В 2025 году в законодательство Российской Федерации внесены значительные изменения, направленные на усиление борьбы с антикоррупционными соглашениями и иными ограничениями конкуренции. Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 182-ФЗ внес в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» изменения, которые вступили в силу 1 августа 2025 года. Основным нововведением стало создание государственной информационной системы (ГИС), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений, в том числе антикоррупционных.

Антикоррупционные соглашения в конкурентном праве связаны с рисками использования договоров для коррупционных целей, что нарушает честную конкуренцию и права добросовестных участников рынка. Проблема в том, что традиционные способы выявления и борьбы с такими соглашениями часто недостаточно эффективны, поэтому необходимо применять новые правовые и технические методы.

Новые нормы и механизмы контроля

Самым важным нововведением является создание системы ГИС, оператором которой станет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Эта система аккумулирует данные о торгах, хозяйствующих субъектах и рыночных действиях, позволяя автоматически выявлять и анализировать сделки и соглашения, содержащие признаки ограничений конкуренции, включая коррупционные сговоры. Для защиты информации введены строгие меры по обеспечению конфиденциальности и безопасности данных, регулируемые действующим законодательством о коммерческой тайне и информации.

Перечень информации для включения в систему и порядок доступа к ней определяются Правительством РФ. Важной особенностью является возможность использования искусственного интеллекта для ежедневного мониторинга рынка и оперативного выявления потенциальных нарушений.

Польза VS вызовы

Данные изменения продиктованы необходимостью повышения прозрачности торгов и сделок, а также усиления профилактики коррупционных и антиконкурентных сделок. Использование современных IT-решений дает шанс значительно повысить эффективность надзора и снизить риски злоупотреблений. Новый порядок пересмотра решений антимонопольных органов способствует более оперативному и справедливому рассмотрению дел.

Несмотря на преимущества, правоприменительная практика новых законодательных требований может столкнуться с трудностями квалификации и доказательства фактов антикоррупционных соглашений. Достоверное определение и подтверждение коррупционного умысла требует комплексного анализа, что нередко затруднено из-за скрытности таких сделок. Кроме того, у бизнеса возникает обеспокоенность в части защиты коммерческой тайны и возможных злоупотреблений правом доступа к информации.

Таким образом, введение новых антикоррупционных норм в Закон о защите конкуренции через Федеральный закон № 182-ФЗ представляет собой важный шаг в развитии антимонопольного законодательства и укреплении антикоррупционной политики России. Создание государственной информационной системы может оказаться действенным инструментом для противодействия коррупционным сговорам и ограничениям конкуренции. Однако эффективная реализация этих мероприятий требует сбалансированного подхода, учитывающего интересы как государства, так и бизнеса и общества. В дальнейшем необходимо совершенствовать методологию квалификации антикоррупционных соглашений и обеспечивать высокий уровень правоприменительной практики для достижения цели честной и прозрачной конкуренции на российском рынке.

Изменения в порядке проведения проверок госконтроля и ответственность за воспрепятствование им

Существенным изменениям подверглась сфера проведения проверок государственного и муниципального контроля. Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2024 года № 123 действие моратория (Постановление Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года) фактически аннулировано, что дало контрольным органам право проводить внеплановые проверки в ряде новых случаев.

Проведение проверок на практике

Плановые проверки теперь проводятся в отношении объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска с периодичностью от 1 до 2 раз в год. Для средних и низких категорий риска предусмотрены обязательные профилактические визиты с частотой, установленной Правительством РФ. Целью любой проверки по-прежнему остается предупреждение нарушений, а не их выявление и применение наказания.

Добровольные профилактические визиты остаются доступным инструментом для самоконтроля и оценки соблюдения требований без угрозы наказания. Добровольные профилактические визиты имеют особый статус: они проводятся по инициативе бизнеса, и инспекторы не вправе выдавать предписания, их цель — предупреждение нарушений, профилактика. Обязательных визитов нельзя избежать, а при добровольных можно отказаться за 3 рабочих дня до проведения.

Введение цифровых инструментов контроля, таких как мобильное приложение «Инспектор», повышает оперативность и снижает избыточность бумажного документооборота. При этом идентификация представителей органов контроля через штрихкоды является важной мерой по предотвращению злоупотреблений и повышает доверие между проверяемыми и проверяющими.

Ответственность за воспрепятствование проверкам

В законодательстве сохранены и уточнены нормы об ответственности за воспрепятствование проведению законных проверок. Такое воспрепятствование может выражаться в отказе допустить представителей государственных органов к объектам контроля, в сокрытии необходимых документов или в ином препятствовании законной деятельности надзорных органов.

За нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафов для должностных лиц и юридических лиц в размере от 5000 до 100 000 рублей (ст. 19.4.1. КоАП РФ) в зависимости от тяжести и неоднократности нарушения. В ряде случаев возможна и уголовная ответственность (например, если воспрепятствование повлекло значительный ущерб). Однако с 2025 года проверяемое лицо может отказать в допуске проверяющих при отсутствии у них специального штрихкода, подтверждающего их полномочия. Это одновременно юридическое основание для отказа и мера защиты от злоупотреблений.

Несоблюдение правил допуска инспекторов и уклонение от проверок рассматривается судами как нарушение, влекущее за собой соответствующие меры воздействия. В то же время законодательство и практика подчеркивают необходимость сбалансированного подхода, чтобы не создавать чрезмерных препятствий для работы контролирующих органов и одновременно защищать законные права субъектов контроля.

Таким образом, нововведения в процедуре проведения проверок государственного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя создать более прозрачную и эффективную систему контроля. Риск-ориентированный подход, цифровизация надзора, четкое разграничение видов профилактических визитов — все это призвано повысить качество и результативность контрольных мероприятий и должно сопровождаться усилением мер защиты прав предпринимателей, обеспечением прозрачности и контроля за действиями контролеров.

Антиотмывочный контроль в 2025 году

В 2025 году в законодательство РФ по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма внесены существенные изменения, в частности обновлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Эти изменения направлены на адаптацию нормативной базы к современным финансовым реалиям, повышение качества выявления подозрительных операций и расширение сферы контроля.

Законодательная база и стандарты контроля

Основным нормативным актом остается Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001, регулирующий порядок выявления, мониторинга и контроля операций с денежными средствами и иным имуществом, которые могут свидетельствовать о легализации преступных доходов или финансировании терроризма. С 1 июня 2025 года вступила в силу обновленная версия закона с расширением перечня контролируемых операций и изменениями в требованиях к субъектам контроля.

Ключевые коррективы зафиксированы в Федеральном законе № 88-ФЗ от 21.04.2025, вступившем в силу 20 августа 2025 года, а также в постановлениях Правительства, регламентирующих внутренние процедуры антиотмывочного контроля у кредитных и небанковских организаций.

Расширение перечня контролируемых операций в первую очередь коснулось сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями и обработанными алмазами на сумму от 1 миллиона рублей (ст. 6 № 115-ФЗ от 07.08.2001):

  • движение денежных средств по счету юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего куплю-продажу драгоценных металлов и камней, изделий из них, лома подобных изделий;
  • операции физических лиц с инвестиционными драгметаллами, монетами из драгоценных металлов и обработанными алмазами через кредитные организации;
  • покупки и продажи юридических лиц и ИП драгметаллов в слитках, монет и ограненных алмазов через банки.

В то же время из перечня исключены несколько операций, что сокращает административную нагрузку на участников финансового рынка:

  • получение физлицами наличных по чекам на предъявителя, выданным нерезидентами, на сумму от 1 млн рублей;
  • внесение физическими лицами наличных в уставный капитал организации;
  • операции первого зачисления средств на отдельные счета, открытые для расчетов по гособоронзаказу, если сумма достигает 600 тысяч рублей.

Организации и ИП обязаны внедрить комплекс программ внутреннего контроля, включающих программы идентификации клиентов и выгодоприобретателей, программы оценки и управления рисками, программы выявления операций, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма с выявлением необычных признаков, процедуры отказа в совершении операций и блокировки активов. Эти программы должны адаптироваться к обновленному перечню контролируемых операций.

Законодатель также в рамках изменений от 07.08.2025, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ, расширил требования по контролю операций на платформе цифрового рубля. Кредитные организации и филиалы иностранных банков обязаны осуществлять комплекс антиотмывочных действий при работе с цифровыми активами, в том числе идентификацию пользователей, мониторинг подозрительных операций и обмен информацией с Росфинмониторингом. На платформу цифрового рубля не допускаются клиенты с высокой степенью риска или под заморозкой активов.

Обновленный перечень операций, подлежащих обязательному антиотмывочному контролю, демонстрирует стремление законодателя к усилению контроля и повышению эффективности борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, учитывая современные экономические вызовы и цифровизацию финансов.

Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты