Оптимизация налоговой нагрузки в России может происходить только легальными способами, которые не противоречат Налоговому кодексу РФ, не попадают под признаки уклонения от уплаты налогов, не приводят к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ) и привлечению принимающих решения лиц к ответственности, в том числе уголовной.

Основными способами законной налоговой оптимизации можно назвать:

  • выбор оптимальной системы налогообложения;
  • организацию структуры бизнеса;
  • использование налоговых льгот и вычетов.

Первоначальным является выбор оптимальной организационно-правовой формы бизнеса (ООО, ИП, АО и др.), исходя из налоговых последствий. При этом мы не говорим об искусственном разделении, а используем курс «деловой цели» и «экономической обоснованности».

Корректный расчёт финансовой модели бизнеса позволит принять правильное решение. Например, перейти на упрощённую систему налогообложения (УСН): 6 % с доходов или 15 % с разницы между доходами и расходами. Учитывая особенности регионального законодательства, размер процента может быть ниже. Это особенно выгодно для малого бизнеса и ИП с доходом до 450 млн руб. в год.

Использование патентной системы налогообложения (ПСН) доступно только для ИП по определённым видам деятельности, но при ведении раздельного учёта позволяет платить фиксированную сумму налога вместо ряда других налогов.

При грамотном планировании налоговой нагрузки необходимо учитывать, что применение всех предусмотренных законом вычетов (например, по НДС при экспорте, инвестиционных, по налогу на прибыль) и участие в льготных программах для отдельных отраслей или регионов, где действуют пониженные ставки или освобождение от некоторых налогов, позволяют существенно сократить налоговую нагрузку без негативного внимания контролирующих органов.

Корректный учёт всех расходов, связанных с основной деятельностью, за счёт которых реально уменьшить налогооблагаемую базу, тоже можно отнести к способу налоговой оптимизации. Это особенно важно для ОСНО и УСН «Доходы минус расход». Как и вложение средств в развитие и модернизацию, чтобы воспользоваться инвестиционными налоговыми вычетами или амортизационными льготами и законно снизить налоговую нагрузку.

Если рассматривать конкретные действия по оптимизации налоговых платежей, то к ним необходимо отнести вступление в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Это действительно может использоваться как инструмент налоговой оптимизации для бизнеса в России.

Основные налоговые и финансовые преимущества для участников реестра МСП

  • Сниженные ставки по страховым взносам. Для организаций, включённых в реестр, действует пониженная ставка страховых взносов — 15 % вместо стандартных 30 % с выплат сотрудникам, превышающих МРОТ.
  • Доступ к льготным кредитам и грантам. Компании из реестра могут получать кредиты на льготных условиях, а также претендовать на государственные гранты по отдельным видам деятельности (например, в сельском хозяйстве).
  • Аренда государственного имущества на льготных условиях. Участники реестра могут арендовать имущество, здания и транспорт по сниженным ставкам.
  • Доступ к государственной поддержке. Она включает налоговые каникулы, субсидии, обучение и другие программы поддержки, реализуемые в рамках национальных проектов.
  • Упрощение участия в государственных и муниципальных закупках. Для МСП предусмотрены специальные квоты и преференции при участии в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Включение в реестр, конечно, не освобождает от уплаты налогов, но позволяет использовать пониженные ставки и получать иные льготы, что снижает налоговую нагрузку. При этом для получения льгот важно не только попасть в реестр, но и соответствовать установленным законом критериям по численности, доходу и структуре собственности.

Субсидии

Субсидии могут использоваться как один из способов законной налоговой оптимизации, однако их роль и механизм отличаются от прямых льгот или вычетов. Как безвозмездная финансовая поддержка, предоставляемая государством юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на определённые цели (например, развитие бизнеса, инновации, экспорт, создание рабочих мест), субсидия сама по себе не уменьшает налоговую базу напрямую, но позволяет покрыть часть расходов, которые могли бы лечь на бизнес.

Это косвенно снижает общую налоговую нагрузку, так как часть затрат компенсируется государством, а не за счёт собственных средств компании. При этом напомним, что в ряде случаев расходы, покрытые субсидией, могут учитываться при налогообложении, если они соответствуют критериям налогового законодательства (например, расходы на НИОКР, модернизацию производства). Для наиболее эффективной налоговой оптимизации возможно сочетание субсидий с использованием налоговых льгот и специальных режимов.

Налоговые льготы и преференции

Налоговые льготы и преференции — одни из ключевых инструментов легальной оптимизации налоговой нагрузки. За счёт полного и грамотного применения всех предусмотренных законом послаблений, освобождений и специальных режимов налогообложения компании и индивидуальные предприниматели могут реально снижать размер налоговых обязательств. Например, для ИТ-компаний действуют пониженные ставки налога на прибыль, а для предприятий общепита — освобождение от НДС.

Что доступно бизнесу:

  • Налоговые вычеты — из облагаемой налогом базы вычитается определённая сумма (например, имущественные или социальные вычеты по НДФЛ).
  • Необлагаемый минимум — часть дохода или имущества, не подлежащая налогообложению.
  • Налоговые каникулы — временное освобождение от уплаты налога для определённых категорий налогоплательщиков (например, для новых индивидуальных предпринимателей на УСН или патенте).
  • Налоговая амнистия — списание задолженности по налогам без применения санкций.
  • Освобождение от налога — полное или частичное освобождение на определённый срок или бессрочно (например, для общественных организаций, ветеранов, религиозных и благотворительных организаций).
  • Изъятие из налоговой базы — определённые виды имущества или доходов не облагаются налогом (например, имущество медицинских или религиозных организаций по ст. 381 НК РФ).
  • Пониженные ставки по отдельным налогам — для определённых категорий налогоплательщиков или видов деятельности (например, ставка по УСН 3 % вместо 6 %).
  • Отсрочка или рассрочка уплаты налога — на определённый срок.
  • Возврат налога — компенсация ранее уплаченных сумм (например, возврат НДС при экспорте товаров).
  • Зачёт налога — учёт налога, уплаченного за рубежом, при расчёте налога в РФ для предотвращения двойного налогообложения.
  • Использование специальных коэффициентов амортизации и амортизационных премий — для снижения налоговой нагрузки на юридических лиц.

Право на льготу закреплено в ст. 21 НК РФ. И налогоплательщик обязан подтвердить её применение соответствующими документами и соблюдать порядок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом неотражение льготы в декларации не считается автоматическим отказом от её использования. Пленум ВАС РФ (п. 5 постановления № 57 от 30.07.2013) разъяснил, что, если налогоплательщик не указал льготу в декларации за конкретный период, это не лишает его права воспользоваться ею при наличии оснований.

Также нельзя не отметить способы оптимизации через учётную и договорную политики. Организация может выбирать допустимые методы учёта, влияющие на распределение доходов и расходов между периодами, что позволяет регулировать налоговую базу и, соответственно, сумму налогов к уплате. Грамотное составление договоров и планирование сделок тоже могут способствовать снижению налоговой нагрузки, если это не противоречит законодательству.

Конечно, применение налоговых льгот должно быть обоснованным и соответствовать требованиям НК РФ. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 54.1, налогоплательщик вправе воспользоваться налоговой выгодой только в том случае, если основной целью операции не является неуплата налога. При неправильном или необоснованном применении льгот существует риск доначисления налогов, штрафов и потери льготного статуса.

Особые экономические зоны

Для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) в России предусмотрен широкий спектр налоговых льгот, которые закреплены в Налоговом кодексе и региональных законах.

Основные налоговые льготы:

  • Сниженная ставка налога на прибыль. Для резидентов ОЭЗ ставка по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, составляет от 0 % до 2 %, а в региональный бюджет — не более 13,5 % вместо стандартных 20 % и 3 % соответственно. Важно, что пониженная ставка применяется только к прибыли, которая получена от деятельности, предусмотренной соглашением с органами управления ОЭЗ и осуществляемой на её территории. Необходимо вести раздельный учёт доходов и расходов по льготируемой деятельности.
  • Освобождение от налога на имущество организаций. Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от региона и типа зоны). Тогда как стандартная ставка — 2,2 %.
  • Освобождение от земельного налога. Ставка по земельному налогу для резидентов ОЭЗ составляет 0 % вместо стандартных 1,5 % на срок до 5 лет с возможностью пролонгации.
  • Освобождение от транспортного налога. В ряде регионов резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты транспортного налога на определённый срок.
  • Таможенные льготы. Действует режим свободной таможенной зоны: оборудование, сырьё и материалы можно ввозить без уплаты НДС и таможенных пошлин при использовании внутри зоны.
  • Дополнительные льготы. Получение земельных участков без торгов, льготное или бесплатное подключение к инженерным сетям, размещение на территории индустриальных парков с готовой инфраструктурой.

Для получения льгот необходимо заключить соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности и получить статус резидента ОЭЗ. Сроки и условия предоставления льгот зависят от типа ОЭЗ (промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная, портовая), региона и конкретного содержания соглашения с управляющей компанией зоны. Регионы вправе устанавливать дополнительные льготы или ограничения для резидентов.

В 2025 году был принят закон, отменяющий с 1 января 2026 года налоговые льготы для участников ОЭЗ в Магаданской области, что свидетельствует о возможности изменения льготного режима в зависимости от государственной политики.

В текущей экономической ситуации, с ростом цифровизации налогового контроля, которая упрощает раскрытие правонарушений, налоговое планирование и оптимизация — это не грубое применение незаконных схем, а законодательно урегулированное использование допустимых способов, позволяющих достичь оптимального, стабильного и добросовестного результата без риска утраты бизнеса и привлечения к личной ответственности.

Эксперты ГК "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" готовы оказать помощь по любым вопросам
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами.
Бесплатная экспертная диагностика управленческого потенциала
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами!
Автор материала
Лилия Бондарь
Эксперт департамента финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты