Для участников специальных инвестконтрактов устанавливается особый порядок налогообложения
В Налоговый кодекс вводятся новые положения, определяющие, какие лица относятся к участникам инвестиционных контрактов, в каких случаях они приобретают и утрачивают свой статус, а также порядок получения налоговой льготы по налогу на прибыль для участников и особенности ведения учета их доходов и расходов (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 269-ФЗ). Общие положения закона начинают действовать с 3 сентября 2019 года, однако нормы, касающиеся налога на прибыль, следует применять с 1 января 2020 года.
Законом устанавливается, что налогоплательщик – участник инвестконтракта не может быть участником консолидированной группы налогоплательщиков, резидентом особой экономической зоны, свободной экономической зоны или территории опережающего социально-экономического развития, а также участником регионального инвестпроекта. Кроме того, такой налогоплательщик не может применять специальные налоговые режимы.
Налогоплательщик приобретает статус участника со дня включения в специализированный реестр, а утрачивает его в случае прекращения действия контракта или его расторжения.
Участники применяют нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. Также предусматривается возможность установления пониженной ставки по налогу, перечисляемому в бюджеты субъектов РФ.
Применяются вышеуказанные ставки ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках проекта, составляют не менее 90% всех доходов. Если же организация ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности в рамках проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, то льготная ставка применяется ко всей налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках проекта. Законодательно указывается, что выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен инвестконтракт.
Также устанавливается, что применяться пониженная ставка будет с того налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках проекта.
5 августа 2019 г.
Обновлены статформы для отчетности об основных показателях фирм и ИП
Росстат обновил свой инструментарий для наблюдения за деятельностью предприятий (приказ от 22.07.2019 N 419).
Из числа форм, используемых во многих сферах деятельности, утверждены такие:
- сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей – форма N 1-натура-БМ (годовая). Сдают производственные организации до 10 февраля;
- сведения о производстве продукции микропредприятием – форма N МП (микро)-натура (годовая). Должны представлять в статистику микро-юрлица и ИП-производственники до 25 января;
- сведения о деятельности ИП – форма N 1-ИП (годовая). Не касается только ИП, занимающихся розничной торговлей, кроме торговли транпортными средствами. Сдается до 2 марта;
- сведения об основных показателях деятельности малого предприятия – форма N ПМ (квартальная). Сдается 29 числа после отчетного периода всеми малыми, кроме микро;
- основные сведения о деятельности организации – форма N П-5 (м) (квартальная). Представляют многие юрлица на 10-й рабочий день после отчетного периода;
- сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг – форма N П-1 (месячная). Сдает ряд юрлиц на 4-й рабочий день после отчетного периода;
- сведения о производстве продукции ИП – форма N 1-ИП (мес) (месячная). Поставлять в статистику данные по этой форме обязаны ИП, кроме малых, на 4-й рабочий день после отчетного периода.
Обновленные годовые формы будут применяться, начиная с отчетности за 2019 год, остальные – за первый отчетный период 2020-го.
Кроме того, в том же приказе собран ряд форм для отчетности организаций, работающих в отдельных отраслях – в топливно-энергетическом секторе, сельском хозяйстве.
5 августа 2019 г.
Приняты изменения, уточняющие порядок уплаты налогов в отношении нефтепродуктов
Поправки касаются регулирования уровня налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке (Федеральный закон от 30 июля 2019 г. № 255-ФЗ). Скорректированы параметры «демпфирующего механизма». Этот механизм направлен на стабилизацию цен на автомобильный бензин, дизельное топливо и авиакеросин на внутреннем рынке. Цель корректировки - снизить давление со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.
Кроме того, уточнен порядок определения базы по налогу на прибыль АО «ДОМ.РФ». Изменения позволят высвободить дополнительные средства для развития жилищной сферы.
2 августа 2019 г.
Утверждена форма уведомления об участии в иностранной организации
ФНС России опубликовала форму уведомления об участии в иностранных организациях, порядок ее заполнения, а также формат и порядок ее предоставления в электронном виде (приказ ФНС России от 5 июля 2019 г. № ММВ-7-13/338@).
Налоговым законодательством устанавливается обязанность налогоплательщика уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физлица о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%), а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (подп. 1 п. 3.1 ст. 23, подп. 2 п. 3.1 ст. 23 Налогового кодекса).
Подать такое уведомление нужно не позднее трех месяцев с даты возникновения или изменения доли участия в такой иностранной организации, а также даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (п. 3 ст. 25.14 НК РФ). При этом разрешается не подавать повторное уведомление, если не меняются основания для его предоставления.
Форма уведомления содержит:
- титульный лист, в котором отражаются сведения о налогоплательщике (ИНН, КПП, наименование организации или Ф. И. О. физлица), а также информация о том, кто подтверждает сведения, указанные в уведомлении;
- сведения о физлице – указывается Ф. И. О. участника-физлица, дата и место его рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего его личность, адрес постоянного места жительства, и сведения о документе, подтверждающем это;
- сведения об иностранной организации. В них отражается наименование компании, код страны регистрации и налогового резидентства, дата регистрации фирмы, ее регистрационный номер, код налогоплательщика и адрес местонахождения. Кроме того, на этом же листе имеется блок полей о доле участия – ее размер, дата возникновения, изменения и прекращения участия;
- сведения о российской организации – здесь полей для заполнения немного – только ОГРН, ИНН, КПП и наименование организации;
- сведения об иностранной структуре без образования юрлица. В них указываются организационная форма и наименование структуры, реквизиты документа об ее учреждении, дата учреждения и регистрационный номер, а также доля участия в ней;
- раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия. В этом разделе отражается доля такого участия и сведения об участниках последовательности.
2 августа 2019 г.
Разработана форма сведений о контролирующих лицах международной компании
ФНС России опубликовала не только форму сведений, но и порядок ее заполнения, а также формат предоставления в электронном виде в налоговую службу (приказ ФНС России от 5 июня 2019 г. № ММВ-7-3/279@). Подавать сведения необходимо будет с 2020 года.
Напомним, что в соответствии с нормами налогового законодательства международная компания должна представить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 15 дней со дня своей регистрации финансовую отчетность, аудиторское заключение к ней, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения, а также сведения о контролирующих лицах международной компании (подп. 2 п. 1 ст. 24.2 Налогового кодекса).
Форма сведений содержит пять разделов:
- титульный лист;
- сведения об иностранном лице. В этот раздел входят три подраздела «А.1 Сведения об иностранной организации, являющейся контролирующим лицом», «А.2 Сведения о российской организации, являющейся контролирующим лицом» и «А.3 Сведения о физлице, являющемся контролирующим лицом»;
- основание для признания лица контролирующим лицом международной компании;
- раскрытие порядка участия контролирующего лица в международной организации при наличии косвенного участия;
- сведения об участниках последовательности косвенного участия. Этот раздел также имеет три подраздела: «Г.1 Сведения об иностранной организации», «Г.2 Сведения о российской организации», «Г.3 Сведения об иностранной структуре без образованию юридического лица».
Все листы сведений, кроме титульного заполняются в отношении каждого из контролирующих лиц.
Помимо этих сведений, в приказе ФНС России также указывается перечень оснований, согласно которому лицо признается контролирующим. Так, например, к ним относится владение прямо, косвенно или совместно с супругом или несовершеннолетними детьми более чем 15% иностранной компании.
Указывается также, что представлять сведения можно лично, по почте (причем в обоих случаях как на бумажных носителях, так и с использованием штрих-кода), а также через ТКС с электронной подписью.
1 августа 2019 г.
На сайте ФНС России опубликованы открытые данные за 2018 год
Размещена информация о среднесписочной численности сотрудников, специальных налоговых режимах и об участии компаний в консолидированной группе налогоплательщиков в разделе «Открытые данные " на официальном сайте ФНС России.
Публикация таких данных предусмотрена не только Налоговым кодексом (ст. 102 НК РФ), но и приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-14/729@. Согласно этим документам, налоговый орган полученные сведения включаются в наборы, в которых указывается наименование и ИНН налогоплательщика, а также соответствующая информация. Так, среднесписочная численность отражается за предшествующий год, а сведения о том, что организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря предшествующего года. На эту же дату указано и наименование специального налогового режима, который применяет организацией.
Две последние информационные базы размещаются также в сервисе «Прозрачный бизнес». Использовать вышеуказанную информацию организация может для проверки надежности и добросовестности своих контрагентов.
Напомним, что наборы открытых данных размещаются в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за отдельными исключениями), публикация же аналогичных данных в отношении организаций иных правовых форм, а также отдельных категорий организаций, например, крупнейших налогоплательщиков и предприятий оборонно-промышленного комплекса будет производиться с 2020 года.
1 августа 2019 г.
Одна фирма не вправе получить копию решения по итогам налоговой проверки другой
ФНС указала, что такие сведения не исключены из числа информации, составляющей налоговую тайну.
Банкротящийся должник намерен получить заем от другой организации, которая собирается получить деньги в рамках возмещения НДС. Третья фирма – кредитор – выразила желание оспорить одобрение займа, в том числе – проверить наличие этих денег, то есть – решение ИФНС о возмещении.
На все эти маневры ФНС ответила письмом, в котором указала, что решения налогового органа, принятые по итогам проверок, относятся к налоговой тайне. Следовательно, третье лицо не может получить копию решения, в том числе – о возмещении НДС (письмо от 02.07.19 № СД-4-3/12908@).
1 августа 2019 г.
Росстат обновил формы отчетов для наблюдения за ценами и финансами
В один приказ собрано, среди прочего, 8 форм, которые предстоит сдавать фирмам, в том числе две формы касаются также ИП.
Росстат заново утвердил ряд форм, по которым следует отчитываться о ценах и финансах, в том числе – частным организациям. Среди этих форм присутствуют такие:
- N 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств». Это годовая форма, сдавать ее должны юрлица (кроме малых, кредитных, НФО, госучреждений), начиная с отчетность за 2019 год, до 1 апреля;
- N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», сдается многими юрлицами, начиная с отчета за январь 2020 года, не позднее 28 числа после отчетного периода и ежеквартально не позднее 30 числа после отчетного периода;
- N 2-цены приобретения «Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров». Сдают юрлица, кроме микро, занимающиеся розничной торговлей мясом, рыбой, алкоголем, табаком, а также ресурсоснабжающие организации, начиная с отчета за январь 2020 года до 18 числа следующего месяца;
- N 1-цены производителей «Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)». Касается ряда сфер, сдается ежемесячно, начинаня с отчета в январе 2020 года;
- N 1-связь (тарифы) «Сведения о тарифах на услуги связи для юридических лиц». Это квартальная форма, применяется начиная с отчета в марте 2020 года;
- N П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах». Тоже квартальная, но впервые ее надо сдать за январь – март 2020 года. сдавать ее положено юрлицам (кроме малых, кредитных, НФО, госучреждений);
- N 1-РЦ «Сведения о структуре отпускной цены на отдельные виды товаров». Этот отчет должны сдавать все коммерческие организации, включая малые, и даже ИП с периодичностью раз в год, начиная с отчета за декабрь 2019 года. Отчитаться надо до 30 марта;
- N 2-РЦ «Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров». Тоже касается организаций, включая малые, и ИП, занимающихся реализацией отдельных видов товаров, сдается раз в год, начиная с отчета за декабрь 2019 года.
Утрачивает силу множество приложений к разным приказам, а также отдельные приказы Росстата полностью (приказ от 24.07.2019 N 421).
1 августа 2019 г.
Закон о бухучете скорректировали
26 июля вступил в силу закон об изменениях в Законе о бухучете. Поправки в основном касаются бухучета бюджетных организаций, но есть изменения и для коммерческих.
Так, требования главбуха (иного ответственного за ведение бухучета либо лица, которое ведет его по договору) правильно оформлять и представлять первичку стали обязательными для всех сотрудников.
Изменили положения о госинформресурсе бухотчетности, которые должны вступить в силу с 2020 года. Установили срок представления по ТКС уточненной бухотчетности - не позднее 10 рабочих дней после внесения исправлений либо после утверждения отчетности (если оно предусмотрено законом или учредительными документами).
Пример. ООО представило в ИФНС отчетность, а позже обнаружило в ней ошибку. Если к этому моменту отчетность еще не была утверждена, то на общем собрании следует утвердить уточненную отчетность и представить ее налоговикам. Если же к моменту обнаружения ошибки отчетность утверждена, исправлять ее нельзя. Когда отчетность не подлежит утверждению, ее нужно исправить и сдать в ИФНС.
31 июля 2019 г.
Налоговая служба подготовила формы сообщений об исчислении транспортного и земельного налогов
В связи с внесенными в налоговое законодательство изменениями в части отмены налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам для организаций (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ) ФНС России разработала формы сообщений об исчислении вышеуказанных налогов (приказ ФНС России от 5 июля 2019 г. № ММВ-7-21/337@). Применяться данные формы будут с 1 января 2021 года – тогда же, когда и перестанут действовать налоговые декларации.
В сообщениях указывается налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, срок владения имуществом, доля в праве (для земельного налога), повышающий коэффициент и сумма налога. Также в документе отражаются и полагающиеся налогоплательщику льготы. При этом, в случае если организация имеет право на льготу, соответствующую сумме налога, то сообщение формироваться не будет. Кроме того, в документе предусмотрено отдельное поле для перерасчета налога (при необходимости), указанного в ранее выданном сообщении.
Направляется такое сообщение через ТКС, личный кабинет налогоплательщика или по почте, но представитель налогового органа может и лично передать документ под расписку руководителю (или его представителю) налогоплательщика. В этом случае формируется специальный отрывной корешок.
Также, налоговая служба сообщает, что налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения предоставить в налоговый орган пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, а также обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
31 июля 2019 г.
ВС не стал отменять письмо ФНС о невозможности зачета «старых» взносов
У тех, у кого сложилась переплата по взносам, администрировавшимся фондами, только один путь – вернуть и уплатить.
В 2017 году ФНС разъяснила, что невозможно зачесть излишне взысканные «старые» взносы – то есть, которые платились непосредственно в ПФ или ФСС – в счет взносов, уплачиваемых теперь согласно НК налоговикам.
Если имела место переплата за периоды, когда взносы администрировались фондами, то единственный вариант – вернуть эту переплату, обратившись в соответствующий фонд. Конечно же, «новые» взносы надо уплатить. Возврат переплаты возможен при остутствии долгов по «старым» взносам, также указывала ФНС.
Такой подход понравился далеко не всем, и один из ИП, столкнувшись с тем, что при наличии переплаты налоговики ему выставили долг, обратился сначала в арбитражные суды. Потерпев неудачу, ИП подал иск в ВС об отмене письма ФНС.
Конечно, никому не хочется производить лишних телодвижений из-за перетрубаций, затеянных властями. К тому же, информацию о наличии переплаты ПФ передал налоговикам. Но ВС не проникся проблемами простых плательщиков, указав, во-первых, на отсутствие у письма ФНС нормативных свойств.
Во-вторых, по существу ВС полностью согласился с содержимым письма – оно основано на нормах соответствующих законов, которыми взносы были переданы налоговикам. Законодатель, действительно, не предусмотрел зачета, и распоряжаться «старой» переплатой по взносам можно только путем возврата (решение от 4 июня 2019 г. N АКПИ19-231).
31 июля 2019 г.
В НК РФ внесены новые положения о благотворительности
Поправки в налоговое законодательство внесены подписанным Президентом РФ Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Установленные нормы будут действовать с 1 января 2020 года.
Прежде всего, законодательством предусматривается включение во внереализационные расходы тех затрат, которые были направлены на создание объектов социальной инфраструктуры, впоследствии переданных в государственную или муниципальную собственность. Также устанавливается и дата осуществления таких расходов для целей налогообложения – ею будет признаваться дата передачи готового объекта в собственность.
Что касается НДС, то законодательством уже предусмотрено право на освобождение от уплаты налога (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако теперь устанавливается перечень документов, необходимых для получения такой льготы. Так, для подтверждения права на необложение НДС передачи товаров (работ, услуг и имущественных прав) на благотворительность нужно предоставить в налоговую инспекцию договор или контракт о безвозмездной передаче, а также акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров, имущественных прав, выполнение работ или оказание услуг.
Кроме вышеуказанных изменений в отношении налогообложения благотворительности, в НК РФ вносятся дополнения и в части налогообложения прибыли резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (далее – ТОСЭР и СПВ). Прежде всего, разрешается исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль курсовые разницы. Также вводится понятие первой прибыли резидентов. Ею считается положительная разница между доходами и расходами, которые исчисляются нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов ТОСЭР и СПВ и до окончания налогового периода, в котором такая разница будет положительной.
Вышеуказанные положения применяются налогоплательщиками, которые не получили первую прибыль от деятельности на ТОСЭР и СПВ в соответствии с нормами законодательства, действовавшими до 1 января 2020 года.
30 июля 2019 г.
Налоговых агентов будут жестче штрафовать за квалифицированных иностранцев
Неперечисление НДФЛ с их зарплаты, возможно, будет «стоить» двукратного размера этого налога.
Минэк подготовил пакет законопроектов, которые, по мнению ведомства, расширят возможности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС) и одновременно не позволят злоупотреблять, присваивая этот статус «обычным» мигрантам.
В частности, предлагается снизить размер зарплаты, при которой специалист относится к высококвалифицированным, со 167 тысяч рублей в месяц до 100 тысяч. Вместе с тем, опубликован проект поправок в НК, согласно которому предлагается повысить госпошлину за выдачу разрешения на работу ВКС до 13 тысяч рублей, а также усилить штрафы за неперечисление НДФЛ налоговым агентом.
По-видимому, имеется в виду НДФЛ с зарплаты ВКС. Однако на данный предлагаемый состав нового пункта статьи 123 НК полностью повторяет имеющийся состав, то есть касается неудержания и неперечисления НДФЛ с любых зарплат. По-видимому, позже авторы законопроекта это исправят.
Штраф предлагается установить в двукратном размере от суммы неперечисленного налога (сейчас для всех действует штраф в 20%).
30 июля 2019 г.
ВС РФ: налоговые органы вправе изымать у налогоплательщиков системные блоки, флэшки и диски
Организация-налогоплательщик обратилась в суд, считая не правомерными действия налоговой инспекции по проведению выемки и изъятию документов, системных блоков, флэш-накопителей и иных электронных носителей информации, а также по копированию содержащихся в них сведений (Определение Верховного Суда РФ от 10 июля 2019 № 305-ЭС19-11972). Такие меры были применены налоговым органом по причине того, что налогоплательщик своевременно не представил истребуемые документы.
Однако Верховный Суд РФ отказался признавать незаконными действия налогового органа и подтвердил, что налоговые органы при проведении выемки вправе не ограничиваться исключительно бумажными документами и могут изъять у налогоплательщика электронные носители информации.
Судьи пояснили, что согласно Налоговому кодексу налоговые органы могут требовать от налогоплательщика документы в электронной форме, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки налоговые органы вправе производить выемку необходимых документов.
Соответственно, при наличии объективных оснований налоговый орган вправе проводить выемку предметов и документов, своевременно не представленных налогоплательщиком по его требованию, а изымаемыми предметами могут быть в том числе системные блоки, флэш-накопители и иные электронные носители информации.
29 июля 2019 г.
Минфин России разъяснил какие премии могут быть учтены при расчете налога на прибыль
При налогообложении прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам организации, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (Письмо Минфина России от 8 июля 2019 г. № 03-03-06/1/49986).
Таким образом, расходы в виде премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только в том случае, если порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права.
При этом такие расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
29 июля 2019 г.
Много данных о проблемах банка + уплата налога на год вперед – зачет невозможен
Суды сделали вывод о недобросовестности организации, сделавшей нестандартный ход по уплате налога на фоне массы сведений в пользу скорой кончины банка.
В последний день марта 2017 года организация решила сделать широкий жест и уплатить налог по УСН на год вперед. Это было воплощено пятью платежками по 100 тысяч рублей (по одной с отметками о том, что это аванс за первый, второй и четвертый квартал, и две – за третий) и одним поручением еще на 40 тысяч (якобы, за 4 квартал 2017 года).
Через год налоговая выставила требование – мол, следует уплатить налог по УСН за 2017 год. Организация обратилась в суд, настаивая на факте своевременной уплаты этого налога (дело № А06-6011/2018).
Выяснилось, что банк, через который налог мог бы попасть в бюджет, был проблемным, на корсчете денег уже не было, деньги в бюджет не поступили. Уже 10 апреля 2017 года этот банк лишился лицензии.
Принимая решение о законности требования ИФНС, суды отметили, что организация ранее не была замечена в уплате налога на год вперед. На момент «уплаты» доходов своих за 2017 год знать истец не мог. И, действительно, не угадал: за первый квартал реальная налоговая обязанность оказалась раза в полтора ниже, чем перечислено, за второй – в три раза выше, за третий и четвертый – раза в 4 ниже.
Также суды указали, что о проблемах банка информация появлялась уже в середине 2016 года. По бухотчетности банка, размещенной на сайте ЦБ, можно было увидеть настораживающую динамику финансового положения. «Банки.ру» публиковали данные о показателе «активы-нетто», которые у банка заметно падали во втором полугодии 2016 года и первом квартале 2017-го. Этот же портал, а также сайты РБК и «Ведомостей» неоднократно упоминали банк в числе нарушителей нормативов. РИА в феврале 2017 года сообщало о падении рейтинга банка, а в конце марта «Коммерсантъ» сообщил о миллиардном убытке банка за 2016 год. 27 марта СМИ сообщили об отключении банка от системы электронных платежей.
Таким образом, не знать о предстоящей «смерти» банка было невозможно. Более того – организация в течение 2017 года неоднократно запрашивала у налоговиков сверку и, значит, была осведомлена о том, что платежи в бюджет не поступили. В итоге суды сделали вывод о недобросовестности налогоплательщика в его попытке зачесть зависшие платежи (кассация Ф06-47084/2019).
29 июля 2019 г.
Расширен перечень операций, осуществляемых банками и не подлежащих обложению НДС
Госдума приняла поправки в налоговое законодательство в части изменения и дополнения перечня операций, не облагаемых НДС (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 212-ФЗ). Поправки вступают в силу с 1 октября 2019 года.
Так, теперь установлено, что осуществление банками и банком развития – государственной корпорацией банковских операций (за исключением инкассации) переводов по поручению организаций и физлиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам освобождается от обложения налогом.
Также
льготными стали следующие операции с драгметаллами физлиц и организаций:
привлечение во вклады до востребования и на определенный срок за исключением
монет из драгметаллов;
- размещение от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение соответствующих банковских счетов пользователей (за исключением счетов в драгоценных монетах);
- осуществление переводов по поручению владельцев, в том числе банков-корреспондентов, по их соответствующим банковским счетам.
Кроме того, расширен и перечень прочих услуг, осуществляемых банками. В него вошли:
- исполнение банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение изменение условий гарантии, платеж по гарантии, оформление и проверка документов по ней);
- выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
- оказание услуг, связанных с установкой системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
- получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банками по договорам страхования ,. в том числе по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залога) и иным видам страхования, в которых банк является страхователем.
26 июля 2019 г.
Актуализированы перечни НПА, соответствие которым проверяет налоговая служба при проведении контрольных мероприятий
Актуализированы перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) (приказ ФНС России от 16 июля 2019 г. № ММВ-7-2/357@).
В список включены приказ об утверждении формата документа для обеспечения электронного документооборота в налоговых правоотношениях, а также порядок применения данного приказа. Пересмотрен список положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Приведена ссылка на новые требования к идентификации клиентов, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
26 июля 2019 г.
Разъяснен порядок применения формы уведомления о едином декларировании налога на имущество
Ранее была утверждена новая форма уведомления о порядке представления единой налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Указанное Уведомление предоставляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой порядок подачи декларации (письмо ФНС России от 12 июля 2019 г. № БС-4-21/13701@).
ФНС России разъяснила, что при представлении Уведомления в период января-марта 2020 года порядок представления единой налоговой декларации может применяться в течение налогового периода 2020 года, соответственно, для представления налоговой декларации не позднее 30 марта 2020 года по итогам налогового периода 2019 года, а также для представления налоговой декларации в течение 2020 года при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации.
Действия п. 2 разъяснений (рекомендаций) по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года, прилагаемых к письму ФНС России от 21 ноября 2018 г. № БС-4-21/22551@, а также приложения к разъяснениям отменяются.
26 июля 2019 г.
Как определяется дата ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию
Амортизация по объектам амортизируемого имущества начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию. При этом Налоговый кодекс не содержит определение термина «ввод в эксплуатацию» (письмо Минфина России от 21 июня 2019 г. № 03-03-06/1/45357).
Минфин России указал, что при наличии неопределенности, связанной с моментом готовности основного средства к использованию, датой ввода такого средства в эксплуатацию необходимо считать дату начала его фактического использования в деятельности организации.
26 июля 2019 г.
Порядок составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями может быть изменен
Банк России разработал проект поправок, вносимых в порядок составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2020 года и будут применяться начиная с составления годовой отчетности за 2019 год.
Прежде всего предлагается скорректировать название формы 0409813 «Сведения об обязательных нормативах, показателе финансового рычага и нормативе краткосрочной ликвидности (публикуемая форма)», заменив «показатель финансового рычага» на «норматив финансового рычага». Именно такое название формы было установлено указанием Банка России от 8 октября 2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
Также предлагается дополнить список корректирующих событий после отчетной даты изменением оценочных резервов под ожидаемые кредитные убытки. Сформированы они должны быть, как и суммы резервов на возможные потери (в том числе по условным обязательствам кредитного характера), кредитной организацией по состоянию на отчетную дату с учетом информации об условиях, существовавших на отчетную дату, и полученной при составлении годовой отчетности.
Кроме того, к корректирующим событиям после отчетной даты законодатель намерен отнести не только переоценку основных средств и нематериальных актив на конец отчетного года, как установлено сейчас, но и переоценку недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности.
Планируется внести изменения и в перечень балансовых счетов, на которых подлежат отражению события после отчетной даты. Так, в него предлагается добавить следующие счета:
- 10630, 10631 «Резервы на возможные потери»;
- 10632, 10633, 10634, 10635 «Корректировка резервов на возможные потери».
Необходимость таких поправок обусловлена внесением изменений в положение Банка России от 27 февраля 2017 г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».
24 июля 2019 г.
ВС РФ собрал в обзоре интересные определения для бухгалтера
Верховый суд разместил на сайте второй обзор практики. В него вошли споры, касающиеся различных сфер, в том числе налоговых правоотношений. Именно эти споры могут быть интересны бухгалтеру.
Определения ВС РФ, которые вошли в обзор, мы уже рассматривали в новостях:
если есть смягчающие обстоятельства, штраф можно снизить в несколько раз, но не до нуля. Иначе получается, что налогоплательщик освобождается от ответственности (п. 31 обзора);
авария на производстве не влечет восстановления НДС, потому что объекты ликвидируются, а не начинают использоваться в необлагаемой деятельности (п. 32 обзора);
когда договор расторгнут, продавец может принять ранее исчисленный НДС к вычету по собственному счету-фактуре (п. 33 обзора).
В обзор также включены два определения, затрагивающих процессуальные вопросы:
ПФР может подать в суд заявление о взыскании санкций с организации за нарушение норм о персучете в течение шести месяцев после отмены судебного приказа (п. 39 обзора);
если после обращения налогоплательщика в суд инспекция добровольно удовлетворит его требования, госпошлина с него не взыскивается (п. 40 обзора).
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2019)
23 июля 2019 г.
Нельзя требовать оплаты утилизационного сбора за временно ввозимую технику - КС
Предприниматели, осуществляющие временный ввоз транспортных средств на территорию России, должны быть освобождены от уплаты утилизационного сбора на таможне, говорится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Таким образом статья 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» признана не соответствующей Конституции РФ. Проверка положений об утилизационном сборе в связи запросом Арбитражного суда (АС) Республики Карелия. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Таможня просит денег
Согласно оспоренным нормам, утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Россию. В запросе АС Карелии сообщает, что в его производстве находится дело по иску Центральной акцизной таможни (ЦАТ) к индивидуальному предпринимателю Дмитрию Артимовичу, который в декабре 2016 года ввез на территорию России в режиме таможенной процедуры временного ввоза лесозаготовительный комбайн, арендованный у финской компании и подлежащий возврату владельцу по истечению срока договора.
Как следует из материалов дела, ЦАТ, полагая, что любой ввоз транспортного средства, в том числе на время, влечет за собой обязанность по уплате утилизационного сбора, обратилась в январе 2019 года в АС Карелии с требованием уплатить задолженность по утилизационному сбору в размере 9 миллионов рублей.
Придя к выводу о том, что в применяемых нормах имеется неопределенность, арбитражный суд приостановил производство по делу и обратился в КС.
Временно не значит постоянно
В своем решении КС указал, что временный характер нахождения транспортных средств на территории России не позволяет предполагать их последующую утилизацию (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) и не свидетельствует о таком же объеме негативного воздействия на окружающую среду, какой причиняют транспортные средства, постоянно находящиеся на территории страны. При этом, как отмечает КС, предприниматели, ввозящие технику и временно, и постоянно, обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере.
«Это, по существу, означает взимание с них экономически не обоснованного обязательного платежа, что свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части, приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности», – говорится в материалах суда.
КС обязал федерального законодателя поправить закон, а до этого запретил требовать утилизационный сбор с тех, кто временно ввозит транспортные средства на территорию РФ.
23 июля 2019 г.
Сроки хранения бухгалтерской документации хотят уточнить
Росархив подготовил проект изменений для перечня типовых управленческих архивных документов. Сейчас идет его общественное обсуждение. Важные поправки коснутся сроков хранения документов, в том числе:
налоговых деклараций и документов о разногласии по вопросам налогообложения (переписка) - они будут храниться по общему правилу не пять, а шесть лет;
реестров сведений о доходах физлиц - пять лет (ст. 313 Проекта) вместо 75;
счетов-фактур - пять лет (ст. 317 Проекта) вместо четырех;
образцов подписей материально ответственных лиц - их предлагают хранить пять лет (ст. 282 Проекта) после смены материально ответственного лица (сейчас образцы хранятся сколько нужно, но не менее пяти лет).
Документы: Проект приказа Росархива
23 июля 2019 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.