Аудит в России, в силу исторических предпосылок, был введен в экономическую жизнь страны директивно. Государство, как инициатор введения аудита, стремилось к контролю за крупными и социально значимыми организациями, которые действуют на территории Российской Федерации и могут оказать влияние на состояние экономики и финансовое благополучие населения.

Однако в таком контроле заинтересован и собственник бизнеса, а также лица, финансовое положение которых имеет прямую зависимость от деятельности менеджмента организации. Так, обязательный аудит все чаще воспринимается не только в качестве обязательства, но и как инструмент контроля за финансовым состоянием бизнеса, особенно с введением риск-ориентированного подхода.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2024 году

Данный пункт урегулирован Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу 01.01.2010 взамен Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.

Федеральный закон № 307-ФЗ описывает, какие организации подлежат процедуре проведения обязательного аудита. Однако с 1 января 2021 года в 307-ФЗ были внесены поправки, которые существенно изменили структуру закона, в том числе убрали часть пунктов, относящихся к объектам, подлежащим обязательному аудиту. Сделано это было не потому, что данные организации были исключены из списка подпадающих под обязательную проверку, а для исключения дублирования норм. Поэтому требования к проведению обязательной внешней проверки также содержит ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность объектов аудита — акционерных обществ, кредитных и страховых организаций, застройщиков и пр.

Итак, в законодательстве сформулированы следующие критерии организаций, подпадающих под обязательный аудит:

  • Организации, эмитирующие эмиссионные ценные бумаги и чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам. Аналогично обязательный аудит обязаны также проводить компании, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
  • Обязательную ежегодную аудиторскую проверку обязаны проходить организации, созданные в форме акционерного общества. Это требование зафиксировано в п. 5 ст. 67.1 ГК РФ и в п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
  • Также под обязательный аудит подпадают организации, у которых полученный от предпринимательской деятельности доход превышает 800 млн рублей или сумма активов которых составляет более 400 млн рублей по бухгалтерскому балансу на конец предыдущего года.
  • Критерии проведения обязательного аудита содержат также пункт, касающийся финансовых результатов за предыдущий год. Обязательный аудит обязаны проводить все фонды, если суммарные имущественные поступления (включая денежные) превысили 3 млн рублей. Однако стоит заметить, что данной процедуре не подлежат государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и фонды, имеющие статус международных в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
  • Независимо от объемов деятельности и финансирования проверяются СРО, политические партии, представительства иностранных НКО.

Не подлежат обязательной проверке органы государственной власти, местного самоуправления, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы, союзы этих кооперативов, организации потребительской кооперации.

Когда проводится обязательный аудит

Сроки проведения обязательного аудита законодательно не установлены. По общему правилу бухгалтерская отчетность вместе с аудиторским заключением должна быть направлена в налоговый орган не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным, либо в течение 10 рабочих дней со дня получения аудиторского заключения. На Федресурсе аудиторское заключение необходимо раскрывать в течение 3 дней с момента его получения.

Обязательный аудит оптимально проводить в 2 этапа:

  1. В октябре — декабре года, отчетность по которому подлежит проверке.
  2. В январе — марте года, следующего за отчетным.

Таким образом, в рамках первого этапа аудитор сможет выдать предварительные рекомендации, обозначить заказчику области, требующие дополнительного контроля, а в рамках второго — уже спокойно, без спешки завершить проверку.

Однако критерии определения наиболее подходящих сроков крайне индивидуальны и зависят от пожеланий заказчика, особенностей его деятельности и целей.

Кем проводится обязательный аудит

Обязательный аудит вправе проводить только аудиторская компания (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Индивидуальные аудиторы с 2022 года не могут проводить обязательные аудиторские проверки.

Обязательным условием для ведения аудиторской деятельности является наличие членства у организации в саморегулируемой организации аудиторов. На сайте СРО также отображается информация о внешнем контроле качества, проведенном в отношении аудиторской фирмы, — это также может стать одним из факторов выбора компании для проведения обязательного аудита.

Саморегулируемая организация аудиторов — некоммерческая организация, объединяющая аудиторские организации и аудиторов на основе обязательного членства, созданная для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов ее членов, обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах, которой присвоен статус саморегулируемой организации аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

С 2022 года в России действует 1 саморегулируемая организация аудиторов — Ассоциация «Содружество» (СРО ААС), членами которой являются все аудиторы и аудиторские организации.

Законодательство устанавливает требование о независимости аудитора от проверяемой организации. В ином случае прямая или косвенная зависимость аудитора или аудиторской компании может оказать негативное влияние на результаты проведенного обязательного аудита и возможность усомниться в их достоверности.

При выборе аудиторской организации также стоит обращать внимание на ее репутацию на рынке, длительность ведения деятельности, опыт и квалификацию специалистов, а также наличие экспертизы в отрасли заказчика или в смежных с ней.

Обязательный аудит общественно значимых организаций

С 2023 года аудит общественно значимых организаций вправе проводить только аудиторские организации, находящиеся в реестре аудиторских организаций ОЗО, который ведет Федеральное Казначейство. При этом, в случае если ОЗО относится к финансовому рынку, аудиторская организация должна быть внесена в реестр ЦБ РФ. Критерии включения в эти реестры достаточно строгие, аудиторская фирма подвергается тщательной всесторонней проверке непосредственно перед включением в реестры и далее ежегодно со стороны Федерального Казначейства и/или ЦБ РФ.

К общественно значимым организациям, подлежащим обязательному аудиту (ч. 1 Ст.5.1 № 307-ФЗ), относятся:

  • организации, осуществляющие свою непосредственную экономическую деятельность в рамках рынка ценных бумаг и являющиеся профессиональными участниками;
  • публичные АО и организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • государственные корпорации и компании, а также организации, в которых участие государства в уставном капитале составляет не менее 25 процентов;
  • кредитные и страховые организации;
  • иные организации, раскрывающие отчетность в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Как проводится обязательный аудит

Обязательный аудит проводится ежегодно. Несмотря на то что он является жестко регламентированной процедурой, в рамках проверки оценивается значительный объем данных, имеющих влияние на достоверность отчетности. В частности:

  • эффективность работы финансовой службы;
  • состояние системы внутреннего контроля, в том числе с точки зрения наиболее рисковых областей для целей предотвращения возможных злоупотреблений;
  • выборочная проверка первичной документации и операций на наличие ошибок;
  • корректность применения действующего законодательства;
  • наблюдение за инвентаризацией с целью подтверждения его наличия и сохранности (опционально).

Первый этап — подготовка к аудиту, в рамках которой разрабатывается стратегия аудита, график проведения проверки, общий план, определяется уровень существенности. Также на этом этапе формируется аудиторская группа и направляются письма-запросы.

Аудитор, действующий в рамках аудиторской организации, имеет право запросить любые документы, связанные с налоговым и бухгалтерским учетом в пределах проверяемого периода. Список запрашиваемых документов может варьироваться в зависимости от экономической деятельности компании и целей аудита. Чаще всего в число запрашиваемых документов входят различные формы отчетности, организационно-распорядительная и первичная документация.

Отказ от предоставления сведений и документации возможен при условии, что компания контролируется иностранным физическим или юридическим лицом. Так, к примеру, иностранные эмитенты вправе не предоставлять аудитору ряд сведений и документов.

Второй этап заключается в непосредственном проведении аудиторской проверки, в рамках него осуществляется сбор и анализ данных. Как правило, документы проверяются выборочно, для чего на подготовительном этапе определяется уровень существенности — показатель, от которого отталкивается аудитор при построении выборки.

На этом этапе проводится оценка достоверности бухгалтерской информации, формируются рекомендации по устранению недочетов, влияющих на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Финальный этап. Завершается обязательный аудитформированием и выдачей аудиторского заключения.

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Аудиторское заключение отражает достоверность отчетности компании и может быть:

  1. Немодифицированным — если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании.
  2. Модифицированным — если отчетность содержит существенные искажения или у аудитора нет возможности получить доказательства, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений.

Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью должно быть направленно в налоговый орган. При этом в случае нарушения сроков сдачи аудиторского заключения предусмотрены штрафы (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Комплексный обязательный аудит позволяет не просто обнаружить и устранить нарушения, но и выявить слабые места в системе внутреннего контроля. Многие заказчики сегодня при работе с аудиторской компанией используют тот же подход, что и в работе с консультантами — максимально открытый и нацеленный не только на получение положительного (немодифицированного) аудиторского заключения, но и на реальную пользу от проведенной процедуры, результаты которой можно использовать для повышения эффективности работы бизнеса. Аудиторский отчет, который может быть выдан вместе с аудиторским заключением, содержит информацию для топ-менеджмента, раскрывающую обнаруженные искажения, причины их появления и рекомендации по их исправлению и минимизации.

Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты