Некоторые фонды освободят от обязательного аудита – есть текст проекта
Опубликован текст проекта поправки в закон об аудиторской деятельности, ограничивающие снизу размер доходов, при которых фонд должен проходить аудит, суммой в 3 млн рублей в год.
Сейчас закон содержит общее требование по обязательному аудиту, в том числе к НКО, включая «иные фонды». Таким образом, любая НКО, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе и благотворительная, обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.
С принятием законопроекта случай обязательного аудита будет таким: если поступления имущества и денежных средств в течение предшествовавшего отчетному года в иной фонд превышают три миллиона рублей (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом).
Под иными имеются в виду фонды, кроме НПФ, ПИФ, акционерных инвестиционных фондов – для этих обязательный аудит сохранится независимо от их показателей.
4 февраля 2019 г.
И снова спор по «встречке»: инспекция вправе запросить документы за периоды, не охваченные проверкой
Проводя камеральную проверку декларации контрагента за II квартал, проверяющие запросили у компании документы в том числе за I квартал. Организация отказалась их представить и обжаловала действия инспекции. Доказать суду свою правоту ей не удалось.
Оценивать, насколько документы относятся к проверяемому периоду, - это компетенция налоговиков. Суды отметили: из НК РФ не следует, что инспекция должна обосновывать связь запрашиваемых документов с проверкой, - достаточно просто на это указать.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 16.01.2019 по делу N А55-5410/2018
1 февраля 2019 г.
Минфин России подготовил актуальный список международных договоров об избежании двойного налогообложения
Всего в перечне 84 страны.
Напомним, что если иностранное лицо является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при расчете налогов приоритет имеют положения соответствующего международного договора (ст. 7 Налогового кодекса). При этом если соглашением установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международного договора.
1 февраля 2019 г.
Чтобы после приостановления проверки документы требовать, инспекция должна доказать, что отдавала их
Налоговики проводили выездную проверку на территории компании. Там же они получили оригиналы документов. Когда проверка была приостановлена, инспекция отправила организации письмо. В нем было указано, что на период приостановления проверки инспекция возвращает все подлинники и при возобновлении контрольных мероприятий организация должна снова их представить. В приложении были копии описей документов, которые составляла сама компания. Отметок о возврате на них не было.
Когда проверка возобновилась, организация не смогла представить некоторые документы, за что получила штраф. Она указала, что инспекция не возвратила подлинники.
Суд встал на сторону компании. В письме налоговики лишь уведомляли о возврате документов. Их фактическую передачу инспекция не доказала. Кроме того, проверяющие не заявляли, что после возобновления проверки у них нет оригиналов. Довод о том, что проверка проводилась на территории компании, суд также отклонил: документы находились в распоряжении проверяющих.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 21.01.2019 по делу N А42-3000/2018
1 февраля 2019 г.
Даже при отсутствии деятельности организация обязана представить РСВ
Плательщики НДС и налога на прибыль могут подать единую (упрощенную) декларацию, если они не ведут никакой деятельности и не имеют объектов налогообложения. Декларации предоставляются ежеквартально (письмо ФНС России от 16 ноября 2018 г. № БС-4-21/22277@ «О рассмотрении обращения»).
Декларацию по налогу на имущество (расчеты по авансовым платежам) подают только организации, имеющие объекты налогообложения (добавим, что это касается также транспортного, земельного налогов).
Организации, которые ничего не выплачивают физлицам, не обязаны формировать справки 2-НДФЛ и расчеты 6-НДФЛ.
Однако расчеты по страховым взносам нужно предоставлять даже при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности. В этом случает подаются РСВ с нулевыми показателями. ФНС России разъяснила порядок заполнения некоторых разделов.
Кроме того, отмечается, обязанность по представлению в налоговые органы декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) возникает исключительно у налогоплательщиков – физических лиц, указанных в ст. 227, ст. 227.1 и п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.
1 февраля 2019 г.
Покрывающая недоимку переплата не свидетельствует о наличии задолженности у налогоплательщика
Отражение налоговой инспекцией в справках о состоянии расчетов с бюджетом одновременно недоимки и переплаты по одному и тому же налогу в одинаковых размерах по состоянию на конкретную дату свидетельствует об отсутствия налоговой задолженности перед бюджетом. К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 29 ноября 2018 г. № 310-КГ18-7101, оставив в силе решение суда первой инстанции, а постановления апелляционного и кассационного судов ВС РФ отменил. ФНС России разослала это определение для использования территориальными налоговыми органами в работе письмом от 13 декабря 2018 г. № СА-4-7/24243 «О направлении информации».
В рассматриваемом деле налогоплательщик посчитал незаконным решение об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. По мнению юрлица, ему пришлось дважды заплатить государственную пошлину в связи с неправомерными действиями лицензирующего органа. А именно, Минпромторг России отказался продлевать срок действия лицензии, так как в порядке межведомственного взаимодействия поступила информации о недоимке общества по УСН в размере 3 руб.
