Любой бренд олицетворяет репутацию, популярность предприятия, востребованность продукции или услуг. Но также это ценный нематериальный актив, который прямо влияет на общую стоимость компании. Его можно предоставлять за плату во временное пользование и даже продавать.
Во многих случаях оценка товарного знака проводится в обязательном порядке и только независимыми аттестованными специалистами. Но такая профессиональная экспертиза выгодна бизнесу, так как помогает добиться лидирующих позиций на рынке и лучших финансовых результатов.
Нормативное регулирование
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
-
Федеральные стандарты оценки:
- «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчет об оценке (ФСО VI)» — утверждены приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 «Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки».
- «Оценка для целей залога (ФСО № 9)» — утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 327 (ред. от 14.04.2022) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)».
- «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)» — утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.11.2022 № 659 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)».
- Методические рекомендации по оценке стоимости прав на интеллектуальную собственность, разработанные саморегулируемыми организациями оценщиков в рамках оказания методической помощи членам СРО.
Когда нужна?
- Для увеличения капитализации бизнеса. После оценки товарный знак можно поставить на баланс.
- Для повышения инвестиционной привлекательности компании.
- Для получения максимальных возможностей по распоряжению исключительными правами. Так, согласовать цену в лицензионном договоре на использование бренда или платежи по франшизе удастся только на основании независимой оценки рыночной стоимости товарного знака.
- Для разрешения имущественных, корпоративных споров и конфликтов по поводу авторства объекта интеллектуальной собственности.
- При внесении актива в уставный капитал.
- При оформлении кредита с залогом.
- При банкротстве, реструктуризации или реорганизации.
От чего зависит оценка рыночной стоимости товарного знака?
Прежде всего, учитываются расходы, которые понесла компания на создание (или приобретение) уникального бренда, на регистрацию в Роспатенте, а также на защиту исключительных прав.
Анализируются маркетинговые вложения. Использование значительных средств на рекламу, программы лояльности, имиджевые мероприятия и другие виды продвижения повышает оценку товарного знака.
Имеет значение отрасль, в которой работает бизнес, и потенциал развития. Важный фактор — объем производства и выручка. Устанавливаются фактическая узнаваемость бренда, сложившийся уровень доверия потребителей и другие данные, формирующие конкурентные преимущества.
Как провести процедуру?
Выбор экспертов
Точность и объективность расчетов гарантируют только независимые специалисты. Услугу вправе оказывать оценщики с высоким уровнем квалификации, состоящие в профильной саморегулируемой организации. Хотя в Москве немало фирм, сотрудники которых формально соответствуют указанным критериям, найти настоящих профессионалов сложно. Для оценки рыночной стоимости товарного знака, особенно крупной, известной или перспективной компании, важно выбрать авторитетных исполнителей с опытом в этом вопросе и подтвержденными компетенциями.
Подача заявки и документов
Потребуется предоставить:
- свидетельство на ТЗ;
- информацию о первоначальных затратах на интеллектуальную собственность;
- описание коммерческого использования с планируемыми экономическими показателями;
- перечень выпускаемой продукции под указанным брендом;
- бухгалтерскую отчетность (формы № 1 и № 2).
Перечень может быть расширен или сокращен после ознакомления специалиста с заданием на экспертизу. Документы (копии) заверяются уполномоченным лицом заказчика.
Оценка товарного знака — это масштабные исследования рынка, сложные расчеты и строгое следование методикам и стандартам оценочной деятельности. Но процедура окупается многократно. Бизнес получает в свое полное распоряжение дополнительное высоколиквидное имущество и становится финансово успешным.
Наши преимущества
Мы стабильно занимаем лидирующие позиции на рынке и ежегодно входим в списки крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний по результатам исследований независимого рейтингового агентства «Эксперт РА».