Требования главного бухгалтера станут обязательными для всех работников
Госдума приняла очередные поправки к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).
Большинство изменений коснутся организаций госсектора, которые теперь в рамках Закона № 402-ФЗ будут именоваться организациями бюджетной сферы. Стандарты бухучета для организаций госсектора заменят на стандарты бухучета государственных финансов. Для экспертизы таких стандартов создадут отдельный совет.
А вот другое нововведение касается всех сотрудников организаций, так или иначе взаимодействующих с бухгалтерией. Поправками предусматривается обязательность исполнения всеми работниками письменных требований главного бухгалтера (иного лица, на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по его ведению) по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению документов (сведений), необходимых для бухучета. Эта мера напрямую продиктована недавними поправками в КоАП об освобождении главбухов от ответственности за чужие ошибки (Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 113-ФЗ).
22 июля 2019 г.
Предлагается обновить правила предоставления данных бухгалтерской отчетности заинтересованным лицам
Росстат разработал проект нового административного регламента по предоставлению заинтересованным пользователям данных бухотчетности юрлиц, а также аудиторских заключений по ней за 2014-2018 годы. В нем определяется круг заявителей, стандарты, требования, сроки и последовательность действий при оказании соответствующей услуги.
Как сообщается в пояснительной записке к документу, новые правила позволят оптимизировать предоставление госуслуги в части:
- сокращения сроков предоставления информации заявителем;
- обеспечения гарантированного уровня предоставления услуги;
- повышения уровня удовлетворенности заявителей качеством и доступностью гослуслуги;
- предоставления доступной для заявителей информацию о порядке и ходе исполнения госуслуги на каждой стадии;
- обеспечения контроля за исполнением госуслуги.
Прежде всего регламентом предлагается установить, что вместе с бухгалтерской отчетностью можно затребовать и аудиторское заключение по ней. Также законодатель намерен определить максимальный срок предоставления услуги, вне зависимости от того, в электронном виде или по почте направляются документы. Кроме того, определяются и способы направления запроса на предоставление документов – так, он может быть представлен через Единый портал госуслуг, через официальные сайты Росстата (его территориальных органов), в письменном виде по почте или на личном приеме. Срок подготовки ответа на запрос менять не планируется – он составит, как и сейчас, пять дней (п. 45 Административного регламента, утв. приказом Росстата от 20 мая 2013 г. № 183).
22 июля 2019 г.
ВС РФ высказал новый подход к критериям квалификации имущества как движимого или недвижимого для целей налогообложения
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, при решении вопроса о том, является ли имущество (в частности, производственное оборудование) движимым или недвижимым для целей налогообложения налогом на имущество организаций, принципиальным является вопрос, выполняет ли такое имущество какую-либо самостоятельную функцию или оно предназначено только для обслуживания недвижимой вещи (здания, сооружения и т. д.), а не наличие у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12 июля 2019 г. № 307-ЭС19-5241).
Такая позиция сформулирована Экономколлегией ВС РФ при рассмотрении спора между лесозаводом и налоговым органом о доначислении недоимки по налогу на имущество организаций за 2013-2015 г.г. (более 11 млн руб.) в отношении внутрицехового оборудования, а также соответствующих сумм пени и штрафа. Суть данного дела заключалась в следующем: завод, считая данное имущество движимым, воспользовался применительно к нему льготой по налогу на имущество, предусмотренной п. 25 ст. 381 Налогового кодекса. Налоговый же орган настаивал, что спорное оборудование – это недвижимое имущество, в связи с чем льгота в отношении него применена неправомерно.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения гражданского законодательства, определяющие правовой режим сложных и неотделимых вещей, а также на результаты проведенной по делу экспертизы, пришел к выводу, что здание цеха и размещенные в нем объекты – производственное оборудование, транспортеры, система защиты от пожаров и пылевых взрывов – составляют сложный неделимый объект («Цех по производству древесных гранул») и основания для их освобождения от налогообложения отсутствуют, поскольку установленные в здании объекты, должны быть признаны составной частью объекта недвижимости «Цех по производству древесных гранул».
Он исходил из того, что:
- здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком,
- здание и установленное в нем оборудование представляют собой единое целое и предназначены для получения целевого продукта по единому технологическому процессу (производство древесных гранул по одной непрерывной технологической линии) и, соответственно, получения дохода организации,
- изъятие объектов из единого комплекса «Цех по производству древесных гранул» приведет к прекращению или изменению процесса производства древесных гранул.
Суд апелляционной инстанции и суд округа согласились с выводами суда первой инстанции.
Однако ВС РФ занял другую позицию. Он указал следующее:
- по смыслу Конституции РФ в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность: необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить.
- Определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.
- Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01, в соответствии с п. 5 которого рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.
- Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.
- Если иное не вытекает из содержания ПБУ 6/01 и ОКОФ, машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно п. 1 ст. 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве. Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ.
- Необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов, например, от климатических условий места производства, требующих расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации.
В рассматриваемом же деле, как указал ВС РФ, не получили надлежащей оценки со стороны судов, хотя имели значение для проверки законности оспариваемого решения налогового органа, следующие доводы и подтверждающие их доказательства:
- спорные объекты были поставлены заводу в составе линии для производства древесных гранул из отходов деревообработки как движимое имущество и приняты к учету налогоплательщиком в таком качестве после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств;
- при рассмотрении дела завод обращал внимание на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, согласно ОКОФ, действовавшему на момент принятия этих объектов к учету, предназначены не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции, и относятся к такому виду объектов основных средств как машины и оборудование, классификатором прямо не предусмотрено их включение в состав зданий. Кроме того, завод ссылался на письмо БТИ, которое указало, что спорное оборудование не является недвижимым имуществом.
Суды трех инстанций высказали суждение о том, что здание и установленное в нем оборудование образуют «единое целое», поскольку данные предметы имеют общее назначение: здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком, и изъятие смонтированных в здании объектов приведет к прекращению использования как самого здания, так и производства готовой продукции.
Однако, как подчеркнул ВС РФ, сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.
В связи с этим, заключения экспертов по существу сводятся к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.
Однако применение критерия экономической целесообразности в данном случае приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не позволяет обеспечить достижение тех целей дифференциации налогового бремени, из которых исходил законодатель при введении подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, – стимулирование организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.
Таким образом, резюмирует ВС РФ, судебная экспертиза, равно как и представленные налоговым органом и заводом заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке, проведены по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения настоящего спора. Соответственно, такое экспертное заключение не могло быть признано относимым к делу доказательством, поскольку оно не опровергает правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.
В итоге дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует учесть позицию ВС РФ.
22 июля 2019 г.
ВС выпустил второй в этом году обзор судебной практики, включая налоговую
В обзор попали три налоговых спора и один трудовой.
Вышел обзор судебной практики от ВС №2 (2019) от 17 июля. Несмотря на то, что это второй квартальный обзор этого года, в него вошли некоторые налоговые дела, завершившиеся в предыдущем квартале и даже в прошлом году.
Налоговые споры
Например, дело об НДС при ликвидации оборудования. Сама по себе она не приводит к восстановлению НДС, поскольку объект отправляется на тот свет, а не используется в необлагаемой деятельности. На это указал ВС в определении от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567. В рассмотренной ситуации спецтехника уничтожена в результате аварии, и налогоплательщиквынужден был продать 33 тонны металлолома (то есть, произвести необлагаемую НДС операцию). Только с этой реализации и надо восстановить НДС, а не со всей остаточной стоимости, как это пытались сделать налоговики.
Еще один спор из обзора – тот, по итогам которого ВС разрешил вычет по счетам-фактурам, самостоятельно оформленным продавцом при возврате имущества. Учитывая, что покупатель нужные бумаги не выписал, ВС решил, что нельзя отказывать в вычетах лишь по формальным основаниям (301-КГ18-20421 от 14.03.2019).
И, наконец, ВС напомнил, что суды не вправе обнулить штраф из-за смягчающих обстоятельств. На это впервые ВС указал в определении 309-КГ18-14683 от 5.02.2019. Уменьшить могут, но – не до нуля, если факт нарушения доказан.
Трудовой спор
Также в обзор попал один трудовой спор о сроках обращения в суд, при соблюдении которых возможно восстановление на работе. Руководителю организации учредители снизили зарплату, и он отказался работать в изменившихся условиях. Это, видимо, подкосило его здоровье – после увольнения он проходил лечение, как стационарно, так и амбулаторно, и даже получил инвалидность.
При увольнении был допущен ряд нарушений, и в параллель экс-руководитель пытался добиться восстановления на работе через трудинспекцию, но не удачно, и только после этого обратился в суд. Суды поначалу отказали в рассмотрении спора по мотиву пропуска срока, но ВС указал, что при наличии уважительных причин суд может восстановить срок, а перечень уважительных причин не предписан законодательно.
В данном случае в пользу работника сыграла совокупность обстоятельств – состояние здоровья и попытки урегулировать вопрос посредством трудинспекции. Так что ВС предписал судам все же рассмотреть дело по существу (определение 44-КГ18-33). Общая рекомендация судам – принимая решение о непропуске срока, рассматривать уважительные причины именно в их совокупности, а не по отдельности.
22 июля 2019 г.
Предлагается снизить верхний порог ставки по налогу на имущество
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменения в Налоговом кодексе в отношении установления ставок налога на имущество организаций и физлиц. Предполагается, что поправки вступят в силу с 2020 года.
Так, предлагается для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, а также физлиц, владеющих объектами имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, установить максимальный порог ставки на 2020-2022 годы в размере 0,5%.
Напомним, что в настоящее время ставка по налогу на имущество организаций и физлиц устанавливается законами субъектов РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, и не может превышать 2% (ст. 380, ст. 406 НК РФ).
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения помогут оптимизировать налоговую нагрузку для отдельных категорий налогоплательщиков. Ведь несмотря на то, что законодательством разрешается устанавливать разные ставки налогов, в 2019 году только 19 субъектов РФ установили ставку меньше 2%. По мнению законодателя, такая высокая нагрузка может создать предпосылки к прекращению деятельности организаций, включая субъекты малого бизнеса. А значит, вместо эффективного формирования доходной части бюджета, велика вероятность сокращения налогооблагаемой базы и увеличение затрат из средств бюджета на социальную поддержку увеличивающегося числа безработных.
Согласно прилагающейся к законопроекту документации выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ будут компенсироваться дополнительными налоговыми поступлениями, обусловленными ростом числа субъектов налогообложения.
19 июля 2019 г.
Утверждена форма заявления о непризнании налоговым резидентом
ФНС России опубликовала приказ, согласно которому утверждается форма заявления о непризнании налоговым резидентом РФ (приказ ФНС России от 21 июня 2019 г. № ММВ-7-17/318@).
В документе указывается ИНН, фамилия, имя и отчество заявителя при его наличии. Также заполняются поля кода документа, удостоверяющего личность (например, 21 для российского паспорта и 10 для паспорта иностранного государства), и его реквизиты. Еще нужно указать год, в котором физлицо просит не признавать его налоговым резидентом, и наименование страны, налоговым резидентом которой он является. Кроме того, указывается пункт перечня мер ограничительного характера, введенных иностранным государством в отношении физлиц (утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. № 1348).
К заявлению в обязательном порядке прикладывается сертификат налогового резидентства, выдаваемый компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если же получить такой сертификат не представляется возможным по объективным причинам, то обоснование необходимо изложить в произвольной форме и с подтверждающими документами приложить к заявлению.
Подать такое заявление нужно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 207 Налогового кодекса). Налоговая служба, в свою очередь, не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и подтверждающих документов уведомляет физлицо о наличии или отсутствии возможности признавать его налоговым резидентом (п. 4 ст. 207 НК РФ).
Напомним, что непризнание налоговом резидентом в данном случае не зависит от количества дней, проведенных физлицом на территории России. Основание будет являться действие мер ограничительного характера в отношении физлица, введенные иностранным государством (п. 4 ст. 207 НК РФ).
17 июля 2019 г.
Счет незаконно «заморозила» налоговая - иск надо предъявлять ей, а не банку
Минфин напомнил: банк бессилен противостоять решению ИФНС.
Минфин сообщил, что в налоговых целях счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, в том числе, в драгметаллах.
В ряде случаев – за несдачу деклараций и по ряду других оснований – налоговая может заблокировать счет согласно статье 76 НК. Ею не установлено, что это возможно только в отношении счетов, которые открываются для предпринимательской деятельности.
При этом банкам не даны полномочия проверять обоснованность и правомерность таких блокировок. Решение налогового органа о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком.
Так что банки не несут ответственности за убытки, понесенные плательщиками в результате блокировок по решениям налоговых органов. Если решение неправомерно, ответственность возложена на налоговый орган – ему и надо в случае чего предъявлять иск (письмо от 06.06.19 № 03-02-07/1/41805).
Напомним, что суды в этих случаях, как и в случае запоздалой «разморозки» счета, обычно идут навстречу налогоплательщику, взыскивая с ИФНС проценты на «зависшие» суммы.
17 июля 2019 г.
Аудиторам могут запретить хранить за границей документы, полученные в ходе аудиторской проверки, в исключительном порядке
Минфин России разработал законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) в части введения ограничений по хранению документов, полученных в ходе аудиторской проверки.
В настоящее время законодательством установлена обязанность аудиторской организации и индивидуального аудитора обеспечивать хранение документов и их копий, полученных и составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены (подп. 3 п. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ). Также это касается и размещения баз данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и или составленных в ходе оказания аудиторских услуг.
Кроме того, прописано, что вышеуказанные документы и информация должны храниться в России. Однако правила, устанавливающего исключительное хранение на российской территории, в действующем законодательстве нет. Как указывается в пояснениях к законопроекту, Федеральным казначейством были проведены проверки внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в ходе которых выяснилось, что в настоящее время документы и информация, полученная во время оказания аудиторских услуг, в том числе в электронном виде, хранится одновременно как на территории РФ, так и вне ее. Сложившаяся ситуация влечет за собой риски доступа к информации, составляющей аудиторскую тайну, широкого круга лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами.
В связи с этим и был разработан документ, предусматривающий установление требования к аудиторским организациям и частным аудиторам хранить полученную информацию и документы исключительно на территории России.
16 июля 2019 г.
Подготовлен обзор позиций высших судов по налоговым вопросам во II квартале
Всего в обзоре представлено 14 решений по вопросам налогообложения КС РФ и ВС РФ за II квартал текущего года. В Обзоре приведены позиции высших судов как по вопросам налогового администрирования, так и по конкретным налогам (Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2019 года по вопросам налогообложения), так и, например:
- отсутствие в местном законе о ПСН критериев определения объектов (площадей) как обособленных для целей установления размера потенциально возможного к получению годового дохода свидетельствует о пробеле в правовом регулировании. Поэтому при определении количества обособленных объектов (площадей) для целей применения ИП патентной системы налогообложения в связи со сдачей в аренду (наем) помещений на территории области надлежит использовать количество объектов, указанное налогоплательщиком в заявлении на выдачу патента (п. 1 Обзора);
- в главе 25 Налогового кодекса отсутствуют положения, направленные на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов в связи с тем, что местом их размещения выступают транспортные средства (п. 6 Обзора);
- предприниматель, применяющий ЕНВД и не производящий выплат и иных вознаграждений физлицам, может уменьшить сумму налога на сумму фиксированного платежа (по страховым взносам) только за тот налоговый период, в котором данный платеж был произведен (п. 7 Обзора);
- налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность подачи налогоплательщиком уведомления о применении УСН, если ранее им фактически признана обоснованность применения налогоплательщиком этого специального налогового режима (п. 9 Обзора);
- получение гражданином векселя как имущества, не обладающего потребительскими свойствами, не позволяет квалифицировать его как доход в натуральной форме (п. 10 Обзора).
16 июля 2019 г.
Предлагается расширить перечень случаев, когда резидент может проводить операции с наличной иностранной валютой
Правительство РФ опубликовало законопроект, касающийся установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой.
Законопроектом предлагается разрешить юрлицам-резидентам осуществлять расчеты в рублях с физлицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках в части компенсации сумм НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. Напомним, право на такую компенсацию иностранцы получили с 1 января 2018 года (ст. 169.1 Налогового кодекса, Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 341-Ф3).
Также законодатель намерен предоставить возможность юрлицам-резидентам осуществлять операции в иностранной валюте по возмещению расходов физлиц, связанных с заграничными служебными командировками без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Такой же порядок планируется распространить и на погашение неизрасходованных авансов, выданных в связи с такими командировками. Аналогичные положения предусматриваются и для физлиц-резидентов в отношении расходов и возмещения авансов по заграничным командировкам.
Как говорится в пояснительной записке к документу, необходимость разработки таких мер обусловлена приведением норм Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствие с положениями НК РФ. Также нужно усовершенствовать российское валютное законодательство в части регулирования совершенных резидентами валютных операций.
Предполагается, что поправки вступят в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования документа. Сообщается, что такой отложенный срок необходим для внесения соответствующих изменений в нормативные акты Минфина России и Федерального казначейства, а также доработки соответствующего программного обеспечения и проведения иных подготовительных мероприятий. Но такие сроки не касаются поправок в части возмещения расходов иностранным гражданам суммы НДС – законопроектом устанавливается, что они вступят в силу со дня опубликования.
16 июля 2019 г.
ФНС России разъяснила порядок предоставления отчетности по реорганизованной компании
ФНС России выпустила разъяснения в отношении сдачи отчетности по налогу на прибыль, имущественному и земельному налогам, а также уплате страховых взносов и предоставлении отчетности реорганизованными компаниями в форме преобразования (письмо ФНС России от 2 июля 2019 г. № СД-4-3/12868@).
Налоговым законодательством установлено, что при реорганизации фирмы обязанность по уплате налогов и предоставлению соответствующих деклараций исполняется ее правопреемником – вновь возникшим юрлицом (ст. 50 Налогового кодекса). Для реорганизованной компании последним налоговым периодом будет признаваться период с 1 января года, в котором была прекращена деятельность, до дня госрегистрации о реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Так, например, в отношении деклараций по налогу на прибыль, если запись о реорганизации внесена в ЕГРЮЛ 18 августа, то по преобразованной организации должны быть составлены отдельные налоговые декларации за полугодие (с 1 января по 30 июня) и за последний налоговый период (в рассматриваемом случае – с 1 января до 18 августа). Если окончание отчетного периода совпадает с датой окончания последнего налогового периода, то представляется налоговая декларация за последний налоговый период.
Как поясняет налоговая служба, налоговые декларации подаются правопреемником по месту его постановки на учет, если они не были представлены реорганизованной организацией до снятия ее с учета в установленном порядке.
Что же касается сроков подачи деклараций за последний налоговый период и уплате налогов по ним, то налоговым законодательством они не установлены. По мнению ФНС России, сделать это надо будет не позднее установленных сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.
В отношении налога на имущество организаций, декларация по нему за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 383, ст. 386 НК РФ). В отношении земельного налога подать декларацию надо будет не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).
Порядок составления налоговой декларации правопреемниками прописан в соответствующих документах: по налогу на прибыль (п. 2.6. Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572@), по налогу на иущество организаций (п. 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утв. приказом ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@), по земельному налогу (п. 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утв. приказом ФНС России от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@).
Так, согласно вышеуказанным порядкам при представлении в налоговый орган по месту учета правопреемника декларации за последний налоговый период за реорганизованное лицо в верхней части Титульного листа указываются ИНН и КПП правопреемника, в поле «Налогоплательщик» – наименование реорганизованного лица, а поле «ИНН/КПП» реорганизованной организации» заполняется на основании ИНН и КПП, которые были присвоены реорганизованному лицу налоговым органом по месту его нахождения.
Также ФНС России разъяснила и порядок уплаты страховых взносов и представления расчетов по ним в случае реорганизации в форме преобразования.
Несмотря на то, что по общим правилам срок уплаты взносов по итогам каждого месяца наступает в срок не позднее 15 числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ), законодательством предусмотрена также возможность по досрочной уплате взносов (ст. 45 НК РФ). Именно этим порядком рекомендуется воспользоваться реорганизуемым компаниям, уплатив взносы до момента госрегистрации о прекращении деятельности. Расчеты по взносам предоставляются так же как и налоги – за отчетные периоды с 1 января календарного года до дня завершения реорганизации.
Если
же реорганизованная компания не успела выполнить свои обязательства по уплате
взносов и предоставлению расчета, это должен сделать правопреемник не позднее
30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в течение
которого произведена реорганизация.
Порядок заполнения расчета в отношении обязательств реорганизованной компании (п.
2.22 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утв. приказом ФНС
России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@) аналогичен порядку составления
деклараций по налогам:
- в полях «ИНН» и «КПП» указываются реквизиты правопреемника;
- в поле «По месту нахождения (учета) (код)" указывается код 217 (по месту нахождения российской организации);
- в поле «Наименование организации, обособленного подразделения/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица» указывается наименование реорганизованного лица;
- в поле «Форма реорганизации (ликвидация) (код) указывается код «1« (преобразование);
- в поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются, соответственно, реквизиты реорганизованной компании;
- в разделе 1 расчетов указывается код ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация.
15 июля 2019 г.
Не провели инвентаризацию - не повод утаить доход от просроченной кредиторки
Что касается непросроченной кредиторки по ликвидированному контрагенту, доход надо отразить в периоде внесения записи в ЕГРЮЛ.
В ходе выездной проверки организации налоговая обнаружила несколько случаев невключения в доходы кредиторской задолженности, перспектива погашения которой отсутствует. ИФНС недочет исправила, в результате чего доначислен налог на прибыль, пени, штрафы.
Один из контрагентов, который ранее уплатил фирме аванс, ликвидирован. Суды (дело № А12-14902/2018) согласились с налоговиками в том, что, если кредиторка не просрочена, то учесть ее следовало в том периоде, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации.
Два других контрагента-кредитора обанкротились и ликвидированы в 2017 году, а долги перед ними висели аж с 2012 года. Налоговики и суды указали, что доходы следует зафиксировать в 2015 году – когда истек срок исковой давности по этим долгам.
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по проведению инвентаризации в надлежащий срок, неиздание соответствующего приказа – все это не может стать уважительной причиной для неучета кредиторки в доходах в том периоде, когда истек срок давности, согласилась кассация с судами предыдущих инстанций (Ф06-47057/2019).
15 июля 2019 г.
ФНС России разъяснила порядок заполнения декларации по налогу на прибыль при зачете налога, уплаченного за рубежом
Налоговая служба опубликовала письмо с разъяснениями о порядке заполнения декларации по налогу на прибыль, если организация уплатила часть налога в соответствии с требованиями иностранного законодательства (письмо ФНС России от 2 июля 2019 г. № СД-4-3/12869@).
Так, согласно установленным правилам, по строкам 240-260 Листа 02 декларации по налогу на прибыль указывается сумма налога, выплаченная за пределами России, которая засчитывается в уплату налога (п. 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572@). При этом, как поясняет налоговая служба, показатели по строкам 240, 250 и 260 не могут превышать показатели, соответственно, по строкам 180, 190 и 200. Ведь законодательством установлено, что размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации (п. 3 ст. 311 Налогового кодекса).
НК РФ устанавливается приоритет норм международного договора РФ, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами российского налогового законодательства (ст. 7 НК РФ).
ФНС России разъясняет, что некоторыми международными соглашениями предусматривается ограничение сумм вычетов размерами российского налога, исчисленного с дохода, полученного в иностранных государствах, с которыми заключены такие соглашения (например, как в Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан или в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь).
В этом случае суммы зачета определяются отдельно по доходам, полученным из источников в разных иностранных государствах, и для отражения в налоговой декларации суммируются уже после применения указанных выше ограничений.
12 июля 2019 г.
Утверждена форма уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций
ФНС России издала приказ, согласно которому утверждается новая форма уведомления о предоставлении декларации по налогу на имущество организаций, код по КНД 1150090 (приказ ФНС России от 19 июня 2019 г. № ММВ-7-21/311@). Применять данную форму нужно будет уже с 2020 года.
В уведомлении указывается следующая информация:
- код налогового органа, в который она направляется;
- полное наименование организации, а также ее ИНН, КПП и номер контактного телефона;
- код налогового органа на территории субъекта РФ, в который будет предоставляться налоговая декларация;
- налоговый период, в котором применяется предусмотренный порядок;
- сведения о руководителе или представителе организации, подающем данное уведомление.
Форма разработана в соответствии с положениями п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса, которые вступают в силу с 1 января 2020 года (утв. Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ). Согласно им налогоплательщик вправе предоставлять налоговую декларацию в отношении имеющихся у него объектов недвижимости, стоящих на учете в нескольких налоговых органах, в одном регионе РФ в любую из таких инспекций по своему выбору. Норма устанавливается в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.
Для применения упрощенного порядка предоставления декларации необходимо подать соответствующее уведомление. Предоставляется оно ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется вышеуказанный порядок. Обратите внимание, что изменить выбранный налоговый орган в течение года нельзя. Также налоговым законодательством устанавливается запрет на применение такой упрощенной схемы подачи декларации в случае, если законами субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
12 июля 2019 г.
Депутаты приняли в первом чтении масштабные поправки к НК РФ
В правительственном законопроекте много важных изменений, которые повлияют на работу бухгалтеров.
Так, сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ исключительно в электронном виде нужно будет тем, у кого 10 и более работников. Сейчас порог до 25 человек.
Кроме того, есть поправка по налогу на прибыль, по которой переходить с линейного метода начисления амортизации на нелинейный можно будет только один раз в пять лет.
Документ: Проект Федерального закона N 720839-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/720839-7).
12 июля 2019 г.
Минфин России прокомментировал изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
Основная цель изменений в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» – приведение правил раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» (информационное сообщение Минфина России от 9 июля 2019 г. № ИС-учет-19).
Поправки в ПБУ 16/02 обязательны начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год (приказ Минфина России от 5 апреля 2019 г. № 54н). Однако организации вправе принять решение о раннем начале применения новой редакции ПБУ 16/02. Это решение должно быть раскрыто в бухгалтерской отчетности организации за год, в котором впервые будут применены изменения.
Минфин России резюмировал и пояснил основные поправки:
- скорректировано определение информации по прекращаемой деятельности;
- введен новый вид активов – долгосрочные активы к продаже, утверждены правила их оценки и отражения в отчетности;
- уточнена сфера применения положения.
Кроме того, изменен ряд других норм ПБУ 16/02, внесены терминологические уточнения.
11 июля 2019 г.
Представитель Минфина России рассказал об основных направлениях налоговой политики на 2020-2022 года
В конце июня состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации. На нем обсуждались новации бюджетного и налогового законодательства, проблемы финансирования национальных проектов, особенности организации деятельности органов внутреннего финансового контроля, подходы к формированию бюджетной политики и другие. С материалами презентаций можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России в разделе «Материалы семинаров с финансовыми органами субъектов Российской Федерации».
Об основных направлениях налоговой политики рассказал заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Виктор Сашичев. В своем выступлении он рассказал о планируемых изменениях в отношении налога на прибыль, НДФЛ, налога на профессиональный доход (далее – НПД), УСН и ЕСХН, патентной системы и имущественных налогов.
Что касается налога на прибыль, то планируется установить нулевую налоговую ставку для образовательных, медицинских организаций, а также региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек. Кроме того, субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на НИОКР. Также предусматривается введение льготы для застройщиков – они смогут уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность. Планируется ввести и еще ряд изменений в отношении ограничений на перенос убытка и введения порядка восстановления неуплаченных сумм налога для резидентов ТОСЭР.
В отношении НДФЛ нововведений запланировано немного. Так, для участников программ «Земский доктор» и «Земский учитель» единовременные компенсации в размере до 1 млн руб. планируется освободить от налога. Кроме того, не будет облагаться НДФЛ доход от продажи имущества физлица, если он владел им всего три года. В настоящее время такое правило распространяется на имущество, срок владения которым составляет не менее пяти лет (п. 17.1 ст. 217, п. 4 ст. 217.1 Налогового кодекса).
Изменения коснутся и специальных налоговых режимов. Например, в отношении НПД будет расширен перечень граждан, имеющих возможность применять его. Так, планируется включить в эксперимент ряд субъектов РФ, а также граждан стран СНГ, не являющихся членами ЕАЭС. По УСН планируется отменить обязанность предоставлять декларации предпринимателям, использующим ККТ и рассчитывающим налог с доходов. Также будет предусмотрен переходный период для тех налогоплательщиков, которые превысили ограничение на применение УСН в виде максимального уровня доходов или среднесписочной численности работников. В отношении ЕСХН будет разработан порядок зачисления в местные бюджеты сумм налога в зависимости от места осуществления производства продукции, а также ее первичной и последующей переработки.
Также планируется, что в период с 2020 по 2022 года ряд неналоговых платежей будет включен в НК РФ. Так, к федеральным платежам отнесут экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования. В местный бюджет будут поступать отчисления по туристическому сбору.
11 июля 2019 г.
Утверждены новые версии статформ для отчетности об основных фондах
Всех юрлиц, кроме малых, это коснется начиная с отчетности за 2019 год.
Росстат обновил формы статнаблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов (приказ от 04.07.2019 N 382).
С отчета за 2019 год будут применяться новые формы:
- N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» (сдается всеми юрлицами, кроме малых и НКО);
- N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций»;
- N 11 (сделка) «Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду» (сдается всеми юрлицами, кроме малых).
11 июля 2019 г.
Обновлены форматы счетов-фактур, накладных, актов – ФНС приняла приказ
Учтена ставка НДС 20%. Новшества вступят в силу 19 июля текущего года.
ФНС внесла изменения в форматы ряда документов, оформляемых при исполнении сделок – счетов-фактур, накладных, актов (приказ ФНС от 08.04.2019 N ММВ-7-15/176@). Применение установленных форматов позволяет передавать эти документы в электронном виде в том числе в налоговую.
В новой редакции изложен ряд таблиц форматов представления следующих документов:
- о передаче товаров при торговых операциях; о передаче результатов работ (документа об оказании услуг). Названные форматы были утверждены в конце 2015 года приказами ММВ-7-10/551@ и ММВ-7-10/552@ и позволяют передавать в налоговую по ТКС акты и накладные;
- счета-фактуры и документа о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав), включающего в себя счет-фактуру (форматы утверждены в 2016 году приказом ММВ-7-15/155@ и действуют с 1 июля 2017 года). Их, кстати, давно хотели подправить. но состоялось это только сейчас;
- гибрида корректировочного счета-фактуры с документом о согласовании изменений, утвержденного приказом от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@.
В таблицах, прежде всего, учтена возможность применения ставки НДС 20%. Помимо обновления таблиц, внесен ряд других поправок в описания форматов. На стадии проекта ФНС разъясняла, что часть изменений вызвана действием закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, которым отменено освобождение от НДС реализации металлолома, запущен эксперимент по переложению уплаты НДС на покупателя, установлено, чем подтвердить вычет по «налогу на Google», распространен раздельный учет на случаи соблюдения «правила 5%».
Новшества вступят в силу 19 июля текущего года.
10 июля 2019 г.
Представитель ФНС России призвал правильно оценивать налоговые риски
Замначальника Контрольного управления ФНС России Константин Новоселов рассказал, как правильно анализировать налоговые риски в рамках утвержденных критериев их оценки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Как отметил представитель налоговой службы, рассматривать критерии нужно не изолированно друг от друга или выборочно, а в совокупности всех показателей. Деятельность организации оценивается комплексно, и при ее соответствии только одному критерию налоговая проверка проводиться не будет.
Так, например, к первому критерию оценки рисков относится налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (или виду экономической деятельности). Как пояснил Константин Новоселов, налоговая инспекция должна прежде всего выяснить причину такого низкого показателя. Ведь она может быть оправданной, например, если бизнес находится на стадии создания. В этом случае выручка организации очень мала или даже совсем отсутствует, в отличие от инвестиционных расходов. Если же налоговые инспекторы не выявят объективных причин низкой налоговой нагрузки, то тогда это может свидетельствовать о применении организацией схем ухода от налогообложения.
Представитель ФНС России рассказал и про еще один критерий – третий – отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Так, например, если вычет по НДС составляет 89% и выше от суммы начисленного налога за 12 месяцев, то «это повод для углубленного анализа формирования налоговой базы по НДС. При необходимости налогоплательщику придется дать соответствующие пояснения, поскольку уровень вычетов завышен по сравнению среднего показателя по стране», считает эксперт.
Вышеуказанные разъяснения Константин Новоселов дал в интервью журналу «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.
10 июля 2019 г.
При выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, НДС не восстанавливается, но...
При решении вопроса о восстановлении НДС в случае выбытия имущества по причине, не связанной с реализацией, Минфин России рекомендует руководствоваться п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 (письмо Минфина России от 15 мая 2019 г. № 03-07-11/34572).
В нем, в частности, разъяснено, что при определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что исходя из содержания п. 1 ст. 146 Налогового кодекса такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения НДС. Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам. Если это не подтверждено, судам надлежит исходить из наличия у него обязанности исчислить НДС по правилам, установленным п. 2 ст. 154 НК РФ для случаев безвозмездной реализации.
Таким образом, вместо восстановления НДС по недостающему (утраченному, испорченному) имуществу существует риск доначисления налога на его безвозмездную реализацию.
9 июля 2019 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.