Однако согласно этим же сведениям, у юрлица имелась переплата на ту же сумму. Напомним, что задолженность должна отсутствовать на дату поступления заявления о выдаче лицензии (подп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Налоговое ведомство указало, что налогоплательщик может самостоятельно доказать отсутствие задолженности перед бюджетом. А именно, представить в лицензирующий орган дополнительную информацию, в том числе полученную от налоговых органов о состоянии расчетов с бюджетом.
31 января 2019 г.
Схемы дробления бизнеса – под особым контролем налоговых органов
ФНС России собирается усилить контроль в отношении лиц, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного крупного бизнеса, с целью применения специального налогового режима, предусматривающего пониженную налоговую (фискальную) нагрузку (письмо ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/25984 «О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса»).
Такие злоупотребления собираются выявлять, в том числе во взаимодействии с общественными организациями, объединяющими представителей малого бизнеса, уполномоченными по правам предпринимателей в регионах и бизнес-сообществом, а также гражданами.
Налоговым органам рекомендуется учитывать обзоры судебной практики, направленные письмами ФНС, а также письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ о применении ст. 54.1 Налогового кодекса. При этом необходимо исключить необоснованные претензии к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры - исключительное право хозяйствующего субъекта.
Налогоплательщикам, использующим подобные схемы, ФНС России советует добровольно уточнить свои налоговые обязательства и при наличии оснований пересчитать налоги по общей системе налогообложения, чтобы избежать налоговых санкций.
31 января 2019 г.
При налоговых проверках будут использовать новые формы документов
ФНС России рекомендовала формы документов, которые используются налоговыми органами при проведении проверок. Всего к письму прилагается 16 форм, среди которых:
- уведомление о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа;
- сообщение о выявленном несоответствии фактически представленных налогоплательщиком документов (информации) документам (информации), о передаче которых указано налогоплательщиком;
- постановление о привлечении специалиста (переводчика) для участия в действиях по осуществлению налогового контроля;
- приглашение в налоговый орган для получения документов;
- повестка о вызове на допрос свидетеля и др. (письмо ФНС России от 15 января 2019 г. № ЕД-4-2/356@)
Новые формы нужно применять по мере их реализации в ПП КР АИС «Налог-3» (планируется в I квартале 2019 года).
Формы, рекомендованные ранее, применяться не будут (письмо ФНС России от 15 января 2019 г. № ЕД-4-2/356@, письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@, письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@).
31 января 2019 г.
Росстат разъяснил, по каким кодам идентифицируются юрлица в статистике
В автоматизированной системе ведения генеральной совокупности объектов федерального статнаблюдения (АС ГС ОФСН) учитываются головные подразделения юрлиц, которым присваивается 14-значный идентификационный номер, увязанный с кодом ОКПО юрлица и оканчивающийся на «001». В качестве головного выступает обособленное подразделение, где размещается администрация предприятия (исполнительный орган) или который находится по юрадресу.
Если в указаниях по заполнению какой-либо статформы указано, что сведения сдаются в целом по юрлицу, то респондент представляет форму с кодом ОКПО (8 знаков) юрлица.
Если же предусмотрено представление данных по обособленным подразделениям и по юрлицу без них, то форма сдается с идентификационным номером головного подразделения (с окончанием на «001»). Фирма без подразделений сдает форму с кодом ОКПО.
В 2018 году статфомы пересмотрены. Текст в графе 2 кодовой части форм излагается в редакции: «отчитывающейся организации по ОКПО (для обособленного подразделения и головного подразделения юрлица – идентификационный номер)». Эта графа заполянется в целом по юрлицу или по обособленным подразделениям и юрлицу без них.
В каталоги объектов наблюдения с 2019 года будет включаться либо код ОКПО, либо идентификационный номер головного подразделения, без дублирования.
Индивидуальные перечни форм статотчетности размещаются на портале Росстата без дублирования форм по юрлицу и его головному подразделению (письмо от 14 декабря 2018 г. N СЕ-01/5955-ТО).
31 января 2019 г.
Правительство снижает давление на организации и ИП при проверках
Расширен перечень информации и документов, которые контрольно-надзорные органы получают без запроса у проверяемых лиц. Организациям и ИП не нужно предоставлять эти документы и сведения, ведь они уже есть у госорганов.
В перечень добавили 48 новых позиций. Среди них следующие:
сведения из лицензий на экспорт, импорт отдельных видов товаров;
сведения из паспорта безопасности опасного объекта;
копии аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%;
выписка из реестра операторов, которые обрабатывают персональные данные;
сведения из реестра уведомлений о начале бизнеса в сфере общепита;
сведения из госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
сведения о представлении декларации о плате за НВОС;
отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
сведения о том, выполняют ли производители и импортеры товаров нормативы утилизации отходов от использования товаров после утраты ими потребительских свойств;
сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ;
сведения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;
сведения из Единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства (предоставляются с 1 декабря 2019 года).
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2019 N 35-р (вступило в силу 19 января 2019 года)
31 января 2019 г.
Обязанность по уплате налогов через «проблемный» банк можно признать исполненной в суде
4 июля 2017 года юрлицо предъявило платежные поручения на перечисление УСН (доходы) за II квартал, страховых взносов, земельного налога, штрафа по земельному налогу. Суммы были списаны с расчетного счета общества, но не зачислены в бюджетную систему РФ из-за отзыва лицензии у банка 7 июля 2017 года. Однако налоговая инспекция не признала обязанность по уплате налогов исполненной, сославшись на отсутствие полномочий. Управление ФНС России это подтвердило. При этом суд первой инстанции поддержал налоговиков, а апелляционный суд – организацию (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2019 г. № Ф05-23486/18 по делу № А41-16397/2018).
Не согласившись с решением апелляции, инспекция обратилась с жалобой в кассационный суд. Как указал суд, налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, которые участвуют в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Налогоплательщики обязаны лишь уплачивать законно установленные налоги и сборы, а кредитные учреждения – перечислять соответствующие платежи в бюджет.
Обязанность по уплате налогов считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса). Но только если к моменту предъявления платежного поручения плательщик не знал (не мог знать) о неспособностикредитного учреждения обеспечить перечисление налогов в бюджет. Например, при наличии ранее не исполненных платежных поручений. Кроме того, при отсутствии умысла, не являясь профессиональным участником банковского сектора, налогоплательщик не может знать о проблемах в банковском учреждении до того, как они стали общеизвестными. Суд кассационной инстанции отметил, что юрлицо длительное время являлось клиентом банка. А также указал на отсутствие доказательств о создании искусственных условий для применения подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ.
По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил в силе постановление апелляционного суда, а кассационную жалобу налоговой инспекции – без удовлетворения.
30 января 2019 г.
Электронные услуги облагаются НДС, даже если они оказаны не через Интернет
Услуги в электронной форме, оказываемые через усовершенствованную виртуальную частную сеть, подпадают под нормы ст. 174.1 Налогового кодекса и, следовательно, могут быть объектом налогообложения НДС (письмо ФНС России от 18 января 2019 г. № СД-4-3/687@ «О согласовании проекта ответа Минфина России»).
Услуги признаются оказанными в электронной форме, если они осуществлены через информационно-телекоммуникационную сеть автоматизированно с использованием информационных технологий. В том числе такие услуги могут быть оказаны и по Интернету (абз. 1 п. 1 ст. 174.2 НК РФ). При этом информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, которая предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Таким образом, электронные услуги признаются таковыми, если оказаны через сети, которые соответствуют определению информационно-телекоммуникационной сети. Напомним, что при оказании онлайн-услуг российским покупателям иностранная организация должна самостоятельно заплатить НДС независимо от даты получения предоплаты.
30 января 2019 г.
Нарушение процессуальных сроков налоговиками не влечет безусловную отмену решений по результатам налоговых проверок
Налоговые органы обязаны строго соблюдать процессуальные сроки, предусмотренные Налоговым кодексом, при проведении мероприятий налогового контроля, оформлении результатов проверок, рассмотрении дел о налоговых правонарушениях и результатов проверок. На это обратила внимание ФНС России и поручила территориальным налоговым органам усилить контроль за соблюдением данных сроков (письмо ФНС России от 10 января 2019 г. № ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации»).
Налоговое ведомство указало, что сформировалась судебная практика, согласно которой нарушение вышеупомянутых процессуальных сроков не влечет безусловную отмену решений по результатам налоговых проверок. Однако нарушение каждого отдельно взятого процессуального срока в ряде случаев осложняет или приводит к невозможности принудительного взыскания налоговой задолженности, а также к затруднениям при осуществлении участия уполномоченных органов в делах о банкротстве.
ФНС России отметила, что при вручении акта проверки или дополнения к нему налоговый орган обязан приложить документы, на которые есть ссылки в акте или дополнении. В дальнейшем, при рассмотрении материалов налоговой проверки, могут исследоваться только те доказательства, с которыми проверяемому лицу предоставлена возможность ознакомиться. Она должна быть обеспечена в обязательном порядке, даже когда документы получены на законных основаниях после составления акта проверки. При этом налоговики вправе неоднократно переносить дату рассмотрения материалов проверки. Использование доказательств, полученных в нарушение НК РФ, не допускается.
Если же налогоплательщик был извещен надлежащим образом, но не явился на рассмотрение материалов проверки, то решение может быть принято в его отсутствие (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Однако по объективным причинам рассмотрение материалов допускается отложить. Налоговое ведомство отметило, что в иных случаях затягивание, нарушение процессуальных сроков недопустимо. Так как это приводит, например, к росту числа обращений (жалоб) налогоплательщиков, несет репутационные риски налоговых органов.
Напомним, что свидетель обязан явиться для дачи показаний, даже если в повестке не указан проверяемый налогоплательщик.
30 января 2019 г.
Скорректированы отдельные нормативные акты Правительства РФ в связи с повышением ставки НДС
В связи с тем, что с 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20% скорректированы:
- Правила применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
- Правила применения налоговой ставки 0% по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ;
- Правила применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав FIFA, дочерним организациям FIFA, а также в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Оргкомитету «Россия-2018» и его дочерним организациям, национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA (постановление Правительства РФ от 22 января 2019 г. № 21 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Постановление вступает в силу 1 апреля 2019 года.
30 января 2019 г.
В декларацию по НДС внесены изменения
Опубликован соответствующий приказ ФНС России от 28 декабря 2018 г. № СА-7-3/853@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@». Большинство изменений в декларацию внесены в связи с повышением с 1 января ставки НДС с 18% до 20%. Например, раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет» декларации будет дополнен строками с указанием суммы налоговой базы, облагаемой по ставке НДС 20% и расчетной ставке 20/120, а также строками для указания соответствующей суммы налога. Также в этом разделе добавлены:
- строка 43 для отражения налоговой базы и суммы налога, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС (п. 7 ст. 164 Налогового кодекса);
- строка 44 для отражения налоговой базы и суммы налога участниками Tax Free, реализовавшими товары физлицам-гражданам иностранных государств с оформлением чеков для компенсации сумм налога;
- строка 135 для отражения НДС, который подлежит вычету у участника Tax Free.
Раздел 9 «Сведения из книги продаж» декларации дополнится строкой 36 «Код вида товара», а также строками для указания стоимости продаж по счету-фактуре, облагаемых по ставке 20%, и суммы исчисленного налога по этой ставке. Аналогичные строки появятся и при заполнении итоговой стоимости продаж и суммы налога по ставке 20% по разделу 9. Подобные изменения коснутся также дополнительного листа к книге продаж.
Кроме того, в приложении № 1 к порядку заполнения декларации по НДС будут внесены изменения. А именно, некоторые наименования операций изменятся, несколько кодов исключат, но при этом добавят новые.
Изменения начнут применяться с представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2019 года.
30 января 2019 г.
От чего теперь зависит, платится ли налог на имущество с неотделимых улучшений
Минфин разъяснил: значение имеет тип исходного объекта. Если «улучшена» недвижимость, то капвложения облагаются налогом, если - движимое имущество, то нет.
С этого года все, что «движется», освобождено от налога на имущество. Как при этом быть с неотделимыми улучшениями арендованных объектов, прояснил Минфин.
Капитальные вложения в объекты аренды учитываются как отдельный объект ОС. Неотделимые улучшения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть объекта. Следовательно, неотделимые улучшения, учитываемые у арендатора в качестве ОС, облагаются налогом на имущество, в том числе, если объект – «кадастровый», до их выбытия из состава ОС.
Вместе с тем, неотделимые улучшения основных средств, классифицированных по ОКОФ как движимое имущество, не облагаются налогом, как и вся «движка» (письмо от 9 января 2019 г. N 03-05-05-01/52).
30 января 2019 г.
Финансисты подсказали, как распорядиться переплатой, которой больше трех лет
30 августа прошлого года вступила в силу поправка, ограничившая тремя годами «возраст» переплаты, которую налоговики засчитывают в счет недоимки.
Минфин уточнил, что новое правило применяется к правоотношениям, возникшим с 30 августа 2018 года. Это может означать, что поправка действует только для сумм, переплаченных начиная с упомянутой даты.
Если же у вас сейчас есть переплата, появившаяся более трех лет назад, ее можно попробовать зачесть. Только имейте в виду, скорее всего, чтобы добиться этого, придется обращаться в суд. Налоговики и до поправки были против такого зачета: они отменили свое письмо, в котором говорилось о том, что зачет «старой» переплаты возможен. Что решит суд с учетом действующей поправки, предсказать сложно.
Документ: Письмо Минфина России от 29.12.2018 N 03-02-07/1/96622
30 января 2019 г.
ВС РФ разрешил учесть в текущей декларации по налогу на прибыль расходы предыдущих периодов
Соответствующий вывод содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 308-КГ18-14911. По итогам выездной налоговой проверки инспекция доначислила юрлицу более 1,5 млн руб. налога на прибыль. Суды трех инстанций поддержали налоговый орган в том, что налогоплательщик неправомерно включил в состав внереализационных расходов более 7,5 млн руб., обозначив эти затраты как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде. Указанные расходы представляют собой суммы «входящего» НДС, которые должны учитываться в стоимости товаров (услуг, работ) (п. 2 ст. 170 Налогового кодекса). Инспекция решила, что эти суммы нужно отразить в периодах осуществления затрат, то есть в декларациях по налогу на прибыль за предыдущие периоды, так как периоды осуществления расходов известны (п. 1 ст. 54 НК РФ). ВС РФ такую позицию не поддержал и указал, что отражение исправленных сведений в текущей налоговой декларации допустимо, так как ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога привела к излишней уплате налога в предыдущих периодах.
Это не повлекло негативных последствий для казны. Таким образом, подача налоговой декларации за предыдущие налоговые периоды необязательна. Но при условии, что к моменту подачи налоговой декларации (исправления ошибки) не истек трехлетний срок возврата (зачета) переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ). Так как только в течение этого времени налогоплательщик вправе распоряжаться излишней суммой уплаченного налога.
По результатам рассмотрения дела ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
29 января 2019 г.
Решение о проведении выездной проверки, вынесенное с технической ошибкой, не всегда можно признать недействительным
Юрлицо посчитало решение от 28 декабря 2017 года о проведении выездной проверки недействительным в связи с тем, что налоговая инспекция не указала конкретные налоги и сборы, которые она собиралась проверять (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2019 г. № Ф05-22585/18 по делу № А40-94052/2018)1.
Данная ошибка является технической и в дальнейшем исправлена путем внесения в решение изменений. Корректировочное решение направлено юрлицу 1 марта 2018 года. При этом с 29 декабря 2017 года по 1 марта 2018 года инспекция приостановила проверку, документы в этот период не истребовались. Суды трех инстанций указали, что инспекция самостоятельно и своевременно устранила допущенную техническую ошибку. Она не повлияла каким-либо негативным образом на права и обязанности налогоплательщика и не повлекла неблагоприятных последствий. Общество не смогло доказать обратное.
Суды отметили, что налоговый орган может самостоятельно вносить изменения и исправлять опечатки в решении, только если изменения и исправления не приведут к изменению существа налогового правонарушения, не повлияют на содержание и выводы налогового органа (п. 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса РФ»). Кроме того, отсутствие в решении перечня налогов либо формулировки «по всем налогам» не означает, что он не соответствует действующему законодательству.
По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
29 января 2019 г.
Новый ФСБУ по аренде: придется оценивать право пользования и обязательство
Минфин напомнил, что утвержден федеральный стандарт бухучета 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», который разработан на основе МСФО (IFRS) 16 «Аренда».
Среди основных новаций ведомство назвало:
- бухучет объектов не будет зависеть от того, как их учла вторая сторона договора аренды. Каждая сторона организует и ведет бухучет объектов самостоятельно;
- введено новое понятие «объект учета аренды», установлены его критерии. Не отвечающие им объекты бухучета будут учитываться по правилам других ФСБУ. Идентификация объектов учета аренды производится на раннюю из двух дат: предоставления предмета аренды или заключения договора;
- арендатор отражает в бухучете право пользования активом и обязательство по аренде. Первое оценивается по фактической стоимости и амортизируется (за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются). Обязательство по аренде – кредиторка по плате за аренду в будущем, оценивается как суммарная приведенная стоимость этих платежей на дату оценки;
- при краткосрочной аренде и аренде малоценных объектов арендатор может применить упрощенный порядок учета договоров – без отражения права пользования активом и обязательства по аренде. Признается только расход по арендным платежам в прибылях и убытках (аналогично применяемому в настоящее время подходу, когда предмет аренды учитывается на балансе арендодателя);
- арендодатель подразделяет аренду на финансовую и операционную. Первое имеет место, если к арендатору переходят экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности арендодателя на предмет аренды. Учет финансовой аренды предполагает признание в качестве актива чистой инвестиции в аренду; доходы при этом признаются в виде процентных начислений по этой инвестиции. В бухучете операционной аренды доход признается в прибылях и убытках равномерно или на основе иного систематического подхода;
- установлены требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности арендатора и арендодателя.
Применять ФСБУ 25/2008 точно придется, начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Но можно и досрочно – в том числе начиная с отчетности за 2019 год.
Последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 25/2018 отражаются ретроспективно. Однако для ряда случаев предусмотрены исключения из этого порядка, облегчающие переход на новый порядок учета (информационное сообщение от 25 января 2019 г. № ИС-учет-15).
29 января 2019 г.
ИФНС не вправе исходить из своих представлений об эффективном бизнесе
Суды поставили на место налоговую, усомнившуюся в реальности покупки фирмой интернет-сайтов: оценку экономической целесообразности деятельности хозсубъектов не вправе давать ни налоговая, ни сами суды.
Налоговая в ходе камеральной проверки квартальной декларации ООО по НДС сочла «искусственно созданными» две операции по приобретению интернет-сайтов, отказав в возмещении 621 тысячи рублей.
Суды трёх инстанций (дело № А67-2424/2018) поддержали ООО. Утверждение инспекции о том, что сделки были оформлены «для вида», суды назвали недоказанным: предусмотренная договорами передача прав на оба сайта состоялась, оба веб-ресурса «живы» и эксплуатируются покупателем, а операции по договорам отражены в бухучёте.
В числе доводов налоговой фигурировало и то, что продавец сайтов не имел права выставлять истцу счета-фактуры с НДС, поскольку данные операции не облагаются НДС. Суды возразили: обязанность продавца по уплате НДС и право покупателя на вычет «связаны с одним и тем же юридическим фактом – выставлением счета-фактуры».
Ещё один довод налоговиков — фирма не понесла реальных затрат на приобретение сайтов, поскольку рассчиталась с контрагентом заёмными средствами — суды отклонили, отметив, что деньги, полученные по договору займа, являются собственностью заёмщика.
Принимая решение в пользу истца, суды сделали вывод о том, что субъективное мнение ИФНС, отражённое в ее решении, «является необоснованными вмешательством в хозяйственную деятельность участников экономических отношений». В постановлении кассации от 26.12.2018 № Ф04-5805/2018 указано, что оценку экономической целесообразности операций налогоплательщика не вправе давать не только налоговая, но и сами суды: это следует из правовой позиции КС, отражённой в постановлении от 24.02.2004 № 3-П.
Суды и раньше указывали, что налоговики не вправе оценивать сделки с позиций рациональности и результата, более того, такое же мнение высказывал и Минфин.
28 января 2019 г.
Минфин России составил перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2018 год
Для каждого случая указано, каким законом установлена обязательность аудита, виды аудируемой отчетности, а также лица, которые вправе провести аудит (информация Минфина России от 15 января 2019 г.).
В Перечне случаи обязательного аудита объединены в группы: по организационно-правовой форме организаций; по виду деятельности организации; конкретные организации; организации, имеющие определенные финансовые показатели; организации, составляющие консолидированную отчетность.
При этом в Перечень включены два новых случая:
- объединение туроператоров в сфере выездного туризма (п. 52);
- акционерное общество «Почта России» (п. 71).
Также сообщается, что Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права, носит исключительно информационный характер (информационное сообщение Минфина России от 16 января 2019 г. № ИС-аудит-27).
25 января 2019 г.
Что изменилось с 2019 года в налогообложении недвижимости организаций?
ФНС России обобщила изменения в порядке исчисления и уплаты налога на имущество организаций (информация ФНС России от 27 декабря 2018).
Из объектов налогообложения исключено движимое имущество. Налог уплачивается только в отношении недвижимости, в том числе переданной во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенной в совместную деятельность или полученной по концессионному соглашению, учитываемой на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса).
С 1,9 до 2,2% увеличены предельные налоговые ставки (п. 1 ст. 380 НК РФ), определяемые законами субъектов РФ в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
К 70 субъектам РФ, в которых действует порядок налогообложения недвижимости исходя из кадастровой стоимости, добавились четыре: Чувашия, Иркутская, Курская, Смоленская области. Также в этих регионах изменен порядок применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.
К перечню организаций, освобождаемых от уплаты налога, отнесены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с законодательством об ИНТЦ (п. 28 ст. 381 НК РФ).
Начиная с отчетности за первый квартал 2019 года организациям необходимо представлять в инспекцию налоговые расчеты по новым формам. Для централизации представления налоговых расчетов можно воспользоваться разъяснениями ФНС России от 21 ноября 2018 г. № БС-4-21/22551@.
ФНС России также предупреждает, что также могут быть изменения на региональном уровне, так как органы госвласти субъектов РФ имеют полномочия устанавливать ставки и льготы по налогу, особенности уплаты авансовых платежей, а также утверждать результаты кадастровой оценки. Подробную информацию можно получить с помощью «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.
25 января 2019 г.
Приказ о введении в РФ документа МСФО «Определение бизнеса» – в Минюсте
Минфин уже выпустил приказ о введении в действие в РФ документа МСФО «Определение бизнеса (поправки к IFRS 3)». Приказ сейчас лежит в Минюсте в ожидании регистрации.
Об этом стало известно из минфиновской таблицы »Информация о ходе признания МСФО и их разъяснений для применения на территории РФ». Реквизиты приказа – № 11н от 22.01.2019.
В стадии проекта он был всего месяц назад.
25 января 2019 г.
В отчете о финансовых результатах будут учтены изменения, внесенные в ПБУ 18/02
Минфин готовит поправки в формы бухгалтерской отчетности. Их «переведут» на ОКВЭД2, показатели будут вноситься только в тысячах рублей, в балансе надо будет отмечать, подлежит ли отчетность обязательному аудиту.
Минфин разработал проект поправок в свой приказ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (66н от 02.07.2010).
Необходимость корректировок связана в том числе с другими нормативными изменениями. Например, в бухотчетности вид деятельности надо будет указывать не по ОКВЭД (как это числится до сих пор), а по ОКВЭД2.
Кроме того, недавно были внесены изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», которые надо будет применять в обязательном порядке начиная с отчетности за 2020 год, а добровольно – можно и раньше. Среди прочего, убрано из обихода понятие постоянных налоговых обязательств (активов) – будет удалена соответствующая строка также и из отчета о финрезультатах. Налог на прибыль в отчете будет разделен на текущий и отложенный (при этом исчезнут строки об изменениях текущих налоговых обязательств и активов).
В примечании появится пункт 7 «Отражается расход (доход) по налогу на прибыль организаций».
Кроме того, в этом же отчете появится новая строка – налог на прибыль по операциям, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода. Этот показатель, согласно примечанию 6, среди прочих будет учитываться в совокупном финансовом результате периода.
В заголовочной части баланса появится строка «Подлежит обязательному аудиту _ДА _НЕТ» с ячейками под простановку нужной «галочки».
Будет упразднена возможность указания показателей отчетности в млн рублей (останутся только тысячи).
Планируемый срок вступления поправок в силу – июль 2019 года.
24 января 2019 г.
ФНС России утвердила форму, по которой будет запрашиваться информация о бенефициарных владельцах юрлица
Указанная форма содержится в приказе ФНС России от 20 декабря 2018 г. № ММВ-7-2/824@ «Об утверждении образца запроса налогового органа юридическому лицу,предусмотренного пунктом 6 статьи 6.1Федерального закона от 7 августа 2001 г.№ 115-ФЗ «О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Запрашиваемую информацию юрлицо должно будет представить по состоянию на дату, указанную в запросе, в течение пяти рабочих дней со дня его получения. Ответ на запрос направляется в электронной форме.
Приказ вступает в силу 3 февраля.
24 января 2019 г.
Минфин выпустил новые рекомендации – по проведению аудита за 2018 год
Ряд разделов рекомендаций существенно отличается от прошлогодних, изменилась также структура рекомендаций в целом.
Минфин составил очередные рекомендации по проведению аудита – в этот раз, применительно к отчетности за 2018 год.
В части применимых стандартов аудита новые рекомендации почти не отличаются от прошлогодних. Одно из небольших отличий – среди не введенных в РФ пересмотренных МСА, которыми в определенных случаях надо руководствоваться, появился ISA 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» (в дополнение к тому списку, который уже был).
Убран абзац о том, что при проведении аудита консолидированной отчетности целесообразно руководствоваться также рекомендациями САД от 26 марта 2013 года, а также исчезла оговорка о неприменимости ФСАД.
В остальном текст рекомендаций существенно изменен. Введены новые разделы – указано, на какие аспекты каких МСА надо обратить особое внимание, рассмотрен вопрос внутреннего контроля качества (впрочем, сам по себе раздел был и в позапрошлогодних рекомендациях, но его содержимое изменилось до неузнаваемости).
В разделе о рассмотрении рисков «отмывания» к необходимости делать это теперь «прикручен» только МСА 315 (пересмотренный) и под другим соусом (в прошлых методичках в этой связи упоминался также МСА 250). Минфин также посоветовал использовать инструкции по оценке рисков, направленныеноябрьским письмом Росфинмониторинга № 56, а также результаты национальной оценки рисков, разработанные в конце прошлого года САД.
Отдельно выведены инструкции по уведомлению РФМ о подозрительных операциях клиентов – это аудиторы должны делать начиная с мая 2018 года. Напомним, соответствующие поправки в антиотмывочный закон 115-ФЗ были внесены законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ, а разъяснения о новой обязанности Минфин давал еще в апреле.
Подкорректирована также концовка «антикоррупционного» раздела рекомендаций.
Совершенно не изменился раздел о составлении АЗ, но при этом исчез раздел «Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении».
В «отдельных вопросах» составления бухотчетности внимание в этом году уделено:
- определению состава показателей отчетности
- процентам по займам на реконструкцию, модернизацию ОС
- отражению величины обесценения НМА
- признанию дебиторки сомнительной
- увеличению оценочного обязательства при росте его приведенной стоимости
- признанию выручки от оказания услуг
- выручке в случае получения компенсации из бюджета в связи с государственным регулированием тарифов
- пересчету в рубли стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ
- раскрытию данных о доходах и расходах некоммерческой организации
- досрочному применению правил ФСБУ (первый из них – по аренде – для частного сектора, напомним, уже принят)
- раскрытию информации о применении ФСБУ с учетом МСФО
- формированию учетной политики дочерними обществами
- составлению консолидированной финансовой отчетности.
Также традиционно присуствуют разделы об «отдельных вопросах» по кредитным организациям и по НФО (рекомендации содержатся в приложении к письму Минфина от 21 января 2019 г. N 07-04-09/2654).
23 января 2019 г.
Недостроенный объект должен облагаться налогом на имущество организаций, если фактически эксплуатируется
Суды подтвердили правомерность доначислений по налогу на имущество организаций в ситуации, когда налогоплательщик сдавал в аренду часть здания, которое учитывалось как объект незавершенного строительства (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2018 г. № Ф06-40495/18 по делу № А55-5761/2018). Однако по мнению налогоплательщика, налог на имущество не может исчисляться до включения объекта недвижимости в состав основных средств и до регистрации на него права собственности.
Суды указали, что факт неучета имущества на счете баланса 01 «Основные средства» не означает, что объект налогообложения отсутствует. Часть недостроенного здания отведена под производственный цех и сдавалась в аренду. Факт эксплуатации подтвержден договорами аренды. Другая часть здания отведена под административные кабинеты. Суды установили, что данное имущество отвечает всем признакам основного средства, а именно:
- объект приносит экономическую выгоду;
- не предназначен для продажи;
- используется в течение длительного времени (2015-2016 год);
- используется в производстве.
Таким образом, имущество приобрело свое целевое назначение, готово для ввода в эксплуатацию и должно быть учтено как основное средство. При этом наличие или отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию не влияет на налоговые последствия. По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе постановление апелляционного суда и решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу юрлица – без удовлетворения.
23 января 2019 г.
Взаимозависимость сторон и отличие цены сделки от рыночного уровня не могут быть основанием для доначисления налогов
Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика в том, что налоговый орган не правомерно начислил юрлицу налог на прибыль, НДС, пени и штрафы только на основании того, что 122 земельных участка реализованы взаимозависимому ИП по цене, в несколько раз меньше рыночной. По мнению налоговиков, налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2018 г. № Ф05-20550/18 по делу № А40-181940/2017).
Рыночная цена участков определена с помощью экспертного заключения. По итогам выездной проверки организации инспекция установила, что разница между рыночной ценой земельных участков и ценой их продажи составила более 479 млн руб., в связи с чем доначислен налог на прибыль и НДС в размере свыше 55 млн руб. и 14 млн руб. соответственно. При доказывании своей позиции, налоговый орган указал на следующее:
- общество и ИП являются взаимозависимыми через покупателя-сестру ИП;
- стоимость продажи в 3 раза ниже рыночной;
- отсутствует экономическая обоснованность заведомого занижения стоимости продажи земельных участков. Часть земельных участков ИП продавал по рыночной цене.
Суды указали, что данные обстоятельства не могут служить самостоятельным основанием для признания необоснованной налоговой выгоды. Взаимозависимость участников сделки и многократное отклонение цены от рыночного уровня могут быть лишь одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды во взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки. Однако такие иные обстоятельства не установлены.
По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе постановление апелляционного суда и решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу инспекции – без удовлетворения.
23 января 2019 г.
Минфин рассказал, как налоговикам оценивать необоснованную налоговую выгоду
При этом «рядовые» ИФНС вправе использовать методы, предназначенные для установления доходов по «взаимозависимым» сделкам.
Выявленная налоговиками необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку, указал Минфин.
При этом НК не предусматривает закрытого перечня способов оценки размера такой выгоды и не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 НК (то есть методов, установленных НК для определения налогооблагаемых доходов в сделках между взаимозависимыми лицами).
Так что могут применяться как эти методы, так и иные способы подсчета несанкционированной выгоды, в том числе не предусмотренные НК.
По мнению ведомства, доказывание налоговиками необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок не относится к случаям контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам (последнее вправе делать только ФНС РФ). Это соответствует позиции ВС (письмо от 28 ноября 2018 г. N 03-12-12/1/85982).
Суды обычно придерживаются того же мнения. Причем, иногда местные налоговики не настаивают на взаимозависимости сторон сделки, чем оставляютсебе лазейку в виде права контролировать цены.
23 января 2019 г.
ФНС России утвердила новый формат счета-фактуры
Новый формат принят соответствующим приказом от 19 декабря 2018 г. № ММВ-7-18/820@. Однако, кроме формата счета-фактуры, также утвержден:
- формат представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру;
- формат представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме.
Приказ вступает в силу 2 февраля. При этом до 31 декабря 2019 года можно создавать счета-фактуры в электронной форме как по новому формату, так и по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@. Этот документ утратит силу с 1 января 2020 года.
Отметим, что принятие нового приказа связано, в том числе, с повышением ставки НДС.
Напомним, что с 1 января иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе при оказании электронных услуг на территории РФ, даже если аванс за услуги получен в 2018 году.
23 января 2019 г.
Скорректированы правила списания налоговой недоимки
Изменены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее – Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их безнадежными к взысканию(приказ ФНС России от 17 декабря 2018 г. № ММВ-7-8/809@).
Так, в частности, Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по предусмотренным основаниям (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
С 29 января условие о прекращении деятельности таким юрлицом исключены.
23 января 2019 г.
Минфин России рассказал, как разделить в учетной политике расходы на прямые и косвенные
В целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик вправе отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (услуг, работ), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 декабря 2018 г. № 03-03-06/1/88527). Финансисты отметили, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Такой вывод сделан на основе анализа ст. 252, 318-319 Налогового кодекса.
Напомним, что расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Перечень прямых расходов является открытым и определяется налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике. К косвенным относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных (п. 1 ст. 318 НК РФ). Прямые расходы списываются по мере реализации товаров (услуг, работ) в стоимости которых они учтены, а косвенные – в периоде, к которому они относятся (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Напомним, что вносить изменения в учетную политику в середине налогового периода можно только в случае внесения поправок в налоговое законодательства или ведения нового вида деятельности.
22 января 2019 г.
Минфин предлагает считать остаточную стоимость НМА так же, как для ОС
Остаточная стоимость ОС определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации, напомнил Минфин.
Это же правило ведомство предлагает применять также и для определения остаточной стоимости нематериальных активов (НМА). Для нее НК не оговаривает особых инструкций. Вместе с тем, НМА могут быть амортизируемым имуществом, как и ОС – отсюда и аналогия (письмо от 27.12.18 № 03-03-20/95323).
22 января 2019 г.
Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее
актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также
материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако
эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в
этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке,
представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или
рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального
суждения.