Оптимизация налогообложения или, как это еще принято называть, дробление бизнеса — один из способов налоговой экономии. Так, согласно положениям налогового законодательства, при превышении компанией оборотов свыше ста пятидесяти миллионов рублей в месяц, она теряет право использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), и как следствие, у такой компании возникает обязательство перейти на ОСНО, являющийся одним из самых сложных режимов налогообложения, который предусматривает большое количество налогов, а также полное ведение бухгалтерского и налогового учета. Тут стоит обратить внимание на то, что основной режим все-таки дает некоторые преференции: в частности, большинство крупных компаний работает на ОСНО и как плательщики НДС предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.
Специальные налоговые режимы являются частью мер государственной поддержки малого бизнеса в сфере льготного налогообложения. Однако некоторые организации, желающие сэкономить на уплате налогов в бюджет, предпочитают применять разного рода схемы по уклонению от применения ОСНО путем так называемого дробления бизнеса. Вследствие такого дробления, компания делится на несколько формально независимых, но по факту, принадлежащих одному (или группе) лиц, с целью раздробить оборот, и оставить его на уровне, не превышающем вышеуказанные 150 млн на каждую компанию. Целью и итогом такого дробления, является продолжение использования УСН.
Стоит отметить, что законодательно нет и не закреплено такого понятия, как дробление бизнеса. Тем не менее, поиск и выявление лиц, уклоняющихся от надлежащего налогообложения, - задача налоговиков. Так, Налоговая служба выделяет 17 признаков дробления бизнеса (письмо ФНС РФ от 11 августа 2017г. N СА-4-7/15895@):
-
дробление бизнеса происходит между лицами, применяющими специальные режимы (вместо исчисления налогов на общей системе основным участником, осуществляющим реальную деятельность);
-
применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на снижение налоговых обязательств при расширении всей хозяйственной деятельности в целом;
-
налогоплательщик, либо его фактические бенефициары являются фактическими получателями налоговой выгоды от использования схемы дробления бизнеса;
-
участники схемы осуществляют один и тот же вид деятельности;
-
создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
-
участники схемы несут расходы друг за друга;
-
участники схемы прямо или косвенно взаимозависимы (аффилированы);
-
формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
-
отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
-
участники схемы используют одни и те же вывески, обозначения, контакты, сайты в сети «Интернет», адреса (фактического местонахождения, адреса офисов, складских и производственных баз), банки, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета и т.п.;
-
единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
-
фактическое управление деятельностью участников схемы осуществляется одними лицами;
-
единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
-
интересы участников схемы дробления (в государственных органах или с независимыми контрагентами) представляют одни и те же лица;
-
показатели деятельности (численность персонала, занимаемая площадь и размер дохода) близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение спец. режима;
-
данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций указывают на снижение рентабельности производства и прибыли;
-
поставщики и покупатели распределение между участниками схемы, исходя из применяемой ими системы налогообложения.
В сложившейся судебной практике все вышеуказанные обстоятельства служат доводами, которые налоговики приводят в спорах, а также являются основой для построения доказательственной базы со стороны представителей налоговой службы.
В результате получения необоснованной налоговой выгоды дроблении бизнеса помимо доначисления налогов, согласно п. 3 ст. 122 НК РФ, на компанию может быть наложен штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (вместо привычных 20%) в виду того, что нарушение совершено умышленно.
Если компания имеет вышеперечисленные признаки, самый простой и очевидный выход из ситуации – переход на общую систему налогообложения. И полное соответствие всем требованиям: ведение полного бухгалтерского учета, уплата НДС, налога на прибыль. В рамках ОСНО также есть возможности оптимизировать налоговую нагрузку, например, для снижения нагрузки по НДС искать поставщиков и контрагентов, также работающих с НДС.
В случае, когда все же имеет место необходимость разделения бизнеса, оно должно быть произведено с реальным обоснованием экономических целей. При этом стоит учитывать 17 вышеуказанных оснований, чтобы не попасть на предусмотренные Налоговым кодексом санкции. Каждая компания должна быть самостоятельной, то есть иметь собственный штат работников, собственное имущество и осуществлять разные виды экономической деятельности.
В завершение хотелось бы обратить внимание на то, что любое подозрение со стороны контролеров в дроблении бизнеса является основанием для включения хозяйствующего субъекта в список лиц-кандидатов на осуществление выездной налоговой проверки со стороны ФНС.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»