Кадастровую оценку земли в целях налогообложения предлагается увязать с рентабельностью ее использования

В Госдуму внесен проект закона, согласно которому при определении кадастровой стоимости земельного участка для исчисления земельного налога в случае использования его в предпринимательской деятельности должен учитываться экономически обоснованный уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточность использования данного земельного участка. Показатели рентабельности планируется определять на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предпринимателя.

Речь идет о том, что в течение срока использования земельного участка в случае, если его рентабельность снижается меньше минимального значения, то для целей налогообложения принимается минимальное значение кадастровой стоимости. Если же рентабельность земельного участка превышает максимальное значение, то для целей налогообложения принимается максимальное значение кадастровой стоимости. При этом такой порядок не должен приводить к уменьшению общей суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

В свою очередь порядок определения минимального и максимального значения кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения предлагается устанавливать Правительством РФ. Соответствующие корректировки планируется внести в в Федеральный закон от 03 июля 2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Закон № 237-ФЗ)

Как отмечается в пояснительной записке к документу1, в настоящее время для целей налогообложения земельных участков налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса). При этом законодательством о государственной кадастровой оценке и налоговым законодательством установлены принципы экономической обоснованности (ст. 4 Закона № 237-ФЗ) и экономического основания, а также необходимость учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ). Однако в правоприменительной практике эти принципы не соблюдаются из-за отсутствия правового механизма их реализации.

20 ноября 2017 г.


Стартует эксперимент по уплате НДС покупателем, а «правило 5%» потребует раздельного учета

Одобренный Госдумой в окончательном чтении законопроект № 274631-7 вносит целый блок важных (и не очень) поправок в нормы НК, касающиеся НДС (в главу 21 НК и не только).

Подрихтовали нюансы постановки на учет в РФ и снятия с учета иностранных фирм, оказывающих российскому населению электронные услуги (плательщиков так называемого "налога на Google"). В главу об НДС вводятся условия принятия к вычету НДС, предъявленного за такие услуги. Будет нужен договор или расчетный документ с выделением НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации, а также подтверждение оплаты с НДС. Корректируется также ряд других норм о "налоге на Google".

Оговаривается особый порядок освобождения от НДС по критерию величины выручки для организаций и ИП, в том же году перешедших на ЕСХН или имевших в предыдущем году по ЕСХН доходы до 100 млн рублей (данный лимит будет уменьшаться из года в год и начиная с 2020 года составит 60 млн). В этой связи вносится множество уточняющих поправок в статью 145 НК, дающую право на освобождение от НДС в общем случае при выручке до 2 млн за 3 месяца.

Подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК утратит силу, а значит – реализация лома и отходов черных и цветных металлов перестанет быть операцией, освобожденной от НДС.

Более того: эта сфера станет частью эксперимента по переложению уплаты НДС и сдачи деклараций по НДС на покупателя. Такая же участь коснется реализации сырых шкур животных и вторичного алюминия и его сплавов. Покупатели таких товаров (за исключением физлиц-не ИП) будут считаться налоговыми агентами. Продавец будет выставлять счет-фактуру, не указывая в нем НДС и проставляя отметку о том, что НДС исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре налоговый агент - покупатель - сможет принимать НДС к вычету, это касается и предоплаты. Если продавец таких товаров не является плательщиком НДС, то в договоре и первичном документе (накладной или акте) он должен проставить отметку "Без НДС". Если такая отметка оказалась дезинформацией, то в дальнейшем НДС будет платить сам такой продавец, а не покупатель-налоговый агент.

Будет установлено, что при приобретении товаров, работ, услуг, в том числе ОС и НМА за счет бюджетных средств НДС к вычету не принимается. Оговаривается порядок учета в расходах таких сумм и восстановления НДС, если субсидии выданы для возмещения уже понесенных расходов с НДС.

Корректируется "правило 5%" - для налоговых периодов, в которых расходы на необлагаемые НДС операции менее 5% в общем объеме расходов. Небольшая рокировка ссылок на нормы, и у таких налогоплательщиков появится необходимость ведения раздельного учета. Тем не менее, им по-прежнему не надо будет соблюдать пропорцию для учета входящего НДС в вычетах и расходах. При соблюдении указанного правила можно будет принимать к вычету весь НДС по приобретениям, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций (сейчас к вычету в рамках "правила 5%" принимаются "все суммы налога, предъявленные ... в указанном налоговом периоде").

Кроме того, предусмотрены изменения в федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ, которым были установлены льготы по НДС авиаперевозчикам и пригородному ж/д сообщению. Согласно действующим нормам положения подпункта 6 пункта 2 статьи 164 НК (о 10%-ной ставке НДС с услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, за исключением перелетов в Крым, в отношении которых действует ставка 0%) применяются по 31 декабря 2017 года включительно. Теперь эта норма продлевается до 31 декабря 2020 года включительно.

17 ноября 2017 г.


ФНС напомнила, как исчисляют штраф за несвоевременную подачу расчета по взносам

Для расчета штрафа неуплаченную сумму взносов определяют на 30-е число месяца, следующего за отчетным или расчетным периодом, а не на 15-е число, когда взносы нужно было перечислить. Так, если на 30-е число взносы уплачены в полном объеме, то за опоздание с расчетом штраф составит 1000 руб. Отметим, упомянутые календарные даты определяют с учетом правила о переносе сроков.

Аналогичный вывод следовал из июньского разъяснения ФНС.

Напомним, что для налогов неуплаченную сумму, на основании которой рассчитывают штраф, определяют на момент истечения срока перечисления обязательного платежа. Об этом сообщал Пленум ВАС РФ. ФНС его поддерживала.

Письмо ФНС России от 09.11.2017 N ГД-4-11/22730@

17 ноября 2017 г.


Форма 6-НДФЛ может измениться

ФНС России подготовила проект ведомственного акта, согласно которому в форму расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления, а также в формат представления в электронной форме будут внесены корректировки.

Так, в форме 6-НДФЛ предполагаются следующие правки:

  • приложение № 2 "Порядок заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ" дополнено абзацем четвертым следующего содержания: "Для организаций – крупнейших налогоплательщиков ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП – "01").";
  • в приложении № 2 добавлены абзацы тринадцатый – шестнадцатый, в которых предусмотрен порядок сдачи расчета при реорганизации компании. Так, организация-правопреемник должна представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет за последний период представления и уточненные расчеты за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юрлицу, слияния нескольких юрлиц, разделения юрлица, преобразования одного юрлица в другое) с указанием в Титульном листе (стр. 001) по реквизиту "по месту нахождения (учета) (код)" кода "215", а в верхней его части - ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите "налоговый агент" должно быть указано наименование реорганизованной организации или обособленного подразделения реорганизованной организации т. п.
  • в приложении № 2 скорректирована таблица "Коды мест представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом". В нее, в частности, добавлен код 124 "По месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства", а также коды 214 "По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком", 215 "По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком" и 216 "По месту учета правопреемника, являющимся крупнейшим налогоплательщиком";
  • добавлено приложением № 4 "Коды форм реорганизации и ликвидации организации (обособленного подразделения)" и другие изменения.

Ожидается, что приказ ФНС России вступит в силу, начиная с представления расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за налоговый период 2017 года, но не ранее чем через два месяца после его опубликования.

Напомним, что используемая в настоящее время форма расчета по форме 6-НДФЛ была утверждена в 2015 году (приказ ФНС России от 14 октября 2015 г. № ММВ-7-11/450@).

Добавим, что с 1 января 2016 года налоговые агенты по НДФЛ (российские организации и ИП) обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета новую форму отчетности: расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. Сдавать расчет необходимо не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса).

17 ноября 2017 г.


Фирмы, вложившиеся в ОС, выберут между амортизацией и инвестиционным вычетом

Окончательно принятым законопроектом № 274631-7 глава о налоге на прибыль дополняется новой статьей 286.1 об инвестиционном налоговом вычете.

Попутно в первой части НК оговаривается, что при камералке декларации, в которой такой вычет заявлен, налоговая вправе истребовать не только подтверждающие документы, но и пояснения налогоплательщика.

В связи с новым вычетом дополняется перечень контролируемых сделок между взаимозависимыми российскими лицами – если одно из них применяет указанный вычет, сделка будет контролируемой (при сумме доходов по сделкам между указанными лицами за год от 60 млн рублей).

ОС, в отношении которых применен инвестиционный вычет, не будут подлежать амортизации. Согласно поправкам в статью 270 НК также не будут учитываться расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение таких объектов.

На величину инвестиционного вычета будет уменьшаться сумма налога или авансового платежа, зачисляемая в бюджеты. Устанавливается норматив для исчисления предельной величины вычета. Инвестиционный вычет будет применяться к объектам основных средств, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам, за период, в котором введен в эксплуатацию объект ОС либо изменена его первоначальная стоимость. Оговариваются полномочия субъектов РФ в отношении введения инвестиционного вычета, в том числе, в регионах будут устанавливаться категории налогоплательщиков, которым такой вычет будет разрешен, и категории ОС. В НК перечисляются типы налогоплательщиков, которым будет запрещено пользоваться таким вычетом.

17 ноября 2017 г.


Механизм возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года предлагается прописать в Налоговом кодексе

В Госдуму внесен проект закона, согласно которому ФНС России предлагается наделить полномочиями по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года. Для этого в ст. 79 Налогового кодекса планируется внести новые положения, в соответствии с которыми решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается органами ПФР и ФСС России в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов. При этом до истечения 10-дневного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения ПФР и ФСС России о возврате этой суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежит передаче налоговому органу для направления налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В свою очередь заявление о возврате сумм уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов может быть подано плательщиком в органы ПФР и ФСС России в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, или со дня вступления в силу решения суда.

Также данным законопроектом предусматривается норма, согласно которой не допускается применение налоговым органом меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России, без направления в такие органы сведений о принятом решении в отношении применяемой меры с указанием суммы, планируемой к взысканию. Действия налогового органа по взысканию недоимки приостанавливаются до получения от органов ПФР и ФСС России уточненных сведений о сумме неуплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате или взысканию. Соответствующие корректировки предполагается внести в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в настоящее время в случае излишнего взыскания налоговыми органами сумм страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, решение о возврате принимается соответствующими органами ПФР и ФСС России, а нормы ст. 79 НК РФ применить нельзя. Таким образом, вопрос возврата излишне взысканной суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, возникшей в результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания в соответствии со ст. 46-48 НК РФ, законодательно не урегулирован.

16 ноября 2017 г.


Дума приняла во втором чтении законопроект по «tax free»

Депутаты одобрили во втором чтении проект закона по введению в РФ системы “tax free”, которая позволит иностранцам возвращать 18% НДС с купленных в России товаров. В НК РФ будет добавлена соответствующая статья.

Правительство рассчитывает на повышение туристической привлекательности в результате этого, что особенно актуально с учетом скорого приезда болельщиков на ЧМ-2018. К тому времени закон уже должен вступить в силу.

Система “tax free” не будет распространяться на приезжих из стран Евразийского экономического союза.

Стоимость покупки для возврата налога должна быть не менее 10 тыс. р., при этом товары не должны принадлежать подакцизным категориям (например, алкоголь и табачные изделия).

Внедрение системы в РФ будет производиться поэтапно, начиная с крупных городов – Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Сочи.

16 ноября 2017 г.


Новые штрафы за незаконные валютные операции вступят в силу с 14 мая 2018 года

Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ вносит поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и КоАП. Изменения начнут действовать с 14 мая 2018 года.

Сейчас согласно части 1.1 статьи 19 закона о валютном регулировании при внешнеторговой деятельности резиденты обязаны сообщать уполномоченным банкам об ожидаемых по условиям договоров максимальных сроках получения выручки от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках, поставок от нерезидентов в счет полученной ими от резидентов предоплаты. В новой редакции этой нормы будет сначала оговорено, что сроки исполнения взаимных обязательств должны быть установлены договорами.

Абзац четвертый части 5 статьи 23 сейчас устанавливает, что уполномоченные банки отказывают в проведении валютной операции в случае непредставления лицом документов, истребованных по операции и перечисленных в части 4 указанной статьи, или представления недостоверных документов.

Эта норма будет изложена в новой редакции. К имеющемуся правилу добавлено, что уполномоченные банки будут отказывать в валютной операции, если ее проведение нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 указанного закона, положения других актов валютного законодательства. В перечисленных нормах приведены запрещенные и разрешенные валютные операции, установлены требования отчитываться о зарубежных счетах и правила зачисления средств на такие счета, права и обязанности резидентов при проведении валютных операций и другие требования.

Кроме того, такие же последствия (отказ в операции) будут ожидать резидента, который по требованию представил упомянутые выше документы, не соответствующие требованиям "валютного" закона. О решении об отказе в проведении валютной операции резидентам будут сообщать в письменной форме в течение следующего рабочего дня.

В статье 3.5 КоАП корректируются правила исчисления штрафов - в настоящее время штраф может выражаться, в частности, в величине, кратной сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока. Вместо ставки рефинансирования будет использоваться ключевая.

Также поправки вносятся в "валютную" статью КоАП (15.25). За незаконные валютные операции сейчас положен штраф для граждан, должностных лиц и юрлиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы такой операции (абзац 2 пункта 1). Такая величина штрафа останется для граждан, ИП и юрлиц, в то время как должностным лицам это нарушение будет стоить от 20 до 30 тысяч рублей.

Такой же подход применяется к штрафам за несоблюдение требований по репатриации валютной выручки и по возврату из-за границы неиспользованной предоплаты (по части 4 и части 5 статьи 15.25 КоАП) – для ИП и юрлиц останется действующий алгоритм расчета штрафа (единственное изменение – вместо ставки рефинасирования при расчете суммы штрафа будет использоваться ключевая ставка). При этом должностным лицам введут фиксированные границы штрафа – от 20 до 30 тысяч рублей.

Повысят до указанных пределов и штрафы для должностных лиц по части 4.1 статьи 15.25 КоАП (за неполучение валюты РФ в установленной доле по контрактам, по которым оформляется паспорт сделки); для юрлиц за это нарушение штрафы останутся прежними.

Утратит силу примечание о том, что штрафы, установленные в отношении должностных лиц частями 1, 4, 4.1 и 5 указанной статьи, применяются только к ИП.

Кроме того, появится новая часть 5.1 – о том, что повторное нарушение (из перечисленных выше) должностным лицом влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

16 ноября 2017 г.


Президент подписал закон о рассроче уплаты налогов, доначисленных в ходе проверки

Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 323-ФЗ устанавливается рассрочка по уплате налогов, которые надо доплатить по результатам налоговой проверки. Закон вступил в силу с момента официального опубликования. Рассрочка теперь положена при невозможности единовременной уплаты доначислений в срок, указанный в требовании.

Считается, что единовременная их уплата невозможна, если сумма поступлений на счета заинтересованного лица за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджет по результатам налоговой проверки сумм), уменьшенных на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Условия для предоставления рассрочки установлены такие:

  • если имеется возможность уплаты налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка;
  • сумма недоимки, выявленная в результате проверки, не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предшествующий год;
  • юрлицо создано, физлицо зарегистрировано в качестве ИП не менее одного года до даты подачи заявления о предоставлении рассрочки;
  • в отношении юрлица, ИП не возбуждено производство по делу о банкротстве;
  • юрлицо не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • решение налогового органа по результатам проверки не обжалуется. При этом решение о предоставлении рассрочки подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение по результатам проверки.

Для получение рассрочки налогоплательщик должен удовлетворять всем перечисленным условиям одновременно. Кроме того, он должен обеспечить наличие банковской гарантии.

Также устанавливается, что отсрочки/рассрочки уплаты взносов за периоды до 1 января 2017 года (в том числе доначисленные по результатам проверок), сведения о которых переданы ПФ и ФСС в налоговые органы, и которые последние теперь взыскивают, предоставляются в течение 45 дней (если взыскиваемые суммы не обжалуются плательщиками взносов).

Утратил силу пункт 2.1 статьи 70 НК (внесенный законом 243-ФЗ) о том, что требование об уплате взносов на основании полученного от ФСС решения о непринятии к зачету расходов на выплату "больничных" пособий должно быть направлено налоговым органом плательщику в течение 10 дней со дня получения решения налоговым органом.

16 ноября 2017 г.


Можно вернуть излишне взысканные налоги без суда в течение трех лет: закон подписан

Федеральным законом от 14.11.2017 N 322-ФЗ внесены изменения в статьи 78 и 79 НК.

В настоящее время часть 3 статьи 79 НК отводит налогоплательщику всего один месяц на обращение в налоговую насчет возврата излишне взысканного налога. Срок отсчитывается со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Если налогоплательщик пропустил этот срок, то названная норма позволяет ему заявить в суд в течение трех лет.

Принятый закон упрощает этот порядок, исключая из цепочки суды. Закон вступит в силу 14 декабря, и налогоплательщики получат возможность обращаться непосредственно в налоговую в течение трех лет со дня, когда узнали о факте излишнего взыскания налога. Получив заявление и подтвердив факт излишнего взыскания, налоговики должны будут произвести возврат с процентами.

Кроме того, появляется новый пункт в статье 78 НК, посвященной зачету или возврату сумм излишне уплаченных налогов, взносов, пеней, штрафов. Новым 17-м пунктом устанавливается, что правила данной статьи применяются также к возврату сумм ранее удержанного налоговым агентом налога на прибыль, подлежащих возврату иностранной организации, с учетом ряда особенностей (которые также устанавливаются указанным новым пунктом).

16 ноября 2017 г.


Налоговики получили право изменять срок уплаты задолженности по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года

Принят закон, согласно которому представители налогового ведомства могут изменять срок уплаты страховых взносов и соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года. А также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Для этого необходимо, чтобы соответствующие сведения были переданы в ФНС России из ПФР и ФСС России (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"). При этом в отношении недоимки налоговыми органами проводятся процедуры взыскания, а взыскиваемые суммы не обжалуются плательщиками. При соблюдении данных условий изменение срока уплаты недоимки осуществляется налоговыми органами по месту нахождения (месту жительства) плательщиков страховых взносов в порядке, установленном Налоговым кодексом, в течение 45 дней со дня получения заявления заинтересованного лица (ст. 3 Федерального закона от 14 ноября 2017 г. № 323-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"). Закон вступил в силу 14 ноября 2017 года.

Напомним, что ранее ФНС России сообщала об отсутствии полномочий по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов, возникших до 1 января 2017 года (письмо ФНС России от 25 апреля 2017 г. № ГД-4-8/7829).

Добавим, что до 1 января 2017 года уплата страховых взносов, а также вопросы предоставления отсрочки регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ). Решения о рассрочке принимали соответственно ПФР и ФСС России (ст. 18.3 Закона № 212-ФЗ)

В то же время с 1 января 2017 года уплата страховых взносов регулируется главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

15 ноября 2017 г.


Налоговики разъяснили порядок заполнения декларации по форме 3-НДФЛ для получения инвестиционных вычетов

Представители налогового ведомства уточнили, что заполнять все листы декларации по форме 3-НДФЛ для получения инвестиционных вычетов не требуется. Обязательным для представления соответствующих сведений является только лист Е2 (письмо ФНС России от 8 ноября 2017 г. № ГД-3-11/7302@).

Напомним, что порядок предоставления инвестиционных налоговых вычетов нормативно установлен (ст. 219.1 Налогового кодекса). В частности, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение следующих инвестиционных налоговых вычетов:

  • в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подп. 1-2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
  • в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
  • в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

Данные инвестиционные налоговые вычеты, за исключением вычета в отношении индивидуального инвестиционного счета, предоставляются налогоплательщику как налоговым агентом, так и налоговым органом, при представлении налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

В свою очередь налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ). Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ (приказ ФНС России от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@) предусматривает, что на Листе Е2 производится расчет инвестиционных налоговых вычетов. При этом для их получения заполнять все листы налоговой декларации не обязательно.

Также налоговики уточнили, что для удобства заполнения формы 3-НДФЛ налогоплательщики могут использовать программу "Декларация", размещенную и доступную для скачивания на официальном сайте ФНС России в разделе "Программные средства" "Декларация" (https://www.nalog.ru/ru77/program//5961249/). Данная программа позволяет автоматически формировать нужные листы формы 3-НДФЛ. Она автоматически проверяет корректность введенных данных, что уменьшает вероятность появления ошибки. Вместе с программой следует скачать также инструкцию по установке и аннотацию.

Кроме того, для пользователей сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (https://lk2.service.nalog.ru/lk/) доступна возможность заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ в интерактивном режиме онлайн на сайте ФНС России без скачивания программы по заполнению.

Добавим, что для получения инвестиционных вычетов, помимо декларации в налоговый орган необходимо предоставить также документы, подтверждающие факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 219.1 НК РФ).

15 ноября 2017 г.


Проект, продлевающий действие льготы по движимому имуществу, прошел первое чтение

Дату, с которой льготу по налогу на имущество будут применять только по решению регионов, планируют перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года.

Если поправку не примут, то уже с нового года по движимому имуществу, принятому с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, придется платить налог в тех субъектах РФ, которые не издали разрешающий льготу закон.

В Московской области такое решение уже приняли, установив на 2018-2020 годы нулевую ставку налога. Однако большинство регионов против льготы.

Проект Федерального закона N 274631-7. Принят в первом чтении 8 ноября 2017 года

15 ноября 2017 г.


В каком случае при «переезде» юрлица теперь нужны документы о праве на адрес

Приказом от 19.10.2017 N 155н Минфин внес изменения в административный регламент госрегистрации юрлиц, ИП и КФХ, утвержденный приказом от 30 сентября 2016 г. N 169н.

Вносится дополнение в пункт 21 регламента, согласно которому при госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, надо будет представлять помимо установленных сейчас бумаг также документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости или его частью, расположенными по новому адресу юрлица. Такие документы надо будет предъявлять в случае изменения адреса юрлица, при котором изменяется место нахождения юрлица.

Указанное право должно быть у самого юрлица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица, либо участника ООО, владеющего не менее чем 50% голосов.

Вместе с тем, аналогичные документы больше не понадобятся при внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юрлицом принято решение об изменении места нахождения (утратит силу абзац 4 пункта 26 регламента).

Кроме того, в регламенте оговаривается, что при направлении документов, необходимых для предоставления госуслуги, в электронной форме, через интернет, включая портал госуслуг, используется усиленная квалифицированная электронная подпись. Перечень классов средств электронной подписи, которые допускаются к использованию, определяется на основании согласованной с ФСБ модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях госуслуги.

15 ноября 2017 г.


Разрабатывается форма заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов

ФТС России подготовила проект ведомственного акта, которым планируется утвердить формы заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, перечня сведений, подлежащих указанию в заявлении, и порядков его заполнения и рассмотрения. А также формы решения о предоставлении, отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов и графика их поэтапной уплаты.

В документе содержатся следующие формы:

  • заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • порядок заполнения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • порядок рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Напомним, что в перечень оснований предоставления отсрочки, рассрочки ввозной таможенной пошлины входят такие, как причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иные обстоятельства непреодолимой силы, задержка лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом госзаказа и другие (ст. 134 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; далее – Закон № 311-ФЗ).

При этом консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня получения указанного запроса ст. 52 Закона № 311-ФЗ).

Отметим также, что в настоящее время отсутствует нормативно установленная форма заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, а также другие, связанные с ней формы. Заявление пишется в произвольной форме, а действия таможенников по его рассмотрению регулируются ведомственным актом (приказ ФТС России от 30 декабря 2014 г. № 2612 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявлений о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов").

14 ноября 2017 г.


Если зарплаты не проиндексированы на инфляцию, работодателю грозит штраф

Роструд публикует очередную "зарплатную" методичку, в этот раз – о составляющих зарплаты, выплатах, не входящих в нее, а также ее пределах (в частности, чиновники напоминают, что зарплата не может быть ниже МРОТ).

Ведомство отмечает также, что работодатель обязан производить индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (статья 134 ТК). На законодательном уровне порядок такой индексации не определён. Но это не освобождает работодателя от обязанности произвести индексацию. Порядок индексации устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Если по итогам года, в течение которого Росстат фиксировал рост потребительских цен, индексация зарплаты не проведена, работодатель подлежит привлечению к установленной законом ответственности вне зависимости от того, был им принят соответствующий локальный акт или нет. Одновременно надзорные или судебные органы предпишут устранить нарушение - провести индексацию и принять локальный акт, если он отсутствует, считает ведомство.

К сожалению, Роструд не уточнил, по какой именно части статьи 5.27 КоАП, по мнению чиновников, должна наступать ответственность за отсутствие индексации зарплаты: по "общей" первой (как нарушение трудового законодательства, не предусмотренное следующими частями) или по "зарплатной" шестой (как неполная выплата зарплаты). Для ИП и юрлиц, впрочем, обеими частями установлены одинаковые штрафы (1-5 тысяч рублей для ИП, 30-50 тысяч для фирмы), а вот для должностных лиц разница ощутима (1-5 тысяч или 10-20 тысяч).

14 ноября 2017 г.


Если здание входит в региональный перечень, то любое помещение в нем облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости

Минфин России разъяснил, что если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым комплексом и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне. А также без привязки к фактическому использованию данного помещения (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2017 г. № 03-05-05-01/67536).

Напомним, что законом субъекта Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2, 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). В данном случае налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Вместе с тем вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым исполнительным органом госвласти субъекта Федерации (п. 9 ст. 378.2 НК РФ). Так, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

В свою очередь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных п. 3-4 ст. 378.2 НК РФ.

В то же время, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, то налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Финансисты также подчеркнули, что налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках ст. 378.2 НК РФ должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах и преобладания экономической сущности над формой.

13 ноября 2017 г.


ФНС пояснила, как работают новые правила, направленные на борьбу с незаконной налоговой экономией

В новом письме налоговики прокомментировали действующие с 19 августа этого года правила, которые, по их словам, нужны, чтобы предотвратить "агрессивные" механизмы налоговой оптимизации. Разъяснение адресовано налоговым органам, но и налогоплательщики могут почерпнуть из него много полезного.

Необходимо проверить договоры и первичку

Налоговики, скорее всего, снимут расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС, если сделку исполнит лицо, которое не указано в первичных документах. Из разъяснения следует, что реального исполнителя, например, субподрядчика лучше указать в договоре.

Можно выбрать сделку с минимальными налоговыми последствиями

Налоговики подтвердили: организации вправе проводить хозоперации так, чтобы налоговые последствия были минимальными. Проверяющие не могут настаивать на каком-то определенном варианте бизнес-решения. Тем не менее, налогоплательщик должен подтвердить, что у заключенной им сделки есть разумная хозяйственная (деловая) цель. Экономию на налогах лучше не упоминать вообще.

Ошибки в учете возможны

Методологическая (правовая) ошибка не может признаваться искажением сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, если не доказано, что это было сделано умышленно с целью уменьшения налоговых платежей. Под искажением следует понимать именно умышленные, сознательные действия налогоплательщика. Доказать такой характер действий должны налоговики. Как они это будут делать, поясняется в письме.

Постановление Пленума ВАС РФ 2006 года налоговики не применяют к "новым" проверкам

Речь идет о понятиях, сформулированных в Постановлении и судебной практике, сложившейся до 19 августа. Камеральные проверки по декларациям, которые поданы позже, и выездные проверки, назначенные после этой даты, налоговики проводят по новым правилам. Несмотря на это разъяснение, при выборе контрагента следует проявлять должную осмотрительность, о которой говорил Пленум ВАС РФ.

Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@

13 ноября 2017 г.


Утвержден список государств, которые не обмениваются налоговой информацией с Россией

ФНС России приняла ведомственный акт, в котором содержится список стран, не раскрывающих информацию о своих налогоплательщиках российскому налоговому ведомству, а также не получающих соответствующие сведения из России (приказ ФНС России от 1 сентября 2017 г. № ММВ-7-17/709@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией", зарегистрирован в Минюсте России 9 ноября 2017 года).

Всего в данный список вошло 107 государств и 18 территорий.

В частности, у российского ведомства отсутствует обмен информацией с коллегами из таких стран, как:

  • Ангола;
  • Андорра;
  • Афганистан;
  • Багамы;
  • Боливия;
  • Босния и Герцеговина;
  • Доминиканская Республика;
  • ОАЭ;
  • Тунис и другие.

Также не удастся получить финансовые сведения о россиянах, являющимися резидентами следующих офшорных юрисдикций:

  • Виргинские острова;
  • Гибралтар;
  • Гуам;
  • Макао;
  • Отдельные административные единицы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии: остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни) и другие.

Приказ ФНС России вступит в силу 21 ноября 2017 года.

Напомним, что прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в случаях, установленных подп. 3, 5-6 п. 1 ст. 25.13-1 Налогового кодекса, если постоянным местонахождением такой контролируемой иностранной компании является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

13 ноября 2017 г.


В России введут документ МСФО о неопределенности при исчислении налога на прибыль

На общественное обсуждение вынесен проект приказа о введении в действие на территории РФ еще одного документа МСФО.

В этот раз Минфин порадует российских бухгалтеров разъяснением КРМФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль».

13 ноября 2017 г.


Общественная палата: «сырой» законопроект поставил под угрозу аудит в РФ

9 ноября на площадке Общественной палаты РФ прошли «нулевые чтения» законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности, сообщает пресс-служба ведомства.

Проект федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» был внесен в Госдуму в конце сентября 2017 года.

Участники общественной экспертизы нашли в нем ряд недоработок, которые, как они считают, могут привести к неблагоприятным последствиям как для аудиторской деятельности, так и для экономики России в целом.

По словам Андрея Усенко, члена Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, среди участников «чтений» — представители профессиональных сообществ и саморегулируемых организаций, госструктур, представители деловых объединений.

Вопросов у профсообщества к авторам закона немало. Один из них — отмена старых аттестатов, которые были получены аудиторами в соответствии со 119-ФЗ, говорится в пресс-релизе.

«В существующем законопроекте старые аттестаты отменяются. Это значит, что более 15 тысяч аудиторов теряют право на ведение своей деятельности. На встрече во Владивостоке Банка России с аудиторами первый заместитель Председателя Банка заверил сообщество, что это техническая ошибка, которая будет устранена. Однако в законопроекте эта норма осталась», — сказала член ОП РФ Галина Дзюба.

Возмущение аудиторского сообщества вызвало и завышение критериев обязательного аудита: законопроект предполагает сократить перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. При этом не учитывается, как это скажется на региональной повестке.

По словам Галины Дзюбы, Дальний Восток — инвестиционно привлекательный регион, которому уделяется большое внимание со стороны федерального центра. В нем – 18 ТОРов, в которых зарегистрировано 192 резидента. Она рассказала: инвестиционный проект означает, что в первые три года компании не будут иметь выручки.

"Однако основные показатели активов баланса внеоборотных и оборотных средств будут превышать заявленные критерии. Но они не попадут под обязательный аудит. Все бы хорошо, если бы был госконтроль. Однако мы видим дополнительные преференции, которые говорят, что этим проектам отводится на государственные контрольные мероприятия всеми органами только 15 дней — от налоговой до таможенной службы. О каком контроле расходования бюджетных средств может идти речь? Если мы говорим об экономике, об увеличении достоверности финансовой отчетности предприятий, о соблюдении расходования бюджетных средств, то здесь непонятна позиция Банка по введению данных критериев, особенно в нашем регионе, на Дальнем Востоке», — цитирует её пресс-служба Общественной палаты.

Подробнее о завышении критериев обязательного аудита доложила Ольга Носова, генеральный директор, член Правления СРО аудиторов Ассоциации «Содружество». Она отметила, что за 25 лет отрасль претерпела много реформ, и сегодня положение в аудиторском сообществе тяжелое. Сокращается количество специалистов, мало молодежи. По ее мнению, предложения Банка России, с одной стороны, направлены на улучшение качества услуг, но с другой — не учитывают основополагающие моменты и ставят под сомнение саму цель.

«Один из самых важных пунктов — критерии обязательного аудита. В 2016 году аудиторской проверке подверглись только 1,6% организаций. Если допустить внесение таких критериев, очевидно, что количество аудированных лиц сократится еще», — считает она.

По её словам, анализ международной практики показывает, что в России уже и так рекордно высокие критерии обязательного аудита. Если исходить из международной практики, количественные критерии в нашей стране следует пересматривать в сторону снижения. От лица профсообщества она высказала предложение: оставить 400 млн рублей выручки предприятия достаточным критерием, и среднесписочную численность работников сократить со 100 до 50 человек.

Об угрозе независимости аудиторов, вследствие совмещения Банком России функций органа надзора над аудируемыми лицами, рассказала Людмила Козлова, председатель Правления СРО «Российский союз аудиторов», председатель комиссии Межотраслевого Совета при губернаторе МО.

«Аудит имеет огромное значение во всех странах мира. Он направлен на повышение экономической безопасности страны. С каждым годом его роль становится актуальнее. Законопроект необходимо обсудить, потому что в таком виде он представляет угрозу независимости аудиторов. Банк России будет принимать решения об исключении сведений об аудиторской организации, проводить контрольно-надзорные мероприятия. Конфликт интересов здесь очевиден. Необходимо принять меры для минимизации конфликта — уточнить нормы полномочий Банка на контроль и надзор, указать виды, периодичность и сроки проверок», — сказала она.

Общее положение аудита в России обрисовал Владимир Рукин, директор ООО «Аудит-Центр», руководитель ТО СРО ААС по Дальневосточному ФО. Он отметил, что за последние 10 лет количество аудиторов в регионах сократилось в два раза. Проблемы — падение престижа профессии, недостаточный уровень квалификации.

«Нужен ли аудит стране? — поставил он вопрос. — Во всем мире ответ не вызывает никаких сомнений. Аудит — социально значим, обеспечивает экономическую безопасность страны и бюджеты регионов. Но власти об этом забывают. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы аудит был качественным».

Представители общественных организаций «ОПОРА России» и «Деловая Россия» отметили значение аудита для пользователей аудиторских услуг, а представитель ЦБ Елена Курицына – ответила на вопросы и заверила, что предложения участников «нулевого чтения» будут учтены, говорится в пресс-релизе.

Сергей Соломяный, представитель Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ, в заключение отметил: «Сегодняшнее обсуждение показало, что законопроект вызвал много замечаний. Это наводит на мысль, что его нужно основательно дорабатывать. Минфин получает массу обращений от аудиторов, и мы их учитываем. Нам всем нужно настроиться на работу. Совместными усилиями мы должны доработать данный законопроект, чтобы он учитывал интересы не только аудиторов, но и пользователей».

На общественных слушаниях были высказаны следующие предложения:

  • Ввести обязательный аудит бухгалтерской отчетности юрлиц, находящихся в определенных хозяйственных ситуациях, в частности: для организаций ЖКХ; для организаций, обращающихся за получением кредита в кредитную организацию; для предприятий, участвующих в госзакупках; для МФО и кредитных кооперативов; для организаций, в которых происходят изменения состава акционеров (участников), размера уставного капитала, формы собственности.
  • Уточнить, что «основное место работы» (в целях Федерального закона № 307-ФЗ) — это работа в качестве аудитора по трудовому договору только в одной аудиторской организации. Установить норму «численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее 3 аудиторов, каждый из которых имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом», заменив ею норму в отношении «7 аудиторов» и «12 аудиторов».
  • Сохранить роль, статус и функции СРО аудиторов. Изменить критерий включения СРО аудиторов в реестр СРО, уменьшив показатели численности членов не менее, чем в 26% от общего числа аудиторских организаций и (или) аудиторов. Установить, что подписание аудиторского заключения производится руководителем аудиторской группы, отвечающим за проверку.

10 ноября 2017 г.


ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации согласилась с решениями судов в трех нижестоящих инстанциях и подтвердила право ФНС России отменять решение регионального Управления ведомства в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ17-5672).

В рассматриваемом деле по результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2013 года было вынесено решение об отказе в возмещении НДС в размере свыше 26 млн руб. Затем региональное Управление ФНС России отменило решение инспекции в связи с недоказанностью согласованности действий общества и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Оба решения были вынесены в 2014 году.

Далее, в 2015 году ФНС России отменила решение управления и оставила в силе решения инспекции. Основанием для подобного шага послужили, в том числе, сообщения ГУБЭП МВД России о наличии в производстве уголовных дел по ст. 193.1, 199 Уголовного кодекса, возбужденных по материалам проверок, проведенных ФСБ России.

После этого организация обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ФНС России. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. В обосновании говорилось о том, что вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 3 ст. 31 Налогового кодекса).

При этом суды указали, что вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика).

Судебная коллегия ВС РФ, в свою очередь, также подчеркнула, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (Постановление КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Как уточнили судьи, в данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ. В статье содержится норма, в соответствии с которой налоги должны уплачиваться в законно установленном размере и не являться предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов.

Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом своих полномочий, суд отметил, что принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июля 2006 г. № 11366/05). Данный подход согласуется с положением ст. 89 НК РФ. Статья предусматривает гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая глубину выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.

Таким образом, суд счел, что налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

9 ноября 2017 г.


ГД окончательно приняла продление на год действия основных тарифов взносов

Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед законопроект № 274632-7 о внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса.

Пока что этой статьей установлены общие (не льготные) тарифы страховых взносов, действующие в 2017 - 2019 годах: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%, сверх предельной базы – 10%; на обязательное соцстрахование по больничным в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%; в отношении иностранцев (за исключением высококвалифицированных специалистов) до установленной предельной базы – 1,8%; на ОМС – 5,1%.

Законопроектом действие этих тарифов продлевается до конца 2020 года.

Законопроект № 274633-7, который был внесен в нижнюю палату парламента в пакете с упомянутым выше, прошел пока только первое чтение. Напомним, он продлевает на год действие тарифов взносов на ОПС, установленных статьей 33.1 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

9 ноября 2017 г.


ЦБ обновил порядок подачи документов при проведении валютных операций

Инструкцией от 16 августа 2017 г. N 181-И Банк России установил новый порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Документ начнет действовать с 1 января 2018 года.

Инструкция касается резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП или лицами, занимающимися частной практикой. Требования инструкции распространяются на нерезидентов, за исключением физлиц.

9 ноября 2017 г.


Банк России предложил аудиторам пройти добровольную аттестацию

Банк России предложил аудиторским организациям пройти добровольную аттестацию, сообщается на сайте регулятора.

“Такая квалификационная оценка деятельности аудиторов позволит мегарегулятору предварительно изучить отрасль и в дальнейшем ускорить процесс формирования реестра аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям”, — говорится в сообщении.

Добровольная оценка будет проходить на основании параметров, характеризующих опыт работы, квалификацию и деловую репутацию организации и ее ключевых сотрудников.

Создание реестра аудиторов предусмотрено проектом закона о реформе аудиторской отрасли, который находится на рассмотрении в Госдуме. Документ также предусматривает передачу ЦБ полномочий по регулированию в сфере аудита и содержит требования к организациям, имеющим право проводить аудит общественно значимых компаний.

8 ноября 2017 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты