Утверждены новые формы для предоставления отсрочки по уплате взносов в ФСС России

ФСС России скорректировала формы документов для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (приказ ФСС России от 25 апреля 2017 г. № 196).

Речь идет о следующих формах:

  • заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по страховым взносам;
  • решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Новые формы документов начнут применяться с 29 мая 2017 года.

Напомним, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов принимается территориальным органом страховщика по месту учета страхователя.

При этом отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.

В свою очередь формы документов для предоставления отсрочки утверждаются страховщиком по согласованию с Минтруда России (ст. 26.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Добавим, что с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ранее их администрировал ФСС России (ст. 431 Налогового кодекса, ч. 1.1 ст. 1.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

22 мая 2017 г.


Сомнительный долг уменьшается на встречную кредиторку по любым операциям

В письме от 20 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/23835 Минфин рассказал о формировании и использовании резерва по сомнительным долгам для целей исчисления налога на прибыль при наличии встречной кредиторки.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 266 НК в редакции, действующей с 1.01.2017, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией, не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Поскольку указанная кредиторская задолженность не конкретизируется в зависимости от того, в отношении каких операций она возникла, считаем, что в целях статьи 266 НК для определения показателя кредиторской задолженности следует суммировать задолженности налогоплательщика перед соответствующим контрагентом по любым операциям.

Кроме того, по мнению ведомства, в целях определения сомнительного долга при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) необходимо исходить из того, что в первую очередь кредиторская задолженность перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения.

18 мая 2017 г.


Отдельные банковские операции в будущем могут обложить НДС

Минфин России сообщил о разработке проекта закона, которым предлагается внести изменения в перечень банковских операций, не облагаемых НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса). Корректировка данного перечня связана с разработкой проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в котором банковские операции, перечисленные в подп. 3 п. 3 ст.149 НК РФ, перестанут соответствовать банковским операциям, предусмотренным законом о банках (Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; далее – Закон № 395-1). Для исключения спорных ситуаций в связи с предлагаемыми изменениями в Закон № 395-1 планируется внести правки в ст. 149 НК РФ в части приведения перечня банковских операций, установленных подп. 3 п. 3 данной статьи в соответствие с перечнем банковских операций, предусмотренных Законом № 395-1.

Финансисты также пояснили, что изменения в Закон № 395-1 связаны с исключением выдачи банковской гарантии из числа банковских операций.

Добавим, что в настоящее время не подлежат налогообложению НДС следующие банковские операции (за исключением инкассации):

  • привлечение денежных средств организаций и физлиц во вклады;
  • размещение привлеченных денежных средств организаций и физлиц от имени банков и за их счет;
  • открытие и ведение банковских счетов организаций и физлиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
  • осуществление расчетов по поручению организаций и физлиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • кассовое обслуживание организаций и физлиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
  • по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);
  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент – банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
  • получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования, в том числе по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), и иным видам страхования, в которых банк является страхователем;
  • услуг, связанных с обслуживанием банковских карт (подп. 3-3.1 ст. 149 НК РФ).

18 мая 2017 г.



Минтруд одобрил отправку расчетных листков работникам на e-mail без выдачи на бумаге

В письме от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560 Минтруд напомнил, что в соответствии со статьей 136 ТК при выплате зарплаты работодатель обязан извещать в письменной форме (посредством расчетного листка) каждого работника:

  • о составных частях зарплаты, причитающейся ему за соответствующий период;
  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
  • о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Целью выдачи расчетного листка является необходимость проинформировать работника, из чего складывается его очередная заработная плата.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 136 ТК форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК для принятия локальных нормативных актов.

Таким образом, работодатель обязан извещать работника о составных частях зарплаты при ее выплате в соответствии с формой, утвержденной работодателем. При этом ТК не регламентирует порядок извещения работника о составных частях заработной платы.

В связи с этим ведомство полагает, что если в трудовом договоре, колдоговоре, локальном акте предусмотрен порядок извещения работника о составных частях зарплаты (выдача расчетного листка) посредством электронной почты, то такой порядок не нарушает положения статьи 136 ТК.

17 мая 2017 г.


С 1 июля изменятся правила заполнения счета-фактуры при заключении госконтракта

Как сообщила ФНС России на своем официальном сайте, с 1 июля 2017 года при заполнении счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) необходимо будет проставлять идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) при его наличии (п. 6.2 ст. 169 Налогового кодекса). Соответствующие изменения в НК РФ были внесены в апреле текущего года (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Данные изменения касаются операций по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав или при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Напомним, что эта законодательная инициатива принадлежит Правительству РФ. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту при внесении его в Госдуму, введение в оборот идентификатора госконтракта позволит усилить контроль за использованием средств федерального бюджета.

Добавим, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

  • порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
  • наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  • номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
  • количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
  • наименование валюты;
  • идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);
  • цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
  • стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
  • сумма акциза по подакцизным товарам;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
  • стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
  • страна происхождения товара;
  • номер таможенной декларации;
  • код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства – члена Евразийского экономического союза (п. 5 ст. 169 НК РФ).

17 мая 2017 г.


Обновлен порядок направления требования об уплате налогов

ФНС России приняла ведомственный акт, которым утвердила новый порядок направления налогоплательщику требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Данное требование, как и раньше, будет отправляться в электронном виде по ТКС (приказ ФНС России от 27 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/200@). Корректировки связаны с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В частности, перечень получателей данного требования пополнился плательщиками страховых взносов.

Приказ ФНС России вступит в силу 27 мая. С этого срока перестанет использоваться прежний порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по ТКС (приказ ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700@).

Напомним, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по ТКС устанавливаются ФНС России (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса).

17 мая 2017 г.


Росстат ответил на жалобы бизнеса на высокие штрафы и избыточную отчетность

Бизнес просит Росстат самостоятельно запрашивать ту отчетность, которую предприниматели уже подали в другие госорганы – соответствующее письмо отправила «Опора России» в Минэкономики. Предприниматели просят также снизить штрафы за несвоевременную или недостоверную подачу отчетности в органы статистики – их размер доходит до 150 тыс. руб. Росстат же сомневается в том, что информация, полученная от госорганов, будет достоверной и полной, а штрафы снижать не собирается, поскольку они повышают дисциплину предпринимателей.

«Опора России» в письме Минэкономики (есть у «Ъ») просит министерство, в апреле добившееся перевода Росстата в свое подчинение, отменить обязанность предпринимателей предоставлять статотчетность, которая по содержанию совпадает с отчетностью, уже ранее предоставленной в госорганы. По закону о бухучете коммерческие предприятия предоставляют в органы госстатистики годовую бухгалтерскую отчетность – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. По сути, та же бухгалтерская отчетность предоставляется и в налоговую инспекцию (ФНС), Пенсионный фонд и Фонд социального страхования – и, по мнению предпринимателей, требования Росстата «являются излишней и не оправдывающей себя мерой».

Еще одной проблемой, по мнению «Опоры России», являются высокие штрафы за несдачу статданных. «Опора» просит их снизить, отмечая, что при непредставлении предпринимателями статданных, несвоевременной их подаче или недостоверности первичных сведений штраф для должностных лиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций – от 20 тыс. до 70 тыс. руб. При повторном нарушении санкции усиливаются: для должностных лиц они составляют уже от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб. При этом «Опора» обращает внимание на то, что штрафом наказывается каждый неправильно или несвоевременно поданный отчет, называя это «двойной ответственностью за каждую отдельную форму неправильно предоставленной отчетности».

Получение Росстатом отчетности в рамках межведомственного взаимодействия может снизить нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства, соглашаются в Росстате, – но это «допустимо лишь при условии, что будет сохранена достоверность, полнота и своевременность полученной Росстатом информации», сообщили «Ъ» в ведомстве. Снижать штрафы Росстат считает «нецелесообразным», отмечая их «профилактическую роль». Штрафы были низкими «до 2016 года, и это не позволяло эффективно бороться с правонарушениями в сфере официального статистического учета», объясняют в службе, добавляя, что ужесточение санкций повысило число добросовестно отчитывающихся предпринимателей.

Впрочем, пока предприниматели «сами несут бумажки», ни о каком межведомственном взаимодействии речи не идет, говорят они. Как подсчитала Торгово-промышленная палата, объем отчетности с марта по декабрь 2016 года увеличился в 1,5-3 раза. «Бизнес вправе рассчитывать на то, что новые технологии, как ЕГАИС и онлайн-кассы, избавят его от бумажной волокиты. Пока же видим обратное – предприниматели по-прежнему подают грузовиками бумажные декларации», – заявил «Ъ» глава «Опоры» Александр Калинин.

17 мая 2017 г.


Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета

В рассмотренном примере организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. В 2017 году после получения декларации за 2016 год налоговый орган выставил организации требование о представлении первичных документов, подтверждающих финансовый результат 2014 года на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса. После того как организация представила в ИФНС затребованные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствовали ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации и не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. В связи с этим у компании возник вопрос: имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки запрашивать регистры бухгалтерского и налогового учета?

Как пояснили эксперты, процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов. Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов. Для истребования же документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ. Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837@, письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@).

В рассмотренной ситуации ИФНС имела право затребовать только пояснения, но не первичные документы. Если же в налоговой декларации были бы обнаружены ошибки или противоречия, либо в случаях, прямо установленных нормами НК РФ (ст. 88 НК РФ), то истребовалась бы «первичка», в том числе данные регистров налогового и бухгалтерского учета. Однако рассматриваемая ситуация ни к одному из этих случаев не относится.

Кроме того, налоговики пропустили срок истребования документов. Согласно налоговому законодательству, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). По смыслу данной нормы налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок. Возможности направления в адрес налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц требования о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в котором указано, что истребуемые документы необходимо представить в связи с проведением камеральной налоговой проверки, по истечении срока, отведенного на проведение такой проверки, положениями НК РФ не предусмотрено.

Права запрашивать такие пояснения по декларациям, в отношении которых камеральная проверка завершена, ст. 88 НК РФ и иные положения НК РФ налоговому органу не предоставляют (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

16 мая 2017 г.


Суды разъяснили, почему единый IP-адрес у контрагентов – не повод для доначислений

В ходе выездной проверки компании ИФНС признала формальными взаимоотношения с ООО «М», «П» и «Т» (по поставке товара и субподрядным работам), указав на отсутствие условий для исполнения сделок, непривлечение субподрядчиков, отсутствие контрагентов по юридическому адресу, транзитный характер движения денежных средств и единый IP-адрес. По результатам поверки инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А54-6206/2015) отменили решение инспекции, указав, что отсутствие у контрагентов необходимых условий для достижения соответствующих результатов экономической деятельности не может свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку не опровергает реальность сделок. При этом выписками по расчетным счетам контрагентов подтверждается их активность как участников хозяйственных правоотношений, а назначение переводов денежных средств подтверждает выполнение контрагентами для других заказчиков работ, аналогичных выполнявшимся для налогоплательщика (ремонт и наладка производственного оборудования).

Суды исследовали информацию, представленную как интернет-провайдером, так и банками, предоставлявшими спорным контрагентам услугу пользования сервисом «банк-клиент». Согласно представленной информации IP-адрес не позволяет идентифицировать в сети компьютер либо конкретного пользователя. Один из банков пояснил, что авторизация клиентов в банке производится не по IP/МАС-адресам, а по логинам, паролям, ЭЦП. Фиксируемая на оборудовании банка информация об IP-адресах может соответствовать как компьютеру клиента, так и сетевому оборудованию клиента или провайдера клиента. В большинстве случаев IP-адрес компьютера клиента является динамическим и может меняться в разные сеансы связи. Из ответов других банков следует, что сведениями о реальном местоположении компьютера, с которого производились платежи, а также телефонном номере, который использовал клиент для соединения с системой «Интернет-клиент», банк не располагает. Привязки системы «Интернет-клиент» к определенному компьютеру нет.

Таким образом, суды (постановление кассации Ф10-1268/2017 от 04.05.2017) признали, что совпадение IP-адреса свидетельствует лишь о том, что устройства, с которых совершены операции по безналичным расчетам, подключены к одному сетевому узлу, в рассматриваемом случае – находятся в одном здании, что не указывает на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Доказательства того, что контрагенты, имея один IP-адрес, управляли расчетными счетами с одного компьютера, и что их расчетные счета полностью подконтрольны налогоплательщику, инспекцией не представлены.

16 мая 2017 г.


Налоговики подготовили новые форму и формат уведомления о контролируемых сделках

ФНС России разработала проект ведомственного акта, которым планируется ввести новое уведомление о контролируемых сделках (проект приказа ФНС России «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме»).

Проектом приказа, в частности, предлагается утвердить:

  • форму уведомления о контролируемых сделках;
  • формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме;
  • порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках;
  • порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме.

Напомним, что сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Сведения можно подавать как на бумажном носителе, так и в электронном формате по ТКС (п. 2 ст. 105.16 Налогового кодекса).

В частности, до 22 мая 2017 года (понедельник) налогоплательщикам, признанным взаимозависимыми лицами, необходимо подать такое уведомление (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Об этом напоминает и наш календарь бухгалтера, который мы рекомендуем сохранить в закладки, чтобы не пропустить и другие сроки уплаты налогов и сборов, а также представления налоговых деклараций и расчетов.

Добавим, что в мае 20-е число приходится на субботу, выходной день. Соответственно, срок представления уведомления переносится на следующий рабочий день – 22 мая 2017 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В текущем году уведомление следует подавать по действующей форме (приказ ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@).

15 мая 2017 г.


Разработаны форма и формат представления сведений о членах СРО и патентных поверенных

ФНС России подготовила проект ведомственного акта, которым утвердила форму и формат документов для представления сведений о членах саморегулируемых организаций (СРО), патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных РФ, а также регистрации и снятии с регистрационного учета застрахованных лиц в органах ПФР.

Речь идет, в частности, о следующих формах:

  • «Сведения о членах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
  • «Сведения о членах саморегулируемых организаций оценщиков»;
  • «Сведения о патентных поверенных»;
  • «Сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах Пенсионного фонда Российской Федерации».

Проектом приказа ФНС России предусмотрены также несколько новых форматов документов:

  • формат представления сведений о членах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков в электронной форме;
  • формат представления сведений о патентных поверенных в электронной форме;
  • формат представления сведений о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах ПФР в электронной форме.

Напомним, что Росреестр обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, – членах соответствующих СРО, внесенных в сводные реестры членов данных СРО, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Кроме того, Роспатент обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных РФ, исключенных из данного реестра, восстановленных в нем, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой (п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса).

В свою очередь органы управления ПФР и его территориальными органами обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или снятия с регистрационного учета (п. 9.4 ст. 85 НК РФ).

Данные сведения должны представляться в налоговые органы в электронной форме (п. 11 ст. 85 НК РФ).

15 мая 2017 г.


В каждом регионе налоговики создадут спецотдел по взысканию за счет имущества

ФНС создает в каждом регионе специальные отделы, которые займутся взысканием налоговой задолженности за счет имущества. Об этом сообщает «УНП» со ссылкой на внутреннее письмо службы.

В ФНС решили, что действующие приемы взыскания недоимок неэффективны (растут долги, измеряемые в процентах от налоговых поступлений), а значит – есть резерв. До сих пор каждая налоговая сама собирала долги, однако инспекции пропускали сроки, избегали судиться.

Теперь в каждом регионе в одной из ИФНС будет работать новый отдел по взысканию за счет имущества (общий для всего субъекта РФ). Такие отделы уже появились в Воронежской, Ленинградской, Новосибирской, Рязанской областях и других.

Новые отделы будут отслеживать сроки и суммы долга по базам инспекций, выносить решения о взыскании и направлять его приставам. Обжаловать можно будет решение той ИФНС, где работает специализированный отдел.

В региональных управлениях ФНС говорят, что будут смотреть только на сроки по статье 47 НК, а не на суммы, пишет издание. Поэтому при любом долге в компанию могут явиться приставы.

15 мая 2017 г.


Аудиторские услуги разделены на аудит и сопутствующие услуги

Минфин России принял ведомственный акт, которым определил виды аудиторских услуг, а также перечень сопутствующих аудиту услуг (приказ Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг»).

В частности, к аудиту были отнесены следующие услуги:

  • аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;
  • аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности;
  • аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • аудит иной финансовой информации прошедших периодов.

В свою очередь сопутствующими аудиту услугами были признаны:

  • услуги, обеспечивающие разумную уверенность;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации;
  • услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность;
  • обзорная проверка бухгалтерской финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;
  • выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
  • выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в нефинансовой информации;
  • выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в
  • предмете, отличном от информации;
  • услуги, не обеспечивающие уверенность;
  • компиляция информации и другие услуги.

Напомним, что аудитом является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности.

В свою очередь аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) признается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

12 мая 2017 г.


Расходы прошлых налоговых периодов могут быть учтены в текущем только при наличии прибыли

Минфин России разъяснил, что организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном периоде, только в том случае, если в текущем отчетном периоде получена прибыль. Если же по итогам текущего отчетного периода получен убыток, то необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 марта 2017 г. № 03-03-06/1/17177).

Напомним, что при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены данные ошибки (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса).

Представители Минфина России подчеркнули, что это возможно в двух случаях: когда невозможно определить период совершения ошибок (искажений) и когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.

Так, налогоплательщик, допустивший ошибки, которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый период, в котором выявлены ошибки.

Неотражение в целях налогообложения прибыли организаций расходов, возникших в прошлых налоговых периодах, но выявленных в текущем отчетном периоде в результате получения первичных документов, является искажением налоговой базы предыдущего налогового периода, следовательно, на указанные операции распространяются положения ст. 54 НК РФ.

В свою очередь налоговой базой при исчислении налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ).

В случае, если в отчетном периоде налогоплательщик получил убыток, то в данном отчетном периоде налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). В связи с этим перерасчет налоговой базы текущего отчетного периода невозможен.

Следовательно, расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном периоде, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных ст. 54 НК РФ с учетом положений ст. 78 НК РФ.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда первичные документы по услугам связи, оказанным в октябре предыдущего года, получены организацией только в феврале текущего года, после того, как годовая бухгалтерская и налоговая отчетность за предыдущий год были сданы. Сумма выявленного неучтенного расхода привела к излишней уплате налога на прибыль в предыдущем году. Соответственно, исправление в налоговом учете можно произвести в текущем налоговом периоде путем отражения неучтенного расхода в налоговой отчетности за I квартал текущего года.

Финансисты также обратили внимание на то, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

12 мая 2017 г.


Сальдо расчетов по страховым взносам на 1 января 2017 года могут изменить только фонды

Представители ФНС России разъяснили, что в случае, если плательщик страховых взносов не согласен с сальдо расчетов по состоянию на 1 января 2017 года, переданным ФСС России в налоговые органы, ему следует обратиться в соответствующее отделение Фонда, так как налоговое ведомство не администрировало страховые взносы до конца 2016 года (письмо ФНС России от 15 марта 2017 г. № ЗН-4-1/4593@ «О внесении изменений в сальдо расчетов по страховым взносам, переданное ПФР и ФСС РФ налоговым органам по состоянию на 1 января 2017 г.).

Налоговики также пояснили, что при приеме сведений налоговыми органами из ФСС России были установлены случаи включения в сальдо на 1 января 2017 года сумм, подлежащих доначислению по итогам расчета за 2016 год. Из-за этого возможны расхождения сальдо Фонда с данными плательщика страховых взносов.

Напомним, что в прошлом году был разработан порядок взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями ФНС России, связанный с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Согласно данному порядку была предусмотрена передача страховыми Фондами в Управления ФНС России по субъектам РФ сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда строго по состоянию на 1 января 2017 года.

При этом в указанное сальдо не должны были включаться суммы доначислений по расчетам за 2016 год, поскольку срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь установлен на 15 января 2017 года (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

По данным налоговиков, вся вышеуказанная информация была принята налоговыми органами от Фондов с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверена электронной подписью должностного лица Фонда. В связи с этим налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации.

Соответственно, в целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков по состоянию на 1 января 2017 налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках «Расчетов с бюджетом» только после представления уточненных сведений Фондом.

11 мая 2017 г.


Готовятся изменения в форму декларации 3-НДФЛ

ФНС России начала разработку ведомственного акта, которым планируется внести изменения в форму, формат представления и порядок заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ. Они связаны с правками, внесенными в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса, которые вступили в силу в 2016 и 2017 годах.

Речь идет о следующих корректировках законодательства (ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»):

  • от налогообложения были освобождены суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ;
  • социальный налоговый вычет можно получить на сумму, уплаченную в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абз. 7 п. 2 ст. 219 Налогового кодекса, а также других изменениях.

Ожидается, что новая декларация по форме 3-НДФЛ начнет применяться с 2018 года.

Напомним, что декларацию 3-НДФЛ подают физлица, получившие доход, если он не был удержан налоговым агентом. Речь идет о частнопрактикующих нотариусах, адвокатах, ИП и других физлицах. Гражданин, получивший доход в налоговом периоде, должен заполнить 3-НДФЛ и заплатить 13% в бюджет. Декларация подается один раз в год – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Уплатить налог в бюджет необходимо не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом (п. 1-6 ст. 227, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

11 мая 2017 г.


Налоговики разработали новую форму акта сверки расчетов и порядок ее проведения

ФНС России подготовила проект приказа, в котором предложен новый порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам, а также порядок передачи акта совместной сверки в электронной форме. Кроме того, документом предусмотрен новый формат заявления о предоставлении данного акта (проект приказа ФНС России «Об утверждении порядка проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, а также порядка передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в электронной форме, формы и формата акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, формы и формата заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам»).

Напомним, что налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам. При этом результаты совместной сверки расчетов оформляются актом. Данный акт вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня его составления. Порядок проведения совместной сверки расчетов, а также форма и формат акта совместной сверки, порядок его передачи в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России (подп. 11 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса).

Добавим, что последний раз форму акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам налоговики поменяли в декабре 2016 года, а применяться она начала в январе 2017 года (приказ ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-17/685@ «Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам»). В данном правовом документе не был сформулирован порядок проведения совместной сверки расчетов, а также порядок передачи такого акта. В нем также отсутствовала форма и формат в электронной форме заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов. Эти нормы использовались на основании приказа налогового ведомства от 2010 года (приказ ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781@ «Об утверждении Порядка передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»).

11 мая 2017 г.


ВС РФ: внеплановая выездная проверка по жалобе гражданина может проводиться без согласования с прокуратурой, только если осуществляется незамедлительно

Проведение внеплановой выездной проверки без согласования с органами прокуратуры допускается, но только если она проводится незамедлительно (ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ). ВС РФ квалифицировал как грубое нарушение неизвещение прокуратуры о проведении проверки при том, что условие о незамедлительности реагирования на жалобу также было нарушено контролирующим органом (постановление ВС РФ от 3 апреля 2017 г. № 127-АД17-2). Ведь об осуществлении такой проверки прокуратуру необходимо известить в течение 24 часов. Речь идет о проверках, проводимых на основании обращений граждан в том числе по факту причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и т. д. (ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

ВС РФ пришел к такому выводу, рассмотрев жалобу юрлица на неправомерно возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении. По результатам изучения жалобы Суд установил, что ГИТ провела внеплановую выездную проверку работодателя-юрлица на основании обращения работников о нарушении их трудовых прав. Но Инспекция осуществила проверку спустя некоторое время после поступления обращения и без согласования с прокуратурой, и даже без ее уведомления. ВС РФ счел это грубым нарушением законодательства и отменил результаты проверки.

Между тем Суд не разъяснил, что следует понимать под незамедлительностью, применительно к проверкам.

10 мая 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты