Автомобильный рынок в России: основные показатели

Рынок новых автомобилей начиная с 2016 года и далее в течение двух лет показывал высокий темп роста, но в конце 2018 года вступил в фазу стагнации. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей на конец 2019 года сократились на 2,5% – в стране было продано 1 млн 634 тыс. новых легковых автомобилей.

По данным Автостата, в 2019 году емкость рынка в денежном выражении обновила рекорд и достигла 2 трлн 540 млрд рублей (+ 5,6% к результату 2018 года). При этом продажи импортных машин просели всего на 0,6% (до 221 тысячи штук) – в данном секторе рынка по-прежнему самый широкий ассортимент моделей. Автомобили отечественного производства, к которым относятся Datsun и Шеви Нива, за год потеряли 1,9% спроса, а иномарки российской сборки - 2,9%.

Самым тревожным симптомом рынка эксперты считают сокращение «народного» сегмента легковых автомобилей класса B+: -4,5%, до 596 тысяч автомобилей. Класс C+ сократился на 20% и впервые уступил по объему продаж старшему сегменту D+: 79 тысяч против 89 тысяч машин в прошлом году. Доля кроссоверов и внедорожников за 2019 год подросла еще немного - с 45 до 47%. А премиум-сегмент расширился с 8,9 до 9,5% рынка.

Российский рынок автозапчастей: характеристика отрасли

В России около 55 млн. автомобилей – все они требуют регулярной замены частей, подверженных износу, либо вышедших из строя вследствие аварий. В таких условиях, естественно, повышается спрос на автозапчасти.

Наиболее высокие темпы роста рынка наблюдаются в Москве – здесь продается около 20% всех запасных частей. Стоит отметить, что рост отечественного рынка автозапчастей продолжается, в то время как в мире он стремительно падает, что связано с ужесточением экологических требований.

Около 35-37% всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке на достаточно высоком уровне – колеблется в диапазоне от 62,5 до 65%.           

Отечественный рынок автозапчастей подразделяется на:

  • первичный (ОЕМ) – реализует комплектующие, предназначенные для производства автомобилей на заводе;

  • вторичный (автомаркет) – реализует запчасти в автомагазинах.

Вторичный рынок автозапчастей в России занимает приоритетную позицию, тогда как за рубежом доминирует первичный рынок.

Значительная часть автовладельцев не обладает достаточными знаниями для подбора качественных лицензионных деталей, в результате чего рынок автокомпонентов, объем которого в России превышает 1 трлн руб., притягивает производителей контрафакта. По оценкам ТИАР-Центра, в 2019 году доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов составила порядка 31%. По оценкам экспертов, это сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом. 

Крупнейшие производители и дистрибьюторы автозапчастей в России

На сегодняшний день в России функционируют около 370 крупных компаний, которые занимаются производством автозапчастей для автомобилей разных категорий. Из них 292 – российские компании, включая компании с некоторой долей иностранных вложений, и 73 – зарубежные компании, которые полностью созданы на иностранные инвестиции.

В ТОП-5 крупнейших отечественных производителей оригинальных автокомпонентов и автозапчастей на территории России по состоянию на 2019 год вошли:

  1. ТПГ «Риваль»,

  2. Концерн «Белавтокомплект»,

  3. Компания «Центр ремонтных технологий (Точка опоры)»,

  4. Компания «Эргон»,

  5. Компания «Цитрон».


Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты