Налоговые органы усилили контроль за российскими организациями, использующими услуги различных агентов, в том числе платежных агентов, экспедиторов и других посредников во внешнеэкономической деятельности, и начали доначислять источнику налоги за доходы, полученные такими агентами.

Суть претензий налоговых органов

После 2022 года, в условиях санкций, многие компании стали чаще пользоваться услугами платежных агентов и других посредников для проведения международных расчетов. Налоговые органы активно запрашивают у организаций информацию о бизнес-модели, операциях, бенефициарах, целях создания компаний, а также реестры платежей и отчеты об услугах.

Особое внимание уделяется случаям, когда посредники-агенты используются для проведения платежей в «недружественные» страны, или при наличии сложных схем с использованием связанных компаний в разных юрисдикциях. Если налоговые органы считают, что агент фактически не выполняет заявленных функций, а схема используется для вывода средств или минимизации налогов, они могут переквалифицировать такие операции и доначислить налоги источнику.

Например, используется схема с разделением платежных агентов — классический пример непрозрачной финансовой архитектуры, которая может применяться для обхода регуляторных ограничений, санкций или налогового контроля.

  • Российский платежный агент аккумулирует рублевые поступления от клиентов на внутреннем рынке.
  • Иностранный «партнер» (часто зарегистрированный в юрисдикции с мягким регулированием, например в ОАЭ, Турции, Казахстане) проводит встречный платеж конечному контрагенту в санкционной зоне (например, в ЕС или США) без прямого пересечения границ капитала между юрисдикциями.

Формально операции выглядят как независимые, но фактически синхронизированы по суммам и срокам.

По каким признакам налоговый орган выявляет такую схему

  • Отсутствие прямой транзакционной связи: нет прямых переводов между российской и иностранной компаниями, что затрудняет отслеживание цепочки.
  • Искусственное разделение потоков. Санкционный контрагент получает средства не от российской компании, а от ее иностранного аффилиата, что создает видимость «чистоты» сделки.
  • Использование «нейтральных» юрисдикций. Посредник часто выбирает страну, которая не присоединилась к санкциям и имеет слабую отчетность (например, Армению, Кыргызстан, ОАЭ).
  • Отсутствие экономического смысла. Если иностранный агент не оказывает реальных услуг, его роль сводится к функции «прокладки» для легализации платежей.
  • Нарушение принципа know your customer (KYC). Банки и платежные системы не могут установить конечного получателя средств.
  • Сокрытие истинных контрагентов. Цепочка разорвана, что противоречит требованиям FATF и международным стандартам AML (противодействия отмыванию).
  • Манипуляции с валютой. Встречные платежи могут использоваться для вывода капитала из России или спекуляций на курсовой разнице.

В конце этого года истекает срок глубины налоговой проверки за 2022 год — именно тогда началось активное использование платежных агентов.

Также налоговый орган обращает внимание на существенный оборот, несопоставимый с функционалом агента, что в том числе может свидетельствовать о выводе средств на дивиденды, запрет на выплату которых был установлен с 2022 года.

Практика только формируется, и подходы налоговых органов могут меняться. В текущем моменте мы не обнаружили судебных актов окружных судов по искам о признании доначислений необоснованными, но известны текущие случаи в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок, где налоговые органы усматривают в использовании агентов попытки ухода от налогообложения или вывода средств за рубеж в обход валютных и санкционных ограничений.

Согласно Федеральному закону № 539-ФЗ, с 1 января 2024 года введен налог на прибыль в размере 15 % на доходы иностранных компаний, получаемые от оказания внутригрупповых услуг/работ российским взаимозависимым лицам.

Этот налог применяется к выплатам иностранным взаимозависимым лицам за выполнение работ или оказание услуг на территории РФ, если такие выплаты квалифицируются как внутригрупповые услуги. Нововведение направлено на минимизацию схем вывода прибыли за рубеж под видом оплаты услуг внутри группы компаний, а также связано с приостановлением действия соглашений об избежании двойного налогообложения СИДН с рядом «недружественных» стран.

Ранее мы отмечали достаточно устойчивую судебную позицию в отношении выплат посредникам: так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2024 № Ф04-4073/2024 по делу № А45-36916/2023 удовлетворены требования о признании недействительными решений налогового органа, которым Обществу предложено уплатить налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации, за оказанные услуги морской перевозки по договорам фрахтования, штраф за не удержание и не перечисление налоговым агентом указанного налога. Суд указал, что, поскольку доходы являлись предметом налогообложения у иностранных организаций по месту пребывания в соответствии с законодательством Турции, возложение на общество обязанности по уплате налога с указанных выше доходов без компенсации расходов перевозчиками приводит к двойному налогообложению.

Между тем сейчас доначисления налогов у источника, как правило, обосновываются положениями главы 25 Налогового кодекса РФ (налог на прибыль организаций), а также положениями о налогообложении доходов иностранных организаций от источников в РФ (ст. 309, 310 НК РФ). Если налоговые органы считают, что агент действует не в интересах принципала, а схема используется для вывода дохода за рубеж, они могут переквалифицировать выплаты в пользу иностранного лица как доход, подлежащий налогообложению у источника в РФ.

Важно, чтобы между агентом, например экспедитором или платежным агентом, и принципалом не было юридической связанности, иначе налоговые органы могут квалифицировать сделки как контролируемые и применить правила трансфертного ценообразования.

Российским организациям, использующим услуги агентов во внешнеэкономической деятельности, рекомендуется тщательно документировать экономическую обоснованность операций, раскрывать структуру сделок, функции и риски сторон, а также быть готовыми к предоставлению подробных пояснений и документов по запросу налоговых органов.

Таким образом, доначисления налогов источнику по операциям с агентами во внешнеэкономической деятельности — это актуальная тенденция налогового контроля, обусловленная как изменениями в международной обстановке, так и усилением фискального давления внутри страны.

Эксперты ГК "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" готовы оказать помощь по любым вопросам
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами.
Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты