Какие факторы сдерживают кратный рост транзита белорусских грузов по железной дороге в направлении российских портов?
После санкционных блокировок прибалтийских маршрутов преимущественная часть белорусского экспорта была переориентировала на Россию, которая предоставила для этого свою железнодорожную и портовую инфраструктуру. В 2023 году на Россию пришлось 83% белорусского железнодорожного экспорта, что в 1,5 раза превышает объемы 2022 года. 20 российских портов осуществили перевалку почти половины этого объема (14,1 млн т), а это в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Кроме того, белорусская древесина и продукция ее переработки, удобрения и молочная продукция по железной дороге через Россию перевозилась в Казахстан, и другие страны СНГ на Востоке. Значительную долю белорусского ж/д экспорта занимают поставки через Россию и Казахстан в Китай, которые в прошлом году увеличились в 1,7 раза. Контейнерные перевозки в Китай из Беларуси выросли за прошлый год в 1,5 раза, когда было отправлено 1,5 тыс. контейнерных поездов.
Не позволяют нарастить железнодорожный грузопоток из Беларуси высокая стоимость перевозок и недостаточная пропускная способность существующих железнодорожных маршрутов. И если в первом случае Белоруссия смогла договориться о скидках от 10 до 40% по отгрузкам к портам Санкт-Петербурга и по транспортному коридору «Север-Юг». То решение второй проблемы требует серьезных финансовых вложений.
Как быстро удастся нарастить объемы транзита в этом году, и в 2025-ом, и до каких показателей (в млн. тонн)?
Белорусская сторона заявила о своем намерении к 2025 году довести объем перевалки грузов в российских портах до 15 млн т. Однако намного увеличить объемы транзита грузов не получится, так как существующая портовая и железнодорожная инфраструктура задействованы почти на полную мощность.
Примерный объем финансирования строительства новых железнодорожных маршрутов и модернизации старых в 2024 и 2025 годах (в млрд руб. по каждому году)?
Строительство новых железнодорожных маршрутов, которые позволили бы нарастить перевозки грузов из Беларуси, пока находится на стадии обсуждения. Рассматривается, как вариант строительства новой ветки железной дороги по направлению к портам в Санкт-Петербурге и в Мурманске, так и модернизация заброшенных после развала СССР разъездов. Стоимость строительства оценить сложно, но модернизация 1 км железной дороги обходится примерно в 43 млн руб., а если придется строить новую, то стоимость возрастет еще на 40%. Поэтому реализация инвестиционных проектов, улучшающих проходимость белорусских грузов по Октябрьской железной дороге в любом случае потребует не один десяток миллиардов рублей. О том, за чей счет будет осуществляться строительство, пока тоже не ясно.
Могут ли для белорусских грузов быть задействованы не только порты Северо-Запада, но и другие – Причерноморья и в направлении Юго-Восточной Азии?
Для поставок грузов из Беларуси уже задействовано 20 российских портов, тем не менее, наиболее выгодным для белорусских поставщиков являются порты в Балтийском море. Например, в 2023 году порт в Санкт-Петербурге осуществил перевалку 91% (12,9 млн т.) грузов, предназначенных Белоруссией для морской перевозки. В прошлом году белорусское правительство заявило, что намерено построить морской порт в Мурманске, но идея пока также проходит стадию обсуждения.
Кроме того, Белоруссия рассматривает возможность использования строящегося транспортного узла в Архангельске для отправки своих грузов по Северному морскому пути не только в Китай, но и для участия в Северном завозе.