Внесены изменения в ПБУ 3/2006

Минфин России утвердил ведомственный акт, которым скорректировано Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) (приказ Минфина России от 9 ноября 2017 г. № 180н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 154н", зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2017 года). Правки связаны с реализацией финансовым ведомством Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 годы, утвержденной в июне 2017 года.

Документом предусмотрены следующие изменения:

  • ПБУ должны будут применять головные организации при включении данных бухгалтерской отчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами РФ, в сводную бухгалтерскую отчетность (п. 2 ПБУ 3/2006);
  • пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли должен будет производится по официальному курсу этой валюты к рублю, устанавливаемому Банком России, а в случае отсутствия такого курса – по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных Банком России (п. 5 ПБУ 3/2006);
  • пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, ценных бумаг в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату за исключением не предъявленной к оплате начисленной выручки, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты) (п. 7 ПБУ 3/2006);
  • в п. 13 ПБУ 3/2006 определено, что в случае использования организацией активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, с целью хеджирования валютных рисков организация может учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном МСФО, введенными в действие на территории РФ в соответствии с Положением о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 и другие изменения.

Корректировки в ПБУ 3/2006 вступят в силу с 1 января 2019 года.

4 декабря 2017 г.


Для определения суммы доходов с целью признания их контролируемыми следует суммировать доходы по сделкам с каждым лицом

Специалисты Минфина России рассказали об особенностях признания контролируемыми сделок, которые признаются таковыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия. Речь идет о сделках, перечисленных в подп. 2-3 п. 1, подп. 1-8 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 ноября 2017г. №03-12-11/1/72800).

Финансисты по этому поводу напомнили, что для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Поэтому, полагают они, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

При этом специалисты подчеркнули, что возможны ситуации, когда могут учитываться сделки с несколькими лицами. Так, речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст 105.14 НК РФ, в соответствии с которым по заявлению налогового органа суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой.

Напомним, что в целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). При этом взаимозависимость лиц определяется в соответствии со ст. 105.1 и ст. 105.2 НК РФ.

Отдельные сделки в целях НК РФ также приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.Такие сделки также признаются контролируемыми при наличии особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ.

К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ на основании п. 1 ст. 105.14 НК РФ приравниваются:

  • сделки, совершаемые с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (при наличии обстоятельств, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорной зоне.

Иные сделки могут быть признаны контролируемыми при наличии достаточных оснований полагать, что сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых сделка не отвечала бы установленным в ст. 105.14 НК РФ признакам контролируемой сделки. Признание такой сделки контролируемой осуществляет суд по заявлению ФНС России (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами (и приравненных к ним сделок) является наличие одного из обстоятельств, предусмотренных в ст. 105.14 НК РФ:

  • превышение суммы доходов по сделкам (сумма цен сделок) в календарном году установленного суммового критерия (по сделкам между налоговыми резидентами РФ - 1 млрд руб., для отдельных категорий сделок в п. 3 и 7 ст. 105.14 НК РФ установлены более низкие пороговые значения);
  • имеет место одно из обстоятельств, указанных в подп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, или применяет льготный режим налогообложения налогом на прибыль организаций, а другие стороны сделки - нет);
  • сделка не поименована в п. 4 ст. 105.14 НК РФ.

1 декабря 2017 г.


Раздельный учет по НДС с 2018 года будет обязателен, даже если соблюдается правило пяти процентов

С нового года вступят в силу следующие поправки в Налоговый кодекс:

  • выполнение правила пяти процентов больше не позволит не вести раздельный учет. Право принимать "входной" НДС к вычету в полном объеме сохранится;
  • в НК РФ найдет отражение позиция Минфина, ФНС и ВС РФ о том, что правило пяти процентов не работает, когда товар используется только в не облагаемых НДС операциях.

Документ: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (рассмотренные изменения вступают в силу 1 января 2018 года)

1 декабря 2017 г.


Утвержден перечень столичной недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости в 2018 году

Правительство Москвы дополнило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (постановление правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП"). В обновленный перечень, утвержденный на 2018 год, вошло порядка 25 тыс. объектов общей площадью почти 90 млн кв. м. К примеру, количество поименованных зданий, строений и сооружений выросло с 22 907 до 23 724 объектов. А число включенных в перечень нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях, строениях и сооружениях увеличилось с 1092 до 1460.

Как отмечают в Департаменте экономической политики и развития города Москвы, расширение перечня связано с плановой работой Госинспекции по недвижимости, которая выявляет дополнительные объекты, фактически используемые для торгово-офисных целей, при этом прирост количества объектов, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, составил 4%.

Напомним, определить, по какому критерию объект был включен в перечень, а также ознакомиться с порядком действий, которые необходимо совершить в случае несогласия с включением объекта недвижимости в перечень можно на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы в разделе "Налог от кадастровой стоимости. Объекты налогообложения".

Добавим, что согласно налоговому законодательству, налоговая база по налогу на имуществу организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В остальных случаях для расчета налога используется среднегодовая стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

30 ноября 2017 г.


Юрлица узнают из региональных законов, будет ли льгота по налогу на имущество в 2018 году

Платить ли налог по движимому имуществу, принятому на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, с 2018 года будут решать регионы. Льготы на федеральном уровне больше не будет.

Если регион решит отказаться от льготы, то ставка в следующем году по упомянутому имуществу должна быть не выше 1,1%. Какой именно будет ставка, субъекты РФ определят сами в пределах этого лимита.

На данный момент льготу решили сохранить в Липецкой области, в то время как в Московской установили на 2018-2020 годы нулевую ставку налога.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность введения дополнительных региональных льгот по названному имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также по имуществу, отнесенному к инновационному высокоэффективному оборудованию (регион сам решит, что к этой категории относится).

Документ: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (рассмотренные изменения вступают в силу 1 января 2018 года)

30 ноября 2017 г.


C 1 июня 2018 года налоги начнут взыскивать и со счетов в драгметаллах

Для целей администрирования налогов счета, открытые в банках на основании договора банковского счета в драгоценных металлах, приравнены к расчетным текущим и иным счетам, открытым на основании договора банковского счета. В частности, предусмотрена возможность взыскивать налоги со счетов и вкладов в драгметаллах (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Взыскание налога с "металлических" счетов организации или ИП производится исходя из эквивалентной сумме платежа в рублях стоимости драгоценных металлов, которая определяется исходя из учетной цены на драгметаллы, установленной ЦБ РФ на дату их продажи. При взыскании налога со счетов в драгметаллах налоговый орган наряду с поручением на перечисление налога направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога. Расходы, связанные с такой продажей, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

С "металлических" счетов физлиц, не являющихся ИП, задолженности по налогам будут взыскивать так же, как с их прочих счетов – исключительно в судебном порядке.

Кроме того, из перечня операций, не облагаемых НДС, исключены банковские операции с драгоценными камнями. Дело в том, что они являются непрофильными для кредитных организаций.

30 ноября 2017 г.


С нового года ФСАД нельзя будет применять и по договорам, заключенным до 01.01.2017

Приказом от 26.09.2017 N 147н Минфин постановил с 1 января 2018 года признать утратившими силу приказы, которыми были утверждены федеральные стандарты аудиторской деятельности:

  • от 20 мая 2010 г. N 46н;
  • от 17 августа 2010 г. N 90н;
  • от 16 августа 2011 г. N 99н.

На следующий день ведомство выпустило информационное сообщение от 27.11.2017 N ИС-аудит-19 о прекращении права применять аудиторами ФСАД при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по договорам, заключенным до 1 января 2017 года.

Минфин не только сообщил о своем приказе, но и напомнил о постановлении правительства от 23 октября 2017 г. N 1289, которым с 1 января 2018 года отменены, соответственно, акты правительства, касающиеся федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в частности, постановление от 23 сентября 2002 г. N 696 и ряд документов, которыми вносились изменения в указанные стандарты.

ФСАД признаются утратившими силу с 1 января 2018 года, еще раз отметило ведомство.

Исходя из положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории РФ (постановление правительства от 11 июня 2015 г. N 576) и приказов Минфина от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207н о введении в действие МСА в РФ, МСА применяются на территории РФ с 1 января 2017 года.

Предусмотренное этими приказами право аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов применять ФСАД при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по договорам, которые были заключены до 1 января 2017 года, прекращается с 1 января 2018 года.

30 ноября 2017 г.


Произвести вычет по НДС на основании одного счета-фактуры в разных налоговых периодах частями в отношении основных средств нельзя

Специалисты Минфина России ответили на вопрос, вправе ли организация для распределения налоговой нагрузки принимать к вычету НДС по одному счету-фактуре частями не только в периоде принятия на учет товаров (работ, услуг), а также основных средств, но и в последующих налоговых периодах. По их мнению, вычет НДС, предусмотренный п. 2 ст. 171 Налогового кодекса, на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, Кодексом не предусмотрен (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 ноября 2017 г. № 03-07-11/73708 "О налоговых периодах, в которых налогоплательщик имеет право на принятие к вычету сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств").

Такой вывод следует из норм НК РФ. Так, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории России товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае их приобретения для осуществления операций, облагаемых НДС, после их принятия на учет и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Эти налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

При этом, отмечают финансисты, необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 и п. 4 ст. 171 НК РФ, производятся после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов в полном объеме. Таким образом, вычет по НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет указанных средств, оборудования и активов, нормами НК РФ не предусмотрен.

29 ноября 2017 г.


ЦБ предложил привлекать внешних аудиторов для проверки кредитов на фиктивность

Банк России предложил коммерческим банкам привлекать внешних аудиторов для проверки кредитов на фиктивность. Об этом сказал зампред ЦБ Василий Поздышев на встрече банкиров с руководством регулятора, организованной Ассоциацией российских банков (АРБ).

«По результатам надзорной деятельности мы знаем, что иногда бывают случаи, что в портфельных ссудах прячутся значительные риски, в том числе, и в отдельных случаях мы видим вывод активов через портфельные ссуды, проще говоря фиктивные кредиты. Но поскольку Центральный банк выбирает только 200-300 или 500 (кредитов в рамках проверки. - RNS) из портфеля в 10 тысяч - найдём мы несколько фиктивных кредитов, предъявим по ним требования резервов 100% при отсутствии документов или если выясняется, что клиент, документы которого подложные, вообще ничего не знает об этом кредите. Деньги, тем не менее, кому-то выданы и куда-то они пошли», - сказал он.

По словам Поздышева, рынок нуждается в инструментарии для оценки «всего масштаба бедствия» и для отражения рисков по фиктивным кредитам на балансах банков.

«Именно такой статистический инструментарий или инструментарий, основанный на математическом и статистическом моделировании, был нами предложен, он тоже очень долго обсуждался, и в конечном итоге это регулирование будет введено, но со значительным организационным изменением. Для того, чтобы исключить споры между Центральным банком и банками, те споры, которые мы сейчас, например, ведём в части оценки рисков, оценки активов, которые находятся на балансе, или оценки залогов, мы предполагаем подключить к этому статистическому анализу аудиторов, третьих лиц. Мы считаем, что с этой точки зрения оценка будет независимая, и у вас будет комфорт, что это не регулятор просто вас заставляет формировать резервы», - сказал Поздышев.

Он указал, что аудитор в соответствии с требованиями и процедурами ЦБ должен будет формировать выборку по кредитам для анализа на фиктивность, после чего отражать эту информацию в аудиторском заключении.

«Эта дискуссия с аудиторским сообществом находится в завершающей стадии, и я ожидаю в I квартале или в I половине следующего года вступления этого нового регулирования в силу», - подчеркнул Поздышев.

«Мы будем платить, на вас эта нагрузка не ляжет», - подвёл итог Поздышев, отвечая на вопрос, кто будет оплачивать услуги аудиторов при проверке кредитов на фиктивность.

29 ноября 2017 г.


НК теперь предусматривает автоматический обмен налоговой информацией с другими странами

Посредством федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ первую часть НК снабдили поправками в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний. Закон вступил в силу, хотя для некоторых новшеств, которые он несет, установлены свои сроки и особенности примененния.

В ходе налогового контроля теперь не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений международных договоров РФ (сейчас то же самое касается только российского законодательства).

Прописана возможность участия в налоговых проверках компетентных органов иностранного государства (если это предусмотрено договором с этим государством).

Раздел V.1 НК теперь посвящен не только взаимозависимым лицам, но и международным группам компаний, в том числе вводится глава 14.4-1 о представлении документации по международным группам компаний. Тут же прописываются условия, при которых совокупность фирм или иностранных структур без образования юрлица признается международной группой. Участники таких групп должны будут сдавать уведомление об участии в международной группе компаний и страновые сведения по группе, участником которой является налогоплательщик.

Вносится ряд других дополнений (в том числе соответствующих статей о штрафах) и поправок в НК.

Кроме того, в НК появился новый раздел VII.1 о выполнении международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам. В этом разделе есть главы об автоматическом обмене финансовой информацией, а также о международном автоматическом обмене страновыми отчетами.

29 ноября 2017 г.


К субсидиарной ответственности по долгам банкротов могут привести проверки их контрагентов

ФНС выпустила еще одно письмо, связанное со вступлением в силу федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ (которым было принято, в частности, исключение из ЕГРЮЛ фирм, которые не исправляют фальшивые сведения). Как уже сообщалось, благодаря тому же закону теперь действуют новые основания для привлечения к субсидиарной ответственности. Например, к ней теперь можно привлечь лиц, уполномоченных выступать от имени ООО, членов коллегиальных органов ООО и лиц, определяющих действия ООО, если оно исключено из ЕГРЮЛ (законом 488-ФЗ такие поправки внесены в закон об ООО).

В этой связи также сообщалось, что представителям юрлиц, исключенных из ЕГРЮЛ, не выдаются справки о состоянии расчетов по налогам.

Письмо от 12 июля 2017 г. N ЕД-4-18/13479@ ФНС составила в дополнение к указанным разъяснениям. Все они стали доступны общественности на днях. В письме говорится, что если в отношении недействующего юрлица, отвечающего признакам банкротства, принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, УФНС по субъекту РФ или ИФНС проводят повторный анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, перечисленных выше.

Анализ такой возможности проводится также при выявлении соответствующей информации по результатам проверок контрагентов указанного лица и (или) аффилированных с ним лиц, при поступлении информации от правоохранительных и иных органов, третьих лиц, а также при получении информации иным способом, если она позволяет с минимально необходимой степенью достоверности предположить возможность привлечения к субсидиарной ответственности.

Вышестоящий налоговый орган (по собственной инициативе или по представлению ИФНС) отменяет ранее принятое решение о признании недоимок (не погашенных из-за недостаточности имущества) безнадежными к взысканию и об их списании, если выявлена возможность погашения долга фирмы, то есть если установлены:

  • правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности;
  • контролирующее должника лицо;
  • возможность фактического исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.

До 1 сентября текущего года УФНС должны были провести анализ наличия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности в отношении всех недействующих юрлиц, по которым были приняты решения об исключении из ЕГРЮЛ и в отношении которых имелись основания для начала производства по делу о банкротстве.

В отношении ООО, задолженность которых превышает 10 млн рублей (50 млн для Москвы и Санкт-Петербурга), заключения о невозможности привлечения к субсидиарной ответственности либо проект заявления о привлечении управления должны были направить в ФНС до 15.09.2017.

29 ноября 2017 г.


Утверждена форма документа, подтверждающего статус налогового резидента России

Ведомственный приказ ФНС России формализует процедуру подтверждения статуса налогового резидента России для юрлиц и ИП, иностранных граждан, временно пребывающих, а также временно и постоянно проживающих на территории страны, и граждан России (приказ ФНС России от 7 ноября 2017 г. № ММВ-7-17/837@ "Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе"). Наличие такого документа будет свидетельствовать, что лицо имеет существенную связь с государством и облагается в нем налогами. Данный документ может использоваться в различных случаях, в том числе для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Нововведение связано с новой обязанностью налоговиков представлять по заявлению налогоплательщиков документ, подтверждающий статус налогового резидента России. Эта обязанность действует с 1 июля текущего года (подп. 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

Так, в заявлении о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента России, заявителю – организации или физлицу нужно будет указать в том числе ИНН, наименование организации, ФИО физлица, как являющегося ИП, так и не зарегистрированного в этом качестве, год, за который необходим документ, числовой код государства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, в компетентный орган или иному лицу которого будет представлено подтверждение российского резидентства. Также необходимо указать цель получения документа: применение двустороннего международного договора об избежании двойного налогообложения либо "иное", сведения о документе, удостоверяющем личность физлица, сведения о времени его пребывания на территории России и т. д.

Добавим, что заявление может быть направлено в налоговый орган как на бумажном носителе лично или по почте, так и в электронной форме через официальный сайт ФНС России. Срок его рассмотрения составляет 40 календарных дней со дня поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Документ, подтверждающий статус российского налогового резидента, выдается за один календарный год, предшествующий дню представления заявления или текущий год. Для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения подтверждение налогового резидентства выдается по каждому источнику дохода и объекту имущества. Такой документ оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в формате PDF. Кроме того его подлинность может быть проверена на сайте ФНС России путем ввода специального проверочного кода.

Указанный приказ ФНС России начинает действовать с 9 декабря 2017 года.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физлица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ на морских месторождениях углеводородного сырья. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов госвласти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы России, признаются налоговыми резидентами России независимо от фактического времени нахождения в России (п. 2-3 ст. 207 НК РФ).

29 ноября 2017 г.


Уже действуют новые основания для привлечения к субсидиарной ответственности

В недавно обнародованном письме от 27 июня 2017 г. N СА-4-18/12244@ ФНС сообщила, что с 28.06.2017 вступили в силу отдельные положения федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ (которым было принято, в частности, исключение из ЕГРЮЛ фирм, которые не исправляют фальшивые сведения). Упомянутые ФНС новые нормы имеют отношение к представлению налоговыми органами интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве.

Появилась, в частности, возможность привлечения к субсидиарной ответственности:

  • лица, уполномоченного выступать от имени ООО, членов коллегиальных органов ООО и лиц, определяющих действия ООО, если ООО исключено из ЕГРЮЛ (поправки внесены в закон об ООО);
  • за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о признании его несостоятельным (банкротом) после возврата такого заявления арбитражным судом или прекращения производства по делу о банкротстве из-за отсутствия средств на проведение банкротства (поправки внесены в закон о банкротстве).

ФНС осветила и некоторые другие новшества.

Служба также отметила, что проекты заявлений (исковых заявлений) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков подлежат обязательному согласованию с центральным аппаратом ФНС России. Согласование проектов заявлений о привлечении к ответственности по всем основаниям, введенным в статью 10 закона о банкротстве законом N 488-ФЗ, относится также к компетенции ФНС России.

28 ноября 2017 г.


Перечень случаев, в которых применяется нулевая ставка НДС, будет расширен

Новая редакция п. 1 ст. 164 Налогового кодекса позволит производить налогообложение по ставке 0% не только в случае реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, но и при реэкспорте товаров (Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Так, нулевая ставка НДС будет применяться на основании заявления налогоплательщика в том числе при реализации товаров:

  • вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и товаров (продуктов переработки, отходов и остатков), полученных в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и товаров, изготовленных из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

Кроме этого, возможность применения указанной налоговой ставки по НДС при оказании услуг по предоставлению железнодорожного состава для международной перевозки товаров или перевозки экспортируемых товаров предоставлена лицам, не являющимся собственниками или арендаторами подвижного состава. Соответствующие поправки внесены в абз. 4 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Указанные изменения вступят в силу 28 декабря 2017 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

28 ноября 2017 г.


Подписан президентом и опубликован обширный блок важных налоговых поправок

Взносы с ИП будут отвязаны от МРОТ. Стартует эксперимент по переложению уплаты НДС на покупателя. Соблюдение "правила 5%" больше не будет освобождать от раздельного учета входящего НДС. Устанавливается, чем подтвердить вычет по "налогу на Google". Отложить на полгода начисление пеней на "кадастровый" налог физлиц власти регионов смогут еще два раза. Упразднено два повышающих коэффициента к транспортному налогу. Общеустановленная льгота по налогу на "движку" канет в лету. Вводится инвестиционный налоговый вычет для организаций.

Официально опубликован подписанный президентом федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ о внесении изменений в части первую и вторую НК и отдельные законодательные акты РФ.

Налоговое бремя ИП перестанет зависеть от слов "фиксированный размер взносов", а сами взносы – от МРОТ. Объектом обложения взносами "за себя" для ИП станет факт ведения предпринимательской деятельности. При этом устанавливается фиксированный размер взносов на ОПС, не связанный с МРОТ, для тех, чей доход менее 300 тысяч. Эта величина сразу проиндексирована на три года вперед: на 2018 год она составит 26 545 рублей в год, на 2019 – 29 354, на 2020 – 32 448 рублей в год. Для тех, кто получает больше трехсот тысяч, к указанным величинам прибавляется 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей в год. При этом взносы не могут превысить соответствующую фиксированную сумму, умноженную на 8. Взносы на ОМС будут равны 5840 рублей в 2018 году, 6884 – в 2019 году и 8426 рублей в 2020 году.

Убрано слово "фиксированном" из первого абзаца подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК, и к фиксированному размеру будет относиться только 26 545 рублей (и соответствующие суммы в следующих годах) без 1%. Это же слово убрано из норм об уменьшении налогов при УСН "доходы" и при ЕНВД. Так что предприниматели и впредь смогут уменьшать эти налоги на всю сумму взносов. Кроме того, отдельно будет оговорено, что 50%-ный предел уменьшения налога по УСН "доходы" на взносы, на пособия (и так далее) не касается ИП без работников. Аналогичные поправки вносятся и в соответствующие нормы по ЕНВД.

Стартует эксперимент по переложению уплаты НДС на покупателя. Это коснется таких сфер, как реализация лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождены от НДС) и реализация сырых шкур животных и вторичного алюминия и его сплавов. Покупатели таких товаров (за исключением физлиц-не ИП) будут считаться налоговыми агентами. Продавец будет выставлять счет-фактуру, не указывая в нем НДС и проставляя отметку о том, что НДС исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре налоговый агент – покупатель – сможет принимать НДС к вычету, это касается и предоплаты. Если продавец таких товаров не является плательщиком НДС, то в договоре и первичном документе (накладной или акте) он должен проставить отметку "Без НДС". Если такая отметка оказалась дезинформацией, то в дальнейшем НДС будет платить сам продавец, а не покупатель-налоговый агент.

Корректируется "правило 5%" – для налоговых периодов, в которых расходы на необлагаемые НДС операции менее 5% в общем объеме расходов. Небольшая рокировка ссылок на нормы, и у таких налогоплательщиков появится необходимость ведения раздельного учета. Тем не менее, им по-прежнему не надо будет соблюдать пропорцию для учета входящего НДС в вычетах и расходах. При соблюдении указанного правила можно будет принимать к вычету весь НДС по приобретениям, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций (сейчас к вычету в рамках "правила 5%" принимаются "все суммы налога, предъявленные ... в указанном налоговом периоде").

Кроме того, предусмотрены изменения в федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ, которым были установлены льготы по НДС авиаперевозчикам и пригородному ж/д сообщению. Согласно действующим нормам положения подпункта 6 пункта 2 статьи 164 НК (о 10%-ной ставке НДС с услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, за исключением перелетов в Крым, в отношении которых действует ставка 0%) применяются по 31 декабря 2017 года включительно. Теперь эта норма продлевается до 31 декабря 2020 года включительно.

При приобретении товаров, работ, услуг, в том числе ОС и НМА, за счет бюджетных средств НДС к вычету приниматься не будет. Оговаривается порядок учета в расходах таких сумм и восстановления НДС, если субсидии выданы для возмещения уже понесенных расходов с НДС.

Вводятся условия принятия к вычету НДС, являющегося "налогом на Google". Будет нужен договор или расчетный документ с выделением НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации, а также подтверждение оплаты с НДС. Корректируется также ряд других норм о "налоге на Google".

В настоящее время согласно пункту 3 статьи 44 НК за счет наследственного имущества погашаются долги умершего физлица по транспортному и всем местным налогам, к которым с не очень давних пор относится и торговый сбор. Поправками торговый сбор исключен из тех долгов, которые должны платить наследники. Таким образом, за ними остается обязанность уплатить лишь имущественные налоги покойного (транспортный, земельный и налог на имущество физлиц).

