Силуанов подтвердил: Минфин поддерживает «налоговый маневр 22/22»

Минфин выступает за снижение ставки страх взносов до 22% при повышении ставки НДС до 22%. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов, выступая на Неделе российского бизнеса.

«По нашим расчетам, с тем, чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять, расчетно говорю, где-то около 22%. Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22% ставкой по налогу на добавленную стоимость», – сказал Силуанов (цитата по Интерфаксу).

Он отметил, что «необходимо снизить тяжелую и сложную нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда», которая в России «одна из самых высоких», если смотреть «не только по странам с развивающейся экономикой, но и по странам с развитой экономикой».

Глава Минфина считает, что шкала страхвзносов должна быть плоской.

«Если у нас есть определенный потолок, потом идет снижение этой ставки, так называемый «хвост» при расчете и уплате ставки страховых взносов. Мы считаем, что в условиях снижения страховых взносов могли бы отказаться от так называемого «хвоста», сделать плоскую ставку 22%», – сообщил министр.

Добавим, что ранее Минэкономразвития предложило схему «налогового маневра 21/21», предполагающей повышение ставок НДС до 21% с одновременным понижением платежей в соцфонды до 21%. На днях стало известно, что Минфин в качестве основного варианта налогового маневра рассматривает формулу «22/22», о чем сообщил президент «Опоры России» Александр Калинин.

13 марта 2017 г.


До 17 апреля включительно в ФСС России необходимо подать документы для подтверждения основного вида экономической деятельности

ФСС России напомнил, что в текущем году срок представления комплекта документов для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (15 апреля) приходится на выходной день. Поэтому днем окончания срока представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, считается ближайший следующий за ним рабочий день – 17 апреля 2017 года (письмо ФСС России от 8 февраля 2017 г. № 02-09-11/16-07-2827). 

При этом заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2016 год заполняются страхователем в соответствии с кодами по ОКВЭД согласно Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной в 2012 году (приказ Минтруда России oт 25 декабря 2012 г. № 625н). 

Напомним, что с 1 января 2017 года Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКВЭД) подлежит замене на ОКВЭД2 (п. 2 приказа Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (0КВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и (0КДП2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»). 

В связи с переходом на 0КВЭД2 с 1 января 2017 года утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная на основе наименований видов экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД2 (приказ Минтруда России от 30 декабря 2016 года № 851н). 

Соответственно в целях установления класса профессионального риска и размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2017 году страхователи-юрлица должны представлять в территориальные органы ФСС России по месту регистрации комплект документов для подтверждения основного вида экономической деятельности за 2016 год, в соответствии с порядком, действующим в 2016 году (п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний-юрлица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами). Документы должны быть заполнены на основе данных бухгалтерской отчетности за 2016 год.

В свою очередь территориальные органы ФСС России должны выдать страхователю уведомление о размере страховых взносов на данный вид страхования на 2017 год с указанием наименования основного вида экономической деятельности и кода по ОКВЭД2 в двухнедельный срок с даты представления комплекта документов для подтверждения основного вида экономической деятельности.

10 марта 2017 г.


УФНС рассказало о возмещении расходов на выплату больничных с 2017 года

УФНС по Орловской области напоминает, что начиная с 1 января 2017 года налоговым органам переданы функции администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Положениями главы 34 НК установлено, что контроль за уплатой взносов проводят налоговые органы, которым работодатели будут представлять расчет по взносам. Вместе с тем, правильно ли заявлены расходы на выплату пособий, продолжат проверять органы ФСС. Таким образом, за возмещением расходов страхователи должны по-прежнему обращаться в органы ФСС.

О результатах проверки и принятых решениях органы ФСС будут сообщать налоговым инспекциям. 

При подтверждении ФСС расходов по временной нетрудоспособности и материнству разница над исчисленной суммой по расчету будет засчитана налоговой инспекцией в счет предстоящих платежей (ст.431 НК). 

В случае непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по результатам проверки органы ФСС выносят решение, на основании которого налоговым органом в адрес плательщика направляется требование об уплате взносов (п.2.1 ст.70 НК).

9 марта 2017 г. 


Использование в налогообложении инвентаризационной стоимости имущества, полученной после 1 марта 2013 года, незаконно

Минфин России разъяснил, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости, представленных уполномоченными органами в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представляемых в налоговые органы лицами, не являющимися уполномоченными органами (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 января 2017 г. № 03-05-06-01/3400). 

Финансисты пояснили, что установление законодательного ограничения на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года проведение государственного технического учета и определение инвентаризационной стоимости имущества не предусмотрено (ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; далее – Закон № 221-ФЗ; далее – Закона № 221-ФЗ). Также в настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества. В связи с этим такая стоимость объекта недвижимости может быть оспорена в судебном порядке. 

Напомним, что на территории субъектов РФ, не перешедших к исчислению налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости, исчисление этого налога производится по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (п. 2 ст. 402 Налогового кодекса). 

Отметим, что с 1 января 2013 года на всей территории России осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений (ч. 8 ст. 47 Закона № 221-ФЗ). Вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности, отнесены к компетенции Минэкономразвития России (Положение о Минэкономразвития России). В то же время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, включая вопросы государственного учета жилищного фонда, является Минстрой России (Положение о Минстрое России). 

Как следует из заключений Минэкономразвития России и Минстроя России, инвентаризационная стоимость объектов недвижимости в настоящее время может быть рассчитана исключительно для целей, не связанных с налогообложением.

Добавим, что субъекты РФ могут самостоятельно определять дату перехода к налогообложению недвижимости физлиц и организаций по кадастровой стоимости (ст. 378.2, ст. 402 НК РФ).

7 марта 2017 г.


Налоговики разрабатывают новый порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам

ФНС России готовит проект ведомственного акта, которым планируется утвердить:

  • порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
  • порядок передачи акта совместной сверки расчетов в электронной форме;
  • форму и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
  • форму и формат заявления на проведение совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

В ФНС предполагают, что ведомственный акт вступит в силу в июне 2017 года. 

Добавим, что новая форма Акта совместной сверки по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам была принята в декабре 2016 года (приказ ФНС России от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-17/685@). Корректировка прежней формы акта сверки расчетов связана с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ). 

Напомним, что налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, а также плательщика сборов или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам. Результаты совместной сверки расчетов оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме в течение следующего дня после дня составления такого акта (подп. 11 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса).

7 марта 2017 г.


В России введут документ МСФО о применении IFRS 9 «Финансовые инструменты» с IFRS 4

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минфина, которым планируется ввести в действие на территории РФ документ МСФО «Применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» вместе с МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» (поправки к МСФО (IFRS) 4)».

Указанный документ вступит в силу на территории РФ, как обычно, для добровольного применения – со дня его официального опубликования; для обязательного применения – в сроки, определенные в этом документе.

6 марта 2017 г.


С 2019 года бухотчетность не надо будет сдавать дважды: и в налоговую, и в статистику

Минфин заявил о разработке проекта поправок в закон о бухучете, цель которых – оптимизация деятельности экономических субъектов при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в госорганы, повышение отчетной дисциплины, обеспечение эффективного администрирования общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Проект будет направлен на решение такой проблемы, как наличие в законодательстве РФ положений, предусматривающих представление экономическими субъектами годовой указанной отчетности в различные госорганы (статистика, налоговая), что приводит к дублированию функций госорганов по получению отчетности, формированию и ведению информационного ресурса такой отчетности, повышению административной нагрузки на отчитывающиеся субъекты.

В итоге Минфин обещает законодательно закрепить положения, обеспечивающие реализацию принципа «одного окна» при представлении экономическими субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности в госорганы.

Планируемый срок вступления будущих поправок в силу – январь 2019 года. На данный момент текста законопроекта не опубликовано. Однако с учетом того, что закон о бухучете устанавливает представление экземпляра бухотчетности в статистику, а в налоговые органы такая отчетность сдается в соответствии с НК, можно прийти к выводу, что от обязанности по ее приему и обработке будет освобождена именно статистика.

6 марта 2017 г.


Готовится новая форма декларации по налогу на имущество организаций

ФНС России подготовила проект приказа, которым планируется утвердить формы и форматы представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по данному налогу в электронной форме, а также порядок их заполнения (проект приказа ФНС России «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения»). 

В новой форме декларации произошли изменения в Разделе 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость». В частности, в данном разделе появились новые строки: «Доля в праве общей собственности», «Доля в соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации». 

В свою очередь в налоговом расчете был добавлен раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости».

После принятия данного приказа ФНС России действующая форма декларации по налогу на имущество организаций и расчета по авансовому платежу, утвержденная в ноябре 2011 года (приказ ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»), утратит силу. 

Ожидается, что приказ вступит в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и начнет применяться, начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2017 года. 

Напомним, что при исчислении налога на имущество организаций, если кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, не определена, то налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса). Сведения о площади при исчислении налога указываются из данных ЕГРН (подп. «г» п. 57 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

6 марта 2017 г.


Минфин напомнил, как самостоятельно выявить недобросовестного контрагента

В письме от 23 декабря 2016 г. № 03-01-10/77642 Минфин напомнил, что в целях проявления должной осмотрительности при заключении гражданско-правовых договоров налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами.

Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться критерии, утвержденные приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:

  • отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на сайте ФНС);
  • контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

Таким образом, упомянутый приказ ФНС, изданный с целью создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, содержит рекомендации налогоплательщику по исследованию определенных признаков при оценке налоговых рисков.

Также Минфин разъяснил, по каким критериям муниципальный заказчик может оценить потенциального исполнителя с точки зрения законодательства о закупках.

6 марта 2017 г.


Произвести вычет на сумму, уплаченную в систему Платон, организациям можно, начиная с 2016 года

Минфин России разъяснил, что для физлиц – владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивающих плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения (Платон), льгота распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. При этом для налогоплательщиков-организаций налоговые преференции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 января 2017 г. № 03-13-14/3544). 

Напомним, что для владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивающих плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения в систему Платон, предусмотрена льгота при уплате транспортного налога (ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). 

Так, освобождаются от налогообложения по данному налогу физлица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период (п. 1 ст. 361.1 Налогового кодекса). 

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы (п. 2 ст. 361.1 НК РФ). 

Для получения данной льготы владельцу транспортного средства необходимо подать в любой налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на нее (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

6 марта 2017 г.


Глава СП: «налоговая схема 21/21» не поможет обелить зарплаты

Идея об уравнивании ставок страхвзносов и НДС до 21% может разбалансировать систему соцстрахования на долгое время, заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

«21% – это значит полная и на долгое время несбалансированная система социального страхования. Ее будет субсидировать бюджет за счет 21% НДС? Вряд ли. Я думаю, такого не будет», – высказалась Голикова.

Глава Счетной палаты считает, что для обеления зарплат нужен не налоговый маневр, а, например, изменения в системе социального страхования, связанные не только со ставками. По её мнению, необходимо определиться, стоит ли перекладывать часть страховых взносов с работодателей на работников.

«До тех пор пока не будут выработаны предложения по общей сбалансированности систем, невозможно принимать вырванные из контекста решения только по ставке 21/21», – заключила она.

Глава Счетной палаты поддержала позицию Минфина, социального блока и ряда экспертов, которые ранее увидели в налоговом маневре 21/21 серьезные риски, пишет издание. Так, Силуанов ранее заявил, что увеличение НДС неизбежно приведет к ускорению инфляции; социальный блок правительства опасается коллапса пенсионной системы при запуске маневра. В Минэкономразвития от комментариев воздержались. Добавим, что именно Минэку приписывают идею налогового маневра, при котором общая ставка страхвзносов снизится до 21% при повышении ставки НДС до 21%.

3 марта 2017 г.


Декларация ошибочно направлена в другую ИФНС – суды снизили штраф в 12,5 раз

По результатам камеральной проверки декларации по УСН за 2013 год, представленной 8 июля 2015 года, инспекция привлекла компанию к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК (непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) в виде максимально возможного штрафа – 620 тысяч рублей.

Компания оспорила решение в суде (дело № А40-164256/2016), ссылаясь на техническую ошибку (декларация была в свое время направлена в другую ИФНС) и представив квитанцию о приеме декларации в электронном виде от 28 апреля 2014 года.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф05-1162/2017 от 22.02.2017) снизили штраф до 50 тысяч рублей, признав, что он не соответствует тяжести совершенного правонарушения, поскольку непредставление декларации явилось следствием не умышленного нарушения закона, а технической ошибки.

3 марта 2017 г.


ВС отмечает наличие «системных проблем» с кадастровой оценкой недвижимости

Статистика судебных дел в 2016 году по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости показывает наличие «системных проблем» с их оценкой, сообщил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев.

«Более чем в два раза увеличилось количество дел об оспаривании кадастровой стоимости (налогооблагаемых объектов недвижимости. – RNS) – около 13,5 тыс. дел, по которым 94% обращений удовлетворено», – сказал Лебедев на совещании-семинаре председателей верховных судов субъектов РФ, окружных военных судов и арбитражных судов.

По его словам, эта статистика «свидетельствует о наличии системных проблем, связанных с кадастровой оценкой».

В 2016 году, сообщил он, судами рассмотрено 3,2 млн дел, связанных с налогообложением.

«Удовлетворяемость требований по этим делам составила 98%, что свидетельствует о формальности судебных процедур. В связи с чем следует еще раз обсудить вопрос о несудебном порядке взыскания неуплаченных налогов и пеней», – сказал Лебедев.

2 марта 2017 г.


ФНС разъяснила, какие средства и ценные бумаги можно зачислять на зарубежные счета

В письме от 7 февраля 2017 г. № ОА-3-17/737 ФНС указала, что федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, в частности, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями (к которым относятся и внешние ценные бумаги).

Статья 12 закона 173-ФЗ регулирует проведение операций по зарубежным счетам только с денежными средствами. Таким образом, законом 173-ФЗ не ограничены права резидентов в части возможности зачисления на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, внешних ценных бумаг.

С 1 января 2018 года вступит в силу норма названного закона о возможности зачисления резидентом на свои счета (вклады), открытые в зарубежных банках, выплат номинальной стоимости облигаций иностранного эмитента (прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж).

Денежные средства, возможность зачисления которых на счета в зарубежных банках не предусмотрена законом 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках.

1 марта 2017 г.


Налог с прибыли контролируемых иностранных компаний в листе 02 декларации не отражается

ФНС России разъяснила, что налог, исчисленный в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний, уплачивается контролирующим лицом отдельно и с налогом, исчисленным по общей налоговой базе налогоплательщика, не суммируется. В Лист 02, в том числе стр. 190 декларации по налогу на прибыль данный налог не включается (письмо ФНС России от 17 февраля 2017 г. № СД-4-3/3006@ «О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций»). 

В отношении налога с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний организации, являющиеся контролирующими лицами, заполняют отдельный Подраздел 1.1 Раздела 1 декларации. Сумма налога к доплате в федеральный бюджет для стр. 040 подраздела 1.1 раздела 1, исчисленного с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, определяется путем суммирования показателей стр. 210 Раздела Б1 и стр. 250 Раздела Б2 Листов 09 декларации (п. 4.2.2 Порядка заполнения налоговой декларации).

Напомним, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приказ ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572@) суммы исчисленного налога на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний приводятся в Листах 09, в частности, по стр. 210 Раздела Б1, если прибыль определена по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 309.1 Налогового кодекса). Также сумма налога на прибыль может быть приведена по стр. 250 Раздела Б2, если прибыль определена по правилам, установленным налоговым законодательством для российских организаций (подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ). 

Добавим, что для перечисления налога с прибыли контролируемых иностранных компаний предусмотрен специальный КБК 182 1 01 01080 01 1000 110 (Приложение 1.1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации). 

Налоговики также обратили внимание на то, что в текущем году при внесении изменений в форму и порядок заполнения налоговой декларации в п. 5.7 Порядка заполнения налоговой декларации планируется внести поправку.

1 марта 2017 г. 


Цена налоговой проверки выросла в полтора раза

Выездные проверки стали опаснее, доначисления выросли в полтора раза. Основным поводом для ревизии стали схемы с однодневками.

В 2016 году доначислениями закончилось 99 % ревизий. Средняя цена одной проверки компании выросла с 10,1 до 15,2 млн рублей. Рост доначислений можно наблюдать в 62 субъектах.

Наиболее стремительная динамика – на Чукотке (в 24 раза) и в Курской области (в 8 раз). В Москве проверки подорожали в 2,2 раза, а в Санкт-Петербурге – в полтора. Москва – рекордсмен по количеству выездных. В 2016 году инспекторы нагрянули с визитом в столичные компании 2414 раз, в Питере более скромная цифра – 236 проверок за год.

Безопаснее всего ревизии в Карачаево-Черкесии. Здесь налоговики в среднем насчитали компаниям по 1,8 млн рублей. Дороже всех в этом году выездные на Чукотке. Здесь доначисления на одну проверку составили 144 млн рублей, но самих проверок было мало – всего 14. Налоговики объясняют подорожание проверок риск-ориентированным подходом.

По словам инспекторов, к моменту выездной у них практически доказаны 70 % нарушений. Для визита инспекторы должны набрать несколько критериев: низкая налоговая нагрузка, высокие вычеты НДС и др. Но налоговики говорят, что главный повод для проверок – связь с однодневками.

Чтобы избежать ревизии, проверяйте контрагентов и собирайте документы, которые подтверждают осмотрительность.

1 марта 2017 г.


Готовится к утверждению форма документа, подтверждающего статус налогового резидента России

ФНС России подготовила проект ведомственного акта, которым планируется утвердить порядок, форму и формат представления документа, подтверждающего статус налогового резидента России, в электронной форме или на бумажном носителе. 

Как отмечают представители налогового ведомства, проектируемый документ устанавливает процедуру подтверждения статуса налогового резидента РФ для юрлиц и ИП, иностранных граждан, временно пребывающих, а также временно и постоянно проживающих на территории страны, и граждан России. Наличие такого документа будет свидетельствовать, что лицо имеет существенную связь с государством и облагается в нем налогами. Данный документ может использоваться в различных случаях, в том числе для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения РФ. 

Планируемый срок вступления в силу ведомственного акта ФНС России – июль 2017 года. 

Напомним, что с 1 июля 2017 года налоговые органы будут обязаны по заявлению налогоплательщика представлять документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента РФ, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются ФНС России (подп. 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ). 

Добавим, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физлица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ на морских месторождениях углеводородного сырья. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов госвласти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ, признаются налоговыми резидентами России независимо от фактического времени нахождения в РФ (п. 2-3 ст. 207 НК РФ).

1 марта 2017 г.


При продаже товаров, не подлежащих налогообложению НДС, в счете-фактуре необходимо указать «без НДС»

Минфин России разъяснил, что при совершении операций по реализации товаров, освобожденных от НДС, в счете-фактуре необходимо указывать «без НДС», а не «0%» (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 февраля 2017 г. № 03-07-09/8423). 

В рассмотренном примере компания задала вопрос: какую ставку НДС нужно указывать в гр. 8 счета-фактуры в случае его составления при реализации товаров, не подлежащих налогообложению (ст. 149 Налогового кодекса) – «без НДС» или 0%?

В ответе финансисты напомнили, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, за исключением операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). 

Вместе с тем, в отношении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры. 

В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении данных операций нормами ст. 169 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при реализации товаров, освобождаемых от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, нормам российского налогового законодательства не противоречит.

Добавим, что с 1 июля 2016 года счета-фактуры необходимо составлять при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории России на территорию государства-члена ЕАЭС (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

28 февраля 2017 г.


Утверждены новые формы отчетности персонифицированного учета, представляемые в ПФР

Принят ведомственный акт ПФР, которым утверждены новые формы отчетности для индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования. Они начнут использоваться в текущем году (постановление Правления ПФР от 11 января 2017 г. № 3П). 

Речь идет о следующих формах:

  • «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»;
  • «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)»;
  • «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)»;
  • «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

Как поясняют представители ПФР, корректировка связана с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам с 1 января 2017 года.

Напомним, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в органы ПФР, подаются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми ПФР. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений также определяются ПФР.

Данные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается ПФР. 

В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период. При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган ПФР направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). 

28 февраля 2017 г.


Утверждена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды России приняло ведомственный акт, которым были утверждены форма и порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды России от 9 января 2017 года № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»). 

Так, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным, плательщики данного сбора должны представить в Росприроднадзор декларацию и приложить к ней необходимые документы. Формат представления предусмотрен электронный, через «Личный кабинет» официального сайта Росприроднадзора. Однако в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи или доступа в «Интернет», декларация о плате за 2016 год может быть подана на бумажном носителе (п. 5-6 Порядка).

Напомним, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юрлица и ИП, осуществляющие на территории России хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. За исключением юрлиц и ИП, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В частности, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юрлица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. 

При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками данного сбора являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее – Закон № 7-ФЗ).

Добавим, что порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются Минприроды России (п. 6 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 1 Положения о Минприроды России).

27 февраля 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты