В газете «Коммерсантъ-СПб» опубликована статья «Зона доступа». Издание сообщает, что снижение турпотока в связи с кризисом сказалось на рынке мобильной связи в виде перераспределения количества пользователей международного и внутреннего роуминга – большинство пользователей уходит в интернет. Однако, как пишет «Коммерсантъ», операторы довольно скептичны в отношении внедрения новых услуг и технологий.

Экспертный комментарий к статье по просьбе редакции предоставил Партнер, Директор по стратегическому развитию АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) Армен Даниелян.


Сказался ли на рынке мобильной связи кризис? Какие услуги просели, а спрос на какие, наоборот, возрос?

Текущий кризис затронул все сферы экономики России, не остался в стороне и рынок сотовой связи. Хотя новый кризис, уже третий, с которым столкнулись ведущие российские операторы, но если девальвация1998 года сопровождалась пропорциональным ростом цен на услуги, то сегодня сотовые операторы не торопятся повышать цены, пытаясь сохранить тенденцию на снижение тарифов при повышении качества связи. Однако курс рубля чрезвычайно важен для операторов, так как ими используется в основном импортное оборудование, а девальвация приводит к удорожанию инвестиций. Поэтому если воздействие кризиса продолжится и в 2016 году (что очень вероятно), то роста цен на услуги сотовых операторов не избежать.

Но если мы пока не наблюдаем открытого роста тарифов на связь, то скрытое повышение цен выражается в сокращении числа бесплатных услуг и стимулировании внедрения платных дополнительный сервисов. Например, в числе антикризисных мер – сокращение числа смс, количества минут разговора, высокоскоростного интернет-трафика, включаемых в пакетные тарифы и удорожание стоимости услуг, оказываемых сверх пакета.

Последняя тенденция, в том числе и для сотовых операторов Санкт-Петербурга, в сокращении средней продолжительности разговора, но связывать ее с кризисом не стоит, наоборот люди больше звонят: кто ищет работу, кто более низкие цены на товары. Очевиден также существенный спрос на услуги мобильного интернета, что обуславливается широким распространением смартфонов и планшетов. Непосредственно к последствиям кризиса следует отнести повышение стоимости международного роуминга, так как его цена на 70% формируется из межоператорских тарифов в валюте. Поэтому для того, чтобы сохранить низкий уровень цен на роуминг, операторы прибегают к более высокому диапазону градации тарифов: по наиболее популярным для россиян направлениям туризма цены на роуминг остаются на прежнем уровне, но цены по другим направлениям существенно возрастают.

Кризис также не позволяет операторам улучшать качество связи, так как ограничение закупок нового оборудования приводит к критическим уровням загрузки действующего, что существенно отражается на качестве телефонной связи и интернета.


Как вы считаете, оправдались ли прогнозы по падению количества и длительности звонков в международном роуминге в нынешнем сезоне и по увеличению звонков внутреннего роуминга?

Падение количества звонков в международном роуминге обуславливается общим снижением российского международного туризма, однако рост внутреннего туризма также не наблюдается, поэтому существенного прироста доходов от внутреннего роуминга в текущем году ожидать не следует, а в будущем году возможный рост доходов будет скорее всего обусловлен ростом тарифов, а не увеличением числа звонков.


По вашему наблюдению, подстегнет ли (или уже подстегнула) отмена платы за входящие звонки во внутреннем роуминге МТС к подобному шагу других операторов? Какова приблизительная доля прибыли по этой статье услуг?

МТС является флагманом российского рынка сотовой связи и обычно именно этот оператор закладывает тренды. Возрастающая конкуренция на рынке услуг сотовой связи, возможность использования 2-х симкарт в одном аппарате, конечно заставляет операторов следовать за новыми трендами. Однако международный роуминг МТС до сих пор является чрезвычайно дорогим по сравнению с другими российскими операторами. Поэтому у других представителей «большой четверки» «Мегафона», «Вымпелкома (Билайна)» и «Tele2» есть все шансы, даже не снижая тарифы на внутренний роуминг, остаться на занимаемых позициях.


Как скажется территориальная экспансия Теле2 на рынке мобильной связи? Усиление конкуренции, удешевление услуг?

Проблема операторов не столько в продвижении на рынке дискаунтера Tele2, сколько в активном внедрении бесплатных сервисов WhatsApp, Viber, Skype которые позволяют осуществлять бесплатную голосовую связь на любых расстояниях через интернет в достаточно хорошем качестве. Поэтому именно развитие подобных сервисов в будущем будет вынуждать сотовых операторов искать новые способы сохранения занимаемых позиций.


Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), «Коммерсантъ-СПб»

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты