ЦБ разъяснил некредитным финансовым организациям, как применять положение 492-П

ЦБ выпустил ряд разъяснений по вопросам, связанным с применением положения Банка России от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях».

Даны рекомендации, в частности, на следующие темы:

  • бухучет средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено (периодичность проведения их оценки в течение отчетного года устанавливается в учетной политике; первоначальной стоимостью является предполагаемая цена, по которой эти предметы могут быть проданы, за вычетом затрат, необходимых для их продажи);
  • учет инвестиционного имущества (о переносе остатков в зависимости от способа учета доходных вложений в материальные ценности, об учете объектов недвижимости, приобретенных за счет средств пенсионных резервов);
  • бухучет имущества, полученного в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности, в том числе если имущество (кроме объектов недвижимости) по решению руководства реализуется;
  • бухучет запасов, в том числе об отражении входящих остатков на 01.01.2017 при переходе на новый план счетов;
  • бухучет долгосрочных активов, предназначенных для продажи.

24 апреля 2017 г.

Законопроект о порядке и сроках проверок аудиторских организаций прошел третье чтение

Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект № 1132191-6 о внесении изменений в статью 1 федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В закон о защите прав ИП и юрлиц при госконтроле вносится поправка о том, что по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций (проводимому уполномоченным органом) особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами.

Из части 7 статьи 10 закона об аудиторской деятельности исключается положение о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации уполномоченным органом, перечень типовых вопросов программы проверки, порядок оформления ее результатов устанавливаются данным органом.

Пунктом 8 статьи 10 будет установлено, что плановая внешняя проверка со стороны СРО проводится в отношении аудиторской организации, аудирующей ОЗХС, не чаще раза в год и не реже раза в три года (пункт 9, устанавливающий это сейчас, упраздняется). Иным организациям и индивидуальным аудиторам проверки СРО грозят не чаще раза в год и не реже раза в 5 лет.

Положения о проверках аудиторских организаций, проводящих аудит ОЗХС, уполномоченным органом выносятся в отдельную статью 10.1. Аудиторские организации должны будут однократно уведомлять госорган о начале аудита ОЗХС. Это надо будет делать в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора на проведение обязательного аудита в текущем году. Те, кто заключит договоры до вступления поправок в силу, должны будут направить такое уведомление в течение 20 рабочих дней с того момента, как госорган утвердит форму уведомления.

Устанавливается, что плановые внешние проверки со стороны госоргана проводятся не чаще одного раза в три года (сейчас – не чаще одного раза в два года).

Основание для проведения внеплановой проверки со стороны госоргана, установленное сейчас частью 10 статьи 10 (жалоба), переносится в новую статью 10.1 и дополняется еще одним основанием – истечение срока устранения выявленных ранее нарушений.

Проверка со стороны госоргана будет длиться не более 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства – не более 20 рабочих дней. В некоторых случаях (поступление новой информации или необходимость длительных расследований) эти сроки смогут продлеваться на 20 рабочих дней.

Ко второму чтению внесен ряд поправок технического свойства – в частности, законопроект лучше структурирован. Кроме того, теперь оговаривается, что представители СРО подлежат ротации в составе совета по аудиторской деятельности один раз в три года (сейчас установлено – раз в год).

Также ко второму чтению внесена поправка, отменяющая подпункт «б» пункта 21 статьи 3 федерального закона от 1 декабря 2014 года № 403-ФЗ, которым было установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории РФ.

21 апреля 2017 г.


Суды сняли штраф за ошибку в СЗВ-М, которую фирма нашла раньше, чем ПФ, но после срока

Компания представила в ПФ форму СЗВ-М за май 2016 года в установленный срок, затем, обнаружив в ней ошибку, направила дополняющую форму. По результатам проверки фонд указал, что страхователь направил неверные сведения за май 2016 года по форме СЗВ-М, а дополнительная форма представлена за пределами установленного срока. В результате компания была привлечена к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 закона 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1,5 тысяч рублей – за представление неполных и недостоверных сведений. По мнению фонда, направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М позднее установленного срока свидетельствует о представлении неполных и некорректных сведений о застрахованных лицах.

Суды трех инстанций (дело № А16-1601/2016) отменили решение фонда, указав, что страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях за май 2016 года и исправил ее до момента обнаружения ее фондом. Согласно статьи 15 указанного закона страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. При этом исходная форма СЗВ-М направлена страхователем с соблюдением срока.

О возможности неприменения штрафа в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения фондом указано в пункте 39 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н, отметил суд (постановление кассации Ф03-924/2017 от 10.04.2017).

20 апреля 2017 г.


Минфин учел позицию ВС, отменив устаревшие нормы положения по ведению бухучета

На днях зарегистрирован в Минюсте и официально опубликован приказ Минфина от 29.03.2017 № 47н, которым признаны утратившими силу отдельные нормы Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом от 29 июля 1998 г. № 34н.

Необходимость поправок вызвана тем, что решением от 08.07.2016 № АКПИ16-443 ВС признал недействующими с 1 января 2013 года некоторые нормы данного приказа, а апелляционным определением от 4 октября 2016 г. № АПЛ16-399 оставил решение в силе.

В частности, отменяются подпункты «а», «б» пункта 4, абзац первый пункта 12, абзац первый и второй пункта 13 положения.

Напомним, в подпункте «а» пункта 4 дано определение бухучета, которое опирается на старый (от 1996 года) закон о бухучете и не соответствует определению, данному в новом законе о бухучете № 402-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года. Подпункт «б» пункта 4 не соответствует статье 5 нового закона, в которой перечислены объекты бухучета экономического субъекта, каковыми являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии с абзацем первым пункта 12 все хозоперации, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Абзац первый пункта 12 не соответствует пункту 8 статьи 3 закона № 402-ФЗ, который раскрывает содержание понятия такого объекта бухучета, как факт хозяйственной жизни.

В силу абзаца первого пункта 13 оспариваемого положения первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Абзацем вторым пункта 13 установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм, а если их форма не предусмотрена в этих альбомах - должны быть обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого данного пункта.

Абзацы первый и второй пункта 13 положения не соответствуют части 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ, которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, и части 4 данной статьи, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.

В частности, перечень обязательных реквизитов теперь не содержит код формы, «содержание хозяйственной операции» заменено на «содержание факта хозяйственной жизни», «личные подписи и их расшифровки» заменены на подписи с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации подписавших документ лиц. Имеются и другие отличия.

19 апреля 2017 г.


Казначейство будет проверять аудиторские организации по перечню типовых вопросов

На общественное обсуждение вынесен проект административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных законом «Об аудиторской деятельности».

В пояснительной записке Минфин напомнил, что Федеральное казначейство является органом, несущим правоприменительную функцию по ВККР аудиторских организаций.

Проектом приказа предполагается, среди прочего, установить права и обязанности должностных лиц ФК (его территориального органа) при проведении государственного контроля, а также лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю; требования к порядку исполнения государственной функции; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения; порядок и формы контроля за исполнением госфункции; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФК (территориальных органов) и их должностных лиц.

В приложениях к регламенту приведены: перечень территориальных органов, уполномоченных на ВККР аудиторских организаций; блок-схема исполнения госфункции; перечень типовых вопросов программы проверки качества работы аудиторской организации. Всего содержится 41 типовой вопрос, включая соблюдение требований антиотмывочного и антикоррупционного законодательства.

Срок исполнения госфункции согласно проекту будет составлять не более 183 рабочих дней. Будут проводиться документарные и выездные плановые, а также документарные и выездные внеплановые внешние проверки. Плановые проверки будут назначаться не чаще одного раза в три года. Уведомлять проверяемую аудиторскую организацию о проведении проверки будут не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, а в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа.

18 апреля 2017 г.


Центробанк определит стоимость входного билета для аудиторов

Центробанк готовит аудиторскому рынку более глобальную реформу, чем предполагалось ранее, уверены три участника совещания аудиторов с ЦБ. В пятницу руководство Центробанка обсуждало с аудиторскими компаниями, отраслевыми СРО, а также федеральными чиновниками вопросы передачи мегарегулятору полномочий по надзору и регулированию аудита, а также грядущему изменению законодательства.

Отдельные реплики первого зампреда ЦБ Сергея Швецова, а также вопросы, которые присутствующим задавала руководитель департамента корпоративных отношений Елена Курицына, дают представление о переменах, уверяют собеседники «Ведомостей».

Первые предложения ЦБ по регулированию аудита, направленные в Минфин в начале года, в основном касались ужесточения ответственности за выданные заключения. Но теперь ЦБ готов бороться с демпингом, повышать эффективность механизмов СРО и контроля, говорят участники встречи. Из пятничного сообщения ЦБ о встрече следует, что регулятор обсуждает с рынком уточнение критериев обязательного аудита, повышение требований к входному билету на рынок аудиторских услуг, усиление ответственности аудиторов и более плотное взаимодействие с надзорными органами. При этом ЦБ готов усилить роль СРО «в очищении и оздоровлении аудиторского рынка».

Центробанк критически оценивает деятельность СРО и готов перестроить их работу, отказ от саморегулирования в пользу выдачи аудиторам лицензий (такие слухи появились после первой встречи аудиторов с рынком. – «Ведомости») не обсуждается, говорят два участника встречи. Аудиторские СРО устанавливают правила этики и стандарты отрасли, обязаны проверять их исполнение. Один из участников встречи отметил, что ЦБ готов расширить их полномочия, если их работа будет эффективной. ЦБ размышляет, нужна ли на рынке отдельная банковско-финансовая СРО, возможно, что СРО на рынке останется всего одна (сейчас их две – РСА и ААС), говорит другой участник встречи.

Качественному аудиту мешает проблема демпинга, уверены два собеседника «Ведомостей»: выигрывает самое дешевое предложение, тарифы не позволяют качественно провести аудит. Об этом участники встречи предметно спорили с Росимуществом: представители ведомства, ответственного за организацию госзакупок, говорили, что аудиторы подают заявки ненадлежащего качества, аудиторы отвечали, что система госзакупок является несовершенной и мотивирует к демпингу. Как рассказал один из участников встречи, Швецов говорил о необходимости создания условий, при которых аудиторам было бы выгоднее работать добросовестно.

«Мы ожидаем перераспределения обязанностей СРО и регулятора, в конце встречи Сергей Швецов сказал, что саморегулирование на рынке нужно развивать», – говорит гендиректор СРО ААС Ольга Носова. Она отметила, что для проработки законодательства Центробанком будет создано несколько рабочих групп.

Кроме того, разбираться с аудиторским рынком ЦБ придется быстрее, чем предполагалось ранее, рассказывает один из участников встречи, функции казначейства по надзору и Минфина по регулированию должны перейти к ЦБ уже к 1 января 2018 г. (раньше предполагалось, что процесс займет весь 2018 год). В пресс-службе ЦБ комментировать сроки не стали, с представителем Минфина связаться не удалось.

Большую дискуссию, по словам участников встречи, вызвал вопрос ответственности за выданные заключения. Аудиторы настаивали, что заключение готовится в течение трех месяцев, исходя из данных, предоставленных банком на 31 декабря, и предъявлять претензии из-за отозванной через полгода лицензии необоснованно. По словам участников, ЦБ и аудиторы сошлись во мнении, что проверка проводится на основе метода выборки и автоматически предъявлять аудитору претензии при отзыве лицензии у банка неоправданно.

17 апреля 2017 г.


Утверждены новые формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу

ФНС России приняла ведомственный акт, которым утверждены форма и формат представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на имущество организаций, налогового расчета по авансовому платежу по данному налогу, а также порядок их заполнения (приказ ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@).

Корректировка данных форм связана с изменениями законодательства в области регулирования налога на имущество организаций. Так, в новой форме декларации произошли изменения в Разделе 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость». В частности, в данном разделе появились новые строки: «Доля в праве общей собственности», «Доля в соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».

В свою очередь в налоговом расчете был добавлен раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости».

Кроме того, организации, на балансе которых учитываются железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, получили возможность применять коэффициент Кжд при исчислении налога, начиная с налогового периода 2017 года (Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Приказ начнет применяться с представления декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год.

Новые формы в скором времени будут размещены на нашем сайте в разделе «Бланки, Формы, Образцы документов».

Напомним, что организации, имеющие налогооблагаемое имущество, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. А налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 386 Налогового кодекса).

При этом налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для организаций, которые исчисляют налог по среднегодовой стоимости – первый, второй и третий квартал календарного года. В то же время законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 379 НК РФ).

14 апреля 2017 г.


СМИ: принятие решений по налоговому маневру «22/22» приостановлено на год

«Ведомости» со ссылкой на четырех чиновников сообщили о том, что в течение года не будет приниматься решений в отношении налогового маневра – повышения НДС до 22% со снижением страховых взносов до 22%. По информации издания, решение принято в среду на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева.

В этом году по маневру не будут приниматься никакие законопроекты. Хотя с повестки дня он не снят, и обсуждение продолжается: есть поручение президента в 2017 году обсудить налоговые предложения, а в 2018 году их принять. На совещании в целом согласились, что маневр нужно реализовывать, но конкретных поручений нет. Следующий этап – обсуждение полного пакета налоговых новаций, вступление которых в силу не исключается с начала 2019 года.

Эту реформу обсуждать рано, считают чиновники. К тому же, мало кто из них готов взять на себя такую ответственность. Вопрос даже неформально не обсуждался у президента, говорит чиновник, не факт, что он одобрит маневр. В прошлом году президент отклонил идею Минфина снизить ставку взносов до 26% к 2019 году, а НДС – повысить до 20%, напомнило издание.

13 апреля 2017 г.


ВС РФ: за непредставление квартальных деклараций по налогу на прибыль нельзя заблокировать банковский счет

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ признала, что налоговики не могут приостановить операции по счетам организации в банке за непредставление деклараций по налогу на прибыль за I квартал, полугодие и девять месяцев года (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 27 марта 2017 г. № 305-КГ16-16245 по делу № А40-168230/2015).

В рассмотренном деле налоговики приняли решение о приостановлении операций по счетам организации в банке за то, что в 2013 и 2014 годах не были представлены налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль организаций за I квартал, полугодие и девять месяцев по истечении 10 дней после срока, определенного законодательством для представления данной отчетности (ст. 76 Налогового кодекса). Декларации (расчеты) организация представила в налоговый орган позже, но ей было отказано в их приеме. После этого компания обратилась в суд с требованием отменить решение налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам организации в банке. Однако суды в двух инстанциях посчитали позицию налогового органа обоснованной, так как декларации были представлены не по требуемой форме.

В свою защиту компания напомнила о норме, согласно которой налоговый орган не может приостановить операции по счетам организации в банке в связи с непредставлением квартальных (полугодовых) деклараций (расчетов) по налогу на прибыль организаций, так как они по существу представляют собой не налоговые декларации, а расчеты авансовых платежей (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласилась с таким доводом и отменила предыдущие решения судов в части, касающейся санкций, связанных с непредставлением деклараций (расчетов) по налогу на прибыль организаций.

В обоснование было приведено разъяснение ВАС РФ, согласно которому между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода, есть значительные отличия. В связи с чем следует разграничивать два самостоятельных документа – налоговую декларацию, представляемую по итогам налогового периода, и расчет авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. При этом судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций является только документ, подлежащий представлению налогоплательщиком по истечении налогового периода. Соответственно, квартальные (полугодовые) расчеты по налогу на прибыль организаций не входят в перечень документов, приведенный в п. 3 ст. 76 НК РФ, и нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке.

12 апреля 2017 г.


Возможно, размер взносов в ПФР и ФСС России перестанет зависеть от предельной величины базы

Депутат Олег Шеин внес в Госдуму проект закона об отмене использования предельной величины базы при исчислении страховых взносов в ПФР и ФСС России. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 426 Налогового кодекса.

В случае принятия закон вступит в силу в 2018 году.

Напомним, что в настоящее время организации, ИП, а также физлица, не являющиеся ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяют следующие тарифы:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 %;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10 %.

В свою очередь, при исчислении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством тариф составляет 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования (п. 1 ст. 419, ст. 426 НК РФ).

Добавим, что предельную величину базы для начисления страховых взносов устанавливает правительство РФ ежегодно с учетом роста средней зарплаты в РФ (п. 4-6 ст. 421 НК РФ). В текущем году предельная величина базы для взносов в ПФР составляет 876 тыс. руб. В прошлом году она была равна 796 тыс. руб. Для взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы составляет 755 тыс. руб., в прошлом году – 718 тыс. руб.

12 апреля 2017 г.


Приняты документы, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность налоговиков

ФНС России утвердила перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении налоговой службой государственного контроля (приказ ФНС России от 3 апреля 2017 г. № ММВ-7-2/278@).

Перечень включает в себя документы с требованиями, соблюдение которых оценивается при следующих видах контрольных мероприятий ФНС России:

  • лицензионный контроль за деятельностью по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • лицензионный контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • федеральный государственный надзор за проведением лотерей;
  • контроль при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр;
  • контроль при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;
  • налоговый контроль;
  • ·валютный контроль;
  • контроль за применением ККТ, полноты учета выручки денежных средств в организациях и у ИП;
  • контроль за исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.

Как отмечается в документе, данный перечень разработан в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ (п. 30 Перечня мероприятий, подлежащих реализации).

12 апреля 2017 г.


Чиновники говорят о скором введении уголовной ответственности за неуплату взносов

РБК со ссылкой на материалы комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности и слова одного из участников заседания сообщает, что комиссией одобрен законопроект, согласно которому следственные органы будут получать от налоговиков информацию о неуплате взносов в целях возбуждения уголовных дел. На сайте правительства, в том числе среди материалов названной комиссии, информация о законопроекте так и не появилась. Тем не менее, прессе проговорился министр труда Максим Топилин – его ведомство поддерживает введение уголовной ответственности за неуплату взносов.

В конце прошлого года одобренный правкомиссией законопроект выносился на общественное обсуждение.

С 1 января 2017 года действует норма о том, что если в течение двух месяцев не уплачены налог (сбор, страховые взносы), указанные в требовании, составленном на основании решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, и если размер недоимки позволяет предполагать признаки преступления, то налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Поправки, включившие в пункт 3 статьи 32 НК (об обязанностях налоговиков) упоминание взносов, приняты законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, которым ФНС передано администрирование взносов.

Законопроект расширит перечень статей УК, по которым в указанной ситуации может быть возбуждено уголовное дело – добавятся статьи 199.3 и 199.4 УК об уголовной ответственности за неуплату взносов физлицами и организациями. Данных статей пока нет в УК, законопроект об их введении прошел первое чтение в феврале прошлого года, однако дальше в направлении принятия пока не продвинулся.

«Решающее, второе чтение всего пакета планируется в нынешнюю весеннюю сессию работы Думы — до конца июля, говорится в материалах правкомиссии со ссылкой на информацию ответственных комитетов парламента (по законодательству и по труду)», – пишет РБК.

Издание сообщает, что законопроект-сателлит (одобренный комиссией кабмина) был доработан Минюстом. В частности, среди органов, которые будут общаться со следователями, появится также ФСС. Сведения о неплательщиках будут передаваться в следственные органы через два месяца после отсутствия реакции на требование ФСС, пишет РБК. Министерство также предлагает узаконить участие полиции в выездных проверках плательщиков взносов. Сейчас полицию могут приглашать только налоговики.

Напомним, что проектируемая находящимся в Госдуме «основным» законопроектом статья 199.3 УК будет предназначена для страхователей-физлиц, уклоняющихся от уплаты взносов путем занижения базы по ним, заведомо неправильного их исчисления, непредставления расчета или подачи расчета с недостоверными сведениями.

Если недоплата совершается в крупном размере, штраф по УК для физлица-работодателя составит до 200 тысяч рублей или до величины двухлетнего дохода осужденного. Как вариант, ему может грозить до 360 часов исправительных работ. За особо крупный размер неуплаченных взносов штрафы в полтора раза выше, а принудительные работы могут быть назначены на срок до года, вводится также альтернатива в виде лишения свободы на тот же срок. Крупный размер в данном случае от 600 тысяч рублей за три года (если на неуплаченные взносы приходится более 10% взносов, подлежащих уплате) или от 1,8 млн. Особо крупный – свыше 3 млн за тот же срок (при доле неуплаты свыше 20%) или от 9 млн.

Согласно проекту статьи 199.4 УК за то же деяние в отношении взносов с организации виновное лицо получит штраф от 100 до 300 тысяч или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1 до 2 лет. Возможны будут также принудительные работы до года с лишением права на деятельность (должность) на срок до трех лет (или без такового), или лишение свободы до года. Это – за недоимку по взносам в крупном размере, который составит от 2 млн за 3 года (при доле неуплаты свыше 10%) или от 6 млн. То же деяние в особо крупном размере или совершенное группой лиц по сговору грозит штрафом 300-500 тысяч или в размере дохода за 1-3 года, или принудительными работами до 4 лет с возможным лишением права на должность, или камерой на срок до 4 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой. Особо крупный размер – свыше 10 млн за 3 года (при доле неуплаты свыше 20%) или от 30 млн.

12 апреля 2017 г.


Изменены контрольные соотношения показателей декларации по НДС

ФНС России опубликовала новые контрольные соотношения показателей декларации по НДС, которые необходимо использовать при ее представлении за I квартал 2017 года (письмо ФНС России от 6 апреля 2017 г. № СД-4-3/6467@ «О внесении изменений в Контрольные соотношения показателей декларации по НДС»).

Напомним, что контрольные соотношения используются налоговыми органами при проверках деклараций. Для налогоплательщиков они являются инструментом самоконтроля, позволяющим избежать ошибок при представлении отчетности.

Добавим, что изменения контрольных соотношений показателей декларации по НДС связаны с изменением формы декларации по данному налогу, произошедшим в декабре прошлого года (приказ ФНС России от 20 декабря 2016 г. № ММВ-7-3/696@ «О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@»). В связи с этим прежние контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, доведенные до налоговых органов (письмо ФНС России от 23 марта 2015 г. № ГД-4-3/4550@), больше не используются.

Отметим также, что новая форма декларации по НДС должна быть представлена в территориальные органы ФНС России до 25 апреля 2017 года включительно (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса).

11 апреля 2017 г.


Утверждены формы документов для контроля за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ФСС России разработал новые документы для осуществления контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приказ ФСС России от 25 января 2017 г. № 9).

Речь идет о следующих формах документов (всего – 11):

  • решение о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 1);
  • решение о приостановлении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 2);
  • решение о возобновлении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 3);
  • решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (форма 4);
  • справка о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 5) и другие документы.

Напомним, что ФСС России в целях контроля за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения проводит камеральные и выездные проверки. Их целью является контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения. При этом выездные проверки страхователей производятся на основании разрабатываемых территориальными органами ФСС России ежегодных планов выездных проверок (ст. 26.14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

11 апреля 2017 г.


Отменяется письмо о комиссиях по легализации налоговой базы по большей части налогов

В письме от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ ФНС сообщила о частичной отмене своего письма от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов).

Отменяется часть письма, касающаяся организации работы комиссий в отношении НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц, земельного налога, транспортного налога, налога по УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Отмена письма о комиссиях не коснулась НДФЛ. Таким образом, комиссии по НДФЛ будут и далее функционировать по описанным в письме принципам.

Напомним, это было обширное письмо, в котором ФНС разъяснила порядок и основания вызова налогоплательщиков на комиссию, привела конкретные критерии, при соответствии которым было рекомендовано вызвать налогоплательщика на комиссию, рассказала, что налоговики могут предпринять по результатам заседания комиссии.

11 апреля 2017 г.


В текущем году 21 регион перейдет на использование кадастровой стоимости при исчислении налогов на недвижимость

Как отмечается на официальном сайте ФНС России, в 2017 году в 21 субъекте РФ изменится порядок налогообложения недвижимости. Территориальные налоговые органы в них впервые приступят к расчету налога на имущество физлиц за 2016 год исходя из кадастровой стоимости жилых домов, квартир, гаражей, иных зданий, строений, сооружений и помещений.

В перечень регионов, в которых такой порядок налогообложения применяется по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ, вошли: республики Калмыкия, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Чеченская и Чувашская республики, Ставропольский и Камчатский края, Белгородская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Омская, Тульская, Челябинская области и Санкт-Петербург.

Представители ФНС России напомнили, что в первый год применения кадастровой стоимости будет применяться понижающий коэффициент 0,2 (п. 8 ст. 408 Налогового кодекса), а также система не облагаемых налогом вычетов из кадастровой стоимости: для 10 кв. м по каждой комнате, 20 кв. м. – по квартире и 50 кв. м – по жилому дому (п. 3-5 ст. 403 НК РФ).

Кроме того, будут сохранены налоговые льготы для 15 основных категорий налогоплательщиков. В данном случае льгота будет предоставлена только за один объект налогообложения определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности. Например, только за одну из двух имеющихся у налогоплательщика квартир, за одно из нескольких машиномест и за один гараж (ст. 407 НК РФ).

Налоговики также обратили внимание на то, что с переходом на новый порядок к налогообложению будут привлечены собственники объектов, по которым налоги ранее не рассчитывались из-за отсутствия инвентаризационной стоимости. Речь идет о садовых и дачных домах, квартирах, гаражах, объектах незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в «упрощенном» порядке без проведения технической инвентаризации.

Для сравнения, в 2016 году налог на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости рассчитывался в 28 субъектах РФ.

11 апреля 2017 г.


Отсрочки по уплате налогов и взносов предложено давать значимым предприятиям

На общественное обсуждение на днях был вынесен законопроект со множеством поправок в части налогового администрирования. Напомним, мы сообщали, что планируется разрешить ошибаться в указании счета казначейства при перечислении налога, установить возможность блокировки счета плательщика взносов за непредставление расчета, ввести статью о специальных авансовых взносах для физлиц, а также дать налоговикам право самостоятельно зачесть налог при обнаружении ошибки в платежке, оформленной налогоплательщиком.

Среди новаций законопроекта также присутствует расширение оснований для предоставления рассрочек и отсрочек по уплате налогов, взносов.

Согласно общей норме пункта 2 статьи 64 НК отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из перечисленных в указанном пункте оснований.

Дополнить перечень таких оснований планируется такими: выполнение заинтересованным лицом - организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, или предоставление организацией особо важных услуг населению; включение этого лица - организации в перечень стратегических предприятий и организаций, определяемый в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).

11 апреля 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты