Вступил в силу новый регламент регистрации предприятий и ИП
Административный регламент предоставления ФНС России госуслуги по госрегистрации юрлиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств был скорректирован в связи с соответствующими изменениями законодательства. В частности, в список лиц, которые могут подать заявление о госрегистрации был добавлен нотариус, удостоверивший сделку по переходу права собственности, либо залогу доли или части доли в уставном капитале ООО. Кроме того, новое предприятие теперь может зарегистрировать участник ООО, либо исполнитель завещания, либо нотариус, которые учредили доверительное управление в отношении доли в уставном капитале ООО.
Также в новом регламенте предусмотрены более короткие сроки предоставления услуги. Так, при госрегистрации создаваемого юрлица и ИП срок предоставления гослуги не должен превышать трех рабочих дней со дня представления документов в инспекцию. Ранее срок составлял пять рабочих дней. Решение об отказе в регистрации вновь создаваемой организации или ИП инспекция должна принять также не позднее трех, а не пяти рабочих дней.
Кроме того, изменился порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. Теперь жалоба на специалиста инспекции подается непосредственно в инспекцию, а для обжалования решения руководителя этой инспекции необходимо будет обращаться в вышестоящий налоговый орган. Ранее жалобы подавались в управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ.
Добавим, что подать жалобу теперь можно через МФЦ.
В новом регламенте также установлены требования к содержанию ответа по результатам рассмотрения жалобы. В нем должно быть указано:
- наименование органа, рассмотревшего жалобу;
- должность и ФИО должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, а также сведения о специалисте, решение или действие которого обжалуется;
- ФИО или наименование заявителя;
- принятое по жалобе решение и его обоснование;
- сроки устранения выявленных нарушений, если жалоба признана обоснованной;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Ранее порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы регламентом предусмотрен не был.
26 декабря 2016 г.
Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, в будущем году не изменится
Минфин России разъяснил, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат не изменится в связи с передачей с 1 января 2017 года администрирования страховых взносов ФНС России. В этой связи, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 03-04-12/67082 «Об исчислении и уплате страховых взносов»).
Напомним, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физлиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон № 212-ФЗ).
При этом, перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физлицам является исчерпывающим (ст. 9 Закона № 212-ФЗ). К ним, относятся, например, государственные пособия (в том числе пособия по безработице), компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда здоровью, а также с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Финансисты также уточнили, что перечень не потеряет значение из-за того, что Закон № 212-ФЗ в будущем году утратит силу, а на его место придет новый Раздел XI в Налоговом кодексе «Страховые взносы в Российской Федерации» (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).
22 декабря 2016 г.
Обособленные подразделения придется регистрировать в ФСС независимо от отдельного баланса
Приказом от 28.11.2016 № 684н Минтруд внес изменения в некоторые свои приказы, касающиеся регистрации страхователей и их снятия с регистрационного учета. Это сделано в целях приведения нормативной базы в соответствие с переходом администрирования взносов к ФНС, с прекращением с 2017 года действия федерального закона 212-ФЗ и другими изменениями, внесенными в законодательство федеральными законами 243-ФЗ и 250-ФЗ от 3 июля 2016 года.
Из числа признаков обособленных подразделений, подлежащих регистрации в ФСС, удаляется «имеют отдельный баланс». Останется обязанность регистрировать подразделения при наличии у них счета в банке и выплат физлицам. Соответственно, упраздняется ряд требований, например, о представлении копий документов, подтверждающих наличие отдельного баланса.
Меняется название расчета по форме 4-ФСС, из которой исключен ряд таблиц, касающихся взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ряде норм ведомство переставило местами ссылки на закон 125-ФЗ и на закон 255-ФЗ. Поменялись местами также фразы «по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и «по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
22 декабря 2016 г.
ФНС рассказала о новшествах применения кадастровой стоимости, введенных законом 401-ФЗ
В письме от 23 ноября 2016 г. № БС-4-21/22236@ ФНС рассказала о новшествах, которые введены в НК недавно принятым федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Статья 45 НК дополнена нормой о возможности уплаты налога за налогоплательщика иным лицом.
Статья 75 НК дополнена нормой о том, что орган власти субъекта РФ, на территории которого введено определение налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости, вправе принять закон, устанавливающий, что на недоимку по налогу на имущество физлиц, подлежащему уплате за 2015 год, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.
По тексту НК наименование органа, который ведет кадастровый учет, государственный кадастр недвижимости и производит госрегистрацию прав на нее и предоставляет об этом сведения в налоговые органы, изложено в новой редакции исходя из закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В целях совершенствования механизма расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости предусмотрено, что:
- налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК, как кадастровая стоимость имущества, и это происходит независимо от оснований для ее определения: кадастровая стоимость, утвержденная в составе результатов тура кадастровой оценки; или определенная для вновь учтенных объектов, ранее учтенных объектов и объектов, характеристики которых изменились; кадастровая стоимость, установленная в рамках рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости;
- региональный перечень объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формируется не только на основании сведений о назначении, но и о разрешенном использовании или наименовании соответствующих объектов по сведениям реестра недвижимости.
Реализован унифицированный подход к применению налоговой базы (кадастровой стоимости) в отношении вновь образованных объектов недвижимости, не вошедших в результаты очередного тура государственной кадастровой оценки, а именно: налоговая база определяется на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Также реализован унифицированный подход к применению налоговой базы (кадастровой стоимости) в случае исправления ошибок, допущенных при ее определении (независимо от вида ошибки: техническая, методологическая, реестровая), а именно: изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Положения пункта 2 статьи 401 НК с 01.01.2015 распространены на дома, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства (независимо от назначения таких домов, включая нежилые). На такие дома будут распространены правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления суммы налога, предусмотренные в отношении жилых домов главой 32 НК и действующими на соответствующий налоговый период по налогу на имущество физлиц нормативными актами муниципальных образований.
21 декабря 2016 г.
С будущего года банки будут обязаны предоставлять информацию налоговикам даже после отзыва лицензии
ФНС России на своем официальном сайте напомнила, что с 1 января 2017 года вступит в силу норма закона, согласно которой кредитные организации с отозванной лицензией обязаны представлять по запросу в налоговые органы сведения о вкладчиках (п. 19 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Речь, в частности, идет о следующих документах (п. 2 ст. 86 Налогового кодекса):
- справка о наличии счетов и вкладов в банке;
- справка об остатках денежных средств на счетах;
- выписка по операциям на счетах организаций, ИП и физлиц;
- справка об остатках и переводах электронных денежных средств.
Данная обязанность банков будет действовать вплоть до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитной организации.
Налоговики напомнили, что ранее Банк России считал: кредитные организации с отозванной лицензией не обязаны представлять документы по запросам налоговых органов.
По мнению представителей налогового ведомства, предоставление информации банками с отозванной лицензией позволит повысить качество налогового контроля, поскольку кредитные организации и при отсутствии лицензии продолжают оставаться обладателями значимой для налогового контроля информации.
Добавим, что за непредставление банком в налоговый орган документов в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ на него может быть возложен штраф в размере 20 тыс. руб. (ст. 135.1 НК РФ).
21 декабря 2016 г.
Тарифы взносов в ПФР останутся неизменными до 2020 года
Принят закон, согласно которому тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017-2019 годах останутся на том же уровне, что и в 2016 году (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Напомним, что в настоящее время тарифы составляют в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 22%, сверх – 10% (ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; далее – Закон № 167-ФЗ).
Добавим также, что данные тарифы применяются при исчислении взносов у основных категорий плательщиков. В то же время, отдельные категории предпринимателей используют дополнительные тарифы (ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ). Также некоторые плательщики применяют пониженные тарифы взносов в ПФР. К ним, в частности, относятся участники проекта «Сколково» (ст. 58.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ), резиденты свободной экономической зоны в Крыму и городе Севастополе (ст. 58.4 Закона № 212-ФЗ), а также другие категории плательщиков страховых взносов.
21 декабря 2016 г.
Какие критерии рекомендуется применять при оценке потенциального аудитора, а какие – нет
В информационном сообщении от 15.12.2016 № ИС-аудит-10 Минфин рассказал о нестоимостных критериях оценки участников закупки аудиторских услуг.
Совет по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 года (протокол № 29) одобрил документ «Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки». В документе приведены нерекомендуемые и рекомендуемые нестоимостные критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, примеры показателей этих критериев с краткими пояснениями, а также подход к определению порядка оценки критериев.
В частности, при проведении конкурсов по закупке аудиторских услуг не рекомендовано применение следующих критериев:
- не определенных формально (допускающих возможность субъективности, в том числе при определении базовых значений);
- предполагающих раскрытие конфиденциальной информации, определяемой в договорах с клиентами;
- предполагающих относительные сравнения одного претендента с другим (при отсутствии заданного максимального абсолютного показателя, характеризующего достаточную степень надежности соответствия качеству предполагаемой работы);
- основанных на положениях, однозначно определяемых требованиями законодательства;
- предполагающих наличие у внешнего аудитора ресурсов, не связанных с требованиями действующего законодательства и (или) особенностями аудиторского задания, а также предусматривающих требования по вопросам, не связанным с аудиторским заданием;
- предопределяющих выбор претендента;
- порождающих условия для возникновения конфликта интересов;
- вынуждающих претендентов нести необоснованные издержки, связанные с предоставлением подтверждающих документов.
К рекомендуемым отнесены следующие критерии:
- соответствие масштабов деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) аудиторскому заданию;
- обеспечение внутреннего контроля качества работы;
- результаты внешнего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора);
- опыт аудиторской организации (индивидуального аудитора);
- квалификация и опыт руководителя задания, опыт старших членов аудиторской группы;
- привлекаемые к аудиту эксперты;
- уровень вовлеченности руководителя задания и старших членов аудиторской группы в выполнение задания;
- уровень вовлеченности аудиторской организации (индивидуального аудитора) и/или сети, в которую входит аудиторская организация, в аудит группы;
- технологическая составляющая в проведении аудита.
Документ предназначен для применения при выборе аудитора для оказания аудиторских услуг (аудит, обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, сопутствующие аудиту услуги).
Также САД одобрил временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Классификатор представляет собой свод возможных нарушений закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов с указанием степени грубости нарушений и их устранимости (для существенных нарушений). СРО аудиторов и Казначейство России будут применять временный классификатор при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.
Кроме того, САД одобрил документ «Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов». В данном документе использованы понятия «существенное нарушение» и «неустранимое нарушение». Для того, чтобы обеспечить единые подходы в практике внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, САД установил, что при применении названного выше документа эти понятия используются в значении, определенном временным классификатором нарушений.
20 декабря 2016 г.
Законом введена ответственность за незаконное уголовное преследование бизнеса
Президент подписал федеральный закон от 19.12.2016 № 436-ФЗ, автором которого он же и является – о внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса. Закон прошел официальное опубликование.
Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности сейчас наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Этот срок увеличится до 7 лет. Если при этом лицо обвинили в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, или если ложное обвинение повлекло крупный ущерб или иные тяжкие последствия, наказание составит от 5 до 10 лет (сейчас - от 3 до 10 и более узкий состав).
Кроме того, в статье 299 УК появится новая часть: незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Такое деяние будет наказываться лишением свободы от 5 до 10 лет.
Крупным ущербом в перечисленных целях будет считаться ущерб на сумму от 1,5 млн рублей.
20 декабря 2016 г.
Подписаны законы о сохранении тарифов взносов в ПФ и на «несчастный» соцстрах по 2019 год
Федеральным законом от 19.12.2016 № 456-ФЗ внесены изменения в статью 33.1 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 данного закона (то есть для лиц, производящих выплаты физлицам), за исключением льготников, для которых установлены пониженные тарифы, сейчас и до конца 2018 года действуют тарифы взносов в ПФ в размере 22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов) и 10% (свыше предельной базы).
Срок действия данного основного тарифа продлен также и на 2019 год.
Кроме того, президентом РФ подписан и опубликован федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Указанные тарифы остаются теми же, которые были установлены еще на 2006 год. Сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5 процентов), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.
Также остаются льготы в отношении выплат работникам-инвалидам работодателями-организациями. К таким выплатам они применяют 60% «общих» тарифов. Кроме того, общественные организации инвалидов и их дочерние юрлица используют указанный льготный тариф со всех выплат работникам.
Также будет установлено, что с выплат в пользу работников-инвалидов в 2017 году и в плановый период 2018-2019 годов будут уплачиваться взносы исходя из 60% «общих» тарифов также и ИП. Эта льгота дублируется ежегодно начиная с 2013 года.
20 декабря 2016 г.
В РФ введены поправки к МСФО (IFRS) 2, касающиеся операций по выплатам на основе акций
Приказом от 23 ноября 2016 г. № 215н Минфин ввел в действие на территории РФ документ МСФО «Классификация и оценка операций по выплатам на основе акций (поправки к МСФО (IFRS) 2)».
Документ вступает в силу в РФ для добровольного применения – со дня его официального опубликования; для обязательного применения – в сроки, определенные в этом документе.
20 декабря 2016 г.
С будущего года кадастровую стоимость для налогообложения имущества граждан будут использовать в 61 регионе
Суммарно, в 2017 году 72 субъекта РФ будут осуществлять налогообложение недвижимости в отношении физлиц и юрлиц исходя из кадастровой стоимости. Такие данные приводит ФНС России на своем официальном сайте.
При этом налогообложение недвижимости физлиц по кадастру в 2015 году применялось в 28 субъектах РФ, в 2016 года к ним добавился еще 21 регион. А со следующего года 61 регион будет считать налоги по кадастру.
В отношении организаций, налогообложение административно-деловых, торговых объектов и жилых помещений по кадастровой стоимости в прошлом году осуществлялось в 29 регионах, в 2016 году – уже в 48. В 2017 году к ним добавятся еще 8 субъектов РФ. Соответственно, 56 регионов станут считать налоги на имущество юрлиц по его кадастровой стоимости.
Отмечается, что в первые четыре года применения нового порядка налогообложения недвижимости физлиц действует система понижающих коэффициентов, налоговых вычетов, сохраняются основные налоговые льготы и пониженные налоговые ставки с правом муниципальных образований расширять данные льготы. Для примера, при исчислении налога за 2015 год применялся коэффициент 0,2. За налоговый период 2016 года, данный коэффициент будет уже 0,4, за 2017 год – 0,6, за 2018 год – 0,8, а за 2019 год коэффициент будет равен 1. Соответственно, размер налога в 2020 году (за налоговый период 2019 года) увеличится в пять раз по сравнению с 2016 годом, когда взимался налог за 2015 год (п. 8 ст. 408 Налогового кодекса).
Представители ФНС России также уточнили, что налогообложению по кадастровой стоимости подлежат строения на садовых, огородных и дачных участках, гаражи, квартиры, а также объекты незавершенного строительства, в том числе объекты, не имевшие инвентаризационной стоимости. Кроме того, налоги взимаются с административно-деловых и торговых объектов, принадлежащих ИП, которые были ранее освобождены от налога на имущество физиц в связи с применением специальных налоговых режимов.
Напомним, что субъекты РФ могут самостоятельно определять дату перехода к налогообложению недвижимости физлиц и организаций по кадастровой стоимости (ст. 378.2, ст. 402 НК РФ).
19 декабря 2016 г.
Налоговые органы получат автоматический доступ к счетам российских резидентов в зарубежных банках
ФНС России за последние годы заметно повысила свою информированность при доказывании схем уклонения от уплаты налогов с помощью офшоров, отметил начальник отдела Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Владимир Голишевский на прошедшей конференции «Налоговые итоги года», организованной The Moscow Times. Еще в 2010 году у отечественных налоговиков не происходило обмена финансовой информацией со Швейцарией, Люксембургом и многими другими офшорными юрисдикциями. Вместе с тем, в настоящее время 106 государств, в том числе заморские территории Великобритании, Панама и другие страны с минимальным уровнем налоговой нагрузки, присылают сведения в налоговое ведомство России о счетах российских резидентов. Это стало возможным, благодаря подписанию в 2011 году Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Кроме того, в мае 2016 года российское налоговое ведомство подписало многостороннее соглашение по обмену налоговыми органами информацией о банковских счетах и финансовой документации в рамках так называемого стандарта CRS (Common Reporting Standard). Стандарт предусматривает, что налоговые органы – участники соглашения будет создавать и предоставлять друг другу в автоматическом режиме страновые отчеты о деятельности международных групп компаний в своей стране. Уточним, что имеются в виду сведениях о зарубежных банковских счетах и вкладах российских налоговых резидентов, их ценных бумагах, иных финансовых инструментах с указанием имен, адресов владельцев счетов, ИНН, номеров счетов, балансов, сумм процентов по вкладу и т. д. Данное соглашение должно заработать в полной мере с 2018 года, хотя в 2016-2017 году уже порядка 50 стран обмениваются соответствующей информацией.
Для введения стандарта CRS Минфин России разработал законопроект, согласно которому ФНС России будет создавать сама и получать отчеты из других стран с информацией о глобальных корпорациях. В документах планируется представлять их основные финансовые показатели, что позволит налоговым органам создавать карту деятельности глобальных корпораций, а также устанавливать регионы получения основного дохода и выплаты налогов. «Для нас данная информация является предметом исследования, поводом внимательно посмотреть на деятельность компании и задать вопросы», – рассказал Владимир Голишевский.
Данные правила будут распространяться на российские группы компании с совокупной выручкой не менее 50 млрд руб. в год, а также на иностранные компании, работающие в российской юрисдикции.
При этом общим правилом для всех является то, что отчетность сдается по месту регистрации материнских компаний групп. К примеру, если штаб-квартира глобальной корпорации находится в России, то отчетность сдается в России. В другой юрисдикции она будет сдаваться только в том случае, если Россия не будет обмениваться с ней информацией. В то же время, если компания не хочет сдавать отчетность в России, то она вправе создать уполномоченную компанию в другой юрисдикции, которая в большей степени подходит для сдачи отчетности. Этот принцип называется «суррогатная мама».
Владимир Голишевский заметил, что российские компании, работающие в Европе и Китае, уже сейчас предоставляют свою финансовую отчетность в налоговые органы этих стран. «По результатам проверки налоговики имеют право принять свои санкции», – пояснил он. В то же время, российским законопроектом предусмотрено освобождение от санкций во время проведения двух первых отчетных компаний. «К тому же в российской юрисдикции применяются самые мягкие штрафы – 50 и 100 тыс. руб. Нигде больше таких штрафов вы не увидите. В Нидерландах, к примеру, предусмотрена уголовная ответственность. По сравнению с этим, наше законодательство самое либеральное среди всех участников соглашения по межстрановой отчетности», – уточнил он.
Представитель ФНС России также добавил, что по поводу либеральности российского законодательства даже есть вопросы у других участников соглашения. Дело в том, что если у налогового органа возникают сомнения в корректности и полноте предоставленных глобальной компанией данных, то он имеет право провести консультации с ней. В любом случае, налоговики должны предпринять меры, чтобы обеспечить полноту данных. Если же такие меры (в том числе путем установления ответственности) не принимаются, то другие страны могут отозвать подпись под соглашением в части обмена данными со страной, не выполняющей обязательства. «Для российских компаний это обернется тем, что они будут сдавать отчетность в других странах и к ним могут быть применены более жесткие санкции. Других вариантов нет», – резюмировал чиновник.
19 декабря 2016 г.
САД против ведения аудиторскими организациями другой предпринимательской деятельности
Минфин опубликовал информационное сообщение о заседании совета по аудиторской деятельности, которое состоялось 12 и 15 декабря 2016 года.
Совет отметил, что аудиторская профессия в основной части проявила ответственность в части увеличения минимальной численности членов СРО. Более 90% аудиторских организаций и 60% аудиторов уже определились с выбором СРО. В результате в настоящее время Российский Союз аудиторов и Ассоциация «Содружество» подтвердили статус саморегулируемых организаций аудиторов.
Совет обсудил комплекс вопросов, связанных с переходом с 1 января 2017 года к применению МСА. Будет созвана межведомственная рабочая группа, которая обобщит опыт работы по МСА. Одобрен ряд примерных форм аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам аудита, проведенного по МСА. Рабочему органу САД поручено продолжить подготовку таких примерных форм.
Деятельность АНО «Единая аттестационная комиссия» в 2016 году признана удовлетворительной. Совет поддержал предложение по внесению изменения в положение о порядке проведения квалификационного экзамена, предусматривающее возможность в ряде случаев продления срока действия результатов компьютерного тестирования.
Также совет поддержал предложения по совершенствованию системы надзора и контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов (не раскрывается, какие именно).
По предложению своего рабочего органа совет одобрил:
- временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
- единые подходы к определению существенных устранимых нарушений и существенных неустранимых нарушений;
- нестоимостные критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядок их оценки;
- разъяснения требования закона «Об аудиторской деятельности» о недопустимости для аудиторской организации ведения какой-либо предпринимательской деятельности, кроме оказания аудиторских и прочих связанных с ними услуг, а также об обеспечении независимости аудиторской организации при оказании общественно-значимому клиенту нескольких услуг.
Следующее заседание совета состоится в марте 2017 года.
16 декабря 2016 г.
Как отражать в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ доходы, начисленные в декабре, выплаченные в январе
В письме от 5 декабря 2016 г. № БС-4-11/23138@ ФНС рассмотрела пару примеров заполнения расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ.
Если зарплата за декабрь 2015 года, начисленная в декабре 2015 года, выплачена работникам в январе 2016 года, то данная операция в расчете 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года отражается по строке 070 «Сумма удержанного налога» раздела 1, а также по строкам 100 – 140 раздела 2 («Дата фактического получения дохода», «Сумма фактически полученного дохода», «Дата удержания налога», «Сумма удержанного налога», «Срок перечисления налога»).
Если акт сдачи-приемки работ (услуг) по договору гражданско-правового характера подписан в декабре 2015 года, а вознаграждение физическому лицу за оказание услуг по данному договору выплачено в январе 2016 года, то данная операция отражается в разделах 1 и 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года.
В разделе 3 справки 2-НДФЛ указываются сведения о доходах, начисленных и фактически полученных физлицом в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды, по месяцам налогового периода и соответствующих вычетов. Поскольку доход в виде вознаграждения физлицу за оказание услуг по договору гражданско-правового характера с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 223 НК фактически полученным считается в январе 2016 года, то данный доход подлежит отражению в справке 2-НДФЛ за 2016 год.
15 декабря 2016 г.
Что значит признание выручки для аудиторских комиссий?
Американский Центр качества аудита (CAQ) в составе AICPA представил публикацию «Preparing for the New Revenue Recognition Standard: A Tool for Audit Committees» (или «Готовимся к новому стандарту по признанию выручки: инструмент для аудиторских комиссий»).
Сама эта публикация – также своеобразный инструмент для аудиторских комиссий в компаниях, который поможет им оценить внедрение нового стандарта. Содержание разбито по четырем основным секциям:
- Освоение нового стандарта по признанию выручки – что это такое?
- Оценка результатов анализа будущего влияния стандарта, проведенного самой компанией. Иначе говоря, как сильно поменяется подход к признанию выручки?
- Оценка плана компании по внедрению нового стандарта – как нам готовиться?
- Прочие связанные с внедрением вопросы – о чем подумать еще?
В дополнение к этому небольшому, но важному списку ключевых вопросов эксперты CAQ приводят список источников информации по теме признания выручки.
Также напомним, что совсем недавно CAQ представил публикацию по теме финансовых показателей, которые прямо не оговариваются учетными стандартами.
15 декабря 2016 г.
Как теперь получать вычеты НДС в случае экспорта несырьевых товаров
В письме от 23 ноября 2016 г. № 03-07-08/69129 Минфин рассказал о вычетах НДС при приобретении (ввозе) после 1 июля 2016 года товаров, реализуемых на экспорт.
Ведомство напомнило о принятии закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ об упрощении вычетов по НДС, связанных с экспортом несырьевых товаров.
При экспортных операциях теперь применяется общий порядок возмещения и предъявления НДС к вычету. Нововведение распространяется только на операции по реализации на экспорт товаров, не являющихся сырьевыми, включенными в отдельный перечень. К сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгметаллы, недрагоценные металлы и изделия из них.
Однако до настоящего времени не принято постановление правительства «Об утверждении Перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».
Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ после 1 июля 2016 года, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК (в частности, на основании счетов-фактур, после принятия на учет и при наличии первички), в случае использования таких товаров (работ, услуг) при реализации на экспорт несырьевых товаров.
При экспорте сырьевых товаров, поименованных в абзаце третьем пункта 10 статьи 165 НК, вычеты НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) производятся на момент определения налоговой базы в порядке, действовавшем до 1 июля 2016 года.
14 декабря 2016 г.
Региональный перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, можно обжаловать в суде
Речь идет о перечне отдельных административно-деловых комплексов, торговых центров и других объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Такие перечни утверждают регионы самостоятельно на каждый год (ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса).
Минфин России признал, что эти перечни являются нормативными правовыми актами. Такой вывод министерство сделало на основании того, что указанные перечни объектов обладают следующими свойствами:
- определяют состав объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, являющегося обязательным элементом налогообложения;
- утверждаются уполномоченным органом в установленном законом порядке;
- обязательны для неопределенного круга лиц;
- рассчитаны на неоднократное применение.
На практике это означает, что перечень объектов, действующий в конкретном субъекте РФ, можно оспорить в суде по правилам обжалования нормативных актов (гл. 21 КАС РФ). Этот способ имеет ряд преимуществ – например, суд может приостановить на время разбирательства действие перечня в качестве меры предварительной защиты (ст. 211 КАС РФ). Кроме того, для обжалования перечня могут объединиться сразу несколько организаций (ст. 212 КАС РФ). А непосредственно к рассмотрению дела обязательно привлекается прокурор (ч. 4 ст. 213 КАС РФ).
Напомним, для предпринимателей, которые столкнулись с требованием исчислить налог на имущество организаций, есть еще один способ защиты своих прав. Они могут в индивидуальном порядке обратиться в орган, утвердивший перечень, и потребовать исключения из него конкретного объекта. Так, за 2015 год из столичного перечня было исключено 200 объектов, из них 125 – по результатам рассмотрения обращений собственников.
14 декабря 2016 г.
При продаже имущества, используемого в бизнесе, по НДФЛ нет ни вычета, ни учета расходов
В письме от 11.11.16 № 03-04-05/66376 Минфин напомнил, что имущественный вычет при продаже физлицом недвижимости или транспортных средств не касается доходов, полученных от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.
Поэтому физлицо не вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов, полученных от продажи недвижимости или транспорта, которые использовались в предпринимательской деятельности, на сумму расходов, связанных с приобретением этого имущества, учитывая, что указанный налогоплательщик не имеет права на получение имущественного вычета.
Неприменение указанного вычета не является нарушением принципа равенства налогообложения, поскольку указанное имущество использовалось для извлечения доходов от занятия предпринимательской деятельностью, и налогоплательщику было предоставлено право на списание затрат по его приобретению в виде амортизационных отчислений, которые уменьшали налоговую базу по НДФЛ в составе профессионального налогового вычета.
Согласно правовой позиции КС, изложенной в постановлении от 13.03.2008 № 5-П, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты НДФЛ, исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.
Учитывая, что имущественные вычеты не применяются в отношении доходов, полученных от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности, в данном случае «чистым доходом» будет являться доход, не уменьшенный на указанный вычет.
14 декабря 2016 г.
ФНС России утвердила план работы на 2017 год
Об этом сообщается на официальном сайте службы. План деятельности ФНС России на 2017 год объединяет в себе несколько приоритетных направлений работы ведомства.
Так, налоговики намерены продолжить работу по разработке и утверждению электронных форматов первичных учетных и других документов. В планах службы и развитие риск-ориентированного подхода к проведению налоговых проверок. Для этого предполагается стимулировать налогоплательщиков к добровольному погашению задолженности (какими именно методами, не уточняется).
ФНС России планирует также усилить контроль за маркировкой сигарет и прочих табачных изделий, которые являются подакцизными товарами. Кроме того, в 2017 году будет реализован эксперимент по маркировке контрольными знаками некоторых лекарственных средств. Это позволит в том числе проследить движение медикаментов на всех стадиях реализации. Будет продолжена и работа по маркировке меховых изделий. Благодаря этому можно проконтролировать движение верхней одежды из меха с момента производства или ввоза на территорию ЕАЭС и до момента реализации покупателю.
В следующем году налоговая служба начнет готовиться к созданию и функционированию системы tax free. Напомним, она подразумевает, что иностранцы, купившие товары в России, смогут вернуть часть затрат в виде НДС. Предполагается, что система tax free в режиме пилотного проекта будет запущена в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани и других крупных городах.
В течение года предполагается и составить перечень неналоговых платежей. Установить временный мораторий на введение или увеличение таких платежей для предпринимателей еще в марте 2015 года поручил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. А в начале ноября текущего года правительство утвердило дорожную карту по систематизации неналоговых платежей.
ФНС России планирует также взаимодействовать с арбитражными судами и с ВС РФ и сопровождать практикообразующие споры. Определенные шаги в этом направлении были сделаны уже в текущем году. К примеру, если суд вынес решение не в пользу инспекции, отказаться от его обжалования юридический отдел сможет только с разрешения руководителя налогового органа. А дела, сумма требования по которым превышает 300 млн руб., предписано контролировать руководителям управлений ФНС России по субъектам РФ.
14 декабря 2016 г.
Американский Центр качества аудита представил новую публикацию по «нестандартным» показателям
В случае правильного их представления не оговоренные стандартами финансовые показатели все равно могут дать полезную информацию о компании – считает Центр качества аудита (CAQ), относящийся к Американскому Институту сертифицированных публичных бухгалтеров (AICPA), о чем пишет в новой публикации «Non-GAAP Financial Measures: Continuing the Conversation». Однако, чтобы повысить полезность этой информации для инвесторов и других пользователей отчетности, необходимо обеспечить строгое информирование об использовании этих мер, их расчете и представлении на протяжении всей цепочки финансовой отчетности.
В новой публикации эксперты изучают возможности: использования «нестандартных» мер для представления информации, предлагают идеи по их определению, возможные способы регулирования, обсуждают сегодняшнюю роль аудиторов. Да, аудиторы не проверяют не оговоренных стандартам финансовых мер, однако в документе говорится, что аудиторские комиссии в компаниях и менеджмент потенциально могут привлекать внешних проверяющих для оценки качества дополнительных показателей.
«Аудиторская профессия в общественном корпоративном секторе находится в уникальной позиции для налаживания диалога о финансовых мерах «non-GAAP» и о том, что может быть сделано для повышения общественного доверия к ним» – говорит исполнительный директор CAQ Синди Форнелли (Cindy Fornelli). – «С его акцентом на перспективах различных заинтересованных в финансовой отчетности сторон новый источник информации способен простимулировать этот диалог».
В публикации содержатся вопросы к каждой ключевой группе стейкхолдеров – менеджерам, инвестиционным аналитикам, аудиторским комиссиям и так далее - над которыми их представителям стоит задуматься в ходе подготовки, представления или уже использования «нестандартных» мер.
В заключение стоит также отметить, что в значительной мере данная работа основана на другой полезной публикации по той же самой теме этого года, также от Центра качества аудита – «Вопросы о «нестандартных» мерах: инструмент для аудиторских комиссий» – и тоже доступной для скачивания бесплатно. Видимо, поэтому в названии сегодняшнего документа добавлена приписка «Продолжаем разговор».
13 декабря 2016 г.
Платежи по взносам с 1 января должны направляться на реквизиты налоговых органов
В письме от 5 декабря 2016 г. № ЗН-4-1/23090@ ФНС напомнила, что, начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Налоговые органы будут администрировать как платежи по взносам за период до 01.01.2017, установленным законом 212-ФЗ, так и взносы, установленные НК.
В целях своевременного поступления в бюджетную систему денежных средств, перечисляемых плательщиками в счет уплаты взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, налоговым органам дано поручение о проведении разъяснительной работы с плательщиками по порядку заполнения платежных поручений.
Особое внимание обращено на заполнение следующих реквизитов:
- в полях «ИНН» и «КПП» получателя средств – указывается значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, администрирующего платеж;
- в поле «Получатель» – указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, администрирующего платеж;
- в поле код бюджетной классификации – указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов, должен принимать значение «182» – ФНС.
Ранее ФНС уже говорила об этом, добавляя, что банки не должны будут принимать платежки по взносам без «налоговых» реквизитов.
В целях недопущения роста невыясненных платежей ФНС просит ПФ и ФСС провести работу с плательщиками по правильному заполнению платежных поручений на перечисление взносов в части указания начиная с 1 января 2017 года реквизитов налоговых органов. ПФ уже выполнил эту просьбу.
13 декабря 2016 г.
МРОТ со второго полугодия 2017 года окончательно установлен на уровне 7800 рублей
Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед правительственный законопроект № 15469-7 о внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
С 1 июля 2017 года МРОТ составит 7800 рублей в месяц. Напомним, что с 1 июля текущего года был установлен МРОТ в размере 7500 рублей в месяц. Таким образом, со следующего лета МРОТ возрастет на 4% или на 300 рублей.
Напомним, что при этом депутаты были не очень довольны будущим уровнем МРОТ, намекая правительству на необходимость больше приблизить МРОТ к прожиточному минимуму, однако, как видим, закон пропустили через все чтения без изменений.
13 декабря 2016 г.
Электронная выписка из реестра иностранных компаний в России, возможно, будет выдаваться бесплатно в течение одного рабочего дня
Правительство РФ подготовило проект закона, согласно которому заинтересованные лица смогут получить сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц (РАФП), в форме электронного документа бесплатно. При этом срок выдачи данного документа составит не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса. Сведения будут представляться в виде выписки или справки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью ФНС России. Соответствующие изменения предлагается внести в п. 11 ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Напомним, что в настоящее время срок предоставления выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки составляет 200 руб. (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1491). Форма документов определяется ФНС России.
Отметим, что налоговики в августе текущего года запустили на официальном сайте электронный сервис «Реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц (РАФП)». Бесплатно на нем можно получить информацию по 18 параметрам иностранных компаний, например, ИНН, КПП, адрес, госномер записи об аккредитации. Всего новый реестр ФНС России содержит 29 параметров, характеризующих иностранные компании.
Если заинтересованное лицо, к примеру, хочет получить информацию о контактных данных иностранного представительства и его банковских реквизитах, необходимо запросить выписку или справку. Обращение можно направить либо на бумажном носителе, либо через сайт ФНС России или Единый портал госуслуг с приложением квитанции об оплате.
13 декабря 2016 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.