Функции по администрированию страховых взносов передадут единому органу

Подписан, опубликован и вступил в силу указ президента РФ от 15.01.2016 № 13 о дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины в ходе расчетов с ПФ, ФСС и ФФОМС.

До 1 мая текущего года правительство должно внести в Госдуму два законопроекта. Первым должно предусматриваться возложение на уполномоченный орган (возможно, это будет ФНС) функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФ, ФСС, ФФОМС.

Второй законопроект будет касаться создания единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Ранее мы сообщали о волеизъявлении высших должностных лиц страны на создание единой системы администрирования налоговых и неналоговых платежей.

Источник: Audit-it.ru 18 января 2016 г.


Особенности заполнения 4-ФСС для участников пилотного проекта перенесут на 2016 год

Опубликован проект поправок в приказ ФСС от 23 июня 2015 г. N 267, которым утверждены особенности заполнения формы 4-ФСС для участников пилотного проекта.

Будет учтено продление пилотного проекта на 2016 год. При этом регионы, которые в 2015 году уже участвовали в нем (включая присоединившихся в середине 2015 года), установленные разделом II особенности должны будут применять начиная с начиная с I квартала 2016 года, хотя согласно действующей редакции большая часть этих регионов применяла особенности начиная с I квартала 2015 года.

Те, кто присоединится к пилотному проекту с июля 2016 года, будут применять особенности, установленные разделом III, начиная с 3-го квартала.

Вносится множество других подобных поправок.

Источник: Audit-it.ru 18 января 2016 г.


Письмо Минфина России О начислении амортизации при реорганизации в форме выделения для целей налогообложения прибыли от 04.12.2015 № 03-03-06/1/70995

Акционерное общество, в целях правильного исчисления налога на прибыль просит разъяснить порядок начисления амортизации по имуществу, полученному в порядке правопреемства при реорганизации.

АО создано в результате реорганизации в форме выделения. Обществу в порядке правопреемства, по разделительному балансу от реорганизованного юридического лица передано имущество (ст.58, 59, 218 ГК РФ).

Согласно п.5 ст.259 НК РФ, если организация в течение какого-либо календарного месяца была реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со ст.55 НК РФ налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

  • амортизация начисляется реорганизуемой организацией по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  • амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.
Пунктом 2 ст.55 НК РФ установлено, что, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Регистрационная запись о создании АО внесена в ЕГРЮЛ 1 сентября 2015 года. Следовательно, первым налоговым периодом по налогу на прибыль созданной организации является период с 1 сентября по 31 декабря. Соответственно, амортизация созданной организацией должна начисляться начиная с сентября месяца. Однако данный вывод напрямую не следует из нормы п.5 ст.259 НК РФ.

На основании вышеизложенного общество просит разъяснить порядок начисления амортизации организацией, образующейся в результате реорганизации, если она создана 1-го числа.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления амортизации при реорганизации в форме выделения для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

  • амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией - по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  • амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Кодекса, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Пунктом 2 статьи 55 Кодекса установлено, что, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Таким образом, если момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, возникшего из реорганизованного юридического лица, определен как 1 сентября, то первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций созданной организации является период с 1 сентября по 31 декабря.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, если момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, возникшего из реорганизованного юридического лица, приходится на 1-е число календарного месяца, такая созданная организация начинает начислять амортизацию по амортизируемому имуществу, полученному в порядке правопреемства, с 1-го числа указанного календарного месяца. При этом для указанного реорганизованного юридического лица последним месяцем начисления амортизации по амортизируемому имуществу, переданному в порядке правопреемства, является календарный месяц, предшествующий месяцу, в котором создана организация, возникшая из такого реорганизованного юридического лица.

Источник: Правовая система «Главбух» 18 января 2016 г.


Письмо Федеральной Налоговой Службы О порядке представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций от 23 декабря 2015 года № БС-4-11/22566

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций и сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта

Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объекты, должны исчислять налог с таких объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации нормативного правового акта об особенностях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, применительно к соответствующему налоговому периоду.

В соответствии со статьей 386 Кодекса организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана представлять налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.

При этом согласно пункту 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации.

В аналогичном порядке подлежит согласованию порядок представления одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу в отношении суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (пункт 1.6 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895).

Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, поименованных в подпунктах 1-3 пункта 1 действующей редакции статьи 378.2 Кодекса (в подпунктах 1-4 пункта 1 вступающей в силу с 1 января 2015 года редакции статьи 378.2 Кодекса).

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу на имущество организаций представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов.

При этом обращаем внимание на тот факт, что представление налоговой отчетности по налогу в отношении объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, по местонахождению указанных объектов не противоречит нормам статьи 386 Кодекса, в связи с чем Федеральной налоговой службой до Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации доведена информация о возможности согласования представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу) в соответствии с пунктом 1.6 утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (пункта 1.6 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций) в отношении исключительно объектов, подлежащих налогообложению по среднегодовой стоимости.

Источник: Правовая система «Главбух» 18 января 2016 г.


Госрегистрация юрлиц и ИП: обзор нововведений

Письмо Федеральной налоговой службы от 11.01.2016 г. N ГД-4-14/52@ "О некоторых вопросах, связанных с применением Федеральных законов от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ"

Сообщается о вступлении в силу законодательных поправок, направленных на обеспечение достоверности сведений, представляемых при госрегистрации юрлиц и ИП, введение типовых уставов юрлиц, и некоторых других.

Так, с 29 декабря 2015 г. госрегистрация юрлица при создании (исключение - путем реорганизации), индивидуального предпринимателя занимает не более 3 рабочих дня с даты представления необходимых для этого документов.

Сделка, направленная на переход доли в уставном капитале ООО (ее части) при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли (ее части) и ее акцепта, после 1 января 2016 г. подлежит нотариальному удостоверению.

С 15 января 2016 г. доля в уставном капитале ООО (ее часть) переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, за исключением случаев перехода доли (ее части) к обществу.

Ряд поправок касается внесения в ЕГРЮЛ сведений об обременении залогом доли в уставном капитале ООО (ее части), а также порядка определения и указания в реестре места нахождения юрлица.

Расширен перечень оснований для отказа в госрегистрации юрлица.

Источник: Гарант.ру 17 января 2016 г.


Передача арендодателю неотделимых улучшений НДС не облагается, пришли к выводу суды

Между ОАО (арендатор) и ООО (арендодатель) был заключен договор аренды нежилого помещения. ОАО за свой счет и с согласия арендодателя произвело отделимые и неотделимые улучшения объекта, которые (93 млн рублей) учло на счете 01 «Основные средства». Амортизация начислялась компанией исходя из срока полезного использования арендуемого помещения - 30 лет. Сумма начисленной амортизации на момент возврата объекта составила 1,5 млн рублей. Отделимые и неотделимые улучшения были переданы арендодателю по акту приема-передачи за 39 млн рублей, в том числе НДС.

По результатам выездной проверки ОАО за 2009-2011 годы инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав, что компания неправомерно в нарушение пункта 1 статьи 146 НК не исчислила НДС с суммы переданных арендодателю улучшений на безвозмездной основе (то есть с суммы убытка - разницы между остаточной стоимостью улучшений и ценой их отчуждения арендодателю).

Суды трех инстанций (дело № А40-47957/2013) признали решение инспекции недействительным, установив, что по договору аренды ОАО обязано уплачивать арендную плату, дооборудовать арендованные помещения и нести расходы по ремонту и обслуживанию, тогда как ООО обязано передать в пользование помещения, а также выкупить произведенные арендатором улучшения. Это свидетельствует о возмездном характере отношений сторон. Таким образом, передача арендодателю неотделимых улучшений, произведенных арендатором, не является самостоятельным безвозмездным договором и не может квалифицироваться как безвозмездная.

Кроме того, суды разъяснили следующее. Для квалификации передачи неотделимых улучшений как части арендованного имущества в качестве реализации для целей обложения НДС необходимо наличие перехода права собственности (статьи 39 и 146 НК). Пункт 2 статьи 623 ГК (о неотделимых улучшениях в арендованное имущество), а также статья 218 ГК (устанавливающая основания возникновения права собственности) не содержат положений, согласно которым у арендатора возникает право собственности на неотделимые улучшения. Исходя из положений пункта 1 статьи 133 ГК неотделимые улучшения представляют собой единое целое с арендованным объектом недвижимости. Следовательно, при возврате арендованного помещения арендодателю по прекращению договора аренды не происходит и не может происходить перехода права собственности на неотделимые улучшения от арендатора к арендодателю, так как это право изначально в силу закона принадлежит только арендодателю. Перечисленные нормы к настоящему времени существенно не изменились.

В решении кассации (Ф05-18582/2015 от 12.01.2015) указано: «в отсутствие такого признака реализации, как переход права собственности, возврат арендодателю арендованного помещения с произведенными неотделимыми улучшениями не может быть признан объектом налогообложения НДС, а нормы статьи 146 НК РФ в отношении этой операции неприменимы. Возврат арендуемого недвижимого имущества с произведенными неотделимыми улучшениями не является безвозмездной передачей таких улучшений».

Раньше суды утверждали обратное при похожих обстоятельствах (дела № А65-13722/2014, А45-12766/2013, А70-5453/2013), ссылаясь в некоторых случаях на постановление пленума ВАС от 30.05.2014 № 33. Однако в тексте постановления прямых указаний на НДС при передаче улучшений не найдено.

Источник: Audit-it.ru 17 января 2016 г.


"Кадастровый" налог после реконструкции объекта изменится, если сообщить в Росреестр

В письме от 03.12.2015 № 03-05-05-01/70618 Минфин ответил на вопрос об определении кадастровой стоимости после завершения капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию объекта недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 16 федзакона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик или указанных в статье 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.

Кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости проводится на основании документов, представленных заявителем. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте (в том числе при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости).

Согласно закону "Об оценочной деятельности в РФ" кадастровая стоимость определяется для объектов недвижимости, учтенных в кадастре, при проведении государственной кадастровой оценки, а также при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Кроме того, ведомство напомнило, что если в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость, то являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухучета), указанные в составе проектной документации (в том числе на реконструкцию, модернизацию), подлежат налогообложению в составе этого здания.

Источник: Audit-it.ru 15 января 2016 г.


Подтверждение местонахождения иностранного контрагента не имеет сроков давности

В письме от 02.12.2015 N 03-08-05/70230 Минфин сообщил, что при применении международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту в РФ, выплачивающему такой доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Помимо этого налоговый агент вправе запросить у иностранной организации подтверждение наличия у нее фактического права на получение дохода. Если это подтверждение предоставлено до даты выплаты дохода, по которому международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, то в отношении такого дохода источник выплаты не удерживает налог или удерживает его по пониженным ставкам.

Налоговым законодательством РФ не установлены содержательные критерии и формальные требования, согласно которым сертификаты, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, используются российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Статьи 312 НК, предусматривающая подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Предусмотрено только, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией "до даты выплаты дохода", а не в каждом налоговом периоде.

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (определение ВС от 23.09.2014 № 305-ЭС14-1210).

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения, постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно постановлению пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК" ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

Источник: Audit-it.ru 15 января 2016 г.


Утверждены новые электронные форматы бухгалтерской отчетности, в том числе упрощенной

31 декабря 2015 года приказом N АС-7-6/711@ ФНС утвердила формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме, а приказом N АС-7-6/710@ - формат для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Форматы применяются начиная с отчетности за 2015 год.

Признаны утратившими силу приказы ФНС от 03.09.2013:

  • N ММВ-7-6/313@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронной форме";
  • N ММВ-7-6/311@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме";
  • N ММВ-7-6/312@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме".

Источник: Audit-it.ru 15 января 2016 г.


Письмо Министерства Финансов РФ О принятии к вычету НДС, указанного в электронном авиабилете, оформленном на иностранном языке от 9 декабря 2015 г. N 03-07-14/71801

Вопрос: О принятии к вычету НДС, указанного в электронном авиабилете, оформленном на иностранном языке.

Ответ: В связи с письмом о применении вычета налога на добавленную стоимость, указанного в электронном авиабилете, оформленном на иностранном языке, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), подлежат вычету.

Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Поскольку исключений для электронных авиабилетов или иных замещающих их первичных документов, реквизиты которых составлены на иностранном языке, в законодательстве Российской Федерации не содержится, в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке реквизиты, необходимые для применения вычета по налогу на добавленную стоимость, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод иной информации, не относящейся к применению вычета налога на добавленную стоимость (например, правил перевозки багажа, условий применения тарифа), не требуется.

Такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации, на которых возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей. При этом перевод обеспечивает организация-налогоплательщик.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Источник: Audit-it.ru 15 января 2016 г.


Вексель не означает репатриацию - ФНС привела "валютные" нарушения с ценными бумагами

Письмом от 24.12.2015 N ЕД-4-2/22729 ФНС направила рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства РФ по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах. Предполагается, что рекомендации будут использовать не только налоговики, но и таможенники, а также Росфинмониторинг и другие лица.

Перемещение документарных ценных бумаг без их таможенного декларирования может квалифицироваться как нарушение права ЕАЭС:

  • в случае недекларирования документарных ценных бумаг в деянии юрлица может усматриваться событие административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ;
  • в случае недекларирования документарных ценных бумаг в деянии физлица может усматриваться событие административного правонарушения по статье 16.4 КоАП РФ. При этом перемещение таких ценных бумаг физллицом в интересах юрлица, сопряженное с их недекларированием, может указывать на совершение юрлицом административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В случае недекларирования лицами документарных ценных бумаг, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, в чей адрес осуществляется такая выплата, в крупном либо особо крупном размере в их деянии могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ.

Непредставление резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, может свидетельствовать:

  • о недекларировании;
  • о нарушении установленных сроков хранения подтверждающих документов и информации при совершении валютных операций (не менее трех лет и не менее срока исполнения договора).

Для принятия решения в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и (или) уголовным законодательством РФ по фактам непредставления резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Также ФНС указала, что ценная бумага (вексель) характеризуется абстрактностью закрепленного в ней обязательства. Поэтому сама по себе передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в том числе для расчета за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию и так далее), либо для возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ ценности не может отождествляться с репатриацией резидентом иностранной валюты и валюты РФ.

Валютные операции, проводимые в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юрлица, позволяют предполагать, что действительными целями такого рода валютных операций могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем.

К группе повышенного риска можно отнести организации, перемещающие ценные бумаги через таможенную границу ЕАЭС, в случаях:

  • закрытия паспортов сделок без исполнения обязательств по сделке и без уступки прав требования;
  • значительных объемов валютных операций с контрагентами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях (на сумму свыше 30 млн. рублей);
  • если срок погашения ценных бумаг, удостоверяющих денежное требование, превышает срок исполнения обязательств по внешнеторговому договору (контракту);
  • если ценные бумаги, удостоверяющие денежное требование, не предъявлены к оплате в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для получения денежных средств;
  • дисконтирования долговых обязательств по ценным бумагам, удостоверяющим денежное требование;
  • срок исполнения обязательств по ценной бумаге значительно превышает срок исполнения денежных обязательств, характерный в соответствии с обычаями делового оборота по аналогичным внешнеторговым контрактам;
  • возмещения НДС из бюджета РФ за экспортированный с территории РФ товар, расчеты за который производились с использованием ценных бумаг, удостоверяющих денежное требование;
  • исполнение долговых обязательств, выраженных в ценных бумагах, осуществляется по законодательству страны, с которой у РФ не заключено соглашение (соглашения) о взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским, административным делам.

Источник: Audit-it.ru 14 января 2016 г.


Возможность зачета не мешает отнести дебиторку в резерв по сомнительным долгам

Компания включила в резерв по сомнительным долгам задолженность контрагента в размере 66,7 млн рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, посчитав это неправомерным, поскольку компания имела возможность прекратить обязательства взаимозачетом в одностороннем порядке согласно статьи 410 ГК, имея кредиторскую задолженность перед этим же контрагентом.

Суды трех инстанций (дело № А17-6938/2012) признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что глава 25 НК рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником.

Суды (постановление кассации Ф01-5299/2015 от 29.12.2015) отметили, что прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования в порядке, установленном в статье 410 ГК, является правом стороны, а не обязанностью, поэтому не влечет автоматическую корректировку налогоплательщиком резерва, формируемого им на основании данных бухучета.

Суды и ранее принимали подобные решения, опираясь на позицию ВАС.

Источник: Audit-it.ru 14 января 2016 г.


Налоговики уже не будут сообщать в ФНС о контролируемых сделках за 2012-2013 годы

В письме от 25 декабря 2015 г. N ЕД-4-13/22850@ ФНС сообщила, что если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, то извещает ФНС России и направляет полученные сведения о таких сделках.

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном главой 14.5 НК, принимается с учетом следующих особенностей:

  • в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 году, указанное решение может быть принято не позднее 30 июня 2014 года;
  • в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2013 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2015 года.

Начиная с 1 января 2016 года в ФНС России не направляются извещения о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 и 2013 годах.

Источник: Audit-it.ru 14 января 2016 г.


ЕСПЧ разрешил работодателям читать переписку в соцсетях уклоняющихся от работы сотрудников

Европейский суд по правам человека в Страсбурге (Франция) вынес постановление, которым работодателям разрешается просматривать личную переписку сотрудника в мессенджерах. Об этом сообщает BBC.

Из документа следует, что общение в чатах в рабочие часы является нарушением корпоративной этики, поэтому наниматель имеет право посмотреть переписку сотрудника. Вместе с тем ЕСПЧ также счел необходимым составить и свод правил, который сможет предотвратить злоупотребления со стороны компаний-работодателей.

Соответствующее решение страсбургского суда распространяется на все страны, которые ратифицировали Европейскую конвенцию по правам человека.

Ранее ЕСПЧ принял аналогичное решение по делу румынского инженера, подавшего иск к бывшему работодателю. Из жалобы следовало, что сотрудник был уволен в 2007 году за то, что использовал рабочий аккаунт Yahoo Messenger в личных целях. Мужчина утверждал, что руководство компании нарушило его право на конфиденциальную информацию. Однако суд счел решение организации законным.

Источник: Audit-it.ru 14 января 2016 г.


Чем надо обеспечить налоговиков в целях инвентаризации в ходе выездной проверки

Компания обратилась в ВС (решение от 24 ноября 2015 г. N АКПИ15-1111), оспаривая пункт 2.7 положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, введенного приказом Минфина от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39.

Согласно данной норме налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). По мнению компании, эта норма приводит к дополнительным материальным затратам налогоплательщика на обеспечение условий для проведения инвентаризации (оплату труда работников, приобретение средств измерений и прочее).

По мнению истца, из статьи 23 НК следует, что обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах. При этом статьями 31 и 89 НК не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.

ВС отказал в удовлетворении иска, указав на пункт 1 статьи 4 НК, которым предусмотрено право Минфина устанавливать порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке. Таким образом, закрепляя оспариваемое требование, Минфин не вышел за рамки своих полномочий и не установил требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Суд пояснил, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые имеются у него.

Источник: Audit-it.ru 13 января 2016 г.


НДФЛ: отозваны письма налогового ведомства, противоречащие позиции Президиума ВС РФ

Президиумом ВС РФ 21 октября 2015 г. утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ. В нем определены правовые позиции по налогу на доходы физических лиц.

В связи с этим не подлежат применению и отзываются письма ФНС России, в которых изложена правовая позиция, противоречащая обзору.

Кроме того, в связи с уточнением правовой позиции Минфина России ряд писем налогового ведомства также не подлежит применению.

Источник: Гарант.ру 13 января 2016 г.


Письмо Министерства Финансов РФ Об учете в целях налогообложения прибыли стоимости ГСМ, возмещаемой сотрудникам, использующим личные автомобили в служебных целях от 04.12.2015 № 03-03-06/70852

ООО заключило трудовой договор с сотрудником, в котором, помимо заработной платы, прописана обязанность работодателя возмещать расходы на ГСМ, произведенные работником для совершения служебных поездок на личном автомобиле.

Просим разъяснить возможность включения организацией расходов на компенсацию за ГСМ для служебных поездок сотруднику на основании трудового договора в расходы, уменьшающие доходы по налогу на прибыль в соответствии с 25 главой НК РФ.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций стоимости горюче-смазочных материалов, возмещаемой сотрудникам, использующим личные автомобили в служебных целях, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" утверждены нормы расходов в виде компенсаций за использование личных автомобилей.

Таким образом, расходы, в виде стоимости горюче-смазочных материалов, возмещаемой сотрудникам, использующим личные автомобили в служебных целях, могут учитываться в целях налогообложения прибыли организаций в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации и при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Источник: Правовая система «Главбух» 13 января 2016 г.


О выявлении сомнительных операций и оценке рисков нарушения валютного законодательства

ФНС России подготовлены рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства по репатриации денежных средств в случаях замены денежных обязательств нерезидентов обязательствами, выраженными в ценных бумагах.

В Рекомендациях разъясняются, в частности:

  • квалификация нарушений при обороте ценных бумаг (указано, например, что в случае недекларирования лицами документарных ценных бумаг, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, в чей адрес осуществляется такая выплата, в крупном либо особо крупном размере в их деянии могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ);
  • порядок расчетов с использованием векселей и порядок выявления объекта проверок (в том числе рекомендовано осуществлять мониторинг баз данных валютного контроля на наличие информации, свидетельствующей о прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств по сделке посредством передачи векселей);
  • риски использования ценных бумаг как способа уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей, вывода денежных средств из Российской Федерации, отмывания доходов, полученных преступным путем (представлен перечень случаев, которые могут быть отнесены к группе повышенного риска при перемещении ценных бумаг через таможенную границу ЕАЭС).

Источник: КонсультантПлюс 13 января 2016 г.


Письмо Министерства Финансов РФ О предоставлении российскому налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации от 02.12.2015 № 03-08-05/70230

ООО с 2003 года выполняет организацию международных перевозок грузов. В связи с этим взаимодействует с большим количеством организаций, зарегистрированных на территории иностранных государств. ООО осуществляет оплату в пользу контрагентов на территории иностранных государств. Со многими контрагентами ООО работает постоянно.

В подтверждение местонахождения иностранных юридических лиц нами в налоговый орган ежегодно представляются справки-подтверждения, заверенные компетентными органами иностранных государств.

Просим пояснить, нужно ли ежегодно предоставлять в налоговый орган справку-подтверждение по тому контрагенту, с которым ООО работало в прошлом 2014 году? В прошлом 2014 году справка-подтверждение по контрагенту предоставлялась в налоговый орган до даты первой выплаты дохода.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о предоставлении российскому налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, по которому международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования, согласно которым сертификаты, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, используются российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающей подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрено только го, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией "до даты выплаты дохода", а не в каждом налоговом периоде.

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (Верховный Суд Российской Федерации, Определение от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Источник: Правовая система «Главбух» 13 января 2016 г.


IAASB пересмотрел требования к аудиторским заключениям по финотчетности спецназначения

Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества (IAASB) выпустил на прошлой неделе два пересмотренных международных стандарта аудита – МСА (ISA) 800 “Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения” и МСА (ISA) 805 “Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета”.

Аудиторская отчетность по финансовым отчетам специального назначения имеет прямую связь с выпущенными в январе прошлого года новыми и пересмотренными аудиторскими стандартами, в частности, МСА 700 “Формирование и представление заключения по финансовой отчетности” и МСА 701 “Доведение информации о ключевых вопросах аудита в независимом аудиторском заключении”.

Что касается поправок к двум сегодняшним стандартам, ISA 800 и ISA 805, то они оговаривают, собственно, отчетность аудитора, но никак не меняют по существу порядок проведения проверки отчетности, оговариваемый другими действующими стандартами аудита.

“В результате нашей более общей работы с аудиторской отчетностью мы пришли к выводу о необходимости внести (в общественных интересах) изменения в ISA 800 и ISA 805. Отклик со стороны наших участников помог подвести итог под этими предложениями и добавить ясности касательно того, как новые улучшения в аудиторской отчетности применяются в отношении финансовой отчетности специального назначения” – говорит председатель Совета профессор Арнольд Шилдер (Arnold Schilder).

Оба стандарта вступают в силу одновременно с аудиторскими стандартами, регулирующими аудиторские заключения по финансовой отчетности общего назначения. Иначе говоря, эти стандарты будут применяться в ходе проверок, стартующих после 15 декабря этого года.

Источник: GAAP.ru 12 января 2016 г.


ЦБ продолжает активность в сфере бухучета поднадзорных организаций

На регистрацию в Минюст направлены:

  • Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями (утвержденный положением Банка России от 28.12.2015 N 525-П)
  • Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов (положение ЦБ от 28.12.2015 N 527-П)
  • Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования, который регулятор утвердил положением от 28.12.2015 N 526-П.

Кроме того, в "информации" от 25 декабря прошлого года ЦБ дал разъяснения по вопросам, касающимся применения Положения от 22.12.2014 N 446-П, которым для кредитных организаций установлены принципы и порядок определения доходов и расходов, отражаемых в бухучете на счетах по учету финансового результата текущего года, и прочего совокупного дохода, отражаемого в бухучете на счетах по учету добавочного капитала, за исключением эмиссионного дохода, в течение отчетного года.

Рассказано об отражении сумм субсидий из федерального бюджета, направляемых банкам на возмещение выпадающих процентных доходов по выданным физлицам кредитам на приобретение автотранспортных средств; по каким символам ОФР следует отражать доходы (расходы) по операциям с ИП-нерезидентами, от операций погашения или реализации приобретенных прав требования, от восстановления резервов (на формирование резервов), а также материальную помощь, компенсацию стоимости аренды жилья, денежные компенсации по решению суда.

Также ЦБ разъяснил порядок отражения в бухучете операций по пересчету ранее начисленных процентов в случае заключения с заемщиком допсоглашения на изменение первоначальных условий: процентная ставка уменьшается с даты начала срока действия договора, что, в свою очередь, влечет пересчет процентных доходов, начисленных ранее, при неизменном сроке действия договора. Даны ответы и на другие вопросы.

Источник: Audit-it.ru 12 января 2016 г.


Зарплата работников отдела капстроительства не всегда учитывается через амортизацию

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что компания в нарушение пункта 1 статьи 257 и статьи 256 НК учла единовременно в расходах затраты на оплату труда работников отдела капитального строительства.

Компания оспорила решение инспекции в суде (дело № А32-17315/2015), пояснив, что данные работники непосредственно не связаны с созданием новых основных средств.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

В общем случае расходы по оплате труда работников подразделения капстроительства формируют капитальные затраты по созданию амортизированного имущества – строящихся объектов основных средств. Зарплата работников, которые непосредственно связаны со строительством объектов ОС, относится к расходам, которые в силу пункта 5 статьи 270 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Вместе с тем, суды установили, что спорные работники выполняют функции, связанные со строительством, текущей эксплуатацией и управлением. Они обеспечивают как строительство объектов, так и капитальный и текущий ремонт, логистику и снабжение для основного производства, ремонтно-эксплуатационных нужд и строительства, управленческие функции в части составления планов, проектов, мониторинга их выполнения, формирования отчетности, то есть функции, непосредственно не связанные со строительством.

Суды (постановление кассации Ф08-9649/2015 от 25.12.2015) указали на пункт 4 статьи 252 НК, согласно которому, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет. Таким образом, компания правомерно учла зарплату работников отдела капстроительства, непосредственно не связанных с созданием новых ОС, в составе расходов на оплату труда.

Источник: Audit-it.ru 12 января 2016 г.


АО на общем режиме учитывает расходы, связанные с выплатой акционерам дивидендов

В письме от 21 октября 2015 г. N 03-03-06/60156 Минфин указал, что выплата акционеру дивидендов при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения, является обязанностью акционерного общества и связана с деятельностью, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы АО, связанные с выплатой в пользу акционеров дивидендов, экономически обоснованны и отвечают требованиям статьи 252 НК, а следовательно, могут быть учтены в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Источник: Audit-it.ru 12 января 2016 г.


ФНС рассказала о пониженных ставках налога на имущество в отношении ЛЭП и их частей

В письме от 29 октября 2015 г. № БС-19-11/271 ФНС напомнила, что с 1 января 2013 отменена льгота, по которой налогом на имущество не облагались различные объекты инфраструктуры типа ЛЭП.

В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Таким образом, право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций имеют организации, имеющие на балансе линии электропередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью в соответствии с перечнем.

В перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ. Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В случае разночтений ФНС рекомендовала руководствоваться также судебной практикой (постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2014 по делу № А82-12171/2012; ФАС Московского округа от 17.07.2014 по делу № А41-41137/2012; ФАС Восточно-Сибирского округаот 09.06.2014 по делу № А74-593/2013; ФАС Поволжского округа от 23.09.2014 по делу № А57-1143/2013; ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2015 по делу № А25-19/2013; АС Дальневосточного округа от 22.05.2015 по делу № А51-36577/2013).

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.


Сооружения улучшают свойства приобретенного участка - вычет НДС разрешен без госрегистрации

Компания приобрела земельный участок с расположенными на нем сооружениями: подъездным ж/д путем необщего пользования, опорной стеной вдоль ж/д пути и въездом с автомобильной дорогой. Продавец выставил компании счета-фактуры на каждое сооружение. Имущество принято по актам приема-передачи, а уплаченный НДС заявлен к возмещению.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала в вычете, сославшись на отсутствие регистрации права собственности на приобретенные объекты. При этом счета-фактуры соответствуют предъявляемым к ним требованиям, факт оплаты приобретенных по ним объектов инспекцией не оспаривается.

Суды трех инстанций (дело № Ф05-17474/2015) признали решение инспекции незаконным, указав на отсутствие документов, подтверждающих возведение дороги и опорной стены как самостоятельных объектов недвижимости - данные сооружения относятся к элементам благоустройства участка. Покрытие из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства участка, на котором оно находится.

В решении кассации (Ф05-17474/2015 от 21.12.2015) указано: «объекты заявителя, расположенные на земельном участке … не являются объектами недвижимости, в силу чего не могут являться самостоятельными объектами гражданских прав, право на которые подлежит государственной регистрации, поскольку данные объекты являются обычным благоустройством земельного участка, то есть составной частью земельного участка».

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.


В ГД внесен законопроект об отсутствии двойного НДС при страховании риска дебиторки

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 968427-6, который вносит изменения в статью 162 НК. Поводом для его разработки стало постановление Конституционного суда от 01.07.2015 г. № 19-П.

Напомним, данное постановление было вынесено при следующих обстоятельствах. Компания застраховала риск неоплаты покупателями задолженности за поставленные товары. В связи с наступлением страховых случаев было получено страховое возмещение, на которое по результатам выездной проверки налоговики доначислили НДС, пени и штраф, поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК прямо предусматривает включение в состав налоговой базы по НДС полученных налогоплательщиком сумм страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом, если поставка является объектом налогообложения. Арбитражные суды вплоть до ВС признали решение ИФНС правомерным. Однако КС увидел в данной ситуации двойное налогообложение (при отгрузке товара и при получении страхового возмещения). КС не только постановил пересмотреть спор, но и исправить нормы НК.

Планируется предусмотреть исключение из нормы о включении выплат по договорам страхования в базу по НДС на случай, если налоговая база была исчислена при отгрузке. Таким образом, страховые выплаты будут увеличивать налоговую базу, если налогоплательщик не исчислил налог по реализации товаров (работ, услуг) на день их отгрузки (выполнения, оказания).

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.


Критерии отнесения к малому/среднему бизнесу основываются уже на доходе, а не на выручке

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ подкорректированы критерии отнесения к малому и среднему бизнесу.

В частности, согласно прежней редакции статьи 4 закона 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" к субъектам малого и среднего предпринимательства относились потребительские кооперативы и коммерческие организации, ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Теперь - хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, КФХ и ИП.

Видоизменен критерий по доле участия, который был установлен для "указанных юридических лиц", а теперь согласно новой редакции касается только ООО. Перечень лиц, по доле участия которых установлено ограничение, не изменился, предельная доля их участия (25%) также осталась прежней. Было также установлено, что суммарная доля участия иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юрлицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая. Принятым законом убрано слово "каждая", вся формулировка в целом теперь такова: "суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%".

Предельная выручка как критерий отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса заменена на понятие "доход".

"По умолчанию" к микропредприятиям теперь относятся вновь созданные в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим, ИП и юрлица (хозобщества, удовлетворяющие критерию, установленному для ООО по долям участия, а также производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, КФХ), а также ИП, применяющие только ПСН. "Сколковские" фирмы, не сдающие налоговую отчетность, позволяющую определить доход, относятся к соответствующей категории в зависимости только от численности работников.

Кстати, численность теперь используется не средняя, как было, а среднесписочная.

Вводится статья, обязывающая налоговиков формировать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что это необходимо для реализации права малого бизнеса на "надзорные каникулы", а проект подзаконного акта, согласно которому соответствующие критерии будут изменены и в постановлении правительства, уже разрабатывается.

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.


Подписан закон о повышении штрафов за непредставление статистических отчетов

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 442-ФЗ, который уже вступил в силу, внес изменения в статью 13.19 КоАП (в части усиления ответственности за непредоставление первичных статистических данных).

Изменился состав правонарушения. До принятия закона это было "нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации". Согласно новой редакции состав нарушения определен как "непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных".

Установлен размер штрафа в пределах от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц (было - от 3 до 5 тысяч рублей).

Кроме того, за то же нарушение установлен отсутствовавший штраф для юрлиц в размере от 20 до 70 тысяч рублей.

Повторное совершение такого нарушения будет приводить к штрафам на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юрлиц – от 100 до 150 тысяч рублей.

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.


ФНС обнародовала контрольные соотношения для ежеквартального расчета 6-НДФЛ

В письме от 28 декабря 2015 г. № БС-4-11/23081@ ФНС привела контрольные соотношения для нового ежеквартального расчета 6-НДФЛ.

В таблице соотношений, в частности, отражено, что за непредставление налоговым агентом в установленный срок данного расчета в налоговый орган по месту учета может последовать штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК - 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. Напомним, расчет за первый квартал, полугодие, девять месяцев сдается не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если сумма начисленного налога меньше, чем сумма налоговых вычетов, то завышена последняя, и налоговики должны будут направить письменное уведомление с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. При неисполнении требования составляется акт проверки.

Документ содержит также сведения о других соотношениях и действиях налоговых органов при выявлении несоответствий.

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.


Налог на имущество физлиц будет исчисляться по кадастровой стоимости еще в 21 регионе

ФНС распространила "информацию" о расширении перечня регионов, в которых с 2016 года налог на имущество физлиц будет исчисляться по кадастровой стоимости.

К 28 регионам, которые установили такой способ исчисления налога уже с 2015 года, присоединился еще 21 субъект РФ. Это:

  • Санкт-Петербург
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Омская область
  • Тульская область
  • Челябинская область
  • Камчатский край
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Хакасия
  • Чувашская Республика
  • Республика Калмыкия.

ФНС также напомнила, что налоговые уведомления по налогу на имущество физлиц за 2016 год собственники имущества получат в 2017 году.

Источник: Audit-it.ru 11 января 2016 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты