№ |
Вопрос |
Ответ |
Нормативное регулирование |
Вопросы по промежуточной бухгалтерской отчетности в связи с началом применения ФСБУ 4/2023 |
|||
1 |
Можно ли в УП указать состав промежуточной отчетности для банков, если кредитный договор определяет свой состав? Пример: «Составляем промежуточную отчетность по требованиям ФЗ-402 и договоров (например, кредитных)». |
Ключевой вывод: к УП описывайте порядок формирования бухгалтерской отчетности по ФСБУ 4. Если банку нужна отчетность в другом формате — это управленческая отчетность, в УП не отражается. В УП укажите только сам факт формирования бухгалтерской отчетности, если принято такое решение. |
П. 1, пп. «г» п. 4, пп. «а» п. 5, п. 6, пп. «а» п. 56 ФСБУ 4/2023; п. 7 ПБУ 1/2008. |
2 |
Каков состав промежуточной отчетности? Входят ли в нее отчет об изменении капитала и отчет о движении денежных средств? Каким может быть формат пояснений: только текст, только таблицы, или возможны варианты? Может ли формат пояснений отличаться от годовой отчетности? |
Разберем состав и формат пояснений промежуточной отчетности.
Ключевой вывод: в состав промежуточной отчетности входят все компоненты годовой отчетности, включая отчет об изменении капитала и отчет о движении денежных средств. Формат пояснений можно выбрать любой (текст, таблицы или комбинация), и он может отличаться от годовой отчетности, если раскрывается только информация, актуализирующая годовые данные. |
Пп. «а» п. 5, п. 6, п. 56, п. 57 ФСБУ 4/2023, п. 7 ПБУ 1/2008. |
3 |
Какие риски возникают при выплате промежуточных дивидендов, если не сформирована промежуточная бухгалтерская отчетность в полном объеме? |
Рассмотрим риски, связанные с выплатой дивидендов без надлежащей отчетности.
Ключевой вывод: выплата дивидендов без полной промежуточной бухгалтерской отчетности создает налоговые и юридические риски. Необходима отчетность, составленная в соответствии с ФСБУ 4, для подтверждения наличия чистой прибыли и достаточного размера СЧА. |
Ст. 28, ст. 29 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; пп. «а» п. 5, п. 6 ФСБУ 4/2023. |
4 |
Если организация не обязана представлять промежуточную отчетность по ФЗ-402, можно ли ее составлять в любом объеме, который определят участники? Можно ли это указать в учетной политике (УП)? |
Что важно знать?
Ключевой вывод: если нет обязанности по ФЗ-402, можно формировать промежуточную отчетность любого формата для управленческих целей. Однако это не бухгалтерская отчетность, и в УП бухгалтерского учета ее описывать не нужно. Используйте локальные акты для установления форм. |
П. 1, пп. «г» п. 4, пп. «а» п. 5, п. 6, пп. «а» п. 56 ФСБУ 4/2023. |
5 |
Обязана ли организация составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, если ранее она ее не формировала? |
Обязанность составления возникает, если:
Ключевой вывод: если у вас нет прямого требования в законодательстве, договорах или учредительных документах, то вы не обязаны составлять промежуточную отчетность, даже если раньше ее не формировали. |
П. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». |
Другие вопросы по применению ФСБУ 4 |
|||
6 |
Должны ли мы в УП предусмотреть все возможные строки форм отчетности? Как действовать при появлении нового показателя, которого изначально не было? Можно ли сразу утвердить максимальное количество строк? |
Что нужно знать?
Ключевой вывод: не нужно утверждать максимальное количество строк. При появлении нового показателя вносите изменения в формы отчетности и поясняйте в пояснениях. |
П. 10, п. 11, пп. «б» п. 66, пп. «в» п. 69 ФСБУ 4. |
7 |
Возможно ли не формировать табличные пояснения (форма 5), установленные в ФСБУ 4, если есть текстовые пояснения? |
Ключевой вывод: табличные пояснения не обязательны, если текстовые пояснения содержат всю необходимую информацию. |
Пп. «г» п. 66 ФСБУ 4. |
8 |
Как представлять прочие доходы и расходы за 2024 год в отчетности за 2025 год? По данным сданной отчетности за 2024 год или по новым правилам? |
Что нужно учитывать?
Ключевой вывод: данные за 2024 год корректируются в соответствии с ФСБУ 4 (в частности, прочие доходы и расходы отражаются сворачиванием) для сопоставимости с данными за 2025 год. Существенные корректировки раскрываются в пояснениях. |
П. 2 Приказа Минфина России от 04.10.2023 № 157н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»; п. 28, пп. «г» п. 69 ФСБУ 4/2023. |
Вопросы по применению ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Другие публикации экспертов
Представьте, что ваш новейший производственный цех оснащен системой пожаротушения мирового класса. Но при этом вы забыли положить огнетушитель в кабинет генерального директора, где принимаются стратегические решения. По статистике, до 70 % потери стоимости компаний связаны не с внешними угрозами, а с реализацией именно управленческих рисков. Речь о решениях, которые на первый взгляд кажутся верными, но ведут к потере рынка, репутации или финансовой катастрофе. В этой статье разберем, как выявить эти «огнетушители» для кабинета руководства и выстроить систему управления ими.
С 1 апреля 2025 года российские компании обязаны применять Федеральный стандарт бухгалтерского учёта 28/2023 «Инвентаризация», которым актуализирован процесс инвентаризации под современные требования бухгалтерского учёта. В этой статье рассмотрим, какие требования предъявляются к участникам процесса инвентаризации согласно ФСБУ 28.
Признание иностранной компании налоговым резидентом РФ влечёт за собой существенные налоговые риски. Появляется обязанность уплачивать налог на прибыль со всего «мирового дохода» по ставке 20/25 % в России, а не только с доходов, полученных из источников в РФ, а также доначисление налоговым органом НДС по сделкам, связанным с оказанием услуг иностранным компаниям, которые при переквалификации статуса в процессе налоговой проверки приобретают резидентство РФ.