Во всем мире существует около 5 тысяч различных офшоров. Беспрецедентное санкционное давление, оказываемое на российский бизнес, снова повысило интерес к офшорам в РФ. Для одних компаний важны налоговые льготы и таможенные преференции, для других – готовая инфраструктура. Поэтому тематика преференциальных режимов становится очень востребованной. Однако из-за многообразия существующих в России видов преференциальных режимов перед предпринимателями встает проблема выбора.

Виды офшоров в России

Если под офшором подразумевать территорию, предоставляющую своим резидентам особые условия ведения бизнеса, то следовало бы выделить три основных типа российских офшоров.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – ограниченная территория с особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности:

  • Промышленно-производственного типа (ППОЭЗ).
  • Технико-внедренческого типа (ТВОЭЗ).
  • Туристско-рекреационного типа (ТРОЭЗ).
  • Портового типа (ПОЭЗ).

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР) – зоны в РФ, где установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • Общесистемные ТОСЭР.
  • ТОСЭР в моногородах.
  • ТОСЭР в ЗАТО (закрытых административно-территориальных образованиях).

Специальные административные районы (САР) – территории с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую. 

Рис. 1. Географический охват действующих преференциальных режимов
ОЭЗ_рис-1.jpg

Источник: Счетная палата РФ

Смотреть карту

Однако не только федеральные, но и региональные, и муниципальные органы власти могут создавать на своей территории различные научно-производственные площадки:

  1. Технопарк – территория, на которой бизнесу предоставляется доступ к современной производственной, технологической, научно-образовательной и социальной инфраструктуре.

  2. Индустриальный парк – управляемый УК комплекс объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, зданий, строений и сооружений, предоставляющий комфортные условия для бизнеса.

  3. Технополис – полноценный научно-производственный комплекс, который создан на базе целого города и, помимо инфраструктуры для ведения бизнеса, обеспечивает условия для комфортного проживания людей.

В России действуют 369 индустриальных парков, технопарков и технополисов.

Основные отличия заключаются в масштабах этих научно-производственных зон: если технополис представляет собой большой наукоград, то технопарк предоставляет малому бизнесу и ИП офисы, лаборатории для проведения исследований и промышленные площади для организации мелкосерийного производства.

Например, признанным лидером среди российских технопарков является Нанотехнологический центр «Техноспарк» (г. Москва), который серийно создает с нуля, выращивает и продает компании, занимающиеся разработкой и производством новых технологических продуктов.

Индустриальный парк создает условия для размещения массового производства и предлагает резидентам земельные участки под промышленное строительство (greenfield) или готовые производственные помещения (brownfield), а также готовую транспортную, энергетическую, инженерную, офисную инфраструктуру. С 2022 года государственные субсидии, компенсирующие половину затрат на строительство инфраструктуры, получают также частные индустриальные парки, на долю которых приходится две трети всех индустриальных площадок. Максимальный размер компенсации от государства - 60 тыс. рублей за 1 кв. м площади зданий технопарка, или до 15 млн рублей за 1 га территории индустриального парка.

Рис. 2. Количество индустриальных парков, технопарков и технополисов в России за 2013-2021 гг.

ОЭЗ_рис-2.jpg

Площадь, тыс. га

Кол-во резидентов

Кол-во рабочих мест, тыс.

Инвестиций
в производство, млрд руб.

41, 7

4 025

220, 6

1 507

Источник: Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ в России

Технопарки, технополисы и индустриальные парки могут иметь налоговые льготы, которые предоставляются им в соответствии с соглашениями, заключенными с администрацией региона или муниципального образования. Кроме того, эти научно-производственные комплексы могут входит в ТОР или ОЭЗ и использовать льготы, предоставляемые ими.

Например, Правительство Москвы якорным резидентам технопарков предоставляет следующие льготы:

  • пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 13,5%;
  • освобождение от уплаты налога на имущество.

Среди мер господдержки, которыми пользуются резиденты, следует выделить:

  • компенсацию процентов по кредиту на поддержку (развитие) деятельности и приобретение оборудования;
  • возмещение части затрат на приобретение оборудования;
  • компенсацию лизинговых платежей.

В 2019–2021 гг. из федерального бюджета было профинансировано 73 парка, 64 из них уже успешно ведут свою деятельность, ещё 9 – приступят к работе в этом году.

Особые экономические зоны – ОЭЗ

Особые экономические зоны (ОЭЗ) созданы, прежде всего, для привлечения иностранных инвестиций и предлагают привлекательные условия для иностранных компаний, планирующих организовать производство в России. На карте в приложениях представлены существующие в России ОЭЗ на первое полугодие 2022 года.  

Рис. 3. ОЭЗ в России первом полугодии 2022 года

ОЭЗ_рис-3.jpg

Смотреть карту

Источник: Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ в России, исследование Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Площадь, тыс. га

Кол-во резидентов

Кол-во рабочих мест, тыс.

Инвестиций в производство, млрд руб.

8,27

931

48

632,2

Самые успешные ОЭЗ в России

В настоящее время на территории России действуют 43 особых экономических зоны.

Промышленно-производственные ОЭЗ (ОЭЗ ППТ)

24 Промышленно-производственных ОЭЗ имеют площадь не более 40 км2. Резиденты могут осуществлять деятельность по переработке сырья, производству и реализации товаров (включая подакцизное производство легковых автомобилей, мотоциклов, производство и переработку этана, сжиженных углеводородных газов и стали жидкой), а также осуществлять технико-внедренческую и логистическую деятельность.

  • Одной из самых успешных ППОЭЗ в России является ОЭЗ ППТ «Алабуга» (респ. Татарстан), в которой до введения санкций работало 57 резидентов с выручкой 136 млрд руб., обеспечивающих 8,2 тыс. рабочих мест и 154 млрд руб. фактических инвестиций. В числе резидентов – Ford, Rockwool, Armstrong, 3M, Kastamonu, Hayat, Air Liquide и др.
  • В ОЭЗ ППТ «Липецк» работают 58 резидентов, вложивших более 86 млрд руб. в капитальное строительство и обеспечивающих функционирование 5,2 тыс. рабочих мест. Ключевыми резидентами ОЭЗ являются ЛВМ РУС, ППГ Индастриз Липецк, Фондиталь, ЛЗТК.
  • ППОЭЗ «Ступино Квадрат» является первой зоной, основанной без государственного участия на средства частных инвесторов, объединяет 14 резидентов, 6 из которых – иностранные.
  • Во второй половине 2022 года планируется создание еще одной ППОЭЗ «Новочебоксарск», которая станет первой в Чувашской республике.
Табл. 1. ТОП-10 Наиболее привлекательных для инвестиций ППОЭЗ

ППОЭЗ

Регион

Кол-во резидентов, ед.

Рабочих мест, тыс. ед.

Инвестиции, млрд. руб.

Площадь з/у, тыс. Га

Площадь администра-тивных зданий, тыс. кв. м.

Алабуга

Татарстан

57

8,2

154,0

3,9

11,4

Липецк

Липецкая обл.

58

5,2

86,0

2,3

8,9

Ступино Квадрат

Московская обл.

14

0,8

13,5

0,4

0,0

Моглино

Псковская обл.

16

0,2

10,9

0,3

0,0

Тольятти

Самарская обл.

26

1,5

25,6

0,7

0,0

Узловая

Тульская обл.

18

1,2

9,5

0,5

0,0

Калуга

Калужская обл.

18

2,2

39,4

1,0

2,7

Титановая долина

Свердловская обл.

20

0,8

13,1

0,4

24,2

Кашира

Московская обл.

2

0,0

0,2

0,4

0,0


  • В Ленинградской области появится ППОЭЗ «Усть-Луга», в которой планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа и газохимического комплекса, где будут делать различные полимеры. Общий объем инвестиций в эти проекты составит 2,2 трлн рублей.

Технико-внедренческие ОЭЗ (ТВОЭЗ)

7 Технико-внедренческих ОЭЗ имеют площадь не более 4 км2, резиденты занимаются развитием инновационных технологий, разработкой НИОКР, IT-продуктов и оказанием услуг, с этим связанных. В скором времени правительство планирует объединить промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ в одну группу.

Крупнейший в России технополис «Москва», строительство которого финансируется из бюджета г. Москвы с привлечением частных инвестиций, сегодня включает 550 тыс. кв. м. производственных площадей, где работает 91 компаний-резидентов, обеспечивающих более 11 тыс. рабочих мест. Технополис имеет статус ТВОЭЗ и расположен на площади 223,3 га, объединяет:

  • Четыре площадки «МИЭТ», «Ангстрем», «Микрон», «Технополис», имеющие готовую производственную и офисную инфраструктуру.
  • Площадку «Алабушево» используемую для сдачи земельных участков в аренду резидентам для строительства высокотехнологичных производств с возможностью последующего выкупа.
  • Строящийся индустриальный парк «Руднево», который станет крупнейшим в России и также будет входить в структуру ТВОЭЗ «Технополис «Москва», на которую распространяются льготы.

Табл. 2. Наиболее привлекательные для инвестиций ТВОЭЗ

ТВОЭЗ

Регион

Кол-во резидентов, ед.

Рабочих мест, тыс. ед.

Инвестиции, млрд. руб.

Площадь з/у, тыс. Га

Площадь административных зданий, тыс. кв. м.

Технополис «Москва»

Москва

91

11,0

74,0

223,3

550,0

Дубна

Московская обл.

168

4,6

51,0

0,3

70,0

Иннополис

Татарстан

101

3,6

53,0

0,3

45,5

Туристско-рекреационные ОЭЗ (ТРОЭЗ)

10 Туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляют резидентам возможность осуществлять строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристической индустрии и санаторно-курортных объектов.

Активно создаваемые в 2007-2015 гг. ТРОЭЗ оказались малоэффективными, так как создавались на свободных территориях без предварительного проведения маркетингового исследования рынка туристических услуг, анализа спроса и предложения.

Например, созданная в 2007 г. в Республике Бурятия ТРОЭЗ «Байкальская гавань», расположенная на пяти участках – «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск», смогла за первые 7 лет развития увеличить число резидентов до 14, но они не смогли привлечь инвесторов и увеличить турпоток. Поэтому на сегодняшний момент резидентов осталось всего 5.


Табл. 3. ТРОЭЗ в России

ТРОЭЗ

Регион

Год создания

Кол-во резидентов, ед.

Инвестиции, млрд. руб.

Площадь з/у, тыс. Га

Байкальская гавань

Респ. Бурятия

2007

5

5

3,6

Бирюзовая Катунь

Алтайский край

2007

24

6,5

3,3

Ворота Байкала

Иркутская область

2010

15

1,3

0,76

Завидово

Тверская область

2015

3

0,5

0,38

ВТРК «Армхи»

и «Цори»

Респ. Ингушетия

2011

1

0,04

20

ВТРК «Архыз»

Карачаево-Черкесская респ.

2010

37

20,2

19,5

ВТРК «Ведучи»

Чеченская респ.

2013

3

7,6

1,5

ВТРК «Мамисон»

Респ. Северная Осетия-Алания

2019

0

0,7

6,9

ВТРК «Эльбрус»

Кабардино-Балкарская респ.

2010

0

2,8

2,7

Десятую ТРОЭЗ создают в Ставрополье, и планируемый объем инвестиций может составить более 40 млрд руб.

Из общего количества 6 ТРОЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе: «Архыз» (Карачаево-Черкесия), «Ведучи» (Чечня), «Эльбрус» (Кабардино-Балкария), «Матлас» (Дагестан), «Армхи и Цори» (Ингушетия), «Мамисон» (Северная Осетия) объединены в туристический кластер, которым управляет компания «Курорты Северного Кавказа».

Из перечисленных наиболее эффективной ТРОЭЗ стал всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Архыз» (ВТРК «Архыз») – всесезонный курорт в горах Северного Кавказа, обладающий развитой горнолыжной инфраструктурой и ориентированный на активный семейный отдых. В ТРОЭЗ создано 18 трасс протяженностью 27,4 километра, 8 канатных дорог.

Стимулом для нового витка развития ТРОЭЗ становится постепенная переориентация российских туристов с иностранных курортов на внутренний туризм, которая особенно усилилась после введения новых санкций.

Новые компании с объемом заявленных инвестиций на сумму более 10 млрд руб. вошли в число резидентов ТРОЭЗ «Ворота Байкала».

Портовые ОЭЗ (ПОЭЗ)

2 Портовые ОЭЗ имеют площадь не более 50 км2, а резиденты могут осуществлять портово-логистическую деятельность, строительство, реконструкцию и эксплуатацию портовой инфраструктуры.

Табл. 4. ПОЭЗ в России

ПОЭЗ

Регион

Кол-во резидентов, ед.

Рабочих мест, тыс. ед.

Инвестиции, млрд. руб.

Площадь з/у, тыс. Га

Площадь административных зданий, тыс. кв. м.

Ульяновск

Ульяновская обл.

44

0,7

8,9

0,4

25,3

Оля

Астраханская обл.

1

0,0

0,1

0,6

0,0

Несмотря на близость международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», железнодорожного узла и речного порта, ОЭЗ «Ульяновск» не смогла реализовать себя как портовая зона и стала самой универсальной из всех ОЭЗ, где могут быть реализованы как производственные проекты, так и логистические, а также разрешается деятельность предприятий оптовой торговли. На территории 433 Га работают 44 резидента, обеспечивающих более 700 рабочих мест.

На созданной в 2022 г. ПОЭЗ «Оля» планируется обустроить контейнерный терминал, который заработает уже в 2023 году и до 2030 кода будет перевозить до 8 млн т грузов в год.

Преимущества для резидентов ОЭЗ

Резиденты особых экономических зон получают:

1. Землю и инфраструктуру для реализации проекта

  • Государственное финансирование строительства объектов инфраструктуры.

  • Доступ к объектам промышленной, офисной и деловой инфраструктуры.

  • Льготная аренда и возможность выкупа земли в собственность.

2. Административные преференции

  • Режим «одного окна».
  • Упрощенный порядок получения разрешительной документации.

  • Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).

3. Налоговые льготы

Требования ОЭЗ к резидентам

ППОЭЗ

  • Коммерческая организация, зарегистрированная в ОЭЗ.

  • Минимальный объем капвложений 120 млн руб., из которых не менее 40 млн должны быть вложены в первые три года.

ТВОЭЗ

  • Коммерческая организация или ИП, зарегистрированные в ОЭЗ.
  • Минимальный объем инвестиций не установлен.

ТРОЭЗ

  • Коммерческая организация или ИП, зарегистрированные в ОЭЗ.
  • Минимальный объем инвестиций не установлен.

ПОЭЗ

  • Коммерческая организация, зарегистрированная в ОЭЗ.
  • Минимальный объем капвложений 120 млн руб. при реконструкции инфраструктуры или 400 млн руб. при строительстве инфраструктуры, из которых не менее 40 млн должны быть вложены в первые три года.

Особые среди особых

Все перечисленные ОЭЗ создаются в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Но есть в России несколько свободных экономических зон, которые регламентируются отдельными законами.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Крыму и Севастополе создана в соответствии с Федеральным законом №377-ФЗ от 29 ноября 2014 г в ноябре 2014 года сроком на 25 лет, который может быть продлен. В отличие от других ОЭЗ, объем капитальных вложений за первые 3 года для субъектов МСП должен быть не менее 3 млн. руб., для других компаний – не менее 30 млн. руб.

Налоговые и таможенные льготы аналогичны льготам в ОЭЗ. Пока ими могут пользоваться компании, расположенные на территории СЭЗ, однако Госдума уже рассматривает возможность использования преимуществ СЭЗ филиалами и представительствами резидентов СЭЗ, находящимися за ее пределами, но в отношении деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта в СЭЗ.

Особая экономическая зона в Магаданской области действует на основании Федерального закона №104-ФЗ от 31 мая 1999 г. На территории ОЭЗ работают 35 резидентов, после того как в 2020 году из-за изменений законодательства из состава участников вышли более 100 компаний.

Отличительной особенностью ОЭЗ в Магаданской области является то, что в число участников могут входит предприятия горнодобывающей промышленности: сегодня там работают 9 резидентов, специализирующихся преимущественно в сфере добычи золота, серебра.

Налоговые льготы в ОЭЗ тоже скромнее, чем в других:

  • резиденты освобождаются от уплаты части налога на прибыль, направляемой в федеральный бюджет;

  • на 40% снижен НДПИ;

  • предоставляются таможенные льготы.

Особая экономическая зона в Калининградской области создана в 2006 году в соответствии с Федеральным законом №16-ФЗ от 10.01.2006 г. Приоритетные направления развития: автомобилестроение и производство комплектующих и электротехнического оборудования, фармацевтическая промышленность; информационные технологии.

Налоговые льготы не менее привлекательны, чем в традиционных ОЭЗ:

  • налог на прибыль уплачивается по ставке 0% в первые 6 лет после получения первой прибыли, в следующие 5 лет – поставке 7%, а далее – 8%.;
  • на первые 9 лет резиденты освобождаются от налога на имущество организаций и уплачивают по ставке в 2 раза ниже с 7 по 12 год;
  • освобождение от земельного налога предоставляется на 5 лет.

Территории опережающего развития – ТОР

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР) изначально создаются под конкретных крупных инвесторов, которые заключают с Минэкономразвития предварительные соглашения, где оговариваются вид экономической деятельности, количество создаваемых рабочих мест и объем инвестиций. Срок действия ТОР составляет 70 лет и может быть продлен.

В России действуют 84 ТОР в моногородах, 8 ТОР в ЗАТО (5 из которых расположены в моногородах), 23 ТОР на Дальнем Востоке (в т.ч. 2 в моногородах). 

Табл. 5. Территории опережающего развития в России в разрезе федеральных округов в 2022 году

ПФО

ДФО

ЦФО

СФО

УФО

СЗФО

ЮФО/СКФО

Белая Холуница

Амуро-Хинганская

Алексин

Абаза

Бакал

Боровичи

Гуково

Белебей

Белогорск

Гаврилов-Ям

Анжеро-Судженск

Варгаши

Емва

Дагестанские огни

Белорецк

Большой Камень

Галич

Горный

Верхний Уфалей

Кировск

Донецк

Благовещенск

Горный воздух

Губкин

Железногорск

Верхняя Тура

Кондопога

Зверево

Володарск

Забайкалье

Дорогобуж

Заринск

Далматово

Костомукша

Каспийск

Вятские Поляны

Камчатка

Ефремов

Линево

Катайск

Надвоицы

Невинномысск

Глазов

Комсомольск

Камешково

Новоалтайск

Краснотурьинск

Онега

Димитровград

Краснокаменск*

Котовск

Новокузнецк

Миасс

Пикалево

Заречный**

Курилы

Лесной

Прокопьевск

Новоуральск

Угловка

Зеленодольск

Надеждинская

Мценск

Саянск

Озерск

Череповец

Канаш

Нефтехимический

Наволоки

Северск

Снежинск

Кумертау

Николаевск

Павловск

Тулун

Менделеевск

Приамурская

Ростов

Усолье-Сибирское

Набережные Челны

Свободный

Сосенский

Черемхово

Нефтекамск

Хабаровск

Тутаев

Юрга

Нижнекамск

Чукотка

Южа

Новотроицк

Южная

Нытва

Южная Якутия

Петровск

Якутия

Решетиха

Бурятия

Рузаевка

Селенгинск

Сарапул

Михайловский

Саров

Столица Арктики

Сердобск

Тольятти

Чапаевск

Чистополь

Чусовой

Ясный

*ТОР, которые переданы в ведение Минвостокразвития России.

**ТОР в ЗАТО

Кол-во резидентов

Кол-во рабочих мест, тыс.

Инвестиций
в производство, млрд руб.

922

>40

>100


Большинство ТОР создаются в моногородах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке и предоставляют своим резидентам возможность заниматься любыми видами деятельности, кроме запрещенных на данной территории. Так как для каждого ТОР устанавливается свой перечень запрещенных видов деятельности (закрепляемых соответствующим постановлением правительства), то во многих ТОР резиденты могут заниматься добычей и переработкой полезных ископаемых, чего нельзя делать в ОЭЗ. Однако в настоящее время рассматривается вопрос установления единого списка видов экономической деятельности, которые будут запрещены для осуществления инвестиционных проектов на ТОР.

Преимущества для резидентов ТОР

Резиденты ТОР получают:

1. Землю и инфраструктуру для реализации проекта

  • Государственное финансирование строительства объектов инфраструктуры.
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
  • Особый порядок пользования землей.
2. Административные преференции

  • Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот.
  • Режим «одного окна».
  • Право управляющей компании на защиту резидента в суде.
  • Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).
3. Налоговые льготы



Требования к резидентам ТОР

  • Юридическое лицо (в ТОР Дальнего Востока - ИП или юр. лицо), осуществляющее один из разрешенных в ТОР видов деятельности.
  • Отсутствие филиалов вне ТОР.
  • Минимальный объем инвестиций в первый год – не менее 5 млн. руб., всего за период работы в ТОР - 50 млн руб. (в ТОР Дальнего Востока – 500 тыс. руб.).
  • Отсутствие задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (некоторые ТОР устанавливают предельный уровень задолженности).
  • Создание не менее 20 рабочих мест в первый год (в ряде ТОР это требование отсутствует).

Средний срок рассмотрения заявки на получение статуса резидента ТОР составляет 1 месяц.

Резидентом ТОР не может быть компания, численность работников которой превышает 20 процентов от всех занятых в ТОР. То есть компания, которая эффективно развивается и расширяет штат работников, рискует утратить поддержку, которая ей оказывается в ТОР. Поэтому Госдума рассматривает законопроект, согласно которому планируется не лишать статуса резидента, даже если норматив по числу занятых превышен.

Специальные административные районы – САР

Специальные административные районы (САР) были созданы в 2018 году (Федеральный закон № 291-ФЗ), чтобы привлечь капитал, вывезенный российскими предпринимателями в зарубежные офшоры. Редомициляция позволяет сменить страну регистрации иностранной компании на российскую.

В России действует два САР:

  • на о. Русский (Приморский край);
  • на о. Октябрьский (Калининградская область).

САР на острове «Октябрьский» сегодня насчитывает 85 участников, на острове «Русский» зарегистрировано 7 участников.

Притоку резидентов в САР поспособствовал 5-й пакет санкций Евросоюза, который с 10 мая 2022 года запретил странам-членам регистрировать компании с российским происхождением.

В ближайшей перспективе к числу САР может быть отнесена федеральная территория «Сириус», созданная в конце 2020 года в Краснодарском крае на базе одноименного детского образовательного центра для одаренных детей. Новое внутригосударственное образование площадью 1,4 тыс. га и населением 12,5 тыс. чел., получило от государства расположенные там объекты олимпийской инфраструктуры, чтобы стать современным инновационным городом и развивать высокие IT и биотехнологиии.

Резидентами САР являются международные компании, которые инвестируют в САР не менее 50 млн рублей в течение года, а также международные общественно-полезные или личные фонды.

Преимущества для резидентов САР

1. Международные компании – валютные нерезиденты

  • МК могут осуществлять расчеты с контрагентами в рублях или в иностранной валюте (расчеты наличными регулируются Банком России).
  • Переводы без открытия счета сегодня нормируются Банком России, но в обычных условиях не ограничены.
2. Административные преференции

  • Режим «одного окна».
  • Предоставление участка под строительство.
3. Налоговые льготы

Международная компания может получить статус международной холдинговой компании (МХК), если она соответствует условиям:

  • создана до 1 марта 2022 года и до даты подачи заявления существовала не менее 3 лет;
  • зарегистрирована на территории САР;
  • состав контролирующих лиц в течение одного года после редомициляции не менялся (кроме случаев наследования).

Статус МХК может получить и российская компания, но если она была системообразующей и доля уплаченного ей налога на прибыль в бюджете субъекта РФ, где ранее была зарегистрирована эта компания, превышала 1%, то этот субъект РФ может представить возражения по переводу российской компании в САР. В числе резидентов могут быть также личные фонды, созданные как россиянами, так и иностранцами.

Для получения налоговых льгот МХК также должна отвечать следующим требованиям (ст. 284.10 НК):

  • минимум одно контролирующее лицо МХК является резидентом РФ и/или гражданином РФ;
  • управление компанией должно осуществляться с территории РФ;
  • более 90% доходов от реализации учитываются в России;
  • более 70% расходов на приобретение товаров, работ, услуг понесены в России;
  • не менее 15 работников, числящихся в штате на условиях полной занятости, являются резидентами РФ;
  • компании принадлежит офис в САР не менее 50 м2.
  • компания должна инвестировать 300 млн руб. в инфраструктуру региона.

Статус МХК дает возможность пользоваться до 2036 года следующими налоговыми льготами:

  • 0% на дивиденды и доходы от реализации акций (долей), если МХК владеет не менее 15% УК и выполняет требования ст. 284.10 НК;
  • 5% на полученные дивиденды (для других случаев), проценты и роялти;
  • по ставке 10 % будет взыматься налог у источника на выплачиваемые иностранному лицу (не включенному в «черный» список Минфина России) дивиденды, проценты и роялти, если МХК выполняет требования ст. 284.10 НК.
  • 0% по прибыли от доходов КИК, если МКХ является контролирующим лицом.
  • 0% с доходов в виде курсовых разниц, выявленный в результате переоценки.

Примечание: Участник САР, занимающийся эксплуатацией морских и воздушных судов, имеет дополнительные льготы по НДС, налогу на имущество, взносам во внебюджетные фонды.

Несмотря на льготы, которые предоставляет САР иностранным холдингам, одним из главных рисков для бизнеса является нестабильность налогового режима.

Налоговые льготы в российских офшорах

В приложенной таблице представлено сравнение налоговых льгот САР, ТОР, ОЭЗ.

Таблица 6. Сравнение налоговых льгот САР, ТОР, ОЭЗ

Налог

САР

ТОР

ОЭЗ

Россия

ППОЭЗ

ТВОЭЗ

ПОЭЗ

ТРОЭЗ

Налог на прибыль

Всего

20%

0-5% - 5 лет и 10% далее

2 - 15,5%

2 - 15,5%

2%

0-15,5%

20%

 

ФБ

3%

0-2%

2%

2%

2%

2% и 0%*

3%

 

РБ

17%

0-18%

0-13,5%

0-13,5%

0%

0-13,5%

17%

НДС

 

20%

20%

20%

20%

20% и 0%**

20%

20%

Налог на им-во

 

2,2%

0% до 10 лет

0% до 10 лет

0% до 10 лет

0% до 10 лет

0% до 10 лет

2,2%

Земельный налог

 

1,5%

0%

0% до 10 лет

0% до 10 лет

0% до 15 лет

0% до 5 лет

1,5%

Трансп. налог (руб./л.с.)

 

от 1 до 500 руб.

от 1 до 500 руб.

0 руб. до 10 лет

0 руб. до 10 лет

0 руб. до 10 лет

от 1 до 250 руб.

от 1 до 500 руб.

Страховые взносы

Всего

30%

7,6%

7,6%

7,6%

30%

30%

30%

 

ПФ

22%

6%

6%

6%

22%

22%

22%

 

ФСС

5,9%

1,5%

1,5%

1,5%

5,9%

5,9%

5,9%

 

ФОМС

2,1%

0,1%

0,1%

0,1%

2,1%

2,1%

2,1%

*0% до 01.01.2023 г. для резидентов ТРОЭЗ, объединенных в кластер

**0% между резидентами внутри ПОЭЗ

Смотреть таблицу

САР предоставляет налоговые льготы в основном на выплаты дивидендов, процентов и роялти. Есть категории доходов, не увеличивающие налог на прибыль. Но льгот по основным видам налогов, действующих в России, в отличие от других преференциальных режимов, САР своим резидентам не предоставляет, что несколько снижает ее привлекательность.

Преимуществом ОЭЗ и ТОР является не только экономия на налогах в период становления бизнеса, но и снижение первоначальных расходов до 30% за счет финансирования строительства объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры из средств федерального и регионального бюджетов.

Выводы

  1. Перевод бизнеса в САР выгоден российским транснациональным компаниям, которые имеют дочерние подразделения за рубежом и получают от них дивиденды.
  2. Регистрация бизнеса в ТОР пока не доступна компаниям, плотно работающим с градообразующим предприятием в моногородах, но Правительство рассматривает возможность смягчения ограничений, установив 50% лимит на выручку от операций с ним.
  3. Перевод бизнеса в ТОР более выгоден, чем в ОЭЗ, если есть потребность в трудовых ресурсах: ОЭЗ обычно располагаются вдали от населенных пунктов, в то время как ТОР – в его пределах.
  4. Регистрация бизнеса в ОЭЗ наиболее выгодна предприятиям, закупающим сырье и оборудование за рубежом, а также реализующим произведенную продукцию на экспорт.

Для повышения эффективности работы преференциальных режимов в условиях нового кризиса Правительство планирует принять ряд мер, в числе которых:

  • Продление до конца 2024 года сроков действия сниженных ставок взносов во внебюджетные фонды для ТОР. До сегодняшнего дня резиденты ТОР пользовались пониженными ставками всего 3 года. Такая мера позволит реализовать больше инвестиционных проектов и диверсифицировать экономику моногородов, создать новые рабочие места.
  • Оптимизация типов ОЭЗ, в результате чего вместо текущих четырех будет три типа зон: туристско-рекреационные, портовые и промышленно-технологические (объединяются промышленно-производственные и технико-внедренческие).
  • Сокращение административных барьеров: для получения статуса резидента ОЭЗ вместо бизнес-плана будет достаточно предоставить паспорт инвестпроекта;
  • Расширение перечня случаев, при которых возможна досрочная ликвидация ОЭЗ, введены новые критерии оценки эффективности ОЭЗ.

Вас проконсультирует
Вячеслав Воробьев
Практика Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты