Право истребования пояснений (а в некоторых случаях даже документов) при подаче уточненных деклараций прямо предусмотрено в налоговом кодексе и активно применяется налоговиками (абз. 2 п. 3, п. 8.3 ст. 88 НК РФ). Дело в том, что уменьшение налоговых обязательств может быть обусловлено уменьшением налогооблагаемой базы или увеличением расходов, учтенных налогоплательщиком, а это, с точки зрения ФНС, является одним из маркеров потенциальных налоговых нарушений.
Уточненная налоговая декларация прекращает проверку предшествующей ей декларации, а значит все контрольные мероприятия будут проводиться в отношении актуальной корректировки, и в первую очередь налоговый орган направит требование о представлении пояснений с целью выяснить причины изменения суммы налога.
Информирование региональных властей тоже не является новшеством в деятельности налоговых инспекций. Более того, налоговая служба ведет совместную работу с органами муниципального образования. Например, проведение комиссий по легализации налоговых баз по НДФЛ и страховым взносам с участием представителей городской администрации.
В случае выявления налоговых правонарушений, в частности, в результате неправомерного уменьшения сумм налогов, сведения о таких компаниях могут быть переданы в работу таможенникам (если нарушения касаются внешнеэкономической деятельности) или в следственный комитет: в уголовном кодексе РФ существует статья за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в крупном (и особо крупном) размере (УК РФ статья 199).
В заключение можно сделать вывод: ничего нового в плане работы налоговиков не произошло, но с учетом возросшего внимания к вопросам уменьшения налоговой базы в декларациях можно порекомендовать руководству компаний более тщательно готовить пояснения на требования налоговых органов и заранее оформлять подтверждающие документы.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»