Штрафы за полную или частичную задержку выплаты зарплаты прошли второе чтение

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 983383-6 о повышении ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда.

В статью 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» вносятся новые пункты 6 и 7. Согласно им частичная или полная невыплата работнику в установленный срок зарплаты, если эти действия не содержат признаков уголовного преступления, должностному лицу обойдется в 10-20 тысяч рублей, ИП – в 1-5 тысяч, юрлицу – в 30-50 тысяч. Первоначальная версия законопроекта предусматривала это только в отношении собственно зарплаты. Теперь устанавливается, что эта ответственность будет касаться задержки также и других выплат, начисляемых в рамках трудовых отношений. Кроме того, ко второму чтению внесли дополнение о том, что такие же штрафы будут положены в случае установления зарплаты в размере менее предусмотренного законодательством.

Повторное такое же нарушение должностному лицу будет стоить 20-30 тысяч или дисквалификации на срок от года до трех, ИП – 10-30 тысяч, юрлицу – 50-100 тысяч.

В части 6 статьи 136 Трудового кодекса будет оговорено, что дата выплаты зарплаты должна быть установлена не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (первоначальная версия законопроекта устанавливала срок 10 дней).

Компенсации работнику при задержке зарплаты также будут пересмотрены. Изначально планировалось базовую величину компенсации оставить прежней (1/300), привязав ее к ключевой ставке (сейчас в ТК указана ставка рефинансирования). Авторы законопроекта предлагали увеличивать размер компенсации до 1/150 ключевой ставки начиная со 181 дня задержки, если зарплата не выплачивается более 180 дней.

Однако ко второму чтению депутаты решили не дифференцировать компенсации по сроку задержки. Теперь все компенсации за опоздание с выплатой зарплаты будут составлять 1/150 ключевой ставки.

Кроме того, будет установлено, что по спорам о невыплате зарплаты и других выплат работник может обратиться в суд в течение года со дня установленного срока выплаты, в том числе при невыплатах при увольнении (сейчас действует общий срок – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав).

14 июня 2016 г.


Минфин выступил против выбора системы налогообложения нефтяниками

В Минфине выступают против предоставления нефтяным компаниям права выбора системы налогообложения для новых месторождений. Об этом заявил журналистам заместитель министра финансов РФ Илья Трунин.

«Мне сложно предположить, какой будет критерий для принятия такого решения. Как нравится налогоплательщику – я против. Потому что ясно, что налогоплательщик выберет тот режим, который ему более выгоден. Зачем тогда делать новый? А сделать режим более выгодным, чем действующий, у нас тоже такой задачи нет», – сказал Илья Трунин.

По его словам, обсуждение новых параметров налогообложения нефтяной отрасли продолжается, однако разногласия с компаниями все еще остаются.

Ранее министр энергетики Александр Новак отмечал, что единая методика налогообложения нефтяной отрасли не может применяться одинаково для старых и новых месторождений.

Предполагается, что в 2016 году в Налоговый кодекс могут быть введены поправки, которые коснутся налогообложения добычи нефти на основе финансового результата (НФР) для вовлечения в разработку залежей нефти, которыми при низких ценах на нефть экономически невыгодно заниматься. При этом в Минфине ранее отмечали, что НФР может привести к выпадению доходов федерального бюджета, предлагая ввести налог на добавленный доход (НДД). Предполагается, что планируемая новая система налогообложения в итоге заменит экспортную пошлину, а также частично – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

14 июня 2016 г.


Вышел приказ, корректирующий ряд ПБУ для фирм, имеющих право вести бухучет упрощенно

Официально опубликован прошедший на днях регистрацию в Минюсте приказ Минфина от 16.05.2016 № 64н, вносящий поправки в ряд ПБУ для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета.

Таким организациям разрешается:

  • оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, смогут включаться в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены;
  • если организация относится к микропредприятиям - признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
  • если организация не относится к микропредприятиям - признавать указанные затраты в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации;
  • признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
  • не применять пункт 25 ПБУ 5/01, которым установлено, что морально устаревшие, потерявшие свои качества или утратившие ценность МПЗ отражаются в бухбалансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Такой резерв согласно указанному пункту 25 образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
  • определять первоначальную стоимость основных средств при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене), а при сооружении (изготовлении) ОС – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включать в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены;
  • начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;
  • начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету;
  • списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления;
  • признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве НМА, в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Поправки внесены, соответственно, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Учет основных средств», 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», 14/2007 «Учет нематериальных активов».

10 июня 2016 г.


Юрлица должны будут сообщать о бенефициарных владельцах примерно со следующего года

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях и направила в Совфед законопроект № 965365-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязанности юрлиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.

Соответствующие поправки и дополнения вносятся в «антиотмывочный» закон 115-ФЗ. В нем появится новая статья 6.1, согласно которой юрлица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры для установления в отношении них сведений, предусмотренных нормами об идентификации клиентов организациями, проводящими операции с денежными средствами и иным имуществом. Эту информацию надо будет документально фиксировать, хранить не менее 5 лет, обновлять не реже одного раза в год.

Под бенефициарным владельцем понимается физлицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юрлицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Обязанность располагать информацией не будет касаться госорганов, организаций с долей госучастия от 50%, международных организаций, эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам; иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России.

Соответственно, учредители и участники юрлица будут обязаны предоставлять юрлицу информацию о реальных владельцах. Оговаривается, что передача таких сведений не является нарушением законодательства о персональных данных.

По запросам уполномоченных органов юрлица будут обязаны делиться указанной информацией. В редакции законопроекта ко второму чтению прямо оговаривается, что делиться информацией надо будет также и с налоговыми органами.

Согласно дополнению, вносимому в КоАП, неисполнение указанных обязанностей обойдется должностному лицу в 30-40 тысяч рублей, юрлицу - в 100-500 тысяч рублей.

Ко второму чтению был уточнен состав правонарушения. Теперь это неисполнение юрлицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством РФ, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством РФ.

С момента опубликования закона (после его одобрения СФ и подписания Президентом) до его вступления в действие бизнесу планируется дать 180 дней на подготовку.

09 июня 2016 г.


Депутаты поддержали корректировку срока раскрытия годовой консолидированной отчетности

Госдума РФ 8 июня 2016 года приняла в первом чтении внесенный правительством Проект Федерального закона № 1078295-6. По общему правилу отчетность придется раскрыть не позже чем через 30 дней с даты, когда закончился срок ее представления. Сейчас срок в 30 дней начинает течь после даты, когда отчетность представлена пользователям. Если отчетность будет размещена не на сайте фирмы, на нем нужно указать место публикации.

09 июня 2016 г.


Страховые взносы за май нужно уплатить до 15 июня включительно

15 июня, среда, – последний день для уплаты взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС России за май 2016 года. Это взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – закон о страховых взносах). В этот же срок необходимо перечислить взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за май 2016 года в ФСС России (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Напомним, что для расчета взносов в ПФР в текущем для году установлен тариф в размере 22%. По этой ставке облагается предельный годовой заработок в сумме до 796 тыс. руб. включительно. Свыше этой величины тариф страхового взноса установлен в размере 10%. Взносы в ФФОМС нужно рассчитывать по ставке 5,1%, а в ФСС России – 2,9% (ст. 58.2 закона о страховых взносах).

Тарифы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от основного вида экономической деятельности и класса профессионального риска и находятся в диапазоне от 0,2% до 8,5% (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год»).

09 июня 2016 г.


НДС по длящимся услугам начисляется в день предоплаты или в последний день квартала

В письме от 6 мая 2016 г. № 03-07-07/26617 Минфин рассказал о налоге на прибыль и НДС при совершении операций финансирования под уступку денежного требования.

В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

В целях главы 25 НК под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

Согласно положениям главы 25 НК основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов. В связи с этим начисление доходов в виде процентов за финансирование по договору финансирования под уступку денежного требования производится, пока существуют взаимные обязательства по такому договору.

Если требования к должнику - юрлицу в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей, а также если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, арбитражным судом по заявлению кредитора в отношении должника может быть возбуждено производство по делу о банкротстве (статьи 3 и 6 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Из разъяснений ВАС следует, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются.

Также Минфин напомнил, что моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных, прав) или день предоплаты. Таким образом, при непрерывном оказании в течение нескольких налоговых периодов услуг, подлежащих налогообложению НДС, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день предоплаты либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления оплаты по периодам, установленным договором.

09 июня 2016 г.


Транспортный налог может быть отменен с 1 января 2017 года

Депутаты Госдумы Валерий Рашкин и Сергей Обухов внесли на рассмотрение в нижнюю палату законопроект, предусматривающий отмену транспортного налога в России.

Планируется признать утратившей силу гл. 28 НК РФ, регламентирующую положения о транспортном налоге, а также п. 3 ст. 14 НК РФ, относящий этот налог к региональным.

Авторы инициативы выступают за перенос платежей по транспортному налогу в цену бензина и других нефтепродуктов, то есть за увеличение топливных акцизов. Таким образом, налоговая нагрузка на автовладельцев будет распределяться более справедливо, по принципу «кто больше ездит, тот больше и платит».

Депутаты указывают на то, что такой опыт активно применяется в зарубежных странах, в частности, с 2007 года подобная система введена в Китае. По их прогнозу, простой перенос транспортного налога в акцизы, с сохранением существующего уровня поступлений в бюджет, увеличит стоимость топлива в среднем всего на 53 коп. за литр.

Инициаторы законопроекта подчеркивают, что его реализация позволит уменьшить налоговую нагрузку на автовладельцев, будет стимулировать спрос на автомобили, в том числе отечественного производства, и будет способствовать дальнейшему развитию налоговой системы России. Подобные законопроекты уже не раз вносились на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания.

09 июня 2016 г.


6-НДФЛ: в строке для срока перечисления налога указываются только рабочие дни

ФНС России опубликовала Письмо от 16.05.2016 № БС-4-11/8568@. Согласно документу, по общему правилу крайний срок перечисления удержанного НДФЛ – день после даты, когда физлицу выплачен доход. Если окончание срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то в строке 120 раздела 2 «Срок перечисления налога» указывается следующий рабочий день.

09 июня 2016 г.


Минфин предлагает страховать деньги юрлиц в банках

Страхование средств юрлиц в банках можно начать с малых предприятий, установив минимальную планку страхования на уровне 1,4 млн руб., считает замминистра финансов Алексей Моисеев. «Мое личное мнение как эксперта: если юрлица и включать (в систему страхования - ред.), то надо начать, наверное, с малых предприятий. И ограничиться суммой в 1,4 млн руб.», – отметил Моисеев, сообщает ТАСС.

Между тем Агентство по страхованию вкладов (АСВ) может обратиться в ЦБ за очередным кредитом на 100 млрд руб. для пополнения фонда страхования вкладов, отметил Моисеев. АСВ рассмотрит этот вопрос на следующей неделе. Глава АСВ Юрий Исаев заявил ранее, что АСВ в июне рассмотрит вопрос о новом кредите от ЦБ для пополнения фонда страхования вкладов.

В июне 2015 г. АСВ получило возможность обращаться в ЦБ за кредитами для пополнения фонда страхования вкладов. Изначально размер кредитной линии составлял 110 млрд руб., затем его увеличили до 250 млрд руб. В марте АСВ одобрило привлечение кредита еще на 170 млрд руб. Таким образом, общая сумма лимита выросла до 420 млрд руб. АСВ не раскрывает размер фонда страхования вкладов.

08 июня 2016 г.


Налоговики разъяснили, какой электронной подписью нужно подписывать документы, подтверждающие хозяйственные операции

По мнению ФНС России, при организации электронного документооборота между хозяйствующими субъектами могут применяться все существующие сегодня виды электронных подписей (письмо ФНС России от 19 мая 2016 г. № СД-4-3/8904 «О документах, подтверждающих данные налогового учета»). Это простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронные подписи (ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее – Закон № 63-ФЗ).

Налоговики объяснили свою позицию следующим образом. Они указали, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, в любом случае признается электронным документом, равнозначным удостоверенному собственноручной подписью документу на бумажном носителе. А если такая информация подписана простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, то она признается документом в случаях, установленных нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 1-2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Для целей подписания бухгалтерских документов такие разъяснения будут действовать до принятия федеральных стандартов бухгалтерского учета (п. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Отдельный стандарт станет регулировать документооборот – планируется, что он вступит в силу в 2018 году.

Но на счета-фактуры, добавили налоговики, эти разъяснения не распространяются. по действующему законодательству они должны быть подписаны только усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом или доверенностью (п. 6 ст. 169 НК РФ). И поскольку это правило установлено непосредственно в НК РФ, принятие стандарта бухучета на порядок подписания счетов-фактур не повлияет.

08 июня 2016 г.


ФНС упростит налоговую проверку льгот

Федеральная налоговая служба намерена упростить налоговые проверки компаний-льготников.Налоговики проранжируют действующие преференции исходя из их вида и сроков применения. Их разделят, например, на разовые и постоянные. В ведомстве объясняют, что в случае с долгоиграющими льготами нарушений почти не бывает, поэтому нет и необходимости в ежеквартальном изучении всей документации их получателей.

С 1 июля компании в преддверии камеральной проверки обязаны направлять в ФНС пояснения о том, по каким операциям и на каких основаниях они используют льготы. Опираясь на эти пояснения, а также на статистику нарушений, сотрудники ФНС будут выбирать, какие бумаги затребовать.

Эксперты согласны, что уменьшение частоты и объема документов, которые нужно показывать налоговикам, бизнесу только на руку. Однако они сомневаются в том, что контроль действительно ослабнет в отсутствие прямого указания, что требовать документы можно только после пояснений.

07 июня 2016 г.


Разъяснено, можно ли в ходе налоговой проверки представить скан-копию запрашиваемого документа

Налоговики указали, что если инспекция запросила подлинник документа, составленного в бумажной форме, представить взамен его электронный скан-образ недопустимо. Пусть даже он будет подписан усиленными квалифицированными электронными подписями ответственных лиц всех участвующих сторон (письмо ФНС России от 17 мая 2016 г. № АС-4-15/8657@). ФНС России настаивает: в случае оформления документа на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за его оформление, только такой экземпляр может быть признан подлинником.

В обоснование своей позиции налоговая служба привела стандарты бухучета, понимающие под подлинником документа первый или единичный его экземпляр (п. 3.1 Национального стандарта РФ «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1185). Она также указала, что действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей должны совершаться в простой письменной форме (ст. 153, ст. 161 ГК РФ).

Напомним, что первичные учетные документы составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если законодательством или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, а он существует только в электронном виде, экономический субъект обязан за свой счет изготовить копию такого документа на бумаге (ч. 5-6 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

07 июня 2016 г.


Из-за кризиса начисленная зарплата не выплачивалась в течение квартала: как заполнить 6-НДФЛ

В письме от 24 мая 2016 года № БС-4-11/9194 ФНС рассказала о заполнении расчет 6-НДФЛ в ситуации, когда в течение I квартала организация ежемесячно начисляла зарплату работникам, но не выплачивала ее по причине тяжелого финансового состояния. Организация выплатила зарплату только в апреле и уже после того, как отчиталась по форме 6-НДФЛ за I квартал.

По строке 070 «Сумма удержанного налога» раздела 1 указывается общая сумма налога, удержанная на отчетную дату налоговым агентом, нарастающим итогом с начала налогового периода.

По строке 080 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» раздела 1 указывается общая сумма налога, не удержанная на отчетную дату налоговым агентом, нарастающим итогом с начала налогового периода, с учетом положений пункта 5 статьи 226 НК и пункта 14 статьи 226.1 НК.

В рассматриваемой ситуации налог с зарплаты, начисленной за первые три месяца, но выплаченной в апреле, должен быть удержан в апреле непосредственно при выплате зарплаты. Значит, в строках 070 и 080 раздела 1 расчета за первый квартал проставляется «0». При заполнении расчета за полугодие сумма налога, удержанного с выплаченной в апреле зарплаты, отражается в строке 070 раздела 1.

Общая сумма начисленной за первые три месяца года заработной платы, а также исчисленная с такого дохода сумма налога отражаются соответственно в строках 020 и 040 раздела 1 расчета как за первый квартал, так и за полугодие 2016 года.

В разделе 2 расчета 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода.

Поскольку в рассматриваемой ситуации заработная плата до апреля не выплачивалась, в отношении данного дохода раздел 2 заполняется начиная с расчета за полугодие.

При этом строка 100 раздела 2 «Дата фактического получения дохода» заполняется с учетом положений статьи 223 НК, строка 110 раздела 2 «Дата удержания налога» заполняется с учетом положений пункта 4 статьи 226 и пункта 7 статьи 226.1 НК, строка 120 раздела 2 «Срок перечисления налога» заполняется с учетом положений пункта 6 статьи 226 и пункта 9 статьи 226.1 НК.

07 июня 2016 г.


Правительство предложило расширить льготы по госпошлине для пользователей портала госуслуг

Правительством РФ разработан законопроект, который упрощает получение «скидки» по госпошлине за госуслуги в размере 30% при условии, что они предоставлены с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. В предлагаемой формулировке право на льготу не связано с тем, в какой форме заявитель должен получить услугу – в бумажной или в электронной.

Напомним, что сегодня госпошлину за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц в пониженном размере (с коэффициентом 0,7 от базовой ставки) граждане могут уплатить в случае, если такие действия совершены с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также региональных и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Но кабмин подчеркивает, что в такой формулировке льгота для большинства случаев не работает. Ведь наиболее востребованные государственные услуги не предусматривают получение результата (документа) в электронной форме. Например, в результате услуги по оформлению паспорта выдадут паспорт гражданина РФ, а в результате регистрации брака – свидетельство о заключении брака, причем оба документа в бумажной форме.

В пояснительной записке к законопроекту правительство отметило, что если поправка будет принята, это существенно увеличит количество обращений граждан за услугами в электронной форме. Кабмин напоминает, что доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достичь показателя в 70% (подп. «в» п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601). Это, в свою очередь, приведет к сокращению расходов государственных и муниципальных органов на совершение юридически значимых действий за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий.

06 июня 2016 г.


Экологический сбор в расходах учитывается не как налог, а как прочие расходы

В письме от 28.04.2016 № 03-03-06/1/24779 Минфин напомнил, что согласно нормам закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными правительством РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (за исключением перечисленных в статье 270 НК), в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Установленный законом № 89-ФЗ экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета, поэтому положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК для учета указанного сбора неприменимы. Таким образом, экологический сбор учитывается не на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК, а в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК, поскольку является обязательным платежом.

06 июня 2016 г.


Компенсация за задержку зарплаты страховыми взносами не облагается

Арбитражный суд Уральского округа опубликовал Постановление от 30.03.2016 по делу № А76-18479/2015. По мнению суда, компенсация за задержку зарплаты является материальной ответственностью работодателя и относится к необлагаемым выплатам, связанным с выполнением трудовых функций. Тот же вывод отражен и в судебной практике. Компетентные органы считают, что на сумму выплаты взносы начислить нужно.

03 июня 2016 г.


Существование ЕНВД продлено до 1 января 2021 года - закон подписан

Президент подписал федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ, касающийся продления срока действия системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время установлено, что ЕНВД применяется до 1 января 2018 года. Подписанным законом продлевается срок действия ЕНВД до 1 января 2021 года.

Кроме того, вносится поправка в статью 346.32 НК. В пункте 1 части 2 этой статьи, которым предусмотрено уменьшение суммы ЕНВД на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное соцстрахование, ОМС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в налоговом периоде при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам, словосочетание "при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам" упраздняется. При этом, напомним, в части 2.1 названной статьи оговорено, что взносы (и пособия) уменьшают ЕНВД в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. В данную норму поправок не внесено, равно как и в абзац об уменьшении налога на взносы, уплачиваемые ИП за себя.

Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

Продление срока существования ЕНВД произошло пока без сокращения сферы его применения, о необходимости которой ранее заявлял кабмин. Напомним, что "порезать" соответствующую главу НК так, чтобы данный спецрежим могли бы применять только организации и только в сфере бытовых услуг, правительство планировало с помощью другого законопроекта. Затем его существенно сократили, убрав все планировавшиеся в отношении спецрежимов ужесточения, в том числе, направленные на сокращение сферы применения ЕНВД. Однако в таком виде законопроект "завис" и не движется уже более месяца.

03 июня 2016 г.


До 2020 года в России появятся новые стандарты бухучета

Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы (приказ Минфина России от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.»). Они вступят в силу до 2020 года.

Бухгалтерское сообщество ожидает новые стандарты давно. Дело в том, что действующие ПБУ и Положения применяются только в части не противоречащей закону о бухучете (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее – Закон № 402-ФЗ).

Новые стандарты будут разработаны на основе международных (ч. 4 ст. 20 Закона № 402-ФЗ). Их разработкой займутся Минфин России, Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата», Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

В частности, планируется разработать стандарты, посвященные документам и документообороту (предполагаемая дата вступления в силу – 2018 год), бухгалтерской отчетности (2018 год), вознаграждениям работникам (2020 год), плану счетов (2020 год), некоммерческой деятельности (2020 год).

Помимо разработки стандартов с нуля, изменения претерпят некоторые ПБУ: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и другие.

В разработке стандартов может поучаствовать каждый. Дело в том, что разработчики обязаны публиковать проекты стандартов в Интернете не менее чем на три месяца для их публичного обсуждения (ч. 4 ст. 27 Закона № 402-ФЗ).

03 июня 2016 г.


Скан документа со всевозможными электронными подписями не может заменить подлинник

В письме от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@ ФНС отметила, что НК не содержит перечня документов, подтверждающих расходы для целей налогообложения прибыли, но указывает на необходимость их соответствия действующему законодательству.

В целом формы первичных учетных документов должны содержать обязательные реквизиты, но при этом могут определяться экономическим субъектом. Вместе с тем, согласно «Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная, форма которой утверждена постановлением правительства РФ от 15.04.2011 № 272. Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом действующее законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, оформляющих такого рода операции.

Если налоговый орган требует для ознакомления подлинник документа, надо иметь в виду, что согласно пункту 3.1 национального стандарта «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 7.0.8-2013) подлинником документа является первый или единичный его экземпляр.

В случае оформления документа на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции, такой экземпляр и является подлинником.

Законодательством не предусмотрена замена подлинника документа (при наличии обязанности представить подлинник) его электронным скан-образом с подписанием такого образа усиленными квалифицированными электронными подписями ответственных лиц всех участвующих сторон.

02 июня 2016 г.


Налоговики пояснили, кому не нужно платить торговый сбор

ФНС России разъяснила, являются ли плательщиками торгового сбора организации и ИП, оказывающие услуги общественного питания и одновременно торгующие покупной продукцией. Налоговики напомнили, что торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности, под которой в целях главы 33 НК РФ понимается и продажа покупных товаров (ст. 413 НК РФ). Но если реализация покупной продукции входит в состав услуг общественного питания, сбор платить не надо.

Не должны уплачивать сбор и лица, которые оказывают бытовые услуги населению и реализуют в связи с этим сопутствующие товары. Дело в том, что для организаций, оказывающих бытовые услуги, продажа сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций в соответствии с ГОСТ Р 53108-2008 "Услуги бытовые. Классификация организаций" (утв. приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. № 517-ст). Таким образом, сопутствующие товары компания реализует в рамках оказания услуг и такая деятельность не облагается торговым сбором.

А вот производители, торгующие собственными товарами, не являются плательщиками сбора, только если не имеют объектов торговли. Налоговики отметили, что если производители торгуют собственными и покупными товарами через объекты осуществления торговли, то в отношении такой деятельности нормативным правовым актом муниципального образования может быть установлен торговый сбор.

Такую информацию ФНС России разместила на своем официальном сайте.

02 июня 2016 г.


Компании могут узнать, нужно ли им отчитываться в Росстат

На официальном сайте Росстата есть возможность узнать, попала ли компания в выборку по статнаблюдению, и скачать отчетные формы.

Для этого в закладке "Информация для респондентов" нужно выбрать пункт "Перечень респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения" и перейти по ссылке.

Поиск доступен по любому из реквизитов: ИНН, ОГРН или ОКПО. В результате компания, попавшая в выборку, получит список форм, которые ей необходимо представить, с указанием периодичности и срока сдачи и возможностью скачать их.

01 июня 2016 г.


В России могут ввести налог на ввоз старых самолетов

В Правительстве обсуждают возможность ввести еще одну скрытую меру поддержки отечественного авиапрома и принудительного обновления парка авиакомпаний. Как выяснил “Ъ”, ввоз в РФ самолетов без налогов и пошлин могут ограничить судами, чей возраст не выше восьми лет. Но сейчас большинство перевозчиков владеет более старым парком — более половины самолетов в России старше десяти лет. В отрасли опасаются, что новация усложнит пополнение парка, увеличит расходы на лизинг и сократит число авиакомпаний, но идею могут поддержать крупные перевозчики, закупающие новые воздушные суда.

Как стало известно “Ъ”, Минтранс и Минпромторг рассматривают варианты продления срока временного ввоза без пошлин и налогов среднемагистральных (Airbus 319/320/321 и Boeing 737 на 170-219 кресел) и турбовинтовых самолетов. Предлагается продлить действие документа Таможенного союза до 2023-2029 годов (в зависимости от типа и емкости самолета). Нововведения, по данным “Ъ”, связаны с периодом эксплуатации самолетов в РФ, который могут продлить с пяти до двенадцати лет. Также предлагается ограничить до восьми лет возраст ввозимых без сборов самолетов. На суда старше восьми лет пошлина взиматься не будет, но компании придется уплатить НДС (представляемый к возмещению), в среднем по отрасли объем выплат составит до 24 млрд руб. в год.

Авиакомпании пока могут беспошлинно ввозить самолеты (кроме конкурентов SSJ 100 емкостью 50-110 мест) до 1 января 2017 года и пользоваться ими до 2021 года. Ставка пошлины составляет 20% от его таможенной стоимости, с учетом НДС покупателю приходится доплачивать 41,6%.

В Минпромторге “Ъ” подтвердили, что указанный вопрос «действительно обсуждается», проведен ряд совещаний с авиакомпаниями и Минтрансом. В Минтрансе запрос “Ъ” перенаправили в Минэкономики.

Там подтвердили, что «предложение ПАО “Аэрофлот” о продлении срока на временный ввоз» иностранных самолетов без уплаты пошлин и налогов рассмотрят на ближайшем заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию правкомиссии по экономическому развитию и интеграции. По мнению Минпромторга, результатом должно стать «уменьшение среднего возраста парка воздушных судов».

Сейчас большая часть парка в РФ старше. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в авиакомпаниях 541 иностранный самолет, 56% из них старше десяти лет (без учета парка группы «Аэрофлот» — 75%). По оценкам АЭВТ, в 2017-2022 годах авиакомпании РФ будут беспошлинно ввозить в среднем до 60 самолетов в год (с учетом судов, требующих продления договоров лизинга).

Но новации станут «искусственно создаваемым барьером для планирования парка судов», говорит источник “Ъ” на рынке. Авиакомпании опасаются роста издержек и лизинговых платежей, которые у новых судов выше, чем у «подержанных». Пошлины и налоги сохранялись для тех категорий самолетов, которые производились в РФ. Действующие условия «не затрагивают интересы российского авиапрома», говорит собеседник “Ъ”. Он полагает, что возрастные ограничения не приведут к массовому переходу авиакомпаний на закупку новых отечественных судов. В «Аэрофлоте» от комментариев отказались, но источник “Ъ” в группе говорит, что компания ввозит новые самолеты, но выступает за продление действия прежних решений ТС. В S7 “Ъ” сообщили, что авиакомпания участвует в обсуждении темы и положительно оценивает новации для отрасли, а условия Минпромторга считает «разумными и обоснованными». Почти все самолеты, которые S7 ввозит в РФ, моложе восьми-десяти лет.

Источник “Ъ” в авиапроме считает, что новая мера минимизирует ввоз «сильно подержанных» самолетов, будет поддержана безопасность полетов. Кроме того, по истечении восьми лет выравняются условия продажи зарубежных и новых российских самолетов, которые сейчас в худших условиях.

Глава Infomost Борис Рыбак считает ограничение возраста ввозимых судов до восьми лет «странной мерой». По его словам, у самолетов в рамках жизненного цикла нет срока годности, «они могут нормально работать 40 лет». Эксперт отмечает, что парк в РФ и так в два раза более новый, чем в США. По его мнению, нововведение повысит «входной ценз» на приобретение или лизинг самолетов, «в стране станет меньше авиакомпаний, что отрицательно отразится на отрасли и экономике».

01 июля 2016 г.


Налоговики не должны заранее оповещать о начале выездной проверки

ФНС России подчеркнула в своих разъяснениях, что НК РФ не устанавливает срок для вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@). Следовательно, инспекция не обязана заблаговременно извещать организацию о том, что в отношении последней планируется проведение контрольных мероприятий.

Тем не менее, срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения этого решения и оканчивается днем составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Напомним, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Ее срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС России по субъекту РФ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Основаниями для продления, в частности, могут служить те факты, что налогоплательщик относится к категории крупнейших или получены материалы, требующие дополнительной проверки, и т. д. (п. 2 Приложения № 4 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@).

Добавим, что именно решение о проведении выездной налоговой проверки является основанием для ее начала. По общему правилу его выносит налоговая инспекция по месту расположения организации (п. 2 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговики указывают, что на территорию или в помещение проверяемого лица проверяющие могут быть допущены только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

31 мая 2016 г.


Отчитаться по акцизам за май можно как по новой, так и по старой форме

Согласно Письму ФНС России от 25.05.2016 № СД-4-3/9295@, применять обновленные форму и формат обязательно лишь начиная с подачи декларации за июнь. Напомним, по общему правилу декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим. В июне из-за переноса крайний срок – 27-е число.

31 мая 2016 г.


ИФНС вправе проверять цены по неконтролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами

В мае 2012 года компания приобрела автомобиль марки АУДИ Q5 за 2,6 млн рублей. В июне 2012 года автомобиль был продан физлицу (дочери и заместителю директора и учредителя компании) за 25 тысяч рублей – в 104 раза меньше цены приобретения.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав продавца и покупателя в сделке взаимозависимыми и определив стоимость автомобиля на основании заключения эксперта.

Компания оспаривала решение инспекции в суде (дело № А57-4485/2015), указав, что сделка по реализации автомобиля заключена на основании выраженной воли высшего органа управления компании. По мнению компании, у инспекции отсутствовали полномочия по проведению проверки уровня рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф06-8512/2016 от 19.05.2016) отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на 2 группы, а именно – контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 НК, и иные сделки между взаимозависимыми лицами (неконтролируемые). При этом манипулирование ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, рассматривается как получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, инспекция не контролировала в рассматриваемом случае уровень цен, а правомерно оценила совершенную сделку с точки зрения деловой цели и налоговой выгоды.

31 мая 2016 г.


Относить НДС к вычету экспортерам несырьевых товаров стало проще

Изменен порядок принятия к вычету «входного» НДС для экспортеров несырьевых товаров (Федеральный закон от 30 мая 2016 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с новыми положениями принять «входной» НДС к вычету такие экспортеры смогут в обычном порядке, то есть в периоде, когда товары, работы и услуги, относящиеся к реализации на экспорт, были оприходованы. Для этого не нужно будет ждать наступления последнего числа квартала, в котором был собран пакет документов для подтверждения ставки НДС в размере 0%, как это происходит в настоящее время (п. 9 ст. 167 НК РФ).

В прежнем порядке «входной» НДС к вычету налогоплательщики продолжат принимать, только если он относится к экспортируемым сырьевым товарам (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 150-ФЗ). Указано, что последними признаются минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды перечисленных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС будут определяться Правительством РФ. К настоящему моменту соответствующий документ пока не принят.

Кроме того, в результате поправок налогоплательщик будет обязан составлять счет-фактуры и вести книги покупок и книги продаж в отношении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению, при вывозе их за пределы России на территорию государства – члена ЕАЭС (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 150-ФЗ). При этом в счете-фактуре нужно указывать код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (п. 5 ст. 169 НК РФ дополнен новым подп. 15).

Указанные изменения вступают в силу с 1 июля 2016 года.

31 мая 2016 г.


Аванс в валюте: при расторжении договора продавец должен учесть курсовую разницу

Минфин России опубликовал Письмо от 16.05.2016 № 03-03-06/1/27851, согласно которому если покупатель внес аванс в иностранной валюте, а затем сделка была расторгнута, продавцу необходимо пересчитать обязательство по возврату денег и учесть курсовую разницу из-за изменения официального курса валюты с даты получения аванса до дня расторжения договора.

31 мая 2016 г.


Резидентство РФ в целях валютного контроля для физлиц могут приравнять к налоговому

Ведомости со ссылкой на федеральных чиновников сообщают о намерениях Минфина упростить порядок определения валютного резидентства. Основной вариант – приравнять валютное резидентство к налоговому, то есть валютными резидентами считать тех, кто провел в России минимум 183 дня в году. Возможно, будут другие решения, отмечает один из чиновников. Еще одна идея, по данным издания, звучавшая на совещаниях с участием Минфина, ФНС, консультантов «большой четверки» и Росфинмониторинга, – считать резидентами всех людей с российским паспортом.

Согласно недавним разъяснениям ФНС, в целях валютного законодательства резиденты – это физлица, являющиеся гражданами РФ. Исключение составляют постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие вид на жительство, либо временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы. Статус нерезидента теряется, если пребывание (проживание) за границей не было непрерывным. В настоящее время резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ. Также физлица – резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в таких банках.

31 мая 2016 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты