Для российских кинопрокатчиков уход с рынка лидеров зарубежных киностудий нанес ощутимый урон. Согласно данным Фонда кино, около 75% фильмов, транслируемых в российских кинотеатрах, зарубежного производства. В 2021 году на иностранные фильмы пришлось 40,7 млрд рублей.

В нынешнем году значительно уменьшилось количество посетителей кинотеатров: почти в два раза относительно прошлого года. Если в марте 2021 года количество зрителей превысило отметку в 14 млн, то в марте этого года показатель составил 7,15 млн. Минимум за этот год был достигнут в мае — кинотеатры посетили чуть свыше 4,2 млн людей. В июне этот показатель незначительно, но вырост — до 4,9 млн.

В общей сложности на первое полугодие 2022 года было заработано 14,379 млрд рублей, что на 7,2 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года: тогда было получено 21,583 млрд рублей.

Поддержка отечественной киноиндустрии

  1. Государственное финансирование. В июне Правительство РФ сообщило о намерении реализации системной программы поддержки отрасли кинопроизводства, а также кинопроката. На поддержание киноиндустрии было заложено более 9 млрд рублей в федеральном бюджете на 2022 год. Также возможно получение грантов для сетей кинотеатров на продвижение российского кино и получение прямых выплат киносетям в качестве компенсации.
  2. Альтернативный отечественный контент. Одной из мер, которая была принята для поддержания киноиндустрии, стал повторный прокат фильмов.
  3. Параллельный импорт. Такая мера позволит сохранить отечественную киноиндустрию, которая при полном отсутствии зарубежных фильмов не сможет существовать в ближайшее время.
  4. Зарубежная альтернатива. В России рассматривается вариант восполнения ухода голливудских фильмов с российских больших экранов кинолентами из Китая и Индии.
  5. Налоговые льготы. Весной этого года онлайн-кинотеатрами было предложено сократить НДС с 20% до 10%.

В разработку стратегии развития российского кино также активно вовлечены участники рынка, которые выдвигают свои предложения:

  • Субсидиарная поддержка в краткосрочной перспективе.
  • В среднесрочной перспективе – работа над увеличением количества фильмов, которые показывают кинотеатры, а также снижение объема издержек и мотивация производителей кинокартин на создание качественного контента.
  • В долгосрочной перспективе – налаживание показа фильмов зарубежных компаний, которые ушли с российского рынка, и отсутствие квот на их показ.

Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты