Внесены поправки в Закон о бухучете: аудиторское заключение нужно будет сдавать вместе с отчетностью только в статистику, вводятся понятия мнимого и притворного объектов учета
Федеральный закон от 21.12.2013 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поправки внесены, в том числе, в статью 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности». Теперь часть 10 статьи 13 изложена в редакции:
«В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».
Также изменена статья 18 «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности». Часть 2 статьи 18 дополнена предложением следующего содержания: «При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.»
Таким образом, согласно внесенным поправкам, аудиторское заключение нужно будет сдавать вместе с отчетностью только в статистику.
Также поправками вводятся понятия мнимого и притворного объектов учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида; под притворным объектом - отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его.
Изменениями, внесенными в Закон о бухгалтерском учете, установлен запрет на принятие к учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной деятельности, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Также в Законе о бухучете появились положения, некоторым образом смягчающие ответственность бухгалтеров за оформление отдельных операций: «Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».
Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.
Источник: АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Консультант+, 25.12.2013
С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, касающиеся залога, а также перехода прав кредитора к другому лицу
Федеральный закон от 21.12.2013 N 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
В частности, в новой редакции излагаются нормы, регламентирующие вопросы возникновения залога, государственной регистрации и учета залога, очередности удовлетворения требований залогодержателей, замены и восстановления предмета залога, обращения взыскания на заложенное имущество.
Установлено, что:
положения абзаца второго пункта 2 статьи 339 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о возможности описания в договоре залога предмета залога путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида применяются с 1 января 2015 года;
положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
очередность удовлетворения требований залогодержателей, возникших на основании совершенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров залога.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
Подписан Закон, направленный на создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала
Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Под секьюритизацией понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством повышения их ликвидности через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.
С этой целью внесены изменения, в частности, в часть вторую Гражданского кодекса РФ, часть вторую Налогового кодекса РФ, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об инвестиционных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Изменениями, в частности:
- установлены порядок регистрации нотариусом уведомлений о залоге, содержание уведомления о залоге, особенности регистрации таких уведомлений;
- уточнен предмет залога по облигациям с залоговым обеспечением, определены особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов;
- введено понятие «специализированное общество», определены особенности его создания, реорганизации, ликвидации;
- установлена обязанность кредитной организации раскрывать информацию о сделках по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными (состав такой информации, порядок и сроки ее раскрытия будут устанавливаться нормативными актами Банка России);
- в Гражданский кодекс РФ введены новые виды договоров - «договор номинального счета», «договор счета эскроу».
Предусмотрено, что не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
Закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением отдельных положений.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
С 1 июля 2014 года вступит в силу закон о потребительских кредитах, предоставляемых физическим лицам
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением кредитов (займов) физлицам, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Также данный закон не распространяется на потребительские кредиты, обязательства по которым обеспечены ипотекой.
Законом определены общие и индивидуальные условия, которые должны содержаться в договоре кредитования (вид кредита, его сумма, валюта и способ предоставления (включая использование электронных средств платежа), процентная ставка (порядок ее определения), периодичность платежей, способы и сроки возврата, информация об иных сопутствующих обязательных договорах или услугах и пр.).
Согласно закону полная стоимость выдаваемого потребительского кредита (займа) должна указываться на первой странице договора, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия кредитования.
Установлена формула расчета полной стоимости кредита. Банк России ежеквартально будет рассчитывать и публиковать среднерыночное значение полной стоимости потребительских кредитов по их категориям с учетом их суммы, срока возврата, наличия обеспечения и т.д. На момент заключения договора полная стоимость кредита не может превышать рассчитанное Центробанком среднерыночное значение более чем на одну треть. В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость кредита (займа), ЦБ вправе установить период, в течение которого ограничение не применяется.
Закон предусматривает право заемщика на отказ (полный или частичный) от получения кредита и досрочный его возврат без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок пользования кредитом.
Законом детально прописаны последствия нарушения заемщиком сроков погашения кредита, а также регламентированы действия, направленные на возврат задолженности по договору.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
Установлены особенности заключения с физическими лицами ипотечных договоров
Федеральный закон от 21.12.2013 N 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»
Новыми положениями дополнен Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», предусматривающими особенности заключения с физлицами кредитных договоров, обязательства по которым обеспечены ипотекой, в целях не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (уточнения коснулись, в частности, условий договора о полной стоимости кредита (займа), информирования об условиях кредитования, а также порядка осуществления уступки прав (требований) по договору третьим лицам).
Помимо этого внесены уточнения в некоторые законодательные акты РФ, связанные с принятием нового Федерального закона о потребительском кредитовании.
Изменения коснулись в том числе Гражданского кодекса РФ, КоАП РФ (в т.ч. установлена административная ответственность за незаконное осуществление деятельности по представлению потребительских займов), Закона РФ «О защите прав потребителей», Федеральных законов «О кредитных историях» (уточнен порядок формирования кредитной истории физического лица), «О персональных данных» и др.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
Увеличены сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды
Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды»
Принят закон, предусматривающий, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом РФ, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых ФСС РФ, - 500 рублей, решение о взыскании может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (в настоящее время решение может приниматься не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов). Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.
Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет (в настоящее время - не позднее одного года) после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Указанный порядок взыскания платежей распространен и на взыскание страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
Усилен контроль за деятельностью микрофинансовых организаций
Федеральный закон от 21.12.2013 N 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Внесены изменения и новые положения в ряд законодательных актов по вопросам деятельности микрофинансовых организаций, направленные на повышение эффективности государственного контроля в указанной сфере.
Так, в частности, уточняются нормы КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности (за незаконное использование словосочетания «микрофинансовая организация» административный штраф для юрлиц может составить от 100 до 300 тысяч рублей, за непредставление для ознакомления правил предоставления микрозаймов - от 50 до 100 тысяч рублей, за нарушение нормативов остаточности собственных средств и ликвидности - от 30 до 50 тысяч рублей).
Кроме того, введены новые составы правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства РФ о кредитной и сельскохозяйственной кооперации, а также ответственность ломбардов за нарушение законодательства РФ (в Федеральном законе «О ломбардах» установлена обязанность ломбардов выполнять предписания Центрального банка РФ и представлять отчет о своей деятельности, определены требования к органам управления и учредителям (участникам) ломбарда).
Помимо этого значительная часть изменений внесена в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинасовых организациях», - в том числе конкретизированы основания исключения из реестра микрофинансовых организаций сведений о юридическом лице, урегулированы вопросы информирования клиентов об исключении организации из реестра, а также уточнены положения о предоставлении МФО информации о своих заемщиках в бюро кредитных историй.
Закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Источник: Консультант+, 24.12.2013
Средним и крупным коммерческим организациям не потребуется уведомлять ФАС России о ряде сделок и иных действий, направленных на экономическую концентрацию
Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
С 30 января 2014 г. ряду коммерческих (в том числе финансовых) организаций не требуется уведомлять ФАС России о совершенных сделках и иных действиях, направленных на экономическую концентрацию. В частности, не нужно будет сообщать о реорганизации юрлиц в форме слияния или присоединения, если суммарная стоимость активов или выручка от реализации товаров за предшествующий год у реорганизованных компаний превышает 400 млн руб. (для финансовых организаций - сумму, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России). Полный перечень подобных сделок и иных действий предусмотрен ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, которая утратила силу. Такие положения содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 N 423-ФЗ. В то же время новые положения данного закона не затронут сделок, совершаемых с предварительного согласия антимонопольного органа.
Источник: Консультант+, 30.12.2013
Установлены особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
Федеральный закон от 28.12.2013 N 419-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Определено, в частности, что для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей, если они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Продажа имущества должника - сельскохозяйственной организации (предприятия) должна осуществляться путем проведения торгов. Одновременно вводится правило, согласно которому, если предприятие не было продано на торгах, то имущество, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки и реализации, выставляется на продажу единым лотом.
Кроме того, в частности, преимущественное право приобретения указанного имущества предоставляется лицам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Источник: Консультант+, 30.12.2013
Подписан Закон, определяющий состав участников, цели и принципы аккредитации в национальной системе аккредитации
Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аккредитации.
Источник: Консультант+, 30.12.2013
Уточнен порядок государственного регулирования, контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов
Федеральный закон от 28.12.2013 N 414-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части защиты прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"
Предусмотрено, в частности, что основанием для проведения контролирующим органом на территории субъекта РФ, на которой осуществляется строительство, плановой проверки является истечение 1 года с даты выдачи лицу, привлекающему денежные средства граждан для строительства, разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица на территории субъекта РФ, на которой осуществляется строительство.
Предусмотрено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются в том числе:
неисполнение в установленный срок лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований законодательства;
требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Также уточнены отдельные положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части, касающиеся страхования гражданской ответственности застройщика.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.
Источник: Консультант+, 30.12.2013
Комитет ГД одобрил поправки в закон о консолидированной финотчетности
Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в четверг рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, направленный на применение в России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Проектом закона, который был разработан Минфином, предусматривается расширение рамок, в которых применяются МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности.
В частности, сфера действия закона "О консолидированной финансовой отчетности" дополнена такими субъектами, как негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестфондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, общественно значимые государственные унитарные предприятия.
Эти организации, согласно законопроекту, должны будут составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2013 год. Кроме того, законопроект предлагает передвинуть аналогичный срок для эмитентов облигаций - они, согласно документу, должны будут перейти на МСФО начиная с отчетности за 2014 год (ранее - 2015 год).
Источник: audit-it.ru, журнал "Рынок ценных бумаг", 17.01.2014
Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС
Постановление Правительства РФ от 21.12.2013 N 1205 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»
Изменениями изложены в новой редакции и дополнены новым оборудованием позиции перечня, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8420 10 800 0, 8479 30 100 9, 8479 81 000 0, 8479 89 970 8.
Источник: Консультант+, 27.12.2013
С 1 января 2014 года коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 1,05
Постановление Правительства РФ от 18.12.2013 N 1179 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Индексация указанной страховой выплаты осуществляется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год.
Источник: Консультант+, 24.12.2013
До 2014 года продлен срок действия положений об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Постановление Правительства РФ от 20.12.2013 N 1195 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294»
На этот же срок продлено действие положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2013 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Источник: Консультант+, 24.12.2013
Вступили в силу изменения в порядок уплаты утилизационного сбора
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" вступило в силу с 8 января 2014 года.
Утверждены новые правила уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси. Соответствующее постановление подписано Правительством РФ.
Документом на всех автопроизводителей, включая российских, возложена обязанность уплачивать утилизационные сборы. Скорректирован порядок взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (и шасси), установлены правила возврата и зачета излишне уплаченных или взысканных сумм.
Утилизационный сбор с лиц, которые ввозят транспортные средства (шасси) в Россию, уполномочена взимать ФТС России. ФНС России, в свою очередь, назначена администратором утилизационного сбора в отношении плательщиков, которые:
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ;
- приобрели транспортные средства (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с законодательством.
Определено, что плательщик самостоятельно исчисляет утилизационный сбор в соответствии с утвержденным перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, а также размеров утилизационного сбора. Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта транспортного средства (шасси).
Для плательщиков сбора, признанных крупнейшими автопроизводителями, предусмотрены особые условия. Так, им предоставлено право самостоятельного проставления отметки в паспорте транспортного средства (шасси), что наряду с планируемым введением электронного документооборота должно существенно упростить процедуру уплаты сбора.
Пресс-служба ФНС России сообщает, что на официальном сайте ФНС России размещено программное обеспечение для подготовки расчета сумм утилизационного сбора.
Источник: ГАРАНТ, 10.01.2014
Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей
Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"
Утверждено Типовое положение, определяющее порядок сообщения лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, государственными (муниципальными) служащими, служащими Центрального банка Российской Федерации, работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, а также порядок сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
Согласно Типовому положению, подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, представляет собой любой подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Источник: Консультант+, 10.01.2014
С 1 января 2014 года внесены изменения в методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую
Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 N 2 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276"
Источник: Консультант+, 10.01.2014
С 1 марта 2014 года вступают в силу Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения
Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ"
Установлен порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Предусмотрено, что с 2014 года газораспределительные организации ведут раздельный учет доходов и расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Также внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в частности, предусмотрен порядок осуществления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и выделение для этой цели нескольких групп потребителей газа) и в некоторые другие акты Правительства РФ.
Источник: Консультант+, 09.01.2014
Минфином России подготовлены рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности
Письмо Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289, Информация Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»
Соответствующая обязанность экономических субъектов предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2013 года Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Данный документ (ПЗ-11/2013) рекомендован к применению экономическими субъектами (за исключением организаций сектора государственного управления), а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оценке исполнения требований законодательства о бухгалтерском учете. Отмечено также, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, осуществляется в соответствии с требованиями таких законов.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
Введение в РФ еще трех документов МСФО оформлено приказом и направлена в Минюст
На сайте Минфина обновлена информация о ходе принятия в 2013 году документов МСФО в России. Из нее следует, что 24 декабря приказом № 135 предусмотрено введение в РФ трех документов:
Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи»;
Документ МСФО «Раскрытие информации о возмещаемой стоимости нефинансовых активов (Поправки к МСФО (IAS) 36)»;
Документ МСФО «Новация производных инструментов и продолжение учета хеджирования (Поправки к МСФО (IAS) 39)».
Приказ направлен на регистрацию в Минюст.
Источник: audit-it.ru, 27.12.2013
На 2014 год коэффициент-дефлятор К1 для расчета налоговой базы по ЕНВД установлен в размере 1,672
Письмо ФНС России от 19.12.2013 N ГД-4-3/23028 «О коэффициенте-дефляторе К1 на 2014 год»
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога является величина вмененного дохода, рассчитываемая в том числе исходя из базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, скорректированной на коэффициент-дефлятор К1.
Сообщается, что на 2014 год приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 коэффициент-дефлятор К1 утвержден в размере 1,672.
Источник: Консультант+, 27.12.2013
ФНС России разъяснен порядок признания для целей налогообложения доходов в виде субсидий, предоставляемых на реализацию проектов по созданию высокотехнологичного производства
Письмо ФНС России от 20.12.2013 N ГД-4-3/23065 «По вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций средств в виде субсидий, полученных коммерческой организацией»Порядок и условия предоставления указанных субсидий определены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 218.
Сообщается, что указанные средства признаются внереализационными доходами и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 4.4 статьи 271 НК РФ пропорционально фактическим расходам, осуществленным за счет данных средств, но не более трех налоговых периодов с даты их получения.
В случае приобретения (создания) амортизируемого имущества полученные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение (создание) соответствующего имущества.
При нарушении условий предоставления субсидий полученные средства включаются в полном объеме в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором было допущено нарушение.
Источник: Консультант+, 27.12.2013
ФНС России сообщен перечень форм налоговой отчетности, при заполнении которых вместо кода ОКАТО необходимо указывать код ОКТМО
Письмо ФНС России от 25.12.2013 N ГД-4-3/23381@ «О порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов)»
С 1 января 2014 года планируется переход на использование в бюджетном процессе кодов территорий муниципальных образований ОКТМО вместо применяемых в настоящее время кодов ОКАТО.
В этой связи до внесения изменений в формы отчетности рекомендовано в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
Минфином России сообщены подлежащие применению формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности
Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 "Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность"
Полный перечень категорий экономических субъектов, которые имеют право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установлен частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Сообщается, что до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления отчетности могут использоваться:
- субъектами малого предпринимательства, а также коммерческими организациями, получившими статус участников проекта "Сколково" (п. 3 ч. 4 ст. 6 Закона), - формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные прил. 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;
- некоммерческими организациями (указанными в п.п. 2 и 3 ч. 4 ст. 6 Закона) - формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные прил. 6 к Приказу N 66н.
Источник: Консультант+, 30.12.2013
ФНС России сообщила об изменениях в формах отчетности по налогу на имущество организаций
Информация ФНС России (О внесении изменений в формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций)
Новая форма налоговой декларации применяется при составлении отчетности по налогу на имущество организаций за 2013 год.
Изменения форм отчетности связаны в том числе с переходом на новые коды территорий муниципальных образований ОКТМО взамен применяющихся до 1 января 2014 года кодов ОКАТО.
Также изменены разделы декларации в целях отражения сведений по каждому коду вида имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и др.), а также раздел 3, который необходимо заполнять иностранным организациям в отношении имущества, которое до 1 января 2014 года облагалось налогом по инвентаризационной стоимости.
Источник: Консультант+, 30.12.2013
ФНС России разместила на своем сайте новую версию программы подготовки документов для государственной регистрации
При возникновении вопросов по установке программы в ФНС предлагают обращаться на телефон горячей линии +7 (495) 913−07−06 или на электронную почту fdgr@gnivc.ru.
Источник: rnk.ru, 10.01.2014
ФНС создала электронные брошюры по вопросам налогового администрирования
На сайте ФНС опубликованы брошюры по актуальным вопросам налогового администрирования, говорится в сообщении ведомства.
В брошюрах - ответы на самые актуальные вопросы по следующим темам:
- Налоговые вычеты;
- Декларирование доходов физическими лицами (по форме 3-НДФЛ);
- Досудебное урегулирование налоговых споров;
- Интерактивные сервисы ФНС России.
Брошюры адаптированы для понимания граждан, не имеющих спецподготовки в области налогообложения, говорится в сообщении. В брошюрах также размещены контекстные гиперссылки на интерактивные сервисы ФНС.
Источник: audit-it.ru, ФНС РФ, 10.01.2014
Скоординирована работа подразделений налоговых органов при рассмотрении результатов проверок
Письмом от 26 декабря 2013 г. № СА-4-9/23437@ ФНС дала рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налоговой проверки и жалоб.
Так, поступившие в бумажном виде возражения на акт проверки регистрируются в электронной базе налоговых органов. Описано дальнейшее взаимодействие руководителя ИФНС, подразделения по досудебному урегулированию и отдела, проводившего проверку.
Рассмотрение материалов налогового контроля проводится с участием представителей подразделения, составившего акт по проверке, подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, правового подразделения налогового органа. Также могут быть привлечены представители иных структурных подразделений налогового органа.
Во время рассмотрения материалов проверки при согласии лица, в отношении которого составлен акт (его представителя), может вестись аудиозапись, которая приобщается к протоколу. Протокол и аудиозапись (при наличии) передаются в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, для приобщения к материалам налогового контроля.
Подразделение досудебного урегулирования по результатам оценки письменных возражений (пояснений, ходатайств) и материалов налогового контроля подготавливает по ним заключение. Среди прочего, это заключение должно содержать также и оценку обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика.
При этом ответственным за подготовку проекта решения, принимаемого по результатам рассмотрения материалов налогового контроля, в том числе дополнительных (при наличии), является подразделение, составившее акт по проверке.
Правовое управление может приобщить к проекту решения свои замечания.
Подробно также описано, как должны действовать отделы налогового органа при поступлении жалоб или апелляционных жалоб от налогоплательщика.
Источник: audit-it.ru, 10.01.2014
С 1 января 2014 года налоговая отчетность и иные документы, составленные в электронной форме, должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью
С указанной даты вступают новые требования к электронной подписи, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Документы, подписанные электронной цифровой подписью в соответствии с порядком, действующим до 1 января 2014 года, после этой даты приниматься не будут.
Для замены сертификата электронной подписи налогоплательщикам необходимо обратиться в любой удостоверяющий центр, адреса которых размещены на сайте ФНС России.
Источник: ФНС РФ, 31.12.2013
ФНС будет отбирать компании для выездных проверок по-новому
ФНС составила список критериев, по которым в этом году будут отбираться компании для выездных проверок, пишут «Ведомости», ссылаясь на документ, оказавшийся в распоряжении редакции. Риски нарушений по каждому из основных налогов (на прибыль, имущество, транспорт, НДС и упрощенному налогообложению) оценены в баллах — от 0,2 до 2. При какой сумме баллов нужно начинать проверку, не известно.
Источник: audit-it.ru, 17.01.2014
Пенсионным фондом России подготовлена информация об изменениях в порядке уплаты страховых взносов с 1 января 2014 года
Информация ПФ РФ "Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году"
Сообщается, в частности, следующее:
- предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), в 2014 году составит 624 тысячи рублей;
- уплата страховых взносов на ОПС (начиная с расчетного периода 2014 года) должна осуществляться единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
- продлен период применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 года для малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптечных организаций;
- для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф страхового взноса установлен на общих основаниях;
- с учетом введения унифицированной процедуры оценки условий труда на рабочих местах скорректированы дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В информации приведены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2013 - 2016 годов по различным категориям плательщиков.
Обращено также внимание на то, что в 2014 году КБК по всем видам платежей, администрируемых ПФР, не изменяются.
ПФР разъяснен новый порядок уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и другими лицами, уплачивающими взносы, в том числе в фиксированном размере
Информация ПФ РФ "О Порядке уплаты страховых взносов в 2014 году"
С 1 января 2014 года вступают в силу изменения законодательства, в соответствии с которыми, в частности, размер страховых взносов для указанных лиц будет рассчитываться исходя из одного МРОТ (ранее - из двух МРОТ).
В Информации приведен порядок расчета суммы страховых взносов, уплачиваемых главами крестьянских (фермерских) хозяйств за себя и за каждого члена семьи, а так же указанными выше лицами, чей доход за расчетный период составляет до 300 000 рублей, и чей доход превышает данную величину:
- фиксированный размер: 1 МРОТ Х тариф Х 12 месяцев;
- дополнительно: 1 процент от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. (для плательщиков, чей доход превышает 300 000 руб., за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств). При этом сумма страховых взносов не должна превышать величину, определяемую как 8 МРОТ Х тариф Х 12 месяцев.
Обращено внимание также на изменения сроков уплаты страховых взносов: рассчитанная сумма взносов в фиксированном размере уплачивается до 31 декабря расчетного периода, дополнительная сумма взносов с дохода, превышающего 300 000 рублей, уплачивается до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Источник: Консультант+, 08.01.2014
Форму 4-ФСС отделения фонда будут принимать по новому административному регламенту. Установлены основания для отказа в приеме расчета, сокращен срок ожидания в очереди.
В Минюсте зарегистрирован приказ Минтруда от 18 сентября 2013 г. N 467н, заменивший собой приказ Минздравсоцразвития от 6 марта 2012 г. N 204н.
Оба названных приказа устанавливают административный регламент приема фондом соцстрахования формы 4-ФСС - расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.
Отказать в приеме расчета, согласно новому регламенту, могут по таким основаниям:
- несоответствие представленного расчета установленной форме;
- представление расчета лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;
- несоблюдение установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи.
Старый регламент не предусматривал оснований для отказа в приеме формы 4-ФСС.
В очереди представитель страхователя может потратить 15 минут своего времени (в утрачивающем силу регламенте предусмотрено 30 минут).
Информация о графике (режиме) работы территориального органа фонда должна размещаться на входе в здание, в котором он осуществляет свою деятельность, на видном месте (старый регламент предусматривал размещение информации на стендах).
О моменте вступления приказа Минтруда в силу в его тексте не упомянуто.
Источник: audit-it.ru, 09.01.2014
Внесены дополнения в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2013 N 307 «О внесении изменений в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта»
В названный Перечень включены товары, классифицируемые в товарных позициях и подсубпозициях 4103 30 000 0, 4104, 4106 31 000 0 и 4106 32 000 0.
Кроме того, в некоторые позиции внесены правки уточняющего характера.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
С 1 марта 2014 года из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, исключается глава 19 «Нефтепродукты»
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2013 N 308 «О внесении изменения в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012)»
Данное Решение принято в связи с вступлением в силу с указанной даты технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), предметом регулирования которого являются требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
С 1 января 2014 года вводится в действие форма заявления о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, обучающемуся в РФ
Приказ ФМС России от 08.11.2013 N 458 «Об утверждении формы заявления о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации»
Форма заявления о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, обучающемуся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, утверждена в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Источник: Консультант+, 27.12.2013
Сообщены новые требования к указанию идентификаторов в платежном поручении на перечисление платежей в бюджетную систему РФ, а также платежей за государственные и муниципальные услуги
Письмо Казначейства России от 20.12.2013 N 42-7.4-05/5.3-836 «О порядке указания в платежных документах клиентов идентификаторов платежа»
В связи с тем, что с 1 января 2014 года вступают в силу новые Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств (утв. Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н), сообщается, в частности:
В переходный период с 1 января до 31 марта 2014 года в платежном поручении могут указываться:
- в реквизите 108 - идентификатор сведений о физическом лице (ИП);
- в реквизите 24 «Назначение платежа» - уникальный идентификатор начислений (УИН).
С 31 марта 2014 года в реквизите 22 «Код» платежного поручения - уникальный идентификатор начислений (УИН).
В письме также содержатся разъяснения, касающиеся отражения идентификаторов ИП и УИН в реквизитах платежных поручений, формируемых органами Федерального казначейства на основании представленных клиентами платежных документов.
Источник: Консультант+, 26.12.2013
ВАС РФ: требование Минфина подтверждать убытки от хищений в залах самообслуживания постановлением следователя не реализуемо
ВАС РФ решением от 04.12.13 № ВАС-13048/13 признал недействующими разъяснения Минфина (письмо от 06.12.12 № 03−03−06/1/630) в той части, в которой магазины самообслуживания вправе списать недостачу товаров в виде краж исключительно на основании постановления следователя о прекращении (приостановлении) следствия.
Суд посчитал, что требование о возбуждении уголовного дела, в ходе расследования которого не могут быть установлены виновные в хищении лица, является избыточным. А условие, при котором убытки от хищений в залах самообслуживания для целей налогообложения прибыли можно подтвердить только при наличии документов от следователя — не реализуемым предписанием
Источник: rnk.ru, 09.01.2014
На сайтах региональных прокуратур можно ознакомиться с планами проверок на 2014 год
Прокуратуры субъектов РФ до конца текущего года разместят на своих официальных интернет-ресурсах информацию о планах проведении плановых проверок в 2014 году. Об этом уведомляет пресс-служба Генпрокуратуры РФ.
Напомним, что на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ уже запущен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок на 2014 год.
С интересующими пользователя проверками могут ознакомиться все заинтересованные хозяйствующие субъекты, а также органы контроля всех уровней.
Ожидается, что доступность информации о контрольной деятельности предоставит возможность добросовестным предпринимателям скорректировать свою работу с учетом предъявляемых государством требований в целях непрерывного функционирования их предприятий и организаций.
Источник: audit-it.ru, ГАРАНТ, 27.12.2013
Верховный Суд решил: заявление об уходе по собственному желанию можно взять назад
Верховный суд решил - даже если гражданин подал просьбу об уходе с работы, ее можно отозвать вплоть до даты увольнения. Такое разъяснение «увольнительной» процедуры особенно актуально в конце года, когда, как показывает практика, многие решают сменить место работы. Очередное дело, которое рассмотрел Верховный Суд РФ, показало, что и в этом, казалось бы, простом и понятном шаге есть масса «подводных» камней. Именно поэтому порядок и правила увольнения могут быть интересны очень многим.
Гражданин просил его уволить с 16 января. А 15 января написал, что передумал и заявление на увольнение отзывает. Фирма прислала официальный отказ, так как на его место уже нашелся претендент. Оба местных суда, отказывая истцу, рассуждали следующим образом. Заявление с отзывом «увольнительной» поступило работодателю после прекращения трудовых отношений. Значит, отзыв уже «не порождает правовых последствий в виде продолжения трудовых отношений».
Нет, это не так, сказал Верховный Суд. И напомнил статью 77 Трудового кодекса РФ, в которой сказано, что основанием для прекращения трудового договора является расторжение этого самого договора по инициативе сотрудника. Порядок и условия для расторжения трудового договора по инициативе работника прописаны в 80-й статье Трудового кодекса. Там, в частности, сказано, что человек имеет право расторгнуть договор, предупредив своего работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. Можно расторгнуть договор и раньше, но только по согласованию сторон.
Про сроки сказано в нескольких статьях закона. Так в 14-й статье Трудового кодекса четко указано, что течение сроков, с которыми закон связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. А в другой - 84-й записано, что днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы сотрудника, за исключением дней, когда этот человек фактически не работал, но за ним по закону сохранялась его должность. В нашем случае это означает, что последним днем истечения срока предупреждения об увольнении, в течение которого истец имел право передумать и отозвать заявление, было 16 января.
Кстати, Верховный Суд напомнил, что в Трудовом кодексе РФ нет ограничений для отзыва работником своего заявления об увольнении почтой или телеграфом. Это напоминание связано вот с чем. Гражданин отправил работодателю заявление, что передумал, 15 января. А это значит, что он надлежащим образом уведомил хозяина фирмы о намерении остаться. И вот это заявление ответчик во внимание не принял. Местные суды, когда отказали увольняемому, привели такой аргумент. На его должность уже пригласили другого работника, поэтому отозвать заявление не получится.
На это Верховный Суд напомнил норму закона - 80-ю статью Трудового кодекса. Там сказано, что до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать заявление. Уволить его в таком случае можно только при соблюдении жестких условий. Таких условий немного. Нового кандидата надо пригласить в письменной форме. И он должен быть из той категории граждан, которых по законодательству увольнять нельзя. Например, многодетная мать или инвалид. А в судебном заседании выяснилось, что место уходящего сотрудника фирма еще 22 декабря предложила своему же работнику, но из филиала. И нового начальника перевели с одной должности на другую 17 января. То есть новый начальник уже трудился в фирме и его не приглашали со стороны в письменной форме. Он не относился к разряду тех, кому отказать в трудоустройстве запрещает закон. Фирма вообще решила вопрос о новом назначении заранее, пока прежний имел все права передумать и остаться.
Источник: audit-it.ru, Российская газета, 24.12.2013