Выход фирмы-участника из организации: какая нужна ставка налога на прибыль
Минфин объяснил, что теперь доход от такого действия приравнивается к дивидендам.
Минфин напомнил, что теперь к доходам от долевого участия в других организациях (дивидендам) также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации. Доход определяется как превышение фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) стоимости акций (долей, паев). Это было введено законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2019 года полученный при выходе из ООО доход участника в виде имущества (имущественных прав) в размере, превышающем оплаченную стоимость доли, для целей налогообложения прибыли признается дивидендом, то есть внереализационным доходом.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются налоговые ставки, установленные пунктом 3 статьи 284 НК (0, 5, 13 или 15% – в зависимости от ряда условий, а также от того, является ли получатель дохода российской или иностранной организацией).
При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 НК РФ.
Следовательно, указанная в пункте 1 статьи 284.2 НК нулевая ставка налога на прибыль, предусмотренная для случаев реализации (погашения) акций российских организаций (долей участия) при сроке владения от 5 лет, не применяется к доходу вышедших участников (письмо от 11 октября 2019 г. N 03-03-06/1/78216).
1 ноября 2019 г.
ФНС рассказала о новом в форме декларации по налогу на имущество организаций
Помимо изменений в связи с отменой квартальных расчетов, появились коды новых налоговых льгот для ряда объектов.
С 2020 года вводится новая форма декларации по налогу на имущество организаций, напомнила ФНС. Новый приказ службы, содержащий форму этой декларации, вышел месяц назад, и главное – в нем учтена отмена квартальных расчетов. В этой связи подкорректирована и форма самой декларации.
Она будет применяться, начиная с представления декларации за налоговый период 2019 года.
Также в декларацию дополнительно внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.
В ней появились и коды новых налоговых льгот для объектов высокой энергетической эффективности, имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе РФ, которое используется при разработке морских месторождений углеводородного сырья. Кроме того, в декларацию внесены коды новых налоговых льгот для организаций, признаваемых фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с законом об инновационных научно-технологических центрах.
1 ноября 2019 г.
Формы деклараций по транспортному и земельному налогам отменены с 2021 года
Отчетность по транспортному и земельному налогам за 2019 год является для организаций последней. Представить соответствующие декларации необходимо не позднее 3 февраля 2020 года (с учетом переноса срока из-за выходных) (приказ Федеральной налоговой службы от 4 сентября 2019 г. № ММВ-7-21/440@.
Начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по транспортному и земельному налогам. В связи с этим утратили силу их формы.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
31 октября 2019 г.
Штраф за нарушение антимонопольного законодательства в расходах не учесть
Смягчать наказание поощрением запрещено статьей 270 НК, указал Минфин.
Минфин напомнил, что в целях налога на прибыль не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (внебюджетные фонды), процентов при излишнем возмещении НДС в заявительном порядке, а также штрафов и других санкций, взимаемых госорганизациями, которые по закону имеют право наложения указанных санкций (пункт 2 статьи 270 НК).
По мнению ведомства, взыскание в пользу бюджета штрафа за нарушение антимонопольного законодательства является мерой воздействия на нарушителя и имеет санкционную природу. Так что уплаченный антимонопольщикам штраф нельзя включить в расходы в связи с прямым запретом, установленным статьей 270 НК (письмо от 01.10.19 № 03-03-06/1/75340).
31 октября 2019 г.
Налоговая служба обобщила поправки в налоговом законодательстве с 2020 года
Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ внесен ряд изменений в налоговое законодательство. ФНС России в своем письме рассказала о некоторых из них, вступающих в силу с 2020 года (письмо ФНС России от 23 октября 2019 г. № БС-4-11/21726@).
С нового года адвокатам больше не нужно будет представлять в налоговую инспекцию подтверждающие документы вместе с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов, за периоды, когда их статус был приостановлен (п. 7 ст. 430 Налогового кодекса).
Все необходимые документы о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов будут направляться в налоговую службу от адвокатских палат субъектов РФ в рамках п. 2 ст. 85 НК РФ.
Другое изменение связано с установлением порядка определения суммы страховых взносов за неполный месяц ведения плательщиками, не производящими выплаты физлицам, своей деятельности (п. 8 ст. 430 НК РФ). К ним, в частности, относятся предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, оценщики и иные лица. Согласно новым правилам, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству отработанных календарных дней этого месяца.
Также НК РФ дополнен критерием для наделения организацией своих обособленных подразделений полномочиями по начислению и выплатам вознаграждений в пользу физлиц (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Так, плательщики страховых взносов должны будут сообщать в налоговую инспекцию по своему месту нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физлиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Таким образом, наделить соответствующими полномочиями плательщик сможет только те обособленные подразделения, которым открыт счет в банке.
30 октября 2019 г.
Минфин придал наглядную форму антиотмывочным мерам при оказании бухуслуг
Методичка касается лиц, оказывающих как бухгалтерские, так и аудиторские услуги.
Минфин опубликовал презентацию об антиотмывочных обязанностях лиц, оказывающих бухгалтерские услуги. К таким лицам отнесены также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, а аудиторские услуги в контексте методички включены в список «прочих». Помимо этого, а также ведения бухучета, составления отчетности, консультирования, в составе деятельности, подлежащей контролю, присутствуют также операции с деньгами и имуществом клиента.
Методичка раскрывает:
- какие операции клиента в целях закона 115-ФЗ отнесены к контролируемым;
- обязанности лиц, оказывающих бухуслуги, в отношении контролируемых операций (идентификация клиента, блокировка его средств или иного имущества, внутренний контроль, информирование РФМ, хранение информации и другое);
- что включает идентификация клиента;
- какие сведения о клиенте-физлице (отдельно – о юрлице, а также об иностранной структуре без юрлица) надо установить при идентификации;
- кто такой бенефициарный владелец и когда не нужна его идентификация;
- состав дополнительной информации о клиенте (в том числе – об источниках происхождения его имущества);
- что такое блокировка, в каких случаях и в какие сроки она применяется;
- особенности обслуживания публичных должностных лиц;
- как уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиента;
- требования к внутреннему контролю, к фиксированию и хранению информации;
- состав нормативной базы.
30 октября 2019 г.
С 27 октября упрощены расчеты при внешнеэкономической деятельности
С 27 октября 2019 года снят ряд ограничений на расчеты при внешнеэкономической деятельности (Федеральный закон от 16 октября 2019 г. № 341-ФЗ).
Сообщается, что использование переводного (трансферабельного) аккредитива теперь не нарушает требования по репатриации выручки, если резидент обеспечил зачисление экспортной выручки на свой счет или на счета вторых получателей средств в уполномоченном банке в соответствии с условиями и в срок, предусмотренный внешнеторговым экспортным договором.
Также признается правомерной нерепатриация резидентом средств по внешнеторговому договору или договору займа в части сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за проведение операций по переводу денежных средств.
Эти поправки были подготовлены в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» по либерализации валютного законодательства. Ее результатом стала, в частности, отмена в августе текущего года ряда ограничений по предоставлению уведомлений об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов и вкладов в банках, расположенных за пределами территории России, и отчетов по ним. Также нацпроект предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации внешнеторговой выручки.
29 октября 2019 г.
Налоговая служба разъяснила особенности подачи расчетов по страховым взносам обособленными подразделениями
Уплата и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения. Если у компании есть обособленные подразделения, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, то отчетность предоставляется по месту их нахождения (п. 7 ст. 431, п. 11 ст. 431 Налогового кодекса).
При этом головная организация должна принять решение о наделении подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физиц. Как поясняет налоговая служба, если организация не уполномочила ни одно из своих подразделений начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, то уплата страховых взносов и представление расчетов должно осуществляться самой организацией по месту ее нахождения (письмо ФНС России от 22 октября 2019 г. № БС-4-11/21648@).
Если же подразделение не было наделено соответствующими полномочиями, но сдало отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, то организации необходимо направить уточненный расчет за соответствующие расчетный (отчетный) периоды. В нем проставляются «нулевые» показатели всех разделов расчета и представляется он в территориальный налоговый орган по месту нахождения такого подразделения.
Как поясняет ФНС России, при заполнении титульного листа такого расчета указывается:
- в поле «ИНН» и «КПП» – реквизиты обособленного подразделения, по которому ранее представлялись расчеты;
- в поле «Номер корректировки» – соответствующий номер;
- в поле «По месту нахождения (учета) (код)" – код «222» (по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения);
- реквизит «ИНН/КПП реорганизованной организации» не заполняется;
- в поле «форма реорганизации (ликвидация) (код)" – код «9« (лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения).
Помимо «нулевого» расчета, направляемого в инспекцию по месту постановки на учет подразделения, организация должна представить уточненный расчет за соответствующий расчетный (отчетный) период в налоговый орган по месту своего нахождения. В него включаются персонифицированные сведения по всем застрахованным лицам, в том числе, работникам подразделений. В уточненном расчете отражаются сведения по всем разделам расчета с учетом ранее представленной информации о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, базе для исчисления взносов и исчисленных взносах подразделений, не наделенным полномочиями.
Уточненные расчеты представляются организацией в налоговый орган по месту своего учета также и в случае лишения подразделения полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц или его закрытия. В титульном листе расчета нужно указать:
- в полях «ИНН» и «КПП» реквизиты организации;
- в поле «По месту нахождения (учета) (код)" указывается код «214» (по месту нахождения российской организации);
- реквизит «ИНН/КПП реорганизованной организации» указывается ИНН/КПП подразделения;
- в поле «форма реорганизации (ликвидация) (код) указывается код «9« (лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения).
29 октября 2019 г.
ФНС обяжет компании доплачивать налоги при использовании самозанятых
С 2020 года Федеральная налоговая служба (ФНС) обяжет компании платить страховые взносы и налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за самозанятых граждан, труд которых используют вместо штатных работников и пытаются тем самым избежать этих выплат. Об этом в среду, 23 октября, заявил первый вице-премьер России, глава Минфина Антон Силуанов.
Как сообщает «РИА Новости», на заседании Госдумы министр отметил, что ФНС видит предприятия, которые пытаются нанять вместо штатных работников самозанятых. «Поэтому мы договорились о том, что в течение этого года мы не будем проводить специальные проверки таких предприятий и вводить меры ответственности за таких штатных работников», — объяснил он.
По словам Силуанова, с 2020 года это ограничение снимут и ФНС начнет досчитывать, если самозанятый оказывает услуги только одному предприятию, этому предприятию страховые взносы и подоходный налог.
Специальный налоговый режим для самозанятых действует сейчас в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Граждане, чей ежегодный доход не превышает 2,4 млн рублей, могут платить налог по ставке 4% для работающих с физлицами и 6% для тех, кто работает с компаниями и индивидуальными предпринимателями. При этом им не нужно сдавать отчетность.
Ранее в среду стало известно, что к эксперименту с особым налоговым режимом для самозанятых подключат еще 13 российских регионов.
28 октября 2019 г.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физлица лежит на налоговом агенте
ФНС России в своем письме разъяснила особенности признания физлица налоговым резидентом России и подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства (письмо ФНС России от 30 сентября 2019 г. № БС-4-11/19925).
Так, согласно налоговому законодательству налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса).
Для военнослужащих и сотрудников госорганов такой порядок не применяется – они признаются российскими резидентами вне зависимости от времени фактического нахождения в России (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Статус физлица устанавливается по окончании налогового периода налоговым агентом, выплачивающим доход физлицу. При этом в НК РФ не содержится перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории России. Поэтому, как поясняет налоговая служба, такое подтверждение возможно на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, и позволяющих установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории России.
Так, например, если получатель дохода является налоговым резидентом иностранного государства, с которым РФ заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в России соответствующего вида дохода, то для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физлицо вправе представить паспорт иностранного гражданина либо иной удостоверяющий личность документ.
Также налоговый агент может запросить у физлица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым РФ заключен международный договор по вопросам налогообложения.
Если подтверждающие документы не были запрошены налоговым агентом или не представлены физлицом, и при этом доход облагался по меньшей ставке или освобождался от налогообложения, то за такое нарушение налогового законодательства нести ответственность будет именно налоговый агент.
25 октября 2019 г.
Налоговая и таможенно-тарифная политика России: что запланировано на предстоящие три года?
Минфин России определил основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы.
Предполагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия, а именно — изменения опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее, чем через год.
В Налоговый кодекс будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.
Планируется усовершенствовать порядок взимания НДФЛ и страховых взносов, создать единую информационную среду налоговых и таможенных органов. Предлагается приравнять ставку НДФЛ для нерезидентов к ставке для доходов резидентов РФ. При этом предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в РФ для приобретения статуса налогового резидента со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Предусматривается ряд мер для роста занятости и производительности труда, повышения конкурентоспособности российских товаров. Например, планируется отменить декларации для ИП, применяющих УСН с объектом «доходы» в связи с обязательным использованием ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы. Также предлагается введение переходного режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов и (или) ССЧ работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН.
С той же целью планируется присоединение ряда субъектов России к участию в эксперименте по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), а также предоставление права применять НПД физическими лицами, являющимися гражданами стран СНГ, не являющимися членами ЕАЭС.
В рамках ПСН предприниматели смогут уменьшать налог на страховые взносы.
Для повышения прозрачности внешнеэкономических операций будет внедряться механизм прослеживаемости товаров, ввозимых в ЕАЭС, который на первом этапе будет реализован в рамках пилотного проекта.
24 октября 2019 г.
При продаже товаров с постоплатой надо пробить два чека
Постоплата по сути является предоставлением и погашением займа для оплаты товара и требует применения ККТ. Поэтому при продаже товара (работы, услуги) покупателю формируются два кассовых чека на два действия. Первый – на дату получения товара покупателем с признаком способа расчета «передача в кредит». Второй – на дату оплаты покупателем полной стоимости товара с признаком способа расчета «оплата кредита». При этом способ оплаты – наличными или электронными средствами – значения не имеет (информация ФНС России от 7 октября 2019 года).
В информации ФНС России разъяснено, что для случаев постоплаты признак способа расчета может иметь несколько оснований с соответствующими значениями:
- частичная оплата предмета расчета в момент его передачи с последующей оплатой в кредит (значение реквизита «5«, в печатной форме «частичный расчет и кредит»);
- передача предмета расчета без его оплаты в момент передачи с последующей оплатой в кредит (значение реквизита «6«, в печатной форме «передача в кредит»);
- оплата предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита) (значение реквизита «7«, в печатной форме «оплата кредита»)
23 октября 2019 г.
Кабмин установит ограничения на выдачу аудиторам информации и документации
Таким образом, будут реализованы требования закона, принятого в конце 2017 года.
Минфин заявил о намерении разработать проект нормативного акта об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору.
Наличие такого акта предусмотрено пунктами 1 и 2 части 2 статьи 14 закона «Об аудиторской деятельности». В данных нормах идет речь об обязанности аудируемого лица предоставлять необходимую информацию и документацию, а также не предпринимать действий по сокрытию информации (за исключением случаев, в которых правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации).
Упоминание таких случаев введено законом 481-ФЗ от 31.12.2017. Данным законом внесены поправки в 11 федеральных законов, и большая часть изменений касается права кабмина на установление перечня случаев, когда какая-либо информация может не раскрываться, не публиковаться или не выдаваться.
Кстати, внесено подобное и в закон о бухучете – в норму о том, что заинтересованным лицам обеспечивается доступ к госинформресурсу бухгалтерской отчетности, за исключением случаев гостайны, а теперь – также и за исключением случаев и лиц, установленных правительством.
23 октября 2019 г.
ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в III квартале 2019 года
Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения
Всего в обзоре представлено 11 решений КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за III квартал текущего года. В Обзоре приведены позиции высших судов как по вопросам налогового администрирования, так и по конкретным налогам, например:
- налоговой базой (по налогу на прибыль) при получении дивидендов выступает не прибыль (доходы за вычетом расходов), а исключительно сами суммы выплаченных дивидендов, в связи с чем при получении дивидендов, облагаемых по ставке 0%, отсутствует обязанность по ведению раздельного учета (п. 3 Обзора);
- при решении вопроса о том, является ли имущество движимым или недвижимым для целей налога на имущество, принципиальным является то, выполняет ли такое имущество какую-либо самостоятельную функцию или оно предназначено только для обслуживания здания, а не наличие у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи (п. 4 Обзора);
- зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017, в счет предстоящих платежей за период с 01 января 2017 не предусмотрен (п. 9 Обзора).
22 октября 2019 г.
Скорректированы критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
В Критериях уточнено, что в целях отнесения к крупнейшим налогоплательщикам суммарный объем полученных доходов иностранных организаций (их филиалов и пр.), не ведущих бухгалтерский учет, определяется по разделу 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (код строки 010 (символ строки А)) или листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (коды строк 010, 020).
Изменены правила отнесения к крупнейшим налогоплательщикам участников налогового мониторинга (приказ Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2019 г. № ММВ-7-22/487@).
22 октября 2019 г.
Предлагается упростить процедуру самостоятельного исправления ошибок при применении ККТ
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в части наложения административной ответственности на налогоплательщика, допустившего ошибки в использовании кассовой техники. Речь идет о неприменении ККТ в установленных законодательством случаях, о применении ККТ не соответствующей установленным требованиям или с нарушением установленного порядка регистрации и перерегистрации кассовой техники.
Так, законодательством установлено, для избежания налогоплательщиком привлечения к административной ответственности необходимо сообщить в налоговые органы о допущенном правонарушении и направить документы, подтверждающие соответствующее исправление допущенного нарушения (ст. 14.5 КоАП). Тем не менее, как указано в пояснительной записке к законопроекту, осуществление таких действий предполагает направление в инспекцию отдельных комплектов документов по каждому совершенному правонарушению, либо группе однородных правонарушений, что сопряжено со значительными затратами усилий и времени налогоплательщика.
Законодатель же намерен упростить процедуру уведомления налоговой службы, указав, что для освобождения от привлечения к административной ответственности достаточно будет сформировать кассовый чек коррекции. Такое дополнение позволит налогоплательщику, допустившему нарушение, сформировать кассовый чек коррекции на своей кассовой технике, который автоматически будет направлен в налоговые органы, и будет рассматриваться одновременно и как сообщение о правонарушении и как документ, подтверждающий исправление ошибки. По мнению законодателя такие меры позволят избежать дополнительных действий со стороны налогоплательщика.
21 октября 2019 г.
ФНС рассказала, что нового в форме декларации по налогу на прибыль
Налоговики будут оперативнее обрабатывать информацию, считает ФНС.
ФНС напомнила, что недавно зарегистрирован приказ с новой формой декларации по налогу на прибыль. Заодно утверждены правила ее заполнения, формат и порядок представления в электронном виде. По новой форме надо впервые отчитаться за 2019 год.
В новой декларации учтены изменения в части переноса убытков предыдущих налоговых периодов. Напомним, еще в конце 16 года законом 401-ФЗ было снято ограничение срока переноса десятью годами. При этом налоговая база не может быть уменьшена на сумму прошлых убытков более чем на 50%. Это теперь оговаривает и порядок заполнения. Кстати, действие этих правил продлено законом 325-ФЗ.
ФНС также добавила информацию о других изменениях, которые теперь учтены в форме декларации:
- об изменении подхода к формированию консолидированной налоговой базы КГН;
- о предоставлении права получения инвестиционного налогового вычета;
- о введении новых правил налогообложения международных холдинговых компаний;
- об установлении ставки 0% для организаций, занимающихся туристско-рекреационной деятельностью на территории Дальневосточного федерального округа.
Налоговая служба утверждает, что нововведение упростит процесс заполнения декларации, а также увеличит оперативность обработки информации налоговиками.
21 октября 2019 г.
Подготовлен проект федерального стандарта «Запасы»
Минфин России разработал проект Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы». Предполагается, что с начала его применения утратит свою силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, а также методические указания по учету материально-производственных запасов, специального инструмента, приспособлений, оборудования и одежды.
Стандарт разделен на шесть глав – «Общие положения», «Оценка при признании», «Оценка после признания», «Отпуск и списание запасов», «Раскрытие информации в отчетности», «Переходные положения».
В «Общих положениях» указывается, что стандарт применяется всеми организациями, за исключением госсектора. Напомним, в этом году для них был разработан свой стандарт (приказ Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н). Также могут не применять стандарт организации с упрощенным способом ведения бухучета, если они являются микропредприятиями или характер деятельности не предполагает наличие существенных остатков запасов. При этом затраты, которые в соответствии с настоящим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором были понесены. Все остальные организации могут не применять стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. Однако такое решение компании необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Также в этом разделе дается само понятие запасов для целей бухучета, а также при каких условиях они должны признаваться в учете.
Второй раздел «Оценка при признании» устанавливает, что в общих случаях запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. Далее в двух подразделах указывается, что включается в себестоимость запасов, а также незавершенного производства и готовой продукции.
Согласно разделу «Оценка после признания» запасы организации оцениваются на отчетную дату по наименьшей величине – либо по фактической себестоимости, либо по чистая стоимость продажи запасов.
В разделе «Отпуск и списание запасов» разъясняется не только способ списания запасов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или методом ФИФО), случаи их списания, но и в каком периоде признать расходы от списания.
В разделе «Раскрытие информации в отчетности» прописано, какую именно информацию, с учетом существенности нужно отразить в отчетности. Так, в частности, указывается:
- балансовая стоимость запасов на начало и конец отчетного периода;
- сверка остатков запасов в разрезе фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за отчетный период;
- причины, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов при восстановлении ранее созданного резерва под обесценение;
- балансовая стоимость запасов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации;
- способы расчета себестоимости запасов;
- последствия изменения такого способов расчета;
- авансы, предварительная оплата, задатки, уплаченные организацией в связи с приобретением, созданием, переработкой запасов.
В заключительном разделе «Переходные положения» указано, что применять стандарт организация обязана будет начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. При этом организация может начать принять его и раньше, но свое решение необходимо будет отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Что касается последствии изменения учетной политики в связи с началом применения стандарта, то компания может отразить их или ретроспективно (как если бы стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), или перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухучета). Выбранный способ также должен быть отражен в первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением стандарта.
21 октября 2019 г.
Минфин России разъяснил особенности восстановления НДС по счетам-фактурам с истекшим сроком хранения
Налоговым законодательством предусмотрено, что суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, подлежат восстановлению, в частности, в случае дальнейшего использования приобретенных товаров для осуществления операций, по производству товаров, не подлежащих налогообложению или реализуемых за пределами России (п. 2 ст. 170, подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса).
Для восстановления сумм НДС, принятых к вычету налогоплательщиком, в вышеуказанных случаях в книге продаж регистрируются счета-фактуры, на основании которых суммы НДС приняты к вычету (п. 14 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Вместе с тем законодательством установлено, что счета-фактуры хранятся четыре года (ст. 368 Перечня, утв. приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558). В связи с этим, для восстановления сумм НДС в книге продаж регистрируются счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, если в налоговом периоде, в котором товары были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, не истек вышеуказанный срок их хранения.
Если же такие счета-фактуры отсутствуют в связи с истечением установленного срока их хранения в книге продаж, то, как поясняет Минфин России, можно зарегистрировать справку бухгалтера, в которой отражена сумма НДС, подлежащая восстановлению. Именно она и будет является основанием для восстановления НДС по вышеуказанным операциям при истечении срока хранения счетов-фактур (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 сентября 2019 г. № 03-07-09/73784).
21 октября 2019 г.
Спорные вопросы с заданным исходом: ФНС составила новый обзор позиций ВС и КС
Как обычно, это проливает свет, по каким поводам есть смысл идти в суд, а по каким битва бесполезна.
ФНС выпустила обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС и ВС, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения. В обзор включены следующие решения.
В пользу налоговиков
Доля участия фирмы в финансировании строительства составила 91% (в этой доле она заявила и вычеты НДС). Однако по завершении строительства был произведен раздел собственности, и фирме отошло только 75%. Суды арбитражной системы (дело № А56-26677/2015), а затем и КС (определение от 18.07.2019 № 2117-О) вслед за налоговиками пришли к выводу, что фирма может претендовать только на вычеты в размере 75% входящего НДС. Так что ФНС в своем обзоре сформулировала такой вывод: вне зависимости от доли участия в финансировании инвестпроекта нельзя заявлять вычеты больше, чем соответствуют доле в возведенном объекте.
ВС не стал отменять письмо ФНС о невозможности зачета «старых» взносов (решение АКПИ19-231). У тех, у кого сложилась переплата по взносам, администрировавшимся фондами, только один путь – вернуть и уплатить.
В пользу налогоплательщиков
На доход в виде дивидендов от «дочек» не раскидываются управленческие расходы – определение ВС № 309-КГ18-26166 по делу № А47-9881/2017.
Определением № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018 ВС поменял судебную практику по квалификации «непонятных» объектов в качестве движимых, указав, что оборудование может относиться к недвижимости, только если предназначено для обслуживания здания. Кроме того, трансформаторную подстанцию суды, включая ВС, отнесли к «движке». ВС также усомнился в непогрешимости экспертных оценок, на которые часто предлагает опираться ФНС.
Инспекция при проверке объединила доходы трех субъектов, уличив их в дроблении, вследствие чего утрачено право на спецрежим, и возникла обязанность платить НДС. ВС указал, что в данном случае не следует применять ставку (на то время) 18%, так как НДС изначально покупателям не предъявлялся, а надо выделить НДС из цен сделок по расчетной ставке 18/118 (определение 307-ЭС19-8085 по делу № А05-13684/2017).
Проверяя декларацию по НДС, налоговая не вправе проводить осмотр у контрагентов. ВС, а затем и его апелляционная коллегия, охладили пыл ФНС, которая призывала налоговиков на местах слишком глубоко копать при камералках по НДС, в том числе, заявляясь в осмотрами к лицам, замеченным лишь в хозяйственных связях с проверяемым лицом (решение ВС АКПИ19-296, позднее подтвержденное АК ВС определением АПЛ19-333).
Соломоново решение
ВС разъяснил, как следует поступать, если власти повысили кадастровую стоимость «задним числом» (определение 305-КГ18-17303 по делу № А40-232515/2017). При значительных расхождениях для целей налогообложения надо определить рыночную стоимость объекта.
В обзор попали и некоторые другие споры.
18 октября 2019 г.
Во время камеральной проверки вызвать в налоговую для дачи показаний могут любое физическое лицо
ФНС России напомнила, что налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (Письмо Федеральной налоговой службы от 9 августа 2019 г. № ЕД-4-15/15859@). Кроме того, они вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением:
- лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля,
- лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.
Каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки, который может быть привлечен в качестве свидетеля для дачи показаний, налоговое законодательство не предусматривает.
17 октября 2019 г.
Налоговая служба напомнила о третьем этапе декларирования физлицами своих зарубежных счетов и активов
Налоговая служба составила план информационной кампании о третьем этапе добровольного декларирования гражданами активов и счетов (вкладов) в банках (письмо ФНС России от 13 сентября 2019 г. № ГД-4-19/18469@). Согласно ему срок проведения третьего этапа установлен с 3 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года. В течение этого времени налоговые органы принимают специальные декларации (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Представляется такая отчетность в двух экземплярах на бумажном носителе. Подать ее можно в любую налоговую инспекцию по усмотрению налогоплательщика или же в центральный аппарат ФНС России. При этом не обязательно лично посещать налоговый орган – документ может подать уполномоченный представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности. Учтите, что направлять по почте специальную декларацию нельзя – налоговый орган не засчитает ее представление.
Как поясняет налоговая служба, если физлицо подавало декларацию в ходе первого или второго этапов декларирования, то это не мешает подать ее и в ходе третьего этапа. При этом обратите внимание, что законодательством не предусмотрена подача уточненной специальной декларации.
ФНС России напоминает, что декларанту или лицу, информация о котором отражена в специальной декларации, сохраняются гарантии освобождения от уголовной, административной и налоговой ответственности. Единственное условие – осуществление вышеуказанными лицами репатриации денежных средств и государственной регистрации в порядке редомициляции подконтрольных им иностранных компаний. Налоговая служба обязуется обеспечить конфиденциальный режим сведений, указанных в специальных декларациях.
Более подробную информацию о порядке заполнения и представления отчетности, а также саму форму декларации можно найти на официальном сайте ФНС России в подразделе «Специальная декларация» раздела «Налогообложение в РФ».
15 октября 2019 г.
Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.