Юристы сообщили о закрытии банками Кипра счетов компаний из офшоров
ЦБ Кипра предписал местным банкам закрывать счета офшорных компаний, не ведущих реальной деятельности, рассказали юристы. Новые требования к открытию счетов включают полное обоснование источников денег конечных бенефициаров.
Несколько кипрских банков 1 июня получили официальный циркуляр Центрального банка Кипра, предписывающий закрыть счета всех офшорных компаний, то есть компаний-пустышек, учрежденных в офшорных низконалоговых юрисдикциях, таких как Сейшелы, Белиз или Британские Виргинские острова, рассказал РБК юрист Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group (консультирует клиентов, в том числе российских, по вопросам налогообложения и структурирования бизнеса в иностранных юрисдикциях). О том, что такой документ местный ЦБ разослал нескольким банкам Кипра, слышал и собеседник РБК из международной юридической компании.
По данным Захарова, банки начнут закрывать счета офшорных компаний уже в понедельник, 4 июня. РБК направил запрос в Центробанк Кипра, но в субботу не получил ответа.
Как отметил Захаров, который ссылается на выдержки из циркуляра, теперь для открытия счетов в банках Кипра нужно будет соблюдать новые требования, которые будут распространяться и на кипрские компании, и на иностранные компании, и на физических лиц. Эти требования приводит финансовый Telegram-канал Fun&Profit: так, для кипрских компаний счета открываются при предоставлении полного комплекта информации о клиенте (правила Know Your Customer) в отношении конечного бенефициарного владельца, включая обоснование источника доходов и благосостояния. Банк вправе потребовать паспортные копии, налоговый номер, банковские и профессиональные рекомендательные письма, выписки по НДФЛ, по счетам в других банках, а также ссылки на публичные источники в отношении деятельности и биографии. Банки будут открывать счета преимущественно компаниям с «присутствием на Кипре» (с реально действующими офисами).
Что касается иностранных компаний, то кипрские банки будут открывать для них счета только при условии одновременного выполнения следующих критериев: компания должна вести бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее банку, она должна иметь активы, такие как инвестиции в акции или иные ценные бумаги (а например, соглашения на оказание услуг или дебиторская задолженность не являются активами), и компания должна быть аффилирована с кипрской компанией, у которой есть счета в данном банке.
По стопам Латвии, под давлением США
Таким образом, Кипр, который традиционно был самым популярным направлением для российских денег, идет по стопам Латвии, где правительство минувшей весной решило запретить своим банкам обслуживать счета офшорных компаний. Это произошло под давлением Минфина США, писал РБК. В начале мая представители Минфина США приехали на Кипр: помощник главы ведомства по вопросам борьбы с терроризмом Маршалл Биллингсли встретился с руководством кипрского ЦБ. После визита ЦБ Кипра собрал руководство банков, говорят собеседники РБК. На этой встрече банкам Кипра было рекомендовано обратить пристальное внимание на счета российских лиц и компаний, включенных в санкционные списки США и ЕС, и принять меры в их отношении, знает руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов.
Но давление со стороны банков Кипра может касаться любых российских лиц, даже тех, кто не связан с санкциями, — в первую очередь тех, кто не может предоставить необходимые источники происхождения средств, говорит руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. Текущая ситуация — это начинающийся процесс очищения Кипра от серых денег из России, теперь придется иметь иностранные компании только для реальной деятельности и открывать счет на территории той страны, где реально она ведется, говорит Семеняка.
Она приводит пример: есть компания, которая зарегистрирована в Англии, у нее два акционера из России, но работает она и с кипрскими клиентами — при открытии счета на Кипре банк отказал по причине того, что компания не ведет реальную деятельность на территории Кипра. «Они хотели открыть счет на Кипре, чтобы клиентам было удобно делать расчеты. На что кипрский банк сказал, что если компания не будет полноценно вести бизнес на Кипре, если у нее реально не будут на Кипре сидеть сотрудники и оказывать услуги, то счет открыт не будет», — рассказывает Семеняка.
Сейчас в банках Кипра происходит «жесточайшее закручивание гаек» на тему комплаенса, которое прежде всего относится к российским деньгам, добавляет президент инвестгруппы «Московские партнеры» Евгений Коган. После того как компании объективно не могут предоставить ответы на огромное количество запросов даже при белых деньгах, счет могут закрыть или заморозить, утверждает он: по сути, это «геноцид российских счетов».
4 июня 2018 г.
Предоплата получена более трех лет назад: можно ли принять НДС к вычету
Если вы оказываете услуги в счет «очень старой» предоплаты, то можете применить вычет, разъяснил Минфин. Вы вправе это сделать, даже если оказали услуги по истечении трех лет после получения предоплаты. Полагаем, то же самое касается и продажи товаров, выполнения работ и передачи имущественных прав.
Обратите внимание: принять НДС к вычету безопасно именно в том квартале, в котором вы отгрузили товары, оказали услуги или выполнили работы, то есть закрыли аванс. Переносить вычет на следующие периоды рискованно: налоговики могут предъявить претензии. Спора с контролерами не избежать. Впрочем, его можно выиграть. Есть положительная судебная практика: вычет НДС с аванса можно заявить за любой квартал в пределах трех лет после окончания периода, в котором вы закрыли аванс. Документ: Письмо Минфина России от 07.05.2018 N 03-07-11/30585.
4 июня 2018 г.
Почему ФНС отложила публикацию данных о стратегических госкомпаниях
ФНС назвала новую дату публикации финансовых данных о компаниях, не составляющих налоговую тайну. Они появятся 1 августа, но информации о стратегических предприятиях там не будет минимум до 2020 года, выяснил РБК.
Федеральная налоговая служба (ФНС) начнет публикацию данных о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний с 1 августа, говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК. В этот день на сайте службы появятся, в частности, данные о количестве сотрудников и применении специального налогового режима.
Ранее разместить данные планировалось 1 июня. Теперь, как рассказали РБК два собеседника, знакомые с графиком публикации, их решено выпустить в три этапа — весь процесс завершится в декабре. При этом, как сообщили источники РБК, в наборе данных пока не будет сведений о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях, информация о них может появиться не раньше 2020 года.
Постепенное раскрытие
Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работниковорганизации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство решило перенести этот срок на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС).
Сейчас срок вновь переносится. «Первые данные, содержащие информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников, планируются к публикации в открытом доступе 1 августа 2018 года», — сообщила ФНС. Как говорится в релизе ведомства, из-за большого числа обращений от бизнеса служба «приняла решение о предоставлении дополнительного времени компаниям для проведения сверок с налоговыми органами данных, которые в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ перестали являться налоговой тайной».
Согласно плану публикаций службы, 1 августа будет первый из трех этапов, рассказали собеседники РБК. Второй наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, суммы уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.
Хотя закон об открытии данных вступил в силу ровно два года назад, их публикация — переход общественных отношений в другое качество, отмечает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. «Это небывалая прозрачность рынка. Она может стать испытанием для репутации некоторых компаний, а в случае ошибочных данных — грозить и разрушением клиентской базы. Поэтому ФНС надо тщательно выверить все данные», — поясняет он. На конец апреля 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.
Возникнут ли проблемы у компаний
Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.
Поэтапность раскрытия данных может обернуться проблемой для частных компаний, только если параллельно ФНС продолжит требовать от юрлиц проверять своих контрагентов и применять к нарушителям какие-либо меры ответственности, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. «Получится, что, с одной стороны, налоговая применяет санкции к тем юрлицам, среди контрагентов которых выявлены фирмы с признаками однодневок, а с другой — не предоставляет для этого необходимые данные», — добавил он.
Для компаний, которые ждали эту информацию, перенос срока публикации на два месяца ничего не изменит, говорит руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. «Цель нынешнего механизма раскрытия — попытаться снизить кредитные риски в экономике. Не стоит ждать, что раскрытие такой информации сразу повысит уверенность бизнеса в своих контрагентах», — сказал он. Например, кредитные организации уже много лет раскрывают информацию на сайте Центробанка, но это не защищает их вкладчиков от риска попадания в «тетрадочные схемы» (оформление вкладов на бумаге без учета на балансе банка), напоминает эксперт.
Под грифом санкций
Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, рассказали РБК два собеседника, знакомых с ходом подготовки приказа. Они не уточнили критериев отнесения компаний к стратегическим для исключения их данных из открытой публикации. Сейчас в России действует утвержденный президентом перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который входит около 70 компаний. Среди них, например, »Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.
Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.
РБК направил запрос в ФНС относительно планов публикации данных о стратегических компаниях.
Как пояснил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов, публикация сведений о доходах госкомпаний, количестве работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — сказал Роман Кенигсберг. Вопрос в том, будут ли предложены альтернативные механизмы снижения рисков в отношении контрагента — стратегической компании, добавил он.
По словам Вадима Зарипова, вопрос о целесообразности размещения данных об оборонных и других подобных предприятиях может обсуждаться, но исключения могут быть установлены только в Налоговом кодексе. «Для этого они должны обсуждаться в парламенте, а не решаться ведомственным приказом. Хотя действующая норма о том, что налоговая служба устанавливает сроки опубликования, формально дает возможность дифференцировать их и по категориям налогоплательщиков», — говорит он. Изменение круга подотчетных лиц потребует изменений непосредственно в законе, подтверждает партнер KPMG Михаил Орлов. Но санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики, скорее это лишь повод, считает он.
Решение не снимать гриф «секретно» было принято под давлением самих госкорпораций, считает первый замглавы комитета Совфеда по экономической политике, сенатор Сергей Калашников. «Они отказываются предоставлять данные о себе даже правительству, хотя обязаны это делать», — говорит сенатор.
По мнению Щапова, если госкомпания или госкорпорация зарегистрирована в форме открытого или публичного акционерного общества, то на нее должны распространяться общие правила. «Не может быть исключений, если они не продиктованы вопросами национальной безопасности. Но в данном случае речь идет даже не о коммерческой тайне, а об открытых данных. Нет причин их скрывать», — сказал он. Решение скрыть данные негативно скажется на деловом климате, считает сенатор Калашников.
1 июня 2018 г.
Унифицированный формат учел отчетность участников международных групп компаний
Приказом от 25 мая 2018 г. N ММВ-7-6/353@ ФНС внесла очередные поправки в унифицированный формат транспортного контейнера при взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по ТКС с использованием электронной подписи.
Поправки понадобились в связи с тем, что недавно были утверждены форматы:
- странового отчета для участников международных групп компаний
- уведомления об участии в международной группе компаний.
В новой редакции изложен раздел IX транспортного контейнера – формат описания представления отдельных документов в налоговые органы (теперь его версия - 26) и таблица 16.5 «Типы содержимого приложений».
1 июня 2018 г.
Опять продлили пилотный проект по сдаче отчетности через сайт ФНС
Приказом от 25 мая 2018 г. N ММВ-7-6/354@ ФНС внесла изменения в свой приказ от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@, которым в свое время был запущен пилотный проект по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на сайте ФНС.
Пилотный проект продлен на год, а значит, возможность сдавать отчетность через сайт ФНС в пилотном (а не рабочем) режиме будет существовать до 1 июля 2019 года.
Ранее пилотный проект продлевался уже неоднократно (каждый раз на год), в последний раз – до 1 июля 2018 года.
1 июня 2018 г.
Комиссии при ИФНС выявят подлежащие списанию древние долги по страхвзносам
Приказом от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ ФНС утвердила порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом:
- переданных органами ПФ и ФСС недоимок по страховым взносам, долгов по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года;
- сумм взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФ, ФСС по результатам проверок, проведенных за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Списываются эти долги в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи.
Согласно порядку при налоговом органе создается комиссия, которая формирует протоколы об утрате возможности взыскания. Комиссии будут заседать не реже одного раза в квартал.
На следующий рабочий день после заседания комисии налоговый орган должен вынести решение о списании.
Такие действия налоговиков обусловлены налоговой амнистией, введенной перед выборами президента федзаконом от 28.12.2017 № 436-ФЗ.
Напомним, что аналогичные инструкции сравнительно недавно утвердили ПФ и ФСС.
1 июня 2018 г.
C 1 июня 2018 года долги по налогам можно будет взыскать и со счетов в драгметаллах
Вступят в силу соответствующие поправки, предусмотренные Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 343-ФЗ).
В частности, для целей администрирования налогов счета, открытые в банках на основании договора банковского счета в драгоценных металлах, будут приравнены к расчетным текущим и иным счетам, открытым на основании договора банковского счета. При этом станет возможным взыскание налоговых долгов с «металлических счетов» в случае невнесения или неполного внесения налогового платежа в установленный срок и при недостаточности или отсутствии наличных денег и средств на рублевых и валютных счетах налогоплательщика (абз. 2 п. 5 ст. 46 Налогового кодекса в редакции Закона № 343-ФЗ).
Таким образом, обращение взыскания на счета налогоплательщика в драгметаллах будет производиться только в третью очередь, то есть после взыскания задолженности с рублевых расчетных (текущих) счетов и с валютных счетов. Списанию будет подлежать стоимость металлов (определенная исходя из учетной цены Банка России на драгметаллы на дату их продажи), эквивалентная сумме долга в рублях. При этом расходы, связанные с продажей металлов, лягут на налогоплательщика (налогового агента) (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ в редакции Закона № 343-ФЗ).
Согласно корректировкам, поручение инспекции на перечисление налоговых платежей со счета организации и ИП в драгметаллах будет исполняться банком в течение двух операционных дней, следующих за днем поступления поручения (абз. 1 п. 6 ст. 46 НК РФ в редакции Закона № 343-ФЗ). Между тем, с «металлических» счетов физлиц, не являющихся ИП, задолженности по налогам будут взыскиваться так же, как и с иных принадлежащих им счетов, – исключительно в судебном порядке.
Кроме того, банковские операции с драгоценными камнями, совершенные с 1 июня 2018 года, будут подлежать обложению НДС (абз. 8 подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Также начнут применяться санкции за исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества его поручения на проведение расходных операций по счетам в драгметаллах, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ.
За указанное нарушение предусмотрен штраф в размере 20% от суммы денежных средств, эквивалентной стоимости драгметаллов, с которыми были проведены расходные операции по счету в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности. Если же задолженность отсутствует, то будет взыскиваться штраф в фиксированном размере – 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 134 НК РФ в редакции Закона № 343-ФЗ).
31 мая 2018 г.
Отсутствие оригинала договора - не помеха для вычета НДС с перечисленной предоплаты
Чтобы принять к вычету НДС с предоплаты, которую вы перечислили продавцу, не обязательно иметь оригиналы договора и приложения к нему с условием о предоплате. Достаточно их копий, успокоил Минфин. Документ: Письмо Минфина России от 18.05.2018 N 03-07-09/33573.
31 мая 2018 г.
ФНС обобщила практику злоупотреблений льготами международных соглашений
Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила информационное письмо о практике пресечения неправомерного получения преференций по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Для получения права пользоваться льготами таких соглашений компаниям необходимо доказывать, что они действительно инвестируют в российскую экономику, что их сделки обоснованны, а вовлечение иностранных компаний базируется «на разумности выбора и обоснованности предпринимательского риска».
Как следует из письма ФНС «О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)», по тяжбам, в которых налоговики заявляют о злоупотреблениях нормами международных налоговых соглашений, уже сформирована заметная правоприменительная практика. Ее сложно назвать слишком комфортной для предпринимателей, но активность ФНС в этой сфере определена поручениями президента по программе деофшоризации экономики.
Как пояснили в ФНС, это уже второе письмо по данной теме. В основу сформированных правовых позиций легло около 20 значимых споров. Новое письмо службы отражает важные тенденции, уточняют в ФНС: оно базируется на принципе места экономического формирования центра прибыли.
По словам собеседника в ФНС, споры иллюстрируют, что преференции не предоставляются, если сделки имеют целью перевод прибыли из-под налогообложения в низконалоговую юрисдикцию.
«В этом случае концепция бенефициарного собственника используется как универсальное средство борьбы со злоупотреблениями. Кроме того, суды дали четкую оценку экономического присутствия — должны быть инвестиции в экономику той юрисдикции, в которой находится компания. Холдинговая деятельность иностранной компании — получателя дохода из России должна иметь признак самостоятельности, быть активной»,— говорит он.
Почему международное сообщество пока неспособно договориться, как должно выглядеть налогообложение в цифровой экономике
Прежде всего, что показано в письме, в такого рода делах суды предпочитают исходить из принципа преобладания сущности над формой. Освобождения или льготных ставок налогов не стоит ждать тем, кто переводит доход резиденту другого государства, который фактически является подставным лицом и бенефициаром дохода. Кроме того, указывает ФНС, соглашения об избежании двойного налогообложения не работают в случаях, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения не связаны с привлечением иностранного капитала в российскую экономику, а все действия участников направлены лишь на создание удобного налогового режима.
ФНС доводит до своих региональных управлений и межрегиональных инспекций понимание того, что государство — источник дохода не обязано в силу международных соглашений отказываться от прав на его налогообложение только лишь потому, что он получен резидентом страны, с которой действует соглашение.
Это касается как споров о правомерности применения самих льгот, так и схем по выводу средств в офшоры. Главным в спорах с налоговиками становится оценка деловой цели и правильной квалификации сделок.
Как следует из письма, подозрительным ФНС считает и «искусственное привлечение» иностранной организации — резидента государства, с которым у РФ есть соглашение. Компании должны обосновывать необходимость совершения сделок с вовлечением иностранных структур, «а также предоставлять доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска». В случае создания иностранной компании российским игроком особое внимание уделяется оценке ее финансово-хозяйственной деятельности. Если налоговики не видят за ней предпринимательской деятельности, они определят ее в качестве технической. При этом только инвестиции в деятельность компаний группы не будут считаться самостоятельным предпринимательством.
Предпринимателям надо доказывать самостоятельную деятельность и то, что получаемый доход используется для создания экономического центра прибыли в иностранном государстве или же что иностранный капитал действительно поступает в российскую экономику. Доход от оказания информационно-консультационных услуг, положительная курсовая разница от купли-продажи валюты, доход в виде высокой процентной ставки по вкладам, разовая покупка привилегированных акций, владение акциями и долями аффилированных компаний признаются несущественными. Кроме того, осуществление операций по приобретению долей компаний не признается подтверждением ведения инвестиционной деятельности в случае, если иностранная компания не принимает участия в деятельности своих приобретений. «Пустые» протоколы собрания совета директоров без конкретных деловых целей и задач также считаются ФНС несущественными.
В качестве примеров ФНС на восьми листах приводит конкретные случаи злоупотреблений. Это в том числе сделки по делу ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» (купля-продажа доли в уставном каптале через кипрскую компанию и дальнейшая выплата дивидендов компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах); спор по делу ОАО «Шахта «Полосухинская»« (передача собственности на акции за пределы РФ), тяжба с ООО «Аукционная компания «Союзпушнина» (иностранная компания — получатель дивидендов выступала в качестве посредника).
31 мая 2018 г.
Нет показателей для заполнения статформы? Направьте в органы статистики письмо об этом или «нулевой» отчет
В указаниях по заполнению форм федерального статнаблюдения, как правило, приводится порядок предоставления (или порядок непредоставления) отчета в случае отсутствия соответствующих явлений в деятельности юридического лица, в том числе о возможности предоставления отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма об отсутствии показателей в отчетном периоде (письмо Росстата от 17 мая 2018 г. № 04-04-4/48-СМИ).
Непредоставление респондентами первичных статистических данных в установленном порядке является нарушением порядка и влечет за собой административную ответственность.
Сообщается, что органы статистики просят не заменять нулевой отчет на информационные письма. Это нужно в целях минимизации временных затрат на контроль полноты сбора отчетности при жестких сроках сбора и обработки первичных статистических данных.
Действия респондентов при направлении отчета с нулевыми показателями или информационного письма об отсутствии показателей в адрес территориального органа Росстата законны. Респондент не может быть привлечен к административной ответственности ни за одно из этих действий.
31 мая 2018 г.
ФНС России рассказала о нюансах подписания электронных документов
О возможных способах подписания электронного двустороннего документа пояснила ФНС России в своем письме от 23 апреля 2018 г. № ЕД-4-15/7760 «О рассмотрении обращения».
ФНС России считает, что если одна из сторон сделки, в том числе многосторонней, составляет и направляет первичный учетный документ на подпись другой стороне в электронной форме, то другие участники сделки могут подписать такой документ только электронной подписью.
Документ, полученный в электронном виде, нельзя распечатать и подписать собственноручно, так как это противоречит Федеральному закону от 6 апреля 2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – закон об электронной подписи).
Напомним, что каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта должен оформляться первичным учетным документом с содержанием всех обязательных реквизитов. В том числе включать и подписи должностных лиц с указанием фамилий и инициалов, совершивших сделку, операцию или ответственных за ее оформление (п. 1, п. 2 Федерального закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете»).
Первичный документ составляют на бумаге и (или) в виде электронного документа, который подписывают электронной подписью. При этом в настоящее время допускается использовать любой вид электронной подписи, предусмотренный законом об электронной подписи. Документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью при соблюдении условий, перечисленных в ст. 6 закона об электронной подписи.
Хозяйствующие субъекты могут организовать электронный документооборот с применением простой и (или) усиленной электронной подписи при наличии у контрагентов между собой юридически действительного соглашения, в котором прописан порядок проверки электронных подписей. Кроме того, электронная подпись используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 закона об электронной подписи). Таким образом, как отметила ФНС России, при подписании электронного документа собственноручно нарушаются требования закона об электронной подписи.
30 мая 2018 г.
Минфин напомнил о новшествах в форме отчета о целевом использовании средств
Минфин выпустил информационное сообщение от 28 мая 2018 г. № ИС-учет-11, в котором напомнил о последних изменениях в сфере бухучета.
Приказом от 6 марта 2018 г. № 41н ведомство внесло ряд изменений в приказ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Изменения вступили в силу с 27 мая 2018 года.
В целях исключения несогласованности требований приказа 66н и отдельных отраслевых стандартов бухучета, устанавливающих порядок составления бухгалтерской отчетности, уточнено, что организации при ее составлении используют установленные приказом 66н формы, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухучета.
Кроме того, в связи с тем, что состав бухотчетности организаций госсектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством, данные организации исключены из сферы применения приказа 66н.
Кроме того, согласно закону о бухучете годовая бухгалтерская отчетностьнекоммерческой организации, за некоторыми исключениями, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. В связи с этим приказ № 66н дополнен новым приложением, в котором приведена форма отчета о целевом использовании средств (ранее данная форма была приведена в составе приложений к балансу и отчету о финансовых результатах).
Пояснения к отчету о целевом использовании средств некоммерческой организации должны раскрывать дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в указанный отчет, но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки результата деятельности организации и (или) движения денежных средств. Статья бухотчетности, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие. В связи с этим в форму отчета о целевом использовании средств введена дополнительная графа для указания номера соответствующего пояснения. Детализацию показателей по статьям отчета о целевом использовании средств, как и ранее, организация определяет самостоятельно.
Форма названного отчета также дополнена примечанием, в котором раскрывается содержание пояснений к балансу и отчету о целевом использовании. В частности, в пояснениях к ним некоммерческая организация может раскрывать информацию о доходах и расходах, движении денежных средств с учетом существенности применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств соответственно.
При оформлении иных пояснений к балансу и отчету о целевом использовании некоммерческая организация может воспользоваться примером, приведенным в приложении 3 к приказу 66н.
30 мая 2018 г.
Отмена судом решения по камеральной проверке не препятствует доначислению налога по выездной налоговой проверке
Об этом напомнила начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Суворова в ходе вебинара, организованного журналом ФНС России «Налоговая политика и практика».
Она подчеркнула, что это соответствует нормам Налогового кодекса. Кроме того, такой подход поддерживается судебной практикой, в частности, Конституционным судом Российской Федерации. В своем определении от 10 марта 2016 г. № 571-О Суд пояснял, что положения НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки.
При этом признание недействительным решения налогового органа, принятого по итогам камеральной проверки, не препятствует суду признать действительным решение налогового органа, вынесенное по итогам выездной проверки того же лица за тот же период. В данном случае учитывается, что принятое по результатам выездной проверки решение соответствует требованиям законодательства, основано на исследовании фактических обстоятельств и новых доказательств.
Елена Суворова подчеркнула, что во время налоговых проверок устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщиков. Так, если налогоплательщик самостоятельно устранил ошибки и уплатил недоимки по налогу или компания находится в тяжелом финансовом положении, то налоговые органы вправе уменьшить размер штрафа за совершенное правонарушение.
Кроме того, с 19 августа 2017 года действует ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ, которая устанавливает четкие критерии налоговых злоупотреблений. «Новая антиуклонительная норма является универсальным инструментом для оценки налогоплательщиком своих налоговых рисков и для доказывания налоговым органом злоупотреблений налогоплательщиком своими правами», – считает Суворова.
29 мая 2018 г.
Предложено легализовать электронную бухгалтерскую отчетность без подписи директора
Минфином разработан законопроект, позволяющий экономить время руководства фирмы и бумагу. Кроме того, всем сотрудникам организаций предпишут выполнять требования бухгалтерии по составлению и представлению первички и других документов и сведений, необходимых для ведения бухучета.
На портале, предназначенном для общественного обсуждения проектов нормативных актов, появился законопроект, предусматривающий множество поправок в закон о бухучете. Значительная их часть связана с госсектором. В первую очередь, термин «организации государственного сектора» предложено заменить на «организации бюджетной сферы».
Однако есть и поправки, касающиеся любых организаций. В частности, дополнение вносится в статью 9 о первичных учетных документах. В ее части 3 предлагается предусмотреть, что требования главного бухгалтера, иного лица, на которое возложено ведение бухучета (или оказывающего услуги по ведению бухучета), по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных документов, иных документов (сведений), необходимых для бухучета, обязательны для всех сотрудников экономического субъекта.
Законопроектом также закрепляются положения по применению усиленной квалифицированной электронной подписи при составлении электронного документа, подтверждающего факт хоздеятельности.
В статье 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» в случае принятия законопроекта появится новая часть 7.1. В ней будет указано, что отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Экономический субъект будет обязан обеспечить возможность изготовления копии на бумажном носителе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданной в виде электронного документа.
При этом в настоящее время в части 8 статьи 13 указано, что отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Согласно новой редакции отчетность будет признаваться составленной после ее подписания руководителем экономического субъекта или иным уполномоченным на это лицом. Таким образом, исключается требование подписания именно бумажного экземпляра и разрешается обойтись без подписи руководителя.
Кроме того, поправки в часть 15 статьи 21 позволят ЦБ издавать нормативные акты в сфере бухучета подведомственных организаций, противоречащие закону о бухучете и федеральным стандартам бухучета. Сейчас названной нормой предусмотрено, что федеральные и отраслевые стандарты и названные акты ЦБ не должны противоречить закону о бухучете, а отраслевые стандарты и акты ЦБ – федеральным стандартам. Акты ЦБ предложено вывести из-под действия этой нормы.
И, наконец, предлагается упразднить недавно введенную часть 1.1 статьи 30, устанавливающую, что положения по бухучету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу закона о бухучете, признаются для его целей федеральными стандартами.
29 мая 2018 г.
РФ ратифицирует новую русско-японскую конвенцию по вопросам налогообложения
Кабмин внес в Госдуму законопроект № 475778-7 о ратификации конвенции между правительством РФ и правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и протокола к ней.
Конвенция и протокол подписаны во Владивостоке 7 сентября 2017 года в рамках III Восточного экономического форума, сообщает сайт правительства.
Новая конвенция заменит собой действующую конвенцию между правительствами СССР и Японии от 18 января 1986 года. Необходимость пересмотра договорной базы обусловлена изменившимися условиями экономической деятельности в России, изменениями законодательства о налогах и сборах как в России, так и в Японии, развитием двусторонних экономических связей и международных тенденций в области налогообложения, в частности, касающихся обмена информацией и борьбы со злоупотреблениями.
Конвенция распространяется на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода, лиц, являющихся резидентами одного или обоих договаривающихся государств, включая налоги на доходы от отчуждения любого имущества и налоги на общую сумму зарплаты, выплачиваемой предприятиями.
Основные положения конвенции и протокола касаются налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, доходов от имущества, прибыли от морских и воздушных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий, доходов физлиц, ограничения льгот, а также обмена информацией.
В соответствии с федеральным законом о международных договорах РФ конвенция и протокол подлежат ратификации, так как содержат правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.
29 мая 2018 г.
Офис для переговоров, арендованный в удобном месте – обособленное подразделение
В письме от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401 Минфин напомнил, что в целях налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Для налоговых целей обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (созданные на срок более одного месяца). Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на рабочем месте не имеют значения для постановки подразделения на учет (на этот счет ведомство привело примеры древней судебной практики).
Минфин считает, что если арендуется офисное помещение, территориально обособленное от организации, которое оборудовано для ведения переговоров и в которое постоянно будут приезжать должностные лица фирмы, то имеются признаки обособленного подразделения.
28 мая 2018 г.
СМИ: власти обсуждают повышение НДС до 20% ради майских указов Путина
«Ведомости», ссылаясь на трех федеральных чиновников, сообщили о возможном повышении НДС до 20%. Это даст бюджету около 2 трлн рублей за шесть лет. Поступившие за счет этого средства пойдут на выполнение майского указа президента.
Всего на эти цели Медведев обещал найти 8 трлн рублей, и все идет к тому, что значительную часть этой суммы изымут у населения. 2 трлн может дать повышение пенсионного возраста. Чтобы эту сумму сэкономить за шесть лет, пенсионный возраст надо повышать ежегодно как минимум на один год как для женщин, так и для мужчин, считают эксперты, опрошенные изданием. Остальные недостающие 4 трлн принесут уже объявленные меры, в том числе 3 трлн рублей государство займет, разместив ОФЗ, и еще 1 трлн получит от реформы налогообложения нефтяной отрасли, включая повышение НДПИ.
Вариант повышения НДС обсуждался, он весьма вероятен, хотя и не окончателен, все меняется очень быстро и постоянно, рассказали газете чиновники. Но найти деньги для указа без повышения налогов не удается. При этом может быть отменена и льготная ставка НДС в 10%, которую Минфин предлагал заменить пособием для малоимущих, говорит один из них. Сейчас льготная ставка действует для продуктов питания (за исключением деликатесов), детских товаров, книг, учебников и лекарств.
По ставке 20% НДС взимался до 2004 года, напоминает издание. Возврат к 20% – это менее болезненное решение, чем другие обсуждавшиеся варианты: повышение НДФЛили введение налога с продаж, считают два чиновника.
Повысив НДС, государство изымет в первую очередь ресурсы у населения, которое пережило четырехлетнее падение доходов, – значительную часть издержек бизнес сможет заложить в цены и перенести на потребителей. Рост НДС на 2 процентных пункта ускорит рост цен на 0,8-1 п. п., подсчитал один из экспертов, что, впрочем, не страшно в условиях низкой инфляции (2,4% в апреле в годовом выражении). Но вместе с отменой льготной ставки повышение НДС может стать серьезным ударом по населению и отразиться на потреблении.
Времени решать, кому предстоит доплатить за указы, у чиновников осталось немного. Окончательные решения должны быть приняты уже в весеннюю сессию Госдумы, говорил ранее Антон Силуанов, назначенный первым вице-премьером и министром финансов, сообщило издание.
28 мая 2018 г.
Минфин России разъяснил, как учитывать затраты на доработку нематериальных активов
Так, специалисты министерства отметили, что затраты на доработку нематериальных активов списывают в течение всего срока использования (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 мая 2018 г. № 03-03-06/1/33132 «Об учете для целей налогообложения прибыли затрат на доработку нематериального актива»). При этом затраты подлежат списанию равномерно независимо от суммы.
Положения главы 25 Налогового кодекса предусматривают амортизацию нематериального актива, но про увеличение их первоначальной стоимости в результате модернизации, дооборудования, реконструкции в НК РФ не прописано.
В анализе правовых норм финансисты опирались на подп. 26 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 272 Налогового кодекса.
Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальный актив – это результат интеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности, созданные и (или) приобретенные для использования в производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ) или для управленческих нужд. При этом срок использования нематериального актива должен быть больше 12 месяцев. К нематериальным активам относят, например, фирменное наименование, товарный знак, исключительное право автора и других правообладателей на использование программы для ЭВМ (абз. 3 п. 3 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включаются траты, которые связаны с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем, а также по лицензионным и сублицензионным соглашениям. В эти же расходы относят и затраты на покупку исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью до 100 тыс. руб.
Таким образом, траты на доработку нематериальных активов учитываются в расходах, которые связаны с производством и реализацией.
Напомним, что срок использования нематериального актива можно определить, например, из условий сделок, срока действия патента, свидетельства. Когда нельзя определить срок использования актива, налогоплательщик вправе установить его самостоятельно в пределах сроков, предусмотренных законодательством.
25 мая 2018 г.
«Трехуровневая» документация по ТЦО: Минфин подготовил проект КБК для штрафов
Для штрафа за просрочку подачи национальной документации финансисты предлагают применять КБК 000 1 16 03060 01 0000 140.
Для санкций за остальные нарушения, которые касаются отчетности международных групп компаний, ведомство планирует ввести единый КБК 000 1 16 03070 01 0000 140.
Даже если проект в таком виде будет принят, второй КБК еще долго не пригодится нарушителям. Напомним, что налоговики не будут штрафовать за правонарушения, которые они выявят по отчетным периодам, начинающимся в 2017, 2018 и 2019 годах. Документы: Проект приказа Минфина России (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=80897).
Общественное обсуждение завершается 4 июня 2018 года
25 мая 2018 г.
Финансисты доработали проект федерального стандарта бухучета аренды
Отличия нового проекта от прежнего документа следующие:
- уточнили, что если объект не соответствует условиям, при которых его классифицируют как объект учета аренды, то его учитывают по правилам ПБУ.
В предыдущем проекте в такой ситуации предлагалось отражать объект в бухучете в том же порядке, что и доходы, расходы, связанные с оказанием услуг;
- скорректировали, что объекты учета аренды нужно будет классифицировать на дату заключения договора аренды. В новом документе не упоминается дата начала арендных отношений, о которой говорилось в предыдущем проекте;
- предусмотрели, что арендатор, ведущий упрощенный бухучет, определяя первоначальную оценку задолженности по аренде, должен уменьшить номинальную сумму арендных платежей на НДС;
- установили, что арендатор, начавший применять новый стандарт, может не отражать последствия изменений учетной политики ретроспективно. Он вправе по каждому договору единовременно признать на конец года, предшествующего году, начиная с которого он применяет новый стандарт, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль;
- скорректировали, что новый стандарт можно не применять к договорам, исполнение которых начинается до 2021 года, а не до 2019 года и истекает до конца 2022 года, а не до конца 2020 года, как планировалось изначально. Организации, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут учитывать аренду по-новому только по договорам, исполнение которых начинается с 2022 года, а не с 2020 года.
Документ: Проект приказа Минфина России (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=80914).
Независимая антикоррупционная экспертиза завершается 28 мая 2018 года.
25 мая 2018 г.
Продажа объекта не освобождает от налога на имущество за год, в котором объект выбыл
Компания продала объект недвижимости. Он был передан покупателю 30 июня 2016 года. Стоимость имущества с 1 июля отражена покупателем в расчете по авансовому платежу по налогу на имущество за 9 месяцев 2016 года. В первоначальном расчете по авансовому платежу по налогу на имущество за полугодие продавец исчислил налог к уплате, а в уточненном расчете указал нулевую сумму налога.
Компания полагает, что выбытие спорного имущества из владения налогоплательщика 30 июня и, как следствие, отсутствие сведений о его среднегодовой стоимости на 1 июля не позволяют рассчитать и уплатить налог на имущество за полугодие.
По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила налог, пени и штраф, указав, что передача объекта недвижимости покупателю в последний день отчетного периода не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на имущество за полугодие.
Суды трех инстанций (дело № А60-40958/2017) признали законным решение инспекции, указав на статью 376 НК – среднегодовая (средняя) стоимость имущества определяется как частное от деления суммы остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца (отчетного) налогового периода и последнее число периода на количество месяцев в периоде, увеличенное на единицу. Налоговой базой является среднегодовая (средняя) стоимость имущества. Отчетность составляется на последний календарный день отчетного периода.
Суды (постановление кассации Ф09-1572/2017 от 15.05.2018) указали, что выбытие имущества из владения позволяло налогоплательщику по окончании месяца, в котором объект был списан с баланса, представить декларацию по налогу на имущество. На даты, когда имущества уже нет на балансе, остаточная стоимость облагаемых объектов будет нулевой, тем самым, сумма налога будет исчислена с учетом выбытия.
25 мая 2018 г.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли могут завершить к 2024 году
Президент России Владимир Путин в конце апреля принял решение завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли. Об этом изданию рассказали два федеральных чиновника, сотрудник нефтяной компании, а также участник совещаний в правительстве.
По информации собеседников газеты, Министерство финансов предлагает завершить маневр к 2024 году, ежегодно снижая экспортную пошлину на 5 процентных пунктов и при этом соразмерно повышая НДПИ. Власти рассчитывают, что это даст бюджету от 1 трлн руб. до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть. По словам одного из источников «Ведомостей», решающим аргументом Минфина стала необходимость финансировать новый майский указ главы государства, расходы на который оцениваются в 25 трлн руб., «из которых 8 трлн еще предстоит найти». Как уточнил другой собеседник газеты, условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков никак не прокомментировал информацию об окончании налогового маневра. Представители профильного вице-премьера Дмитрия Козака, а также Минэнерго и Минфина отказались комментировать этот вопрос.
Напомним, против предложения Минфина о налоговом маневре в нефтяной отрасли выступало Минэнерго. Как заявлял министр энергетики Александр Новак, налоговый маневр, предусматривающий обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ, может быть проведен только после модернизации всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года. Отложить налоговый маневр также просили владельцы нефтяных компаний.
25 мая 2018 г.
Правительство РФ намерено уменьшить налоги, негативно влияющие на бизнес
Об этом заявил глава Минфина России Антон Силуанов, принимая участие в дискуссии «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения» в рамках Петербургского международного экономического форума 2018.
Первый вице-премьер подчеркнул, что государство должно создать стабильные условия для развития экономики – в первую очередь, в части налогов. Так, в течение следующих шести лет планируется не менять налоги. По словам министра, определенная настройка произойдет – в частности, власти могут уменьшить налоги, негативно влияющие на бизнес. Кроме того, кабмин намерен упростить взаимоотношения с малыми предпринимателями, ИП и самозанятыми, большинство из которых пока работают в «сером» секторе. «Мы создаем механизм, который мог бы заинтересовать этих предпринимателей, чтобы они открылись, работали вбелую. Это большой вклад в ВВП», – считает Силуанов.
Такие планы поддержал Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Он заявил, что административную нагрузку на бизнес следует снизить вдвое. Это будет способствовать появлению в России ежегодно 1-2 млн новых предпринимателей, уверен он.
Напомним, ранее о необходимости формирования новых налоговых условий, которые должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы, высказался Президент РФ Владимир Путин в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 года. «Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост», – отметил глава государства.
При этом еще в феврале текущего года, выступая на Российском инвестиционном форуме 2018, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров привел статистику изменений в Налоговый кодекс: «Если возьмем всю вторую часть Налогового кодекса, то за 10 лет было 466 законов о внесении туда изменений. После этих 466 было еще 232, которые изменяли то, что мы поправили». По мнению парламентария, бизнес уже не успевает воспользоваться теми преимуществами, которые предусматривают вносимые поправки, так как не может их запомнить. «Даже налоговая инспекция их уже не может выучить», – заключил он.
25 мая 2018 г.
Россия ратифицировала новое соглашение с Бельгией по налогообложению
Федеральным законом от 23.05.2018 № 115-ФЗ ратифицирована Конвенции между РФ и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и протокол к ней.
Конвенция была подписана три года назад. Причем, с этой страной у РФ уже было аналогичное соглашение от 1995 года.
24 мая 2018 г.
Минфин: повышая зарплату работникам, организации экономят налог на прибыль
В письме от 30.03.2018 г. N 03-03-07/20439Минфин рассмотрел предложение о снижении налога на прибыль для предприятий, повышающих зарплату своим работникам.
Минфин при этом проделал экскурс в историю. До 2002 года ставка налога на прибыль составляла 35% при наличии большого количества льгот и преференций. При этом величина расходов на оплату труда работников предприятия нормировалась, а её превышение увеличивало валовую прибыль предприятия. Таким образом, повышение зарплаты в тех реалиях было невыгодно, потому что в результате этого приходилось увеличивать прибыль.
Сейчас ситуация в корне иная. Ставка налога на прибыль составляет 20%. Вместе с тем, перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, открыт и позволяет учитывать любые затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода, в том числе и расходы на оплату труда.
Увеличение оплаты труда повлечет снижение налоговой базы по налогу на прибыль и, соответственно, уменьшение самого налога.
24 мая 2018 г.
О нюансах обжалования актов налоговых органов рассказали финансисты
Разъяснения касаются обжалования в вышестоящий налоговый орган и в судебном порядке (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 марта 2018 г. № 03-02-07/1/18213).
Регулированию процедур обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц посвящен раздел VII Налогового кодекса. В частности, ст. 138 НК РФ предусматривает возможность обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. При этом обжалование актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц допускается только в судебном порядке.
Напомним, законодательство не содержит понятия ненормативного правового акта. Однако в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 418-О под таким актом понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный любым должностным лицом налогового органа, касающийся конкретного налогоплательщика и нарушающий его права.
Порядок и сроки обжалования в вышестоящий налоговый орган и особенности рассмотрения жалоб и принятия решения по ним вышестоящим налоговым органом определены в ст.ст. 138-140 НК РФ. В частности, в п. 3 ст. 140 НК РФ перечислены возможные решения вышестоящего органа по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) – последний может оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа ненормативного характера, отменить решение налогового органа полностью или в части или отменить его полностью и принять по делу новое решение, а также признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.
Финансисты напоминают, что в соответствии с п. 5 ст. 140 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки может служить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Также подчеркивается, что обращение к исполнению решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности возлагается на тот налоговый орган, который вынес соответствующее решение. Вступившее в силу решение вышестоящего налогового органа при рассмотрении им жалобы в апелляционном порядке направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления решения в силу (п. 2 ст. 101.3 НК РФ).
23 мая 2018 г.
Минфин России разработал очередные стандарты бухучета
Ведомство подготовило проекты приказов, утверждающих федеральный стандарт бухучета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Концессионные соглашения». Соответствующие документы направлены на независимую антикоррупционную экспертизу.
Так, стандарт «Бухгалтерский учет аренды» устанавливает правила формирования в бухучете организаций информации об объектах бухучета при получении или предоставлении за плату во временное пользование имущества и порядок раскрытия указанной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – Отчетности) организаций.
В целях применения стандарта объекты бухучета, возникающие в рамках договора аренды, классифицируются как объекты учета аренды при выполнении совокупности условий, а именно:
- арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
- предмет аренды может быть идентифицирован;
- арендатор имеет право на получение в основном всех экономических выгод (преимуществ) от использования предмета аренды в течение срока аренды;
- арендатор может определять способ использования предмета аренды в течение срока аренды (при этом должно выполняться одно из отдельно предусмотренных стандартом условий).
Если объекты бухучета не удовлетворяют указанным условиям и не классифицируются как объекты учета аренды, то их учет будет производиться по правилам, установленным другими федеральными стандартами бухучета.
Документ конкретизирует правила учета у арендодателя и арендатора, а также закрепляет перечень информации, которая подлежит раскрытию в Отчетности организации.
Стандарт планируется применять, начиная с Отчетности за 2020 год, но организациям разрешат пользоваться им и до указанного срока при условии раскрытия этого факта в своей Отчетности. Одновременно закреплено право организации не применять стандарт в отношении договоров, исполнение которых начинается до 1 января 2021 года и истекает до 31 декабря 2022 года.
В свою очередь, стандарт «Концессионные соглашения» будет применяться при отражении в бухучете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухучета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, а также при раскрытии в Отчетности информации о таких соглашениях и объектах бухучета, если иное не установлено другими актами, регулирующими ведение бухучета и составление Отчетности.
Стандарт содержит указания по учету имущества и обязательств концедента, учету его доходов и расходов и устанавливает правила раскрытия информации в Пояснениях к Отчетности. В частности, определено, что объект концессионного соглашения или иное передаваемое по такому соглашению имущество подлежит обособленному отражению в составе нефинансовых активов имущества казны.
Согласно проекту, в отношении каждого концессионного соглашения уполномоченный субъект учета должен раскрывать в Пояснениях к Отчетности информацию о концессионном соглашении, об имуществе и обязательствах концедента на начало и конец отчетного периода, а также о доходах концедента.
Стандарт будет применяться при формировании показателей Отчетности субъектами учета, осуществляющими полномочия концедента, начиная с отчетности 2020 года.
23 мая 2018 г.
Госдума приняла в третьем чтении закон о контрсанкциях
Госдума приняла закон «О мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств». Он вступит в силу со дня официального опубликования.
Авторами законопроекта стали спикер Госдумы Вячеслав Володин и главы фракций. Идею поддержали большинство депутатов. Все чтения состоялись в мае.
Документ позволяет вводить контрсанкции в ответ на недружественные шаги США и других стран. Меры могут применяться в отношении государств, организаций, находящихся под их юрисдикцией, а также должностных лиц и граждан.
Закон позволяет прекращать или приостанавливать международное сотрудничество в отдельных отраслях, запрещать ввоз или вывоз продукции и сырья, а также участвовать в госзакупках или приватизации государственного и муниципального имущества.
Что изменилось во время рассмотрения
В первоначальной редакции правительству предоставлялось право на 16 ответных мер. Ко второму чтению их осталось шесть.
При этом законопроект разрешает вводить и иные ограничения — «в соответствии с решением президента, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на меняющуюся обстановку».
Ко второй редакции из документа исключили упоминание конкретных отраслей, товаров и услуг. Контрсанкции не будут распространяться на жизненно необходимые товары, в том числе на лекарства.
Также из проекта ушла норма, из-за которой под ограничения могли попасть практически все российские компании и банки с иностранным участием.
22 мая 2018 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.