С 2020 года работодатели будут направлять в ПФР сведения о трудовой деятельности работников

С 1 января 2020 года вступают в силу новые положения закона о персучете (Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Соответствующий закон был подписан сегодня Президентом РФ (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ). Поправки связаны с изменениями в Трудовом кодексе в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ).

Согласно новым нормам с 1 января 2020 года работодатели в установленные сроки будут представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности работников. Для этого индивидуальный лицевой счет дополняется разделом «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица». В него включается информация о выполняемой застрахованным лицом работе, его должности, сведения об увольнении, а также основания прекращения трудового договора.

Срок представления таких сведений на 2020 год – ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем С 2021 года устанавливается другой порядок – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для представления вышеуказанных сведений. Сформировать сведения работодатель может как на собственном программном обеспечении, так и на специальном электронном сервисе ПФР.

Застрахованное же лицо может получить указанные сведения бесплатно в территориальных органах ПФР или на портале госуслуг. Храниться такие сведения будут в течение всей жизни застрахованного лица, ведь они являются составной частью индивидуального лицевого счета и на них распространяется тот же порядок хранения.

Законом предусматривается также и ответственность работодателей за непредставление вышеуказанных сведений. Информация о ненадлежащем исполнении страхователем своих обязанностей будет передаваться в ПФР.

16 декабря 2019 г.

 

Предлагается ратифицировать протокол об обмене электронной информацией между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о ратификации Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (далее – Протокол), подписанный в г. Астане 2 ноября 2018 года. Законодатель поясняет, что Протокол подлежит ратификации, поскольку содержит положения, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина (подп. «б« п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

Согласно пояснительной записке к законопроекту, ратификация Протокола будет не только способствовать предотвращению уклонения от уплаты налогов и сборов, но и дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества с указанными государствами.

Протоколом предусматривается обмен следующей информацией:

  • о доходах юрлиц одного государства – участника, полученных в другом государстве – участнике (дивиденды, доходы по долговым обязательствам, роялти, в том числе доходы от использования или предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от отчуждения ценных бумаг (за исключением акций), доходы от отчуждения акций, долей, паев, движимого и недвижимого имущества и иные доходы);
  • о доходах физлиц – граждан одного государства – участника, полученных ими в другом государстве – участнике (доходы от работы но найму, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, дивиденды, роялти, в том числе доходы от использования или предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности (при наличии в информационных ресурсах), доходы от операций с ценными бумагами (от отчуждения ценных бумаг), доходы от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юрлица, недвижимого имущества (при наличии в информационных ресурсах) и иные доходы);
  • об отдельных видах имущества, зарегистрированного на территории одного государства – участника обмена, и его собственниках (владельцах), являющихся юрлицами или гражданами других государств – участников обмена, а также об адресе места жительства (места пребывания) гражданина одного государства – участника обмена, являющегося собственником (владельцем) имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории другого государства – участника.

Происходить он будет ежегодно по итогам отчетного года, начиная с предоставления информации за отчетный год, в котором Протокол вступает в силу, а также по итогам уточнения ранее представленной информации за предыдущие годы.

13 декабря 2019 г.

 

ФНС России дала рекомендации о предоставлении юрлицам льгот по транспортному и земельному налогам

Федеральная налоговая служба обобщила вопросы, касающиеся применения с 2020 года заявительного порядка предоставления налоговых льгот организациям по транспортному и земельному налогам, и направляет рекомендации. В них, в частности, разъяснено:

  1. Заявление о льготе может быть подано в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года.
  2. При ликвидации организации до окончания 2020 года налоговые льготы заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями, относящихся к порядку представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам.
  3. Авансовые платежи теоретически можно уплачивать с учетом льгот, однако при отсутствии заявления о льготах ИФНС посчитает налог в сообщении без льгот. Сообщение можно будет оспорить, подтвердив льготы. Если льготы в итоге так и не подтвердить, то будет выявлена недоимка.
  4. Срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Налоговым кодексом не установлен.
  5. Формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы будут утверждены приказом ФНС России от 12 ноября 2019 № ММВ-7-21/566@, который сейчас находится на регистрации в Минюсте.
  6. По одному заявлению о льготе допускается одновременное направление уведомления о предоставлении льготы и сообщения об отказе, если есть основания по разным периодам действия заявленной льготы и (или) разным налогам, по которым представлено заявление о льготе.
  7. По ТС и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения, заявление о льготе подавать не надо.
  8. При подаче заявления о льготе в январе на весь 2020 год, надо понимать, что для направления уведомления о предоставлении льготы налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на льготу за период, указанный в заявлении. В отношении неподтверждённого периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе.
  9. Заявление о льготе рассматривает налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении.
  10. Заявления о льготе нельзя подать через личный кабинет налогоплательщика.
  11. Для применения пониженной ставки в отношении земельных участков определённого вида разрешенного использования заявление о льготе подавать не надо.

13 декабря 2019 г.

 

ФНС России: можно ли аннулировать первичный учетный документ или счет-фактуру

Налоговая служба рассказала, может ли организация аннулировать содержащие ошибки электронные документы со статусом первичных учетных документов и счетов-фактур (письмо ФНС России от 11 октября 2019 г. № ЕД-4-15/20928@).

Форматы представления документа о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (первичный учетный документ), а также счетов-фактур, применяемых как при расчетах по НДС, так и в качестве первичных учетных документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) установлены приказами ФНС России от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@ и от 19 декабря 2018 г. № ММВ-7-15/820@.

Как поясняет налоговая служба, оформление и исправление электронного документа, в зависимости от выбранных для него функций, и регулируется соответствующим порядком. Так, например, правила исправление ошибок в первичных учетных документах прописаны Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем указывается, что в первичном документе допускаются исправления, которые должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление.

Что касается исправления счета-фактуры, то исправления первоначальный документ можно только путем выставления исправленного счета-фактуры с указанием номера и даты исправления (ст. 169 Налогового кодекса).

Учитывая вышеуказанные нормы, законодательством не предусмотрено аннулирование как первичных документов, так и счетов фактур, содержащих ошибки. Вместе с тем, как поясняет ФНС России, стороны могут заключить между собой договоренность о признании отсутствия гражданско-правовых последствий ошибочно сформированного документа. Способ такого признания может быть установлен соглашением сторон. Полномочия подписанта определяются организацией самостоятельно в порядке, установленном ее внутренними распорядительными документами.

13 декабря 2019 г.

 

ВС РФ предлагает уточнить правила освобождения от уголовной ответственности за неуплату налогов

Сейчас лиц, которые впервые совершили налоговое преступление, освобождают от ответственности, если те возместят ущерб бюджету до назначения первого судебного заседания по уголовному делу. Если они компенсировали ущерб позже, освобождения не будет. В лучшем случае суд признает это лишь смягчающим обстоятельством.

Верховный суд подготовил проект закона, по которому избежать уголовной ответственности можно будет, возместив ущерб даже в ходе судебного заседания. Авторы документа отмечают: сумму ущерба надо успеть погасить, пока суд не удалится в совещательную комнату.

Полагаем, проект скоро внесут в Госдуму.

Документы: Постановление Пленума ВС РФ о внесении в Госдуму проекта федерального закона (http://vsrf.ru/press_center/news/28564/)

13 декабря 2019 г.

 

СРО обязуются оперативно исключать аудиторов из РСА и принимать в ААС

Будут обеспечены частые заседания в обеих СРО, преемственность ВККР и повышения квалификации. Насчет компенсационных фондов ничего не говорится.

РСА разослал перечень мероприятий по объединению двух СРО. Из документа следует, что правление РСА будет заседать не реже раза в неделю (за исключением времени новогодних каникул и двухдневных рабочих недель, то есть периода с 30 декабря по 12 января). График будет опубликован на сайте РСА. Чтобы исключение аудитора из членов РСА состоялось на очередном заседании, не менее чем за 4 рабочих дня до него надо подать заявление. СРО выдвигает условие для беспрепятственного исключения – оплата всех членских взносов.

ААС будет рассматривать заявления о преме в свои ряды как по каждому отдельному аудитору/аудиторской организации, так и «в пакете», полученном от реготделения РСА. Во втором случае должны иметься доверенности от соответствующих организаций и аудиторов. Провести заседание о приеме членов ААС обязуется в течение двух рабочих дней после получения информации об исключении члена из РСА (видимо, по факту заседать будут каждые два дня), кроме, опять же, периода новогодних каникул и коротких рабочих недель.

После того, как РСА будет исключена из реестра СРО, в ААС заседать будут по графику не реже раза в неделю. Чтобы кандидата рассмотрели на ближайшем заседании, надо подать все нужные бумаги не позднее чем за 4 рабочих дня.

Для ускорения процедуры перехода рекомендуется одновременно при подаче заявления о выходе из РСА направлять заявление о приеме в ААС вместе с комплектом необходимых документов.

Прямо о компенсационном фонде ничего не говорится. Вместе с тем, одним из условий для принятия в ААС обозначено соблюдение требований к членству в СРО аудиторов, установленных законом об аудиторской деятельности. Напомним, что такие требования включают оплату взноса в компфонд СРО. Формально закон не уточняет, что это должна быть та СРО, в которую вступает кандидат. С учетом этого, может, наличие взноса в компфонд РСА зачтется при приеме в ААС? Но это, конечно же, только предположение, а разосланный документ ничего на этот счет не проясняет.

Документация об аудиторах – членах РСА, обучившихся по программам повышения квалификации в УМЦ РСА, принимается ААС как имеющая юридическое значение. Обучение, которое аудиторы РСА прошли до момента выхода из РСА, засчитывается в объем часов по повышению квалификации.

Документы по результатам ВККР, проведенного РСА, будут приниматься ААС и засчитываться для вступивших в ААС бывших членов РСА.

13 декабря 2019 г.

 

Представляем годовую бухотчетность за 2019 год по новым правилам

ФНС России опубликовала приказ, устанавливающий порядок представления экземпляра составленной годовой бухгатерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (приказ ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@). Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, а значит новые правила будут действовать уже в отношении отчетности за 2019 год.

Порядком устанавливается, что обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в электронном виде. Исключение сделано только для субъектов малого предпринимательства – они могу представить отчетность за 2019 год на бумажном носителе лично, через уполномоченного представителя или почтовым отправлением с описью вложения. В первых двух случаях отметку о принятии проставляет инспектор на копии отчетности и аудиторского заключения о ней. При направлении документов по почте днем их сдачи будет считаться дата отправки почтового отправления.

При отправке отчетности по ТКС налогоплательщик должен использовать утвержденный законодательством формат представления отчетности и заверить отправляемые документы усиленной квалифицированной электронной подписью. Несоблюдение этого порядка будет служить основанием для отказа налоговой инспекции в приеме отчетности. Также не принять документы могут при несоответствии данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным, указанным в отчетности, а также представление документов в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием отчетности. В этом случае инспектор сформирует уведомление об отказе и направит его организации.

При отсутствии оснований для отказа в приемке документов, налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения отчетности и аудиторского заключения формирует и направляет налогоплательщику квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа. Именно она является подтверждением того, что бухотчетность и аудиторское заключение принята инспекцией.

12 декабря 2019 г.

 

Упрощенцев хотят освободить от обязанность представлять налоговую декларацию

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий поправки в порядок сдачи отчетности налогоплательщиками, применяющими УСН. Предполагается, что новые нормы вступят в силу с 1 июля 2020 года.

Так, предлагается закрепить право для упрощенцев, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, перейти на исчисление налога (авансовых платежей по налогу) налоговым органом. Об этом нужно уведомить налоговую инспекцию, направив соответствующий запрос через личный кабинет налогоплательщика. В сообщении должна быть указана информация о применяемой налоговой ставке и дате, с которой налогоплательщик изъявляет желание перейти на исчисление налога (авансовых платежей по налогу) налоговым органом. При этом она не может быть ранее даты направления уведомления.

В том же личном кабинете налогоплательщик сможет сообщать в налоговый орган информацию о суммах, на которые уменьшаются авансовые платежи по налогу за соответствующий отчетный период.

Применять такой порядок исчисления налогов смогут только те налогоплательщики, которые применяют кассовую технику при расчетах с покупателями.

Для них же предусматривается и отмена обязанности вести книгу учета доходов и расходов и представлять налоговую декларацию – сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, будет исчисляться налоговым органом на основании поступивших сведений об осуществленных расчетах, зафиксированных ККТ. В отношении доходов, не требующих применение кассовой техники, налогоплательщик также может учитывать их с помощью ККТ или отражать в личном кабинете. В последнем случае по доходы учитываются либо по каждому расчету с покупателем (клиентом) или по сводному расчету за налоговый (отчетный) период не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором получены эти доходы.

12 декабря 2019 г.

 

Минфин России разъяснил порядок уплаты госпошлины за регистрацию договора аренды нескольких объектов недвижимости

Минфин России пояснил, что при государственной регистрации договора аренды как ограничения (обременения) права, предметом которого являются несколько объектов недвижимого имущества, совершается одно юридически значимое действие, связанное с регистрацией договора аренды, вне зависимости от количества указанных в нем арендованных объектов недвижимого имущества (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 октября 2019 г. № 03-05-05-03/82655).

Поэтому за государственную регистрацию одного договора аренды, предметом которой могут являться несколько объектов недвижимого имущества, государственная пошлина должна уплачиваться в размерах, установленных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса: для физических лиц – 2 000 руб., для организаций – 22 000 руб.

Также ведомство напомнило, что согласно п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса государственной регистрации подлежит (и считается заключенным с момента такой регистрации) договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года. С заявлением о госрегистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон такого договора.

Отметим, что аналогичные разъяснения специалисты Минфина России давали и ранее (см. например, письмо от 01 февраля 2018 № 03-05-06-03/5569).

12 декабря 2019 г.

 

Налоговая служба разъяснила особенности сдачи отчетности по форме 2-НДФЛ за 2019 год

В настоящее время в налоговом законодательстве есть норма, разрешающая работодателям представлять отчетность по форме 2-НДФЛ на бумажном носителе, если за текущий год численность физлиц-получателей доходов не превысила 25 человек (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса). Однако с 1 января 2020 года будет действовать новая редакция данного правила, согласно которой представление указанных сведений на бумажных носителей возможно при численности физлиц-получателей дохода за календарный год до 10 человек (п. 19 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

Как поясняет налоговая служба, представить в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ могут работодатели, выплатившие доход 10 сотрудникам или менее (письмо ФНС России от 9 декабря 2019 г. № БС-4-11/25215@). Применяться такое ограничение по численности будет уже в отношении отчетности за 2019 год.

Напомним, что срок представления отчета с 2020 года установлен не позднее 1 марта года, следующего за истекшим. Поскольку в 2020 году этот день является выходным, то отчетность подлежит представлению не позднее 2 марта 2020 года (письмо ФНС России от 15 ноября 2019 г. № БС-4-11/23242@).

За непредставление сведений о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ налоговым законодательством предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако при представлении отчетности, содержащей неточность или ошибку штраф будет больше – 500 руб. (ст. 126.1 НК РФ, письмо ФНС России от 9 марта 2016 г. № БС-4-11/3697@).

12 декабря 2019 г.

 

ФНС России рассказала, как проходит проверка уведомлений, направляемых банками о выдаче банковской гарантии

В связи с вступлением в силу нового порядка направления уведомлений банками о выдаче банковских гарантий, налоговая служба выпустила письмо, разъясняющее особенности взаимодействия банков и налоговых органов (письмо ФНС России от 23 октября 2019 г. № ЕД-4-15/21684).

Вступивший в силу с 1 июля 2019 года новый порядок, в частности изменив получателя уведомления (приказ ФНС России от 1 февраля 2019 г. №ММВ-7-15/45@). Так, теперь документ направляется банками ни в свою территориальную инспекцию или специализированную межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а в налоговый орган налогоплательщика, в который представляется соответствующая декларация и банковская гарантия.

Помимо этого, расширился и круг лиц, уполномоченных на подписание направляемого уведомления. Если раньше это мог сделать только руководитель банка (или филиала), то теперь он может уполномочить для подписания уведомлений иное должностное лицо банка. В этом случае банк должен направить доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия уполномоченных лиц в виде скан-образа по ТКС или на бумажном носителе лично или через представителя по почте. При этом документ направляется однократно в налоговый орган по месту учета банка до начала осуществления полномочий по подписанию уведомления.

Полученную из банка доверенность инспекция перенаправляет в электронном виде в межрегиональные ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России по субъектам РФ. Делается это все в течение одного рабочего дня за днем поступления документа из банка. Межрегиональные инспекции и УФНС России по субъектам РФ в свою очередь в тот же срок должны перенаправить доверенность в подведомственные территориальные налоговые органы для осуществления ими проверки наличия полномочий у лица на подписание уведомлений.

Аналогичный порядок применяется и при направлении банком заявления об отзыве документа, удостоверяющего полномочия доверенного лица. Как напоминает налоговая служба, такое заявление представляется банком в свою инспекцию по месту постановки на учет в произвольной форме лично или через представителя на бумажном носителе. Также его можно направить в электронной форме в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованное в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов) через оператора электронного документооборота.

11 декабря 2019 г.

 

ФНС напомнила, какие признаки указывают налоговикам на дробление бизнеса

С одной стороны, закон и КС не лишают налогоплательщиков права выбора, но – нельзя увлекаться.

Под дроблением бизнеса принято понимать искусственное создание нескольких лиц для соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов, отмечает начальник управления досудебного урегулирования споров ФНС Роман Якушев.

Под прошлый Новый год ФНС выпустила письмо, в котором грозилась вывести на чистую воду всех «дробильщиков». Чиновник ФНС считает, что принципы определения схем дробления, приведенные в том письме, полностью совпадают с правовой позицией КС, приведенной в определении от 04.07.2017 № 1440-О.

Напомним, это определение получило известность благодаря особому мнению судьи КС, который не увидел криминала в создании дополнительных звеньев в цепочке реализации.

Чиновник ФНС в этой связи указал, что законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действие принципа диспозитивности и позволяет налогоплательщику выбрать тот или иной метод учетной политики: использование налоговых льгот или отказ от них, применение спецрежимов. Однако это не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотреблений.

Характерными признаками схем являются:

  • наличие единого контролирующего лица;
  • дробление единого процесса;
  • отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
  • использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
  • формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.

11 декабря 2019 г.

 

Списанная кредиторская задолженность учитывается в доходах покупателя вместе с НДС

По мнению налогового органа, внереализационный доход в виде списанной кредиторской задолженности по договору поставки правомерно рассчитан с учетом суммы НДС, образующей цену обязательства (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2019 г. № Ф04-4250/19 по делу № А81-597/2019).

Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.

В соответствии с положениями Налогового кодекса исключение из доходов сумм налогов распространяется только на поставщиков (продавцов), тогда как в рассматриваемом случае налогоплательщик является покупателем. Следовательно, сумма НДС обоснованно включена налоговым органом в сумму кредиторской задолженности продавца перед покупателем (в составе цены поставки).

Кроме того, налогоплательщик не доказал, что не принял к вычету НДС по выставленным продавцами счетам-фактурам. Оснований для восстановления НДС в рассматриваемой ситуации не имеется. Таким образом, сумма НДС не может быть учтена покупателем в качестве расходов.

11 декабря 2019 г.

 

Налоговая служба напомнила о порядке применения фискальных накопителей, не соответствующих новым требованиям

ФНС России опубликовала разъяснения о порядке применения фискальных накопителей в связи с изменениями в требованиях к кассовой технике (письмо ФНС России от 27 ноября 2019 г. № ЕД-4-20/24156@).

В середине года были внесены изменения в требования к фискальным накопителям, которые вступили в силу 6 августа 2019 года (ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 238-ФЗ). В соответствии с законодательством о кассовой технике, если фискальный накопитель соответствует установленным ранее требованиям и не соответствует новым, может быть включен в реестр фискальных накопителей в течение одного года со дня вступления в силу изменений (п. 8 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Исключить из реестра такой накопитель по причине несоответствия установленным требованиям будет нельзя еще в течение двух лет со дня вступления в силу новых требований.

Как поясняет налоговая служба, что если в течение этого двухлетнего срока накопитель не будет приведен в соответствие с установленными требованиями, то он подлежит исключению из реестра фискальных накопителей. Исключение только составляют накопители кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах в установленном порядке. Он может применяться пользователем в такой ККТ до окончания срока действия его ключей фискального признака.

А значит, новые экземпляры моделей фискальных накопителей, сведения о которых в настоящее время содержатся в реестре, могут быть включены в него до 6 августа 2020 года. Если же накопитель, сведения о котором в настоящее время содержатся в реестре, на 6 августа 2021 года не будет соответствовать новым требованиям, то его исключат из реестра. ФНС России подчеркивает, что такое правило не касается накопителей, применяемых в кассовой технике, зарегистрированной в налоговых органах до 6 августа 2021 года. Они могут применяться пользователями до окончания срока действия их ключей фискального признака.

10 декабря 2019 г.

 

Смена руководителя организации не прекращает действие доверенности уполномоченного представителя юрлица

ФНС России разъяснила особенности подачи отчетности законным представителем налогоплательщика (письмо ФНС России от 18 ноября 2019 г. № БС-4-11/23406@).

Налоговым законодательством установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физлицо или юрлицо, представляющее его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 Налогового кодекса).

Действует уполномоченный представитель на основании доверенности, выданной от имени юрлица его руководителем (или уполномоченным на то лицом). Перечень оснований для ее прекращения ограничен и законодательством не допускается его расширительное толкование (п. 4 ст. 185.1, п. 1 ст. 188 Гражданского кодекса). Поэтому, как поясняет налоговая служба, при изменении наименования юрлица или смене его руководителя доверенность продолжает действовать.

Если же организация по решению суда была признана банкротом, то в связи с прекращением полномочий руководителя и иных органов управления должника, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возлагается на арбитражного управляющего (п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). К его компетенции относится в том числе и решение вопросов, связанных с представлением финансовой, бухгалтерской, налоговой и иной отчетности в госорганы. Поэтому, если при представлении налоговой отчетности, подписанной уполномоченным представителем плательщика, его полномочия будут подтверждены, то такую отчетность должны принять в налоговой инспекции.

Еще один важный момент, на который обращает внимание ФНС России, это то, какая формулировка указана в доверенности. Так, например, если прописано, что доверенное лицо может подписывать любые документы бухгалтерской и статистической отчетности, но нет указания на налоговую отчетность, то такая доверенность не будет действительной при представлении налоговых деклараций или расчетов по страховым взносам.

10 декабря 2019 г.

 

Налоговики напомнили о порядке заполнения декларации по налогу на имущество организаций

В соответствии с поправками в налоговое законодательство, отменяющее обязанность по представлению налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, за налоговый период 2019 года, но не ранее 1 января 2020 года, налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 августа 2019 г. № СА-7-21/405@ (п. 1 ст. 386 Налогового кодекса).

ФНС России напоминает особенности заполнения новой формы отчетности, в частности титульного листа налоговой отчетности (письмо ФНС России от 3 декабря 2019 г. № БС-4-21/24683). Там указывается КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется налоговая отчетность (п. 3.2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утв. приказом ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@).

Этим же документом предусмотрено указание российской организацией в налоговой декларации КПП в соответствии со свидетельством о ее постановке на учет в налоговом органе (5 и 6 разряд КПП – «01»). Исключение составляет только налоговой декларация, представляемая управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в отношении недвижимого имущества, составляющего ПИФ.

Напомним, что в середине ноября налоговая служба опубликовала контрольные соотношения показателей новой формы отчетности, предназначенные в том числе и для самостоятельной проверки заполнения строк отчетности (письмо ФНС России от 15 ноября 2019 г.№ БС-4-21/23253@).

10 декабря 2019 г.

 

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/418@). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

9 декабря 2019 г.

 

Названы главные направления развития аудиторской деятельности в России

Минфин России опубликовал основные направления развития аудиторской деятельности в России на период до 2024 года (приказ Минфина России от 29 ноября 2019 г. № 1592).

В документе раскрываются цели, задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности, а также механизмы, меры и действия по их реализации. Так, главной целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в России разработчик видит формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. Для этого необходимо повысить не только качество аудиторских услуг и конкурентоспособность отечественных аудиторских организаций и частных аудиторов, но и престиж самой аудиторской профессии.

Чтобы достичь таких результатов выделено шесть основных направлений развития аудиторской деятельности:

  • развитие рынка аудиторских услуг;
  • совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности;
  • консолидация аудиторской профессии;
  • повышение квалификации аудиторов;
  • совершенствование системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности;
  • повышение вовлеченности аудиторской профессии в международное сотрудничество.

Так, например, для развития рынка аудиторских услуг законодатель намерен не только уточнять не только предмет и сферу аудиторской деятельности, совершенствовать технологии аудита, но и вводить расширенный формат аудиторского заключения для различных групп проверяемых лиц, а также совершенствовать механизм обеспечения имущественной ответственности аудиторов перед заказчиками. Кроме того, предлагается усилить ответственность самих экономических субъектов за достоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уклонение от проведения обязательного аудита отчетности.

Для повышения квалификации аудиторов предлагается усовершенствовать систему подготовки и проведения квалификационного экзамена. Кроме того, указано, что будет уточнен перечень случаев, в которых неучастие аудитора в аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет не повлечет за собой аннулирование его квалификационного аттестата.

9 декабря 2019 г.

 

ФНС рассказала, как отчитаться о НИОКР ради коэффициента ускорения

В том числе, как быть, если права зарегистрированы гораздо позднее завершения работ.

Если организация несет расходы на НИОКР, то может выбрать способ их учета – в прочих расходах периода завершения или через амортизацию НМА. При этом работы должны соответствовать перечню НИОКР, утвержденному правительством, а расходы должны быть связаны с конкретной НИОКР.

Вместе с налоговой декларацией, где расходы учтены с коэффициентом, надо подать отчет о НИОКР или сведения о его размещении в госинформсистеме (ГИС). Если этого нет, то нет и права на коэффициент.

Данные о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) в ГИС представляются к строке 054 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль отдельно по каждому НИОКР (отдельному этапу работ).

Выбор способа учета расходов (прочие или амортизация) отражается в учетной политике. Учтенные расходы не восстанавливаются и не включаются в первоначальную стоимость.

Если НИОКР привели к получению исключительных прав, то или эти права амортизируются, или расходы учитываются в течение двух лет. При этом НМА признается в налоговом учете (или расходы на НИОКР начинают учитываться) на дату госрегистрации результата интеллектуальной деятельности.

Если налоговый период, в котором завершены НИОКР, не совпадает с налоговым периодом, в котором получены исключительные права, отчет по НИОКР или сведения о нем можно подать с декларацией по итогам года, в котором в налоговом учете формируется первоначальная стоимость НМА либо начинают учитываться прочие расходы (письмо от 1 октября 2019 г. № СД-4-3/19955).

6 декабря 2019 г.

 

Инспекция вернула подлинники: это не значит, что документы не придется сдавать снова

Налогоплательщик по первому требованию инспекции подал оригиналы счетов-фактур. Позже проверяющие их вернули, при этом копии документов не сделали. Потом налоговики в рамках той же проверки снова запросили документы. Однако организация отказалась направлять их повторно. Судьи отметили: налогоплательщик не вправе ссылаться на то, что он уже представлял подлинники в инспекцию. Ведь ему их вернули. У организации были документы, и она могла их представить в срок.

ВС РФ не стал пересматривать этот вывод и подтвердил законность штрафа за непредставление документов.

Документы: Определение ВС РФ от 25.11.2019 N 304-ЭС19-21776

6 декабря 2019 г.

 

Появилась отдельная бухотчетность для реорганизованных и ликвидированных компаний

ФНС рекомендовала отдельные форматы и машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности для реорганизованных и ликвидированных организаций. Они смогут представить в электронном виде как полную, так и упрощенную отчетность. Ранее такие компании пользовались общими форматами.

Кроме того, ведомство обновило рекомендуемые машиночитаемые формы полной и упрощенной бухотчетности, которые пригодятся всем компаниям, а не только тем, у кого была реорганизация или ликвидация.

Новые и измененные формы понадобятся в 2020 году при сдаче отчетности за 2019 год.

Документ: Письмо ФНС России от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@

6 декабря 2019 г.

 

Подписан закон с новой порцией либерализации валютного законодательства

Проще будет оперировать счетами в банках в странах ЕАЭС, выдавать иностранную наличку на расходы в загранкомандировке. Меньше ситуаций потребует сдачи физлицами отчетности по счетам в зарубежных банках.

Федеральным законом от 02.12.2019 N 398-ФЗ внесены изменения в закон о валютном регулировании.

Либерализована работа со счетами в ЕАЭС

Ряд послаблений, установленных для заграничных счетов резидентов, открытых в странах ОЭСР или ФАТФ, теперь распространен также на счета резидентов в банках, расположенных в странах ЕАЭС, а также в странах, имеющих любой договор с РФ об автоматическом обмене финансовой информацией. В том числе это касается разрешенных случаев зачисления денег на зарубежные счета резидентов-физлиц. Напомним, перечень таких случаев в последний раз расширялся летом этого года. Новые нормы в этой части будут охватывать правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Также новое послабление распространяется на зачисление кредитов на зарубежные счета любыми резидентами РФ. Напомним, в августе этого года общественность шокировал случай, когда российский ИП вынужден был заплатить штраф в 127 млн рублей за зачисление на свой счет в Армении полученного там же кредита, минуя уполномоченный банк в РФ. Принятые поправки исключают подобные ситуации, ведь Армения входит в ЕАЭС.

С нового года – еще меньше отчетности

Кстати, аналогичные рокировки по странам затронули и нормы, которые вступят в силу только в следующем году. Напомним, законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ физлицам с 2020 года разрешено не отчитываться перед налоговиками о движении средств по счету (вкладу) в стране ОЭСР или ФАТФ, если оборот по счету за год не превышает эквивалент 600 тысяч рублей, либо остаток на конец отчетного года не выше этой суммы при отсутствии зачислений в течение года. Новый закон (398-ФЗ) позволит в этих случаях не отчитываться и по счетам в странах ЕАЭС, а также в странах, имеющих любой договор с РФ об автоматическом обмене финансовой информацией.

Иностранная наличка на расходы в загранке

Также принятый закон позволяет всем юрлицам-резидентам проводить операции с наличной иностранной валютой, не прогоняя ее через счета в уполномоченных банках, при оплате физлицам расходов, связанных с загранкомандировками, а также при погашении неизрасходованных авансов на такие командировки. Корреспондирующее разрешение вносится и для физлиц. Эти положения вступили в силу с момента официального опубликования закона.

5 декабря 2019 г.

 

Налоговики требуют в банках документы клиентов в рамках антиотмывочного закона

Пока запросы носят точечный характер, заверяет ФНС и подтверждают банкиры.

Налоговики начали запрашивать у банков документы, полученные ими от клиентов в рамках контроля за соблюдением антиотмывочного законодательства (115-ФЗ), сообщает сегодня «Коммерсантъ». Об этом изданию рассказали представители банков.

В письмах они просят «в случае истребования у клиентов документов по сомнительным операциям клиента представить» их копии, а именно «документы, объясняющие источники поступления денежных средств и разъясняющие экономический смысл проводимых операций, а именно договоры с контрагентами», а также счета, счета-фактуры, накладные. Просят предоставить информацию о том, блокировались ли счета компании за нарушения 115-ФЗ. Также ИФНС интересуют документы, подтверждающие целевое назначение снятых наличных по чекам или с использованием корпоративных карт, уточняют в «Ъ«.

Факт запросов изданию подтвердил заместитель главы НП «Национальный совет финансового рынка» Александр Наумов, отметив, что пока рассылка не массовая. В ФНС пояснили, что запросы действительно «носят точечный характер».

Юристы неоднозначно трактуют действия налоговиков. Некоторые полагают, что так ФНС оптимизирует поиск операций, направленных на уменьшение налогового бремени, ведь налоговики контролируют букмекерские конторы, организаторов лотерей, тотализаторы и иные основанные на риске игры. Но эта мера касается ограниченного круга перечисленных лиц, а в отношении иных банковских клиентов налоговикам следует запрашивать информацию не через банки, а напрямую. Часть юристов считают, что предоставление в ИФНС чего-либо кроме справки по операциям и счетам клиента «может трактоваться как нарушение требований по соблюдению банковской тайны». Ведь информация, получаемая в рамках антиотмывочного закона от клиента, может раскрываться лишь уполномоченному органу в сфере противодействия отмыванию доходов – Росфинмониторингу. 

Кроме того, в результате запросов проблемы могут возникнуть у клиентов, причём с банкирами. Собеседник «Ъ» в банке из топ-50 подтвердил: при наличии в запросе подозрений на вовлечении компании в сомнительные операции, банки без сомнений отключают систему »Банк-клиент» до момента представления документов.

5 декабря 2019 г.

 

Из-за округления суммы НДС в декларации недоимки не возникает

В счетах-фактурах и книге продаж сумма НДС указывается в рублях и копейках. А при заполнении декларации сумму налога необходимо округлить до полных рублей. Такую же округленную сумму нужно перечислять в бюджет.

Минфин успокоил: разница между суммой налога с округлением и суммой НДС, отраженной в книге продаж, недоимкой не признается. Таким образом, подобная разница не должна стать проблемой для налогоплательщика, который, например, обратился за получением лицензии на продажу алкоголя или берет в инспекции справку об отсутствии задолженности перед бюджетом для получения кредита.

Документ: Письмо Минфина России от 15.10.2019 N 02-07-10/79001

5 декабря 2019 г.

 

 

 

Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты