Налоговый учет процентов по займам – ВАС не согласен с Минфином (комментарий к Письму Минфина РФ от 29.04.2013 № 03-03-10/15072)

В конце сентября в справочно-правовых системах появилось письмо Минфина РФ от 29.04.2013 № 03-03-10/15072. В нем Минфин РФ в очередной раз выразил свое мнение, что проценты по всем видам заимствования должны признаваться в расходах для целей налогообложения равномерно в течение всего срока действия договора займа, вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов. Эта позиция Минфина была ранее согласована с ФНС России (Письмо ФНС РФ от 17.03.2010 № 3-2-06/22). 

Вместе с тем, отмечает Минфин, из анализа правоприменительной практики следует, что территориальные налоговые органы придерживаются иной позиции. А также, что начинает формироваться судебная практика, в соответствии с которой равномерный учет организациями процентов по долговым обязательствам в ряде случаев признается неправомерным. В качестве примера такой практики в письме есть ссылка на Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2012 по делу № А41-20293/11, принятое со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 № 11200/09, где расходы по процентам в целях исчисления налога на прибыль отнесены к тем периодам, в которых возникает обязательство по их уплате.

Минфин далеко не первый раз выражает мнение, что проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства, вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов. Например, Письмо Минфина России от 04.06.2010 № 03-03-05/123 с аналогичным мнением было направлено для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 16.06.2010 № ШС-37-3/4248@ и размещено на официальном сайте ФНС РФ (http://www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». О применении налоговыми органами писем, размещенных на сайте ФНС в этом разделе, можно узнать из письма ФНС России от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678@, где написано: «ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России…»

Тем не менее, как пишет Минфин в своем письме от 29.04.2013, инспекции на местах не придерживаются его официальной и согласованной с ФНС позиции, а также формируется арбитражная практика, где суды выражают мнение, противоположное официальной позиции Минфина и ФНС.

То есть, если Минфин РФ полагает, что при методе начисления проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства и вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов, то арбитражные суды (с подачи налоговых инспекций на местах и при поддержке ВАС РФ) полагают, что признание в расходах процентов по долговым обязательствам ранее срока, установленного договором займа, неправомерно. Например:
Определение ВАС РФ от 11.03.2013 № ВАС-17341/12 по делу № А36-5098/2011 
Определение ВАС РФ от 05.06.2013 № ВАС-6608/13 по делу № А53-9654/2012 
Источник: ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ, 27.09.2013

Является ли задолженность контролируемой, определяется на конец каждого квартала

Соответственно, при расчете налоговой базы за год сумма процентов, начисленная в кварталы, когда задолженность была контролируемой, учитывается в расходах с установленными пунктом 2 статьи 269 НК ограничениями. Даже если по итогам года в целом задолженность перестала быть контролируемой. Такие выводы налогового органа поддержал президиум ВАС.

На заседании президиума ВАС было рассмотрено дело № А50-4254/2012 об учете в расходах процентов по контролируемой задолженности. Точнее, спор возник о том, надо ли определять, контролируема ли задолженность, только на конец года, или же это следует делать по итогам каждого отчетного периода - 1 квартала, полугодия, 9 месяцев.

Так, по итогам проверки оказалось, что задолженность налогоплательщика перед иностранной компанией подпадала под определение контролируемой по итогам 1 квартала, полугодия и 2007 года в целом, а также по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев 2008 года. При этом в связи с колебаниями величины собственного капитала (например, вследствие допэмиссии акций налогоплательщика), а также с частичным погашением задолженности перед иностранным лицом, по состоянию на 9 месяцев 2007 года и на конец 2008 года задолженность не подпадала под определение контролируемой (отношение суммы задолженности к величине собственного капитала оказывалось менее трех).

Компания считала определяющим показатель на конец года. Исходя из этого, проценты по данной задолженности были в 2007 году учтены в расходах с учетом ограничений, установленных для контролируемой задолженности статьей 269 НК. Исчисляя налог на прибыль за 2008 год компания списала проценты по данной задолженности без таких ограничений, точнее, по ставке рефинансирования Банка России, умноженной на 1,1.

Налоговый орган счел, что в данной ситуации надо исчислять проценты за каждый квартал в отдельности, причем, не только при исчислении налоговой базы за каждый отчетный период, но и рассчитывая ее за весь год в целом. То есть, по логике налоговиков, в расходах за 2008 год проценты за первые 9 месяцев должны учитываться с установленным пунктом 2 статьи 269 ограничением (то есть в меньшей сумме, чем получилось у налогоплательщика), и только за 4 квартал - без таких ограничений.
По аналогичному принципу налоговый орган перерасчитал налоговую базу и за 2007 год, скорректировав сумму учитываемых процентов за 3 квартал.

Суды трех инстанций сочли, что в этом споре прав налогоплательщик. Однако налоговый орган дошел до ВАС, и не зря: президиум отменил в этой части решения нижестоящих судов. Таким образом, высшие судьи признали более законным тот алгоритм учета процентов по контролируемой задолженности, на котором настаивали налоговики.
Какие нормы применил президиум, станет известно позднее из мотивировочной части его решения.
Источник: Audit-it.ru, 24.09.2013

ВАС счел законным указание всех данных, предусмотренных уведомлением о контролируемых сделках (Решение ВАС РФ от 16.09.2013 № ВАС 10012/13).

Три компании - ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Орифлэйм Косметикс» - обратились в Высший арбитражный суд с заявлением о признании недействительными формы и формата уведомления о контролируемых сделках.
Предметом рассмотрения ВАС РФ стал Приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме»

Заявители считали, что должны представлять в уведомлениях лишь сведения, указанные в пункте 3 статьи 105.16 НК: календарный год, за который представляются сведения; предметы сделок; сведения об участниках сделок: полное наименование, ИНН организации; ФИО и ИНН индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица-не ИП; сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Указание остальных данных, которые должны содержаться в уведомлении согласно его форме, компании сочли не соответствующим НК. Компании указывали, что «уведомление не может быть использовано налоговыми органами для какого бы то ни было анализа соответствия сделок налогоплательщиков рыночным условиям; его предназначением является исключительно сообщение о фактах совершения контролируемых сделок для дальнейшей налоговой проверки ценообразования».

То есть, по мнению заявителей, налогоплательщики должны указывать лишь базовые сведения. Все остальное, включая основания и особенности отнесения сделки к контролируемой, ее признаки, сведения о предмете сделки, об условиях ее совершения и поставки, сведения о контрагенте (кроме наименования или ФИО и ИНН), отражаться в уведомлении не должно.

ВАС отметил, что приказ, которым утверждены формы и форматы уведомления, соответствует всем формальным требованиям, в том числе прошел юридическую экспертизу при регистрации в Минюсте. Судьи проанализировали каждый из пунктов уведомления, правомерность которых оспаривалась, и пришли к выводу, что все они необходимы и служат целям налогового контроля. Таким образом, в удовлетворении требований заявителям было отказано в полной мере.
Источник: Audit-it.ru, 25.09.2013

При оформлении актов проверок и некоторых других документов налоговики должны учитывать поправки, внесенные в НК РФ

Письмо ФНС РФ от 04.09.2013 № АС-4-2/16014 «О применении налоговыми органами отдельных форм документов»
В НК РФ были внесены поправки. Так, с 15 дней до 1 месяца увеличился срок, в течение которого можно подать возражения по акту налоговой проверки. С 10 дней до 1 месяца - срок, в течение которого представляются возражения по акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях. Теперь решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и об отказе в этом вступают в силу по истечении 1 месяца со дня вручения. Ранее этот срок составлял 10 рабочих дней. В новой редакции изложена статья, определяющая порядок и сроки подачи жалобы на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

В связи с этим сообщается, как налоговым органам применять отдельные формы документов, пока в них не внесены соответствующие изменения.
В актах выездной (в т. ч. повторной) и камеральной налоговых проверок нужно заменить срок подачи письменных возражений (1 месяц вместо 15 дней).
Указано, как теперь в решениях о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и об отказе в этом должна приводиться информация об их обжаловании.

Форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (кроме отдельных правонарушений), следует применять с учетом следующего. В сопроводительном письме нужно приводить информацию о том, что в течение 1 месяца со дня получения акта можно представить письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям.
Источник: ИА «ГАРАНТ», 24.09.2013

ФНС России рассказала об учете расходов в виде процентов в случае перевода долга

ФНС России в письме от 05.09.13 № ЕД-4−3/16086@ разъяснила порядок учета расходов в виде процентов в случае перевода долга.
По мнению ФНС, новый должник, на которого переведен долг с обязательством уплаты процентов, начисленных предыдущим должником за период с даты заключения кредитного договора до даты перевода долга, не вправе учесть такие проценты в составе расходов по налогу на прибыль. Расходы в виде процентов в случае перевода долга возникают у него только с даты вступления в силу договора перевода долга и состоят из сумм, начисленных с указанной даты.
Источник: rnk.ru, 27.09.2013

25−26 октября — Дни открытых дверей в налоговых инспекциях 

25−26 октября во всех российских налоговых инспекциях пройдут Дни открытых дверей. Об этом рассказал на заседании пресс-клуба Федеральной налоговой службы начальник Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России М.В. Сергеев.

В эти дни граждане, посетив инспекцию, могут получить ответы на вопросы, касающиеся имущественных налогов (налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога).
Источник: rnk.ru, 27.09.2013

Акционерные общества могут обязать при наличии чистой прибыли выплачивать дивиденды 

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, который вводит новое требование для акционерных обществ. При наличии чистой прибыли им вменяется в обязанность направлять на выплату дивидендов не менее 15 процентов прибыли.
Таким образом, авторы законопроекта хотят защитить права акционеров российских компаний.
Источник: rnk.ru, 26.09.2013

Если со счета организации по решению суда списаны суммы в пользу физлиц, организация является налоговым агентом 

Минфин выпустил новые разъяснения (письмо от 20.09.13 № 03−04−06/39111) о выполнении организацией функций налогового агента по НДФЛ при выплате налогоплательщику доходов по решению суда.

В нем ведомство отметило, что особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей в таком случае Налоговым кодексом не установлено. В то же время организация обязана принять все возможные меры по идентификации физических лиц, получающих от данной организации доходы. Тот факт, что доходы были взысканы с ее счетов в принудительном порядке – не имеет значения.
Источник: rnk.ru, 25.09.2013

Министерство финансов РФ опубликовало проект рекомендаций по организации внутреннего контроля, в том числе, в сфере ведения бухучета. Документ носит рекомендательный характер.

Статья 19 закона о бухучете предписывает всем экономическим субъектам осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, а организациям, подпадающим под обязательный аудит, - еще и внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности. Исключение - если обязанность ведения бухучета возложена на руководителя фирмы.

Законом не предусмотрено, что правила внутреннего контроля должны подчиняться предписаниям органов власти. Однако Минфин разработал проект рекомендаций в области бухгалтерского учета «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Во многом, в проекте рекомендаций описано то, что и без того применяется компаниями средней величины. В частности, «экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

а) документальное оформление. Например, записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок. Существенные оценочные значения, включенные в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны основываться на расчетах;

б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям. Например, при принятии первичных учетных документов к бухгалтерскому учету должна производиться проверка их оформления на соответствие требованиям законодательства. К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля связанных операций, в частности, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;

в) санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, которое подтверждает правомочность совершения операции и, как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем инициатор операции. Например, авансовый отчет сотрудника должен быть утвержден руководителем;

г) сверка данных. Например, для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности экономического субъекта должна проводиться сверка его расчетов с поставщиками и покупателями; остатки по счетам учета наличных денежных средств должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги;

д) разграничение полномочий и ротация обязанностей. С целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений полномочия по подготовке первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) хозяйственной операции и отражению результатов хозяйственных операций в бухгалтерском учете, как правило, должны возлагаться на разных лиц на ограниченный период;

е) физический контроль, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация объектов;

ё) надзор. Данные процедуры внутреннего контроля предполагают оценку достижения поставленных целей или показателей. Например, оценка правильности выполнения хозяйственных и учетных операций, точности составления бюджетов (смет), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ж) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля уровня приложений. Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля уровня приложений включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности заполнения полей документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.)».

Ведомство составило почти научную классификацию процедур внутреннего контроля, описание его целей, элементов. Документ напоминает выдержку из какого-нибудь учебника, содержащего множество описаний, не нагруженных реальным смыслом.
Среди тезисов, хоть и несущих смысловую нагрузку, но совсем не новых можно привести такие: «для целей противодействия злоупотреблениям и мошенничеству наиболее эффективными процедурами ... являются санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, физический контроль» и «такая процедура внутреннего контроля, как санкционирование (авторизация) платежей может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа».

Сказано и о документировании внутреннего контроля. Сюда отнесено, например, описание контрольной среды применительно к бухучету, которое может содержаться в положении о бухгалтерской службе, учетной политике, требованиях к квалификации бухгалтеров и других документах, устанавливающих «требования к среде, в которой организуется и ведется бухучет, порядку взаимодействия подразделений и персонала экономического субъекта и принятия решений по вопросам бухучета». Кроме того, по мнению чиновников, должно присутствовать описание бизнес-процессов и описание рисков, включая те, на минимизацию которых может быть направлен внутренний контроль.

В приложении к документу описаны вопросы оценки внутреннего контроля, которая «включает оценку эффективности дизайна внутреннего контроля и оценку операционной эффективности внутреннего контроля».

Второе приложение содержит пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономическим субъектом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам.

Разработчики в документе отмечают также: полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.
Источник: Audit-it.ru, 23.09.2013

Госдума запретит заемный труд и гражданско-правовые договора в трудовых отношениях

20 сентября 2013 г. Госдума планирует рассмотреть в третьем чтении законопроект N 451173-5, который запрещает работодателям по общему правилу использовать заемный труд (далее - Законопроект). Это означает, что работодатели не смогут направлять своих работников выполнять работы в интересах, под управлением и контролем иных лиц. Данное правило не будет распространяться на работников компании внутри одного холдинга, а также на работников, направленных аккредитованными кадровыми агентствами. Кроме того, планируется запретить заключать гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения.
Если Законопроект будет одобрен, то его положения вступят в силу с 1 июля 2014 г.

Работать под контролем иных лиц сотрудники смогут только в рамках одного холдинга либо по направлению аккредитованных кадровых агентств
Согласно Законопроекту планируется закрепить новый институт - предоставление труда работников (персонала) по соответствующему договору и одновременно установить запрет заемного труда. Предполагается, что такое предоставление будет возможно при соблюдении указанных в Законопроекте ограничений. Так, договор о предоставлении труда работников смогут заключать только аккредитованные частные агентства занятости, а также работодатели-организации, направляющие своих работников на работу в другую компанию, если одна из них осуществляет прямой или косвенный контроль над другой. При заключении подобного договора иными лицами данный договор будет подпадать под понятие заемного труда.

Отметим, что специальная ответственность за предоставление или использование заемного труда Законопроектом не предусмотрена. В случае принятия Законопроекта договор о заемном труде будет ничтожен в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ и не будет влечь правовых последствий ни для сторон договора, ни для работников, направляемых по такому договору. Кроме того, работодателей, заключивших договор о заемном труде, можно будет привлечь к ответственности за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ). За совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, на работодателей-организации может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. либо их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Представляется, что если Законопроект будет принят, то договоры о заемном труде, заключенные до вступления в силу новых правил, будут действительны и после их вступления в силу (ст. 422 ГК РФ).

В случае принятия Законопроекта на практике может возникнуть вопрос о соотношении договоров, предусматривающих заемный труд, и иных гражданско-правовых договоров, по которым работники одной организации выполняют работы на территории и под контролем другой. Например, такая ситуация может возникнуть, когда по договору подряда выполнение работ сотрудниками подрядчика фактически контролирует заказчик и он же проводит инструктаж. В настоящий момент в судебной практике не сложилось единой позиции о квалификации таких договоров. Вероятно, при наличии указанных выше условий о выполнении работ под управлением и контролем заказчика в договоре подряда работы по такому договору могут быть признаны заемным трудом.

За заключение гражданских договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, предлагается установить административную ответственность
Разработчики Законопроекта предлагают установить императивный запрет на заключение договоров гражданско-правового характера, регулирующих отношения, которые фактически являются трудовыми. За нарушение данного запрета на работодателей-юрлиц предлагается накладывать административный штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб.
Напомним: в соответствии с ч. 4 ст. 11 ТК РФ, если суд установит, что гражданским договором фактически регулируются трудовые отношения, к ним применяются нормы трудового права. Однако запрета на заключение таких договоров в действующем законодательстве не содержится.

В то же время договоры, заключенные до вступления в силу новых правил, будут действительны и после их вступления в силу (ст. 422 ГК РФ).
Обратим внимание, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ в случае признания сложившихся отношений трудовыми или гражданско-правовыми суды должны устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, перечисленные в ст. ст. 15 и 56 ТК РФ (см. Определение КС РФ от 19.05.2009 N 597-О-О). Согласно данной позиции наличие трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции, а также любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Представляется, что в случае принятия Законопроекта суды будут руководствоваться сходными критериями при решении вопроса о привлечении к административной ответственности.
Источник: Консультант Плюс, audit-it.ru, 19.09.2013 г.


Стороны смогут оформить сделку согласно нормам права страны, которыми регулируется сделка

17 сентября Госдума приняла во втором чтении проект Федерального закона N 47538-6/6, который содержит ряд существенных изменений, касающихся международного частного права. Данные поправки могут затронуть, например, лиц, совершающих сделки с иностранными гражданами или организациями на территории России либо за границей. В случае принятия Законопроекта новые правила вступят в силу с 1 ноября 2013 г. 

В частности, в Законопроекте предлагается изменить подход к определению того, право какой страны применимо к форме сделки. Предполагается, что для соблюдения формы сделки необходимо будет руководствоваться правом страны, которому подчинена сделка. При этом стороны смогут отступить от этого общего правила и оформить ее в соответствии с нормами права страны места совершения сделки. В таком случае негативные последствия для сторон в виде риска признания сделки недействительной из-за несоблюдения ее формы не наступят.

Для указанных положений предусмотрено несколько исключений. Так, планируется установить императивное правило, согласно которому если сама сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежат в России обязательной государственной регистрации, то форма такой сделки подчиняется российскому праву. Если одной из сторон по сделке является потребитель, то он может по своему усмотрению избрать в качестве права, применимого к форме сделки, право страны места своего жительства.

В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 1209 ГК РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Возможность подчинить ее праву, регулирующему саму сделку, либо праву иной страны в законодательстве отсутствует. При этом сделку, совершенную за границей, нельзя признать недействительной из-за несоблюдения формы, если она отвечает требованиям российского права к форме такой сделки. В случае принятия Законопроекта последнее правило будет распространяться только на ситуации, когда одной из сторон по сделке выступает лицо, чьим личным законом является российское право. Отметим, что данное положение не лишает возможности применить к таким сделкам иные, кроме недействительности, последствия несоблюдения формы сделки.

Также среди новшеств, предлагаемых Законопроектом, можно отметить включение в часть третью Гражданского кодекса РФ новой ст.1217.1, которая будет регулировать вопросы определения права, подлежащего применению к отношениям представительства. Например, в соответствии с этой нормой будут определены особенности установления применимого права в отношении отдельных видов представительства (представительство в сделке с недвижимостью, представительство в суде, в том числе третейском). Будет установлено, нормами права какой страны регулируются содержание, срок действия доверенности, объем правомочий представителя и др.

Кроме того, Законопроект уточняет положения ГК РФ об определении права, подлежащего применению к обязательствам, которые возникают вследствие недобросовестной конкуренции. Сейчас регулирование этого вопроса ограничивается лишь указанием на то, что к подобным обязательствам применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 1222 ГК РФ).

Согласно рассматриваемому документу для определения применимого права в данном случае может быть принята во внимание не только страна, рынок которой был затронут, но и страна, рынок которой лишь подвергается опасности быть затронутым недобросовестной конкуренцией. Аналогичное правило предполагается установить и для случаев ограничения конкуренции.
Указанные положения планируется сделать императивными: стороны не смогут выбрать применимое право к обязательствам, возникшим вследствие недобросовестной конкуренции или ее ограничения.
Источник: Консультант Плюс, audit-it.ru, 19.09.2013 г.


Акцизы прибавили в весе: депутаты проголосовали за повышение ставок

Госдума во втором чтении приняла законопроект, устанавливающий размеры ставок акцизов на 2014-2016 годы. Документ разработан в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

На 2014 и 2015 годы предлагается сохранить размеры акцизов, установленные действующим законодательством о налогах и сборах. Исключение составляют акцизы на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов. Так, в 2014-2015 годах ставку акцизов на автомобильный бензин 4-го класса предлагается повысить на 5%, а в 2016 году - сохранить на уровне 2015 года. В 2014 году акциз на бензин 5-го класса планируется повысить на 12%, в 2015 году - на 11%, в 2016 году - на 20% к уровню 2015 года. Индексации ставок акцизов на дизельное топливо с 2014 по 2016 год не предусматривается. Исключение составит дизельное топливо 5-го класса, акциз на которое, согласно документу, повысится на 14% в 2016 году к уровню предыдущего года. Ставки акцизов на моторное топливо в законопроекте определены с учетом прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, необходимости формирования доходов дорожных фондов и принятых соответствующими нормативными правовыми актами ограничений сроков производства и обращения моторного топлива 3-го и 4-го классов.

Согласно документу акцизы на спиртосодержащую, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% и свыше 9% на 2016 год будут проиндексированы на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции (пиво, вина, игристые вина) индексация будет равна уровню прогнозируемой инфляции - 5,4% к 2015 году. Минимальная специфическая ставка акциза на сигареты в 2014 году будет проиндексирована на 42% к уровню 2013 года, в 2015 году - на 20% и в 2016 году - на 28% к предыдущему году соответственно.
Источник: Российская газета, audit-it.ru, 17.09.2013 г.


«Известия»: ипотеку можно будет погашать двумя способами

Ко второму чтению законопроекта «О потребительском кредитовании» депутаты внесут новую норму, обязывающую банки раскрывать клиенту все способы погашения займов, пишут «Известия» со ссылкой на заявление председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной.

В первую очередь, это касается ипотеки, которую можно погашать двумя способами — аннуитетными (равными частями) и дифференцированными платежами. При дифференцированных платежах переплата по кредиту примерно на 20% меньше, чем при аннуитетных. При этом далеко не все банки предлагают клиентам выбрать, каким способом погашать ипотеку.
Инициатива законодателей появилась на фоне принятия на прошлой неделе судебного решения, предписывающего Сбербанку ввести альтернативный аннуитету вид платежа.
Источник: Газета.ру, audit-it.ru, 16.09.2013 г.


Комитет ГД поддержал идею исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, предусматривающий определение базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с поправками, база по налогу исходя из кадастровой стоимости, если таковая определена, будет исчисляться с 1 января 2020 года. В настоящее время налоговой базой является среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Нормы не распространяются на недвижимое имущество, относящееся к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов.

В заключении правительства РФ на законопроект говорится, что документом не учтено, что по Гражданскому кодексу к объектам недвижимости относятся также водные и воздушные суда, которые не подлежат кадастровой оценке.
Документ сохраняет в действующем размере налоговую ставку - 2,2%. Однако с учетом изменения налоговой базы размер ставки требует дополнительного обоснования, говорится в заключении.
Источник: Финмаркет, audit-it.ru, 17.09.2013 г.


Единовременная страховая выплата в случае смерти работника составит 1 млн руб.

Соответствующие поправки предусмотрены в проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”», который представлен на рассмотрение кабинета министров 19 сентября.

Напомним, что в настоящее единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного выплачивается исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Ее размер установлен в следующем диапазоне (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ):
76 699,8 руб. (на 2013 год);
80 534,8 руб. (на 2014 год);
84 561,5 руб. (на 2015 год).
Источник: Журнал "Зарплата", audit-it.ru, 20.09.2013 г.


Правительство увеличило размер пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период отпуска по беременности и родам

Постановлением Правительства РФ от 13.09.13 № 802 изменен порядок выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций или с закрытием индивидуальным предпринимателем своего бизнеса.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка. Таким образом, постановление Правительства РФ приводит в соответствие Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком отдельным категориям граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.09 №1100) с нормами Федерального закона от 07.05.13 № 86−ФЗ. До принятия Закона № 86−ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком в указанном случае выплачивалось в фиксированном размере (в 2013 году на первого ребёнка — 2454 рубля, на второго и последующих детей – 4908 рублей).
Источник: rnk.ru, 18.09.2013 г.


С 1 января 2014 года МРОТ составит 5554 рубля

Правительство РФ одобрило законопроект, увеличивающий с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 6,7%, сообщило Министерство труда и социальной защиты на своем сайте.
В результате в следующем году МРОТ составит 5554 рубля в месяц (в 2013 году МРОТ равен 5205 рублей в месяц).
Источник: rnk.ru, 20.09.2013 г.


Центробанк РФ намерен ограничить наличные расчеты для ИП и юрлиц

Центробанк РФ хочет ограничить наличные расчеты для индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц (за исключением кредитных организаций), соответствующий проект указания размещен на сайте регулятора.

Власти стремятся стимулировать рост безналичных платежей, чтобы уменьшить объемы теневого сектора экономики. ЦБ хотят наделить правом устанавливать максимальную планку ограничения наличных платежей. Минфин весной предлагал с 2014 года запретить все наличные платежи между частными и юридическими лицами суммой свыше 600 тысяч рублей и снизить в следующем году эту планку до 300 тысяч.

Пока же в документе регулятора отдельно прописано, что операции между участниками наличных расчетов и физлицами проводятся без ограничения суммы.

Проект указания не распространяется на наличные расчеты в рублях и валюте между физлицами, не являющимися ИП; банковские операции, проводящиеся в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами ЦБ; платежи, осуществляемые по таможенному и налоговому законодательству.

Регулятор разрешает ИП и юрлицам расходовать поступившие в кассы наличные на выплаты сотрудникам; выплату страховых возмещений физлицам, оплатившим страховые премии наличными; личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью; оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ и услуг; выдачу средств работникам под отчет; возмещение денег за возвращенные товары, невыполненные работы и неоказанные услуги, если они были оплачены наличными. Поступившие в кассы деньги на иные цели предприятия расходовать не вправе.

Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между компаниями или ИП в рамках заключенного между ними договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 тысячам рублей по официальному курсу ЦБ.
Источник: Прайм, audit-it.ru, 17.09.2013 г.


Минэкономразвития России рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, на период с 1 по 31 октября 2013 года

Информация Минэкономразвития РФ "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 октября 2013 г."

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:
- на нефть сырую - 416,4 доллара США;
- на отработанные нефтепродукты, легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут - 274,8 доллара США;
- на сжиженные углеводородные газы - 121,3 доллара США;
- на бензины товарные и прямогонный бензин - 374,7 доллара США.

Кроме того, по результатам мониторинга за период с 15 августа по 14 сентября 2013 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 827,9 доллара США за тонну.
Источник: Консультант +, 19.09.2013 г.


В связи с ростом мировых цен на нефть увеличилась ставка НДПИ на "черное золото".

Письмо ФНС РФ от 18.09.2013 г. N ЕД-4-3/16799@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2013 года"

С 1 января 2013 г. ставка НДПИ в отношении нефти составляет 470 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц); степень выработанности конкретного участка недр (Кв); величину его запасов (Кз).

Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за август 2013 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 111,59 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 33,0156 значение Кц определено как 12,2183 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 11,7254). Значения Кв и Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи с ростом цен на нефть и увеличением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.

Данные, применяемые для расчета НДПИ за июль 2013 г., приведены в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. N АС-4-3/15163@.
Источник: ИА ГАРАНТ, 20.09.2013 г.


ФНС готовится к замене кодов ОКАТО на коды ОКТМО

Обнародован проект приказа с изменениями, которые вносятся в декларацию по налогу на прибыль, по транспортному налогу, ЕНВД, в справку формы 2−НДФЛ и др. Коррективы связаны с заменой с 1 января 2014 года кодов ОКАТО на коды ОКТМО. 
Так, в декларациях вместо кодов ОКАТО предусмотрено указание кодов ОКТМО (коды ОКТМО содержатся в «Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований» ОК 33−2013 (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.13 № 159−ст). Кроме того, в декларации по налогу на прибыль меняется ряд штрих-кодов. В справке формы 2−НДФЛ уточняется, что в пункте 1.3 «Код ОКТМО» указывается код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства, находится организация или обособленное подразделение организации, где оборудовано стационарное рабочее место того работника, на которого заполняется форма Справки, либо производится ими выплата дохода иному физическому лицу. При заполнении «Код по ОКТМО», под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код ОКТМО имеет восемь знаков, не подлежат заполнению дополнительными символами.
Источник: rnk.ru, 18.09.2013 г.


Уточнить неправильный счет казначейства в платежке нельзя

Неправильное указание счета Федерального казначейства, повлекшее не перечисление налога в бюджет, приведет к тому, что обязанность по уплате налога будет считаться не исполненной. Уточнить реквизиты счета Федерального казначейства в этом случае нельзя, поскольку положения статьи 45 НК РФ не предусматривают такой возможности.

ФНС РФ в Письме от 06.09.13 № ЗН-3−1/3228 рекомендует повторно уплатить сумму налога, а затем вернуть денежные средства, ошибочно перечисленные на счет УФК другого субъекта. Для возврата денежных средств необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту учета.
Источник: rnk.ru, 17.09.2013 г.


При наличии ошибок в протоколе приема сведений повторно нужно направить лишь скорректированные сведения

Если при представлении в налоговую инспекцию сведений о доходах физических лиц по телекоммуникационным каналам связи в протоколе приема сведений выявлены ошибки, то налоговому агенту нужно повторно представить только скорректированные сведения. Весь файл заново направлять не нужно, разъяснила ФНС РФ в Письме от 05.09.13 № БС-4−11/16088.
Такой порядок предусмотрен п. 5 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденного Приказом ФНС РФ от 16.09.11 № ММВ-7−3/576@.
Источник: rnk.ru, 20.09.2013 г.


Недвижимость не зарегистрирована: как отчитаться по налогу на имущество

ФНС РФ в Письме от 06.09.13 № БС-4−11/16221 разъяснила, как отчитаться по налогу на имущество, если право собственности на недвижимость не зарегистрировано.

Компания обязана представлять отчетность по налогу на имущество в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества. При этом постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества (если оно отличается от места нахождения головного офиса и обособленных подразделений) производится при условии, что право собственности уже зарегистрировано. Налоговые органы поставят организацию на учет после получения соответствующих сведений от Росреестра. Вместе с тем обязанность по сдаче отчетности по налогу на имущество возникает после принятия имущества на учет в качестве основного средства. В налоговой службе считают, что в такой ситуации организация может подать в инспекцию по месту нахождения недвижимого имущества заявление в произвольной форме. А к заявлению – приложить документ, подтверждающий факт подачи документов на государственную регистрацию прав. Налоговые инспекторы присвоят КПП «41», который компания сможет указать в налоговой отчетности. После получения сведений из Росреестра постановку организации на налоговый учет произведут в установленном порядке.
Источник: rnk.ru, 16.09.2013 г.


Почему в Минфине планируют избавиться от счета 97 «Расходы будущих периодов»

Чтобы упростить бухучет, нужно избавляться от счетов, которые непонятны бухгалтерам. Один из таких – счет 97 «Расходы будущих периодов». Сегодня там собирают совсем разные показатели. Например, стоимость проездных билетов или лицензий, сертификаты, страховки, ремонты. Пользователь отчетности не может понять, что именно зашифровано под таким странным названием. Статья, именуемая расходами, помещена в баланс в состав активов, причем оборотных, то есть высоколиквидных. Это нонсенс. Надо четко называть показатели своими именами. Если показатель существенный, то отразите его в отдельной строке отчетности, на отдельном счете. Например, в строке отчетности «Лицензии». А если показатель несущественный, его можно поместить, например, в строку, именуемую «Прочие…». Это отрывок из интервью с Игорем Сухаревым, начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина.
Источник: Главбух, audit-it.ru, 20.09.2013 г.


Сотрудница была принята на работу во время декретного отпуска: ВАС не увидел признаков схемы

Работодатель не может отказать сотруднице в приеме на работу лишь по той причине, что она беременна. Поэтому даже если сотрудница оформлена на работу в период декретного отпуска и фактически не приступала к своим обязанностям, ей положено пособие по беременности и родам. Такой вывод следует из определения Высшего арбитражного суда от 09.09.13 № ВАС-8934/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

Суть конфликта
Региональное отделение ФСС по Чувашской Республике отказалось возместить компании расходы на выплату работнице пособия по беременности и родам. По мнению инспекторов, компания создала искусственную ситуацию, направленную на неправомерное получение средств Фонда. Основанием для такого вывода послужило следующее. Сотрудница была принята на работу 20 сентября, за несколько дней до родов. При этом листок нетрудоспособности выдан на период с 10 августа по 27 декабря. То есть женщина была принята на работу в то время, когда она должна была находиться в декрете. Фактически к работе она не приступала, а размер пособия рассчитан исходя из суммы зарплаты по предыдущему месту работы.

Решение суда
Суды первой, кассационной инстанций и коллегия ВАС приняли решения в пользу компании. Как указали арбитры, тот факт, что работница не приступила к выполнению трудовых обязанностей в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, не является основанием для отказа в выплате пособия. Ведь в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию у работодателя возникают с момента заключения с работником трудового договора. При этом в статье 64 Трудового кодекса установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона № 165-ФЗ).

В данной ситуации условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, соблюдены. Так, между работодателем и сотрудницей имелись трудовые отношения; страховой случай наступил; выплата пособия застрахованному лицу произведена; размер пособия рассчитан исходя из суммы заработной платы по предыдущему месту работы.Таким образом, отказ Фонда в возмещении пособия из-за того, что работница не приступила к выполнению трудовых обязанностей в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, неправомерен.
Отметим, что аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.12 № А27-11582/2011 (определением ВАС РФ от 06.09.12 № ВАС-11085/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).
Источник: БухОнлайн, audit-it.ru, 18.09.2013 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты