Законопроект о налоговой реформе 2026 принят в I чтении: главное — ставка НДС 22% и новый лимит по УСН 10 млн рублей
22 октября Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам одобрил в первом чтении Законопроект N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).
Законопроект направлен на поэтапное изменение и проведение всех изменений в рамках запущенной в 2025 году масштабной налоговой реформы. Предлагаемые в настоящий момент изменения направлены на совершенствование налогового администрирования, в том числе в части применения ЕНС, распространения системы налогового мониторинга на более широкий круг налогоплательщиков, уточнения страховых взносов и взносов на медицинское страхование субъектов МСП (в частности, уточняются тарифы взносов для ИТ-организаций), донастройки туристического налога, уточнение отдельных параметров в области имущественного налогообложения как юридических, так и физических лиц, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, страховыми взносами и т.д.
Однако главным событием для налогоплательщиков являются предлагаемые законодателем изменения параметров налогообложения НДС (повышение размера ставки НДС с 20 до 22 процентов) и снижение порогового значения для предприятий, применяющих УСН, предельный размер доходов с 60 до 10 млн. руб., при достижении которого налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения становится плательщиком НДС.
Несмотря на принятие Законопроекта в первом чтении в своем Заключении Комитет указал на аспекты, которые необходимо доработать ко второму чтению (поправки должны быть предоставлены до 10.11.2025)
Что необходимо выделить, Во-первых, общеустановленная ставка НДС увеличивается с 20 до 22 процентов. Из Заключения следует, что принятие указанной меры позволит получить в 2026 году дополнительные доходы федерального бюджета в размере 1,187 трлн руб., в 2027 г. - 1,559 трлн руб., в 2028 г. - 1,677 трлн рублей.
При этом Комитет особо обращает внимание на сохранение пониженной ставки НДС в размере 10 процентов в отношении всех социально-значимых товаров (продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и ряд других товаров), что направлено на защиту от инфляционных последствий малообеспеченных слоев населения Во-вторых, вносятся поправки, направленные на уменьшение с 60 до 10 млн. руб. предельного размера доходов, при достижении которого налогоплательщик, применяющий УСН, становится плательщиком НДС, или при применении Патентной системы налогообложения теряет право на ее применение.
Указанные меры по мнению законодателя позволят ежегодно получать дополнительные доходы федерального бюджета в размере 200 млрд руб. Как отмечается в Заключении, согласно информации ФНС России, принятие указанной меры не коснется порядка 85 процентов от общего числа налогоплательщиков, применяющих УСН, что вызывает большие сомнения в объективности приведенных цифр.
Также предусматривается исключение из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, торговой деятельности в стационарных торговых объектах и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Положительным моментом в данном проекте является то, что условия налогообложения, предусмотренные специальным налоговым режимом «Налог на профессиональный доход», остаются неизменными.
Что нас ожидает ко второму чтению и какие сложности видит законодатель при реализации указанных изменений и поправок в налоговое законодательство.
При подготовке Законопроекта ко второму чтению законодатель с целью соблюдения баланса интересов государства, общества и бизнеса при финансовом обеспечении приоритетов бюджетной и налоговой политики указал на необходимость внесения следующих поправок:
- возможность установления более плавного поэтапного перехода реализации проектируемых норм в части изменения пороговых значений доходов, при которых налогоплательщики, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС, а налогоплательщики, применяющие ПСН, теряют право на применение указанного налогового режима;
- отмены льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных, прав на использование таких программ и баз данных, принимая во внимание, что соответствующие договоры (в том числе по предоставленным лицензиям) носят характер "длящихся" и заключены между налогоплательщиками в условиях действующего законодательства о налогах и сборах (то есть без учета в стоимости указанных исключительных прав НДС);
- сохранения возможности применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах;
- сохранения действующих пониженных тарифов страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально-значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и пр.), оказывающего услуги непосредственно населению;
- расширения закрытого перечня расходов, учитываемых при применении УСН, с учетом увеличения порогового значения доходов по УСН до 450 млн руб. и применения налогового режима более крупными компаниями;
- смягчения нормы пункта 8 статьи 164 НК РФ, запрещающей в настоящее время налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС в размере 5 или 7 процентов, в течение трех лет изменять применяемую ставку (т.е. перейти на общеустановленную с правом применения установленных вычетов по НДС и наоборот);
- продления срока действия временных норм, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, предусматривающих меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2025 году.
Таким образом, анализируя результаты прохождения Законопроектом первого чтения в Госдуме и рекомендации, данные в Заключении для подготовки проекта ко следующему раунду чтений, необходимо отметить, что повышение ставки НДС с 20 до 22 процентов будет введено с 01 января 2026 года. Однако, есть надежда, что в отношении субъектов предпринимательства, применяющих УСН или ПСН, законодатель установит более плавный переход к новым требованиям налогового законодательства, что даст возможность бизнесу постепенно адаптироваться к новым правилам налогообложения.