапчастей в России
На сегодняшний день в России функционируют около 370 крупных компаний, которые занимаются производством автозапчастей для автомобилей разных категорий. Из них 292 – российские компании, включая компании с некоторой долей иностранных вложений, и 73 – зарубежные компании, которые полностью созданы на иностранные инвестиции.
В ТОП-5 крупнейших отечественных производителей оригинальных автокомпонентов и автозапчастей на территории России по состоянию на 2019 год вошли:
-
ТПГ «Риваль»,
-
Концерн «Белавтокомплект»,
-
Компания «Центр ремонтных технологий (Точка опоры)»,
-
Компания «Эргон»,
-
-
Компания «Цитрон».