В рамках инвентаризации проверяются не только активы компании, но и финансовые обязательства. Согласно Приказу Минфина от 13.06.1995 № 49, к последним относятся займы, резервы, банковские кредиты и кредиторская задолженность. Основное назначение такой процедуры — проверить корректность учета обязательств.
В каких случаях проводится инвентаризация финансовых обязательств?
Основания для назначения обязательной инвентаризации финансовых обязательств приведены в п. 1.5 Приказа Минфина от 13.06.1995 № 49. Проверка выполняется:
- перед составлением бухгалтерской отчетности за год;
- при смене лиц, несущих материальную ответственность за финансовые обязательства;
- при обнаружении фактов хищения средств или подделки документов;
- при ликвидации или смене организационной структуры компании.
Помимо обязательной инвентаризации, предприятие может инициировать добровольную проверку (п. 2.1 Приказа Минфина от 13.06.1995 № 49), чтобы улучшить контроль за своими финансовыми обязательствами. Последняя может быть плановой (проводится в определенные даты) или внеплановой (заказывается при обнаружении расхождений в учете, увольнении значительной части персонала, подготовке к привлечению инвестиций или аудиту и в случае других знаковых событий для бизнеса).
Какие счета подлежат инвентаризации?
Для оценки правильности учета специалисты проводят тщательный анализ документов. Они проверяют следующие счета:
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Инвентаризации подлежит задолженность компании, связанная с оплатой полученных услуг и приобретенных товаров.
- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Специалисты проверяют размеры авансов, полученных от клиентов в счет будущих поставок.
- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Оцениваются размеры задолженностей по обязательствам, срок исполнения которых не превышает 12 месяцев.
- 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Оцениваются размеры задолженностей по обязательствам продолжительностью более 12 месяцев.
- 68 «Расчеты по налогам и сборам». Проверяются суммы задолженностей перед бюджетом.
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Инвентаризируются задолженности перед СФР.
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Проверяется наличие задолженности по заработной плате перед сотрудниками.
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Анализируются суммы перерасходов по авансовым отчетам.
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Проверяются суммы задолженностей по премиям, надбавкам, компенсациям и иным видам выплат, которые полагаются сотрудникам.
- 75 «Расчеты с учредителями». Инвентаризируются долги по выплате дивидендов участникам или акционерам организации.
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Проверяются прочие обязательства, не относящиеся к вышеуказанным категориям.
Помимо этого, в ходе инвентаризации анализируются остатки по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» и оценивается правильность учета обязательств на забалансовых счетах.
Как проводится инвентаризация финансовых обязательств?
В рамках услуги эксперты проверяют расчеты с каждым контрагентом и составляют акты сверки, которые подписываются руководителями организаций или замещающими лицами. Специалисты оценивают правильность учета финансовых обязательств перед поставщиками, кредиторами, подрядчиками и т. д. Помимо текущих долгов, проверяются обязательства, по которым уже истек срок исковой давности.
После завершения процедуры составляется акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами. Для этого используется унифицированная форма ИНВ-17 и приложение к ней. В последнем документе отмечаются расхождения, выявленные в расчетах с каждым контрагентом.
Чтобы получить достоверную информацию о финансовых обязательствах компании, закажите услугу у независимых экспертов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». Вы узнаете обо всех расхождениях, сможете пресечь хищения средств и на основе актуальных данных принять верные управленческие решения.