Законопроект о повышении ставки НДС внесен в Госдуму

Правительство РФ предлагает внести в Налоговый кодекс изменения, предусматривающие увеличение базовой ставки НДС с действующих 18% до 20%. Налоговая ставка может возрасти с 1 января 2019 года.

Напомним, в настоящее время налогообложение НДС производится по ставкам 0%, 10% и 18% (п. 1-3 ст. 164 НК РФ). Размер применяемой в том или ином случае налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг), таможенной процедуры, момента определения налоговой базы. При этом для ставок 0% и 10% установлен перечень случаев применения, а ставка в размере 18% применяется в отношении всех остальных случаев.

Ожидается, что повышение размера ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд руб. в год.

Кроме того, предлагается:

  • увеличить с 15,25% до 16,67% расчетную налоговую ставку НДС, применяемую в целях реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;
  • сохранить право на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года.

Также законодательной инициативой предусмотрены меры по обеспечению стабилизации установленной в настоящее время фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов. Для этого совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды планируется снизить с 34% до 30%.

По действующим нормам в 2017-2020 годах для основной категории плательщиков страховых взносов тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) установлен в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС и 10% – сверх установленной предельной величины. При этом с 1 января 2021 года тариф страховых взносов на ОПС зафиксирован в размере 26% с сумм выплат физлицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов (ст. 425-426 НК РФ).

Законопроектом предполагается зафиксировать на бессрочный период тариф страховых взносов на ОПС в размере 22% с сумм выплат физлицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и 10% – сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Сопутствующие корректировки планируется внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Поправками предусмотрено и определение суммы страховых взносов для формирования пенсионных прав при исчислении страхового взноса в фиксированном размере.

В случае одобрения законопроекта соответствующий закон вступит в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (расчетного периода по страховым взносам).

18 июня 2018 г.


Силуанов объявил о «компенсациях» за повышение НДС

По словам главы Минфина, повышение базовой ставки НДС до 20% увеличит доходы федерального бюджета на 600 млрд руб. в год. Увеличение налога компенсируют снижением административной нагрузки и уменьшением сроков возмещения НДС

Правительство России предлагает повысить базовую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% уже с 1 января 2019 года, заявил на заседании кабмина премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, эта мера вкупе с завершением налогового маневра в нефтяной отрасли позволит «обеспечить выполнение майского указа президента о достижении целей развития» и поддержать экономический рост.

По оценке первого вице-премьера и главы Минфина Антона Силуанова, повышение ставки НДС увеличит доходы казны более чем на 600 млрд руб. в год.

«Этот шаг приведет к дополнительным доходам федерального бюджета более чем на 600 млрд руб. в год начиная со следующего года», — заявил Силуанов, отметив, что в качестве компенсации повышения ставки НДС правительство примет ряд дополнительных мер, снижающих негативный эффект для бизнеса.​

«В частности, предлагается обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения порогового значения суммы уплаченных предприятием за три года налогов, дающей право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд руб. до 2 млрд руб. Предусматривается также снизить нагрузку на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС, отменить сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество», — сказал Силуанов.

Кроме того, по словам первого вице-премьера, правительство предлагает на бессрочной основе зафиксировать тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величины базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины, а также отменить контроль за трансфертным ценообразованием.

«Это существенно снизит административную нагрузку на бизнес, сократит отчетность в Федеральную налоговую службу. Мы будем и дальше снижать административную нагрузку на предпринимателей, в том числе на малых предпринимателей», — добавил Силуанов.

По его словам, все предлагаемые налоговые решения будут внесены в Госдуму в составе готовящегося пакета законопроектов, и в правительстве надеются на их принятие уже в весеннюю сессию.

«Рассчитываю, что парламент эти инициативы поддержит, рассчитываю, что «Единая Россия» также предпримет все усилия для поддержки этих законопроектов», — сказал Медведев.

Сложившуюся после принятия новых законов «налоговую конфигурацию» планируется оставить неизменной вплоть до следующих президентских выборов. Одновременно с этим власти планируют провести пенсионную реформу, увеличив возраст выхода на пенсию и назначения социальных и трудовых пенсий.

15 июня 2018 г.


Минфин: затраты на доработку НМА учитываются в течение периода его использования

В письме от 17.05.18 № 03-03-06/1/33132Минфин напомнил, что нематериальные активы амортизируются, но увеличение их первоначальной стоимости в результате дооборудования, модернизации, реконструкции положениями НК не предусмотрено.

При этом подпункт 26 пункта 1 статьи 264 НК относит к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на приобретением прав на программы для ЭВМ и базы данных по лицензионным и сублицензионным договорам с правообладателем. Сюда также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы стоимостью менее амортизируемой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий, и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, затраты на доработку НМА учитываются в течение периода его использования.

15 июня 2018 г.


ФНС России разъяснила, с какой даты исчислять страховые взносы для вновь созданной организации

При реорганизации юрлица в форме преобразования расчетным периодом для возникшей новой организации является период со дня создания до окончания календарного года. Такой вывод содержится в письме ФНС России от 5 июня 2018 г. № БС-4-11/10843 «Об исчислении страховых взносов при реорганизации плательщика страховых взносов путем преобразования». Следовательно, при определении базы для начисления страховых взносов созданная организация не вправе учитывать выплаты и другие вознаграждения, начисленные работникам реорганизованной компании. При этом у сформированной компании в базу для начисления страховых взносов входят выплаты и другие вознаграждения, начисленные работникам с даты ее создания, то есть с даты государственной регистрации.

ФНС России отметила, что Налоговый кодекс не предусматривает механизм правопреемства при определении базы в случае реорганизации юрлица путем преобразования.

Если реорганизация в форме преобразования произошла во втором квартале расчетного периода, то созданное юрлицо при заполнении расчета по страховым взносам на титульном листе расчета указывает код расчетного периода «31» – за полугодие, «33» – за девять месяцев, «34» – за год (приложение № 3 к Порядку заполнения расчета по страховым взносам, утв. приказом ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме»).

Напомним, что организации и ИП определяют базу для исчисления страховых взносов по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, которые начисляются в отношении каждого физлица с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 1 ст. 421 НК РФ). В базу не входят суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ).

15 июня 2018 г.


Обновлены формы документов, используемых налоговиками при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности

Соответствующий приказ ФНС России от 4 апреля 2018 г. № ММВ-7-8/189@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@» зарегистрирован в Минюсте России.

Речь идет о новых редакциях таких форм документов, как:

  • решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств;
  • решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка);
  • постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка);
  • решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Обновление указанных форм связано с внесением поправок в Налоговый кодекс. В частности, установлена возможность взыскивать налог со счетов и вкладов налогоплательщика в драгоценных металлах. Напомним, соответствующие дополнения вступили в силу с 1 июня текущего года. Теперь для целей администрирования налогов счета, открытые в банках на основании договора банковского счета в драгметаллах, приравнены к расчетным текущим и иным счетам, открытым на основании договора банковского счета. При этом допускается взыскание налоговых долгов с «металлических счетов» в случае невнесения или неполного внесения налогового платежа в установленный срок (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Обращение взыскания на счета в драгметаллах осуществляется только в третью очередь – при недостаточности или отсутствии наличных денег и средств на рублевых и валютных счетах налогоплательщика.

Также в НК РФ установлены мероприятия по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством и банковской гарантией (ст. 74 и ст. 74.1 НК РФ). Например, в соответствии с п. 3 ст. 74 НК РФ налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства. В свою очередь, банковская гарантия также должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия (подп. 5 п. 5 ст. 74.1 НК РФ).

15 июня 2018 г.


При прекращении деятельности в бухучете появится новый объект: готов проект по ПБУ

Минфин опубликовал проект изменений в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

Предлагается удалить тезис о том, что это ПБУ также применяется при составлении сводной бухгалтерской отчетности. Соответствующий абзац также удаляется и из раздела о раскрытии информации в отчетности.

Для урегулирования обязательств, возникающих вследствие признания деятельности прекращаемой, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация сейчас образует резерв. После принятия поправок в этой ситуации будут признаваться оценочные обязательства. Соответственно, упраздняются все правила создания названного резерва, раскрытия информации о нем.

На случай снижения стоимости активов, относящихся к прекращаемой деятельности, упраздняется отсылка к ПБУ, применяемым к этим активам. В связи с этим удаляется исключение из правила, отраженного в пункте 14 ПБУ (правило о том, что сумма снижения стоимости актива подлежит раскрытию в отчете о финансовых результатах), корректируются некоторые другие нормы ПБУ.

Вводится новый раздел III «Долгосрочные активы к продаже». В целях рассматриваемого ПБУ под таковыми будут пониматься:

  • ОС и другие внеоборотные активы (за исключением финансовых активов), использование которых прекращено, возобновление их использования не предполагается в связи с принятием решения об их продаже;
  • предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов.

Долгосрочные активы к продаже будут учитываться в составе оборотных активов обособленно от других активов, будут оцениваться в порядке, предусмотренном для текущей оценки запасов, при этом вместо себестоимости будет приниматься балансовая стоимость на момент переклассификации в долгосрочный актив к продаже.

В разделе о раскрытии появится дополнение о раскрытии информации о долгосрочных активах к продаже, в том числе, их описания, описания фактов и обстоятельств продажи, данных о прибыли (убытке) и других сведений.

Вносятся поправки технического характера - упоминания пояснительной записки к бухгалтерской отчетности заменяются пояснениями к бухгалтерскому балансу и/или отчету о финрезультатах.

Видоизмененное ПБУ должно начать применяться в 2020 году.

14 июня 2018 г.


Утвержден порядок представления ПФР и ФСС России документов о недоимках на 1 января 2017 года в налоговые органы

Утвержден порядок представления ПФР и ФСС России по запросам налоговых органов первичных документов, подтверждающих обоснованность начисления, своевременность и полноту принятия мер по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в фонды, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных фондами по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (приказ ФНС России от 9 апреля 2018 г. № ММВ-7-8/206@ (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2018 года)).

Это связано со списанием невозможных к взысканию недоимок по взносам (и пр.), возникших в частности до 1 января 2017 года.

13 июня 2018 г.


Выездные налоговые проверки: три рекомендации от ФНС России на основе судебной практики

В целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой ФНС России направляет рекомендации:

  1. по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок в случае пересмотра в ходе таких проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок;
  2. в целях установления фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль при доначислении в рамках выездной налоговой проверки иных налогов;
  3. при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней (письмо ФНС России от 7 июня 2018 г. № СА-4-7/11051@).

13 июня 2018 г.


ФНС разъяснила, как при выездной проверке учитываются уточненки и прошлые камералки

ФНС выпустила эпохальное письмо от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ об установлении налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных проверок.

Письмо касается выявления адекватных сумм к уплате в таких случаях:

  • если в ходе выездной проверки пересмотрены выводы, сделанные по результатам камеральных проверок;
  • необходимость пересчета налога на прибыль при доначислении в рамках выездной проверки иных налогов;
  • при подаче налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней.

НК не предполагает дублирования контрольных мероприятий в рамках выездных и камеральных проверок. В связи с этим не исключается выявление при проведении выездной проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при камеральной проверке. Данные выводы содержатся в определении КС от 10.03.2016 № 571-О.

Также ФНС указала со ссылкой на КС, что акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства, в связи с чем наличие решения по результатам камеральной проверки не исключает штраф за нарушение, установленное в ходе выездной проверки.

По второму пункту ФНС привела постановление ВС № 305-КГ16-10138 от 30.11.2016 о том, что налоговики должны включать в расходы доначисленные налоги в рамках одной проверки. ФНС уточняет: это делается при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки. Аналогичные выводы ВС изложил также в определении 305-КГ16-13478 от 26.01.2016.

Также ФНС привела в пример определение ВС № 305-КГ16-14941 от 21.02.2017, согласно которому НДС можно возместить по итогам выездной проверки, даже если в ходе камералки отказано. НК не предусмотрены последствия за нарушение срока на отказ от освобождения операций от обложения НДС, указал ВС. ФНС из этого документа привела такой вывод: при отсутствии права на вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входящего» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

В отношении третьего пункта ФНС напомнила об определении ВС от 12.12.2017 № 301-КГ17-14742: налоговая вправе не учитывать уточненки, дублирующие решение по выездной проверке. ФНС привела обобщенные выводы судов: уточненная декларация, представленная после завершения выездной проверки и до вынесения решения, а также возражения и дополнительно полученные, как от налогоплательщика, так и в ходе допмероприятий налогового контроля, документы могут являться информацией о действительных обязательствах налогоплательщика.

В определении ВС № 310-КГ16-5041 от 13.09.2016 указано, что уточненка, поданная после окончания проверки, может быть проанализирована в ходе допмероприятий, которые налоговики начали именно после получения уточненки. Как вариант, ИФНС вправе назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Вместе с тем, налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных деклараций, представленных налогоплательщиками после составления акта выездной проверки. В пример ФНС привела решение ВС от 20.04.2018 № 307-КГ18-3827. ФНС сообщила, что после проведения выездной проверки, но до принятия по ней решения, истец представил уточненки, в которые была включена сумма внереализационных расходов, ранее не отражавшихся в бухгалтерском и налоговом учете. Камералка к моменту вынесения решения по выездной проверке завершена не была, поэтому указанные расходы не могут учитываться в качестве переплаты, влияющей на сумму налога, начисленного по результатам выездной проверки, до окончания камералки, указали суды.

ФНС резюмировала: в случае подачи налогоплательщиками уточненки после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право как на проведение допмероприятий налогового контроля и учет показателей уточненки при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную проверку. Налоговый орган также вправе проверить уточненки исключительно в рамках камеральных проверок. Выбирая вариант действий, налоговым органам необходимо учитывать объем и характер уточняемых сведений, который должен позволять установить фактические налоговые обязательства и принять законное и обоснованное решение.

13 июня 2018 г.


В РФ введут документ МСФО о внесении изменений в программу - поправки к IAS 19

Минфин планирует ввести в действие на территории РФ документ МСФО «Внесение изменений в программу, сокращение программы или погашение обязательств по программе (Поправки к МСФО (IAS) 19)».

Соответствующий проект вынесен на общественное обсуждение.

13 июня 2018 г.


Налоговики разъяснили, в каких случаях можно перечислять зарплату в иностранной валюте

Разъяснен порядок применения новых норм валютного и трудового законодательства о выплате зарплаты в иностранной валюте (письмо ФНС России от 4 апреля 2018 г. № ОА-4-17/6361@).

Напомним, что с марта 2018 года расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами. В частности, речь идет о выплате физлицам-резидентам зарплаты и иных сумм в иностранной валюте за пределами территории России по заключенным ими с юрлицами-резидентами трудовым договорам, предусматривающим выполнение трудовых обязанностей за рубежом. Кроме того, в некоторых ситуациях валютную зарплату можно переводить и на российские банковские счета.

Соответствующие поправки внесены и в ч. 1 ст. 131 Трудового кодекса.

9 июня 2018 г.


При камеральной проверке уточненки ИФНС вправе проверять и то, что не изменилось

Сделав в декларации по НДС уточнение на сумму 56 рублей, организация «попала» на несколько миллионов.

ООО «А» заключило с рядом поставщиков договор на поставку битума.

По результатам камеральной проверки уточненной декларации ИФНС доначислила НДС в размере 3,5 млн рублей, пени и штраф. Инспекция сослалась на отсутствие у контрагентов управленческого и технического персонала, производственных активов, складских помещений, основных и транспортных средств, необходимых для исполнения договоров, транзитный характер операций по расчетным счетам. При этом был установлен реальный прямой поставщик (производитель) товара.

Компания обратилась в суд, поясняя, что сумма уточнения составила всего 56 рублей, и полагая, что проверка уточненной декларации может охватывать только уточненные сведения.

Суды трех инстанций (дело № А65-26711/2017) отказали в удовлетворении иска, разъяснив, что праву налогоплательщика на представление уточненной декларации корреспондирует право налоговых органов на ее проверку.

Суды (постановление кассации Ф06-33130/2018 от 30.05.2018) пояснили, что НК не ограничивает право налоговиков на проверку налоговых обязательств по показателям, отраженным в уточненке, в том числе по сведениям, совпадающим со сведениями первичной декларации, которые уже были предметом проверки. Таким образом, инспекция вправе проверить декларацию в полном объеме, в том числе по нескорректированным сведениям.

То обстоятельство, что налогоплательщик не был оштрафован по результатам проверки первичной декларации, не исключает права инспекции на привлечение к ответственности при выявлении нарушения при проверке уточненной декларации, если не истек срок исковой давности.

9 июня 2018 г.


Названы 796 аудиторов, лишенных аттестатов из-за бездействия в течение трех лет

Минфин опубликовал перечень лиц, квалификационные аттестаты аудитора которых аннулированы решениями ведомства в связи с нарушением требования пункта 6 части 1 статьи 12 закона «Об аудиторской деятельности».

Названной нормой предусмотрен отзыв аттестата, если аудитор не участвует в аудиторской деятельности (или индивидуальный аудитор не ведет аудиторскую деятельность) в течение трех последовательных календарных лет.

В перечне 796 человек, лишенных аттестатов в 2016-2018 годах.

9 июня 2018 г.


Голикова: налоговый маневр 22/22 в кабмине РФ не обсуждается

Идея налогового маневра 22/22, которая предполагает снижение ставки страховых взносов и рост НДС до уровня 22%, в российском кабинете министров не обсуждается. Об этом в пятницу заявила вице-премьер Татьяна Голикова, которая курирует социальный блок.

Напомним, что ранее министерство финансов России предлагало так называемый налоговый маневр 22/22, согласно которому планировалось снизить совокупную ставку страховых взносов в социальные фонды с нынешних 30% до 22%. При этом налоговую нагрузку предлагалось перенести на косвенный налог — НДС, который должен был вырасти с 18% также до 22%.

По задумке авторов идеи, это должно было снизить нагрузку на легальный бизнес, который в полном объеме платит страховые взносы за своих работников. При этом издержки «теневых» предпринимателей должны были вырасти за счет увеличения НДС, который закладывается в цену товара. Идею поддержало Минэкономразвития, однако социальный блок правительства выступил против.

8 июня 2018 г.


Оспаривание кадастровой стоимости в комиссии: заключение на отчет об оценке не нужно

Предприниматель оспорила в ВС одну из норм порядка работы комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 4 мая 2012 г. N 263. Второй абзац пункта 20 порядка предусматривает, что заявление на пересмотр кадастровой стоимости отклоняется, если рыночная стоимость отличается от кадастровой более, чем на 30%, за исключением случаев, когда заявителем представлено положительное экспертное заключение на отчет об оценке. Данная норма противоречит части 16 статьи 24.18 закона об оценочной деятельности. Обращение в ВС мотивировано тем, что суд признал незаконным решение комиссии, которое было принято в отсутствие экспертного заключения.

ВС (решение от 26 апреля 2018 г. N АКПИ18-142) разъяснил, что оспариваемая норма основана на старой, действовавшей до 2 июня 2016 года редакции закона об оценочной деятельности. Однако с указанной даты представление положительного экспертного заключения при оспаривании кадастровой стоимости по закону не является обязательным. Значит, со 2 июня 2016 года оспариваемая норма порядка противоречит закону и является недействующей в указанной части.

8 июня 2018 г.


ФНС России рассказала об особенностях контроля за правильностью указания кодов экономической деятельности

Если при проведении мероприятий налогового контроля инспекторы установят несоответствие между видом деятельности налогоплательщика по заявленному коду и фактическим видом деятельности, налогоплательщику могут направить рекомендации внести соответствующие исправления. Такой вывод содержит письмо ФНС России от 30 мая 2018 г. № ЕД-4-15/10392@ «Опредставлении информации».

Ведомство отметило, что некоторые нормы законодательства о налогах и сборах, которые регламентируют порядок применения специальных налоговых режимов, устанавливают право на применение пониженных ставок налога или иных льгот и преференций по ряду налогов, могут применяться по конкретным видам экономической деятельности. Поэтому налоговые органы могут проводить контрольные мероприятия по определению фактического вида деятельности. Однако проводить проверки вышеуказанных кодов налоговики не обязаны.

Для некоторых плательщиков взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является, например, производство одежды, мебели, на период до 2018 года включительно установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20%. Но только если выполняются одновременно два условия — сумма доходов за налоговый период не должна превышать 79 млн руб., а доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов должна составлять не менее 70% (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 Налогового кодекса).

Если налогоплательщик нарушит эти требования к основному виду деятельности, то он не вправе уплачивать страховые взносы по пониженной ставке.

7 июня 2018 г.


Проект поправок в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: есть новая версия

На сайте Минфина опубликован обновленный проект изменений, которые планируется внести в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

В первом разделе ПБУ не будет сказано о том, что его применение позволяет отражать в бухучете и отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухучете, от налога на налогооблагаемую прибыль.

Второй раздел ПБУ будет называться «Постоянные и временные разницы».

Понятие постоянных налоговых обязательств (активов) переименовывается в постоянные налоговые расходы (доходы), причем, прежними остаются все определения данного понятия.

К временным разницам, помимо существующего наполнения, будут отнесены результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Вводится определение о том, что временная разница определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Сейчас указано, что временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль. Слова «при формировании налогооблагаемой прибыли» будут исключены.

В разделе о временных разницах объединяются пункты о вычитаемых и налогооблагаемых временных разницах. Будет общим список того, в результате чего образуются и те, и другие временные разницы. Этот список скорректирован и относительно действующего ПБУ, и относительно декабрьского проекта. В итоге будет установлено, что временные разницы образуются в результате:

  • применения разных правил формирования первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • применения разных способов формирования себестоимости для целей бухучета и целей налогообложения;
  • применения, в случае продажи объектов ОС, разных правил признания в бухгалтерском и налоговом учете доходов и расходов, связанных с их продажей;
  • переоценки активов по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признания в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, запасов и других активов;
  • применения разных правил создания резервов по сомнительным долгам и других аналогичных резервов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • признания в бухучете оценочных обязательств;
  • применения различных правил отражения уплачиваемых за пользование заемными средствами процентов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде;
  • прочих аналогичных различий.

В разделе ПБУ «IV. Учет налога на прибыль» пункт 20, как и в предыдущей версии проекта, дополняется следующими тезисами. Для целей данного ПБУ под расходом (доходом) по налогу на прибыль будет пониматься сумма налога на прибыль (убыток), признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период. Расход (доход) по налогу на прибыль будет определяться как сумма текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль за отчетный период будет равен суммарному изменению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период.

При этом не будет указано (как сейчас), что условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухучете на обособленном субсчете по учету таких величин к счету по учету прибылей и убытков.

Для целей ПБУ текущим налогом на прибыль будет признаваться налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а не исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на ряд сумм (как сейчас).

Для участников КГН прописываются особенности формирования временных и постоянных разниц, текущего налога на прибыль.

В отчет о финансовых результатах будут включаться не постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (как сейчас), а расход (доход) по налогу на прибыль с разделением на отложенный налог на прибыль и текущий налог на прибыль. Добавлено, что это будет отражаться в качестве статьи, уменьшающей прибыль (убыток) до налогообложения при формировании чистой прибыли (убытка) за отчетный период.

Кроме того, этот же 24-й пункт ПБУ дополнен таким тезисом: налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), отражается в отчете о финансовых результатах в качестве статьи, уменьшающей (увеличивающей) чистую прибыль (убыток) при формировании совокупного финансового результата периода.

В новой редакции теперь излагается и пункт 25 ПБУ об отражении сведений в пояснениях к балансу и отчету о финрезультатах. Сейчас необходимость раскрытия обусловлена наличием определенных показателей, согласно проекту пояснения будут нужны без всяких условий. Перечень сведений, которые надо отражать в пояснениях, пересмотрен.

Напомним, что согласно новой программе разработки стандартов бухучета изменения в ПБУ 18/02 должны вступить в силу в 2020 году.

7 июня 2018 г.


Разработан проект федерального стандарта бухучета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Текст соответствующего акта размещен на официальном сайте Минфина России. Им установлены требования к документам бухучета и документообороту в бухучете экономических субъектов, за исключением организаций госсектора.

Под документами бухучета в Стандарте1 понимаются первичные учетные документы и регистры бухучета, а под документооборотом – движение документов бухучета в экономическом субъекте с момента их составления или получения до завершения исполнения (использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отправки, помещения в архив и т.п.).

Согласно проекту, документы бухучета должны соответствовать требованиям Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете) и Стандарта. Датой составления первичного учетного документа считается дата его подписания лицом, совершившим сделку, операцию и ответственным за ее оформление, или лицом, ответственным за оформление совершившегося события. Если же дата составления первички отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, то следует указывать дату совершения факта хозяйственной жизни.

Оговорено, что объекты бухучета должны регистрироваться в регистрах бухучета в хронологической последовательности и систематически накапливаться на соответствующих счетах бухучета. За правильностью отражения объектов в регистрах должны следить лица, составившие и подписавшие их.

Экономическим субъектам разрешено включать в документ бухучета реквизиты, дополнительные к установленным Законом о бухучете обязательным реквизитам. Также при создании первички допускается оформление:

  • нескольких связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным учетным документом;
  • длящихся (начисление процентов, амортизация активов и др.) и повторяющихся (поставка товара партиями в разные даты по одному долгосрочному договору и т.д.) фактов хозяйственной жизни первичными документами, составляемыми с периодичностью (сутки, неделя, месяц, квартал), определяемой исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности, при условии обязательного их составления на отчетную дату.

Помимо этого, экономические субъекты могут использовать в качестве первички документы, составленные в процессе деятельности для оформления гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, госорганами, для управления экономическим субъектом (включая договор, кассовый чек, квитанцию об оплате, расписку, служебный контракт, приказы о приеме на работу и об увольнении, авансовый отчет), если они содержат все обязательные реквизиты.

Одновременно Стандартом регламентированы правила подписания и исправления документов бухучета, а также их хранения.

Что касается документооборота в бухучете, то он организуется руководителем экономического субъекта. Его организация должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной жизни в бухучете, в т.ч. передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета и составления на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Напомним, в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг., утв. приказом Минфина России от 18 апреля 2018 г. № 83н, федеральный стандарт бухучета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» должен вступить в силу с 2020 года.

7 июня 2018 г.


Статистика ждет от всех юрлиц, кроме малых, отчет о лицензиях, гудвилле, аренде

Приказом от 31.05.2018 N 334 Росстат утвердил статистическую методологию учета контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов. К приказу прилагается годовая форма отчета N 11-НА. Сама по себе форма была принята в обновленном виде год назад. В приложении к новому приказу она приведена с изменениями, внесенными приказом от 26.10.2017 N 703.

Отчет о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов должны будут сдавать все юрлица (кроме субъектов малого предпринимательства) независимо от вида экономической деятельности. Срок сдачи отчета - 30 июня.

6 июня 2018 г.


С 1 июня счета в драгметаллах могут использоваться для взыскания недоимок

1 июня 2018 года вступили в силу поправки, внесенные во вторую часть НК федеральным законом от 27.11.2017 № 343-ФЗ

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок сумму долга могут списать за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), а с 1 июня 2018 года для этого могут использоваться также и драгметаллы, находящиеся на счетах налогоплательщика (налогового агента).

При этом взыскание налога может производиться, в первую очередь, с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на них – с валютных счетов, а при недостаточности средств на них тоже – со счетов в драгметаллах.

Взыскание налога со счетов в драгметаллах производится исходя из их стоимости, эквивалентной сумме платежа в рублях. Стоимость металлов определяется исходя из учетной цены, установленной ЦБ на дату продажи драгметаллов. При взыскании налога со счетов в драгметаллах главный местный налоговик должен направить в банк поручение на продажу драгметаллов и на перечисление средств от их продажи на расчетный (текущий) счет плательщика. Расходы, связанные с продажей драгметаллов, несет налогоплательщик (налоговый агент).

При наличии договора банковского вклада в драгметаллах налоговый орган вправе дать банку поручение на их продажу по истечении срока действия указанного договора, если к тому времени налог не будет перечислен по поручению налоговой.

В статье 76 НК теперь предусмотрена возможность блокировки металлического счета. Для банков вводится штраф на случай проведения операции по поручению клиента по заблокированному налоговиками металлическому счету.

Внесенные упомянутым законом изменения во вторую часть НК вступили в силу с 1 апреля.

6 июня 2018 г.


Госпошлина за регистрацию юрлиц и ИП будет нулевой при подаче электронного заявления

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об обнулении госпошлины при регистрации юрлиц и ИП. Предлагается снизить до нуля размер госпошлины при подаче заявления на госрегистрацию в электронной форме.

В настоящее время действует госпошлина в размерах 4000 рублей (за госрегистрацию юрлица) и 800 рублей (за госрегистрацию физлица в качестве ИП). За реорганизацию и ликвидацию юрлица госпошлина уплачивается в размере 800 рублей, а за прекращение физлицом деятельности в качестве ИП – в размере 160 рублей.

Предложение освободить от госпошлины при электронном обращении объясняется тем, что совершение регистрационных действий с использованием информационно-телекоммуникационных технологий сокращает расходы госорганов на приём и обработку заявлений.

В дальнейшем законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

6 июня 2018 г.


Некоторые субъекты смогут перейти на стандарт бухучета аренды на два года позже

На портале для общественных обсуждений появился проект федерального стандарта бухучета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Проект прошел антикоррупционную экспертизу.

Напомним, в марте проект этого стандарта был опубликован на сайте Минфина. С тех пор документ претерпел некоторые изменения. Например, в сфере его применения говорилось об аренде (субаренде) отдельных видов имущества. Теперь упоминается «имущество» (а не его отдельные виды).

По-прежнему применение стандарта не будет зависеть от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга. Стандарт не будет касаться госсектора, концессионеров, случаев предоставления участков недр, биологических активов, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации.

Предыдущая версия проекта устанавливала определения трех терминов: срок аренды, срок полезного использования, текущая восстановительная стоимость предмета аренды. Теперь этот блок из проекта удален.

Не меняются условия, при которых объекты бухучета, возникающие в рамках договора аренды, классифицируются как объекты учета аренды. Оговаривается, что объекты бухучета, не удовлетворяющие указанным условиям и не классифицированные как объекты учета аренды, отражаются в соответствии с другими стандартами бухучета (в прежней версии говорилось, что такие объекты отражаются в порядке, предусмотренном для отражения в бухучете доходов и расходов, связанных с оказанием услуг).

Состав арендных платежей остался таким же, как в предыдущей редакции проекта.

По-прежнему арендаторы будут вправе не принимать к бухучету предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в любом из следующих случаев:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату начала аренды;
  • текущая восстановительная стоимость предмета аренды не превышает 300 тысяч рублей и при этом арендатор имеет возможность самостоятельно использовать предмет аренды, и способность предмета аренды приносить арендатору экономические выгоды преимущественно не зависит от других активов;
  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухучета.

В новой версии проекта расширен раздел, посвященный вступлению стандарта в силу и переходным положениям. Последствия изменений учетной политики в связи с началом применения стандарта должны будут отражаться ретроспективно (как если бы он применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), при этом новая версия предусматривает альтернативу ретроспективносу пересчету.

В целом организация будут применять стандарт, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год, но вправе начать это и раньше при условии раскрытия этого факта в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Можно будет не применять стандарт в отношении договоров, исполнение которых начинается до 1 января 2021 года и истекает до 31 декабря 2022 года, а те, кто применяет упрощенные способы ведения бухучета, смогут перейти на данный стандарт только в отношении договоров, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (в прежней редакции проекта эти три срока были на два года раньше).

6 июня 2018 г.


НДС по ранее выставленному авансовому счету-фактуре можно принять к вычету спустя три года

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России рассмотрел вопрос о правомерности принятия к вычету НДС налогоплательщиком, который выставлял авансовый счет-фактуру, но оказал услугу спустя более чем три года с даты перечисления аванса покупателем (письмо Минфина России от 7 мая 2018 г. № 03-07-11/30585 «О принятии к вычету НДС, исчисленного с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг»).

Как разъяснили финансисты, вычет по НДС, который исчислили с суммы оплаты или частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг, можно применить с даты оказания услуг. В том числе это касается случаев, когда услуги оказываются по истечении трех лет с даты получения оплаты или частичной оплаты. В таких случаях дата выставления авансового счета-фактуры не влияет на право заявить НДС к вычету при оказании услуги. Налоговые вычеты по закону можно заявить в пределах трех лет после принятия на учет товаров (услуг, работ) (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Организация или ИП, ранее выставивший авансовый счет-фактуру, вправе по нему принять НДС к вычету в размере, исчисленном со стоимости фактически отгруженных товаров (оказанных услуг, выполненных работ) (п. 6 ст. 172 НК РФ).

Напомним, что при отгрузке товаров (оказании услуг, выполнении работ), переданных имущественных прав по ранее полученному авансу поставщик (исполнитель) регистрирует в книге продаж счет-фактуру с кодом вида операции «01». А НДС по ранее зарегистрированному в книге продаж авансовому счету-фактуру, поставщик (исполнитель) вправе отразить в книге покупок с кодом вида операции «22» на всю сумму налога или его часть, если товары поставлены (оказаны услуги, выполнены работы) на часть аванса.

5 июня 2018 г.


ФНС России вновь отложила публикацию открытых сведений о налогоплательщиках-организациях

В новой редакции изложено приложение к приказу ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@, в котором закреплены сроки и период размещения, порядок формирования и размещения на официальном сайте ФНС России сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса (приказ ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-14/361@).

Соответствующий приказ 31 мая 2018 года зарегистрирован в Минюсте России, 1 июня – опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), вступит в силу с 12 июня 2018 года.

Поправками, в частности, скорректирован порядок формирования наборов открытых данных, состав таких наборов – каждая группа сведений (о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, и т.д.) выделена теперь в отдельный набор. И для каждого такого набора предусмотрен свой срок размещения на сайте ФНС России:

  • сведения о спецрежимах, применяемых налогоплательщиком, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников организации за предшествующий календарный год будут публиковаться ежегодно 1 августа;
  • сведения об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору), страховых взносах (без учета сумм налогов и сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом); о суммах доходов и расходов организации по данным ее бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год – ежегодно 1 октября;
  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение – ежегодно 1 декабря.

Сведения о недоимке и задолженности по пеням и штрафам организации будут указываться по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения, при наличии такой недоимки и задолженности по состоянию на 1 октября года размещения данных на сайте ФНС России (а не 1 мая, как было предусмотрено ранее).

Первое размещение на сайте ФНС России наборов открытых данных в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за исключением стратегических предприятий и АО, организаций оборонно-промышленного комплекса, крупнейших налогоплательщиков) состоится в 2018 году, в отношении иных организаций (в том числе в отношении вышеперечисленных исключений) – в 2020 году.

При первом размещении в 2018 году набора открытых данных о налоговых правонарушениях и мерах ответственности в него войдут сведения о тех правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, если штраф не уплачен до 1 октября 2018 года.

Что касается сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам, они впервые будут опубликованы в 2019 году.

Напомним, что первое размещение наборов открытых данных должно было состояться еще 25 июля 2017 года (кроме сведений об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах страховых взносов, для которых был установлен специальный срок первого размещения, – 25 февраля 2018 г.). Затем этот срок был перенесен на 1 июня 2018 г.

5 июня 2018 г.


Минфин России разъяснил последние поправки в формы бухгалтерской отчетности организаций

Минфин России разъяснил содержание поправок, внесенных недавно в приказ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (информационное сообщение Минфина России от 28 мая 2018 г. № ИС-учет-11).

  1. Ограничена сфера применения Приказа № 66н. В целях исключения несогласованности требований Приказа № 66н и отдельных отраслевых стандартов бухучета уточнено, что организации при составлении бухгалтерской отчетности используют установленные Приказом № 66н формыбухгалтерской отчетности, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухучета. Кроме того, в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) состав бухгалтерской отчетности организаций госсектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ, данные организации исключены из сферы применения Приказа № 66н.
  2. Уточнена форма отчета о целевом использовании средств. Согласно Закону о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. В связи с этим Приказ № 66н дополнен новым приложением, в котором приведена форма отчета (ранее данная форма была приведена в составе приложений к балансу и ОФР). Исходя из ПБУ 4/99 пояснения к отчету о целевом использовании средств НКО должны раскрывать дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в сам отчет, но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки финансового результата деятельности НКО и (или) движения денежных средств. Статья отчетности, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие. В связи с этим в форму отчета о целевом использовании средств введена дополнительная графа для указания номера пояснения.
  3. Уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств некоммерческой организации.

5 июня 2018 г.


Госдума одобрила штрафы за неисполнение закона об анонимайзерах

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о штрафах за нарушение запрета на использование анонимайзеров.

Согласно документу, за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по получению доступа к реестру Роскомнадзора граждан будут штрафовать на пять тысяч рублей, должностных лиц — на 50 тысяч, а юридических — на сумму от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

Такие же штрафы грозят операторам за выдачу ссылок на заблокированные сайты.

Документ вступит в силу через три месяца после официального опубликования.

Закон о запрете анонимайзеров действует с ноября прошлого года. Он обязывает владельцев анонимайзеров и VPN-сервисов блокировать доступ к ресурсам, попавшим в черный список Роскомнадзора. В противном случае заблокируют их самих. Кроме того, операторы поисковиков должны прекратить выдачу ссылок на запрещенные ресурсы.

5 июня 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты