Резерв по сомнительным долгам формируется в размере превышения дебиторской задолженности над кредиторской
Налоговики разъяснили, что налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает любую кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом, независимо от даты ее возникновения (письмо ФНС России от 8 июня 2017 г. № СД-3-3/3929@ «О применении положений статьи 266 НК РФ»).
Напомним, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в состав внереализационных расходов налогоплательщика, применяющего метод начисления, включаются расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (подп. 7 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса).
При этом сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ).
В свою очередь сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).
19 июня 2017 г.
Отсутствие обособленного имущества не свидетельствует о несамостоятельности фирмы
ООО «Д» (заказчик) заключило договор с ООО «З» (исполнитель) на оказание услуг по производству продукции из давальческого сырья.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила заказчику налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив взаимозависимость компаний – их руководители являются родными братьями. При этом у ООО «З» отсутствует недвижимое имущество, эта фирма ведет деятельность в помещении ООО «Д» на арендованном у него же оборудовании, применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».
По мнению инспекции, в результате применения схемы минимизации налоговых обязательств путем дробления бизнеса налогоплательщик завысил расходы за услуги переработки, что привело к неполной уплате в бюджет налога на прибыль. ООО «З» не удовлетворяет признакам самостоятельного юридического лица, поскольку у него отсутствует обособленное имущество.
Суды трех инстанций (дело № А43-12155/2016) отменили решение инспекции, установив, что выполнение работ подтверждено актами, контрагент уплачивал налоги и представлял в налоговый орган налоговую отчетность. Использование в производственной деятельности исполнителем оборудования, принадлежащего ООО «Д», по мнению судов, не свидетельствует о том, что документооборот между фирмами составлен формально, а фактически товар производил налогоплательщик.
Суды (постановление кассации Ф01-1872/2017 от 07.06.2017) установили, что ООО «Д» не имело производственного персонала для выполнения работ по договору, в то время как ООО «З» располагало необходимой численностью работников (37 человек), несло расходы по оплате труда. Суды признали, что приведенные инспекцией обстоятельства не свидетельствуют о создании схемы по дроблению бизнеса.
19 июня 2017 г.
Готовятся изменения в перечень кодов видов операций по НДС
ФНС России разрабатывает проект приказа, которым планируется внести изменения в перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, книге продаж, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Основанием для изменения послужило внесение Федеральным законом от 30 марта 2016 г. № 72-ФЗ изменений в ст. 151, 171 и 173 Налогового кодекса, а также дополнение главы 21 НК РФ ст. 174.2 НК РФ (Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме).
Речь идет, в частности, о следующих законодательных новшествах, введенных с 1 апреля 2016 года:
- при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области суммы исчисленного НДС не уплачиваются при условии, если они на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой не применяют специальные налоговые режимы и не осуществляют реализацию товаров без уплаты налога, за исключением применения налоговой ставки 0 % (подп. 1.1 ст. 151 Налогового кодекса);
- подлежат вычету суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области (п. 2 ст. 171 НК РФ), а также другие изменения.
Напомним, что используемый в настоящее время перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, а также коды видов операций по НДС, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, был утвержден в 2016 году (приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-3/136@).
16 июня 2017 г.
Как отчитаться по налогу на имущество, находящееся в нескольких кадастровых округах
В письме от 7 июня 2017 г. № БС-4-21/10803@ ФНС разъяснила нюансы администрирования налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский».
В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создан кадастровый округ с учетным номером «0» и наименованием «Общероссийский», границы которого совпадают с госграницей РФ.
Согласно порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, то одна налоговая декларация (налоговый расчет) может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту.
При этом одна налоговая декларация (один налоговый расчет) может представляться организациями в согласованный с УФНС налоговый орган и в отношении объектов, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский».
Полученное налогоплательщиком согласование не отменяется, если после его получения УФНС назначило налоговую инспекцию, на которую возлагаются отдельные полномочия по администрированию налога в отношении объектов, учтенных в кадастровом округе «Общероссийский». Отчётность по таким объектам налогоплательщик может подавать в другую (согласованную в вышеуказанном порядке) налоговую инспекцию.
16 июня 2017 г.
ФНС России разъяснила, как определяется база для начисления страховых взносов
Налоговики разъяснили, что в случае реорганизации юрлица в форме присоединения реорганизованое юрлицо становится плательщиком страховых взносов в отношении выплат в пользу работников присоединяемого юрлица с момента такого присоединения. При этом реорганизованное юрлицо должно исчислить и уплатить страховые взносы с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлиц присоединяемой организации с начала календарного года до момента реорганизации (письмо ФНС России от 7 июня 2017 г. № БС-4-11/10750@).
Напомним, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физлица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 Налогового кодекса).
При этом для организаций определено установление предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 3-5 ст. 421 НК РФ).
В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией до конца расчетного периода плательщик обязан соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п. 15 ст. 431 НК РФ).
В то же время при реорганизации юрлица в форме присоединения к нему другого юрлица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица (п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса).
Таким образом, при реорганизации путем присоединения присоединяемая организация прекращает свою деятельность.
Вместе с тем при присоединении юрлица к другому юрлицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юрлица (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса).
В свою очередь база для начисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом.
Поэтому, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) (п. 3 ст. 55 НК РФ).
В связи с этим при реорганизации юрлица в форме присоединения расчетным периодом для присоединяемой организации является период с начала календарного года и до момента реорганизации.
16 июня 2017 г.
Опубликована новая версия сборника примерных форм аудиторских заключений по МСА
Минфин опубликовал сборник примерных форм аудиторских заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита (версия 2/2017). Формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 года и 6 июня 2017 года.
С учетом того, что первая версия такого сборника появилась как раз в конце прошлого года, новая версия представляет собой дополнение предыдущей.
Теперь сборник структурирован по двум основным разделам: отчетность, составленная в соответствии с концепцией общего назначения, и отчетность, составленная в соответствии с концепцией специального назначения.
Некоторые подразделы первого раздела присутствовали и в первой версии сборника. Это:
- годовая консолидированная финансовая отчетность;
- годовая финансовая отчетность.
Имевшийся в первой версии раздел «годовая бухгалтерская отчетность по российским правилам (без ключевых вопросов аудита)» теперь разделен на три:
- годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации по российским правилам (без ключевых вопросов аудита);
- годовая бухгалтерская отчетность политической партии по российским правилам (без ключевых вопросов аудита);
- годовая бухгалтерская отчетность регионального отделения политической партии по российским правилам (без ключевых вопросов аудита).
Второго раздела – отчетность, составленная в соответствии с концепцией специального назначения – в предыдущем сборнике не было. Теперь он состоит из двух частей:
- сводный финансовый отчет политической партии;
- сведения о поступлении и расходовании средств регионального отделения политической партии.
16 июня 2017 г.
Декларацию по НДС планируется скорректировать
ФНС России подготовила проект приказа, которым предполагается скорректировать порядок заполнения налоговой декларации по НДС в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 463-ФЗ.
В нем, в частности, предусмотрены следующие изменения налогового законодательства с 1 января 2017 года:
- освобождение от НДС реализации услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства) (п. 2 ст. 149 Налогового кодекса);
- восстановление НДС в случае передачи управляющей компанией, созданной в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100 % акций которой принадлежит РФ, на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам госвласти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) и другие новшества.
Ожидаемый срок вступления документа в силу – декабрь 2017 года.
16 июня 2017 г.
Предлагается скорректировать понятие ОЗХС в целях применения правил независимости
Минфин опубликовал протокол заседания рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, прошедшего 8 июня.
Из протокола, в частности, следует, что указанному Совету рекомендуется принять поправки в пункт 1.20 правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
В настоящее время согласно этому пункту в целях первой части правил независимости, посвященной аудиту или обзорным проверкам прошедших периодов, под общественно значимыми хозяйствующими субъектами понимаются хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц:
- организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
- финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, в том числе кредитные и страховые организации, общества взаимного страхования, НПФ;
- организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%.
Согласно предлагаемой редакции под общественно значимыми хозсубъектами будут пониматься субъекты, предусмотренные частью 3 статьи 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности», а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, и организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законом «О консолидированной финансовой отчетности».
В отношении темы, которая наиболее остро беспокоит аудиторское сообщество – предлагаемой ЦБ концепции регулирования отрасли – Минфин с подачи рабочего органа, как следует из протокола, созовет внеплановое расширенное заседание, на котором будут присутствовать представители СРО, профессионального и делового сообщества, научных кругов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России.
16 июня 2017 г.
Подтвердить основной вид деятельности в ФСС можно будет через портал госуслуг
На общественное обсуждение вынесен проект поправок в административный регламент предоставления ФСС госуслуги по подтверждению основного вида деятельности страхователя по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – юрлица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Минтруда от 6 сентября 2012 г. № 178н.
Проект предусматривает, что при обращении в электронной форме через единый портал государственных (муниципальных) услуг заявителю обеспечивается возможность:
- получения информации о порядке и сроках предоставления услуги;
- записи на прием для подачи заявления о предоставлении услуги;
- формирования запроса о предоставлении услуги;
- приема и регистрации запроса и других документов, необходимых для предоставления услуги;
- получения результата предоставления услуги;
- получения сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении услуги;
- оценки качества предоставления услуги;
- досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) ФСС и его территориальных органов, а также их должностных лиц посредством портала федеральной государственной информационной системы.
Кроме того, будет установлено, что территориальные органы ФСС не вправе:
- отказывать в предоставлении госуслуги, в приеме заявления и иных документов, если они поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления госуслуги, опубликованной на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
- требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.
Также вносится множество других поправок в регламент.
15 июня 2017 г.
Пояснения бухгалтера о подделке актов без ведома ИП не помогли избежать доначислений
Предприниматель занимался оказанием транспортных услуг, имея в собственности транспортные средства. Наемных работников у него не было. Он заключил с ООО договор по оказанию транспортных услуг. Одновременно были заключены договоры по аренде у ООО нежилых помещений, и договоры поставки ГСМ, автозапчастей, материалов.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ и НДС по взаимоотношениям с ООО. В ходе проверки налоговая установила, что предприниматель не оплачивал ни услуги по аренде, ни товары, а ООО практически ежедневно перечисляло ему денежные средства без ссылки на периоды оплаты.
При этом по окончании каждого квартала предприниматель и ООО прекращали якобы взаимные обязательства путем проведения зачета. Акты зачета заверены одним лицом, поскольку предприниматель является учредителем и руководителем ООО.
Полученные предпринимателем от ООО денежные средства инспекция сочла авансовыми платежами. Налоговая решила, что деятельность ИП направлена уклонение от уплаты налогов и обналичивание. Денежные средства со счета предпринимателя перечислялись на счета К., который является работником ООО, с назначением платежа «расходы ИП».
Суды трех инстанций (дело № А75-1771/2016) признали законным решение инспекции, установив, что ИП первоначально (при даче пояснений инспекции при проверке) сам указывал на погашение взаимных обязательств между сторонами путем взаимозачета, однако, осознав последствия такого действия, отказался от данных пояснений, заявив, что акты взаимозачета не подписывал и не знал об их существовании.
К апелляционной жалобе были приложены пояснения бухгалтера ИП о том, что она изготовила эти акты и подписала самостоятельно без ведома предпринимателя. Впрочем, затем было представлено нотариально заверенное заявление бухгалтера, в котором она отрицает свое отношение к актам зачета - к их составлению и подписанию.
Суды (постановление кассации Ф04-1756/2017 от 06.06.2017) отклонили довод предпринимателя, что акты зачета подписаны не им, указав на его недобрососвестность. Выступая с двух сторон в сделках (ИП и руководитель компании) он не мог не знать об отражении взаимозачета в бухучете, поскольку несет ответственность за организацию деятельности фирмы.
15 июня 2017 г.
Налоговики определили новый порядок уточнения реквизитов в расчетных документах на уплату страховых взносов
Представители ФНС России и ПФР разработали инструкцию для плательщиков страховых взносов по поводу того, что нужно предпринимать в случае обнаружения ошибок при заполнении расчетных документов и необходимости уточнения в них реквизитов (письмо ФНС России и ПФР от 6 июня 2017 г. № ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158).
Напомним, что уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (п. 9 ст. 45 Налогового кодекса).
При этом порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органам, а также порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов, существенно различаются.
В частности, порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 1 января 2017 года в органы системы ПФР, выглядит следующим образом:
- заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР;
- отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган (по формату VO_RESHUTOHRD);
- одновременно с решением об уточнении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени (к уменьшению / доначислению), пересчитанную по состоянию на 1 января 2017 года;
- на основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика;
- в случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства (УФК), налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление по форме № 54 (приказ ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9@);
- после исполнения УФК уведомления данные об уплате отражаются в лицевом счете плательщика.
В то же время порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 1 января 2017 года в налоговые органы включает в себя следующие этапы:
- плательщик с заявлением об уточнении реквизитов обращается в налоговый орган;
- налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе);
- после получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов (рекомендуемый образец сообщения прилагается);
- налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа;
- в случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через УФК, налоговые органы формируют и направляют в УФК уведомление.
- налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.
- в случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделение ПФР в вышеуказанный срок извещает налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.
14 июня 2017 г.
«Липового» субподрядчика выдала нестыковка сведений, поданных в СРО, справкам 2-НДФЛ
ООО «Д» (подрядчик) заключило договоры подряда с заказчиками. Для выполнения работ в рамках договора по капитальному ремонту привлечен субподрядчик ООО «С».
По результатам выездной проверки декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2012 года налоговая доначислила НДС, пени и штраф, отказав в вычетах по сделке с ООО «С». Инспекция установила, что заказчик привлечение субподрядчика не подтвердил.
Согласно сведениям, представленным СРО, в феврале 2012 года ООО «С» выдано свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. За нарушение требований СРО действие свидетельства о допуске приостановлено в октябре 2012 года сроком на 60 дней, а затем компания исключена из СРО.
Выявлено, что для вступления в СРО субподрядчик представил сведения о численности квалифицированных работников в количестве 13 человек при фактической численности 4 человека, что подтверждается справками 2-НДФЛ и информацией, полученной из ПФ. При анализе расчетного счета ООО «С» также установлено, что зарплата работникам не выплачивалась, не выплачивалось и вознаграждение по договорам гражданско-правового характера. Заявленные работники контрагента факт трудоустройства не подтвердили, заявленный главный инженер умер до даты получения свидетельства о допуске.
Суды трех инстанций (дело № А57-18653/2016) признали, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период договорных отношений у контрагента отсутствовали необходимые условия для исполнения договора субподряда.
Суды также учли, что контрагент по адресу регистрации не располагается, собственник помещения показал, что на момент приобретения здание было непригодно для эксплуатации, коммуникации отсутствовали, крыша разрушена, вывески на здании отсутствовали. Здание стало пригодным для ведения деятельности только с лета 2013 года, после ремонта.
Поступившие на счет контрагента денежные средства в течение одного-двух дней перечислялись на счета других организаций и предпринимателей, при этом номенклатура приобретаемых товаров (работ, услуг) не соответствует номенклатуре реализованных товаров (работ, услуг). Суды (постановление кассации Ф06-21119/2017 от 05.06.2017) согласились с инспекцией, что налогоплательщиком создан искусственный документооборот в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
13 июня 2017 г.
Противодействие проведению проверки привело к доначислению более 71 млн рублей
В июне 2014 года ИФНС приняла решение о проведении выездной проверки компании за период с 1 января 2011 года по 30 июня 2013 года. Однако компания не предоставила возможности ознакомиться с оригиналами первичных документов, регистрами бухгалтерского и налогового учета, уклонялась от представления документов и создавала препятствия в проведении мероприятий налогового контроля. В частности, был назначен новый генеральный директор незадолго до начала проверки, первичные документы уничтожены.
Инспекция применила расчетный метод исчисления налогов, используя сведения о доходах и расходах, банковскую выписку, фискальные отчеты и расходы, подтвержденные ответами контрагентов. В итоге компании доначислено налогов более чем на 50 млн рублей, пени и штрафов еще на 21 млн.
Суды трех инстанций (дело № А40-128864/2016) признали законным решение инспекции, указав на подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК, согласно которому налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Установлено, что до начала проверки генеральный директор Г. (он же главный бухгалтер) снял с себя полномочия и передал фирму А. При этом за месяц до снятия с себя полномочий Г. зарегистрировал новую компанию ООО «А» по адресу нахождения истца, которой были переданы основные средства, все кассовые аппараты, в которую перешли работники, а также на которую в течение двух месяцев (июнь – июль 2014 года) перезаключены все договоры с контрагентами.
Новый гендиректор налогоплательщика А. показал, что ему не было известно, что в момент приобретения им полномочий в компании проводилась проверка. Первичные документы компании, которые ему передал Г., он выбросил, далее деятельность компания не вела.
Перечисленные выше действия суды расценили как умышленное злоупотребление правом, влекущее на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК безусловное право инспекции определить налоговые обязательства налогоплательщика расчетным путем (постановление кассации Ф05-7065/2017 от 05.06.2017).
13 июня 2017 г.
Ведение учета компаний одним бухгалтером не свидетельствует о подконтрольности
ООО «А» (покупатель) и ООО «Н» (продавец) заключили договор купли-продажи недвижимости и оборудования. ООО «А» заявило вычет в декларации по НДС, представив в подтверждение договоры, счета-фактуры, акты приема передачи, товарные накладные.
По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычете, указав на создание формального документооборота с участием взаимозависимых лиц с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Единственный участник и руководитель ООО «А» являлся участником ООО «Н» посредством участия в третьем лице.
Перечисленные в оплату имущества денежные средства получены ООО «А» в виде целевого кредита в банке. В то же время на момент заключения сделок купли-продажи у ООО «Н» имелись обязательства перед тем же банком по возврату кредита, на что и были потрачены полученные средства. Таким образом, в результате спорных сделок ООО «А» получило кредит, а ООО «Н» погасило свой кредит в течение одного дня.
Более того, бухучет в компаниях ведет один и тот же бухгалтер. Согласно информации, представленной банками, компании обслуживаются в одних и тех же банках, ip-адреса компьютеров для входа в систему «Клиент Банк» совпадают.
Суды трех инстанций (дело № А43-17196/2016) отменили решение инспекции, установив, что условия договоров купли-продажи сторонами исполнены, денежные средства в полном объеме поступили на счет продавца, стороны отразили данную сделку в своей налоговой отчетности, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке, ООО «А» погашает кредит, полученный для приобретения имущества. В соответствии с отчетом об оценке завышения рыночного уровня цены приобретенных объектов не имелось.
В решении кассации (Ф01-1794/2017 от 01.06.2017) указано: «то обстоятельство, что бухгалтерский и налоговый учет … осуществляется одним и тем же лицом, не позволяет сделать однозначный вывод о подконтрольности одной организации другой».
Суды признали, что компания представила все необходимые документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов, а инспекция не доказала направленность действий налогоплательщика исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.
9 июня 2017 г.
НК не предусмотрен нулевой налог на дивиденды, выплачиваемые филиалу инофирмы в РФ
В письме от 31 мая 2017 г. № СД-4-3/10311@ ФНС напомнила, что иностранные организации, которые ведут деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относящимися к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежащими обложению налогом.
Ставка налога 15%, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК, применяется к доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме.
Таким образом, возможность налогообложения дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранной компании по ставке 0% (согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК) не предусмотрена НК.
Вместе с тем, следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 7 НК если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК, то применяются правила и нормы международных договоров.
9 июня 2017 г.
Халатность штатного бухгалтера не дает права на продление срока на вычет НДС
В июне 2015 года компания представила в инспекцию уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2012 года, в которой заявила вычеты на основании счетов-фактур, выставленных 16-ю поставщиками. Счета-фактуры (72 штуки) составлены контрагентами в 2009 – 2011 годах, в соответствующих периодах приняты к учету, что подтверждается товарно-транспортными накладными, актами выполнения работ (оказания услуг).
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в возмещении налога, указав на пропуск трехлетнего срока для заявления права на вычет.
Суд первой инстанции (дело № А63-6199/2016) признал законным решение инспекции.
Апелляция с ним не согласилась, указав, что выполнение условий по принятию на учет товаров (работ, услуг) произошло во 2 квартале 2012 года, поскольку счета-фактуры отражены в книге покупок за 2 квартал 2012 года.
Кассация оставила в силе решение суда первой инстанции, пояснив, что регистрация счетов-фактур в книге покупок в 2012 году вместо 2009 – 2011 годов не меняет начало течения трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК. Компания вправе воспользоваться правом на вычет в течение трех лет после окончания периода, в котором возникло право на вычет налога. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен судом. В данном случае при возникновении права в 2011 году компания могла им воспользоваться в 2014 году, тогда как декларация представлена в июне 2015 года.
Уважительных причин пропуска срока компания не представила. К уважительным причинам нельзя отнести внутренние проблемы компании и бездействие штатного бухгалтера, выразившееся в незаявлении вычетов в соответствующие налоговые периоды. Штатный бухгалтер назначается руководителем, который несет ответственность и риски за действия и бездействия своих подчиненных, указала кассация (Ф08-3220/2017 от 30.05.2017).
8 июня 2017 г.
Первое чтение прошла обязанность аудиторов сообщать о странных операциях клиентов
Госдума приняла в первом чтении законопроект № 134557-7 о внесении изменений в статьи 7-1 и 7-3 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 закона «Об аудиторской деятельности». Проект был внесен правительством.
Согласно дополнениям, вносимым в нормы как антиотмывочного закона, так и закона об аудиторской деятельности, аудиторы должны будут сообщать в Росфинмониторинг о сделках или финансовых операциях аудируемого лица при наличии любых оснований полагать, что сделки могли быть совершены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.
Проект разработан с целью приведения законодательства в соответствие с рекомендацией ФАТФ №23. Рекомендация ФАТФ предписывает странам – участницам распространить действие требования о направлении сообщения в уполномоченный орган о подозрительной операции (сделке) на профессиональную деятельность аудиторов, говорилось в связи с внесением законопроекта на сайте кабмина.
8 июня 2017 г.
Налог на прибыль, уплаченный в другом государстве, нельзя учесть при налогообложении в России
Минфин России разъяснил, что в случае отсутствия возможности зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченного на территории иностранного государства, данные затраты при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в России не учитываются (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 мая 2017 г. № 03-12-11/3/33520).
Напомним, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами России, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п. 1-2 ст. 311 Налогового кодекса).
В свою очередь суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за рубежом, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ. Зачет уплаченного за рубежом налога производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ:
- для налогов, уплаченных самой организацией, требуется документ, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного государства;
- для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, – документ, заверенный налоговым агентом (п. 3 ст. 311 НК РФ).
В связи с этим финансисты отмечают, что возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий:
- обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в РФ;
- фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.
Представители Минфина России также обратили внимание на то, что суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченные на территории иностранного государства, не могут быть учтены в составе расходов для целей налога на прибыль организаций, учитывая положения ст. 270 НК РФ.
8 июня 2017 г.
ПФР в решениях о возврате страховых взносов не учитывает суммы, поступившие в 2017 году
Представители ПФР разъяснили, что факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов может быть обнаружен территориальным органом ПФР по итогам камеральной проверки представленного плательщиком расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также по итогам выездной проверки. В связи с этим территориальные органы ПФР принимают решение о возврате переплаты без учета сумм страховых взносов, поступивших после 1 января 2017 года, поскольку данные суммы не являются объектом камеральных и выездных проверок, проводимых территориальными органами фонда (письмо ПФР от 26 апреля 2017 г. № НП-30-26/5935 «О принятии решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств с 01.01.2017»).
Напомним, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»; далее – Закон № 250-ФЗ).
В случае если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, срок исчисляется со дня завершения органом ПФР камеральной проверки указанного расчета (ч. 2 ст. 21 Закона № 250-ФЗ).
При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).
6 июня 2017 г.
PCAOB одобрил первые большие изменения в аудиторском заключении за 70 лет
Совет по надзору за учетом в публичных компаниях одобрил изменения, которые заставят аудиторов все рассказать о вопросах, заставивших их поломать головы по ходу аудиторских проверок. После прошедших 1 июня обсуждений американский аудиторский регулятор все-таки дал зеленый сет новому аудиторскому стандарту, согласно которому все важные вопросы, ранее сообщавшиеся внешними проверяющими лишь аудиторским комиссиям в компаниях, теперь найдут свое отражение в заключениях.
Действующая ныне модель выдачи аудиторских заключений «pass/fail» («провал или успех») сохранится, но, несмотря на это, председатель PCAOB Джеймс Доти (James Doty) отзывается о стандарте как о первом большом пересмотре формата аудиторских заключений с конца 40-х годов прошлого века. По его словам, он «вдохнет новую жизнь в шаблонную отчетную модель».
Отчеты будут содержать информацию об имевших место обсуждениях критических вопросов, возникших по ходу аудиторской проверки финансовой отчетности за текущий период. В качестве таковых будут понимать любые вопросы, доведенные или обязанные быть доведенными до сведения аудиторских комиссий, которые при этом связаны с существенными счетами или раскрытиями, существенными для финансовой отчетности, и которые подразумевают «особенно трудные, субъективные или неоднозначные аудиторские суждения».
Стандарт еще должен быть одобрен SEC, причем в случае с такими масштабными изменениями Комиссия, скорее всего, еще выставит их на публичное обсуждение.
Помимо этого, новый стандарт оговорил и некоторые прояснения роли аудитора и деталей его работы, например:
- Продолжительность отношений: теперь формат аудиторского заключения предполагает указание года, когда данный аудитор приступил к оказанию услуг данной конкретной компании;
- Независимость: аналогично, заключение будет содержать утверждение о соблюдении принципов независимости аудита;
- Язык: стандартизированный, шаблонный язык отчетов будет слегка дополнен. Например, в описании обязанности аудитора получить «обоснованные доказательства отсутствия в финансовой отчетности существенных расхождений» будет формальная оговорка «в результате ошибки или манипуляций»;
- Стандартный формат: мнение аудитора будет излагаться в первой же секции заключения, а сами секции обзаведутся заголовками для облегчения ориентирования пользователей;
- Адресаты: кому адресовано аудиторское заключение. Стандарт предполагает, что таковыми являются акционеры компании, члены совета директоров и далее перечисление тех, кто также имеет доступ к этой информации.
5 июня 2017 г.