
Любой бренд олицетворяет репутацию, популярность предприятия, востребованность продукции или услуг. Но также это ценный нематериальный актив, который прямо влияет на общую стоимость компании. Его можно предоставлять за плату во временное пользование и даже продавать.
Во многих случаях оценка товарного знака проводится в обязательном порядке и только независимыми аттестованными специалистами. Но такая профессиональная экспертиза выгодна бизнесу, так как помогает добиться лидирующих позиций на рынке и лучших финансовых результатов.
Нормативное регулирование
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
-
Федеральные стандарты оценки:
- «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчет об оценке (ФСО VI)» — утверждены приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 «Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки».
- «Оценка для целей залога (ФСО № 9)» — утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 327 (ред. от 14.04.2022) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)».
- «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)» — утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.11.2022 № 659 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)».
- Методические рекомендации по оценке стоимости прав на интеллектуальную собственность, разработанные саморегулируемыми организациями оценщиков в рамках оказания методической помощи членам СРО.
Когда нужна?
- Для увеличения капитализации бизнеса. После оценки товарный знак можно поставить на баланс.
- Для повышения инвестиционной привлекательности компании.
- Для получения максимальных возможностей по распоряжению исключительными правами. Так, согласовать цену в лицензионном договоре на использование бренда или платежи по франшизе удастся только на основании независимой оценки рыночной стоимости товарного знака.
- Для разрешения имущественных, корпоративных споров и конфликтов по поводу авторства объекта интеллектуальной собственности.
- При внесении актива в уставный капитал.
- При оформлении кредита с залогом.
- При банкротстве, реструктуризации или реорганизации.
От чего зависит оценка рыночной стоимости товарного знака?
Прежде всего, учитываются расходы, которые понесла компания на создание (или приобретение) уникального бренда, на регистрацию в Роспатенте, а также на защиту исключительных прав.
Анализируются маркетинговые вложения. Использование значительных средств на рекламу, программы лояльности, имиджевые мероприятия и другие виды продвижения повышает оценку товарного знака.
Имеет значение отрасль, в которой работает бизнес, и потенциал развития. Важный фактор — объем производства и выручка. Устанавливаются фактическая узнаваемость бренда, сложившийся уровень доверия потребителей и другие данные, формирующие конкурентные преимущества.
Как провести процедуру?
Выбор экспертов
Точность и объективность расчетов гарантируют только независимые специалисты. Услугу вправе оказывать оценщики с высоким уровнем квалификации, состоящие в профильной саморегулируемой организации. Хотя в Москве немало фирм, сотрудники которых формально соответствуют указанным критериям, найти настоящих профессионалов сложно. Для оценки рыночной стоимости товарного знака, особенно крупной, известной или перспективной компании, важно выбрать авторитетных исполнителей с опытом в этом вопросе и подтвержденными компетенциями.
Подача заявки и документов
Потребуется предоставить:
- свидетельство на ТЗ;
- информацию о первоначальных затратах на интеллектуальную собственность;
- описание коммерческого использования с планируемыми экономическими показателями;
- перечень выпускаемой продукции под указанным брендом;
- бухгалтерскую отчетность (формы № 1 и № 2).
Перечень может быть расширен или сокращен после ознакомления специалиста с заданием на экспертизу. Документы (копии) заверяются уполномоченным лицом заказчика.
Оценка товарного знака — это масштабные исследования рынка, сложные расчеты и строгое следование методикам и стандартам оценочной деятельности. Но процедура окупается многократно. Бизнес получает в свое полное распоряжение дополнительное высоколиквидное имущество и становится финансово успешным.
Эксперты
Работает в Группе «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» с 2005 года. Мастер делового администрирования, эксперт в области управления проектами. Первое высшее образование получила в МГУ им. М.В. Ломоносова, закончив факультет психологии, являющийся одним из ведущих мировых центров в данной сфере. Внесла значимый вклад в проект по автоматизации и моделированию бизнес-процессов компании, действуя в составе рабочей группы. Активно участвует в реализации проектов департамента управленческого консалтинга.
С отличием окончила университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», является мастером делового администрирования, имеет диплом ACCA по Международной Финансовой Отчетности. Более 15 лет работает в сфере аудита и бухгалтерского учета, реализовала проекты для крупнейших игроков различных отраслей российской экономики.
Дарья внесла значительный вклад в разработку методологии и внутренних стандартов качества аудиторских услуг в Группе, наладила эффективную систему формирования проектных команд. Является членом Комитета по аудиту общественно значимых организаций (ОЗО) СРО Аудиторская Ассоциация «Содружество» и активно участвует в развитии аудиторского рынка в России.
Ольга окончила Орловский государственный аграрный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», является квалифицированным аудитором, имеет более 15 лет опыта работы в сфере аудита и бухгалтерского учета.
Среди ключевых компетенций – проведение аудита, разработка и написание внутренних локальных актов, формирование и внедрение внутренних стандартов в рамках системы контроля, контроль работы бухгалтерии, а также консультирование в различных областях, включая вопросы налогового планирования, сложные вопросы бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Владимир имеет более чем 20-летний опыт в области стратегического консультирования и повышения операционной эффективности в международных и российских организациях. В том числе 8 лет работал на руководящих должностях. Сертифицированный руководитель проектов PMP, сертифицированный аналитик по альтернативным инвестициям CAIA. Закончил MBA по направлению финансы и менеджмент в Бизнес-школе Чикагского Университета.
Среди ключевых компетенций - разработка стратегий развития, сопровождение инвестиционных проектов, повышение операционной эффективности, постановка проектных офисов в компаниях различных отраслей.
Окончила Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Имеет опыт работы более 15 лет в сфере аудита и бухгалтерского учета.
Среди ключевых компетенций – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка и написание внутренних локальных актов, проведение форензика и Due diligence, проведение инвентаризаций на предприятиях различных отраслей российской экономики, постановка управленческого учета, а также консультирование по налоговому и бухгалтерскому учету.
Виктория окончила Московский Авиационный Институт по направлениям «Системы автоматизированного управления» и «Экономика». Эксперт-практик с опытом более 20 лет в области построения систем внутреннего контроля, систем управления рисками, корпоративного управления и организации работы служб внутреннего аудита.
Среди ключевых компетенций – проведение комплексного анализа процессов в компании, оценка экономической эффективности управления процессами, реинжиниринг, документирование и тестирование процессов, построение системы внутреннего контроля по методологии COSO ERM, а также организация мониторинга применения всех компонентов системы внутреннего контроля.
Олег окончил Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по специальности «Бухгалтерский учет», Институт профессионального образования по специальности «Оценка бизнеса», а также Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова по специальности «Арбитражное управление». Имеет 5-летний опыт работы на должности ведущего бухгалтера, а также более 10 лет в оценочной деятельности.
Среди ключевых компетенций – оценка движимого и недвижимого имущества, подготовка отчетов в рамках проведения судебных экспертиз, анализ наилучшего варианта использования оцениваемых активов, а также разработка стратегий в области управления недвижимыми активами.
Павел имеет опыт работы в финансово-инвестиционном направлении – более 12 лет, в том числе на должности руководителя – 10 лет.
Среди ключевых компетенций – стратегическое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, сопровождение реализации инвестиционных проектов: от этапов анализа, разработки концепции и стратегии до запуска и коммерческой реализации.
Свяжитесь с нами
© 2011 - 2025 Все права защищены.