№ |
Вопрос |
Ответ |
Нормативное регулирование |
Вопросы по промежуточной бухгалтерской отчетности в связи с началом применения ФСБУ 4/2023 |
|||
1 |
Можно ли в УП указать состав промежуточной отчетности для банков, если кредитный договор определяет свой состав? Пример: «Составляем промежуточную отчетность по требованиям ФЗ-402 и договоров (например, кредитных)». |
Ключевой вывод: к УП описывайте порядок формирования бухгалтерской отчетности по ФСБУ 4. Если банку нужна отчетность в другом формате — это управленческая отчетность, в УП не отражается. В УП укажите только сам факт формирования бухгалтерской отчетности, если принято такое решение. |
П. 1, пп. «г» п. 4, пп. «а» п. 5, п. 6, пп. «а» п. 56 ФСБУ 4/2023; п. 7 ПБУ 1/2008. |
2 |
Каков состав промежуточной отчетности? Входят ли в нее отчет об изменении капитала и отчет о движении денежных средств? Каким может быть формат пояснений: только текст, только таблицы, или возможны варианты? Может ли формат пояснений отличаться от годовой отчетности? |
Разберем состав и формат пояснений промежуточной отчетности.
Ключевой вывод: в состав промежуточной отчетности входят все компоненты годовой отчетности, включая отчет об изменении капитала и отчет о движении денежных средств. Формат пояснений можно выбрать любой (текст, таблицы или комбинация), и он может отличаться от годовой отчетности, если раскрывается только информация, актуализирующая годовые данные. |
Пп. «а» п. 5, п. 6, п. 56, п. 57 ФСБУ 4/2023, п. 7 ПБУ 1/2008. |
3 |
Какие риски возникают при выплате промежуточных дивидендов, если не сформирована промежуточная бухгалтерская отчетность в полном объеме? |
Рассмотрим риски, связанные с выплатой дивидендов без надлежащей отчетности.
Ключевой вывод: выплата дивидендов без полной промежуточной бухгалтерской отчетности создает налоговые и юридические риски. Необходима отчетность, составленная в соответствии с ФСБУ 4, для подтверждения наличия чистой прибыли и достаточного размера СЧА. |
Ст. 28, ст. 29 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; пп. «а» п. 5, п. 6 ФСБУ 4/2023. |
4 |
Если организация не обязана представлять промежуточную отчетность по ФЗ-402, можно ли ее составлять в любом объеме, который определят участники? Можно ли это указать в учетной политике (УП)? |
Что важно знать?
Ключевой вывод: если нет обязанности по ФЗ-402, можно формировать промежуточную отчетность любого формата для управленческих целей. Однако это не бухгалтерская отчетность, и в УП бухгалтерского учета ее описывать не нужно. Используйте локальные акты для установления форм. |
П. 1, пп. «г» п. 4, пп. «а» п. 5, п. 6, пп. «а» п. 56 ФСБУ 4/2023. |
5 |
Обязана ли организация составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, если ранее она ее не формировала? |
Обязанность составления возникает, если:
Ключевой вывод: если у вас нет прямого требования в законодательстве, договорах или учредительных документах, то вы не обязаны составлять промежуточную отчетность, даже если раньше ее не формировали. |
П. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». |
Другие вопросы по применению ФСБУ 4 |
|||
6 |
Должны ли мы в УП предусмотреть все возможные строки форм отчетности? Как действовать при появлении нового показателя, которого изначально не было? Можно ли сразу утвердить максимальное количество строк? |
Что нужно знать?
Ключевой вывод: не нужно утверждать максимальное количество строк. При появлении нового показателя вносите изменения в формы отчетности и поясняйте в пояснениях. |
П. 10, п. 11, пп. «б» п. 66, пп. «в» п. 69 ФСБУ 4. |
7 |
Возможно ли не формировать табличные пояснения (форма 5), установленные в ФСБУ 4, если есть текстовые пояснения? |
Ключевой вывод: табличные пояснения не обязательны, если текстовые пояснения содержат всю необходимую информацию. |
Пп. «г» п. 66 ФСБУ 4. |
8 |
Как представлять прочие доходы и расходы за 2024 год в отчетности за 2025 год? По данным сданной отчетности за 2024 год или по новым правилам? |
Что нужно учитывать?
Ключевой вывод: данные за 2024 год корректируются в соответствии с ФСБУ 4 (в частности, прочие доходы и расходы отражаются сворачиванием) для сопоставимости с данными за 2025 год. Существенные корректировки раскрываются в пояснениях. |
П. 2 Приказа Минфина России от 04.10.2023 № 157н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»; п. 28, пп. «г» п. 69 ФСБУ 4/2023. |
Вопросы по применению ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Другие публикации экспертов
Многие считают, что коррупция и мошенничество — это проблема только крупных корпораций с миллиардными оборотами, где сложнее контролировать все процессы. Однако малый бизнес сталкивается с такими рисками не реже. И зачастую владельцы компаний даже не подозревают, что деньги утекают. Обнаружить признаки нарушений помогают специалисты в области форензик-анализа.
Стоит ли делать выводы о грядущих реформах по итогам встречи и на основании одного поручения? Только отгремела налоговая реформа, не все еще успели вкусить плоды повышения лимита по УСН и уплаты НДС, как помимо ранее описанного в статье "Налогообложения НДФЛ при выходе участника из Общества в 2025 году" законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 909036-8 звучат новые, пока еще предварительные решения в отношении изменения налогового законодательства.