Минфин указал, какие именно ПБУ приравнены к федеральным стандартам бухучета

Минфин выпустил информационное сообщение от 26 июля 2017 г. № ИС-учет-8, в котором рассказал о последних изменениях в бухгалтерском законодательстве.

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ уточнен статус положений по бухучету. ПБУ, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до 1 января 2013 года, признаны федеральными стандартами бухучета. Таким образом, с даты вступления в силу закона 160-ФЗ считаются федеральными стандартами бухучета:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»,
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»,
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»,
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,
  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,
  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»,
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»,
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»,
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»,
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»,
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»,
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,
  • ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»,
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»,
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»,
  • ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»,
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»,
  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,
  • ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Согласно части 15 статьи 21 закона «О бухгалтерском учете» отраслевые стандарты бухучета не должны противоречить федеральным стандартам бухучета. Законом 160-ФЗ предусмотрено исключение из данного правила: оно не действует в отношении положений по бухучету, признанных федеральными стандартами бухучета, и утвержденных Банком России отраслевых стандартов бухучета и иных нормативных актов, регулирующих бухучет в кредитных и некредитных финансовых организациях. Данная норма вступает в силу с 19 июля 2017 года.

Упомянутым законом к документам в области регулирования бухучета отнесены нормативные акты Банка России. При этом определено, что в сфере бухучета нормативными актами Банка России устанавливаются для кредитных и некредитных финансовых организаций:

  • планы счетов бухучета и порядок их применения;
  • порядок отражения на счетах бухучета отдельных объектов бухучета и группировки счетов бухучета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указанные нормативные акты Банка России, также как отраслевые стандарты бухучета, не должны противоречить федеральным стандартам бухучета. В свою очередь, в сфере бухучета кредитных и некредитных финансовых организаций соответствующие рекомендации и стандарты организации не должны противоречить не только федеральным и отраслевым стандартам бухучета, но и названным нормативным актам Банка России. Данная норма вступает в силу с 19 июля 2017 года.

Также Минфин разъяснил, какие новеллы в закон «О рынке ценных бумаг» внесены федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 164-ФЗ. Например, отменено требование включать годовую консолидированную отчетность в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а промежуточную консолидированную отчетность в состав ежеквартального отчета за третий квартал отчетного года (ранее эмитент был обязан включать годовую консолидированную отчетность за предшествующий год в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а консолидированную отчетность за шесть месяцев текущего года – в состав ежеквартального отчета за третий квартал).

31 июля 2017 г.


Новые правила налоговых проверок с 19 августа 2017 года

Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл. А по итогам посещения очередного налогового семинара, вместо планирования новой производственной линии, начнет рисовать у себя в воображении увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости привлечения нового контрагента.

Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания о той самой необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. А введено это понятие было уже более 10 лет назад – Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 года. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция – жива.

Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, было решено – быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.

Это значит, что все операции за период 2014 - 2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.

Сразу скажем, революции не произошло. В закон в лаконичной, лишенной эмоциональной окраски форме внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53, к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров – покажет время.

Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует:

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.

Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст.54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).

И снова что-то до боли знакомое, не так ли?

Первое условие – не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств.

Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным». Запомните: это пример чистосердечного признания для налогового органа – иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.

Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.

Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом.

Условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:

...реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль...

Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079/2010-А17 от 03.07.2012

Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, дом построен – значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы – затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.

После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового спора.

Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ):

1. подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.
Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

2. нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства. Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;

3. возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.

Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы. Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.

Таким образом, законотворцы проделали многоступенчатую работу, в которой искали разные варианты закрепления в кодексе того, что сложилось на практике. Начинали с попыток найти универсальное определение «злоупотреблению правом», а пришли к предельно лаконичным формулировкам, лишенным простора для оценки и субъективизма.

Однако и завоевания добросовестных налогоплательщиков не были оставлены без внимания. При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, доначисления налогов будут несостоятельными.

31 июля 2017 г.


Внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Минюст России зарегистрировал приказ финансового ведомства, которым вносятся изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н», зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2017 г. № 47517).

Данным приказом в ПБУ 1/2008 вводятся следующие правки:

  • в п. 5 добавлен п. 5.1, которым вводится норма о самостоятельности выбора способа ведения бухучета – независимо от выбора других организаций. Исключение составляют дочерние компании холдингов;
  • в п. 6 добавлено положение, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухучета, исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухучета и полезности данной информации;
  • в п. 7 введена норма, согласно которой, если федеральный стандарт бухучета допускает несколько способов учета, то при выборе одного из них предпочтение следует отдавать МСФО, а затем уже федеральным и отраслевым стандартам. При этом, если нормы отечественных стандартов бухучета расходятся с положениями МСФО, то организация вправе не применять российские стандарты;
  • в п. 7 также добавлено положение, согласно которому организации, ведущие упрощенную бухотчетность, при отсутствии в федеральных стандартах бухучета способов ведения бухучета по конкретному вопросу вправе руководствоваться требованием рациональности;
  • в п. 24 «бухгалтерская» отчетность заменена на «финансовую»;
  • п. 25 признан утратившим силу, соответственно, больше не нужно будет формировать пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности организации. Предусмотрены и другие изменения.

Напомним, что документами в области регулирования бухучета выступают, в частности, федеральные стандарты, которые являются обязательными к применению, если иное не установлено этими стандартами (ч. 1-2 ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; далее – Закон № 402-ФЗ). Пока такие стандарты не разработаны. До их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). Так, в настоящее время вместо федеральных стандартов действуют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

27 июля 2017 г.


Разработан законопроект о регулировании обязательных платежей юрлиц и ИП

Минфин России подготовил проект закона, которым вводятся нормы регулирования обязательных платежей юрлиц и ИП. Документом определены единые правила установления, исчисления и взимания отдельных обязательных платежей. При этом перечень таких платежей будет введен другим законом.

В рассматриваемом законопроекте предполагаются следующие критерии отнесения платежей к обязательным:

  • платеж является индивидуально-безвозмездным платежом, взимаемым государственными (муниципальными) органами, учреждениями, унитарными предприятиями за выдачу (изменение) документов, подтверждающих права юрлиц и ИП, иных документов (сведений), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, платежом, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен платеж, отдельных видов предпринимательской деятельности, либо платежом, взимаемым иными организациями, внесение которого является условием движения тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования;
  • платеж не установлен законодательством РФ о налогах и сборах, страховых взносах, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежей, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • размер платежа не определяется в соответствии с положениями Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • платеж не определяется в ходе конкурсов или аукционов;
  • платеж не уплачивается по договору гражданско-правового характера, заключенному в связи с вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов;
  • платеж не взимается за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Документом предполагается, что вводить новые обязательные платежи может правительство РФ, субъекты РФ, а также муниципальные власти.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2018 года. В то же время перечень обязательных платежей планируется утвердить до 1 января 2019 года, а взимать платежи и привлекать к ответственности за их неуплату предполагается начать после 1 июля 2019 года.

В качестве примера обязательного платежа можно привести взимаемый ныне платеж за пользование федеральными автомобильными дорогами с владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Цель данного платежа – возмещение вреда автомагистралям (постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504).

26 июля 2017 г.


Обновлены контрольные соотношения показателей формы декларации по земельному налогу

Налоговики направили для использования в практической работе новые контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по земельному налогу (письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № БС-4-21/13656@).

Данные контрольные соотношения используются налоговыми органами при проверках представленной отчетности. Для налогоплательщиков они являются инструментом самоконтроля, позволяющим избежать ошибок при заполнении документов.

Напомним, что в мае текущего года были утверждены новые форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме, а также порядок ее заполнения (приказ ФНС России от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@).

По сравнению с предыдущей редакцией (приказ ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696@), в новой форме внесены корректировки в раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Из него, в частности, были убраны стр. 90 «Код налоговой льготы в виде не облагаемой налогом суммы», а также стр. 100 «Не облагаемая налогом сумма». В данных строках исчислялись льготы по земельному налогу в отношении физлиц ( ст. 391 Налогового кодекса).

Добавим, что организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ).

26 июля 2017 г.


Разъяснено, как налоговикам нужно доказывать факты умышленной неуплаты налогов

Следственный комитет России совместно с ФНС России подготовил Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)». Данные рекомендации предназначены для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).

Как отмечают представители Следственного комитета России, обстоятельства, свидетельствующие об умысле налогоплательщика на неуплату налогов (сборов) являются общими как для налогового, так и для следственного органа. Разница заключается лишь в процедуре, характере и виде действий, совершаемых для закрепления этих обстоятельств (для налогового органа – это действия по осуществлению налогового контроля, для следственного органа – это процессуальные действия при проверке сообщения о преступлении и следственные действия). Поэтому сотрудникам следственных органов Следственного комитета требуется в рамках представленных им полномочий проводить проверочные, следственные и иные процессуальные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговыми органами.

В свою очередь налоговым органам при принятии по результатам налоговых проверок решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо взвешенно подходить к вопросу квалификации действий налогоплательщиков по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса. Это следует делать с учетом рекомендаций сотрудников следственного органа по результатам предварительного ознакомления с материалами налоговых проверок.

Напомним, что умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3, 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 3 ст. 122 НК РФ).

По мнению следователей, примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение данной налоговой ответственности, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Эти обстоятельства не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего. Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном "дроблении" бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Кроме того, в приложении приведены перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению в ходе проведения допроса. К примеру, у руководителя требуется спросить, на компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1-С Торговля, 1С-Склад? А у сотрудника организации следует выяснить, как в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

26 июля 2017 г.


Как пользоваться правом менять отчетный год для консолидированной отчетности

Минфин выпустил информационное сообщение от 20 июля 2017 г. № ИС-учет-5, в котором напомнил, что федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 164-ФЗ установлены особенности регулирования отчетного периода для целей консолидированной финансовой отчетности организации. Нормы данного закона вступают в силу с 19 июля 2017 года.

Ряд организаций теперь имеет право устанавливать отчетный год, отличный от календарного года, для целей консолидированной отчетности (ранее отчетным годом для нее признавался исключительно календарный год).

Данное право предоставлено всем организациям, которые составляют консолидированную отчетность, за исключением:

  • кредитных, страховых и клиринговых организаций, головных организаций банковских холдингов, НПФ и их управляющих компаний, управляющих компаний инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
  • включенных в перечни, утвержденные распоряжением правительства от 27 октября 2015 г. № 2176-р, ФГУПов и АО, акции которых находятся в федеральной собственности;
  • организаций, для годовой консолидированной финансовой отчетности которых другими федеральными законами отчетным периодом определен календарный год; организаций, консолидированная отчетность которых входит в состав их годового отчета; организаций, консолидированная отчетность которых входит в состав их годового отчета и для нее другими федеральными законами отчетным периодом определен календарный год.

Среди таких законов – законы «Об организованных торгах», «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», «О государственной компании «Российские автомобильные дороги», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», «О центральном депозитарии».

Перечисленные организации не имеют права устанавливать отчетный год, отличный от календарного года, для целей консолидированной отчетности.

Остальные, реализуя названное право, устанавливают даты начала и окончания отчетного года (например, 1 апреля – 31 марта, 1 сентября – 30 августа). При этом продолжительность отчетного года должна быть равна продолжительности календарного года, т.е. 365 или 366 (високосный год) календарных дней.

Отчетный год для целей консолидированной отчетности подлежит фиксации в учредительных документах. При отсутствии соответствующего положения в учредительных документах отчетным годом считается календарный год.

Установление организацией для консолидированной финансовой отчетности отчетного года, отличного от календарного года, не влечет изменение отчетного года для бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, составляемой ею в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».

По общему правилу первый отчетный год для годовой консолидированной финансовой отчетности определяется аналогично первому отчетному году для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: с даты госрегистрации организации по 31 декабря того же календарного года включительно.

Если организация для целей консолидированной отчетности установила иную дату окончания отчетного года, то первым отчетным годом является период времени с даты госрегистрации этой организации по дату окончания отчетного года, установленную в ее учредительных документах, включительно.

Минфин изложил еще ряд других правил в связи с нововведением.

26 июля 2017 г.


Налоговый мониторинг проводит 21 компания

Как сообщила ФНС России на своем официальном сайте, в 2016 году налоговый мониторинг проводился в отношении семи юрлиц. В 2017 году к проекту присоединились еще 14 компаний. 

По словам заместителя руководителя ФНС России Даниила Егорова, налоговый мониторинг помогает бизнесу избежать ошибок в налоговых вопросах, а для ФНС России он позволяет сократить объем контрольных мероприятий. «Количество истребуемых налоговым органом документов за 2016 год уменьшилось на треть. Это произошло, в том числе благодаря предоставлению удаленного доступа к учетным системам крупных компаний, участников налогового мониторинга», – пояснил он.

Как отметил Даниил Егоров, обычная компания может оценить налоговые последствия той или иной операции только после сдачи отчетности и проведения камеральной и выездной проверок. Этот срок может достигать четырех с половиной лет. Вместе с тем налоговый мониторинг позволяет компании обратиться в налоговый орган за консультацией еще до совершения сделки. Таким образом, бизнес может не только оценить собственные риски, но и оперативно урегулировать спорные налоговые позиции.

По данным ФНС России, в ближайшее время в службе начнется работа по стандартизации способов информационного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. Сейчас у участников налогового мониторинга разные учетные системы, что создает сложности в совместной работе. В то же время унификация требований к этим системам позволит ускорить взаимодействие, полагают в ведомстве.

Налоговики уже разработали требования к регламенту информационного взаимодействия, требования к оценке эффективности системы внутреннего контроля, проекты рекомендации по составлению мотивированного мнения, по планированию и оценке эффективности проведения налогового мониторинга.

Напомним, что процедуру налогового мониторинга могут проводить не все компании, а только те, которые соответствуют определенным условиям. Речь идет, в том числе о суммарном объеме полученных доходов за год не менее 3 млрд руб. (п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса).

24 июля 2017 г.


В 2016 году аудиторские организации вдвое реже уклонялись от проверок со стороны ФК

Минфин опубликовал отчет о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2016 год). Ранее ведомство уже отчитывалось об этом, однако тогда это происходило в табличной форме. Теперь же чиновники оформили примерно то же самое текстом.

В 2016 году в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями проведены 7529 проверок, в том числе 1550 проверок аудиторских организаций и 5979 проверок аудиторов, включая 184 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 35% всех аудиторских организаций, 26% всех индивидуальных аудиторов и 28% всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в РФ.

Проверки как ФК, так и СРО планировали с использованием риск-ориентированного подхода. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности подконтрольных: количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки по части внутреннего контроля качества работы, нарушения требования независимости, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

Исходя из периодичности проведения СРО внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата составил в среднем за пять лет 22,1% (2012 год – 21,0%, 2013 год – 18,8%, 2014 год – 21,3%, 2015 год – 20,4%, 2016 год – 29,0%). Как видим, в прошлом году соответствующий процент заметно повысился.

За год ФК провело 239 проверок (237 – в 2015 году). Из общего количества проверок 91% являлись плановыми, 9% проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами. В 2016 году имело место 6 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения ВККР со стороны ФК. По сравнению с 2015 годом количество таких случаев сократилось на 45%.

По результатам проверок ФК приняло 188 решений о применении мер воздействия:

  • 44 предписания, обязывающего аудиторские организации устранить выявленные нарушения (34 – в 2015 году);
  • 120 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (149 – в 2015 году);
  • 13 предписаний о приостановлении членства в СРО (5 – в 2015 году);
  • 11 предписаний об исключении аудиторских организаций из СРО (3 – в 2015 году).
  • Кроме того, Федеральным казначейством составлено 29 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена КоАП (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Ведомство поделилось также множеством других сведений.

24 июля 2017 г.


Бюджетным организациям планируется ужесточить наказание за нарушение порядка предоставления бухгалтерской отчетности

Минфин России разрабатывает проект закона, которым предполагается расширить перечень санкций за нарушение порядка формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности организациями государственного сектора. Также увеличится количество штрафов за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, порядка формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 15.15.6-15.15.7 Кодекса об административных правонарушениях.

В частности, ст. 15.15.6 КоАП РФ планируется дополнить следующим составом нарушений:

  • представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.;
  • представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.;
  • представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, или представление заведомо недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.

В свою очередь в ст. 15.15.7 КоАП РФ предполагается добавить норму, согласно которой формирование и представление с нарушением установленных требований (за исключением требований к срокам) и (или) нарушение установленных сроков представления более чем на 10 рабочих дней либо представление недостоверных сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.

Напомним, что в настоящее время ответственность в отношении бухгалтерской отчетности госпредприятий предусмотрена только за ее непредставление или представление с нарушением сроков, либо за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, либо за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Данные нарушения влекут штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.6 КоАП РФ).

В аналогичном размере штраф взимается за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

21 июля 2017 г.


Скорректирован формат требования о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС

Налоговики сообщили об изменении формата передачи в электронной форме требования о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС (письмо ФНС России от 4 июля 2017 г. № ЕД-4-15/12846@). В частности, приложение № 2.10 «Формат представления в электронной форме требования о представлении пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» необходимо излагать согласно приложению к данному письму.

Напомним, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса).

Добавим, что до 2 июня 2016 года налоговые органы требовали для дачи пояснений документы, подтверждающие право на льготу по НДС, а после этой даты – пояснения об операциях и имуществе (подп. «б» п. 6 ст. 1 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

21 июля 2017 г.


Для внесения в ЕГРИП сведений об уточнении кода вида экономической деятельности необходимо написать заявление в налоговую

Налоговики разъяснили, что для внесения в ЕГРИП уточненных сведений об основном виде экономической деятельности по ОКВЭД 2 необходимо написать заявление в регистрирующий орган (письмо ФНС России от 21 июня 2017 г. № ГД-3-14/4210).

Напомним, что с 1 января 2017 года начал применяться Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (приказ Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст). С этого же времени классификатор ОКВЭД 1 был признан недействующим. При этом ОКВЭД 2 введен с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года.

В то же время, начиная с 11 июля 2016 года в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) коды видов экономической деятельности отражаются в соответствии с ОКВЭД 2 (приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»). До этого времени коды видов экономической деятельности в ЕГРИП отражались в соответствии с ОКВЭД 1.

Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРИП до 11 июля 2016 года с использованием ОКВЭД 1, в автоматическом режиме были приведены в соответствие с ОКВЭД 2 с учетом переходных ключей между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, разработанных Минэкономразвития России.

К примеру, виду экономической деятельности по ОКВЭД 1 «74.1 Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием» соответствует вид экономической деятельности по ОКВЭД 2 «69 Деятельность в области права и бухгалтерского учета».

Соответственно, внесенный в ЕГРИП до 11 июля 2016 года код вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 «74.1» был изменен на код вида экономической деятельности по ОКВЭД 2 «69».

Вместе с тем внесение в ЕГРИП сведений об ИП, в том числе изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, осуществляется на основании документов, представленных при государственной регистрации (Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В связи с этим для внесения в ЕГРИП уточненных сведений об основном виде экономической деятельности по ОКВЭД 2 без представления в регистрирующий орган соответствующего заявления правовых оснований не имеется, полагают представители налогового ведомства.

20 июля 2017 г.


Ряд компаний получил право сдвинуть начало отчетного года для отчетности по МСФО

Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ внесены изменения в статью 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг» и статьи 3 и 4 федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Закон, который уже вступил в силу со дня его официального опубликования, позволяет отдельным организациям устанавливать отличные от календарных даты начала и окончания отчетного года.

Статья 3 «Составление консолидированной финансовой отчетности» соответствующего закона дополнена новыми пунктами о том, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. При этом учредительными документами организаций (кроме указанных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 2 закона о консолидированной отчетности, и (или) головных организаций банковских холдингов), могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года.

Таким образом, данное право получили «иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список». Не смогут воспользоваться новым правом кредитные, страховые, клиринговые организации, НПФ, УК инвестфондов, ПИФов и НПФ, ФГУПы, АО с госучастием.

Также устанавливаются правила определения первого отчетного года. Кроме того, законом предусмотрено, что отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года (или с даты госрегистрации фирмы) по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, включительно.

20 июля 2017 г.


Доработаны формы документов для представления сведений о работе арбитражных управляющих, оценщиков и патентных поверенных

Налоговики доработали проект ведомственного акта, которым планируется утвердить формы и формат представляемых в налоговый орган сведений о членах саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и оценщиков, внесенных в сводные реестры членов СРО, а также патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных РФ. Также приказом предусмотрен документ, представляющий сведения о регистрации и снятии с регистрационного учета застрахованных лиц в органах ПФР.

Речь идет о следующих формах:

  • Cведения о членах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • Сведения о членах саморегулируемых организаций оценщиков;
  • Сведения о патентных поверенных;
  • Сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах ПФР.

Данные документы должны предоставляться в налоговые органы в электронной форме (п. 11 ст. 85 Налогового кодекса).

Напомним, что с 1 января 2017 года Росреестр обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, – членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов данных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, а также о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В свою очередь Роспатент обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных РФ, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, а также о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой. (п. 4.1 ст. 85 НК РФ).

20 июля 2017 г.


Скорректированы нормы, устанавливающие сроки налогового периода

Принят закон, согласно которому определение сроков налогового периода будет происходить по новым правилам. Так, если организация была создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года. В свою очередь, если организация была создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня ее создания по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее создания. Соответствующие правки были внесены в ст. 55 Налогового кодекса (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Этим же законом был унифицирован порядок определения сроков налогового периода для организаций и ИП.

Также скорректированы правила определения сроков налогового периода при прекращении деятельности организаций и ИП. В частности, при их ликвидации или реорганизации последним налоговым периодом будет являться период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (ИП), до дня госрегистрации прекращения.

Кроме того, в Налоговый кодекс была добавлена норма, согласно которой, если организация создана не менее чем за 10 дней до конца квартала, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня ее создания до конца квартала. При этом, если организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (ИП).

В то же время для адвокатов, медиаторов, нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой, первым налоговым периодом будет являться период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до конца календарного года, в котором осуществлена постановка на учет в налоговом органе таких лиц. А при прекращении деятельности последним налоговым периодом для них будет являться период времени с начала календарного года до дня госрегистрации прекращения организации (ИП) в результате ликвидации или реорганизации либо до дня снятия с учета в налоговом органе.

Данный закон вступит в силу 19 августа 2017 года.

Напомним, что в настоящее время налоговые периоды определяются по иным правилам. Так, если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее госрегистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 НК РФ).

При этом, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации (п. 3 ст. 255 НК РФ).

В свою очередь, если налоговый период в отношении налога устанавливается как календарный месяц или квартал, то при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п. 4 ст. 255 НК РФ).

19 июля 2017 г.


Уведомлять ФК о начале аудита ОЗХС аудиторским фирмам придется по особой форме

Объявлено о начале разработки проектов порядка и формы уведомления аудиторскими организациями Федерального казначейства о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности».

Обязанность аудиторских организаций уведомлять об этом ФК была введена федеральным законом от 01.05.2017 № 96-ФЗ и начнет действовать с 29 октября 2017 года.

19 июля 2017 г.


Штрафы и недоимки в рамках уголовной ответственности разрешат уплачивать третьим лицам

Минфин России разрабатывает проект закона, согласно которому уплату суммы недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом, за лицо, привлеченное к уголовной ответственности, может быть произведена иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджета РФ уплаченных за лицо, привлеченное к уголовной ответственности, суммы недоимки, пеней и штрафа. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 198-199 Уголовного кодекса.

Аналогичные изменения готовятся в уголовно-процессуальное законодательство – в ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса.

В случае принятия данные законы вступят в силу со дня их официального опубликования.

Как отмечается в пояснительной записке ко второму документу, законопроектом предлагаются изменения, направленные на предоставление возможности уплаты судебного штрафа, уплаты недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также возмещение ущерба и (или) заглаживание вреда, за лицо, привлеченное к уголовной ответственности, третьими лицами.

Напомним, что в Налоговом кодексе норма исполнения обязанности уплаты налогов иным лицом была предусмотрена Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки вступили в силу с 1 января 2017 года (п. 1 ст. 45 НК РФ).

19 июля 2017 г.


Предложены поправки к законопроекту об отмене с 2018 года аудиторской тайны

Один из депутатов предложил поправки ко второму чтению законопроекта № 96436-7 о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 НК, принятого в первом чтении в конце июня.

Напомним, согласно принятой версии из статьи 82 НК будут исключены слова об аудиторской тайне. Кроме того, в той же статье планируется оговорить, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в случаях, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 93.1 НК.

Эти положения депутат предлагает из законопроекта убрать.

Упомянутый пункт 2.1 статьи 93.1 НК, вносимый законопроектом, предлагается изложить в новой редакции. На данный момент этот пункт устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих услуг – перечисленных в пунктах 1-5 части 7 статьи 1 закона об аудиторской деятельности. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора). Документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам.

Депутат предлагает установить, что названные документы могут быть истребованы только по решению руководства налогового органа. Указанное право на истребование автор поправок предлагает распространить только на документы, полученные при проведении аудита (документы, полученные при оказании прочих услуг, в случае принятия поправок истребоваться не будут). Также депутат предлагает добавить, что требование налоговиков должно содержать информацию о факте непредставления необходимых документов проверяемым налогоплательщиком. Кроме того, вместо предоставления истребованных документов предлагается допустить возможность направления аудитором в налоговую информации об отсутствии запрашиваемых документов.

19 июля 2017 г.


На сайте налогового ведомства можно будет узнать о недоимках и штрафах российских компаний

ФНС России сообщила о том, что 25 июля на официальном сайте службы будет размещена информация о налоговых правонарушениях юрлиц, а также решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года (информация ФНС России от 17 июля 2017 г.).

Налоговики отметили, что открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса). Сведения будут находиться в открытом доступе в течение трех лет.

Речь идет, в частности, о таких данных, как:

  • сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • налоговое правонарушение и мера ответственности за его совершение;
  • специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиками;
  • участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • среднесписочная численность работников организации за календарный год;
  • сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • сумма налогов и сборов (по каждому налогу и сбору), уплаченная организацией в календарном году без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Информация о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков будет размещаться на сайте ФНС России ежемесячно.

В то же время обновление данных о среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов будет происходить один раз в год.

По мнению представителей налогового ведомства, снятие налоговой тайны и обнародование данной информации даст возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при выборе бизнес партнеров.

Добавим, что в феврале 2018 года ФНС России планирует разместить на своем сайте сведения об уплаченных суммах страховых взносов юрлиц и ИП.

19 июля 2017 г.


Определены условия, при которых налогоплательщик может уменьшить налоговую базу

Принят закон, согласно которому налогоплательщику разрешено уменьшать налоговую базу при соблюдении ряда условий (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Для этого в Налоговый кодекс была добавлена ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В ней, в частности, предусмотрены четыре пункта. Так, в первом содержится положение, согласно которому не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Во втором пункте предусматривается, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В третьем пункте устанавливается норма, согласно которой подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных, не запрещенных законодательством сделок (операций), не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

И наконец, в четвертом пункте содержится норма, согласно которой положения ст. 54.1 НК РФ применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Также законом предусмотрено, что доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, будет производиться налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля.

Закон вступит в силу 19 августа.

19 июля 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты