На сайте ФНС России появится сервис проверки кассового чека
Согласно требованиям п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», ККТ нового поколения должна в том числе обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код) в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности. Этот код содержит в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности.
В целях реализации функции гражданского контроля ФНС России разработано бесплатное мобильное приложение для покупателя «Проверка кассового чека». Оно позволяет получать и хранить чеки в электронном виде, а также проверить их легальность, добросовестность продавца, или сообщить о нарушении.
В своем письме от 4 августа 2017 г. № ЕД-4-6/15366@ ФНС России проинформировала о текущих разработках такого мобильного приложения и планах по совершенствованию работы в данном направлении. В частности, сообщается о реализации мобильного приложения на базе двух платформ, а также о проведении работ по проектированию открытого API мобильного приложения для использования сторонними независимыми разработчиками мобильных приложений, в том числе на платформе Windows Mobile.
Также ФНС России анонсировала запуск на своем официальном сайте сервиса проверки факта записи расчета и подлинности фискального признака кассового чека (бланка строгой отчетности). Разработка программного обеспечения для такого сервиса намечена на конец 2017 года.
После запуска указанного сервиса потребители (покупатели) смогут выбрать, каким способом проверить подлинность кассового чека, – через мобильное приложение или с помощью сервиса, размещенного на сайте ФНС России.
11 августа 2017 г.
На запросы о бенефициарных владельцах надо будет отвечать в течение 5 рабочих дней
Постановлением от 31.07.2017 № 913 правительство РФ утвердило правила представления юрлицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них сведений, которыми обязано располагать юрлицо, по запросам уполномоченных органов – ФНС и Росфинмониторинга. Эти две службы еще должны разработать свои акты для работы по утвержденным правилам.
Запросы ФНС и РФМ смогут направлять как в электронном виде, так и на бумаге. Причем, для электронного направления запросов и получения на них ответов РФМ будет использовать инфраструктуру ФНС.
Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, которое пока не состоялось.
Напомним, 21 декабря 2016 года вступил в силу федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ, которым внесены изменения в антиотмывочный закон (115-ФЗ) и КоАП. Первый дополнен статьей 6.1, устанавливающей обязанность юрлиц иметь и раскрывать по запросам уполномоченных органов (включая ФНС) информацию о своих бенефициарных владельцах или сведения о мерах, принятых для получения такой информации, в КоАП введена ответственность за неисполнение новой обязанности. Предусмотрено, что сроки и порядок представления информации определяется правительством РФ.
Порядком установлено, что при получении запроса юрлицо представляет сведения о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. В случае обнаружения неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях юрлицо не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения.
В процессе электронного документооборота при направлении юрлицом электронного сообщения будет предоставляться следующие технологические электронные документы: подтверждение даты отправки электронного сообщения; квитанция о его приеме; уведомление об отказе в принятии сообщения.
При ответе на запрос на бумажном носителе юрлица будут представлять в уполномоченный орган электронное сообщение на оптическом или цифровом носителе информации с сопроводительным письмом. Сопроводительное письмо с оптическим или цифровым носителем информации надо будет приносить в уполномоченный орган непосредственно или отсылать по почте заказным письмом.
11 августа 2017 г.
Утверждены новые формы документов, необходимых для регистрации и снятия с учета ККТ нового поколения
С 1 июля 2017 года большинство предприятий и ИП, применяющих контрольно-кассовую технику (далее – ККТ), обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы через онлайн-кассы (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ). Исключения предусмотрены для тех, кто ранее не был обязан применять ККТ, – им разрешено не использовать ККТ нового образца до 1 июля 2018 года, однако по требованию покупателя они должны выдавать товарный чек или квитанцию (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).
Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, также вправе не применять ККТ (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) до 1 июля 2018 года (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ). Затем единый порядок применения онлайн-касс распространится на всех. Онлайн-кассы могут не использоваться в населенных пунктах с количеством жителей менее 10 тыс. человек.
В целях реализации перехода на онлайн-кассы ФНС России своим приказом от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@ утвердила новые формы заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ, заявления о снятии ККТ с регистрационного учета, карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Приказом установлен порядок заполнения каждого документа, а также правила их направления и получения на бумажном носителе.
Предусмотрено, что указанные документы заполняются рукописным способом чернилами черного или синего цвета или с использованием программ для ЭВМ. Все разделы и поля подлежат обязательному заполнению (за исключением ряда случаев). При этом не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать документов на бумажном носителе, скрепление листов документов, приводящее к порче бумажного носителя. В приложениях к приказу содержатся правила заполнения каждой страницы, каждого раздела и конкретных полей заявлений и карточек.
Также определен порядок направления и получения документов, необходимых для регистрации и снятия ККТ с учета, на бумажном носителе. В частности, указаны способы представления в налоговый орган заявлений и карточек регистрации (перерегистрации) или снятия ККТ с регистрационного учета на бумажном носителе: почтовым отправлением с описью вложения; лично или через представителя.
Одновременно признан утратившим силу приказ ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники» и корректирующий его приказ ФНС России от 21 ноября 2011 г. № ММВ-7-2/891@.
Приказ ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@ зарегистрирован в Минюсте РФ 9 августа. Он вступит в силу с 21 августа 2017 г.
11 августа 2017 г.
С 19 августа изменится порядок ведения кассовых операций
С этой даты начнут действовать поправки в Порядок ведения кассовых операций, утвержденные Банком России в июне (указание Банка России от 19 июня 2017 г. № 4416-У).
Так, Регулятор предписал организациям и ИП оформлять кассовые документы по окончании проведения кассовых операций в том числе на основании фискальных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – закон о ККТ). Напомним, сейчас в соответствии с п. 5.2 Порядка ведения кассовых операций приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться на основании контрольной ленты, изъятой из ККТ, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку и иных документов, предусмотренных законом о ККТ. После вступления изменений в силу данный пункт Порядка будет отменен.
Передача кассиру печати и образцов подписей уполномоченных лиц, которые вправе подписывать кассовые документы, будет необходима только в случае, если документы оформляются в бумажном виде. А прежде чем зафиксировать в кассовой книге в конце рабочего дня остаток наличных денег, кассиру придется не только сверить записи в кассовой книге с данными кассовых документов, но и пересчитать деньги, фактически находящиеся в кассе. При этом круг лиц, которые могут вносить записи в кассовую книгу будет существенно расширен. Делать соответствующие записи помимо кассира смогут и иные уполномоченные работники организации.
Выдать аванс кассир сможет не только на основании заявления подотчетного работника, но и по распорядительному документу организации или ИП. А запрет выдавать под отчет работнику деньги при условии непогашенной задолженности по ранее выданной сумме будет исключен.
Кроме этого, налогоплательщики получат возможность предоставлять квитанции к приходному кассовому ордеру в электронном виде. Финансовый документ можно будет направить на указанный вносителем наличности адрес электронной почты.
Отметим, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность. Так, за совершение этого правонарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 4 тыс. до 5 тыс. руб., юрлицо – на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП).
10 августа 2017 г.
При каком условии первичка с простой электронной подписью подтвердит расходы
В письме от 17.07.2017 № 03-03-06/1/45323 Минфин отвечал на вопрос о том, может ли первичный документ, подписанный простой электронной подписью, быть признан юридически значимым для подтверждения расходов по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
На основании статьи 9 закона «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно статье 6 закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 закона № 63-ФЗ.
Таким образом, хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя простую электронную подпись, при условии соблюдения требований закона № 63-ФЗ.
10 августа 2017 г.
Введена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов
С сегодняшнего дня вступает в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 250-ФЗ. Документом внесены изменения в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс в части усиления ответственности за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В частности, на страхователей, которые уклоняются от уплаты взносов, теперь распространяется действие ст. 198-199 УК РФ – санкции применяются в случае неуплаты взносов в крупном или особо крупном размерах. Для физического лица крупным размером признается неуплата в течение трех лет 900 тыс. руб. (если доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% от подлежащей уплате суммы взносов), либо неуплата 2,7 млн руб. и более. Особо крупным размером считается неуплата страховых взносов в сумме 4,5 млн руб. (если это больше 20% от подлежащей уплате суммы) либо неуплата более 13,5 млн руб. Для организаций крупный размер составляет более 5 млн руб. при превышении 25% от суммы взносов либо неуплата взносов на сумму больше 15 млн руб., особо крупный размер – 15 млн руб. при превышении 50% от суммы взносов, либо неуплата более 45 млн руб.
Кроме того, ужесточена ответственность за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – введены новые составы преступления (ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ). Они касаются уклонения от уплаты страховых взносов «на травматизм» соответственно граждан и организаций.
Так, за уклонение страхователя – физического лица от уплаты указанных страховых взносов в крупном размере (более 600 тыс. руб. за три года подряд при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм взносов, либо превышает 1,8 млн руб.) установлен штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательные работы на срок до 360 часов. За то же деяние, совершенное в особо крупном размере (более 3 млн руб. в пределах трех финансовых лет подряд при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышает 9 млн руб.), – штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.
В свою очередь, ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов «на травматизм» для страхователя-организации предусмотрена в виде штрафа в размере 100-300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до одного года.
Сопутствующие поправки внесены в УПК РФ.
10 августа 2017 г.
«Подозрительных» плательщиков взносов вытащат на свет комиссии по легализации
ФНС выпустила объемное письмо от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Напомним, что недавно комиссии были отменены в отношении большей части налогов, остались лишь комиссии по НДФЛ. Теперь они будут заниматься также и взносами.
Работа налоговых органов по легализации налоговой базы теперь включает:
- отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
- проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
- направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, взносам и иным действиям;
- подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
- рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;
- мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
- подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:
- ИП на общей системе, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ. Показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 лист В декл. 3-НДФЛ). Также на комиссию рискуют попасть ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода – в 3-НДФЛ анализируется отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности). ФНС привела и еще несколько критериев для отбора ИП на комиссию;
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ или снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%. Таких будут отбирать путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в 6-НДФЛ с данными расчетов по взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ. Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по форме 6-НДФЛ и в расчетах по страховым взносам.
В зоне риска также налогоплательщики-физлица, не задекларировавшие полученные доходы. Таких будут выявлять на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное). Из сформированного перечня отбираются физлица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.
Кроме того, на комиссию будут попадать также плательщики страховых взносов, имеющие задолженность или снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников. Отбор будет производиться путем сопоставления исчисленных и уплаченных сумм взносов за отчетный (расчетный) период, отраженных в расчетах, представленных плательщиком в налоговый орган, за период начиная с 1.01.2017, с поступлениями взносов, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом». При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по взносам за соответствующий отчетный (расчетный) период, представленные в налоговые органы, за периоды начиная с 1.01.2017 года), расчеты по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный (расчетный) период, сведения о среднесписочной численности.
Плательщики взносов, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, также не могут чувствовать себя в полной безопасности.
ФНС привела еще ряд критериев для отбора налогоплательщиков и плательщиков взносов по различным признакам.
Будет учитываться также информация, поступившая от ПФ и ФСС о наличии выявленных ранее фактов систематических нарушений конкретным плательщиком законодательства РФ о страховых взносах.
Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные плательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности.
10 августа 2017 г.
Новое руководство от IFAC поможет лучше ориентироваться в тонкостях бухгалтерского регулирования
Четкая ориентация во всех премудростях национального финансового законодательства, безусловно, необходимо для формирования и дальнейшего развития любой профессиональной организации. А выбор правильной модели регулирования важен для обеспечения эффективно функционирующей профессии, которая создает в экономике качественную финансовую отчетность, экономический рост и развитие самих профессиональных бухгалтеров. В последние годы здесь наблюдается своего рода эволюция. Осознавая потребность профессиональных аудиторских организаций адаптироваться к изменяющимся условиям (а также влиять на них), Международная федерация бухгалтеров разработала и представила новое руководство, чтобы помочь им в этом.
По мнению исполнительного директора IFAC Алты Принслу (Alta Prinsloo), говорить об «одном размере для всех» в случае с бухгалтерским регулированием будет неправильно, поскольку в мире очень много разных моделей, и все они могут быть по-своему эффективными. «Понимание ключевых принципов бухгалтерского регулирования и их практического функционирования поможет профессиональным бухгалтерским организациям и их участникам в обеспечении долгосрочной устойчивости профессии и способности продолжать действовать в общественных интересах» – сказала она.
Новое руководство Making Regulation Work: Principles and Models for the Accountancy Profession исследует сферы действия бухгалтерского регулирования, отвечает на вопрос, почему оно так важно, и определяет ключевые принципы. В нем также приведены примеры моделей, использующихся в разных странах. А дополнительную информацию по странам (включая Россию) можно найти в профилях мировых юрисдикций на сайте IFAC.
9 августа 2017 г.
ФНС России выступает против истребования документов или информации в излишнем объеме вне рамок налоговых проверок
ФНС России считает необходимым при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Такая позиция налогового ведомства отражена в письме ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок».
Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок может истребовать документы или информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих соответствующими документами или информацией. Такая возможность допускается, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов или информации (по мнению налоговиков, это условие имеет большое значение для оценки объема истребуемых документов или информации).
В частности, отмечается, что истребование документов или информации в излишнем объеме приводит к жалобам на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС России и не способствует повышению эффективности налогового контроля. А учитывая, что размер штрафов по п. 2 ст. 126 НК РФ не зависит от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) снижается стимулирующая функция такого вида наказания.
Кроме того, в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. При решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика суды часто обращают внимание на:
- реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
- реальную возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов;
- реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;
- обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налогового органа по этому вопросу.
По результатам исследования указанных обстоятельств имеют место случаи применения судами смягчающих обстоятельств, иные способы удовлетворения исков вплоть до освобождения от налоговой ответственности.
«Налоговый орган, истребующий значительное количество документов (большой объем информации) вне рамок проведения налоговых проверок, должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок внутреннего аудита все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами», – предупреждает ФНС России.
Ведомство призывает должностных лиц территориальных налоговых органов не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля.
9 августа 2017 г.
В РФ введены три документа МСФО, включая ежегодные усовершенствования
Приказом от 20.07.2017 № 117н Минфин ввел в действие на территории РФ документы МСФО:
- «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2014 – 2016 гг.»;
- «Переводы инвестиционной недвижимости из категории в категорию (поправки к МСФО (IAS) 40)»;
- разъяснение КРМФО (IFRIC) 22 «Операции в иностранной валюте и предварительная оплата».
Указанные документы МСФО, как обычно, вступают в силу на территории РФ: для добровольного применения – со дня их официального опубликования; для обязательного применения – в сроки, определенные в этих документах.
8 августа 2017 г.
ФНС России систематизировала характерные нарушения законодательства о налогах и сборах
На основе анализа результатов проведенных налоговых проверок налоговики сформировали перечень распространенных нарушений законодательства о налогах и сборах (информация ФНС России от 20 июля 2017 г. «Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проведения налоговых проверок».
В частности, при исчислении налогоплательщиками НДФЛ распространены такие нарушения, как: неправомерное завышение суммы налоговых вычетов; неполное отражение полученных от деятельности ИП доходов; занижение налоговой базы с доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности менее трех лет; занижение налоговой базы в результате неисчисления налога от дохода, полученного в порядке дарения от лица, не являющегося близким родственником, и т.п.
В свою очередь, налоговые агенты часто неправомерно не удерживают или не перечисляют в установленный срок суммы налога, заявляют стандартные налоговые вычеты без подтверждающих документов и без уведомления налогового органа. Также они допускают неверное отражение даты фактического получения дохода в налоговой отчетности, непредставление в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ в налоговый орган по месту учета и непредставление налоговым агентом в установленный срок сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
При налогообложении налогом на прибыль организации были выявлены нарушения в виде занижения налоговой базы, занижения внереализационных доходов и необоснованного включения в состав таких расходов отдельных сумм, завышения расходов (в том числе путем оформления сделок с фирмами-однодневками), нарушения при совмещении двух режимов налогообложения.
В части исчисления НДС распространены следующие характерные нарушения:
- занижение налоговой базы (в результате неполного отражения реализации товаров (работ, услуг), на стоимость безвозмездно переданного имущества, в результате неправомерного применения льготы, на суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок);
- неправомерное применение пониженной налоговой ставки 10% (в частности, при реализации изделий медицинского назначения, не входящих в перечень кодов медицинских товаров), налоговой ставки 0% по реализации товаров на экспорт;
- необоснованное включение в состав налоговых вычетов суммы НДС по взаимоотношениям с фирмами-однодневками, сумм НДС при отсутствии счетов-фактур.
Одновременно имеет место такое нарушение, как отсутствие раздельного учета при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, и неправомерное заявление в связи с этим вычетов по НДС.
Плательщики транспортного налога чаще всего нарушают порядок применения повышающего коэффициента в отношении дорогостоящих автомобилей, не включают в налоговую базу транспортные средства, зарегистрированные в органах ГИБДД, Гостехнадзора, неверно применяют установленные региональным законодательством налоговые ставки налога. А плательщики земельного налога – занижают налоговую базу в результате неверного отражения кадастровой стоимости земельного участка, занижают суммы налога, возникшие в результате применения неверного коэффициента владения земельным участком или в результате применения неверных ставок по налогу.
Согласно информации ФНС России, характерным нарушением в части торгового сбора является непредставление уведомления о возникновении объекта обложения сбором.
Также ФНС России систематизированы нарушения в части исчисления акцизов, НДПИ, УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентной системы налогообложения, налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес.
8 августа 2017 г.
Регионы могут снижать ставки налогов для субъектов малого предпринимательства
Действующие нормы Налогового кодекса позволяют субъектам малого предпринимательства пользоваться различными налоговыми режимами (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июля 2017 г. № 03-11-11/47293). В частности, они могут применять общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенную систему налогообложения (УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), патентную систему налогообложения (для ИП).
При этом субъекты РФ вправе устанавливать на соответствующей территории налоговую ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и бытовой сферах и применяющих УСН или патентную систему налогообложения (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). В данном случае льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации ИП. Такая мера поддержки предусмотрена на период до 1 января 2021 года.
Отметим, что в большинстве субъектов РФ налоговые каникулы для ИП уже установили. При этом некоторые регионы (Республика Ингушетия, Нижегородская область) предусмотрели такие льготы только для ИП, применяющих УСН, а некоторые (Вологодская область, Ивановская область) – только для ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Остальные субъекты распространили налоговые каникулы как на ИП, применяющих УСН, так и на ИП, применяющих патентную систему налогообложения.
Также финансисты систематизировали в письме меры, реализуемые в целях стимулирования развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы. В частности, речь идет о праве регионов снижать с 6% до 1% ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). В свою очередь, представительным органам муниципальных образований, законодательным органам Mocквы, Санкт-Петербурга и Севастополя разрешено снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% (п. 2 ст. 346.31 НК РФ). Такие меры устанавливаются в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах 5-15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
7 августа 2017 г.
Как считать налоги при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях
В письме от 20.07.17 № 03-07-11/46167 Минфин рассказал о применении НДС и налога на прибыль при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях.
Реализацией товаров в целях НДС признается также передача права собственности на товары на безвозмездной основе. Таким образом, безвозмездная передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению НДС. Однако подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 НК предусмотрено освобождение от НДС в отношении передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.
При реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость данных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При этом на основании статьи 105.3 НК цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
В случае невозможности определения рыночной цены указанных рекламных товаров налоговую базу по НДС, по мнению Минфина, следует определять как стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу.
В целях налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК. Данной нормой предусмотрены виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли.
В то же время пунктом 16 статьи 270 НК установлено, что расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
7 августа 2017 г.
Действия фирмы по сокрытию активов помешали смягчению обеспечительной меры
ИФНС обратилась в суд с иском о признании ООО и ОАО взаимозависимыми и взыскании задолженности ОАО с ООО. Заодно налоговая потребовала ареста на имущество ООО на сумму 727 млн рублей (включая денежные средства), запрета отчуждать это имущество, проводить любые регистрационные действия и вносить изменения в ЕГРЮЛ в отношении ООО.
Суд первой инстанции (А56-7279/2017) заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворил.
ООО обратилось с ходатайством об отмене мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на денежные средства и расчетные счета, заменив их на арест имущества (оборудования, дебиторской задолженности, финансовых вложений, материалов, готовой продукции). Компания указывает, что принятые судом обеспечительные меры являются излишними, существенно нарушают права компании и ее кредиторов.
Апелляция (13АП-8912/2017 от 22.05.2017) разъяснила, что согласно пункту 1 статьи 95 АПК возможна замена одной обеспечительной меры другой. Однако в этом случае учитываются разумность и обоснованность требования заявителя, вероятность причинения ему значительного ущерба, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращение ущемления публичных интересов, интересов третьих лиц.
По мнению суда, в данном случае замена обеспечительных мер не будет способствовать обеспечению баланса интересов заинтересованных сторон, а доказательств нарушения прав ответчика принятыми обеспечительными мерами не представлено.
Суды учли, что непосредственно до принятия обеспечительных мер ответчиком уже начали совершаться действия по существенному уменьшению своих активов. Так, за первые два месяца 2017 года активы уменьшены в два раза (с 933 млн до 555 млн рублей), в то время как первичные документы в отношении дебиторской задолженности представлены только на сумму 153 млн рублей, что исключает возможность наложения ареста в остальной части.
7 августа 2017 г.
Отменена форма представления сведений об инвентаризационной стоимости недвижимости
Налоговики утвердили ведомственный акт, которым отменяется форма Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений для исчисления налогов, а также ее формат и порядок заполнения (приказ ФНС России от 12 июля 2017 г. № ММВ-7-21/546@ «О признании утратившими силу приказов ФНС России от 11.02.2011 № ММВ-7-11/154@ и от 29.03.2012№ ММВ-7-11/185@», зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2017 года).
В соответствии с приказом, утратили силу следующие нормативные акты:
- приказ ФНС России от 11 февраля 2011 г. № ММВ-7-11/154@;
- приказ ФНС России от 29 марта 2012 г. № ММВ-7-11/185@.
Напомним, что до 1 января 2015 года органы БТИ обязаны были ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1 ст. 85 Налогового кодекса).
В связи с этим использование инвентаризационной стоимости имущества для исчисления налогов после 1 января 2015 года не допускается, так как данные сведения в налоговые органы не поступают (ст. 1 Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ).
Добавим, что ранее финансисты разъясняли, что инвентаризационную стоимость имущества для целей налогообложения нельзя использовать, начиная с 1 января 2013 года, так как с этого момента проведение государственного технического учета и определение инвентаризационной стоимости имущества не предусмотрено. А в настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности определенной ранее инвентаризационной стоимости имущества. Соответственно, такая стоимость может быть оспорена в судебном порядке.
4 августа 2017 г.
ФНС обобщила правовые позиции КС и ВС за второй квартал 2017 года
Письмом от 29 июня 2017 г. № СА-4-7/12540@ ФНС направила для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда и Верховного Суда, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения.
В обзор попали следующие решения (о некоторых из них мы ранее уже сообщали):
- ВС от 23.05.2017 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015 – оплата стоимости городского имущества с НДС не заменяет уплату налога в бюджет РФ;
- ВС № 302-КГ17-2263 от 05.06.2017 по делу № А19-273/2016, по которому суды разъяснили, что именно может указывать на дробление бизнеса при заключении договора комиссии;
- ВС № 304-КГ17-4642 от 22.05.2017 по делу № А27-10743/2016, в котором суды пришли к выводу, что нельзя делать доначисления, не учитывая момент слета с УСН, при дроблении бизнеса;
- ВС от 16.06.2017 № 307-КГ16-19781 по делу № А42-7562/2015 – нельзя исчислять НДФЛ со всей суммы выходного пособия при увольнении по соглашению сторон;
- КС против имущественного вычета при переводе в жилое помещения, купленного как нежилое – от 06.06.2017 № 1164-О/2017;
- ВС от 24.05.2017 № 305-КГ16-21444 по делу № А40-75563/2016 – двойные проценты не заменяют штрафа при заявительном порядке возмещения НДС. ФНС привела еще два аналогичных решения и сделала вывод об изменении позиции ВС по сравнению с изложенной по делу № А60-25949/2015 в определении 309-КГ16-6729 от 04.07.2016 (тогда ВС пришел к выводу, что излишнее возмещение НДС в заявительном порядке не является основанием для штрафа);
- ВС против изъятия части дохода за непостановку на учет обособленного подразделения – от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015;
- ВС от 27.04.2017 № 86-КГ17-1 – ненадлежащее исполнение контрагентом (производившим строительные работы) своих обязанностей по исчислению и уплате налогов с полученных от заказчика (физлица) сумм платежей не может повлечь отказ в предоставлении собственнику дома имущественного вычета при его продаже (в размере понесенных расходов на строительство);
- ВС от 17.04.2017 № 309-КГ17-2799 – о схеме, направленной на уклонение от НДС путем заключения в качестве комиссионера формальных договоров комиссии с контрагентами на УСН, не имевшими необходимых условий для работы;
- ВС от 31.05.2017 № 18-КГ17-40 – факт получения свидетельства о госрегистрации права собственности на квартиру в 2010 году при условии приобретения объекта недвижимости и регистрации прав на него в установленном законом порядке до вступления в силу закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не свидетельствует, что лицо владело квартирой менее трех лет, в том числе и в целях применения налогового законодательства;
- КС от 28.02.2017 № 220-О – право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса не возлагает на банк обязанностей, нарушающих банковскую тайну и права налогоплательщиков.
В обзоре приведены также и другие сведения о судебной практике.
3 августа 2017 г.
Утверждены правила ведения раздельного учета для организаций и ИП, работающих с госконтрактами
Минфин России принял ведомственный акт, которым утверждены документы, предусмотренные распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2017 г. № 1502-р о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных госконтрактов, договоров и соглашений, а также контрактов, заключаемых в рамках их исполнения (приказ Минфина России от 30 июня 2017 г. № 500).
Речь идет о следующих документах:
- порядок раскрытия структуры цены госконтракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) с юрлицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП, получающим средства на основании госконтракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках исполнения госконтракта, договора (соглашения);
- порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юрлицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП при использовании средств, полученных на основании госконтракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.
В свою очередь в порядке ведения раздельного учета результатов ФХД предусмотрено, что учет расходов по статьям затрат, указываемых исполнителями госконтрактов и других контрагентов, работающих в рамках казначейского сопровождения денежных средств, осуществляется в соответствии с их учетной политикой и документооборотом по каждому госконтракту, соглашению, контракту (договору) обособленно в регистрах бухучета в соответствии с положениями Плана счетов бухучета ФХД организаций и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Приказ Минфина России вступил в силу 30 июля – с момента начала действия распоряжения Правительства РФ о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.
2 августа 2017 г.
В договоре с сотрудником не допускаются налоговые оговорки, касающиеся компенсации НДФЛ
Минфин России разъяснил, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физлиц (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2017 г. № 03-04-06/43981).
Напомним, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса (п. 1 ст. 226 НК РФ).
При этом исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В свою очередь, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ)
В то же время налогоплательщики, получившие доходы, налог с которых не был исчислен, уплачивают его не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Уплата налога за счет средств налоговых агентов при этом не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
2 августа 2017 г.
Снято 8 вопросов о 6-НДФЛ: призы, командировки, ГПД, отпускные, пособия, ошибки
В письме от 21 июля 2017 г. № БС-4-11/14329@ ФНС дала разъяснения по восьми вопросам представления и заполнения формы 6-НДФЛ
Организация в целях рекламной акции производит выплату денежных призов до 4000 рублей участникам лотереи. На основании пункта 28 статьи 217 НК такие суммы не облагаются НДФЛ, напомнила ФНС. Поэтому организация вправе не отражать такой доход в 6-НДФЛ доход. Но если призы, полученные одним и тем же физлицом, в сумме превысят 4000 рублей в год, то данный доход подлежит отражению в расчете по форме 6-НДФЛ.
На основании пункта 8 статьи 217 НК не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50000 рублей на каждого ребенка. Так что работодатель вправе не отражать в 6-НДФЛ и эти выплаты.
Третий вопрос – когда операция по выплате дохода считается завершенной в целях ее отражения (заполнения) в расчете по форме 6-НДФЛ? ФНС ответила, что если налоговый агент производит операцию в одном периоде представления, а завершает ее в другом периоде, то данная операция отражается в том периоде представления, в котором завершена. При этом операция считается завершенной в периоде представления, в котором наступает срок перечисления налога в соответствии с пунктом 6 статьи 226 и пунктом 9 статьи 226.1 НК. Например, операция по выплате зарплаты, начисленной за июнь 2017 года, фактически выплаченной 30.06.2017 (относится к периоду представления за полугодие), со сроком перечисления 03.07.2017 (относится к периоду представления за девять месяцев), отражается в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за девять месяцев 2017 года.
С физическим лицом в феврале заключен договор гражданско-правового характера на выполнение строительных работ. Акт сдачи-приемки работ подписан в марте 2017 года, а вознаграждение выплачено в апреле. В этом случае датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета физлица. НДФЛ удерживается непосредственно из доходов при их фактической выплате, а перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты. В указанном случае операция отражается в разделах 1 и 2 расчета 6-НДФЛ за полугодие 2017 года.
Работник организации идет в отпуск с 01.06.2017. Суммы оплаты отпуска за июнь 2017 года работнику выплачены 25.05.2017. Каким образом данные суммы отпускных выплат отразить в расчете по форме 6-НДФЛ? Данная операция отражается в разделах 1 и 2 расчета 6-НДФЛ за полугодие 2017 года, ответила ФНС. В разделе 2 по строке 100 указывается 25.05.2017; по строке 110 – 25.05.2017; по строке 120 – 31.05.2017; по строкам 130 и 140 – соответствующие суммовые показатели.
За время нахождения работника в командировке вместе с зарплатой ему выплачивается средний заработок. Средний заработок за дни нахождения в командировке являются частью зарплаты, значит, его сумма, начисленная за дни нахождения работника в командировке, в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК признается его доходом в последний день месяца, за который этот доход был начислен. Именно эта дата и отражается в строке 100 раздела 2 расчета 6-НДФЛ.
После представления в налоговые органы расчета за полугодие 2017 года компания обнаружила в первом квартале 2017 года ошибку, приводящую к занижению суммы дохода. В этом случае налоговому агенту следует представить в налоговый орган уточненные расчеты за первый квартал и полугодие 2017 года, поскольку раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ составляется нарастающим итогом.
Налоговым агентом допущены арифметические ошибки при расчете НДФЛ с зарплаты за декабрь 2016 года, выплаченной в январе 2017 года. В феврале 2017 года налоговый агент производит перерасчет. В этом случае итоговые суммы с учетом произведенного перерасчета отражаются в разделе 1 расчета 6-НДФЛ за 2016 год и в разделе 2 расчета за первый квартал 2017 года. Кроме того, сумма НДФЛ с зарплаты за декабрь 2016 года с учетом произведенного перерасчета подлежит отражению в справке 2-НДФЛ за 2016 год.
2 августа 2017 г.
АО теперь обязано предъявлять акционерам бухотчетность с аудиторским заключением
Федеральным законом от 29.07.2017 № 233-ФЗвнесены изменения в закон «Об акционерных обществах» и статью 50 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Закон уже вступил в силу.
Из пункта 1 статьи 89 закона об АО исчез конкретный перечень документов, которые АО обязано хранить. Осталось лишь обобщенное требование хранить документы, предусмотренные данным законом, уставом, внутренними документами АО, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органов управления АО, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ.
При этом в статью 91 о документах, к которым АО обязано обеспечить доступ акционерам, напротив, вписан перечень конкретных документов. Данный перечень несколько отличается от того, который присутствовал в статье 89. Например, теперь оговаривается обязательное наличие аудиторских заключений к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Список стал закрытым (не указаны «иные документы»).
Также установлено, к какой информации и документам ПАО и НПАО обязаны обеспечить доступ по требованию акционера, владеющего не менее чем 1% голосующих акций, и акционера с пакетом от 25% таких же акций. Уставом АО в этих целях может быть предусмотрено меньшее количество акций. Указано, что в требовании акционера (акционеров), владеющего до 25% голосующих акций, о предоставлении документов и информации, должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы. Установлено, что такое деловая цель и как определить, является ли она разумной. Оговорен список оснований для отказа в предоставлении информации акционерам.
В статье 50 закона об ООО перечень документов также перекочевал из списка документов, которые ООО обязано хранить, в список бумаг, которые ООО обязано предоставлять участникам. Перечень также подвергся корректировке, кроме того, установлены основания для отказа в предоставлении документов.
1 августа 2017 г.
Москва ввела льготы для технико-внедренческих ОЭЗ
Принят закон, которым предоставлены налоговые льготы для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа (Закон г. Москвы от 12 июля 2017 г. № 23 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения»).
Документом предусмотрены следующие новации:
- освобождение от налогообложения по земельному налогу резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы, в отношении земельных участков, расположенных на территориях данных ОЭЗ, сроком на 10 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (ст. 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74);
- освобождение на 10 лет от налогообложения по транспортному налогу резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы, в отношении транспортных средств, зарегистрированных на данных резидентов (ст. 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 33);
- организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, в отношении транспортных средств, зарегистрированных на данные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении ОЭЗ освобождаются от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства;
- льготами по налогу на прибыль могут пользоваться ОЭЗ и их управляющие компании, созданные на территории города Москвы (ст. 1 Закона города Москвы от 23 ноября 2016 г. № 37);
- для московских ОЭЗ ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, составит 0% – с 1 января 2018 года, 5% – с 1 января 2028 года, 12,5% – с 1 января 2033 года;
- для управляющих компаний ОЭЗ ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, составит 12,5% – с 1 января 2017 года, 13,5% – с 1 января 2021 года.
Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. Он начнет действовать с 21 августа 2017 года.
1 августа 2017 г.
Налог можно уплатить не ранее, чем сформируется налоговая база, напомнил Минфин
В письме от 23.06.2017 № 03-02-08/39607 Минфин рассказал об исполнении обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) и возможности перечисления денежных средств в счет будущих обязательств по уплате налогов.
Пунктом 1 статьи 45 НК предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком, в частности, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
НК не предусмотрено перечисление средств в бюджетную систему в счет обязательств по уплате налогов, которые могут возникнуть в будущем.
Вместе с тем, в настоящее время разрабатываются предложения о введении института «специальных авансовых взносов», которые налогоплательщики - физлица смогут добровольно перечислять в бюджет в счет уплаты ими предстоящих платежей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физлиц, напомнил Минфин.
1 августа 2017 г.
Раскрытие информации о недоимках и штрафах российских компаний отложено на год
Налоговики приняли ведомственный акт, которым был перенесен срок размещения информации о недоимках и штрафах организаций на сайте ФНС России почти на год – с 25 июля 2017 года на 1 июня 2018 года. К этому моменту планируется опубликовать сведения о налоговых правонарушениях, ответственность по которым наступила со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года (приказ ФНС России от 27 июля 2017 года № ММВ-7-14/582@).
Помимо сроков, были также скорректированы и сами размещаемые сведения. Так, первоначально налоговое ведомство планировало указывать «статью (с указанием при наличии пункта статьи) Налогового кодекса, предусматривающую ответственность за совершенное организацией налоговое правонарушение; период, в котором организацией совершено налоговое правонарушение; дату вступления в силу решения о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение; меру ответственности за налоговое правонарушение с указанием размера штрафа». Такие сведения должны были указываться за календарный месяц, предшествующий месяцу их размещения на сайте ФНС России (подп. «в» п. 3 Сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте ФНС России в «Интернет» сведений, указанных в п.1.1 ст. 102 Налогового кодекса). В настоящее время речь идет о «сведениях о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них с указанием общего размера штрафа». Детали правонарушений, помимо штрафа, налоговики раскрывать не будут.
Напомним, что ранее сведения о налоговых правонарушениях планировалось обнародовать на сайте ФНС России 25 июля 2017 года (п. 7 Сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте ФНС России в «Интернет» сведений, указанных в п.1.1 ст. 102 Налогового кодекса).
Добавим также, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- о среднесписочной численности работников организации за календарный год (подп. 9 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов (подп. 10 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения (подп. 11 п. 1 ст. 102 НК РФ).
31 июля 2017 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.