Согласно нынешней редакции пункта 4.1 статьи 75 НК власти региона, где введен "кадастровый" налог на имущество физлиц, могли на полгода сдвинуть начало начисления пеней по налогу за 2015 год (налог надо было уплачивать до 1 октября 2016 года, а в случае просрочки пени в некоторых регионах начислялись только с 1 мая 2017 года). Согласно новой редакции такое послабление сохраняется еще на два года. То есть по налогу за 2016 год (крайний срок уплаты которого теперь – 1 декабря текущего года) пени будут начисляться только с 1 июля 2018 года, а за 2017 год – с 1 июля 2019 года при наличии соответствующего волеизъявления региональных властей.

От НДФЛ будет освобождена компенсация из бюджета части первоначального взноса по автокредиту, оформляемому в порядке, утвержденном правительством.

При реализации физлицом ранее приобретенных ценных бумаг в расходах учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении этих ценных бумаг, и сумма уплаченного налога (абзац 9 пункта 13 статьи 214.1 НК). Согласно поправкам сумма налога учитываться теперь не будет.

Сейчас согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 НК одним из моментов фактического получения физлицом налогооблагаемого дохода является дата списания безнадежного долга физлица с баланса организации. После вступления закона в силу это будет касаться лишь организаций, взаимозависимых по отношению к налогоплательщику-физлицу.

Если реорганизуемая организация – налоговый агент по НДФЛ не представила справки 2-НДФЛ, расчет 6-НДФЛ или приложение № 2 к декларации по налогу на прибыль, то отчитаться должны будут правопреемники. Расширяется перечень ошибок, в случае которых расчет по взносам считается непредставленным.

Уточняется порядок признания дебиторки сомнительным долгом при наличии встречной кредиторки - если есть долги перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения, то уменьшение таких дебиторок на кредиторку производится начиная с первой по времени возникновения. К безнадежным долгам, помимо предусмотренных сейчас, можно будет относить долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов по закону о банкротстве.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие смены его характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади) будет учитываться со дня внесения в ЕГРН новых сведений.

Упразднено два повышающих коэффициента к транспортному налогу (1,3 и 1,5 – для двухлеток и совсем свежих автомобилей от 3 до 5 млн рублей), и для этой ценовой категории остается только один коэффициент – 1,1, который будет актуален для агрегатов не старше трех лет.

Общеустановленная льгота по налогу на "движку" канет в лету, однако федеральные власти задали регионам на 2018 год "потолок" налоговой ставки – 1,1%.

Обновляется список видов деятельности, по которым при применении УСН положены льготные тарифы взносов, по-видимому, приводится в соответствие с формулировками нового ОКВЭД. При этом перечень расширен с 39 видов деятельности до 61.

Сделки с взаимозависимым лицом, применяющим инвестиционный вычет (новую альтернативу амортизации), будут контролируемыми при сумме доходов по сделкам от 60 млн.

Таблица со ставками акцизов на 2018, 2019, 2020 годы излагается в новой редакции.

28 ноября 2017 г.


Форму налоговой декларации, подаваемой при импорте из стран Таможенного союза, планируется отменить

Минфин России планирует отменить приказ Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н и утвержденные этим документом форму налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию России с территории государств – членов таможенного союза и порядок ее заполнения. Необходимость этого шага продиктована принятием в сентябре текущего года приказа Минфина России от 27 сентября 2017 г. № СА-7-3/765@, которым вводится новая форма и формат представления налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров с территории государств – членов ЕАЭС, а также порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме. Новый приказ был зарегистрирован в Минюсте России 19 октября и начнет действовать с 20 декабря.

Изменения затронут налогоплательщиков, являющихся собственниками товаров, импортируемых на территорию России с территорий государств – членов ЕАЭС, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. Напомним, в новой форме декларации были произведены некоторые изменения. В частности, были изменены штрих-коды страниц, на титульном листе изменен набор полей для заполнения, во всех разделах в стр. 010 код по ОКАТО заменен на код по ОКТМО и т. д.

Публичное обсуждение проекта ведомственного приказа продлится до 30 декабря.

27 ноября 2017 г.


Общественники поддержали ряд законодательных мер по совершенствованию налогового администрирования

В августе текущего года в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается пересмотреть подходы к мероприятиям налогового контроля. Пока документ готовится к первому чтению (дата его проведения еще не определена), общественники провели "нулевые чтения" по нему. В целом представители ОП РФ поддержали проектируемые меры, но реализация некоторых из них на практике, по мнению экспертов, может оказаться сложной.

Новый срок камеральной налоговой проверки

В первую очередь это касается инициативы сократить срок камеральной налоговой проверки до одного месяца. Сегодня она, напомним, по общему правилу проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса). Саму идею сократить срок проверки общественники посчитали своевременной и оправданной. Однако, как указано в рабочих тезисах к "нулевым чтениям" (находятся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), сокращение сроков налоговой проверки в ряде случаев может отразиться на эффективности мероприятий налогового контроля. Общественники также не исключают, что такая мера создаст дополнительную нагрузку для сотрудников налоговых органов.

Одним из компромиссных решений в данной ситуации, по мнению руководителя аналитической службы ООО "Пепеляев групп" Вадима Зарипова, может стать установление увеличенных сроков для некоторых видов проверок, в частности, в отношении НДС. Чтобы определить, какие еще исключения можно ввести, эксперты предложили уточнить позицию непосредственно ФНС России. Также, по словам руководителя проектов Фирмы 1С Ирины Баймаковой, возможно поэтапное снижение сроков проверки.

Однако некоторые участники обсуждения предположили, что установление исключений из правила о месячном сроке проверки снизит эффективность возможного нововведения. По прогнозам руководителя проекта по таможенному администрированию АО "Российской экспортный центр" Ирины Кашириной, правило об исключении будет срабатывать в 90% случаях. Поскольку налоговые органы могут заявить, что для камеральной проверки им недостаточно одного месяца. Главный бухгалтер АО "МЕТАКЛЭЙ" Игорь Щекотихин в связи с этим высказал мнение, что из правила о месячном сроке проверки не должно быть исключений – такая мера простимулирует работу налоговых органов и позволит оперативно проводить проверки.

Акт о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля как новый институт

Другое значимое положение законопроекта – введение обязанности налогового органа составлять акт о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, а также направлять его с приложениями налогоплательщику. Представители ОП РФ считают, что данная мера позволит устранить существующий сегодня пробел, когда обязанность направлять налогоплательщикам результаты дополнительных мероприятий прямо не предусмотрена, а суды указывают, что у налоговых органов она есть. Однако и здесь не обошлось без замечаний – общественники посчитали избыточным установление обязанности налоговых органов направлять не только акт, но и материалы, полученные в результате дополнительных контрольных мероприятий. В этом случае может опять-таки возникнуть лишняя нагрузка на инспекторов, считают эксперты. Также они назвали не вполне обоснованным исключение юридических лиц из предлагаемого правила. По мнению членов ОП РФ, акт налоговой проверки должен направляться по месту жительства физлица, а также по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения.

Свои замечания к проекту в этой части высказало и правовое управление Комитета Госдумы по бюджету и налогам – его заключение размещено на официальном сайте Госдумы. Согласно проектируемому п. 6.2. ст. 101 НК РФ, акт о проведенных дополнительных мероприятиях будет вручаться проверяемому лицу в течение 5 дней. Но сегодня установлено, что проверяемое лицо вправе представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий в течение 10 дней со дня истечения срока их проведения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). То есть, по мнению представителей управления, нарушится последовательность действий налогоплательщика, так как составление акта должно предшествовать представлению возражений. Кроме того, в заключении правового управления указано, что в связи с введением института акта о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в НК РФ также следует раскрыть основные положения, касающиеся оформления результатов проведения дополнительных мероприятий: содержание акта, порядок составления и утверждение его формы.

Повышенные пороги для некоторых контролируемых сделок

Законопроектом предлагается установить, что контролируемыми сделками должны считаться те, которые совершены между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, жительства либо налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 3 млрд руб. Сегодня эта сумма равна 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Как ожидают авторы инициативы, группа депутатов Госдумы, сокращение перечня внутрироссийских сделок, подлежащих налоговому контролю за счет повышения порога снизит издержки налогоплательщиков. Общественники согласились с этим и в то же время высказали опасения, что территориальные налоговые инспекции могут установить дополнительные меры контроля сделок, выпадающих из перечня контролируемых в рамках поправки. Поэтому они считают необходимым принять меры, направленные на пресечение подобных действий.

Также в проекте документа предполагается повышение порога и для сделок между взаимозависимыми лицами с иностранным участием. В соответствии с законопроектом, сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации, жительства или налогового резидентства одной из них не является Российская Федерации, признаются контролируемыми, когда сумма доходов за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. По мнению разработчиков законопроекта, такая мера повысит эффективность контроля со стороны налоговых органов и снизит издержки бизнеса. Но общественники посчитали этот порог недостаточным и предложили повысить его до 100 млн руб. Они указали, что предлагаемая в проекте сумма не исключает образование административных барьеров, особенно в рамках деятельности инновационных предприятий.

В целом, по оценке экспертов, предлагаемые изменения не направлены на фундаментальное совершенствование системы налогообложения и смогут повлечь лишь отдельные улучшения механизма налогового контроля. Однако основную идею совершенствования налогового администрирования они поддержали – с учетом необходимости и дальше проводить работу в данном направлении.

24 ноября 2017 г.


Как проверять контрагента, пока данные, переставшие быть налоговой тайной, не опубликованы

В письме от 25 октября 2017 г. N 03-02-07/1/69794 Минфин напомнил, что любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, кроме указанных в пункте 1 статьи 102 НК, составляют налоговую тайну. К ней относятся и сведения о контрагентах налогоплательщиков.

Сведения, указанные в пункте 1.1 статьи 102 НК, подлежащие размещению на сайте ФНС, по запросам юрлиц не предоставляются. Напомним, что первое размещение на сайте ФНС наборов открытых данных, переставших быть налоговой тайной еще в июне 2016 года, запланировано только на 1 июня 2018 года. Таким образом, со сведениями о контрагентах, которые могут быть доступны в силу закона, налогоплательщики нигде не могут ознакомиться в течение двух лет.

Минфин рекомендует исследовать определенные признаки, в частности, отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и так далее.

Такие признаки свидетельствует о высокой вероятности того, что налоговики сочтут подобного контрагента проблемным, а сделки, совершенные с ним, сомнительными.

Кроме того, на сайте ФНС размещены интернет-сервисы "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес" (в том числе сведения, опубликованные в вестнике госрегистрации о принятых решениях о предстоящем исключении юрлиц из ЕГРЮЛ как недействующих); поиск в реестре дисквалифицированных лиц; перечень юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, а также адресов "массовой" регистрации.

23 ноября 2017 г.


В КоАП и УК предложено внести новые статьи о штрафах за аудиторские нарушения

На общественное обсуждение вынесен законопроект, которым власти предлагают дополнить КоАП новой статьей 14.65 – о нарушении законодательства РФ, регулирующего аудиторскую деятельность.

Неправомерное использование организацией в своем наименовании слова «аудиторская», а также производных слов от слова «аудит» должностным лицам будет стоить от 10 до 20 тысяч рублей; юрлицам – 20-50 тысяч рублей.

Выдача документа по результатам оказания аудиторской услуги лицом, не имеющим право на ведение аудиторской деятельности, а равно лицом, не соответствующим требованиям закона об аудиторской деятельности будет грозить штрафом должностным лицам 10-20 тысяч рублей; ИП – 20-40 тысяч рублей; юрлицам 50-100 тысяч рублей.

В такие же суммы обойдется пренебрежение требованиями к хранению документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет; невыполнение требований независимости; неинформирование учредителей (участников) аудируемого лица либо его руководителя о ставших известными аудитору случаях коррупционных или "антиотмывочных" нарушений; несообщение тех же фактов уполномоченным органам.

Неправомерное разглашение аудиторской тайны будет стоить дороже: должностным лицам – от 20 до 40 тысяч рублей; ИП – 40-100; юрлицам – 100-300 тысяч рублей.

Выдача аудиторского заключения, которое впоследствии признано судом заведомо ложным, будет влечь наложение штрафа на юрлиц от 100 до 500 тысяч рублей.

Однако разработчику (Минфину) этого показалось мало, и следом на обуждение поступил другой проект – о внесении изменений в УК и УПК. Согласно новой статье 202.1 УК "Заведомо ложное аудиторское заключение" (которую могут ввести) за подписание аудиторского заключения, которое впоследствии было представлено аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг, и признано судом заведомо ложным, физлицу будет грозить штраф от 100 до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты (дохода) осужденного за год или два, либо принудительные работы до трех лет с лишением права на работу до трех лет или без такового, либо отсидка до трех лет с отстранением от деятельности.

23 ноября 2017 г.


ЦБ развел очередную активность в сфере бухучета некредитных финансовых организаций

ЦБ выпустил несколько положений, одно указание и ряд разъяснений, касающихся бухучета и отчетности НФО.

Это положения о формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и порядке группировки счетов бухучета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • от 25.10.2017 N 614-П – для микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов;
  • от 25.10.2017 N 613-П – для отдельных НФО, которые не обязаны представлять свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность широкому кругу пользователей. Как сообщает "КонсультантПлюс", это некредитные финансовые организации, акции которых или долговые ценные бумаги которых не обращаются на открытом рынке, и которые не находятся в процессе выпуска таких ценных бумаг. НФО, применяющие это положение, не применяют положение Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П - отраслевой стандарт бухучета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг…";
  • а также положение от 25.10.2017 N 612-П о порядке отражения на счетах бухучета объектов бухучета НФО. Это положение также распространяется на НФО, которые не обязаны представлять отчетность широкому кругу. Это, в частности, микрокредитные компании, ломбарды, кредитные рейтинговые агентства и другие.

Указанием от 25.09.2017 N 4541-У Банк Росии внес изменения в свое положение от 2 сентября 2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухучета доходов, расходов и прочего совокупного дохода НФО". Уточнен порядок формирования информации.

Все перечисленные выше документы пока еще не прошли регистрацию в Минюсте.

Кроме того, 20 ноября 2017 года ЦБ провел среди НФО разъяснительную работу на темы:

  • о применении положения от 22.09.2015 N 492-П – отраслевого стандарта бухучета ОС, НМА, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество. Приведены необходимые бухгалтерские записи, примеры уценки ОС, их переоценки и другое;
  • о применении положения от 01.10.2015 N 493-П "Отраслевой стандарт бухучета НФО операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада". Разъяснения коснулись списания размещенного банковского вклада, задолженность по которому признана безнадежной; отражения на счетах учета ценных бумаг, принятых в обеспечение по предоставленным займам; списания банковского вклада (депозита) при отзыве лицензии у банка и других вопросов;
  • о применении положения от 18.11.2015 N 505-П об отраслевом стандарте бухучета операций, связанных с реализацией договора доверительного управления имуществом;
  • о применении положения от 03.12.2015 N 508-П об отраслевом стандарте бухучета резервов – оценочных обязательств и условных обязательств;
  • о применении положения от 28.12.2015 N 523-П – отраслевого стандарта порядка исправления ошибок в бухучете и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • о применении положения от 02.09.2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций". Рассмотрен ряд узких вопросов;
  • о применении положения от 04.09.2015 N 489-П об отраслевом стандарте бухучета вознаграждений работникам.

23 ноября 2017 г.


Разрабатывается образец запроса в адрес юрлиц о представлении информации о бенефициарных владельцах

ФНС России начала подготовку ведомственного акта, которым планируется утвердить образец запроса налоговиков в адрес юрлиц о представлении документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ). Речь идет о запросе налогового органа на бумажном носителе, а также о структуре и формате запроса в электронной форме.

Отметим, что в настоящее время отсутствуют образцы такого рода запросов, что не позволяет налоговым органам направлять в электронной форме по ТКС запросы юрлицам и, соответственно, получать от них информацию.

Напомним, что запросы ФНС в адрес юрлиц регламентируются п. 9 Правил представления юрлицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Законом № 115-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31 июля 2017 г. № 913, п. 6 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

22 ноября 2017 г.


В проверки аудиторов включилось АСВ

Внешний контроль качества работы аудиторов лопнувших банков Федеральное казначейство (ФК) проводит по новой схеме. Проверяющие запрашивают в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) документы из банков и сопоставляют их с полученной от аудиторов информацией. Аудиторы связывают новацию с грядущей сменой регулятора и опасаются необъективности.

Как сообщили “Ъ” несколько источников, близких к ФК и АСВ, при внешнем контроле качества работы аудиторов (ВККР) проверяющие из казначейства стали активно использовать информацию и документы, полученные от агентства по интересующему их банку, оставшемуся без лицензии. АСВ осуществляет процедуры ликвидации и банкротства банков и располагает обширными сведениями. Сопоставляя полученную информацию, проверяющие из ФК выносят собственное мотивированное суждение. В АСВ отказались от комментариев, в ФК не ответили на запрос “Ъ”.

Аудиторы, недавно прошедшие ВККР, подтвердили указанные изменения. «Ранее при ВККР казначейством проверялось исполнение аудитором законов и соответствие стандартам,— отмечает вице-президент ФБК Алексей Терехов.— Сейчас же у ФК появился интерес обоснованности мотивированного суждения аудитора». По словам замглавы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, контроль качества ушел от поверхностной оценки форм документов к рассмотрению собранных аудиторских доказательств. «Проверяющие сравнивали документы аудиторов с собственными данными и, безусловно, обладали дополнительной информацией о деятельности проверенного аудитором банка»,— рассказала госпожа Борзова.

Эксперты уверены, что столь тесное взаимодействие ФК и АСВ связано с грядущей сменой регулятора с Минфина на ЦБ. «Думаю, многие специалисты из ФК планируют перейти на работу в ЦБ, который неоднократно заявлял о необходимости повышения качества работы именно банковских аудиторов, потому и проявляют повышенное рвение»,— отметил собеседник “Ъ” в крупной аудиторской компании. По словам главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, интерес в предоставлении информации АСВ понятен: когда аудитор выдает «липовое заключение», за которым вскоре следует отзыв лицензии, то вкладчикам банков платит АСВ.

Рынок считает подобный подход скорее злом. «Если смотреть с точки зрения государства, то всесторонняя информация позволяет проверяющим занять более обоснованную позицию,— отмечает партнер KPMG Кирилл Алтухов.— Однако если же будут расхождения между документами аудитора и имеющимися в ФК, то придется доказывать, что аудитор не был осведомлен о наличии спорных документов». По словам руководителя комиссии по контролю качества СРО ААС Надежды Кобозевой, при проверках ФК исходит из имеющихся на сегодняшний день информации и документов, в то время как аудитор мог не располагать этими документами на момент выдачи заключения и не мог предвидеть отзыв лицензии. «При проверках ВККР важно, было ли нарушение со стороны аудитора, а не то, что случилось с проверенной им организацией потом,— отметил господин Терехов.— В противном случае надзор за аудитом может превратиться в тотальный контроль, что мы уже можем наблюдать на банковском рынке».

При этом аудиторы уверены, что это лишь начало ужесточений контроля их деятельности. ЦБ обладает еще большей информацией, чем АСВ, в итоге неизбежно при проверках будет использоваться весь массив данных, большинство из которых аудиторам просто недоступны. «Если сейчас ФК сверяет документы аудиторов с полученными из АСВ, то ЦБ в качестве надзорного органа будет добиваться полного сближения документов банковского и аудиторского надзора, что вызовет конфликт интересов»,— отмечает собеседник “Ъ” из крупной аудиторской компании.

В ЦБ этих опасений не разделяют. «Банк России имеет достаточный опыт, чтобы не допустить возникновения конфликта интересов после получения Центробанком полномочий по регулированию сферы аудиторов»,— сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Вчера в ЦБ на запрос “Ъ” относительно нового порядка проверок аудиторов не ответили.

22 ноября 2017 г.


Ошибки в первичке исправляются не ее заменой, а заверенной надписью

В письме от 23 октября 2017 г. № 03-03-10/69280 Минфин указал, что законом 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлены требования к оформлению исправления в первичном учетном документе.

Данным законом не предусмотрена замена ранее принятого к бухучету первичного учетного документа на новый в случае обнаружения ошибок в первоначальном документе.

Напомним, что согласно пункту 7 статьи 9 закона о бухучете в первичке допускаются исправления, если иное не установлено законодательством. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

22 ноября 2017 г.


ФНС освободит некоторые виды бизнеса от применения касс

Федеральная налоговая служба (ФНС) откажется от обязательного применения контрольно-кассовой техники для отдельных видов деятельности с низким риском неуплаты налогов, сообщил глава ведомства Михаил Мишустин.

"Там, где мы видим не особо большой риск того, что не будет уплата налогов произведена, возможно, не стоит применять ККТ", — сказал Мишустин журналистам по итогам коллегии ФНС. Он отметил, что обсуждал этот вопрос с президентом РФ Владимиром Путиным в понедельник. Мишустин был не готов назвать конкретные виды деятельности, которые будут освобождены от применения ККТ, поскольку это ещё только предстоит обсудить с бизнес-сообществом.

При этом он подчеркнул, что речь не идёт о торговле.

"Здесь исключений делаться не будет", — сказал он.

Замминистра финансов России Илья Трунин позже пояснил журналистам, что речь может идти о предпринимателях, которые не привлекают наёмных работников, и оказывают, например, бытовые услуги населению.

Российские предприниматели в сфере торговли с 1 июля 2017 года обязаны применять новые ККТ, которые в режиме реального времени передают в налоговую службу информацию о совершенных покупках. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), а также ИП, применяющие патентную систему налогообложения, обязаны с 1 июля 2018 года применять новую ККТ, осуществляющую передачу в налоговые органы фискальных данных в режиме реального времени.

21 ноября 2017 г.


ФНС готовит изменения в титульный лист формы 6-НДФЛ и в порядок его заполнения

На общественное обсуждение вынесен проект поправок к приказу ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@, которым утверждена форма 6-НДФЛ.

В форме меняется титульный лист и штрих-код 15201027. Изменения вносятся также в порядок заполнения расчета и в его электронный формат.

Будет оговорено, что крупнейшие налогоплательщики указывают ИНН и КПП по месту нахождения организации согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП – «01»).

Организации-правопреемники будут представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет за последний период представления и уточненные расчеты за реорганизованную организацию с указанием в титульном листе кода «215» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)», а в верхней его части – ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «налоговый агент» будет указываться наименование реорганизованной организации или ее обособленного подразделения.

В реквизите «ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)» будут указываться, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения или по месту нахождения обособленных подразделений реорганизованной организации.

Появится новое приложение № 4 к порядку заполнения 6-НДФЛ с кодами форм реорганизации и ликвидации организации (обособленного подразделения).

Если расчет сдается не за реорганизованную организацию, то по реквизиту «ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)» надо будет ставить прочерки.

21 ноября 2017 г.


Утверждены проверочные листы для плановых проверок со стороны трудинспекций

Приказом от 10.11.2017 N 655 Роструд утвердил формы 107 проверочных листов (списков контрольных вопросов) для использования при плановых проверках работодателей трудинспекциями. Приказ вступит в силу с 1 января 2018 года.

Каждый проверочный лист посвящен отдельной теме, например, первый лист – проверке правильности оформления приема на работу. Второй – проверке соблюдения требований к содержанию трудового договора, третий и четверый – по правильности соответственно изменения и расторжения трудового договора.

Чек-листы оформлены в виде таблиц, в первой графе которые изложены требования, во второй – соответствующие им нормы, а инспекторы в ходе проверок должны проставить "галочки" в графах "да" (если требование соблюдено), "нет" или " не относится". Чек-листы будут прилагаться к актам проверок, проведенных путем такого анкетирования.

21 ноября 2017 г.


С 2018 года у налоговиков может появиться больше причин не принять расчет по взносам

Депутаты приняли проект с такой поправкой в третьем чтении.

Чтобы сдать отчетность без проблем, нужно будет избежать ошибок в следующих графах раздела 3:

  • 210 - сумма выплат и иных вознаграждений за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
  • 220 - база для исчисления пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
  • 240 - сумма исчисленных пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
  • 250 - итоги по графам 210, 220 и 240;
  • 280 - база для исчисления пенсионных взносов по доптарифу за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
  • 290 - сумма исчисленных пенсионных взносов по доптарифу за эти же месяцы;
  • 300 - итоги по графам 280, 290.

Cуммарные данные в перечисленных строках по всем физлицам должны соответствовать сводным данным в подразделах 1.1 и 1.3.

Те соотношения, которые нужно применять сейчас, сохранятся.

Документ: Проект Федерального закона N 274631-7. Принят в третьем чтении 16 ноября 2017 года

21 ноября 2017 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты